Научная статья на тему 'РОЛЬ ПЕДАГОГА В ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

РОЛЬ ПЕДАГОГА В ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
192
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагог / профессия / одаренный ребенок / младшие школьники / личность / учебная деятельность / познавательная активность / способности / teacher / profession / gifted child / younger students / personality / learning activity / cognitive activity / abilities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чмыхало Светлана Михайловна

В статье рассматривается роль педагога, который уделяет пристальное внимание в организации работы с одаренными детьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF THE TEACHER IN ORGANIZATION OF WORK WITH GIFTED YOUNG SCHOOL CHILDREN

The article examines the role of a teacher who pays close attention to organizing work with gifted children.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ПЕДАГОГА В ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

негативными эмоциональными состояниями, острыми переживаниями, неудовлетворенностью, фрустрацией, дезориентацией и демотивацией. Как и любые жизненные кризисы, кризисы профессиональной идентичности могут способствовать развитию, иметь конструктивный характер и давать позитивный результат, но могут приводить и к негативным последствиям, неблагоприятно влиять на специалиста и его окружение, даже вызывать личностные деформации и девиации.

Кризисы профессиональной идентичности для успешного преодоления требуют от специалиста не только необходимого самоконтроля и саморегуляции, но и напряженной рефлексии, которая позволяет конструктивно пересмотреть систему ценностей, урегулировать конфликт интересов, перестроить систему доминирующих мотивов в рамках профессиональной направленности личности, а также грамотно найти ресурсы и, может быть даже источник вдохновения для решимости и воли к таким грандиозным жизненным переменам как смена профессии или, наоборот, преодоления искушения эскепизма и прокрастинации. Рефлексия является неотъемлемой частью осмысления (осмысливания) ситуации, проблемы, поэтому можно смело говорить о том, что осмысленность служит позитивным фактором преодоления кризиса профессиональной идентичности. Осмысленность позволит достичь непротиворечивого восприятия всего комплекса условий и обстоятельств, мнений и позиций, своих собственных и значимых других, учесть возможные риски, оценить преимущества и предотвратить болезненные переживания неудачи, угрызения совести, сожаления.

Осмысленность выступает мощным инструментом в борьбе с импульсивными действиями и необдуманными решениями, способствует взвешенному и аргументированному подходу к поиску оптимального варианта выхода из кризиса, обеспечивает хронологически детерминированную преемственность периодов профессионализации, способствует построению высоко обоснованных причинно-следственных связей, оптимизирует и гармонизирует мотивационную сферу личности. Это вдвойне важно для педагога, так как личность педагога часто является образцом, который частично или полностью воспроизводят, к которому стремятся, на который ориентируются учащиеся.

РОЛЬ ПЕДАГОГА В ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Чмыхало Светлана Михайловна (Смоленск, Россия), учитель начальных классов, МБОУ «Гимназия № 4». E-mail: chmichalo@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается роль педагога, который уделяет пристальное внимание в организации работы с одаренными детьми.

Ключевые слова: педагог, профессия, одаренный ребенок, младшие школьники, личность, учебная деятельность, познавательная активность, способности.

ROLE OF THE TEACHER IN ORGANIZATION OF WORK WITH GIFTED YOUNG SCHOOL CHILDREN Chmykhalo Svetlana Mikhailovna (Smolensk, Russia), primary school teacher, MBOU "Gymnasium No. 4". E-mail: chmichalo@mail.ru

Abstract. The article examines the role of a teacher who pays close attention to organizing work with gifted children.

Keywords: teacher, profession, gifted child, younger students, personality, learning activity, cognitive activity, abilities.

Как известно, на Земле существует много профессий. Среди них профессия учителя не совсем обычная. Это самая гуманная, творческая и нужная профессия, которая является фундаментом для всех остальных профессий в мире. Эта профессия — по состоянию души, по зову сердца, которая требует всесторонних знаний, безграничной душевной щедрости, мудрой любви к детям. Меняется мир, изменяются дети, а это, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагогического работника. Сегодня обществу нужен педагог компетентный, всесторонне подготовленный, являющийся примером порядочности, педагог, владеющий педагогическим мастерством.

