Научная статья на тему 'Перфекционизм личности как научная проблема современной психологии: аналитический обзор'

Перфекционизм личности как научная проблема современной психологии: аналитический обзор Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2265
410
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Корчагин В. М.

Анализируются современные представления о природе и сущности перфекционизма в зарубежной и отечественной психологии. Раскрываются позитивные и негативные аспекты данного явления. Приводятся данные исследований влияния перфекционизма на эмоциональную сферу личности, поведение, межличностные отношения, учебную деятельность студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перфекционизм личности как научная проблема современной психологии: аналитический обзор»

При прохождении всех видов практики у обучаемых формируется полноценное и достаточно полновесное представление о выбранной специальности. Это позволяет сформулировать так называемую «модель специалиста», являющуюся центральным звеном системы управления, посредством которого конечная цель высшей школы (подготовка специалистов высшей квалификации) влияет на совершенствование учебно-воспитательного процесса.

Это дает право считать, что совершенствование профессиональной подготовки можно обеспечить только на основе комплексного и глубокого анализа сферы практической деятельности специалиста данного профиля.

ПЕРФЕКЦИОНИЗМ ЛИЧНОСТИ КАК НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ: АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР © 2011 В.М. Корчагин

Самарский юридический институт ФСИН России

Анализируются современные представления о природе и сущности перфекционизма в зарубежной и отечественной психологии. Раскрываются позитивные и негативные аспекты данного явления. Приводятся данные исследований влияния перфекционизма на эмоциональную сферу личности, поведение, межличностные отношения, учебную деятельность студентов.

Термин «перфекционизм» происходит от латинского «perfectio» - совершенство и, в самом широком значении, обозначает стремление к совершенству и безупречности. В классификации С. Мадди выделяется группа психологических теорий, в которых стремление к совершенству рассматривается в качестве основной мотивационной силы1. Анализ работ таких авторов, как А. Адлер, Г. Олпорт, Э. Фромм, Р. Уайт, К. Хорни, позволяет сделать вывод о сложности и неоднозначности данного явления. Ученые подчеркивают его позитивную роль в личностном развитии и указывают на стремление к совершенству как неотъемлемую характеристику полноценно и творчески живущих людей. В то же время, авторы отмечают, что потребность в совершенстве может стать невротической, являясь причиной эмоциональных нарушений и социальной дезадаптации.

Перфекционизм становится предметом изучения психологов в 60-80-е гг. XX столетия. В трудах психоаналитиков М. Холлендера (1965) и В. Миссилдайна (1963)2 данное понятие означает склонность личности к предъявлению высоких требований к себе, другим людям, стремление к безукоризненному выполнению работы.

В 90-е гг. XX в. представления о перфекционизме были значительно расширены. Лидерами в разработке проблемы стали две группы ученых: группа британских клинических психологов под руководством Р. Фроста и группа канадских ученых, возглавляемая П. Хьюиттом. Обе группы развивают представление о перфекционизме как о многомерном конструкте, включающем наряду с высокими личными стандартами ряд когнитивных и интерперсональных параметров.

По мнению Р. Фроста и его коллег, кроме стремления к высоким стандартам, перфекционизм проявляется в склонности к чрезмерно критическим оценкам собственного поведения, повышенной тревоге по поводу ошибок, неуверенности в действиях и мнениях3. Кроме того, перфекционисты придают слишком большое значение ожиданиям и оценкам своих родителей, порядку, организованности и аккуратности.

В концепции канадских ученых П. Хьюитта и Г. Флетта перфекционизм рассматривается как трехмерное явление и включает в себя: субъектно- или личностноориентированный перфекционизм (завышенные и нереалистичные требования, предъявляемые к себе, и усиленное исследование себя, самокопание и самокритика, которые делают невозможным принятие собственных изъянов, недостатков и неудач), объектно-ориентированный перфекционизм (предъявление преувеличенных и нереалистичных требований к другим) и социально предписанный перфекционизм (убеждение или ощущение,

что другие предъявляют к субъекту нереалистичные требования, которым трудно, но необходимо соответствовать, чтобы заслужить одобрение и принятие)4.

