Научная статья на тему 'МЕДИАТИВНОЕ СОДЕЙСТВИЕ В РЕШЕНИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ПРОТИВОРЕЧИЙ'

МЕДИАТИВНОЕ СОДЕЙСТВИЕ В РЕШЕНИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ПРОТИВОРЕЧИЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
65
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАТИВНОЕ СОДЕЙСТВИЕ / СТРАХИ ПРИНЯТИЯ МЕДИАТОРА / СУБЪЕКТИВНАЯ ГОТОВНОСТЬ / ПРИНЯТИЕ МЕДИАТИВНОЙ ПОМОЩИ / РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ / MEDIATION ASSISTANCE / FEARS OF ACCEPTING A MEDIATOR / SUBJECTIVE READINESS / ACCEPTANCE OF MEDIATION ASSISTANCE / CONFLICT RESOLUTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лугуева Наида Магомедовна

Цель исследования - изучение готовности студентов к принятию медиативной помощи. Методы. Опрос, анкетирование, математико-статистическая обработка эмпирических данных. Результат. Позитивные изменения всех компонентов психологической готовности студентов к принятию медиативных средств для разрешения межличностных конфликтов. Вывод. Участие студентов в авторской программе «Гармония межличностных отношений» стимулировало позитивные преобразования психологической готовности к принятию медиативной помощи, в решении межличностных противоречий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDIATIVE ASSISTANCE IN SOLUTION OF INTERPERSONAL CONTRADICTIONS

The aim of the article is to study the readiness of the students to accept the mediative care. Methods. Survey, questioning, mathematical-statistical processing of empirical data. Results. Positive changes in all components of students' psychological readiness to accept mediation to resolve interpersonal conflicts. Conclusions. The participation of the students in the author's program “The Harmony of Interpersonal Relationships” stimulates positive changes in psychological readiness to accept the mediation help, in resolving interpersonal contradictions.

Текст научной работы на тему «МЕДИАТИВНОЕ СОДЕЙСТВИЕ В РЕШЕНИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ПРОТИВОРЕЧИЙ»

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации

Гасанова Саида Алиевна, аспирант, кафедра социальной и дифференциальной психологии, Российский университет дружбы народов (РУДН), Москва, Россия; e-mail: saida_a_a@mail.ru

Научный руководитель: Кудинов Сергей Иванович, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной и дифференциальной психологии, РУДН, Москва, Россия; e-mail: rudn.tgu@yandex.ru

Принята в печать 20.05.2019 г.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR Affiliation

Saida A. Gasanova, postgraduate, the chair of Social and Differential Psychology (S&DP), Peoples' Friendship University of Russia (PFUR), Moscow, Russia; e-mail: sai-da_a_a@mail.ru

Supervisor: Sergey I. Kudinov, Doctor of Psychology, professor, the head of the chair of S&DP, PFUR, Moscow, Russia; e-mail: sai-da_a_a@mail.ru

Received 20.05.2019.

Психологические науки / Psychological Science Оригинальная статья / Original Article УДК 159.9

DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-2-69-74

Медиативное содействие в решении межличностных противоречий

© 2019 Лугуева Н. М.

Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия; e-mail: psihologus@rambler.ru

РЕЗЮМЕ. Цель исследования - изучение готовности студентов к принятию медиативной помощи. Методы. Опрос, анкетирование, математико-статистическая обработка эмпирических данных. Результат. Позитивные изменения всех компонентов психологической готовности студентов к принятию медиативных средств для разрешения межличностных конфликтов. Вывод. Участие студентов в авторской программе «Гармония межличностных отношений» стимулировало позитивные преобразования психологической готовности к принятию медиативной помощи, в решении межличностных противоречий.

Ключевые слова: медиативное содействие, страхи принятия медиатора, субъективная готовность, принятие медиативной помощи, разрешение конфликтов.

