Психология
Psychology
ISSN 2078-9823 (Print), ISSN 2587-7879 (Online) DOI: 10.15507/2078-9823.047.019.201903.306-319
УДК 159.923.2
А. С. Берберян1, Т. В. Богданова2, С. В.Сильченкова3, Е. Б. Ермолаева4, Н. Т. Варданян5
1 Российско-Армянский (Славянский) университет (Ереван, Армения), e-mail: [email protected]
2 Смоленский государственный университет (Смоленск, Россия), e-mail: [email protected]
3 Смоленский государственный университет (Смоленск, Россия), e-mail: [email protected] 4 Высшая школа экономики и культуры (Рига, Латвия), e-mail: [email protected] 5 Российско-Армянский (Славянский) университет (Ереван, Армения),
e-mail: [email protected]
Международное исследование профессиональной идентичности педагога
Введение. Статья посвящена международному исследовательскому проекту «Профессиональная идентичность современного педагога» (2013-2018). Сформированная профессиональная идентичность личности является залогом самореализации и профессионального и личностного становления. Развитая и сформированная профессиональная идентичность обеспечивает успешную профессиональную деятельность, что очень важно для развития общества. Цель статьи - раскрыть содержание профессиональной идентичности современного педагога. Материалы и методы. Представлены основные этапы и эмпирическая база исследования. Опираясь на анализ результатов опроса по методике «Профессиональная идентичность педагога высшей школы» и принимая во внимание специфику работы школьного учителя, в 2017 г была уточнена структурная модель содержания профессиональной идентичности учителя, скорректировано содержание структурных компонентов модели и создана методика «Профессиональная идентичность учителя» (авторы А. Шпона, М. Виднере, Е. Ермолаева, Т. Богданова, С. Сильченкова). Для анализа полученных данных использовались статистические методы: сравнение групп респондентов по исследуемым компонентам с помощью U-критерия Манна - Уитни, корреляционный анализ, описательная статистика, табличный и графический методы. Результаты. Приведены основные результаты: модель профессиональной идентичности педагога, ее структурные компоненты, средние значения профессиональной идентичности по блокам по латвийской, российской и белорусской выборкам. Обсуждение и заключение. Международное исследование показало, что многие российские и латвийские педагоги работают с осознанием высокой миссии своей профессиональной деятельности, нацелены на развитие компетентностных, культур-
© Берберян А. С., Богданова Т. В., Сильченкова С. В., Ермолаева Е. Б., Варданян Н. Т., 2019
ных и ценностных ориентаций учащихся, ставят перед собой задачу повышения уровня образованности в обществе в целом.
Ключевые слова: педагог, профессиональная идентичность, профессиональная идентичность педагога, методики исследования, модель профессиональной идентичности педагога.
Для цитирования: Берберян А. С., Богданова Т. В., Сильченкова С. В., ЕрмолаеваЕ. Б., ВарданянН. Т. Международное исследование профессиональной идентичности педагога // Гуманитарий : актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. - 2019. - Т. 19, № 3. - С. 306-319. DOI: 10.15507/20789823.047.019.201903.306-319
Asya S. Berberyan1, Tatyana V. Bogdanova2, Svetlana V. Silchenkova3,
Elena в. Ermolaeva4, Nune т. Vardanyan5
1 Russian-Armenian (Slavic) University (Yerevan, Armenia), e-mail: [email protected]
2Smolensk State University (Smolensk, Russia), e-mail: [email protected]
3Smolensk State University (Smolensk, Russia), e-mail: [email protected]
4 Higher School of Economics and Culture (Riga, Latvia), e-mail: [email protected]
5Russian-Armenian (Slavic) University (Yerevan, Armenia), e-mail: [email protected]
International Study of Teacher Professional Identity
Introduction. The article is devoted to the international research project "Professional Identity of a Modern Teacher" (2013-2018). Formed professional identity is the key to self-realization and professional and personal development. As well as a developed and formed professional identity ensures successful professional activity, which is very important for the development of society. The purpose of the article is to reveal the content of the professional identity of the modern teacher. Materials and Methods. The main stages and empirical base of research are presented. Based on the analysis of the results of the survey according to the method "Professional Identity of a Higher School Teacher" and taking into account the specifics of the work of a school teacher, in 2017. The structural model of the teacher's PI content was clarified, the content of the structural components of the model was adjusted, and the teacher's Professional Identity methodology was created (authors A. Shpona, M. Widner, E. Ermolaeva, T. Bogdanova, S. Silchenkova) Statistical methods were used to analyze the data obtained: a comparison of the groups of respondents by the components under study using the Mann - Whitney U-test, correlation analysis, descriptive statistics, tabular and graphical methods. Results. The main results are given: a teacher's professional identity model, its structural components, average values of professional identity by blocks for Latvian, Russian and Belarusian samples. Discussion and Conclusions. An international study showed that many Russian and Latvian teachers work with the awareness of the high mission of their professional activities, are aimed at developing students' competence, cultural and value orientations, and set themselves the task of raising the level of education in society as a whole.
Keywords: teacher, professional identity, teacher's professional identity, research methods, teacher's professional identity model.
