Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К РАЗРЕШЕНИЮ КОНФЛИКТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕДИАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К РАЗРЕШЕНИЮ КОНФЛИКТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕДИАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
29
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТ / КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПОНЕНТЫ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МЕДИАЦИЯ / МЕДИАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Васина Ольга Андреевна

В статье рассматривается основной подход к таким понятиям как «конфликт», «медиация» и медиативные технологии», а также определяется, что для разрешения конфликтов с использованием медиативных технологий у будущих педагогов должна быть развита конфликтологическая компетентность, которую составляют четыре основных компонента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Васина Ольга Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUTURE TEACHERS TRAINING IN CONFLICT MANAGEMENT USING MEDIATIVE TECHNOLOGIES

The paper examines the basic approach to the concepts of "conflict", "mediation" and "mediative technologies". The article also reveals that in order to resolve conflicts using mediative technologies, future teachers should develop conflict management competence, which consists of four main components.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К РАЗРЕШЕНИЮ КОНФЛИКТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕДИАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Васина Ольга Андреевна

Тульский государственный педагогический университет

им. Л.Н. Толстого» факультет психологии (магистратура, 2-ой год обучения) Научный руководитель - доцент, к.психол.н. Шалагинова К. С. shalaginvakseniia99@yandex.ru

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К РАЗРЕШЕНИЮ

КОНФЛИКТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕДИАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Vasina Olga Andreevna

Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University Department of Psychology (2st year Master's student) Scientific advisor - Associate Professor, PhD in Psychology K. S. Shalaginova

shalaginvaksenija99@yandex.ru

FUTURE TEACHERS TRAINING IN CONFLICT MANAGEMENT USING MEDIATIVE TECHNOLOGIES

Аннотация: в статье рассматривается основной подход к таким понятиям как «конфликт», «медиация» и медиативные технологии», а также определяется, что для разрешения конфликтов с использованием медиативных технологий у будущих педагогов должна быть развита конфликтологическая компетентность, которую составляют четыре основных компонента.

Ключевые слова: конфликт, конфликтологическая компетентность, компоненты конфликтологической компетентность, медиация, медиативные технологии.

Abstract: The paper examines the basic approach to the concepts of "conflict", "mediation" and "mediative technologies". The article also reveals that in order to resolve conflicts using mediative technologies, future teachers should develop conflict management competence, which consists of four main components.

Keywords: conflict, conflict management competence, conflict management competence components, mediation, mediation techniques

Конфликты представляют собой повседневное явление и длительное время не были объектом научного исследования, хотя отдельные мысли о них имеются в самых древних источниках, которые дошли до нас. С

течением времени менялись условия жизни, а вместе с ними видоизменялись и конфликты. Иными становились их физические, экономические и социальные последствия.

Очень важно конструктивно разрешать конфликты, такое возможно в случае, если между сторонами рождается диалог, в результате которого они высказывают друг другу свои претензии и переживания, принимают коллективный выбор по разрешению ситуации, стремятся, чтобы в дальнейшем ситуация не повторилась. Одной из возможных технологий подобного урегулирования является медиация.

Медиация представляет собой технологию альтернативного регулирования споров при помощи нейтральной стороны (медиатора). Медиативные технологии - совокупность техник, методов, приемов (инструментов) профессиональной медиации для предупреждения и разрешения конфликтов, выработки взаимоприемлемого и взаимовыгодного решения с целью сохранения и (или) восстановления отношений с окружающими [10].

Обучение студентов медиативным технологиям и их участие в работе службы медиации способствует закреплению навыков цивилизованного общения, компетентного и самостоятельного разрешения будущих конфликтных ситуаций [см. подробнее 15].

На основе анализа литературы [2, 4, 8, 13], можно выделить основные структурные компоненты конфликтологической компетентности:

1. Мотивационный компонент - характеризуется положительным отношением к деятельности, проявлением интереса к ней.

2. Ориентационный компонент - связан с представлением человека об особенностях и условиях деятельности, о требованиях ее к личности.

3. Эмоционально-волевой компонент - самоконтроль личности, ее способность управлять собой в процессе деятельности.

