Научная статья на тему 'Профессиональная идентичность учителей как предмет теоретической рефлексии'

Профессиональная идентичность учителей как предмет теоретической рефлексии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
279
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО ШКОЛЬНЫХ УЧИТЕЛЕЙ / МОЛОДЫЕ УЧИТЕЛЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / АДАПТАЦИЯ / PROFESSIONAL COMMUNITY OF SCHOOL TEACHERS / YOUNG TEACHERS / PROFESSIONAL IDENTITY / FACTORS OF FORMATION OF PROFESSIONAL IDENTITY / SOCIALIZATION / ADAPTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чикарова Галина Игоревна

Статья посвящена результатам критического анализа социологической литературы, в которой рассматриваются различные аспекты профессиональной идентичности российских учителей. Речь идет в первую очередь о факторах формирования профессиональной идентичности учителей, ценностях в структуре профессиональной идентичности, влиянии реформ в сфере образования и трансформаций трудовых отношений на формирование профессиональной идентичности учителей. Критический анализ социологической литературы позволил сделать вывод о том, что целый ряд вопросов, связанных с изучением профессиональной идентичности учителей, еще не был предметом социологических исследований. Среди данных вопросов можно выделить профессиональные ценности, мотивы и установки российских учителей в эпоху становления цифрового общества, профессиональную идентичность особой когорты профессионального сообщества школьных учителей молодых учителей, а также динамику профессиональной идентичности учителей в зависимости от профессионально-трудового стажа. Кроме того, установлено, что в научноисследовательских практиках отсутствует социологический инструментарий, позволяющий изучать данные вопросы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чикарова Галина Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional Identity of Teachers as a subject of theoretical reflection

The article is devoted to the results of a critical analysis of sociological literature, which examines various aspects of the professional identity of Russian teachers. It is primarily about the factors of formation of professional identity of teachers, values in the structure of professional identity, the impact of reforms in the field of education and the transformation of labor relations on the formation of professional identity of teachers. A critical analysis of sociological literature has led to the conclusion that a number of issues related to the study of professional identity of teachers has not yet been the subject of sociological research. Among these issues are the professional values, motives and attitudes of Russian teachers in the era of digital society, the professional identity of a special cohort of professional community of school teachers young teachers, the change of professional identity of teachers depending on the professional experience. In addition, it was found that in research practices there is no sociological tools to study these issues.

Текст научной работы на тему «Профессиональная идентичность учителей как предмет теоретической рефлексии»

УДК 316

DOI 10.23683/2227-8656.2019.3.7

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ УЧИТЕЛЕЙ КАК ПРЕДМЕТ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ РЕФЛЕКСИИ

Чикарова Галина Игоревна

Аспирант,

Институт социологии и регионоведения Южного федерального университета, г. Ростов-на-Дону, Россия, e-mail: galia201292@gmail.com

Статья посвящена результатам критического анализа социологической литературы, в которой рассматриваются различные аспекты профессиональной идентичности российских учителей. Речь идет в первую очередь о факторах формирования профессиональной идентичности учителей, ценностях в структуре профессиональной идентичности, влиянии реформ в сфере образования и трансформаций трудовых отношений на формирование профессиональной идентичности учителей. Критический анализ социологической литературы позволил сделать вывод о том, что целый ряд вопросов, связанных с изучением профессиональной идентичности учителей, еще не был предметом социологических исследований. Среди данных вопросов можно выделить профессиональные цен-

PROFESSIONAL IDENTITY OF TEACHERS AS A SUBJECT OF THEORETICAL REFLECTION

Galina Ig. Chikarova

Graduate Student, Institute of Sociology and Regional Studies, Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia, e-mail: galia201292@gmail.com

The article is devoted to the results of a critical analysis of sociological literature, which examines various aspects of the professional identity of Russian teachers. It is primarily about the factors of formation of professional identity of teachers, values in the structure of professional identity, the impact of reforms in the field of education and the transformation of labor relations on the formation of professional identity of teachers. A critical analysis of sociological literature has led to the conclusion that a number of issues related to the study of professional identity of teachers has not yet been the subject of sociological research. Among these issues are the professional values, motives and attitudes of Russian teachers in the era of digital society, the professional identity of a special cohort of professional community of school teachers -

ности, мотивы и установки российских учителей в эпоху становления цифрового общества, профессиональную идентичность особой когорты профессионального сообщества школьных учителей - молодых учителей, а также динамику профессиональной идентичности учителей в зависимости от профессионально-трудового стажа. Кроме того, установлено, что в научно-исследовательских практиках отсутствует социологический инструментарий, позволяющий изучать данные вопросы.

young teachers, the change of professional identity of teachers depending on the professional experience. In addition, it was found that in research practices there is no sociological tools to study these issues.