Формат цитирования: Лугуева Н. М. Медиативное содействие в решении межличностных противоречий // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2019. Т. 13. № 2. С. 69-74. 001: 10.31161/1995-0659-2019-13-2-69-74_

Mediative Assistance in Solution of Interpersonal Contradictions

© 2019 Naida M. Lugueva

Dagestan State University, Makhachkala, Russia; e-mail: psihologus@rambler.ru

ABSTRACT. The aim of the article is to study the readiness of the students to accept the mediative care. Methods. Survey, questioning, mathematical-statistical processing of empirical data. Results. Positive changes in all components of students' psychological readiness to accept mediation to resolve interpersonal conflicts. Conclusions. The participation of the students in the author's program "The Harmony of In-

terpersonal Relationships" stimulates positive changes in psychological readiness to accept the mediation help, in resolving interpersonal contradictions.

Key words: mediation assistance, fears of accepting a mediator, subjective readiness, acceptance of mediation assistance, conflict resolution.

For citation: Lugueva N. M. Mediative Assistance in Solution of Interpersonal Contradictions. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2019. Vol. 13. No. 2. Pp. 69-74. DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-2-69-74 (In Russian)

Введение

Практика разрешения межличностных конфликтов с привлечением внешних ресурсов предполагает участие в их урегулировании субъектов, не вовлеченных в конфликтное взаимодействие, некоторых посредников конфликта. Соответственно, под медиативным разрешением конфликта в межличностных отношениях понимается специально организованный способ преодоления конфликта и профилактики его дальнейшей эскалации через включение во взаимодействие конфликтующих сторон особого посредника - медиатора, выступающего нейтральной стороной в конфликтном процессе и предпринимающего определенные шаги для его нормализации.

Данный способ разрешения межличностных конфликтов в силу ряда особенностей (свежий взгляд со стороны, сохранение объективности, возможность привлечения специалистов по конфликтам и пр.) в последнее десятилетие вызывает устойчивый интерес не только практиков, но и исследователей [1-4].

В качестве посредников в разрешении конфликтов выступают или психологи (консультанты, психотерапевты), или специально подготовленные субъекты - специалисты, получившие название медиаторов конфликтного взаимодействия [1].

В первом случае урегулирование конфликта проводится в рамках индивидуального и группового психологического консультирования сторон конфликта, во втором случае - в рамках медиативного процесса.

Привлечение психологов в качестве посредников в межличностных конфликтах обладает рядом «весомых» преимуществ. В первую очередь, психологи, обладая специальной компетентностью в отношении построения взаимодействия с другими людьми (клиентами), могут обеспечить бесконфликтный контакт с ними, обеспечивающий всесторонний анализ субъективной и объективной составляющих конфликтной ситуации. При этом их компетенции помо-

гают эффективно выстроить решение всех задач, лежащих в основе посреднической деятельности. Грамотно же проведенная диагностика состояния конфликтного взаимодействия повышает вероятность выбора наиболее эффективной стратегии преодоления накопившегося негатива и извлечения возможного для конфликта позитива.

Следует также учитывать, что использование психологом основных для его профессиональной деятельности видов практик - психологического консультирования и психотерапии на протяжении длительного времени подтверждает свою результативность при решении значимых для конфликта задач по нормализации внутреннего состояния и межличностного взаимодействия людей. Владея техникой реализации данных видов практики, психолог способен эффективно выстроить действия по преодолению межличностных конфликтов у студентов вуза. Свою роль в решении данной задачи может сыграть и авторитет психолога как представителя профессии «помогающей» по своей сути.

Привлечение психолога для преодоления конфликтов в межличностных отношениях, наряду с очевидными преимуществами, сталкивается и с некоторыми проблемами, которые способны существенно понизить уровень результативности процесса.

Среди них организационно значимым нами рассматривается то, что психолог представляет собой лицо, которое, зачастую, является субъектом, абсолютно чужим для участников конфликта, а, следовательно, не владеющим исходной информацией о субъектах конфликта, об его причинах, содержании и особенностях протекания. Изучение этих обстоятельств требует определенных временных затрат, достаточно существенных в контексте развития конфликта и нарастания наносимого ущерба межличностным отношениям всем его участникам.

Значительной эффективностью обладает использование для разрешения кон-

фликтных межличностных отношений специалистов в этой сфере - медиаторов [1; 5]. В качестве медиаторов в вузе могут выступать представители профессорско-преподавательского состава или руководства вуза, а также сотрудники специальных служб, выполняющих услуги по медиативному преодолению конфликтов.

