Научная статья на тему 'ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К РАЗРЕШЕНИЮ КОНФЛИКТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕДИАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К РАЗРЕШЕНИЮ КОНФЛИКТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕДИАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
63
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТ / МЕДИАЦИЯ / МЕДИАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ГОТОВНОСТЬ / КОМПОНЕНТЫ ГОТОВНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шалагинова К.С., Васина О.А.

В статье на основе анализа отечественной и зарубежной научной литературы определены компоненты готовности будущих педагогов к разрешению конфликтов с использованием медиативных технологий, подобран диагностический инструментарий по оценки каждого компонента. Для изучения мотивационного компонента использована Анкета «Что такое медиация?» (личная разработка); эмоционально-волевого компонента - методики «Тест социального самоконтроля» М. Снайдер (адаптация Н.В. Амяга), тест на принятие других (тест В. Фея); поведенческого компонента - методики «Диагностика предрасположенности личности к конфликтному поведению» К. Томаса (адаптация Н.В. Гришиной); ориентационного компонента - методика оценки коммуникативных и организаторских склонностей кос-2 (В.А. Синявский, Б.А. Федоришин).В результате проведенного исследования был сделан вывод, что не все студенты готовы использовать медиативные технологии для разрешения конфликтов. Обращают на себя внимание будущие педагоги, демонстрирующие весьма низкие общие результаты по выделенным нами компонентам. Именно для этой категории студентов нами разработана программа, направленная на формирование компонентов готовности будущих педагогов к разрешению конфликтов, возникающих в профессиональной деятельности с использованием медиативных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шалагинова К.С., Васина О.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSIS OF FUTURE TEACHERS' READINESS TO RESOLVE CONFLICTS USING MEDIATION TECHNOLOGIES

Based on the analysis of domestic and foreign scientific literature, the article defines the components of future teachers' readiness to resolve conflicts using mediation technologies, and selects diagnostic tools to evaluate each component. To study the motivational component, the questionnaire "What is mediation?" (personal development); the emotional and volitional component - methods "Social Self-Control Test" by M. Snyder (adaptation by N.V. Amiaga), test on the acceptance of others (test by V. The behavioral component - the technique "Diagnostics of predisposition to conflict behavior" by K. Thomas (N.V. Grishina's adaptation); the orientation component - the technique of an estimation of communicative and organizational inclinations (V.A. Sinyavsky, B.A. Fedorishin) were used.As a result of the study, it was concluded that not all students are ready to use mediative techniques to resolve conflicts. Future teachers who show very low overall results on the identified components draw attention. It is for this category of students we have developed a program aimed at forming the components of future teachers' readiness to resolve conflicts arising in professional activity using mediative technologies.

Текст научной работы на тему «ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К РАЗРЕШЕНИЮ КОНФЛИКТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕДИАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОДИАГНОСТИКА ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕД / EDUCATIONAL PSYCHOLOGY, PSYCHODIAGNOSTICS OF DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENTS

DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2022.124.23

ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К РАЗРЕШЕНИЮ КОНФЛИКТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕДИАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Научная статья

Шалагинова К.С.1' *, Васина О.А.2

1 ORCID : 0000-0002-9037-449X;

1 2 Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого, Тула, Российская Федерация

* Корреспондирующий автор (shalaginvaksenija99[at]yandex.ru)

Аннотация

В статье на основе анализа отечественной и зарубежной научной литературы определены компоненты готовности будущих педагогов к разрешению конфликтов с использованием медиативных технологий, подобран диагностический инструментарий по оценки каждого компонента. Для изучения мотивационного компонента использована Анкета «Что такое медиация?» (личная разработка); эмоционально-волевого компонента - методики «Тест социального самоконтроля» М. Снайдер (адаптация Н.В. Амяга), тест на принятие других (тест В. Фея); поведенческого компонента - методики «Диагностика предрасположенности личности к конфликтному поведению» К. Томаса (адаптация Н.В. Гришиной); ориентационного компонента — методика оценки коммуникативных и организаторских склонностей кос-2 (В.А. Синявский, Б.А. Федоришин).

