Научная статья на тему 'КРИЗИС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПЕДАГОГА В АСПЕКТЕ ОСМЫСЛЕННОСТИ'

КРИЗИС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПЕДАГОГА В АСПЕКТЕ ОСМЫСЛЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
97
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная идентичность педагога / кризис профессиональной идентичности / осмысленность / professional identity of a teacher / crisis of professional identity / meaningfulness

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чернов Денис Юрьевич

В статье обсуждается содержание понятия профессиональной идентичности педагога, роль профессиональной идентичности в профессиональной деятельности и жизни педагога в целом, а также проблема кризисов профессиональной идентичности, связанных с ними проблем и путей их преодоления с использованием возможностей осмысления (осмысливания) кризисной ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Чернов Денис Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CRISIS OF PROFESSIONAL IDENTITY OF THE TEACHER IN THE ASPECT OF MEANINGFULNESS

The article discusses the content of the concept of professional identity of the teacher, the role of professional identity in the professional activity and life of the teacher as a whole, as well as the problem of professional identity crises, related problems and ways to overcome them using the possibilities of understanding (comprehending) the crisis situation.

Текст научной работы на тему «КРИЗИС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПЕДАГОГА В АСПЕКТЕ ОСМЫСЛЕННОСТИ»

КРИЗИС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПЕДАГОГА В АСПЕКТЕ ОСМЫСЛЕННОСТИ

Чернов Денис Юрьевич (Санкт-Петербург, Россия), кандидат психологических наук, доцент кафедры Прикладной социальной психологии и конфликтологии СПбГИПСР. E-mail: denin-black@mail.ru

Аннотация. В статье обсуждается содержание понятия профессиональной идентичности педагога, роль профессиональной идентичности в профессиональной деятельности и жизни педагога в целом, а также проблема кризисов профессиональной идентичности, связанных с ними проблем и путей их преодоления с использованием возможностей осмысления (осмысливания) кризисной ситуации.

Ключевые слова: профессиональная идентичность педагога, кризис профессиональной идентичности, осмысленность

THE CRISIS OF PROFESSIONAL IDENTITY OF THE TEACHER IN THE ASPECT OF MEANINGFULNESS

Chernov Denis Yurievich (Saint Petersburg, Russia), Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Applied Social Psychology and Conflictology, SPbGIPSR. E-mail: deninblack@mail.ru

Abstract. The article discusses the content of the concept of professional identity of the teacher, the role of professional identity in the professional activity and life of the teacher as a whole, as well as the problem of professional identity crises, related problems and ways to overcome them using the possibilities of understanding (comprehending) the crisis situation.

Keywords: professional identity of a teacher, crisis of professional identity, meaningfulness

Как часто педагоги задаются вопросом о правильности своего профессионального выбора? Как часто молодые учителя и учителя со стажем сомневаются, пребывают в нерешительности, не могут определиться с преимуществами и рисками, связанными со сменой профессии, даже тяготятся своей «вынужденной» принадлежностью к сфере образования? При этом последнее обстоятельство чаще всего возникает в силу инертности и даже ригидности специалиста, чем в силу объективных причин на рынке труда и личной занятости.

Профессиональная идентичность, с одной стороны, на констатирующем и экзистенциальном уровне понимается как самоотождествление (самоидентификация) с профессиональной группой, признание, принятие и подтверждение своей принадлежности к ней, с другой стороны, ка динамическом и социальном уровне понимается как процесс и результат профессионального самоопределения, важнейший критерий профессионализации специалиста, его профессионального становления, формирования и развития. Профессиональная идентичность выступает как необходимое условие профессиональной успешности, как залог эффективности и качества профессиональной деятельности, как фактор профессионального долголетия, как важнейший социально-психологический признак благополучия личности, а в массе специалистов (работников) является также индикатором социально-психологического благополучия всей профессиональной отрасли (например, профессиональная идентичность учителей, воспитателей и других специалистов в сфере педагогики выступает важным критерием благополучия системы образования в целом).

Кризисы профессиональной идентичности в целом совпадают с более широким понятием профессиональных кризисов или кризисов профессионализации (профессионального становления и развития). Кризисы профессиональной идентичности связаны с переоценкой своей профессиональной роли, профессионального статуса, изменением отношения к профессии, обычно они сопровождаются резко выраженными

негативными эмоциональными состояниями, острыми переживаниями, неудовлетворенностью, фрустрацией, дезориентацией и демотивацией. Как и любые жизненные кризисы, кризисы профессиональной идентичности могут способствовать развитию, иметь конструктивный характер и давать позитивный результат, но могут приводить и к негативным последствиям, неблагоприятно влиять на специалиста и его окружение, даже вызывать личностные деформации и девиации.

Кризисы профессиональной идентичности для успешного преодоления требуют от специалиста не только необходимого самоконтроля и саморегуляции, но и напряженной рефлексии, которая позволяет конструктивно пересмотреть систему ценностей, урегулировать конфликт интересов, перестроить систему доминирующих мотивов в рамках профессиональной направленности личности, а также грамотно найти ресурсы и, может быть даже источник вдохновения для решимости и воли к таким грандиозным жизненным переменам как смена профессии или, наоборот, преодоления искушения эскепизма и прокрастинации. Рефлексия является неотъемлемой частью осмысления (осмысливания) ситуации, проблемы, поэтому можно смело говорить о том, что осмысленность служит позитивным фактором преодоления кризиса профессиональной идентичности. Осмысленность позволит достичь непротиворечивого восприятия всего комплекса условий и обстоятельств, мнений и позиций, своих собственных и значимых других, учесть возможные риски, оценить преимущества и предотвратить болезненные переживания неудачи, угрызения совести, сожаления.

Осмысленность выступает мощным инструментом в борьбе с импульсивными действиями и необдуманными решениями, способствует взвешенному и аргументированному подходу к поиску оптимального варианта выхода из кризиса, обеспечивает хронологически детерминированную преемственность периодов профессионализации, способствует построению высоко обоснованных причинно-следственных связей, оптимизирует и гармонизирует мотивационную сферу личности. Это вдвойне важно для педагога, так как личность педагога часто является образцом, который частично или полностью воспроизводят, к которому стремятся, на который ориентируются учащиеся.

РОЛЬ ПЕДАГОГА В ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Чмыхало Светлана Михайловна (Смоленск, Россия), учитель начальных классов, МБОУ «Гимназия № 4». E-mail: chmichalo@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается роль педагога, который уделяет пристальное внимание в организации работы с одаренными детьми.

Ключевые слова: педагог, профессия, одаренный ребенок, младшие школьники, личность, учебная деятельность, познавательная активность, способности.

ROLE OF THE TEACHER IN ORGANIZATION OF WORK WITH GIFTED YOUNG SCHOOL CHILDREN Chmykhalo Svetlana Mikhailovna (Smolensk, Russia), primary school teacher, MBOU "Gymnasium No. 4". E-mail: chmichalo@mail.ru

Abstract. The article examines the role of a teacher who pays close attention to organizing work with gifted children.

Keywords: teacher, profession, gifted child, younger students, personality, learning activity, cognitive activity, abilities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.