For citation: Berberyan A. S., Bogdanova T. V., Silchenkova S. V., Ermolaeva E. B., Vardanyan N. T. International Study of Teacher Professional Identity. Gumanitarian : aktual'nyeproblemy gumanitarnoi nauki i obrazovaniia = Russian Journal of the Humanities. 2019; 19(3): 306-319. (In Russ.). DOI: 10.15507/20789823.047.019.201903.306-319
Введение
Профессия педагога вызывает к себе неиссякаемый интерес: о ней написано множество научных работ и литературных произведений, сняты научно-публицистические и художественные фильмы. Профессия имеет огромное социальное значение, многовековую историю, разнообразные направления деятельности, она не статична и меняется вместе с обществом, порой опережая и предопределяя его [10; 19; 34; 43]. Профессиональная идентичность (ПИ) появляется в профессиональном пространстве, когда человек осознает себя как профессионала. Профессиональную идентичность можно определить как область самосознания личности, динамическую психологическую категорию, которая является результатом профессионального самоопределения и реализации профессиональной направленности личности, что находит проявление в формировании знания собственной принадлежности к определенному социально-профессиональному сообществу, а также в осознании и переживании себя как профессионала.
В последние 20 лет наблюдается значительный рост числа исследований, посвященных ПИ учителя. Этот вопрос попал в поле зрения исследователей лишь в 80-е гг. XX в. [14; 18; 26], с определенным запозданием появившись в числе исследований профессиональной идентичности вообще и конкретных профессиональных идентич-ностей некоторых сравнительно новых профессий (например, профессии психологического консультанта). Профессиональная идентичность дает возможность для успешной деятельности человека в профессии и выступает в качестве сферы самоактуализации личности, когда человек посвящает себя своему делу, и проявляет высокую мотивированность в профессиональной деятельности. В этом проявляется гуманистическая направленность профессиональ-
308
ной идентичности, так как она направлена не только на удовлетворение собственных потребностей, но и на служение обществу. Именно поэтому важен учет индивидуально-психологических особенностей личности и ее внутренней мотивации в процессе профессиональной подготовки и профессиональной деятельности.
Обзор литературы
Сложность задач, стоящих перед современным школьным и вузовским педагогом, требует от них значительной рефлексии, профессионального самосознания [4; 12; 31; 32, 39]. В силу предъявляемых к личности в современных условиях динамичного развития профессионального знания требований о непрерывном профессиональном образовании, постоянном профессиональном совершенствовании дальнейшая разработка указанной проблемы приобретает все большую значимость.
К настоящему времени укрепилось понимание того, что стабильная и сильная профессиональная идентичность является ключом к успеху в современной педагогической работе [13; 20; 30; 39; 46]. Профессиональная идентичность личности является важным фактором самореализации человека и его профессионального и личностного становления. В профессии человек самореализуется, расширяет свои возможности, реализует способности, потенциалы, таланты и самоактуализируется. Сформированная профессиональная идентичность личности является залогом самореализации и профессионального и личностного становления. С другой стороны, развитая и сформированная профессиональная идентичность обеспечивает успешную профессиональную деятельность, что очень важно для развития общества. Этим определяется актуальность исследования ПИ учителя и вузовского педагога.
Профессиональная сфера составляет одну из основных сфер человеческой ак-
тивности, которая дает возможность удовлетворения потребностей, использования способностей и задатков, самоутверждения личности и достижения социального статуса. Профессиональная деятельность сможет быть наиболее успешной, когда получит личностный оттенок, т. е. будет отражать и воплощать через себя личность.
Изучение профессиональной идентичности преподавателя развивается в современной науке по многим направлениям: анализируется сущность ПИ учителя [8; 17; 29; 37; 38; 41; 44], предлагаются различные подходы к определению содержания про-фидентичности педагога [16; 28; 35; 36], исследуются формирование и развитие педагогической идентичности [6; 12; 24; 42; 45], связь ПИ с эффективностью работы [11; 22; 28; 30; 33], прослеживаются изменения в профессиональной идентичности педагога, связанные с реформой образования, которая проходит в настоящее время во многих странах [1; 2; 15; 32]. Рассмотрение индивидуально-психологических особенностей испытуемых откроет новые пути к более глубокому пониманию как негативных, так и позитивных аспектов профессиональной идентичности и проблем как профессиональной самореализации, так и возможного профессионального выгорания.
Содержание профессиональной идентичности педагогических работников стало центральной темой международного проекта «Профессиональная идентичность современного педагога», который с 2013 г. проводится группой исследователей из Смоленского государственного университета и Рижской академии педагогики и управления образованием1. Число респондентов, принявших участие в исследовании, к настоящему моменту составля-
ет в общей сложности 1 860 чел. (учителя, студенты педагогических специальностей и преподаватели вузов разных стран). Цель статьи - раскрыть содержание профессиональной идентичности современного педагога.
Материалы и методы
Исследование состояло из нескольких этапов.
Первый этап был посвящен изучению имеющейся педагогической и психологической литературы по проблемам ПИ, а также подбору и адаптации методик, связанных с различными аспектами содержания, формирования и развития ПИ школьного учителя и преподавателя вуза [3; 7; 21; 25]. В 2014-2015 гг. было проведено несколько опросов, в которых участвовали школьные учителя, педагогические работники вузов, студенты педагогических специальностей -в общей сложности около 900 чел. В частности, были получены и проанализированы данные по профессиональному самоощущению современного школьного учителя Смоленской области (Россия) и Латвии. Особое внимание уделялось системе подготовки учителей к профессиональной деятельности и их оценке ее качества.