В результате проведенного исследования был сделан вывод, что не все студенты готовы использовать медиативные технологии для разрешения конфликтов. Обращают на себя внимание будущие педагоги, демонстрирующие весьма низкие общие результаты по выделенным нами компонентам. Именно для этой категории студентов нами разработана программа, направленная на формирование компонентов готовности будущих педагогов к разрешению конфликтов, возникающих в профессиональной деятельности с использованием медиативных технологий.

Ключевые слова: конфликт, медиация, медиативные технологии, готовность, компоненты готовности.

DIAGNOSIS OF FUTURE TEACHERS' READINESS TO RESOLVE CONFLICTS USING MEDIATION

TECHNOLOGIES

Research article

Shalaginova K.S.1' *, Vasina O.A.2

1 ORCID : 0000-0002-9037-449X;

1 2 Tula State Pedagogical University named after L.N. Tolstoy, Tula, Russian Federation

* Corresponding author (shalaginvaksenija99[at]yandex.ru)

Abstract

Based on the analysis of domestic and foreign scientific literature, the article defines the components of future teachers' readiness to resolve conflicts using mediation technologies, and selects diagnostic tools to evaluate each component. To study the motivational component, the questionnaire "What is mediation?" (personal development); the emotional and volitional component - methods "Social Self-Control Test" by M. Snyder (adaptation by N.V. Amiaga), test on the acceptance of others (test by V. The behavioral component - the technique "Diagnostics of predisposition to conflict behavior" by K. Thomas (N.V. Grishina's adaptation); the orientation component - the technique of an estimation of communicative and organizational inclinations (V.A. Sinyavsky, B.A. Fedorishin) were used.

As a result of the study, it was concluded that not all students are ready to use mediative techniques to resolve conflicts. Future teachers who show very low overall results on the identified components draw attention. It is for this category of students we have developed a program aimed at forming the components of future teachers' readiness to resolve conflicts arising in professional activity using mediative technologies.

Keywords: conflict, mediation, mediation technologies, readiness, components of readiness.

Введение

Конфликты в современной науке признаны повседневным явлениям, индикатором нормального развития и функционирования отдельного человека и общества в целом, условием развития и прогресса. В контексте вышесказанного одним их ключевых умений современного человека рассматривается умение конструктивно решать конфликты, владение конфликтологической компетентностью, позволяющей прогнозировать конфликты, минимизировать риск их перехода в деструктивный формат.

В практике школьной жизни, в период активного формирования личности детей, нередко возникают противоречия, сложные ситуации спора и разногласий в различных диадах - ученик-ученик, ученик - учитель, учитель-родитель и т.д. [5].

Умение грамотно конфликтовать всеми субъектами образовательных отношений рассматривается как одно из важнейших условий формирования социальных ценностей и благоприятной школьной среды, представляет показатель оптимального функционирования современного образовательного пространства [3], [9].

Медиация представляет собой процесс, где конфликтующие стороны благодаря помощи третьей (беспристрастной) стороны, медиатора, садятся за стол переговоров для разрешения разногласий [8].

В образовательных учреждениях, для решения различных конфликтных ситуаций с помощью медиатора, создаются школьные службы медиации. В службе медиации конфликтующим сторонам предлагается сесть за «стол переговоров», выслушать и услышать друг друга, постараться понять оппонента, а после самостоятельно обговорить взаимоприемлемый способ выхода из конфликта [11].

Использование медиации как способа разрешения несогласий, предупреждения конфликтов в повседневной и профессиональной сфере для сохранения или восстановления отношений, предполагает выработку взаимовыгодного решения, позволяет учитывать в равной степени интересы обеих сторон [4].

Именно служба медиации в образовательном пространстве дает возможность формировать комфортную и безопасную школьную среду [8]. Высоким потенциалом, позволяющим решать школьные конфликты конструктивно, с минимальными деструктивными последствиями для детей и взрослых, обладают медиативные практики [4]. Современные учителя, педагоги должны уметь не только своевременно признавать наличие конфликта, но и быть готовыми грамотно его разрешать. [3].