Ключевые слова: профессиональное сообщество школьных учителей; молодые учителя; профессиональная идентичность; факторы формирования профессиональной идентичности; социализация; адаптация.

Keywords: professional community of school teachers; young teachers; professional identity; factors of formation of professional identity; socialization; adaptation.

Введение

Рассматривая профессиональную идентичность как на уровне идентификационных практик профессионализированного индивида и социально-группового взаимодействия в профессиональной среде, так и на макросоциальном уровне, отметим, что профессиональная идентичность не только способствует консолидации представителей профессионального сообщества и выполняет интегративные по отношению ко всей общественной системе функции, но и влияет на профессиональную деятельность и социально-трудовое поведение индивида, способствуя воспроизводству сложившейся социальной структуры и моделей социально-трудовых отношений в обществе (Клименко, 2017). В связи с этим изучение профессиональной идентичности учителей в российском обществе позволяет понять основы, с одной стороны, профессиональной консолидации, а с другой - профессионального поведения.

Выбор профессионального сообщества школьных учителей во многом обусловлен, с одной стороны, современными трансформационными тенденциями, затронувшими институциональное пространство системы образования, а с другой - традиционной значимостью профессиональной деятельности учителей, являющихся представителями социально ориентированной профессиональной группы, выполняющими значимые образовательную и социализирующую функции, без которых невозможно развитие ни одного общества.

Отметим, что отдельные аспекты профессиональной идентичности российских учителей уже рассматривались в научной литературе. В связи с этим необходим критический анализ социологической литературы по данной теме с целью выявления того, какие вопросы уже рассматривались и какие научные результаты были получены, какие вопросы стали дискуссионными, а какие еще не были предметом научных исследований (Лубский, 2017).

Поскольку в социологической литературе еще не подводились итоги изучения профессиональной идентичности учителей, то критический анализ работ, в той или иной мере рассматривающих профессиональную идентичность российских учителей, представляется актуальной задачей, придающей теме статьи проблемный характер. Цель статьи - теоретическая рефлексия по поводу результатов научных социологических исследований, связанных с изучением профессиональной идентичности российских учителей. Содержание статьи носит

__^ ТЛ С

предметно-тематический характер. В ней выделяются основные тематические сюжеты, связанные с изучением профессиональной идентичности учителей, и делается критический анализ полученных результатов в рамках каждого тематического направления.

Результаты

Проведенный критический анализ научной литературы по социологии, в которой представлены результаты исследований отдельных аспектов профессиональной идентичности учителей, позволил выделить два блока исследовательских вопросов в области изучения данной темы, которые уже рассматривались в научной литературе. К первому блоку вопросов можно отнести изучение внешних и внутренних факторов формирования профессиональной идентичности, процесс социализации и адаптации, а также ценностные основания профессиональной идентичности учителей. Другой блок результатов научно-исследовательских практик социологов представлен работами, посвященными изучению косвенных вопросов, связанных с отношением учителей к профессии, факторами, влияющими на социализацию, мотивами выбора профессии учителя в условиях современного российского общества и возможных профессиональных рисков, обусловленных реформированием системы школьного образования и социально-экономическим изменением сферы труда. В рамках данного блока также представлены научно-исследовательские результаты рассмотрения вопросов, связанных с изучением профессиональной идентично-

сти молодых учителей и профессиональных сообществ учителей в отдельных регионах России.

Факторы формирования профессиональной идентичности учителей

В качестве наиболее разработанных направлений по данной теме можно выделить те, в которых профессиональная идентичность изучается посредством рассмотрения таких факторов, как удовлетворенность трудом и взаимоотношениями в коллективе, успешность в овладении профессией и успешность в работе, психофизиологическая цена труда (Богданова, 2015; Зеленова, 2014; Бармин, 2013).