4. Поведенческий компонент - включает владение определенными способами и приемами деятельности, а также наличие соответствующих знаний, умений и навыков.

Подготовка будущих педагогов будет считаться успешной (в сфере медиации), если по результатам диагностики вышеуказанные компоненты конфликтологической компетентности будут достаточно развиты.

Для определения компетентности студентов в разрешении конфликтов и их умения применять медиативные технологии было проведено исследование на базе ТГПУ им. Л.Н. Толстого среди студентов 1 курса факультета психологии в количестве 21 человек.

Основная цель исследования - определить подготовленность будущих педагогов к разрешению педагогический конфликтов с использованием медиативных технологий, а также разработать рекомендательную программу по подготовки студентов, будущих

педагогов, к разрешению конфликтов с использованием медиативных технологий.

Для исследования были использованы следующие методики:

1. Анкета «Что такое медиация?» (личная разработка).

2. Методика «Тест социального самоконтроля» М. Снайдер (Адаптация Н.В. Амяга) [11].

3. Методика «Тест принятия других» В. Фея [6].

4. Методика «Диагностика предрасположенности личности к конфликтному поведению» К. Томаса (адаптация Н.В. Гришиной) [11].

5. Методика «Оценка коммуникативных и организаторских склонностей КОС-2» (В.А. Синявский, Б.А. Федоришин) [11].

Методики были подобраны и соотнесены в соответствии с вышеописанными компонентами конфликтологической компетентности.

Результаты методик представлены на рисунках 1-5.

1.0

||

ПРИХОДИЛОСЬ ЛИ ВАМ РЕШАТЬ КОНФЛИКТЫ?

Да ■ Нет ■ Не знаю

СО

ЗНАКОМЫ ЛИ ВЫ С ПОНЯТИЕМ "МЕДИАЦИЯ"

со 1

ЬЛ

ХОТЕЛИ ЛИ ВЫ РЕШАТЬ КОНФЛИКТЫ ПРИ ПОМОЩИ МЕДИАЦИИ?

Рис. 1 . Результаты методики Анкета «Что такое медиация?»

Высоки й

Средни й

Рис. 2. Результаты диагностики по методике «Оценка самоконтроля в общении» М. Снайдер

■ Высокий

■ Средний

■ Ниже среднего

Рис. 3. Результаты диагностики по методике «Тест на принятие других» (тест В. Фея)

ПРИСПОСОБЛЕНИЕ

ИЗБЕГАНИЕ

КОМПРОМИС

СОТРУДНИЧЕСТВО

СОПЕРНИЧЕСТВО

1 1 1 1

19% 1

16%

28%

28%

9% 1

Г

0%

5% 10% 15% 20% 25% 30%

Рис. 4. Результаты диагностики по методике методики «Диагностика предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса»

(Адаптация Н.В. Гришиной)

ОЧЕНЬ ВЫСОКИМ НИЖЕ СРЕДНИМ НИЗКИМ ВЫСОКИЙ СРЕДНЕГО

■ Коммуникативные ■ Организаторские

склонности склонности

Рис. 5. Результаты диагностики по методике «Оценка коммуникативных и организаторских склонностей КОС-2» (В.А. Синявский, Б.А. Федоришин)

По результатам исследования было выявлено, что большая часть студентов не сталкивались с понятием медиация (по результатам анкетирования - рис. 1); также по результатам методик большинство испытуемых имели результат «средний» или «ниже среднего» (можно увидеть на рисунках 2, 3 и 5), т.е., студенты не имеют представления о том, как решить конфликт выгодно для обеих сторон, что говорит о недостаточно развитой конфликтологической компетенции [3]. Полученные результаты указывают на то, что со студентами должна проводится работа, которая подготовит их к использованию медиативных технологий в разрешении конфликтов. Была составлена программа, которая поможет студентам овладеть медиативными технологиями для разрешения конфликтов. Программа рассчитана на шесть месяцев (период экзаменационной сессии не входит в график программы), имеет 3 блока и в общей сумме насчитывает 22 учебных занятия.

Программа разделена на 3 модуля:

1 модуль «Успешная коммуникация». Основная задача - научить студентов правилам успешной коммуникации. Сюда включены лекции и различные упражнения на взаимодействие (6 занятий).