Дефиниция «готовность» используется в отечественной психологии более 60 лет применительно к различным аспектам деятельности и поведения. Впервые в научный оборот термин введен отечественным ученым Б. Г. Ананьевым. Готовность личности определяется автором как психологическая установка на цели и задачи деятельности, для достижения которой требуется приложить определенное количество усилий. [1].

Определяя структуру готовности личности применительно к деятельности, мы будем придерживаться взглядов М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович [6], которые выделяли следующие компоненты готовности.

1. Мотивационный компонент - характеризуется положительным отношением к деятельности, проявление интереса к ней.

2. Ориентационный компонент - связан с представлением у человека (в нашем случае - студента) об особенностях и условиях деятельности, о требованиях ее к личности.

3. Эмоционально-волевой компонент - предполагает самоконтроль личности, ее способность управлять собой во время необходимой деятельности.

4. Поведенческий компонент - включает владение определенными способами и приемами деятельности, а также наличие соответствующих знаний, умений и навыков.

В контексте вышесказанного студента - будущего педагога можно считать готовым к работе с конфликтами с использованием медиативных технологий при условии достаточной сформированности указанных компонентов.

Методы и принципы исследования

Нами проведено исследование на базе Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого, позволившее определить уровень сформированности необходимых компонентов готовности у будущих педагогов для решения конфликтов с использованием медиативных технологий. В диагностике приняли участие студенты факультета психологии в возрасте от 17 до 18 лет в количестве 21-ого человека.

Для проведения исследования был подобран следующий набор методик, соответствующих выделенным ранее компонентам:

- мотивационный компонент - анкета «Что такое медиация?» (личная разработка);

- эмоционально-волевой компонент - методика «Тест социального самоконтроля» М. Снайдер (адаптация Н.В. Амяга), тест на принятие других (тест В. Фея);

- поведенческий компонент - методика «Диагностика предрасположенности личности к конфликтному поведению» К. Томаса (адаптация Н.В. Гришиной);

- ориентационный компонент - методика оценки коммуникативных и организаторских склонностей КОС-2 (В.А. Синявский, Б.А. Федоришин).

Основные результаты

Оценка сформированности мотивационного компонента

По результатам анкеты, направленной на изучение мотивационного компонента готовности, получены следующие данные. Большинство студентов, принявших участие в исследовании, отметили, что имели опыт конфликтного взаимодействия, 61% респондентов приходилось брать на себя ответственность и решать конфликты. В свою очередь, лишь 5 % студентов знают, что такое медиация, в чем ее суть, принципиальное отличие и технология реализации, тогда как 14% опрошенных имеют весьма поверхностные представления об этой технологии разрешений конфликтов, «что-то слышали». При этом будущие педагоги осознают «ценность» мотивации, заинтересованы в ее использовании, понимая целесообразность ее применения для разрешения противоречий, возникающих как в профессиональной деятельности, так и конфликтов межличностного характера.

Оценка сформированности эмоционально-волевого компонента

Анализ результатов методики самоконтроля в общении показал следующие результаты: среди студентов 14% имеют низкий показатель, большая часть выборки характеризуется средним показателем самоконтроля 48%. В целом, самоконтроль в общении у студентов развит достаточно слабо.

Большая часть студентов имеет средний уровень принятия других, между тем, есть студенты, которые показали низкий результат при диагностике, что рассматривается нами как мишень воздействия на формирующем этапе.