Очевидным преимуществом привлечения медиаторов к разрешению конфликтов является наличие у них профильной подготовки, состоящей во владении массивами предметной информации и средствами профессиональной работы с разными типами конфликтов.

Профессиональные компетенции в сфере конфликтного взаимодействия выражаются в обладании предметно значимыми знаниями, умениями и способностями. Профессионально подготовленный медиатор владеет техникой изучения внешних и внутренних факторов перерастания межличностных отношений в конфликтную форму, способен разработать оптимальную стратегию разрешения конфликтных межличностных отношений, подобрать наиболее адекватные для конкретного конфликтного взаимодействия методы работы с его сторонами, а, самое главное, компетентно реализовать весь процесс преодоления конфликта в межличностных отношениях. Кроме того, профессиональность статуса медиатора защищает его от подозрений в субъективности, в пристрастности к любой из сторон конфликта.

Как и в ранее рассмотренном варианте, привлечение профессионального медиатора может быть невозможным в силу фактического отсутствия таких специалистов в вузе или в связанных с ним организациях. Однако в данном случае остаются варианты использования в качестве медиаторов представителей профессорско-преподавательского состава вуза, не имеющих специальной подготовки в сфере медиации, но в силу своего профессионального и социального опыта, способные взять на себя исполнение его функций.

Преимуществом такого варианта оказания внешней помощи в преодолении межличностных конфликтов студентов состоит в том, что преподавателям вуза хорошо известны возрастные особенности студентов и предметная область возникающих между ними конфликтов. Кроме того, ситуацию облегчает знание ими особенностей вузовской среды, в которой возника-

ют межличностные конфликты. Зачастую, преподаватели достаточно хорошо знают и студентов, которые вовлечены в конфликтные межличностные отношения. Это обстоятельство позволяет реализовать свернутую форму исследовательского этапа оказания медиативной помощи и построению более адекватного прогноза развития конфликтных межличностных отношений. Наиболее перспективным при этом считается привлечение в качестве медиаторов преподавателей дисциплин психолого-педагогического цикла, которые имеют базовую подготовку в соответствующей сфере.

Недостатком варианта привлечения преподавателей вуза в качестве медиаторов, наряду с отсутствием специальной подготовки в ее осуществлении, может рассматриваться возможность некоторого субъективизма, вызванного ранее полученным опытом взаимодействия студентов, находящихся в конфликте. На процесс построения посреднической деятельности способно оказать влияние отношение к участникам конфликта как к студентам, успевающим или не вполне успевающим по учебным дисциплинам, которые ведет тот или иной преподаватель.

Более того, преодолению межличностных конфликтов между студентами могут препятствовать установки, ранее сформированные у самих студентов в отношении преподавателей, взявших на себя функции медиатора конфликтных межличностных отношений. Основываясь на всем спектре возможных вариантов, начиная с оценки способностей конкретного преподавателя к преодолению конфликтов, его авторитета в этой сфере и заканчивая атрибутируемым ему отношением к себе и к противоположной стороне конфликта, студенты могут предвзято относиться к его попыткам повлиять на исход развития межличностных отношений.

Таким образом, привлечение внешнего ресурса - медиатора к преодолению конфликтных межличностных отношений обладает как своими преимуществами, так и определенными недостатками. В полной мере сказанное относится к использованию для его преодоления внутреннего ресурса -индивидуальных возможностей самих участников конфликта.

Вместе с тем, практика показывает, что не всегда стороны конфликта готовы допустить к деталям своего взаимодействия третью сторону - посредника. В основе от-

рицательного отношения к такой возможности лежат разнообразные страхи.

Несмотря на малую изученность данной проблемы, можно предположить, что страхи допущения медиатора в конфликтное взаимодействие обладают достаточным разнообразием. В основе их возникновения могут лежать различные социально-психологические феномены, например, эффекты атрибутирования, эффекты аудитории, эффекты личностного влияния медиатора.

