Научная статья на тему 'Основные аспекты соотношения профессиональных компетентностей и идентичности педагога'

Основные аспекты соотношения профессиональных компетентностей и идентичности педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
276
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMPETENCE / ИДЕНТИЧНОСТЬ / IDENTITY / КОГНИТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / COGNITIVE ACTIVITY / СПОСОБНОСТЬ / ABILITY / ГОТОВНОСТЬ / READINESS / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / ЦЕЛОСТНОСТЬ / INTEGRITY / САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нестерова Антонина Юрьевна

В статье рассматриваются понятия «профессиональная компетентность» и «идентичность» педагога. Показывается, каким образом исследуемые понятия профессиональная компетентность и идентичность педагога находятся во взаимозависимых характеристиках. Проведенный анализ позволяет обосновать, что профессиональная идентичность это многоуровневый когнитивный феномен, определяемый способностью, готовностью и мотивацией педагога к профессиональной деятельности и обеспечивающий человеку как субъекту целостность, определенность и развитие профессиональных компетентностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Main Aspects of the Ratio of Professional Competence and Identity of the Teacher

The article deals with the concepts “professional competence” and “identity” of the teacher and their interdependent characteristics. The carried-out analysis allows to prove that professional identity is the multilevel cognitive phenomenon determined by ability, readiness and motivation of the teacher to professional activity and providing integrity, definiteness and development of professional competence.

Текст научной работы на тему «Основные аспекты соотношения профессиональных компетентностей и идентичности педагога»

1УДК 159.923.2 ББК 88.52

основные аспекты соотношения профессиональных компетентностей и идентичности педагога

А. Ю. Нестерова

В статье рассматриваются понятия «профессиональная компетентность» и «идентичность» педагога. Показывается, каким образом исследуемые понятия - профессиональная компетентность и идентичность педагога находятся во взаимозависимых характеристиках. Проведенный анализ позволяет обосновать, что профессиональная идентичность - это многоуровневый когнитивный феномен, определяемый способностью, готовностью и мотивацией педагога к профессиональной деятельности и обеспечивающий человеку как субъекту целостность, определенность и развитие профессиональных компетентностей.

Ключевые слова: компетентность, идентичность, когнитивная деятельность, способность, готовность, мотивация, личность, целостность, самоидентификация, профессиональное самоопределение.

MAIN ASPECTS OF THE RATIO OF PROFESSIONAL COMPETENCE AND IDENTITY OF THE TEACHER

A. Yu. Nesterova

The article deals with the concepts "professional competence" and "identity" of the teacher and their interdependent characteristics. The carried-out analysis allows to prove that professional identity is the multilevel cognitive phenomenon determined by ability, readiness and motivation of the teacher to professional activity and providing integrity, definiteness and development of professional competence..

Keywords: competence, identity, cognitive activity, ability, readiness, motivation, personality, integrity, identity, professional self-determination.

В последние годы развитие нашей страны в условиях современного общественно-экономического уклада, в частности система Российского образования, претерпевает существенные перемены, связанные в том числе с введением «новых» ФГОСов. Но все изменения в системе образования в итоге замыкаются на конкретной личности - школьном учителе. Именно учитель в большей степени является ведущим субъектом, реализующим на практике основные требования ФГОСов.

Поэтому необходимой детерминантой успешного введения в практику различных инноваций, включая ФГОСы, и их реализации в системе образования является высокий уровень знаний и профессиональных компетентностей педагога. Профессиональная реализация себя в контексте современных социальных измене-

ний усиливает интерес к проблеме профессиональной идентичности, самовыражению человека в профессиональной деятельности. Все это предполагает необходимость формирования целостного понимания себя, своих способностей, определение целей и смыслов профессионализации.

Следует раскрыть содержание основных понятий. В настоящее время предлагаются сотни определений термина «компетентность» и «компетенции» (иногда эти понятия понимаются как эквивалентные), однако до сих пор не существует общепризнанного определения компетенции, которое бы эффективно «работало» во всех научных областях. Понятие «компетенции» впервые появилось в трудах Р. Уайта, Н. Хомского, МакКлеланда и стало востребованным в образовательной деятельности с

1970-х гг. Сам термин «компетенция» происходит от латинского competentia, что означает 'ведение, способность, принадлежность по праву' и обычно используется в двух смыслах:

а) юридическом (для характеристики формальных прав и обязанностей);

б) социальном (для определения способности субъекта заниматься определенной деятельностью, либо для характеристики качеств субъекта, требуемых для осуществления той или иной деятельности).