Оценка сформированности поведенческого компонента

При анализе результатов методики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса (поведенческий компонент) нас больше всего заинтересовали будущие педагоги, демонстрирующие склонность к

использованию конфликтах «соперничества» - 9% и «избегание» - 16%. Именно у данной категории студентов, на наш взгляд, возникнут наибольшие затруднения с использованием медиативных технологий без советующей подготовки. Оценка сформированности ориентационного компонента

Большинство испытуемых имеют низкий уровень данного параметра (33%); результат «ниже среднего» имеют 14% испытуемых, а «средний» 10%, студенты с результатом «ниже среднего» не стремятся самостоятельно к общению, чувствуют комфортно себя лишь в кругу близких друзей, могут испытывать большие трудности в установлении контакта с людьми и, как правило, предпочитают ограничивать свой круг знакомств; студенты со средним уровнем могут стремиться к поиску новых знакомств и не ограничивают свой круг общения, однако, уровень их должен развиваться и совершенствоваться; высокий уровень параметра имеют 29% студентов. 14% опрошенных обладает очень высоким уровнем коммуникации, такие студенты самостоятельно стремятся к общению и заводят много знакомых и друзей, достаточно инициативны, активны. 38% испытуемых имеют низкий уровень организаторских склонностей; уровень «ниже среднего» у 33% респондентов - такие студенты испытывают трудности при выступлении перед аудиторией, плохо ориентируются в неизвестной ситуации не отстаивают свое мнение, достаточно тяжело переживают обиды; 10% составляют опрошенные со средним уровнем, лишь 19% из общего количества характеризуются способностью принимать самостоятельные решения в трудной ситуации и отстаиванием своего мнения. Очень высокий уровень организаторских склонностей имеют всего 5% будущих педагогов.

Заключение

Результаты диагностики показали, что большая часть испытуемых получили достаточно высокие результаты по проведенным методикам, что свидетельствует о том, что у представленной части студентов на достаточном уровне сформированы компоненты готовности. Именно эту категорию будущих педагогов, участвующих в исследовании, мы рассматриваем как вполне готовых к использованию медиативных технологий в разрешении конфликтов.

Однако обращают на себя студенты, демонстрирующие весьма низкие общие результаты по выделенным нами компонентам. Именно для этой категории студентов нами разработана программа, направленная на формирование компонентов готовности будущих педагогов к разрешению конфликтов, возникающих в профессионально деятельности с использованием медиативных технологий.

Конфликт интересов

Не указан.

Рецензия

Атаманова Г.И., Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», Новосибирск, Российская Федерация DOI: https://doi.Org/10.23670/IRJ.2022.124.23.1

Список литературы / References

1. Яковлева Ю.А. Восстановительная медиация в современной школе / Ю.А. Яковлева - СПб: Экспресс, 2016. -364 с.

2. Шамликашвили Ц. Медиация как альтернативная процедура урегулирования споров / Ц. Шамликашвили - М.: Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования, 2011. - 77 с.

3. Тихомирова В.А. Восстановительная модель социально-психологической помощи подросткам: Методическое пособие / В.А. Тихомирова - Москва : Московский городской психолого-педагогический университет, 2013. - 131 с.

4. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды / Б.Г. Ананьев - М.: Владос, 2019. - 232 с.

5. Белинская А.Б. Педагогическая конфликтология / А.Б. Белинская - М.: Юрайт, 2019. - 206 с.

6. Дьяченко М.И. Психологические проблемы готовности к деятельности / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович -Минск: БГУ, 1976. - 175 с.

7. Бершедова Л.И. Конфликтологическая компетентность в структуре профессиональной компетентности учителя и классного руководителя / Л.И. Бершедова // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2013. - Вып. 7 (123). - Ч. 1. - с. 116-121.

8. Кузина Н.Н. Медиация как метод разрешения конфликтов в образовательной организации. / Н.Н. Кузина, Н.Н. Болгар, С.В. Кривых // Мир науки, культуры, образования. - 2016. - № 2. - с. 159-161.

9. Магдеев А.М. Предупреждение и разрешение педагогического конфликта: традиции и новации. / А.М. Магдеев, В.Р. Мухадинов // Интеграция образования. - 2017. - № 4. - с. 86-90.

10. Гулаева М.И. Управление конфликтами в образовательной организации. / М.И. Гулаева // Инновационная наука. - 2017. - № 10. - с. 95-97.

