UNIVERSUM:
ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ
• 7universum.com
ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ ПЕРФЕКЦИОНИЗМОМ И ПРОКРАСТИНАЦИЕЙ У СТУДЕНТОВ
Ларских Марина Владимировна
канд. психол. наук, ассистент кафедры психиатрии с наркологией
Воронежского государственного медицинского
университета им. Н.Н. Бурденко,
РФ, г. Воронеж
E-mail: marinalars@mail. ru
Матюхина Наталья Геннадиевна
студент Воронежского государственного педагогического университета,
РФ, г. Воронеж
АННОТАЦИЯ
Цель исследования — изучение зависимости между перфекционизмом и прокрастинацией у студентов. Методы исследования: опросник
перфекционизма Гаранян-Холмогоровой, шкала прокрастинации С.Н. Lay. Выводы: прокрастинация студента взаимосвязана как с общим уровнем перфекционизма, так и со следующими параметрами перфекционизма:
DEPENDENCE BETWEEN STUDENT’S PERFECTIONISM AND PROCRACTINATION
Marina Larskikh
Candidate of Psychological Sciences, Assistant of the Department of Psychiatry and Narcology, Voronezh State Medical University named after N.N. Burdenko,
Russia, Voronezh
Natalya Matuhina
student of Voronezh State Pedagogical University,
Russia, Voronezh
Ларских М.В., Матюхина Н.Г. Взаимосвязь между перфекционизмом и прокрастинацией у студентов // Universum: Психология и образование : электрон. научн. журн. 2015. № 7 (17) . URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/2370
восприятие других людей как делегирующих высокие требования и высокие стандарты деятельности при ориентации на полюс «самых успешных».
ABSTRACT
Background: studying of dependence between perfectionism and procrastination of students. Methods: questionnaire of perfectionism (Garanyan-Kholmogorova), the scale of procrastination (Lay). Conclusions: student procrastination
is interconnected to a general level of perfectionism and to the parameters: perception of other people as delegating high requirements and high standards of working with orientation to the most successful people.
Ключевые слова: перфекционизм, прокрастинация, студент, социальнопредписанный перфекционизм.
Keywords: perfectionism, procrastination, student, socially-prescribed
perfectionism.
Слово «прокрастинация» происходит от латинских слов pro---«впереди»
и crastinus — «завтрашний». C.H. Lay определяет прокрастинацию как «добровольное, иррациональное откладывание намеченных действий, невзирая на то, что это дорого обойдется или возымеет негативный эффект для личности» [1]. Ключевыми особенностями феномена прокрастинации является сочетание поведенческой иррациональности с осознанностью и пониманием негативных последствий. Прокрастинация проявляется практически во всех сферах деятельности человека, и актуальность изучения факторов прокрастинации обусловлена чрезвычайной распространенностью вышеописанного явления. По данным В.С. Ковылина, от 46 % до 95 % студентов являются прокрастинаторами [4].
Кроме ситуативных факторов прокрастинации (непривлекательность задачи, наличие большого количества времени), ученые выделяют еще и индивидуально-психологические детерминанты прокрастинации, к которым относится и перфекционизм. Современная наука под перфекционизмом
понимает психологическую характеристику, включающую в себя высокие требования, предъявляемые личностью к себе, своей деятельности, другим людям и миру в целом [9]. Существует много работ как отечественных, так и зарубежных авторов о связи перфекционизма с постоянным эмоциональным дискомфортом, межличностными проблемами, нарушением адаптации [2; 3]. Но что касается взаимосвязи перфекционизма
и прокрастинации, то мнения ученых по этому поводу расходятся. С.Б. Мохова и А.Н. Неврюев при определении психологических коррелянтов
прокрастинации не выявили значимых различий между показателями прокрастинации у перфекционистов и неперфекционистов [8]. Но, по данным зарубежных исследований [10], для перфекционистов, в отличие от неперфекционистов, характерны значимо высокие показатели
прокрастинации. В магистерской диссертации Е.А. Тащилиной было проведено исследование, посвященное взаимосвязи перфекционизма и прокрастинации. Было выявлено, что показатели прокрастинации имеют прямые
корреляционные связи только с показателями перфекционизма, измеренного по методике П.А. Шулер, в которой перфекционизм рассматривается как одномерный конструкт, включающий в себя чрезмерно высокие стандарты по отношению к себе. А в исследованиях Н.Н. Карловской, И.Л. Шистаковой отмечается, наоборот, что чем выше перфекционизм личности, тем ниже прокрастинация [5]. Вышеописанные противоречия и послужили основанием для нашего исследования.
Целью исследования является изучение взаимосвязи компонентов перфекционизма и прокрастинации у студентов. В отличие от работы Е.А. Тащилиной, мы в своем исследовании использовали шкалу «Опросник перфекционизма» Н.Г. Гаранян и А.Б. Холмогоровой, тестирующий пять компонентов перфекционизма:
1. «восприятие других как делегирующих высокие ожидания (персонализация)» — отражает субъективное ощущения того, что окружающие люди ждут от респондентов очень многого;
2. «завышенные притязания и требования к себе» — отражает склонность к постановке трудных целей и задач;
3. высокие стандарты деятельности при ориентировке на полюс «самых успешных» при ревнивом сравнении себя с другими;
4. дихотомическая оценка результата работы по принципу «все или ничего» (поляризованное мышление);
5. селектирование информации о собственных неудачах и ошибках (негативное селектирование).
На основании приведенных теоретических предпосылок было проведено эмпирическое исследование, объектом которого стали студенты воронежских вузов (n=60, средний возраст 21±1,9).