В настоящее время исследователи занимаются изучением различных инструментов формирования профессиональной идентичности, которые широко представлены в исследовательских практиках. Одним из наиболее разработанных исследовательских вопросов является изучение влияния организационной культуры образовательного учреждения на становление профессиональной идентичности учителей (Шакурова, 2013). Ученые, занимающиеся изучением данной проблематики, констатируют, что организационно-культурные условия в современных общеобразовательных учреждениях сдерживают становление эффективных индивидуальных профессионально-ролевых комплексов. А те образовательные организации, в которых идентичность педагога близка к эталону, являются примерами организаций с эффективным реагированием образовательной системы на вызовы современного общества (Шакурова, 2014).

Следует также обратить внимание на то, что в проведенных социологических исследованиях одни ученые тесно связывают профессиональную идентичность учителей с таким понятием, как «профессиональное становление», выделяя его в качестве неотъемлемой составляющей профессиональной идентичности, рассматривая профессиональное становление педагога как последовательность взаимосвязанных временных стадий от возникновения и формирования профессиональных намерений до полной реализации личности в профессиональном труде (Казакова, 2004).

Другие исследователи ключевым этапом становления профессиональной идентичности учителей считают социально-профессиональную адаптацию учителей. Так, согласно их точке зрения, основным фактором становления профессиональной идентичности является профессиональный стаж индивида. На основе анализа данного фактора исследователи разрабатывают типологию профессио-

нальной идентичности, согласно которой индивиды с небольшим стажем достаточно аморфны и их профессиональный образ слабодиффе-ренцирован. В то время как представители группы с более длительным профессиональным стажем характеризуются более высоким уровнем рефлексии и дифференцированности представлений о собственной идентичности (Реньш, 2011).

Ценности в структуре профессиональной идентичности учителей

При изучении данного вопроса исследователи пришли к выводу, что в системе ценностей на первое место учителя ставят здоровье (физическое и психическое), затем следует счастливая семейная жизнь, а замыкает тройку в иерархии ценностей любовь и материально обеспеченная жизнь (Щеглова, 2006; Полывянная, 2008; Грязнова, 2011). Также в научной литературе представлено большое количество социологических работ, посвященных определению роли материального положения, уровня притязаний и социального положения педагогических кадров (Данзанова, 2008; Зиятдинова, 2010; Колесникова, 2013).

В работах социологи отмечают, что реформы в образовательной системе и в обществе в целом отразились на эмоциональном состоянии учителя, а современные критерии отчетности и оценки эффективности профессиональной деятельности учителя недостаточно стимулируют его ценностную ориентацию на личность ребенка как главный субъект в образовательном процессе.

В рамках данного направления исследователи также занимаются изучением влияния трансформационных процессов, протекающих в обществе и имеющих место в современном институте образования, на профессиональную идентичность учителей. Социологи рассматривают вопросы, связанные с внешней регуляцией деятельности учителей, внедрением новых норм и ролей, которые рассматриваются самими учителями как навязанные извне. Через категории негативной и позитивной свободы рассматриваются внешние и внутренние регуляции профессиональной деятельности учителей (Истомина, 2013).

Влияние реформ в сфере образования и трансформации трудовых отношений на формирование профессиональной идентичности учителей

В рамках данного тематического направления исследователи занимаются изучением профессиональной идентичности учителей в условиях прекариатизации социально-трудовых отношений. Особое внимание уделяется изучению различных факторов, оказывающих

влияние на профессиональную идентичность учителей: рассмотрено влияние трансформационных процессов института образования на устойчивость профессиональной идентичности учителей (Вольчик, 2017); выявлены основные социально-экономические риски, способные оказать деструктивное влияние на профессиональную идентичность (Клименко, 2017); многогранно и основательно проанализировано влияние прекариатизации на социально-экономическое самочувствие учителей и их профессиональную идентичность (Профессиональная идентичность ... , 2018).

Исследователями предложена типология профессиональной идентичности, согласно которой выделяются позитивная, псевдопозитивная, диффузная и кризисная профессиональные идентичности. При этом к основным типологическим признакам относятся оценка статуса профессии, место профессиональной идентичности в общей структуре идентификации, трудовая мотивация, удовлетворенность профессией, профессиональные ценности, корпоративная идентичность и профессиональные стратегии (Клименко, 2018).