В отечественной психологии феномен перфекционизма интенсивно изучается в рамках клинической психологии. В работах А.Б. Холмогоровой, Н.Г. Гаранян, Т.Ю. Юдеевой и других он понимается как дисфункциональная черта, имеющая сложную психологическую структуру5. Ученые выделяют пять характеристик перфекционизма: 1) восприятие других людей как делегирующих высокие ожидания (при постоянном сравнении себя с другими); 2) завышенные притязания и требования к себе; 3) высокие стандарты деятельности при ориентации на полюс «самых успешных»; 4) селектирование информации о собственных неудачах и ошибках; 5) поляризованное мышление.

Анализ источников показывает, что перфекционизм - явление сложное и неоднозначное. С одной стороны, оно связывается с ярко выраженным стремлением личности к самосовершенствованию и саморазвитию; с другой - может носить аутодеструктивный невротический характер, препятствующий нормальному развитию личности.

В работе Д. Хамачека описываются два вида перфекционизма: нормальный и невротический. «Нормальные» перфекционисты сконцентрированы на достоинствах, сильных сторонах своей личности, стремятся к успеху и личностному росту. Они энергичны, четко видят свои цели, эмоционально «заряжены» надеждой на успех и испытывают удовлетворение от своего труда. Перфекционисты-«невротики» постоянно недовольны собой, результатами своей деятельности, боятся совершить ошибку. Они мотивированы страхом провала, что приводит их к различным формам избегающего поведения. Опираясь на представления Д. Хамачека, канадские ученые Хьюитт и Флетг описали адаптивный и дезадаптивный виды перфекционизма.

В последнее время появляются работы, в которых рассматриваются позитивные аспекты перфекционизма. Например, установлена связь перфекционизма с одаренностью. Петерс обращает внимание на тот факт, что одаренные люди, как правило, стремятся быть совершенными, для них этот по-настоящему значимо6. В работе И.И. Грачевой установлено, что у подростков с высоким уровнем перфекционизма более продуманные, сложные и дифференцированные представления об идеале в сравнении с подростками с низким уровнем перфекционизма. Идеальные образы подростков-перфекционистов в большей степени являются результатом собственных размышлений, самостоятельного поиска образца для подражания. Кроме того, эти идеалы предполагают социально приемлемые способы их достижения.

В работах К. Дебровского стремление к совершенству, активное самосовершенствование выступает показателем личностного здоровья и является чертой творческой самоактулизирую-щейся личности7. К. Дебровский утверждает, что для перфекционистов, больше чем для обычных людей, характерна способность противостоять внешним влияниям и руководствоваться своими, самостоятельно сформированными убеждениями, представлениями о хорошем и плохом. Ученый отмечает «моральную одаренность», свойственную многим префекционистам8.

Признавая перфекционизм неотъемлемой чертой людей творческих, ученые все же указывают на негативную сторону этого явления. Например, Л. Сильверман считает, что перфекционизм образно может быть представлен как своеобразная «палка о двух концах». С одной стороны, он содержит в себе потенциал, способный побуждать, то есть «двигаться к вершинам развития, возвышать дух человека и вести его к несравненным успехам». С другой стороны, он может также и «низвергнуть в пучину безысходности и отчаяния». Перфекционизм можно рассматривать скорее как «энергию, силу, которую необходимо направлять, чем как заболевание, которое нужно лечить»9.

Перфекционисты часто становятся одинокими, замкнутыми, упрямыми. Самокритичность, требовательность к себе, будучи выраженными чрезмерно, могут приводить к формированию заниженной самооценки, трудностям в общении. Перфекционисты могут стать трудоголиками. Их сверхответственность и сверхприлежность могут раздражать окружающих, ранние успехи - вызывать зависть, поглощенность избранным делом - расцениваться как высокомерие.

Таким образом, раскрывая позитивные аспекты перфекционизма и его несомненную связь с процессами самоактулизации, самовыражения, ученые подчеркивают негативные аспекты данного явления, приводящие к личностным проблемам и дезадаптации.

Исследователи выделяют несколько сфер, на которые оказывает негативное влияние перфекционизм: эмоциональное состояние, продуктивность деятельности и межличностные контакты10. В работах зарубежных и отечественных исследователей11 установлена связь перфекционизма с депрессивными и тревожными расстройствами, суицидально-стью, нарушениями пищевого поведения, в частности нервной анорексией.

Рассматривая негативное влияние перфекционизма на продуктивность деятельности, ученые отмечают, что у перфекционистов преобладает внешняя мотивация, связанная с получением от других людей одобрения и восхищения. Если этого не происходит - теряется интерес к делу. Кроме того, такая личность испытывает чувство страха, связанное с возможными ошибками во время работы или с возможной неудачей12. Вследствие этого у перфекционистов можно наблюдать отказ от деятельности и феномен прокрастинации - откладывание начала работы в силу желания выполнить ее безупречно13.