Первый учитель играет важную роль в развитии личности каждого ученика. От того, как и какими средствами пользуется педагог, воспитывая и обучая детей, зависит какими людьми они вырастут. Основное назначение педагога — развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости и раскрытие его потенциальных способностей.

Развитие личности — это процесс ее вхождения в новую социальную среду и слияние с ней. Такой средой для младших школьников является учебный класс, в котором они заняты совместной деятельностью. Дети под руководством учителя делают первые шаги в обучении, овладевают знаниями, умениями и навыками в учебной деятельности.

Эта среда ведет к становлению новых коллективных отношений, возникновению общественной направленности личности, выражающейся в стремлении к общению со сверстниками. Учитель начальных классов проводит уроки по всем дисциплинам, организует развлекательные мероприятия, досуг, детский отдых. В работе с классом он выступает в качестве и педагога, и воспитателя, и психолога. Первый учитель для младшего школьника является наиболее значимой личностью. Стиль его поведения, как правило, бессознательно присваивается детьми и становится своеобразной культурой учащихся класса. От личностно-профессиональных особенностей педагога зависит, проявят ли дети свои, данные природой, задатки, или они так и останутся никем не замеченными.

В профессиональном стандарте пристальное внимание уделяется поддержке одаренных детей. Обществу во все времена нужны были талантливые люди. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются на школьной скамье. Именно в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Одаренный ребенок, безусловно, требует особого внимания педагога. Приходится решать много задач: понимать особенности его психологии; принимать быструю смену его настроения, неумение выслушивать своих сверстников до конца. Учителю надо быть готовым к нестандартным ситуациям на уроке, быть готовым к выполнению самых различных обязанностей, связанных с обучением и воспитанием одаренных детей.

На протяжении нескольких лет, согласно работы с учащимися, имеющими повышенную мотивацию к обучению, наша гимназия ведет целенаправленную работу по выявлению, развитию и поддержке одаренных детей. Первоначально были два вопроса: кого считать одаренными и как с ними работать? Изучив их, пришли к выводу, что одаренность понятие многогранное. Ребенок может быть всесторонне одаренным и проявлять одаренность и неординарность сразу, а может быть талантлив в какой-то определенной области и раскрываться постепенно, если для этого созданы оптимальные условия.

По итогам диагностических методик, по изучению психических познавательных процессов, по результатам творческой деятельности, по наблюдениям психолога в начальной школе постепенно пополняется база данных «Одаренные дети», в которую включаются все учащиеся, добившиеся определенных результатов в разных областях деятельности: интеллектуальной, сфере искусства, спорте, литературе. Учебно-воспитательную деятельность мы выстраиваем так, чтобы любые индивидуальные особенности детей, таящие в себе зерно опережающего развития в том или ином виде деятельности, не прошли мимо внимания педагога, а реализовались в педагогической деятельности с этими детьми.

Таким образом, у одаренных детей проявляются:

• Высокая продуктивность мышления.

• Легкость ассоциирования.

• Способность к прогнозированию.

• Высокая концентрация внимания.

Этому способствует организованная работа на базе гимназии факультативов, спортивных секций, кружков. Для раннего выявления и сопровождения одаренных детей в гимназии проводятся предметные олимпиады. Подготовка к ним требует много сил и времени не только от ученика, но и от учителя. Уровень проблемных, поисковых, эвристических, исследовательских заданий должен соответствовать уровню познавательной активности ребенка. Эти задания должен уметь решать и учитель, поэтому работа с сильными детьми требует постоянного саморазвития педагога, иначе ребенок перестанет доверять учителю и совместная работа не состоится.

Победители и призеры школьных конкурсов, соревнований и олимпиад имеют возможность продемонстрировать свои достижения на более высоких уровнях, что является хорошим стимулом для дальнейшего развития и совершенствования их талантов. В работе с одаренными детьми учителя активно используют исследовательский, частично-поисковый, проблемный, проектный методы, выбирают такие формы работы с одаренными детьми, чтобы во время обучения все ребята имели возможность попробовать свои силы в любых направлениях учебной, творческой, спортивной деятельности. В целях подготовки используются материалы творческих заданий, подобранные самими учителями.