Профессиональная идентичность молодых учителей

Различия в профессиональной идентичности учителей с разным стажем трудовой профессиональной деятельности в основном представлены с точки зрения психологии, нежели социологии. Так, согласно имеющимся исследовательским точкам зрения, учителя среднего возраста с достаточно большим стажем работы являются наиболее благополучной группой. Стабильность данной категории учителей объясняется исследователями достижением определенного уровня мастерства, выработкой собственных приемов педагогического общения, достижением профессиональной идентичности. В то время как уязвимость молодых учителей заключается в формировании профессионального «образа я», связанного с приобретением нового статуса и роли (Синякова, 2011).

При этом важно подчеркнуть, что в социологической литературе нет исследовательских практик, имеющих целью рассмотрение профессиональных ценностей, мотивов и установок учителей с разным стажем профессиональной деятельности в условиях становления цифрового общества.

Что касается отдельного направления в изучении профессиональной идентичности учителей - изучения профессиональной идентичности молодых учителей как особой профессиональной когорты, то необходимо отметить, что в ходе проведенного критического анализа

социологической литературы было установлено, что в качестве предмета исследования уже выступали мотивы выбора профессии учителя (Воронина, 2015); динамика изменения ценностных ориентаций молодых учителей и специфика профессиональных установок и ориентаций молодых учителей (Лучкина, 2008).

Исследователи, занимающиеся разработкой данного тематического направления, приходят к выводу, что жизненные ценности молодых учителей заточены на достижение материального благополучия, счастливую семейную жизнь и успешную профессиональную деятельность. При этом структура профессиональных ценностей молодого учителя совпадает с ценностями всех учителей, что подтверждает наличие идентичности группы молодых учителей с целым педагогическим сообществом. При этом отмечается, что молодые учителя не до конца осмысливают цели школы на современном этапе ее развития. (Лучкина, 2012).

Кроме того, исследователи обращают внимание на трудности, с которыми сталкиваются молодые учителя в ходе своего профессионального становления (Щеткина, 2015). Трудности и недостатки профессиональной деятельности являются предметом изучения в работах многих авторов, которые приходят к выводу, что трудности вхождения в профессию связаны с недостаточной практической подготовленностью, но при этом для данной категории учителей характерна уверенность в своих силах, что и выступает фактором, способствующим помощи учителям в период профессиональной адаптации (Хошимова, 2017).

Также в ходе проведенного анализа было установлено, что исследователи уделяют внимание изучению факторов, влияющих на успешную социально-профессиональную адаптацию молодых учителей, выделяя внешние и внутренние факторы. К внешним, согласно точке зрения исследователей, относятся материальное положение, образовательная среда, высшее педагогическое образование, организация методической работы, престиж профессии в обществе. А к внутренним -профессиональный стаж, система ценностей, мотивы выбора педагогической профессии, профессионально значимые качества, самооценка педагогами подготовленности к осуществлению педагогической деятельности (Черникова, 2008).

Организационно-педагогические условия профессионального развития молодого учителя в системе постдипломного педагогического образования также выступают предметом социологических исследований, проводимых в области изучения профессиональной идентич-

ности. Авторы, работающие над данной проблематикой, приходят к выводу, что организационно-педагогические условия, реализация которых в системе постдипломного образования способна обеспечить успешное профессиональное развитие молодых педагогов, должны включать в себя внедрение кластерного подхода в период курсовой и межкурсовой подготовки; индивидуализацию образовательного процесса; психолого-педагогическое профессиональное развитие начинающего учителя (Шевченко, 2014).

Другие исследователи при рассмотрении данного аспекта обращают внимание на формы взаимодействия вуза и школы, предлагая методики поэтапного взаимодействия вуза и работодателей, которые способны определить и согласовать ценностно-целевые позиции субъектов образовательного процесса, а также направление решения проблем по расширению существующих форм взаимодействия вуза и работодателей, способствовать включению молодых специалистов в профессиональную деятельность педагогического труда (Гладкая, 2012).

Региональные особенности профессиональной идентичности учителей

Данное тематическое направление фрагментарно представлено в социологической литературе. Несмотря на существующую значительную социально-экономическую и социокультурную региональную специфику отдельных субъектов Российской Федерации, профессиональная идентичность учителей - представителей разных региональных сообществ выступает предметом социологических исследований крайне редко. К настоящему времени в социологии есть только несколько работ, посвященных изучению данной проблемы в Ростове-на-Дону и малых городах Ростовской области (Клименко, 2017; Змияк, 2018), Москве и Казани (Клименко, 2018). В центре исследовательского внимания социологов также оказался социально-демографический портрет молодого учителя в Забайкальском крае (Щеткина, 2015). При этом профессиональная идентичность учителей из других регионов России не была предметом научно-исследовательских практик.