Предполагаем, что в качестве причин неготовности субъектов конфликта к привлечению медиатора к его урегулированию могут выступать следующие группы страхов:

- страхи, связанные с приданием гласности информации о конфликте;

- страхи, вызванные неприятием личности медиатора;

- страхи непроизвольного изменения собственного поведения;

- страхи относительно нежелательного исхода конфликта.

Обладание подобными страхами, возникающими в связи с помощью медиатора, приводит или к полному отказу субъектами от его содействия, или противодействию его вмешательству, осуществляемое студентами очевидно или скрытно. Оба варианта снижают шансы успешного преодоления конфликтности в межличностных отношениях и требуют своей профилактики.

Допущение возможности существования конфликтных ситуаций, для урегулирования которых внутренних усилий не достаточно и требует содействия со стороны медиатора, обозначает необходимость обладания субъектами особым психологическим феноменом - готовностью к принятию в ситуации конфликта в межличностных отношениях медиативного содействия в его преодолении. Данный феномен рассматривается нами в качестве личностной предпосылки нормализации конфликтных межличностных отношений в парадигме использования внешних влияний.

Конкретизируя психологический смысл субъектной готовности к принятию медиативного содействия в преодолении конфликта в межличностных отношениях, раскроем психологическое содержание образующих его познавательного, эмоционально-ценностного и поведенческого компонентов.

В содержание познавательного компонента субъектной готовности к принятию

медиативного содействия в преодолении конфликта в межличностных отношениях входит информационная составляющая относительно обстоятельств его практической реализации. В частности, в него включим понимание субъектами конфликта функциональной востребованности медиативной практики, роли в нем специалиста-медиатора, решаемых им задач, особенностей преодоления конфликта в рамках медиативного процесса. Кроме того, рассматриваемый компонент должен включать в себя представления о субъектах конфликтных межличностных отношений в условиях подключения к ним нейтральной стороны - медиатора. Для выработки такого рода представлений необходимо получение информации о разных аспектах медитативной практики урегулирования конфликта и построения в нем деятельности медиатора, например, в рамках просветительских или развивающих программ.

Эмоционально-ценностный компонент субъектной готовности к принятию медиативного содействия в преодолении конфликта в межличностных отношениях, в нашем понимании, включает в себя ряд элементов, являющихся, в итоге, субъектной реакцией на включение в процесс разрешения нарушенного взаимодействия третьей стороны. Данный компонент содержит, в том числе: положительную субъектную позицию к возникновению ситуации постороннего вмешательства в конфликт, осознание ценности медиативного содействия в его разрешении, заинтересованность в деятельности медиатора, эмоциональную открытость, стремление оказать ей всестороннюю (информационную, моральную, поведенческую) поддержку в рамках разрешения конфликтного взаимодействия.

Поведенческий компонент субъектной готовности к принятию медиативного содействия в интересах преодоления конфликта в межличностных отношениях представлен умениями, навыками и способностями, позволяющими участникам конфликта не только адекватно принимать помощь медиатора, но и содействовать в ее эффективной реализации. В содержание данного компонента, в частности, включим: способность к саморегуляции психического состояния; умение слушать и убедительно отстаивать свою точку зрения; умение ставить себя на место другого человека; толерантность к идеям, альтернативным собственным представ-

лениям; открытость для принятия нового опыта; поведенческая флексибильность, т. е. гибкость в построении межличностных отношений. В основе поведенческого компонента рассматриваемой готовности лежат не только всесторонние представления о медитативной практике и позитивное отношение к ее процессу, но и удачный опыт взаимодействия с представителями «помогающих» профессий, позволивший сформировать субъектные предпосылки допущения в сферу частной жизни посторонних лиц.

Познавательный, эмоционально-

ценностный и поведенческие компоненты субъектной готовности к принятию медиативного содействия в преодолении конфликта в межличностных отношениях образуют целостный психологический феномен, который в единстве с конфликтологической компетентностью обозначается нами в качестве субъектной предпосылки эффективной профилактики дальнейшей эскалации и преодоления конфликтных межличностных отношений.

Цель исследования - изучение готовности студентов к принятию медиативной помощи.

