Научная статья на тему 'Поиск и развитие одаренного ребенка: правильный подход к организации учебной деятельности'

Поиск и развитие одаренного ребенка: правильный подход к организации учебной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
одарённые дети / условия обучения / включение в учебный процесс / сопровождение. / gifted children / conditions of learning / inclusion in educational process / support.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мащенко Е. В.

Рассмотрены мероприятия, направленные на создание условий для обучения одаренных учащихся в общеобразовательной школе. Изучаются аспекты успешного включения талантливого ребенка в процесс преподавания и обучения. Представлены материалы педагогического сопровождения одаренных детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of a gifted child: a correct approach to organizing educational activities

The article considers the activities aimed at creating conditions for gifted students’ education in a comprehensive school. The aspects of the successful inclusion of a talented child into the teaching and learning process are studied. The materials for pedagogical support of gifted children are presented.

Текст научной работы на тему «Поиск и развитие одаренного ребенка: правильный подход к организации учебной деятельности»

ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

*

s х

<С m о

го £

W

О *

S

1-ч

О

ч о

X

X ш tS t* s

рц

о

ш t-

УДК 37.02:371 ГРНТИ 14.07.01

ПОИСК И РАЗВИТИЕ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА: ПРАВИЛЬНЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Андатпа

Макалада жалпы бтм беретш мектептерде ба-лалардыц дарындылык, белгiлерi бар окушылардыц бiлiм алуы Yшiн жагдай жасау бойынша кызмет багыттары карастырылган. Дарынды баланы бiлiм беру процесше енгiзу аспектiлерi зерттелдi. Дарынды балаларды педагогикалык, CYЙемелдеу бойынша материалдар ^сынылды.

Аннотация

Рассмотрены мероприятия, направленные на создание условий для обучения одаренных учащихся в общеобразовательной школе. Изучаются аспекты успешного включения талантливого ребенка в процесс преподавания и обучения. Представлены материалы педагогического сопровождения одаренных детей.

Annotation

The article considers the activities aimed at creating conditions for gifted students' education in a comprehensive school. The aspects of the successful inclusion of a talented child into the teaching and learning process are studied. The materials for pedagogical support of gifted children are presented.

Ученик - это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь.

Мыслитель Др. Греции Плутарх

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятель-

Мащенко Е. В.,

старший методист, отдел организационно -методической работы,

РУМЦ «Цостанай дарыны» Управления образования акимата Костанайской области, г. Костанай

Нег1зг1 свздер: дарынды балалар, оцу жагдайлары, оцу процесте цосу, CYйемел-деу.

Ключевые слова: одарённые дети, условия обучения, включение в учебный процесс, сопровождение.

Keywords: gifted children, conditions of learning, inclusion in educational process, support.

ности [1].

Таких детей не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, иногда сложную, творческую.

Одаренные дети отличаются широким кругозором и большим словарным запасом, с легкостью и интересом решают задачи разного уровня сложности, такие дети не любят стандартных решений, находят свои пути решения и отстаивают свою точку зрения.

Одаренность - это только часть успеха. Задача взрослых - увидеть потенциал ребенка и обеспечить своевременное его развитие [2].

Для выявления одаренности необходимо вовлекать ребенка в активные формы работы, которые соответствуют его интересам и развитию. На начальном уровне обучения - в игровые ситуации, на среднем и старшем - в исследовательскую и проектную деятельность. Педагогу необходимо выявить детей с признаками одаренности и создать благоприятные условия для развития имеющихся у них видов деятельности. Выявление одаренных детей не одноразовое мероприятие, а длительный процесс. Оно должно начинаться на начальном уровне обучения, опираясь на результаты наблюдения, изучения психологических способностей: речи, памяти, логического мышления.

Не всегда одаренность лежит на поверхности, иногда обнаружить ее не просто. Однако, по мнению специалистов, одаренный ребенок никогда не затеряется в общей массе. Учителям необходимо научиться выявлять одаренных детей.

Одарённость - это не врождённое, а приобретённое качество, которое может как появиться и развиться, так и исчезнуть. Для поддержания одарённости ребенка необходима целенаправленная системная работа.

Педагоги не всегда правильно к одарён-

ным учащимся относят только:

- детей, успевающих в школе на «отлично»

- детей, успешно занимающихся в каком-либо виде деятельности (спорт, музыка и т.д.);

- детей любознательных с оригинальным мышлением.

Отличника характеризует внешняя мотивация - высокая организованность, самодисциплина и нацеленность на получение хороших отметок и похвалы со стороны учителей.

Одаренный ребенок обладает внутренней мотивацией, похвала для них не так важна, как удовлетворение собственного интереса и тяги к познанию.