Высокий уровень перфекционизма часто связан и с трудностями в общении, проблемами адаптации в коллективе. Как отмечают В.А. Ясная и С.Н. Ениколопов, в межличностных контактах возможны конфликты и разрывы из-за чрезмерных требований и ожиданий в адрес окружающих; конкурентные отношения с людьми из-за сравнений себя с ними, возникновение зависти, ревности; недостаток близких и доверительных отношений14.

В рамках проблематики высшей школы интерес представляют результаты изучения влияния перфекционизма на учебную деятельность студентов. По зарубежным данным, высокий уровень перфекционизма связан с высокой мотивацией достижения, высокими академическими стандартами, высокой академической успешностью15. В то же время, отмечается, что такое качество личности, как перфекционизм, порождает конкурентные отношения среди студентов, приводя к социальной изоляции и дефициту поддержки16. Оно может стать причиной постоянного напряжения, негативного аффекта и суицидальных намерений у студентов17. Перфекционистские установки могут увеличивать частоту стрессогенных ситуаций в повседневной жизни студентов, усиливать их предвосхищение, затруднять совладание с ними18.

По данным отечественных психологов, перфекционизм является фактором существенной дезадаптации студентов в учебной деятельности19. Исследование, выполненное под руководством Н.Г. Гаранян, показало, что студенты с высоким уровнем перфекционизма демонстрируют более высокие показатели эмоциональной дезадаптации по сравнению со студентами с умеренным и низким уровнем перфекционизма. В частности, накануне первой сессии студенты с высоким уровнем перфекционизма демонстрируют более высокие показатели депрессии, суицидальной готовности, общей тревоги, экзаменационной и социальной тревожности. Кроме того, данная категория демонстрирует более высокие показатели повседневного стресса в интерперсональной и академической сферах; для нее характерны разные формы избегающего поведения, в частности прокрастинация - склонность откладывать начало деятельности и не завершать ее в нужные сроки. Ученые отмечают, что основной причиной формирования перфекционизма являются семейные дисфункции (прежде

всего, элиминирование эмоций и проявление недоверия к людям), что обусловливает значи-

-20

тельные трудности в установлении поддерживающих отношении .

В заключение отметим, что изучение такого сложного и неоднозначного феномена, как перфекционизм личности, представляется нам чрезвычайно перспективным направлением психологии. В рамках практической психологии в высшей школе более пристального внимания требуют вопросы, связанные с диагностикой и разработкой психокоррекционных программ по оптимизации уровня перфекционизма у студентов для устранения эмоциональных нарушений и явлений дезадаптации.

1 Мадди С.Р. Теории личности: сравнительный анализ / Пер. с англ. СПб.: Речь, 2002.

2 Missildine W. Perfectionism - if you must strive to «do better». New York: Pocket Books, 1963, pp. 75 - 90 Hollender M. Perfec-

tionism // Comprehensive Psychiatry. 1965. Vol. 6. P. 94 - 103.

3 Frost R.O., Heimberg R.G., Holl C.S., Mattie & Numberg. Measurements of Perfectionism // Personality and Individual Differences.

1984. № 14. P. 119 - 126; Frost R.O., Marten P., Lahart C., Rosenblate R. The Dimensions of perfectionism // Cognitive Therapy and Re-searche (Historical Archive). 1990. (October). Vol. 14. № 5. P. 449-468; Frost R.O. The development of perfectionism: A study of daughters and their parents// Cognitive Therapy and Research. 1991. № 15 (6). P. 469-489.

4 Hewitt P, & Flett G. Dimensions of perfectionism // Cognitive Therapy and Research. 1998. № 7. P. 21 - 45; Hewitt P. & Flett G, MPS - The multidimensional scale of perfectionism // Journal of Counseling and Development. 1999. № 9. P. 44 - 58; Hewitt P. & Flett G. Perfectionism in the Self and Social Contexts, Conceptualisation, Assesment and Associetion with Psycopatol-ogy // Journal of Personality and Social Psychology. 2001. № 5. P. 21 - 39.

5 Юдеева Т.Ю. Перфекционизм как фактор депрессивных и тревожных расстройств: Дис. ... канд. психол. наук. М., 2007.