На втором этапе была конкретизирована цель международного научного проекта: определено содержание профессиональной идентичности современного педагога. В 2015 г. на основе анализа имеющейся англоязычной, русскоязычной и латышско-язычной литературы по профессиональной идентичности в общем и ПИ представителей разных профессий, прежде всего в зарубежных работах [14; 23; 27; 47] была выдвинута гипотетическая структурная модель содержания ПИ педагога [9], и в соответствии с ней предложена методика
1 Основные участники проекта: с рижской стороны - хабилитированный доктор педагогики А. Шпона, ха-билитированный доктор психологии М. Виднере, доктор педагогики Е. Ермолаева; с российской стороны - кандидат филологических наук Т. Богданова и кандидат педагогических наук С. Сильченкова.
«Профессиональная идентичность педагога высшей школы» (авторы А. Шпона, М. Виднере, Е. Ермолаева), предназначенная для выявления степени сформиро-ванности у педагогов профессиональной идентичности в целом и ее структурных компонентов [5]. Данная методика была разработана на основе радикально измененной и приспособленной для тестирования преподавателей методики Professional Identity Scalein Counseling (PISC), созданной американским психологом Х. Ву для диагностики ПИ психологов-консультантов [47].
Методика была апробирована на опросе вузовских педагогов Риги и Смоленска (май-июнь 2015 г.; участвовали 198 респондентов: 80 в Смоленске и 118 в Риге). Результаты показали релевантность используемой структурной модели содержания ПИ педагога, а также свидетельствовали о валидности и надежности методики опроса. Было проведено сравнение полученных данных по группам респондентов в зависимости от возраста, стажа педагогической деятельности, пола, наличия или отсутствия ученой степени. В 2015-2017 гг. по результатам этого исследования был опубликован ряд статей в международных научных журналах, издана коллективная монография [5]. Анализ полученных данных был также представлен на международных конференциях в Риге и Резекне (Латвия), Rajecke Teplice (Словакия), Смоленске, Махачкале, Калуге и Орле (Россия), в Алма-Ате (Казахстан), Ереване (Армения).
Третий этап, продолжающийся с 2017 г. по настоящее время, посвящен исследованию ПИ школьного учителя разных стран: России, Латвии, Польши, Беларуси, Армении. Опираясь на анализ результатов опроса по методике «Профессиональная идентичность педагога высшей школы» и принимая во внимание специфику работы школьного учителя, в 2017 г. была уточнена структурная модель содержания ПИ учи-
310
теля, скорректировано содержание структурных компонентов модели и создана методика «Профессиональная идентичность учителя» (авторы А. Шпона, М. Виднере, Е. Ермолаева, Т. Богданова, С. Сильченкова). Была расширена база исследования: в мае-июне 2017 г. был проведен опрос школьных педагогов Латвии (235 чел.) и Смоленской области (Россия, 202 чел.), учителей Беларуси (Гомельская область, 100 чел.) и Польши (26 чел.).
Опросник «Профессиональная идентичность учителя» состоит из 60 суждений, по 10 суждений на каждый структурный компонент модели содержания ПИ. Респондентам предлагалось оценить каждое суждение, выбрав соответствующий балл: от категорического несогласия (1 балл) до полного согласия (6 баллов). Надежность методики была проверена по методу альфа Кронбаха; установленный показатель достаточен, чтобы признать опросник надежным (для разных выборок показатель колебался от 0,84 до 0,96). Для анализа полученных данных использовались статистические методы: сравнение групп респондентов по исследуемым компонентам с помощью U-критерия Манна - Уитни, корреляционный анализ, описательная статистика, табличный и графический методы.
Структура профессиональной идентичности педагога уточнялась на протяжении всего исследования. Первоначально в нее входили шесть основных компонентов (рис. 1).
Сущностным ядром профессиональной идентичности является философия профессии, которая включает ценности и убеждения, цели профессиональной деятельности, профессиональную этику, наиболее существенные общие представления, связанные с профессией. Второй компонент - профессиональные знания и умения.
Профессиональная идентичность включает также разнообразные профессиональ-
Рис. 1. Структурные компоненты профессиональной идентичности педагога / Fig. 1. Structural components of the teacher's professional identity
ные роли, которые выполняет современный педагог (учитель, воспитатель, исследователь, руководитель и др.).
Профессиональное отношение к своему делу подразумевает вовлеченность и мотивированность в работе, профессиональную честность, терпимость, уважение и доверие к себе, к учащимся и коллегам.
Пятый компонент - взаимодействиес коллегами как неотъемлемая каждодневная педагогическая, научная и организационная деятельность.
Последним компонентом ПИ педагога является поведение профессионального представительства, которое предполагает активную включенность педагога в социум, например, педагогическое просвещение, педагогическая помощь тем, кто в ней нуждается.
Позже российской стороной были внесены в модель дополнительные компонен-
ты: жизнестойкость, толерантность, исследовалась также информационная культура педагогов.
В данной статье приведем некоторые результаты исследования. Так, обобщенные результаты ПИ по двум выборкам (Риги и Смоленска) для преподавателей высшей школы по структурным компонентам представлены на диаграмме (рис. 2).
