Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРОКРАСТИНАЦИИ И ПЕРФЕКЦИОНИЗМА СТУДЕНТОВ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА'

ОСОБЕННОСТИ ПРОКРАСТИНАЦИИ И ПЕРФЕКЦИОНИЗМА СТУДЕНТОВ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
451
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
прокрастинация / перфекционизм / самоорганизация / студенты / преподаватели / высшее образование / procrastination / perfectionism / self-organization / students / teachers / higher education

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Щелина Светлана Олеговна, Галина Зульфина Нагимьяновна

В теоретико-эмпирическом исследовании представлены результаты исследования особенностей прокрастинации и перфекционизма студентов и преподавателей вуза. В результате было выяснено, что преподаватели имеют высокий уровень перфекционизма, при этом предъявляя высокие требования к другим и имея высокий уровень самоорганизации, а студенты низкий уровень прокрастинации, преобладание социального перфекционизма и ориентированного на других, а также средний уровень самоорганизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PROCRASTINATION AND PERFECTIONISM OF UNIVERSITY STUDENTS AND TEACHERS

The theoretical and empirical study presents the results of a study of the features of procrastination and perfectionism of students and university teachers. As a result, it was found that teachers have a high level of perfectionism, while making high demands on others and having a high level of selforganization, and students a low level of procrastination, the prevalence of social perfectionism and others-oriented, as well as an average level of self-organization.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРОКРАСТИНАЦИИ И ПЕРФЕКЦИОНИЗМА СТУДЕНТОВ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА»

Литература

1. Лук А.Н. Мышление и творчество. - М.: Политиздат, 1976.

2. Роботова А.С., Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова. Введение в педагогическую деятельность. — М.: Академия, 2000.

3. Легенький Г.И. Цель и способы воспитания. — М., «Просвещение», 2008.

4. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. — Минск: Нар. асвета, 1982.

5. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии / Под ред. Н.Е. Щурко-вой. — М.: Новая школа, 2004.

ОСОБЕННОСТИ ПРОКРАСТИНАЦИИ И ПЕРФЕКЦИОНИЗМА СТУДЕНТОВ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА

Щелина Светлана Олеговна (Арзамас, Россия), кандидат психологических наук, старший преподаватель, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского» (Арзамасский филиал). E-mail: svetikol91@mail.ru

Галина Зульфина Нагимьяновна (Москва, Россия), кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник, Психологический институт Российской академии образования. E-mail: galinazn@mail.ru

Аннотация. В теоретико-эмпирическом исследовании представлены результаты исследования особенностей прокрастинации и перфекционизма студентов и преподавателей вуза. В результате было выяснено, что преподаватели имеют высокий уровень перфекционизма, при этом предъявляя высокие требования к другим и имея высокий уровень самоорганизмации, а студенты - низкий уровень прокрастинации, преобладание социального перфекционизма и ориентированного на других, а также средний уровень самоорганизации.

Ключевые слова: прокрастинация, перфекционизм, самоорганизация, студенты, преподаватели, высшее образование.

FEATURES OF PROCRASTINATION AND PERFECTIONISM OF UNIVERSITY STUDENTS AND TEACHERS

Shchelina Svetlana Olegovna (Arzamas, Russia), Candidate of Psychological Sciences, Senior Lecturer, National Research Nizhny Novgorod State University N.I. Lobachevsky (Arzamas branch). E-mail: svetikol91@mail.ru

Galina Zulfina Nagimyanovna (Moscow, Russia), Candidate of Psychological Sciences, Leading Researcher, Psychological Institute of the Russian Academy of Education. E-mail: galinazn@mail.ru

Abstract. The theoretical and empirical study presents the results of a study of the features of procrastination and perfectionism of students and university teachers. As a result, it was found that teachers have a high level of perfectionism, while making high demands on others and having a high level of self-organization, and students - a low level of procrastination, the prevalence of social perfectionism and others-oriented, as well as an average level of self-organization.

Keywords: procrastination, perfectionism, self-organization, students, teachers, higher education.

Введение режима самоизоляции в связи с COVID-19 в России привело к значительному изменению режима жизни современных людей, в частности тех, что непосредственно связаны с образовательной деятельностью. Система образования одна из первых столкнулась с глобальными изменениями и необходимостью перехода на дистанционную работу. В связи с этим возникал ряд трудностей с организацией деятельности студентов и преподавателей: преподавателям приходилось поспешно разрабатывать электронные курсы, придумывать задания, которые можно выполнить дистанционно,

по тем предметам, которые необходимо преподавать "живьем" (например, физическая культура, психологическое консультирование, ряд естественных дисциплин и др.), а студентам — умудряться выполнять то непосильное количество заданий от преподавателей, которые они посылают дистанционно, сдавать государственные экзамены и защищать диплом через Zoom.