Важно подчеркнуть, что во всех представленных социологических работах исследователи, изучающие данное направление, констатируют, что профессиональная идентичность учителей в столице и мегаполисах во многом отличается от той, которая присуща учителям других городов России, и что также есть различия между профессиональной идентичностью учителей крупных и малых городов.

Резюме

Таким образом, в современной социологической литературе нет единого мнения в вопросе о том, как именно происходит формирование профессиональной идентичности учителей. В основу изучения профессиональной идентичности российских учителей каждым исследователем закладывается анализ совершенно разных факторов формирования профессиональной идентичности. Также социологическому анализу подвергаются отдельные факторы, оказывающие влияние на формирование профессиональной идентичности, и нет исследований комплексного изучения профессиональной идентичности учителей.

Исследователи уделяют внимание изучению влияния трансформационных социально-экономических процессов, имеющих место в российском обществе, на процесс формирования профессиональной идентичности важной социально ориентированной профессиональной группы - учителей, а также степень ее устойчивости в условиях современного общества. Но при этом в научной литературе отсутствуют сравнительные исследования, позволяющие выделить специфику влияния реформ на профессиональную идентичность учителей с разным стажем педагогической деятельности.

Также было выявлено, что в социологической литературе исследования профессиональной идентичности молодых учителей направлены на изучение процесса становления и периода профессиональной адаптации индивидов. Во многом акцент в изучении данной проблематики сделан на анализе отдельных аспектов и факторов, оказывающих влияние на формирование профессиональной идентичности молодого педагога школы. В то же время при изучении данного вопроса не выделены четкие индикаторы, способные замерять уровень профессиональной идентификации начинающего специалиста, а также не представлено исследовательских наработок, позволяющих проследить динамику изменения профессиональной идентичности учителей по мере их профессионального становления.

Таким образом, проведенный критический анализ позволяет сделать вывод, что на данный момент, несмотря на то что профессиональная идентичность учителей выступает предметом когнитивного интереса большого числа исследователей - представителей различных отраслей социально-гуманитарного знания в целом и методологических школ и направлений социологии в частности, со-

циологический контекст изучения профессиональной идентичности учителей включает в себя фрагментарные научные исследования, в рамках которых анализу подвергаются отдельно взятые аспекты профессиональной идентичности школьных педагогов и те факторы, которые способны оказывать влияние на процесс ее формирования.

Что же касается степени разработанности изучения профессиональной идентичности молодых учителей как особой когорты всего профессионального сообщества, то необходимо отдельно отметить тот факт, что, невзирая на имеющиеся научные труды по данной теме, полученные в социологии знания не носят системного характера: до настоящего времени не обобщен весь накопленный опыт в исследовании данного вопроса и не подведены итоги результатов научно-исследовательских практик по данной проблематике.

При этом формирование и развитие профессиональной идентичности молодых учителей заслуживают дополнительного пристального научного изучения в силу отсутствия фундаментального социологического знания. Необходимость дополнительной социологической рефлексии основных компонентов профессиональной идентичности молодых учителей также обусловлена запросом общества на учителей нового поколения, способных внедрять инновационные образовательные практики в школьную среду и адаптировать образовательный процесс под изменяющиеся социокультурные условия современного российского общества (Сериков, 2017).

Критический анализ социологической литературы позволил сделать вывод о том, что целый ряд вопросов, связанных с изучением профессиональной идентичности учителей, еще не был предметом социологических исследований. Помимо обозначенных ранее, среди данных вопросов также можно выделить профессиональные ценности, мотивы и установки российских учителей в эпоху становления цифрового общества, а также динамику профессиональной идентичности учителей в зависимости от профессионально-трудового стажа. Кроме того, было установлено, что в научно -исследовательских практиках отсутствует социологический инструментарий, позволяющий изучать данные вопросы. Все это формирует новые проблемные поля социологического изучения профессиональной идентичности российских учителей.

Литература

Бармин Н.Ю., Шакурова А.В. Профессиональная идентичность современного учителя // Нижегородское образование.

2013. № 3. С. 12-17.

Богданова Т.В. Анализ профессиональной идентичности современного российского учителя // Личность в пространстве и времени. 2015. № 5. С. 31-42.

Вольчик В.В., Посухова О.Ю. Реформы в сфере образования и прекариатизация учителей // Terra Economicus. 2017. Т. 15, № 2. С.122-138.