Обсуждение
Как видно из рис. 2, наиболее высокие баллы демонстрируют компоненты ПИ философия профессии (более 5), а также профессиональные роли, профессиональные знания и умения, профессиональное отношение. Эти компоненты сформированы у педагогов на высоком уровне. Отметим, что низкий уровень в целом не характерен для компонентов ПИ педагогов высшей школы. Несмотря на достаточно
35п
30-
Все респонденты, Рига / All respondents, Riga
п Философия профессии / Resilience
я Профессиональные знания, умения / Social involvement
ш Профессиональные роли / Interaction with colleagues
□ Профессиональное отношение / Professional relationship
в Взаимодействие с коллегами / Professional roles
п Социальная вовлеченность / Professional knowledge, skills
и Жизнестойкость / Philosophy of profession
Все респонденты, Смоленск / All respondents, Smolensk
Рис. 2. Сравнение профессиональной идентичности преподавателей высшей школы (средний балл) Риги и Смоленска по структурным компонентам / Fig. 2. Comparison of the professional identity of high school teachers (average grade) of Riga
and Smolensk by structural components
высокий средний балл всех компонентов модели, при анализе данных был выявлен ряд проблем в ПИ современного педагога высшей школы.
Так, знакомство с нормативными государственными документами, понимание тенденций и проблем развития высшей школы вызвало много разногласий у участников опроса: от абсолютной уверенности в понимании происходящего до полного неведения, что указывает на существенные пробелы в этой области. Неожиданную связь обнаружило осознание ценности и уникальности профессии для развития общества со стремлением педагога высшей школы больше ориентироваться на общение с коллегами, чем со студентами. Предположительно это может быть связано со стремлением работать в научно-исследовательских коллективах, ищущих новые пути решения педагогических проблем, с потребностью занимать административные должности с их властными возможностями. Эта корреляция нуждается в дополнительном изучении._
Существенной проблемой современной высшей школы является неопределенность иерархии профессиональных ролей преподавателя, что препятствует его профессиональной рефлексии, деструктурирует профессиональную деятельность. Преподаватель дезориентирован в том, что он должен делать в первую очередь: участвовать в грантах, уделять внимание студенту, сосредоточиться на научных исследованиях и (или) публикациях и прочее.
Среди выявленных проблем ПИ современного преподавателя высшей школы России не последнее место занимает обозначившийся для региональных учебных заведений кризис в системе профессиональных академических и научных связей (для Латвии эта проблема не столь актуальна). Международный научный мир закрыт для большинства не в последнюю очередь и по причине невладения иностранными языками на профессиональном уровне. Эта проблема также требует срочного вмешательства: курсы, стажировки, аттестация, рейтинговые
25
20
15
10
Таблица
Сформированность компонентов профессиональной идентичности
учителей разных стран (средний балл) /
Table
Formation of components of professional identity of teachers from different countries (average score)
Компонент ПИ / Component PI Россия/ Russia Латвия / Latvia Беларусь/ Belarus
Философия профессии / Philosophy of the profession 5,29 5,22 5,22
Профессиональные знания, умения / Professional knowledge, skills 4,70 4,68 5,01
Профессиональные роли / Professional roles 4,91 4,83 5,17
Профессиональное отношение к работе / Professional attitude to work 4,90 4,91 5,13
Взаимодействие с коллегами / Interaction with colleagues 4,59 4,67 4,25
Поведение профессионального представительства / Conduct of professional representation 3,97 4,06 4,28
В среднем по всем компонентам / On average, for all components 4,73 4,74 4,84
замеры, финансовая поддержка со стороны вузов исследовательской деятельности и программ повышения квалификации.
Поведение социальной вовлеченности для преподавателей высшей школы является индивидуально-личностной характеристикой. Среди них, как и среди других членов социума, есть как социально активные, так и социально пассивные личности. При этом мужчины в социальной активности более сдержанны, но более единодушны в отношении наличия у профессии социальной миссии. Женщинам же свойственно выбирать крайности: от активной вовлеченности до полного равнодушия. В целом преподаватели Латвии более социально активны, чем россияне.
Исследование ПИ учителей показало, что в целом она сформирована также на достаточно высоком уровне (таблица).
Был также проведен подробный анализ данных внутри каждого компонента ПИ.
Заключение
Международное исследование показало, что многие российские и латвийские
педагоги работают с осознанием высокой миссии своей профессиональной деятельности, нацелены на развитие компетент-ностных, культурных и ценностных ориен-таций учащихся, ставят перед собой задачу повышения уровня образованности в обществе в целом. Между латвийской и смоленской выборками нет значимых различий по критерию Манна - Уитни в целом по всем блокам ПИ.
Блоки ПИ взаимосвязаны между собой, коэффициенты корреляции между ними статистически значимы (вычислялся коэффициент корреляции Спирмена) и имеют значение более 0,5.
Блок «Философия профессии» в модели ПИ как для вузовских преподавателей, так и для школьных учителей выступает самым единодушным и одобряемым компонентом (средний показатель моды по суждениям блока - «полностью согласен»).
В исследовании не ставилась цель выявления всех проблем образования, но его результаты позволяют высказать сужде-
ния о наиболее проблемных зонах образо- о совершенствовании профессиональной
вательных систем разных стран, а также идентичности современного педагога в со-
дают пищу для размышления образова- ответствии с условиями и требованиями со-
тельным учреждениям и самим педагогам временного общества.