В каждом классе есть дети, которые хотят участвовать в различных конкурсах, интеллектуальных играх, олимпиадах, поэтому, на протяжении нескольких лет ученики начальной школы принимают активное участие в конкурсах: Русский медвежонок, Кенгуру, ЧиП, Мозаика, Классики, Политоринг, Талант с колыбели. С каждым годом количество участников возрастает. Самое удивительное, что в победителях и призерах оказываются те дети, которые не активны в учебной деятельности. Для учителя это огромный успех. Несомненно, участие в предлагаемых мероприятиях многое дает и школе, и педагогам, и учащимся. В результате работы прослеживается творческая активность детей. Работы учеников отмечают свидетельствами и дипломами.

Одаренный ребенок, безусловно, требует особого внимания учителя. Необходимо постоянно стимулировать познавательную активность и мотивацию, развивать креативность мышления, стремиться придавать познавательному процессу творческий характер и активно развиваться самому педагогу. Целостный подход к одаренному ребенку как к личности позволит максимально реализовать его дар. «Если Вы получаете удовольствие от общения с одаренными учащимися как от интересных людей, свободно обмениваетесь с ними точками зрения на любые вопросы, не боитесь учиться чему-либо у них, а они не теряют блеска в глазах в процессе работы с вами, Вы на правильном пути».

Литература

1. Лук А.Н. Мышление и творчество. - М.: Политиздат, 1976.

2. Роботова А.С., Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова. Введение в педагогическую деятельность. — М.: Академия, 2000.

3. Легенький Г.И. Цель и способы воспитания. — М., «Просвещение», 2008.

4. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. — Минск: Нар. асвета, 1982.

5. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии / Под ред. Н.Е. Щурко-вой. — М.: Новая школа, 2004.

ОСОБЕННОСТИ ПРОКРАСТИНАЦИИ И ПЕРФЕКЦИОНИЗМА СТУДЕНТОВ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА

Щелина Светлана Олеговна (Арзамас, Россия), кандидат психологических наук, старший преподаватель, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского» (Арзамасский филиал). E-mail: svetikol91@mail.ru

Галина Зульфина Нагимьяновна (Москва, Россия), кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник, Психологический институт Российской академии образования. E-mail: galinazn@mail.ru

Аннотация. В теоретико-эмпирическом исследовании представлены результаты исследования особенностей прокрастинации и перфекционизма студентов и преподавателей вуза. В результате было выяснено, что преподаватели имеют высокий уровень перфекционизма, при этом предъявляя высокие требования к другим и имея высокий уровень самоорганизмации, а студенты - низкий уровень прокрастинации, преобладание социального перфекционизма и ориентированного на других, а также средний уровень самоорганизации.

Ключевые слова: прокрастинация, перфекционизм, самоорганизация, студенты, преподаватели, высшее образование.

FEATURES OF PROCRASTINATION AND PERFECTIONISM OF UNIVERSITY STUDENTS AND TEACHERS

Shchelina Svetlana Olegovna (Arzamas, Russia), Candidate of Psychological Sciences, Senior Lecturer, National Research Nizhny Novgorod State University N.I. Lobachevsky (Arzamas branch). E-mail: svetikol91@mail.ru

Galina Zulfina Nagimyanovna (Moscow, Russia), Candidate of Psychological Sciences, Leading Researcher, Psychological Institute of the Russian Academy of Education. E-mail: galinazn@mail.ru

Abstract. The theoretical and empirical study presents the results of a study of the features of procrastination and perfectionism of students and university teachers. As a result, it was found that teachers have a high level of perfectionism, while making high demands on others and having a high level of self-organization, and students - a low level of procrastination, the prevalence of social perfectionism and others-oriented, as well as an average level of self-organization.

Keywords: procrastination, perfectionism, self-organization, students, teachers, higher education.

Введение режима самоизоляции в связи с COVID-19 в России привело к значительному изменению режима жизни современных людей, в частности тех, что непосредственно связаны с образовательной деятельностью. Система образования одна из первых столкнулась с глобальными изменениями и необходимостью перехода на дистанционную работу. В связи с этим возникал ряд трудностей с организацией деятельности студентов и преподавателей: преподавателям приходилось поспешно разрабатывать электронные курсы, придумывать задания, которые можно выполнить дистанционно,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.