Волков Ю.Г., Войтенко В.П., Воденко К.В., Глушкова С.А., Денисова Г.С., Луб-ский А.В., Сериков А.В. Конструирование общероссийской идентичности в контексте межэтнического и межрелигиозного взаимодействия. Ростов н/Д.: Фонд науки и образования, 2016. 244 с.

Воронина Е.В., Ельцова А.А. Формирование профессиональной идентичности будущих педагогов // Инновационная наука. 2015. № 5. С. 178-180.

Гладкая И.В. Молодые учителя о своей готовности к профессиональной деятельности // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2012.

Грязнова О.С., Магун В.С. Базовые ценности российских и европейских учителей // Социологический журнал. 2011. № 1. С. 53-73.

Данзанова П.Г. Трансформация социально-профессиональных характеристик учительства: экспертные оценки родителей учащихся // Вестник Бурятского государственного университета. 2008. № 14. С.149-153.

Зеленова М.Е., Барабанова В.В. Тендерная и профессиональная идентичность учителей // Личностная идентичность: вызовы современности : материалы Всерос. психол. науч.-практ. конф. (с иностранным участием). Майкоп: Адыгейский гос. ун-т,

2014.

Зиятдинова Ф.Г. Социальное положение учителей: ожидания и реальность // Социологические исследования. 2010. № 10. С. 100-106.

References

Barmin, N.Yu., Shakurova, A.V. (2013). Professional identity of the modern teacher. Nizhegorodskoye obrazovaniye, 3, 12-17. (in Russian).

Bogdanova T.V. (2015). Analysis of the professional identity of the modern Russian teacher. Lichnost' v prostranstve i vremeni, 5, 31-42. (in Russian).

Volchik, V.V., Posukhova, O.Yu. (2017). Reforms in the field of education and teacher precariatization. Terra Economicus, 15, 2, 122-138. (in Russian).

Volkov Yu.G., Voitenko V.P., Vodenko K.V., Glushkova S.A., Denisova G.S., Lubskiy A.V., Serikov A.V.Constructing an All-Russian Identity in the Context of Interethnic and Inter-Religious Interaction (2016). Rostov n/D: Science and Education Foundation, 244 p.

Voronina, E.V., Eltsova, A.A. (2015). Formation of professional identity of future teachers. Innovatsionnaya nauka, 5, 178-180. (in Russian).

Gladkay, I.V. (2012). Young teachers about their readiness for professional activity. Izves-tiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedago-gicheskogo universiteta im. A.I. Gertsena. (in Russian).

Gryaznova, O.S., Magun, V.S. (2011). Basic values of Russian teachers. Sotsiologi-cheskiy zhurnal, 1, 53-73. (in Russian).

Danzanova, P.G. (2008). Transformation of the socio-professional characteristics of the teaching: expert assessments of the parents of students. Vestnik Buryatskogo gosu-darstvennogo universiteta, 14, 149-153. (in Russian).

Zelenova, M.E., Barabanova, V.V. (2014). Gender and Professional Identity of Teachers. Personal Identity: Challenges of Modernity. Materials of the All-Russian psychological scientific conference (with foreign participation). Maykop: Adygeyskiy gosudarstvennyy universitet.

Ziyatdinova, F.G. (2010). The social status of teachers: expectations and reality. Sotsiolo-gicheskiye issledovaniya, 10, 100-106. (in Russian).

Змияк К.В. Характеристика управленческой деятельности в муниципальных школах в контексте трансформации системы образования (на примере г. Ростова-на-Дону) // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2018. № 3. С. 256-261.

Истомина А.Г., Обременко O.A. Профессиональная идентичность учителей: конструирование позитивной и негативной свободы // Профессии социального государства / науч. ред. П.В. Романов, Е.Р. Ярская-Смирнова. М. : Вариант, ЦСПГИ, 2013. С. 159-178.

Казакова И.Р. Социокультурный тип современного учителя : дис. ... канд. соци-ол. наук. Н. Новгород : ННГУ, 2004.

Клименко Л.В., Посухова О.Ю. Профессиональная идентичность городских учителей в условиях модернизации института образования // Journal of Institutional Studies. 2017. Т. 9, № 2. С. 137-153.