Библиографический список
1. Вербицкий А. А. Место и роль преподавателя в процессе реформы образования // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова. Серия : Педагогика и психология. - 2014. - № 2. - С. 42-51.
2. Засыпкин В. П., Зборовский Г. Е., Шуклина Е. А. Учительство как социально-профессиональная общность. Социологические исследования. - 2015. - № 2. - С. 114-123.
3. Красова Е. Ю. Социально-профессиональные характеристики учительства (социологический анализ) // RELGA. - 2011. - № 4 (222) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.relga. ru/Environ/WebObjects/tgu-www. woa/wa/Main?textid = 2852&level1=main&level2=articles.
4. парабучев А. И. Учитель в эпоху общественных трансформаций - к автопортрету профессии // Вопросы образования. - 2005. - № 4. - С. 246-260.
5. Профессиональная идентичность педагога: сравнительное международное исследование: коллективная монография / под ред. А. П. Шпоны, Н. П. Сенченкова. - Смоленск : Изд-во СмолГУ, 2016. - 214 с.
6. Регуш Н. Л. Профессиональная идентичность учителя на разных этапах педагогической деятельности : дисс. ... канд. пед. наук. СПб., 2002. - 167 с.
7. Резапкина Г. В. Развитие профессионального самосознания учителя // Вестник практической психологии образования. - 2011. - № 1 (26). - С. 105-118.
8. Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность. - М. : Издательство Московского открытого социального университета, 2011.
9. Шпона А., Виднере М., Ермолаева Е. Сущность и структура профессиональной идентичности педагога // Известия Смоленского государственного университета. - 2015. -№ 1 (29). - С. 375-381.
10. Aggarwal J. C. Teacher and Education in a Developing Society. - New Delhi : Vikash Publishing House Pvt, 2009.
11. ATL New Teachers Already Demotivated About Teaching at the Start of Their Careers [Electronic resource]. - Survey by Association of Teachers and Lecturers (UK), 2015. Available at: https:// www.atl.org.uk/Images/Jan%2023%20for%2027,%202015%20-%20New%20teachers%20 already%20demotovated%20about%20teaching%20at%20the%20start%20of%20their%20 careers.pdf.
12. AykacN. Understanding the Underlying Factors Affecting the Perception of Pre-Service Teachers' // Teacher Identity: A New Instrument to Support Teacher Education. University Bulletin. - 2017. -No. 6 (1). - Р. 67-78.
13. Beauchamp C., Thomas L. Understanding teacher identity: An overview of Issues in the literature and implications for teacher education // Cambridge Journal of Education. - 2009. - No. 39. -Р. 175-189.
14. Beijaard D., Meijer P. C., Verloop N. Reconsidering research on teachers' professional identity. Teaching and Teacher Education. - 2004. - No. 20. - Р. 107-128.
15. Buchanan R. Teacher identity and agency in an era of accountability [Electronic resource]. -Teachers and Teaching. - 2015. - No. 21 (6). - Available at: http://www.tandfonline.com/doi/full/ 10.1080/13540602.2015.1044329.
16. Buitrago-Bonilla R. E., Cardenas-Soler R. N. Emociones e identidad profesional docente: relaciones e incidencia // Praxis & Saber. - 2017. - No. 8 (17). - Р. 225-247.
17. Bukor E. Exploring Teacher identity: Teachers' Transformative Experiences of Re-Constructing and Re-Connecting Personal and Professional Selves. - Toronto : The University of Toronto, 2011.
18. Canrinus E. T. Teachers' Sense of Their Professional Identity. PhD Thesis. - Groningen: Rijksuniversiteit Groningen, 2011.
19. Cappy Ch. L. Shifting the future? Teachers as agents of social change in South African secondary schools // Education as Change. - 2016. - No. 20 (3). - P. 119-140.
20. Carrillo C., Baguley, M., Vilar M. The Influence of Professional Identity on Teaching Practice: Experiences of Four Music Educators. International Journal of Music Education. - 2015. - No. 33 (4). - P. 451-462.
21. Clandinin D. J., HuberM. Shifting Stories to Live By: Interweaving the Personal and Professional in Teachers' Lives. In: Beijaard D et al. (eds). Teacher Professional Development in Changing Conditions. Dordrecht : Springer Netherlands, 2005. - P. 43-59.
22. Delima V. T. Professional Identity, Professional Commitment and Teachers' Performance // International Journal of Novel Research in Education and Learning. - 2015. - No. 2 (4). - P. 1-12.
23. Emerson C. H. Counselor Professional Identity: Construction and Validation of the Counselor Professional Identity Measure. PhD thesis. - Greensboro : The University of North Carolina, 2010.
24. Fernandes Gonzalez M. J. Biprofesionalas identitates integracijas veicinasana studiju procesa: Jazepa Vitola Latvijas Muzikas akademijas situacijas analize. Latvijas universitates raksti. Pedagogija un skolotaju izglitiba, 2013. - 790 p.
25. Fisher M. H. Factors influencing stress, burnout, and retention of secondary teachers // Current Issues in Education. - 2011. - No 14 (1). - P. 11-37.
26. Goodson I. F., Cole A. L. Exploring the teacher's professional knowledge: Constructing identity and community // Teacher Education Quarterly. - 1994. - No. 21. - P. 85-105.