Сегодня одарёнными принято считать детей творческих, достигших результатов в определенных видах деятельности (шахматы, музыка, искусство, математика).

Говоря об одаренных детях, следует отметить, что у таких школьников прослеживаются высокая концентрация внимания, продуктивность мышления, способность к прогнозированию, легкость ассоциирования.

Современные цели системы образования определяют актуальность проблемы развития способностей личности в системе школьного образования. В 21 веке, названном учеными новой информационной эпохой, наиболее значимыми способностями человека становятся: критическое мышление, креативность, коммуникативные и коллаборация, объединенные общим названием «Навыки 21 века: 4 «К» [3].

Выявление одарённых детей - одна из главных задач, которая стоит перед современным учителем. Новые, быстро меняющиеся социально-экономические условия в XXI веке, повлекли за собой резкое возрастание требований к личности, для ее успешной адаптации и жизнедеятельности в современном мире. Соответственно,

к х

<С т о

го

£ РЧ

О *

и

О §

X X ш Е-

к *

х

рц

О ш Е-

ала)

^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^ Педагогическая

значительно возросла роль современного образования, как ведущего фактора становления развивающейся личности.

Поиск одаренных учащихся и работа с ними является перспективным направлением образовательной политики Республики Казахстан, поэтому на уровне государства особое внимание уделено выявлению способностей личности. С 2021 года по всей Республике Казахстан запущен проект <^аЫЫ». Во всех регионах страны созданы службы диагностики <^аЫЫ». Основная задача проекта - предоставить возможность каждой семье правильно оценить уровень способностей ребёнка и получить рекомендации по дальнейшему обучению и развитию его/её талантов. Служба <^аЫЫ» помогает родителям раскрыть способности и навыки своих детей, а также оказывает содействие по развитию ребёнка в современном, быстро развивающемся мире [4].

Выявление детской одаренности состоит из нескольких этапов.

Первый этап выявления детской одаренности - диагностика. Используя различные методики, тесты или программы, психолог выявляет одаренных детей, проводит опросы среди учителей, составляет отчет, и в карточку учащегося ставится отметка о наличии одаренности - интеллек-§ туальной, академической или творческой. <С Вторым этапом определяется комплекс о мер по работе с одаренными учащимися. р£ По итогам диагностики психолога клас-

РЧ

о сным руководителем и учителями - предел

К метниками создается программа, в кото-

\—I

рой указываются цели и задачи, модели § работы, а также методики по реализации и образовательной программы для одарен-

Е—I

К ного ребенка. При необходимости педаго-§ ги проходят курсы повышения квалифика-о ции по работе с одаренными учениками. н На третьем этапе выполняется основной объем мероприятий, направленных на

аука и практика ^^^^^^^^^^^^^^^^

развитие способностей одаренных детей:

1) разработка индивидуальной образовательной траектории развития;

2) составление плана индивидуальных и групповых занятий;

3) подбор оптимальных методов работы с каждым учеником;

4) вовлечение ребенка во все виды деятельности, в том числе во внеурочную деятельность.

Учителям современной школы необходимо создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных способностей каждого ученика. В связи с этим перед школой стоит задача - создать условия для обучения и развития каждого ученика, в том числе и для ребенка, обладающего определенными достижениями.

Работу по развитию детской одарённости нужно вести постоянно, она должна состоять из следующих этапов:

- выявление одарённых детей;

- развитие творческих способностей на уроках;

- развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);

- создание условий для всестороннего развития одарённых детей, а также составление индивидуального образовательного маршрута и портфолио ученика [5].

Для развития и поддержания одаренности необходимо использовать современные образовательные технологии:

- технологии развивающего и проблемного обучения;

- технология критического мышления;

- информационно-коммуникативные технологии;

- здоровьесберегающие технологии;

- технология дифференцированного и индивидуального подхода к каждому ребенку;

- проектная и исследовательская дея-

тельность учащихся.

Использование педагогами в учебной деятельности индивидуально - личностного подхода к учащимся способствует реализация индивидуальной траектории развития интеллектуальных способностей. Разнообразны формы и методы работы с одаренными детьми, в частности: индивидуальный подход в объяснении и проверке знаний, консультации, собеседования, предметные кружки, написание творческих рефератов, олимпиады, конкурсы, создание благоприятных условий для развития и обучения ребенка.

Положительные результаты работы показывают следующие виды деятельности:

- работа на уроке «помощников» (мотивированные учащиеся в определенной образовательной области курируют остальных, осуществляя взаимообучение и помощь учителю в образовательном процессе);

- возможность выбора заданий повышенной сложности;

- возможность выполнения домашних заданий повышенного уровня сложности, творческого и поискового характера.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

После получения информации о ребёнке, определения типа одарённости педагог имеет возможность скорректировать педагогические условия для проявления и развития одарённости.