Клименко Л.В., Посухова О.Ю. Профессиональная идентичность школьных учителей в условиях прекариатизации социально-трудовых отношений в крупных городах России // Вопросы образования. 2018. № 3. С. 36-67.

Клименко Л.В., Посухова О.Ю. Социе-тальные аспекты профессиональной идентичности социально ориентированных групп в российском обществе // Общество и экономика. 2017. № 3-4. С. 176-183.

Клименко Л.В., Посухова О.Ю., Агрыз-кова Ю.К. Профессиональная идентичность учителей городских школ Юга России // Социологическая наука и социальная практика. 2017. Т. 5, № 3. С. 72-87.

Колесникова Е.М. Публичный образ профессии учителя: опыты исследования и вклад в статусные показатели группы // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Социальные науки. 2013. № 1. С. 28-34.

Лубский А.В. Методология социального исследования. М. : ИНФРА-М, 2017. 154 с.

Лубский А.В. Методология региональных исследований. М.: ИНФРА-М, 2019. С.140-157.

Smiac, K.V. (2018). Characteristics of management activities in municipal schools in the context of the transformation of the education system (on the example of Rostov-on-Don). Gosudarstvennoe i municipal'noe upravlenie. Uchenye zapiski, 3, 256-261. (in Russian).

Istomina, A.G., Obremenko, O.A. (2013). Professional Teacher Identity: Designing Positive and Negative Freedom. Professions of a welfare state. P.V. Romanov, E.R. Yarskaya-Smirnova (Eds.). M.: Variant, TSSPGI, 159-178.

Kazakova, I.R. (2004). Socio-cultural type of the modern teacher (Candidate Dissertation, NNGU, N. Novgorod).

Klimenko, L.V., Posukhova, O.Yu. (2017). Professional identity of urban teachers in the context of the modernization of the institute of education. Journal of Institutional Studies, 9, 2, 137-153. (in Russian).

Klimenko, L.V., Posukhova, O.Yu. (2018). Professional identity of school teachers in conditions of precariatisation of social and labor relations in large cities of Russia. Voprosy obrazovaniya, 3, 36-67. (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Klimenko, L.V., Posukhova, O.Yu. (2017). Societal aspects of professional identity of socially oriented groups in Russian society. Obshchestvo i ekonomika, 3-4, 176-183. (in Russian).

Klimenko, L.V., Posukhova, O.Yu., Agryz-kova, Yu.K. (2017). Professional identity of teachers of urban schools in the South of Russia. Sotsiologicheskaya nauka i sotsial'naya praktika, 5, 3, 72-87. (in Russian).

Kolesnikova, E.M. (2013). The public image of the teacher's profession: research experiments and contribution to the status indicators of the group. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. Sot-sial'nyye nauki, 1, 28-34. (in Russian).

Lubsky, A.V. (2017). Methodology of social research. M.: INFRA-M.

Lubsky A.V. (2019). Methodology of regional research: studies. allowance. M.: INFRA-M, 140-157.

Лучкина Т.В. Пути становления профессионализма молодого учителя в современной школе // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Педагогика и психология. 2012.

Лучкина Т.В. Характеристика профессиональной идентичности молодого учителя современной школы // Вестник Забайкальского государственного университета. 2008. № 6. С. 32-37.

Полывянная М.Т. Ценностные ориентации современного российского учительства как социально-профессиональной группы : автореф. дис. ... канд. социол. наук. Н. Новгород: ННГУ, 2008. 26 с.

Профессиональная идентичность представителей социально ориентированных профессий в условиях прекариатизации российского общества / Л.В. Клименко, О.С. Мосиенко, О.А. Нор-Аревян, О.Ю. Посухова. Ростов н/Д. : Фонд науки и образования, 2018. 200 с.

Реньш М.А., Лесик А.В. Профессиональный стаж как фактор становления профессиональной идентичности // Психологические исследования. 2011. № 3 (17). Режим доступа: http://psystudy.ru.

Сериков А.В., Бедрик А.В., Дьяченко А.Н. Специалист в сфере национальных и религиозных отношений: институционализация профессиональной и образовательной подготовки // Известия Южного федерального университета. 2017. № 12. С. 111-116.

Синякова М.Г., Шнейдер Л.Б. Эмпирическое изучение характеристик и типов профессиональной идентичности городских педагогов // Актуальные проблемы психологического знания. 2011. № 1. С. 48-61.

Хошимова Н.М., Тагоева С.М. Трудности и недостатки в профессиональной деятельности начинающих учителей // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Гуманитарные науки. 2017. № 1.