27. Healey A. C., Hays D. G. Defining Counseling Professional Identity from a Gendered Perspective: Role Conflict and Development [Electronic resource]. - Professional Issues in Counseling, OnLine Journal. 2011 Spring. Available at: http://www.shsu.edu/~piic/DefiningCounselingProfession alIdentityfromaGenderedPerspective.htm.
28. Hsieh B. The Importance of Orientation: Implications of Professional Identity on Classroom Practice and for Professional Learning. Teachers and Teaching: Theory and Practice. - 2015. -No. 21 (2). - P. 178-190.
29. Ilyushin L. S., Azbel A. A. The modern Russian teacher: Studying awareness with the use of the semi-structured interview // Psychology in Russia: State of the Art. - 2017. - No. 10 (1). -P. 49-66.
30. Ivanova N. L. Professional identity in current research. Voprosy psikhologii. - 2008. - No. 1. -P. 89-101.
31. Jenlink P. M. Teacher Identity and the Struggle for Recognition: Meeting the Challenges of a Diverse Society. - Lanham, Maryland : Rowman & Littlefield Education, 2014.
32. Kogan M., Teichler U. Key challenges to the academic profession. Kassel and Paris: International Centre for Higher Education Research Kassel & UNESCO Forum on Higher Education, 2007.
33. Koutouzis M., Spyriadou K. The Interaction between Professional and Social Identity of Greek Primary School Educators // International Journal of Education. - 2017. - No. 9 (4). - P. 190-209.
34. Kumar I. A., Parveen Sh. Teacher Education in the Age of Globalization // Research Journal of Educational Sciences. - 2013. - No. 1 (1). - P. 8-12.
35. Li B. Identifiable but Changeable: Capturing the Features of Teacher Identity // International J. Soc. Sci. & Education. - 2016. - No. 6 (2). - P. 225-234.
36. Medveckis A. The reflection of pedagogue's identity in the life activities: Theoretical research model // Society, integration, education. Proceedings of the International scientific conference. Rezekne academy of technologies. - 2016. - Vol. IV - P. 80-96.
37. Mikelsone I., Odina I., Grigule L. Conceptualizing the understanding of professional identity in teacher's career. Society. Integration. Education. Proceedings of the International Scientific Conference. - 2014. - No. 1. - P. 238-249.
38. O'Connor K. E. You choose to care: Teachers, emotions and professional identity // Teaching and teacher education. - 2008. - No. 24. - P. 117-126.
39. OlsenB. Teaching for Success: Developing Your Teacher Identity in Today's Classroom. - London, New York : Routledge. 2016.
40. Olsen B., Buchanan R. Everyone Wants You to Do Everything: Investigating the Professional Identity Development of Teacher Educators // Teacher Education Quarterly, Winter 2017. - P. 9-34.
41. Pipere A. Identity of Learning Teacher: Examining Structural Variations and Interactive "Self' // The Irish Journal of Psychology. - 2003. - No. 24 (3-4). - P. 143-160.
42. Prytula M., Weiman K. Collaborative professional development: An examination of changes in teacher identity through the professional learning community model // Journal of case studies in education. - 2012. - No. 3. - P. 1-19.
43. Switala E. Does civic and citizenship education at the turn of the twenty-first century cater to national, regional, and global citizenship? A Polish example. In: Kennedy, K. J, &Brunold, A (eds.) Regional Contexts and Citizenship Education in Asia and Europe. - Oxford : Routledge, 2016. -P. 39-52.
44. Tateo L. What do you mean by "teacher"? Psychological research on teacher professional identity. [Electronic resource] Psicologia & Sociedade. - 2012. - No. 24(2). Available at: http://dx.doi. org/10.1590/S0102-71822012000200012.
45. Vangrieken K., Meredith C., Kyndt E. Teacher communities as a context for professional development: A systematic review // Teaching and Teacher Education. - 2017. - No. 61. -P. 47-59.
46. Voinea M., Palasan T. Teachers' professional identity in the 21st century Romania. - Procedia : Social and Behavioral Sciences. - 2014. - No. 128. - P. 361-365.
47. Woo H. R. Instrument construction and initial validation: professional identity scale in counseling. PhD thesis [Electronic resource]. - University of Iowa, 2013. - Available at: http://ir.uiowa.edu/ etd/2663.
References
1. Verbitsky A. A. The Place and Role of the Teacher in the Process of Educational Reform. Bulletin of the Moscow State Humanitarian University. M.A. Sholokhov. Series: Pedagogy and Psychology. 2014; 2: 42-51. (In Russ.).
2. Zasypkin V. P., Zborovsky G. E., Shuklina E. A. Teaching As a Socio-Professional Community. Sociological Studies. 2015; 2: 114-123.(In Russ.).
3. Krasova E. Yu. Social and Professional Characteristics of the Teaching (Sociological Analysis). RELGA. 2011; 4(222). [Electronic resource]. Access mode: http://www.relga.ru/Environ/ WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=2852 & level1=main&level2=articles (In Russ.).
4. Parabuchev A. I. The Teacher in the Era of Social Transformations - to the Self-Portrait of the Profession. Issues of education. 2005; 4: 246-260. (In Russ.).
5. Teacher's Professional Identity: A Comparative International Study: A Collective Monograph, Ed. A. P. Veneers, N. P. Senchenkova. Smolensk, 2016, 214 p. (In Russ.).