Знакомясь с этим понятием в педагогической и психологической литературе, можно встретить толкования определения «компетентность» как интегрального качества личности, как успешно реализованной в деятельности компетенции. Предлагается к изучению также ряд компонентов, которые включает в себя компетентность. Это когнитивный компонент (знания); мотивационный компонент; аксиологический компонент (направленность, ценностные отношения личности); практический компонент (умения, навыки, опыт деятельности); способности; эмоционально-волевой компонент (саморегуляция). Становится ясно, что «компетенция» - это сложное, многокомпонентное, междисциплинарное понятие.

По нашему мнению, структура компетентности педагога как человека с высшим образованием явным образом включает профессиональную компетентность и, соответственно, компетенции профессиональные, а именно готовность, способность и мотивацию трудиться в определенной сфере трудовой деятельности.

Понятие профессиональной компетентности определяется многими авторами (В. И. Бай-денко, О. В. Ховова, В. Г. Пищулин, И. А. Зимняя и др.), но единого подхода также нет. А. Дорофеев, рассматривая профессиональную компетентность, предлагает определять ее как показатель качества образования и выделяет разнообразные ее стороны, в числе которых такие, как «актуальная квалифицированность (знания, умения и навыки из профессиональной области, способность продуктивного владения современными информационными технологиями, необходимыми и достаточными для осуществления профессиональной деятельности)», «когнитивная готовность (умение на дея-

тельностном уровне осваивать новые знания, технологии, умение учиться и учить других)», «...потребность, стремление и готовность к профессиональному самосовершенствованию, корпоративная самоидентификация и позиционирование» [1].

Необходимо отметить, что профессиональная компетентность формируется уже на стадии профессиональной подготовки будущих специалистов. Этот процесс должен быть непрерывен: обучение в вузе - процесс формирования основ профессиональной компетентности, обучение в системе дополнительного профессионального образования - процесс развития, совершенствования, углубления профессиональной компетентности и восстановление утраченной. Постоянными являются также вопросы социального самоопределения личности: «Кто я?» и «Что и как я это делаю?» -это те вопросы относительно идентичности, направленные на получение знаний субъекта о самом себе в контексте тех социальных отношений и требований к деятельности, в которых он находится.

Рассмотрим теперь понятие «идентичность». Идентичность определяется как внутренняя «непрерывность самопереживания индивида», «длящееся внутреннее равенство с собой», как важнейшая характеристика целостности личности, как интеграция переживаний человеком своей тождественности с определенными социальными группами [2].

Человек, если мы говорим о системе образования, отвечая на вопрос «Кто я?», говорит: «Я - учитель», отождествляя себя с учителем как профессиональным персонажем, но при этом наделяя свою профессиональную деятельность соответствующими профессиональными компетентностями. Тогда необходимо понимать идентичность как единство человека и его деятельности: я есть то, что я делаю (Э. Фромм). При этом следует отметить, что Стандарт последнего поколения четко устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы: в личностных результатах учеников одной из перечисленных характеристик должна быть «готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к

непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности» [3]. Это не просто задача учителя как компетентного педагога, в первую очередь аналогичная цель должна быть поставлена на пути становления и совершенствования собственной профессиональной компетентности и идентичности, достижение которой поможет ответить на один из главных вопросов «Какой я?» - это вопрос ценностей, «К чему я стремлюсь?» - это вопрос мотивации. Именно процесс постоянного совершенствования в профессиональной деятельности является неотъемлемой его частью, составляющей программы ЮНЕСКО «Образование для всех», реализуемой в фундаментальном лозунге «Обучение через всю жизнь» (lifelong learning).

Итак, идентичность в структуре профессиональной компетентности можно определить как целостное психологическое образование, проявляющееся в формировании определенной системы ценностей и форм поведения, специфики понимания себя в процессе профессиональной деятельности, определяющее степень отождествления человека с профессией. Поэтому изучение педагогической деятельности должно иметь целостный характер, представлять различные уровни анализа, обусловленные философскими, психологическими, культурологическими, социальными и экономическими знаниями.

С точки зрения целостного подхода понятия профессиональной компетентности и идентичности педагога являются взаимопредполагаемыми и взаимозависимыми характеристиками. Можно предположить, что целостность педагогической деятельности имеет ряд аспектов, мы обозначим четыре, на наш взгляд, наиболее существенные:

1. Целостность как культура личности. В данном аспекте объектом изучения является личность, а предметом - культура личности, где фиксируется переход содержания профессиональной деятельности (профессиональной компетентности) во внутренний мир личности (идентичность), в мир педагогической культуры преподавателя, а также происходит актуализация уровня профессионально-педагогической культуры в деятельности и творческого потенциала личности;

2. Целостность как характеристика отношений «субъект - среда - контент», где «учитель по должности» должен превратиться в «учителя по призванию», то есть обрести учеников и вступить с ними в субъект-субъектные отношения учительства-ученичества - в этом и есть проявления целостности педагогического процесса - высшая цель творческой реализации в профессии (отношения тринитарности). Данный аспект представлен на рис. 1.