Предметом исследования является зависимость прокрастинации от общего уровня, компонентов и типологии перфекционизм студента.
Основной гипотезой исследования было предположение о том, что существует связь прокрастинации как с общим уровнем, так и с отдельными компонентами перфекционизма, а также зависимость прокрастинации от типологии перфекционизма.
Были использованы методики: опросник перфекционизма Н.Г. Гаранян, А.Б. Холмогоровой [3]; шкала общей прокрастинации (General Procrastination Scale) C.H. Lay (адаптация О.С. Виндекер, М.В. Останиной) [1].
По результатам корреляционного анализа можно сделать вывод, что прокрастинация студента взаимосвязана как с общим уровнем
перфекционизма (r = 0,49; p < 0,01), так и с такими компонентами перфекционизма студента, как «восприятие других как делегирующих высокие ожидания» (г = 0,70; p < 0,01) и высокие стандарты деятельности при ориентировке на полюс «самых успешных» при ревнивом сравнении себя с другими (г = 0,27; p < 0,05). Таким образом, можно сделать вывод, что склонность откладывать на потом начало деятельности возрастает с ростом таких характеристик личности, как желание постоянно получать одобрение и соответствовать невысказанным желаниям других людей и постоянное
ревнивое сравнение результатов своей деятельности с результатами других людей.
Далее мы разделили всех студентов на две группы: с высоким уровнем прокрастинации (показатели прокрастинации выше 60 баллов) — 9 человек (15 %) и средним уровнем прокрастинации (показатели прокрастинации между 40 и 60 баллов) — 51 человек (85 %). Студентов с низким уровнем прокрастинации выявлено не было.
Сравнение средних компонентов перфекционизма и общего уровня перфекционизма в группах с высоким и средним уровнем прокрастинации выявило, что имеют место значимые различия в средних между общим уровнем перфекционизма (Шкс. = 137 при иКр.р<0,05=198; иКр. p<0,01=161) и компонентом перфекционизма «восприятие других как делегирующих высокие ожидания» (Шкс. = 37 при иКр.р<0,05=198; иКр. p<0,01=161). При этом не было выявлено значимых различий в исследуемых группах между компонентом перфекционизма «завышенные притязания и требования к себе» — т. е. перфекционизмом, ориентированным на себя. Следует заметить, что многие исследователи рассматривают высокий уровень Я-ориентированного перфекционизма как критерий адаптивных форм стремления к совершенству [6].
По результатам исследования можно сделать следующие выводы. Наибольший вклад в корреляцию между прокрастинацией и перфекционизмом вносит социально предписанный перфекционизм. Рост тенденции соответствовать невысказанным требованиям окружающих, изо всех сил стараться не огорчить и не разочаровать их парадоксально приводит не к началу деятельности, а, наоборот, к откладыванию, прокрастинации.
Рост требований к себе не связан с ростом прокрастинации, что позволяет рассматривать Я-ориентированный перфекционизм как адаптивную форму стремления к совершенству.
Список литературы:
1. Виндекер О.С., Останина М.В. Формальный и содержательный анализ шкалы общей прокрастинации С.Н. Lау (на примере студенческой выборки) // Актуальные проблемы психологического знания. — 2014. — № 1. — С. 116—126.
2. Вьюнова Н.И., Ларских М.В., Куташов В.А. Обзор исследований, посвященных интерперсональному аспекту перфекционизма // Прикладные вопросы психиатрии, наркологии и медицинской психологии: Материалы 17-ой научно-практической конференции. Том 18, № 1 — Воронеж: ВГМА им. Н.Н. Бурденко, 2015. — С. 3—4.
3. Гаранян Н.Г. Перфекционизм и враждебность как личностные факторы депрессивных и тревожных расстройств: автореф. дис. ...д-ра психол. наук: 19.00.04. — М.: МГУ, 2010. — 42 с.
4. Ковылин В.С. Теоретические основы изучения феномена прокрастинации // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. — 2013. — № 2. — С. 22—40.
5. Карловская Н.Н., Шистакова И.Л. Взаимосвязь прокрастинации и перфекционизма у учителей // Личность в трудных жизненных ситуациях как актуальное научное направление коппинг исследования в России: Материалы Всерос. науч. практ. конф. (Омск, 12—13 ноября 2009 г.). — Омск: Омский государственный университет, 2009. — С. 127—130.
6. Ларских М.В., Ларских С.В. Связь между перфекционизмом и депрессией у студентов ВГМА // Материалы 14-ой международной научнопрактической конференции «Актуальные вопросы психиатрии, наркологии и медицинской психологии». — Воронеж: ВГМА им. Н.Н. Бурденко, 2012. — Т. 15. — № 1. — C. 10—15.
7. Ларских М.В., Ларских С.В., Семенова Е.А. Влияние типа перфекционизма на учебную деятельность студента медицинской академии // Актуальные вопросы современной психологии и педагогики: Сборник докладов УШ-й Международной научной конференции (Липецк, 24 декабря 2011 г.) / Отв. ред. А.В. Горбенко. — Липецк: Издательский центр «Гравис», 2012. — С. 225—232.
8. Мохова С.Б., Неврюев А.Н. Психологические корреляты общей
и академической прокрастинации у студентов // Вопросы психологии. — 2013. — № 1. — С. 25—33.
9. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского,
М.Г. Ярошевского. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
10. Ferrari J.R., Johnson J.L., McCown W.G. Procrastination and task avoidance: Theory, research, and treatment. — New York: Plenum, 1995. — 268 р.