Спустя год количество заражений короновирусом значительно снизилось, люди стали массово прививаться от болезни, и в итоге дистанционное обучение сходит на нет. Казалось бы, все трудности позади, однако многим студентам и преподавателям оказалось достаточно тяжело возвращаться в режим «офлайн», поскольку домашняя изоляция мешает нормальной организации деятельности, расслабляет, с одной стороны, с другой — постоянное нахождение за компьютером сильно утомляет как физически, так и психологически, и хочется отложить все дела на потом, отдохнуть и заняться какими-то другими делами, не связанными с цифровым образованием. В связи с этим и те, и другие отмечают, что перестройка на режим «офлайн» не проходит без последствий, и достаточно тяжело вернуться на работу или учебу и выполнять все требования как раньше.

Таким образом, на сегодняшний день возникает конфликт между стремлением хорошо выполнить задания, которые поручают руководство и преподаватели, и желанием отвлечься от дел и как следует отдохнуть (прокрастинацией), что в целом приводит к проблеме самоорганизации.

На сегодняшний день существует достаточно много исследований, посвященных изучению феномена прокрастинации и его связи с перфекционизмом [4; 6; 7 и др.], его проявления в академической [2; 3; 5 и др.] и профессиональной среде [1; 8 и др.], однако данные исследования проводились до возникновения пандемии COVID-19, и в них не изучались проблемы, характерные на сегодняшний день в сфере образования.

Целью нашего исследования было изучение особенностей прокрастинации и перфек-ционизма студентов и преподавателей вуза.

В исследовании приняли участие 36 студентов-бакалавров и 28 преподавателей Арзамасского филиала ННГУ. Испытуемым были предложены следующие методики: общая шкала прокрастинации К. Лэй, многомерная шкала перфекционизма Хьюитта— Флетта, опросник самоорганизации деятельности Н. Фишера и М. Бонда (в адаптации Е.Ю. Мандриковой), авторские анкеты и интервью. Исследование состояло из трех серий.

Первая серия была посвящена изучению особенностей прокрастинации преподавателей и студентов.

У преподавателей вуза преобладает высокий уровень прокрастинации (50 %). Данный результат подтверждается материалами интервью с преподавателями: многие отмечали, что период карантина и дистанционной работы, с одной стороны, достаточно расслабил их — можно позже встать, никуда не ходить, проводить занятия не два академических часа, а меньше по количеству времени. С другой стороны, обязанности по написанию отчетности, дистанционная работа по проверке курсовых, магистерских, выпускных квалификационных работ и практик все также ведется, к тому же прибавилась обязанность создания новых рабочих программ дисциплин и электронных курсов. Выйдя в режим «офлайн», многие преподаватели ощутили сильную усталость, симптомы эмоционального выгорания и желание отодвинуть дела более долгий срок. Также они отмечали у себя проблемы тайм-менеджмента.

У студентов, напротив, выявлен более низкий уровень прокрастинации (41,7 %). В интервью и анкетах студенты отмечали, что очень рады, что вышли с карантина, им больше нравится выполнять задания на парах, поскольку это проще, понятнее и интереснее, чем в дистанционной форме. Студенты также отметили, что работа в аудитории с преподавателем их стимулирует на более глубокое изучение предмета, и желание заниматься

чем-то другим на занятиях пропадает. Что характерно, в исследованиях прокрастинации студентов, проведенных до пандемии СОУГО-19, отмечаются более высокие показатели. Возможно, это связано с тем, что учащиеся устали от постоянных занятий в дистанционном режиме, они чувствуют, что расслабились, в отличие от контактной работы с преподавателями, которая стимулирует их к активному и более продуктивному изучению материала.

Вторая серия исследования была посвящена особенностям перфекционизма преподавателей и студентов.

У педагогов вуза оказался преимущественно средний уровень перфекционизма (57,1 %) с преобладанием перфекционизма, ориентированного на других. Как и свойственно преподавателям, с одной стороны, они требовательны к студентам, с другой — также и к руководству, чтобы их деятельность была вовремя оценена по достоинству и вознаграждена.

У студентов также наблюдается средний уровень прокрастинации (50 %), но в данном случае преобладает не только перфекционизм, ориентированный на других, но и социально предписанный. Студенты требуют большого внимания от преподавателей (особенно связанного с проверкой работ, которые преподаватели в последнее время оттягивают), предъявляют высокие требования к одногруппникам (актив студенческой группы требует участия студентов на мероприятиях, от старосты требуют постоянно какую-либо информацию и др.). Также они не всегда довольны требованиями, которые предъявляют к ним некоторые преподаватели, расценивая их как завышенные и нереалистичные.