2 модуль «Конфликты и медиация». Это основной модуль для обучения решений конфликтов с помощью медиативных технологий. Включает в себя лекции, дискуссии, решение кейсов и упражнения (13 занятий).

3 модуль «Подведение итогов». Модуль практической подготовки. Студенты демонстрируют свои навыки и подводят итоги проделанной работы. Включены упражнения и задания на решение кейсов (3 занятия).

Предполагается, что после реализации программы у студентов будут развиты основные компоненты конфликтологической компетентности, упомянутые выше.

Повторная диагностика будет проведена после последнего занятия, она покажет, насколько эффективно сработала программа подготовки студентов к разрешению конфликтов с использованием медиативных технологий.

Таким образом, исследование, в-первую очередь, было направлено на изучение уровня подготовленности студентов к использованию медиативных технологий в разрешении конфликтов, изучение их уровня конфликтологической компетентности. Затем была составлена программа [3] которая должна помочь будущим педагогам овладеть медиативными техниками разрешения конфликтов. Будущие педагоги расширят границы своих профессиональных интересов и сформируют необходимую конфликтологическую компетентность.

Литература

1. Баныкина, С.В., Егоров, В.К. Учимся толерантности: Методическое пособие для проведения классных часов, бесед и тренинговых занятий с учащимися 7-11 классов. - М., 2007. - 125 с.

2. Башкин, М. В. Конфликтная компетентность личности: дис. канд. психол. наук / М. В. Башкин. - Ярославль: ЯрГУ, 2009. - 242 с.

3. Васина О.А. Управление процессом формирования готовности студентов к разрешению конфликтов с использованием медиативных технологий. / ВКР маг.дисс. - Тула, 2023. - 83 с.

4. Волчек, В. В. Конфликтная компетентность преподавателя // Молодой ученый. - 2014. - № 7 (66). - С. 494-499.

5. Давыдов, А.П., Розин, В.М. Спор о медиации. Раскол в России и медиация как стратегия его преодоления. - М.: ЛЕНАНД, 2017. - 288 с.

6. Дорохина, В.Г., Равикович, С. И., Формированиее психологической готовности подростков к производственному труду // Психология: Респ. наук.-метод. сб. - Киев: Рад. Школа, 2011. - Вып. 32. - С. 27-33

7. Духновский, С.В. Диагностика межличностных отношений. Психологический практикум. - СПб.: Речь, 2013. - 141 с.

8. Кашапов, М. М. Психология конфликтной компетентности: учеб. пособие / М. М. Кашапов, М. В. Башкин. - Ярославль: ЯрГУ, 2010. -128 с.

9. Килько, М.Е., Возрастная психология: Учебное пособие для вузов / М.Е. Килько, М.С. Ткачева. - М.: Юрайт, 2020. - 201 с.

10. Ковач, К. Медиация: краткий курс / Пер. с англ. 2-е изд. - М.: Инфотропик Медиа, 2013. - 316 с.

11. Кузина, Н.Н. Технология профилактики и преодоление педагогических конфликтов в образовательной среде. - СПб.: НОУ «Экспресс», 2018. - 226 с.

12. Лымаренко, В.М., Леонтьев О.В. Сборник психологических тестов и методик: учебное пособие. - СПб.: Университет при МПА ЕврАзЭС, 2021. - 111 с.

13. Петрова, Н.Ф. Формирование конфликтологической компетентности в процессе профессиональной подготовки практических психологов // Мир науки, культуры, образования. - 2017. - №5(66). - С. 247248.

14. Светлов, В. А. Введение в конфликтологию. Учебное пособие / под ред. Фельдштейн Д. И. - М.: Флинта, НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, 2015. - 528 с.

15. Хохлов А. С. Конфликтология. История. Теория. Практика: учебное пособие / А. С. Хохлов. Самара: СФ ГБОУ ВПО МГПУ, 2014 312 с.

16. Шалагинова К.С., Васина О.А. Диагностика готовности будущих педагогов к разрешению конфликтов с использованием медиативных технологий // Педагогическая психология, психодиагностика цифровых образовательных сред. - 2022. - № 10.

10

№2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.