11. Графский В.М. Школьная медиация как инновационный социальный проект общества конструктивных взаимодействий. / В.М. Графский // Медиация: теория, практика, перспективы развития; - М.: ФИМ, 2017. - с. 65-67.

Список литературы на английском языке / References in English

1. Yakovleva Yu.A. Vosstanovitel'naya mediariya v sovremennoj shkole [Restorative Mediation in a Modern S^ool] / Yu.A. Yakovleva - SPb: E'kspress, 2016. - 364 p. [in Russian]

Conflict of Interest

None declared.

Review

Atamanova G.I., Novosibirsk State University of Economics and Management, Novosibirsk, Russian Federation DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2022.124.23.!

2. Shamlikashvili Ts. Mediatsiya kak altemativnaya protsedura uregulirovaniya sporov [Mediation as an Alternative Dispute Resolution Procedure] / Ts. Shamlikashvili - M.: Interregional Center for Management and Political Consulting, 2011. - 77 p. [in Russian]

3. Tikhomirova V.A. Vosstanovitelnaya model sotsialno-psikhologicheskoi pomoshchi podrostkam: Metodicheskoe posobie [The Restorative Model of Social and Psychological Assistance for Adolescents: Methodological Guide] / V.A. Tikhomirova - Moscow : Moscow City Psychological and Pedagogical University, 2013. - 131 p. [in Russian]

4. Anan'ev B.G. Izbranny'e psixologicheskie trudy' [Selected Psychological Works] / B.G. Anan'ev - M.: Vlados, 2019. -232 p. [in Russian]

5. Belinskaya A.B. Pedagogicheskaya konfliktologiya [Pedagogical Conflictology] / A.B. Belinskaya - M.: Yurajt, 2019. -206 p. [in Russian]

6. D'yachenko M.I. Psixologicheskie problemy' gotovnosti k deyatel'nosti [Psychological Problems of Readiness for Activity] / M.I. D'yachenko, L.A. Kandy'bovich - Minsk: BGU, 1976. - 175 p. [in Russian]

7. Bershedova L.I. Konfliktologicheskaya kompetentnost v strukture professionalnoi kompetentnosti uchitelya i klassnogo rukovoditelya [Conflictological Competence in the Structure of Professional Competence of Teachers and Classmasters] / L.I. Bershedova // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnie nauki [Vestnik of Tambov University. Series: Humanitarian Sciences]. - 2013. - Vol. 7 (123). - Pt. 1. - p. 116-121. [in Russian]

8. Kuzina N.N. Mediaciya kak metod razresheniya konfliktov v obrazovatel'noj organizacii [Mediation as a Method of Conflict Resolution in an Educational Organization]. / N.N. Kuzina, N.N. Bolgar, S.V. Krivy'x // Mir nauki, kul'tury', obrazovaniya [The World of Science, Culture, and Education]. - 2016. - № 2. - p. 159-161. [in Russian]

9. Magdeev A.M. Preduprezhdenie i razreshenie pedagogicheskogo konflikta: tradicii i novacii [Preventing and Resolving Pedagogical Conflict: Traditions and Innovations]. / A.M. Magdeev, V.R. Muxadinov // Integraciya obrazovaniya [Integration of Education]. - 2017. - № 4. - p. 86-90. [in Russian]

10. Gulaeva M.I. Upravlenie konfliktami v obrazovatel'noj organizacii [Management of Conflicts in an Educational Organization]. / M.I. Gulaeva // Innovacionnaya nauka [Innovative Science]. - 2017. - № 10. - p. 95-97. [in Russian]

11. Grafskij V.M. Shkol'naya mediaciya kak innovacionny'j social'ny'j proekt obshhestva konstruktivny'x vzaimodejstvij [School Mediation as an Innovative Social Project of the Society for Constructive Interaction]. / V.M. Grafskij // Mediation: Theory, Practice, Development Prospects; - M.: FIM, 2017. - p. 65-67. [in Russian]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.