Перфекционизм, ориентированный на себя, не был выявлен ни у преподавателей, ни у студентов.

Третья серия исследования была посвящена особенностям самоорганизации деятельности преподавателей и студентов.

Несмотря на высокие показатели прокрастинации, у преподаватетелей выявлен высокий (50 %) и средний (50 %) уровни самоорганизации. Преподаватели умеют планировать и эффективно структурировать свою деятельность, ставить цели и их достигать, не заполняя при этом все свое время работой, находя время для себя, семьи и своих увлечений. Не исключено, что появление новых хобби в период пандемии привело к увеличению их показателей прокрастинации, поскольку это спасало многих от преждевременного эмоционального выгорания на дистанте.

Также преподавателей можно охарактеризовать как людей, умеющих последовательно реализовывать поставленные цели, однако, в зависимости от ситуации проявлять гибкость и менять тактику, способных видеть и достигать своих целей время от времени, не всегда способных доводить рабочие дела до конца, переключаясь на более значимые для них виды деятельности, но очень исполнительных, поскольку мысли о рабочих делах не покидают их даже на отдыхе. Дополнительно можно указать на способности преподавателей при планировании дел полагаться как на себя, так и на ежедневники и напоминания в телефоне, способных ценить свое психологическое прошлое и будущее, сравнивая себя с настоящим, радуясь своим профессиональным и личным успехам и оценивая свои перспективы.

У студентов преобладает средний уровень самоорганизации (50 %), что подтверждается их способностью гибко подстраиваться под изменяющиеся условия, будь то дистанционное обучение, внезапная подготовка к культурным мероприятиям или контрольным работам, а также сочетать различные виды деятельности (учебную, профессиональную, семейную, досуговую и др.).

Студенты также характеризуются склонностью разрабатывать четкие планы и планомерно следовать им при достижении поставленных целей, целеустремленностью

и целенаправленностью. Как и преподаватели, они не всегда могут довести начатое дело до конца, отвлекшись на другие занятия, в то же время они достаточно гибки в планировании своей деятельности и в построении отношений, стараются выполнять обязательства, особенно связанные с учебой, однако им все же бывает сложно организовать свою деятельность, поскольку студенты часто полагаются на свою нередко перегруженную память и забывают о каких-то обещаниях или обязательствах. Они в большей степени склонны ценить прошлое или будущее, нежели происходящее «здесь-и-сейчас», но уже учатся ценить настоящее.

Таким образом, исследование прокрастинации и перфекционизма у студентов и преподавателей вуза после возвращения в режим «офлайн» демонстрирует, что и у тех, и у других усугубились проблемы, связанные с организацией своей основной (профессиональной или учебной) деятельностью: преподаватели, несмотря на достаточно высокий уровень самоорганизации, стали достаточно много прокрастинировать, уделяя больше времени другим занятиям, при этом не снижая требований к студентам; студенты же, напротив, демонстрируя низкий уровень прокрастинации и желание учиться не дистанционно, имеют проблемы с организацией собственной деятельности, не всегда выполняя задания в срок, а также предъявляют высокие требования к другим, в том числе и преподавателям. Решением данной проблемы может стать работа по обучению тайм-менеджменту, тренинги на развитие социального интеллекта и снижение деструктивного перфекционизма (для студентов и преподавателей), а также программа профилактики эмоционального выгорания для преподавателей.

Литература

1. Барабанщикова В.В., Марусанова Г.И. Перспективы исследования феномена прокрастинации в профессиональной деятельности // Национальный психологический журнал. 2015. № 4 (20).

2. Еремицкая И.А., Андреева И.В. Прокрастинация и самоорганизация у студентов вуза // Общество: социология, психология, педагогика. 2019. № 3.

3. Ивутина Е.П., Шуракова Е.С. Академическая прокрастинация как проявление защитно-совладающего поведения у студентов // Вестник ВятГУ. 2013. № 4-1.

4. Калинина Т.В., Кудачкин Д.А. Феномен прокрастинации: современные исследования // Приволжский научный вестник. 2016. № 11 (63).

5. Ларских М.В., Матюхина Н.Г. Взаимосвязь между перфекционизмом и прокрастинацией у студентов // Universum: психология и образование. 2015. № 7 (17).

6. Митина Л.М., Митин Г.В. Психологический анализ проблемы маргинализма, прокрастинации, выученной беспомощности как барьеров личностно-профессионального развития человека // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. № 3. С. 90—100. DOI: 10.17759/ pse.2020250308.

7. Пушкина А.В. Взаимосвязь показателей перфекционизма и прокрастинации // Вестник БГУ. 2015. № 3.

8. Чурсинова О.В. Эффективные способы преодоления прокрастинации педагога // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. № 2-1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.