6. Regush N. L. Professional Identity of a Teacher at Different Stages of Pedagogical Activity. Diss. ... Cand. ped sciences. - St. Petersburg, 2002, 167 p. (In Russ.).
7. Rezapkina G.V. The Development of Professional Identity of the Teacher. Bulletin of practical psychology of education. - 2011; 1(26): 105-118. (In Russ.).
8. Schneider L. B. Professional Identity. Moscow: Publishing House of Moscow Open Social University, 2011. (In Russ.).
9. Veneer A., Widnere M., Ermolaeva E. Essence and Structure of the Teacher's Professional Identity. News of Smolensk State University. 2015; 1(29): 375-381. (In Russ.).
10. Aggarwal J.C. Teacher and Education in a Developing Society. New Delhi: Vikash Publishing House Pvt, 2009.
11. ATL New Teachers Already Demotivated About Their Careers. [Electronic resource]. Survey by Association of Teachers and Lecturers (UK), 2015. Available at: https://www.atl.org.uk/Images/ Jan%2023%20for%2027,%202015%20-%20New%20teachers%20already % 20demotovated% 20about% 20teaching% 20at% 20the% 20start% 20of% 20their% 20careers.pdf.
12. Aykac N. Understanding the Actors for Affecting the Perception of Pre-Service Teachers' Teacher Identity: University Bulletin. 2017; 6(1): 67-78.
13. Beauchamp C., Thomas L. Understanding teacher identity: Cambridge Journal of Education. 2009; 39: 175-189.
14. Beijaard D., Meijer P. C., Verloop N. Reconsidering Research on Teachers' Professional Identity. Teaching and teacher education. 2004; 20: 107-128.
15. Buchanan R. Teacher Identity and Agency in an Era of Accountability. [Electronic resource]. Teachers and Teaching. 2015. No. 21 (6). Available at: http://www.tandfonline.com/doi/full/10.10 80/13540602.2015.1044329.
16. Buitrago-Bonilla R. E., Cardenas-Soler R. N. Emociones e identidad profesional docente: relaciones e incidencia. Praxis & Saber. 2017; 8(17): 225-247.
17. Bukor E. Exploring Teaching and Transformative Experiences for Re-Constructing and ReConnecting Personal and Professional Selves. Toronto, 2011.
18. Canrinus E. T. Teachers' Sense of Their Professional Identity. PhD Thesis. Groningen: Rijksuniversiteit Groningen, 2011.
19. Cappy Ch. L. Shifting the Future? South African Secondary Schools, Education as Change. 2016; 20(3): 119-140.
20. Carrillo C., Baguley, M., Vilar M. The Influence of the Professional Identity on Teaching Practice: Experiences of Four Music Educators. International Journal of Music Education. 2015; 33(4): 451-462.
21. Clandinin D. J., Huber M. Shifting Stories to Live by Teachers' Lives. In: Beijaard D et al. (eds). Teacher Professional Development in Changing Conditions. Dordrecht: Springer Netherlands, 2005. P. 43-59.
22. Delima V. T. Professional Identity, Professional Commitment and Teachers 'Performance. International Journal of Novel Research in Education and Learning. 2015; 2(4): 1-12.
23. Emerson C. H. Counselor Professional Identity: Construction and Validation of the Counselor Professional Identity Measure. PhD thesis. Greensboro: The University of North Carolina, 2010.
24. Fernandes Gonzalez M. J. Biprofesionalas identitates integria veijinasana studiju procesa: Jazepa Vitola Latvijas Muzikas akademijas situacijas analize. Latvijas universitates raksti. Pedagogija un skolotaju izglitiba, 2013, 790 p.
25. Fisher M. H. Factors Influencing Stress, Burnout, and Retention of Secondary Teachers. Current Issues in Education. 2011; 14(1): 11-37.
26. Goodson I. F., Cole A. L. Exploring the Teacher's Professional Knowledge: Constructing Identity and Community. Teacher Education Quarterly. 1994: 21: 85-105.
27. Healey A. C., Hays D. G. Defining Counseling Professional Identity from a Gendered Perspective: Role Conflict and Development [Electronic resource]. Professional Issues in Counseling, On-Line Journal. 2011 Spring. Available at: http://www.shsu.edu/~piic/DefiningCounselingProfessionalIde ntityfromaGenderedPerspective.htm.
28. Hsieh B. The Impedance of the Professional Identity. Teachers and Teaching: Theory and Practice. 2015; 21(2): 178-190.
29. Ilyushin L. S., Azbel A. A. This is a Semi-Structured Interview. Psychology in Russia: State of the Art. 2017: 10(1): 49-66.
30. Ivanova N. L. Professional Identity in Current Research. Voprosy psikhologii = Issues of Psychology. 2008; 1: 89-101.
31. Jenlink P. M. Teaching Identity and the Struggle for Recognition: Meeting the Challenges of a Diverse Society. Lanham, Maryland: Rowman & Littlefield Education, 2014.
32. Kogan M., Teichler U. Key Challenges to the Academic Profession. Kassel and Paris: International Center for Higher Education Research, Kassel & UNESCO Forum on Higher Education, 2007.
33. Koutouzis M., Spyriadou K. Primary School Educators, International Journal of Education. 2017; 9(4): 190-209.
34. Kumar I. A., Parveen Sh. Teacher Education in the Age of Globalization. Research Journal of Educational Sciences. 2013; 1(1): 8-12.