Черникова Е.Г. Факторы социально-профессиональной адаптации молодых учителей // Вестник Челябинского государственного университета. 2008.

Шакурова А.В. Вызовы современности и формирование профессиональной идентичности педагога // Вестник Нижегород-

Luchkina, T.V. (2012). Ways of formation of a young teacher's professionalism in a modern school. Uchenyye zapiski Zabayk-al'skogo gosudarstvennogo universiteta. Pe-dagogika i psikhologiya. (in Russian).

Luchkina, T.V. (2008). Characteristics of the professional identity of the young teacher of the modern school. Vestnik Zabaykal'skogo gosudarstvennogo universiteta, 6, 32-37. (in Russian).

Polyvyannaya, M.T. (2008). Value orientations of modern Russian teachers as a socio-professional group. (Abstract, Candidate Dissertation, NNGU, N. Novgorod).

Professional identity is socially oriented occupations in terms of prioritizatio Russian society (2018) / L.V. Klimenko, O.S. Mosienko, O.A. Nor-Arevian, O.Yu. Posokhova. Rostov-na-Donu: Fond nauki i obrazovaniya.

Rensch, M.A., Lesik, A.V. (2011). Professional experience as a factor in the development of professional identity. Psikhologi-cheskiye issledovaniya, 3 (17). Available at: http://psystudy.ru.

Serikov, A.V., Bedrik, A.V., D'yachenko, A.N. (2017). Spetsialist v sfere natsional'nykh i religioznykh otnosheniy: institutsionalizat-siya professional'noy i obrazovatel'noy podgo-tovki. Izvestiya Yuzhnogo federal'nogo universiteta, 12, 111-116. (in Russian).

Sinyakova, M.G., Schneider, L.B. (2011). Empirical study of the characteristics and types of professional identity of urban teachers. Aktual'nyye problemy psikhologicheskogo znaniya, 1, 48-61. (in Russian).

Khoshimova, N.M., Tagoeva, S.M. (2017). Difficulties and flaws in the professional activities of novice teachers. Uchenyye zapiski Khudzhandskogo gosudarstvennogo universi-teta im. akademika B. Gafurova. Gumanitar-nyye nauki, 1. (in Russian).

Chernikova, E.G. (2008). Factors of social and professional adaptation of young teachers. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. (in Russian).

Shakurova, A.V. (2014). Challenges of modernity and the formation of a teacher's professional identity. Vestnik Nizhegorodsko-go universiteta im. N.I. Lobachevskogo, 1, 118-123. (in Russian).

ского университета им. Н.И. Лобачевского. 2014. № 1. С. 118-123.

Шакурова А.В. Организационная культура образовательного учреждения (ОУ) как социально-психологический регулятор и инструмент формирования профессиональной идентичности учителей и трудовой мотивации выпускников школы // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2013. № 6. С. 457-462.

Шевченко О.А. Эмпирическое исследование профессионального развития молодых учителей в системе постдипломного педагогического образования // Концепт. 2014. № 7. С. 16-20.

Щеглова С.Н. Особенности адаптации школьных учителей к ценностям информатизации // Социологические исследования. 2006. № 8. С. 115-120.

Щеткина И.А., Захарова Е.Ю., Окуне-ва Н.И. Отношение молодых педагогов к профессии учителя: социологический анализ // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Философия, социология, культурология, социальная работа. 2015. № 4. С. 191-197.

Поступила в редакцию

Shakurova, A.V. (2013). Organizational culture of an educational institution (OU) as a socio-psychological regulator and instrument for the formation of professional identity of teachers and labor motivation of school graduates. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo, 6, 457-462. (in Russian).

Shevchenko, O.A. (2014). Empirical study of the professional development of young teachers in the system of postgraduate pedagogical education. Kontsept, 7, 16-20. (in Russian).

Scheglova, S.N. (2006). Features of school teachers adaptation to the values of informatization. Sotsiologicheskiye issledovaniya, 8. 115-120. (in Russian).

Shchetkina, I.A., Zakharova, E.Yu., Okune-va, N.I. (2015). The attitude of young teachers to the profession of a teacher: a sociological analysis. Uchenyye zapiski Zabaykal'skogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiya, sotsiologiya, kul'turologiya, sotsial'naya rabota, 4, 191-197. (in Russian).

22 апреля 2019 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.