6 Peters. Perfectionism: different views. N.Y.: Pergamon. 2001. P. 68.

7 Маслоу А. Психология бытия. М., 1997. С.50 - 61.

8 Debrovski К. Positive desintegration. London: Little, Brown & Co. 1964. P. 48.

9 Silverman L.K. A developmental model for counseling the gifted //Counseling the gifted and talented. Denver, 1993. P. 29.

10 Раранян А., Холмогорова А., Юдеева Т. Перфекционизм, депрессия и тревога //Моск. терапевт, журнал. 2001. №4. С. 18-48.

11 Pacht A.R. Reflections on perfectionism// Amer. Psychol. 1984. Vol. 39. P. 386-390.

Stober J. & Joorman J, Worry Procrastination and perfectionism: Differentiation amount of Worry, Pathological Worry. Anxiety and Depression, cognitive therapy and research. № 1. 1988. P.45 - 60; Stober J. The Frost Multidimentional Perfectionism Scale revised: More perfect with four (instead of six) dimensions. Anxiety and Depression, Cognitive Therapy and Research. 1987. №2. P. 36-51; Sholderer. FMPS - searching for the right number of dimensions. Perfectionism, Anxiety and Depression // Cognitive Therapy and Research. 1986. №.11. P. 53 -61; Blatt S.J. The destructiveness of perfectionism: Implications for the treatment of depression//Amer. Psychologist. 1995. Vol. 49. № 12. P. 1003 - 1020; Ясная B.A., Ениколопов C.H. Перфекционизм и депрессия // www.bekhterev.spb.ru

12 Antony М., Swinson R. When perfect isn't good enough: strategies to cope with perfectionism. Oakland, Ca: New Harbinger Publications, 1998.

13 Frost R., Marten P., Lahart C., Rosenblate R. The dimensions of perfectionism // Cognitive Therapy and Research. 1990. Vol. 14. P. 449-468.

14 Ясная B.A., Ениколопов C.H. Перфекционизм: история изучения и современное состояние проблемы // Вопросы психологии. 2007. № 4.

15 Hewitt Р. & Flett G. Perfectionism in the Self and Social Contexts, Conceptualisation, Assesment and Associetion with Psycopatology // Journal of Personality and Social Psychology. 2001. № 5. P. 21 - 39.

16 Flett G.L., Hewitt P.L., DeRosa T. Dimensions of perfectionism, psychosocial adjustment, and social skills // Personality and individual Differences. 1996. Vol. 20. № 2.

17 Hamilton Т.К., Schweitzer R.D. The cost of beind perfect: perfectionism and suicide ideation in university students // Australian and New Zealand Journal Of Psychiatry. 2000. Vol. 34.

18 Flett G.L., Hewitt P.L. Perfectionism and stress process in psychopathology // Perfectionism: Theory, research and Treatment / Ed. By G. Flett, P. Hewitt. Washington, 2002.

19 Еаранян H.F., Андрусенко Д.А., Хломов И.Д. Перфекционизм как фактор дезадаптации студентов // Психологическая наука и образование. 2009. № 1.

20 Холмогорова А.Б., Еаранян H.F., Евдокимова Я.Г., Москова М.В. Психологические факторы эмоциональной дезадаптации у студентов //Вопросы психологии. 2009. № 3.

ОСОБЕННОСТИ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ ЖЕНЩИН © 2011 А Л. Плотникова

кандидат психологических наук Самарский юридический институт ФСИН России

В статье приводятся результаты исследования родительского отношения осужденных женщин к своим детям первого года жизни, воспитывающимся в доме ребёнка при исправительном учреждении.

Дети, воспитывающиеся в доме ребёнка при исправительном учреждении, с самого рождения оказываются в особых средовых условиях: с одной стороны, они имеют матерей, с которыми каждый день контактируют, а с другой - проживают отдельно от них. Пенитенциарные условия жизни детей и матерей обусловливают необходимость их психологического сопровождения, для чего необходимо учитывать специфику родительского отношения женщин, отбывающих наказание.

Материнское отношение осужденных женщин изучалось с помощью следующих методик: 1) «Личностный дифференциал» (вариант, адаптированный сотрудниками НИИ

им. В.М. Бехтерева)1; 2) «Измерение родительских установок и реакций» (PARI) Е.С. Шефера и Р.К. Белла2; 3) «Диагностика коммуникативной толерантности» В.В. Бойко3; 4) «Диагностика

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.