35. Li B. Identifiable but Changeable: Capturing the Features of Teacher Identity. International J. Soc. Sci. & Education. 2016; 6(2): 225-234.
36. Medveckis A. Theoretical Research Model. Society, Integration, Education. Proceedings of the International scientific conference. Rezekne academy of technologies. 2016; Vol. IV: 80-96.
37. Mikelsone I., Odina I., Grigule L. Conceptualizing Career. Society. Integration. Education. Proceedings of the International Scientific Conference. 2014; 1: 238-249.
38. O'ConnorK. E. You Choose to Care: Teachers, Emotions and Professional Identity. Teaching and teacher education. 2008; 24: 117-126.
39. Olsen B. Teaching for Your Graduate: Developing Your Teacher Identity in Today's Classroom, London, New York: Routledge, 2016.
40. Olsen B., Buchanan R. All I Wants You to Do Everything: Investigating The Professional Identity Development. Teacher Education Quarterly, Winter 2017: 9-34.
41. Pipere A. Identity of Learning Teacher: Examining Structural Variations and Interactive "Self'. The Irish Journal of Psychology. 2003: 24(3-4): 143-160.
42. Prytula M., Weiman K. Collaborative Professional Development. Journal of case studies in education. 2012; 3: 1-19.
43. Switala E. Does it Need a National, Regional, and Global Citizenship? A Polish Example. In: Kennedy, K. J., & Brunold, A (eds.), 2016, 39-52.
44. Tateo L. What Do You Mean by "Teacher"? Psychological Research on Teacher Professional Identity. Psicologia & Sociedade. 2012; 24(2). Available at: http://dx.doi.org/10.1590/S0102-71822012000200012.
45. Vangrieken K., Meredith C., Kyndt E. Systematic Review. Teaching and Teacher Education, 2017; 61: 47-59.
46. Voinea M., Palasan T. Teachers' Professional Identity in the 21st Century. Romania. Procedia: Social and Behavioral Sciences. 2014; 128: 361-365.
47. WooH. R. Instrument Construction and Initial Validation: Professional Identity Scale in Counseling. PhD Thesis. [Electronic resource]. University of Iowa, 2013. Available at: http://ir.uiowa.edu/ etd/2663.
Поступила 21.12.2018
Сведения об авторах
Берберян Ася Суреновна - доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии, Российско-Армянский (Славянский) университет. Сфера научных интересов: психология высшего образования, психология идентичности, психология личности. Автор более 200 научных и учебно-методических работ. ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0321-0161.
E-mail: [email protected]
Богданова Татьяна Владимировна - кандидат филологических наук, доцент кафедры психологии Смоленского государственного университета. Сфера научных интересов: психология профессиональной идентичности, психолингвистика, психология общения, психология влияния. Автор более 100 научных работ. https://elibrary.ru/author_items.asp.
E-mail: [email protected]
Сильченкова Светлана Владимировна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономики Смоленского государственного университета. Сфера научных интересов: использование статистических методов в исследовательской деятельности, педагогическое сопровождение. Автор более 80 научных статей. ORCID: https://orcid.org/0000-001-7172-5162.
E-mail: [email protected]
Ермолаева Елена Борисовна - доктор педагогики, ассоциированный профессор Высшей школы экономики и культуры (Рига, Латвия). Сфера научных интересов: диалогическая педагогика, педагогика литературного творчества, культурология, искусствознание, профессиональная идентичность педагога. Автор более 60 научных работ. ResearchGate: https://www. researchgate.net/profile/Jelena_Jermolajeva/info
E-mail: [email protected]
Варданян Нуне Тиграновна - кандидат психологических наук, преподаватель, Российско-Армянский (Славянский) университет. Сфера научных интересов: психология идентичности, психология личности. Автор более 15 научных и учебно-методических работ.
E-mail: [email protected]
Submitted 21.12.2018.
About the authors
Asya S. Berberyan - Doctor of Psychology, Professor, Head of the Department of Psychology, Russian-Armenian (Slavonic) University. Research interests: psychology of higher education, psychology of identity, personality psychology. The author of more than 200 scientific and educational works. ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0321-0161.
E-mail: [email protected]
Tatyana V. Bogdanova - Candidate of Philology, Associate Professor of Psychology, Smolensk State University. Research interests: psychology of professional identity, psycholinguistics, psychology of communication, psychology of influence. The author of more than 100 scientific works.
E-mail: [email protected]
Svetlana V. Silchenkova - Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Economics, Smolensk State University. Research interests: the use of statistical methods in research activities, pedagogical support. The author of more than 80 scientific articles. ORCID: https://orcid.org/0000-001-7172-5162.
E-mail: [email protected]
Elena B. Ermolaeva - Doctor of Pedagogy, Associate Professor, the University College of Economics and Culture (Riga, Latvia). Research interests: dialogical pedagogy, pedagogy of creative writing, culturology, theory of art, professional identity of a teacher. The author of more than 60 scientific and educational works.
E-mail: [email protected]
Nune T. Vardanyan - Candidate of Psychology, Lecturer, Russian-Armenian (Slavonic) University. Research interests: identity psychology, personality psychology. The author of more than 15 scientific and educational works. ORCID: https://orcid.orgerberyan.
E-mail: [email protected]