Одним из вариантов построения образовательного маршрута ребенка является использование маршрутного листа, который позволяет создать условия для каждого ученика и информирует педагога о личностном развитии ребенка.

Индивидуальный маршрутный лист строится на определённое время и корректируется с учётом развития ребёнка.

Вместе с индивидуальным образовательным маршрутом ведется портфолио. В состав портфолио могут включаться результаты, достигнутые учеником в ходе

учебной и иных формах деятельности (творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой).

При работе с одаренными детьми педагогу необходимо обеспечить правильный подход в обучении, оказать помощь в развитии способностей, умении применять нестандартные приемы и техники.

Учителю необходимо обеспечивать дифференцированный подход к учащимся как в ходе урока, так и в определении домашнего задания.

Если не заинтересовать одаренных учащихся заданиями повышенной сложности, не учитывать их повышенные возможности, если отсутствуют условия для развития их творческих возможностей, тогда обучение для одаренных детей становится слишком легким, и есть риск «потерять» ребенка как одаренного учащегося.

Чтобы не возникало таких сложностей, учащихся необходимо привлекать к научной, проектной и исследовательской работе. Использовать на уроке интернет - ресурсы, творческие задания: конкурсы сочинений, ребусы, загадки, осуществлять внеклассную работу по предмету: предметные декады, кружки и элективные курсы разных направлений.

Современный учитель не столько обучает, сколько направляет ребенка, помогает привить навык самостоятельного обучения, мотивирует ребенка создавать собственные идеи и решения.

Ребенка необходимо научить:

- ставить и достигать цели;

- уметь нести ответственность за свои решения;

- использовать свои способности в разных направлениях.

Педагогу необходимо использовать методы диалога и дискуссии, чтобы дети также были включены в педагогический процесс, что позволит учителю лучше понять

*

К х

<с т о

го

£ РЧ

О *

и

О §

X X ш Е-

к *

х

рц

О ш Е-

потребности одаренного ребенка.

Развивать одаренного ребенка будет легче педагогу, обладающему необходимыми навыками и компетенциями.

Творческие способности одарённого ребёнка могут заглушаться, когда отсутствуют чёткие цели, или происходит подмена целей. Основное требование к педагогам одарённого ребёнка - понимание и уважение его личности. Одна из главных задач педагога - привить ученику интерес к творческой работе. Необходимо помнить, что одарённые дети самолюбивы и легкоранимы. Поэтому от педагога в большей степени требуются личностные, душевные качества, а не только методические знания и интеллектуальные способности. Педагог является ведущим фактором любого обучения, поэтому учитель должен быть наставником, психологом, другом, репетитором одновременно. Учителя, работающие с одарёнными детьми, меньше говорят, меньше дают готовой информации и не допускают возможности выполнить задание за учащихся. Вместо того, чтобы самим отвечать на вопросы, они предоставляют это учащимся. Они больше спрашивают, «наталкивают» на размышления путём создания своеобразного конфликта разных точек зрения и меньше объясняют. Но это не означает, что вся образователь-К ная функция должна полностью перейти < на учащегося. К педагогу предъявляются о высокие требования. Учитель, работаю-оч щий с одарёнными учениками, как никто о другой должен:

К - заниматься самообразованием и само-

Е-

к *

к

рц

о

ш Е-

развитием;

- быть увлечённым своей работой;

- быть готовым к экспериментальной, научной и творческой деятельности;

- быть профессионально грамотным;

- быть интеллектуальным, нравственным и эрудированным;

- стать проводником передовых педагогических технологий;

- быть психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса.

В заключении отметим, что одаренный ребенок - это всегда особое отношение, нестандартный подход и сложная многоуровневая работа.

ЛИТЕРАТУРА:

1. https://pedsovet.su/publ/123-1-0-4468 (дата обращения: 12.10.2022 г.)

2. https://xn--b1agja2bn.xn--p1ai/ odarennye_deti_i_podhody_v_obuchenii (дата обращения: 12.10.2022 г.)

3. Учебно-методическое пособие для консультантов службы «^АВ^ЕТ» по развитию способностей 4 «К» «Развитие навыков 21 века: 4 «К» - критическое мышление, креативность, коммуникация, коллаборация детей 10-11 лет, Нур - Султан, 2022 г.

4. Учебно-методическое пособие для работников службы «^АВ^ЕТ», Нур -Султан, 2021 г.

5. https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/:metody-i-priemy-raboty-s-odarennymi-de/ (дата обращения: 12.10.2022 г.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.