Рис. 1. Отношения тринитарности

3. Целостность как единство (Я и Дело), где предметом изучения являются отношения «Я и Дело = профессиональная идентичность». Если мы попытаемся визуализировать данный аспект, то отношения «Я и Дело» необходимо представить как некоторые совокупности, где каждый человек (любит, способен, готов, мотивирован) получать и отдавать (рис. 2).

4. Целостность как любовь к делу, как характеристика отношения личности к деятельности, в том числе к ученикам, где условиями достижения профессиональной идентичности является практика социальных взаимодействий с другими и с самим собой.

Каждый из этих аспектов отличается своей уникальностью и в то же время очевидностью, но проблема, поднимаемая в статье, становится отправной точкой для более углубленного изучения аспектов, специфики, структуры идентичности педагога и соотношения ее с профессиональной компетентностью.

Проведенный анализ показывает, что профессиональная идентичность непосредственно связана с компетентностью педагога, она заключается в осознании педагогом своих особенностей, способностей, степени осмысленности себя и проявляется в стремлении к самосовершенствованию, саморазвитию, способствует успешному профессиональному самоопределению, а также способствует реализа-

Какая-то часть жизненной и ментальной реальности человека является устойчивой, неотъемлемой (пол, возраст, тело, этническая принадлежность, язык, профессия) - он может что-то в ней менять, дополнять, совершенствовать Обозначим эту составляющую

Другая часть жизненной и ментальной реальности человека является вариативной, подлежащей обмену в процессе повседневного бытия (идеи, чувства, отношения, вещи и др.), — она продуцируется первой частью, выступает как её производная

Обозначим эту

составляющую - МОЕ

Совокупности:

Я+МОЁ — идентичность Я+ДЕЛО — профессиональная идентичность, являются const не в силу неизменности, а в силу своей психологической определенности и целостности. Для каждого человека эта совокупность своеобразна, уникальна и н е п о вто р и isa а.

Рис. 2. Целостность как единство Я и Дело

ции себя на профессиональном пути. Все это обосновывает, что идентичность в соотношении с профессиональной компетентностью заключается в переживании своей профессиональной тождественности, целостности и определенности, обусловленное процессом повышения профессиональной компетентности, выражается в способности к выявлению соответствия личности и принадлежности к той или иной профессиональной среде при условии сохранения представлений о целостности и уникальности своего «Я». Такое трактование идентичности и профессиональной компетентности дает возможность воспринимать свою профессию как единство жизненных целей и ежедневных «шагов», действий и рефлексией над их значениями, которые позволяют личности действовать последовательно.

список источников и литературы

1. Дорофеев, А. Профессиональная компетентность как показатель качества образования /

А. Дорофеев // Высш. образование в России.

- 2005. - № 4. - С. 30-33.

2. Шнейдер, Л. Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг [Текст] / Л. Б. Шнейдер. - М. - Воронеж, 2004. - С. 13.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: М1р://минобрнауки.рф/доку-менты/336 (дата обращения: 21.01. 2015).

4. Меськов, В. С. Цикл трансформации когнитивного субъекта. Субъект, среда, контент. Постнеклассическая методология когнитивной деятельности [Текст] / В. С. Меськов, А. А. Мамченко // Вопр. философии. - 2010.

- № 10.

references

1. Dorofeev A. Professionalnaya kompetentnost kak pokazatel kachestva obrazovaniya. Vyssh. obrazovanie v Rossii, 2005, No. 4. pp. 30-33.

2. Shneyder L. B. Professionalnaya identichnost: teoriya, eksperiment, trening. M. - Voronezh, 2004, p. 13.

3. Federalnyy gosudarstvennyy obrazovatelnyy standart srednego (polnogo) obshchego obra-zovaniya. Available at: http://minobrnauki.rf/ dokumenty/336 (accessed: 21.01. 2015).

4. Meskov V. S., Mamchenko A. A. Tsikl transfor-matsii kognitivnogo subyekta. Subyekt, sreda, kontent. Postneklassicheskaya metodologiya kognitivnoy deyatelnosti. Vopr. filosofii, 2010, No. 10.

нестерова Антонина Юрьевна, старший преподаватель кафедры философии образования Московского института открытого образования e-mail: [email protected]

Nesterova Antonina Yu., Senior Lecturer, Philosophy of Education Department, Moscow Institute of Open Education

e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.