Методы - опрос, анкетирование, мате-матико-статистическая обработка эмпирических данных.

Результаты и обсуждение

В качестве испытуемых выступили студенты Дагестанского Государственного Университета факультета психологии и философии общей численностью 110 человек. Возрастной диапазон испытуемых составил 19±1,25 года. В качестве медиаторов выступали преподаватели факультета психологии и философии - 12 человек. Исследование проводилось в два этапа: до и после участия студентов в программе «Гармония межличностных отношений».

Обследование студентов показало позитивные изменения всех компонентов психологической готовности студентов к принятию медиативной помощи для разрешения межличностных конфликтов.

Прежде всего, отметим, что, по сравнению с этапом констатирующего среза, все студенты назвали не менее трех функций, которые в конфликте реализует медиатор. Возросшая эрудированность по проблематике позволяет признать формирование у студентов познавательного компонента рассматриваемой готовности после прохождения с ними программы «Гармония межличностных отношений».

Кроме того, среди студентов существенно выросла численность тех, кто позитивно оценивает способность медиатора оказать содействие в разрешении конфликтов в межличностных отношениях.

На прямой вопрос «Может ли медиатор реально помочь преодолеть конфликт в межличностных отношениях?» на этапе констатирующего среза ответило только 17 человек (15,5 %), на этапе контрольного среза - 97 человека (88,2 %). Статистическая значимость проявившегося прироста составляет не менее 99 % (ф*=17,458,

Г<0,01).

О позитивном изменении в эмоциональном компоненте психологической готовности к принятию помощи медиатора для разрешения межличностных конфликтов свидетельствует также снижение списка опасений, которые студенты связывают с медиативным урегулированием конфликта. Если на этапе констатирующего среза испытуемыми выделялся практически весь список страхов, возникающих в связи с медиативным содействием в конфликте, то на этапе контрольного среза доля студентов, выделяющих их, существенно снизилась (табл.).

Таблица

Распределение страхов студентов на этапах констатирующего и контрольного срезов (N=110)

Название страхов Кн. срез Кт. срез Ф*/

n % n % PS

1 2 3 4 5 6

Страхи придания гласности информации о конфликте 104 94,5 31 28,2 16,718/ 0,01

Страхи неприятия личности медиатора 96 87,2 15 13,6 17,844/ 0,01

Страхи непроизвольного изменения собствен- 95 86,4 6 5,5 20,558/ 0,01

ного поведения

Страхи нежелательного исхода конфликта 108 98,2 21 19,1 21,051/ 0,01

Кн. срез - констатирующий срез; кт. срез - контрольный срез, ф* - непараметрический критерий углового преобразования Фишера.

Заключение

Таким образом, участие студентов в авторской программе «Гармония межличностных отношений» стимулировало позитивные преобразования психологической готовности к принятию медиативной помощи.

На основе представленных результатов можно отметить не только реальное снижение в межличностных отношениях студентов численности конфликтов, которые актуально требуют своего разрешения, но и возрастание реальной практики привлечения медиаторов для оказания содействия в их преодолении.

1. Краснянская Т. М. Компетентностный ресурс медиативного урегулирования конфликта в пространстве психологической безопасности его субъектов // Прикладная психология и психоанализ. 2013. № 4. С. 2-5.

2. Петровский В. А. Деятельностное опосредование межличностных отношений: феномены, сущность // Социальная психология и общество. 2011. № 1. С. 5-16.

3. Романова Е. А. Медиация как способ разрешения конфликтов: результаты исследований

1. Krasnyanskaya T. M. Competence resource of mediation conflict resolution in the space of psychological security of its subjects. Prikladnaya psikhologiya i psikhoanaliz [Applied psychology and psychoanalysis]. 2013. No. 4. Pp. 2-4. (In Russian)

2. Petrovsky V. A. Activity mediation of interpersonal relations: phenomena, essence. Sotsi-al'naya psikhologiya i obshchestvo [Social psychology and society]. 2011. No. 1. Pp. 5-16. (In Russian)

3. Romanova E. A. Mediation as a way to resolve conflicts: the results of research in foreign psychology. Azimut nauchnykh issledovanii: peda-

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации

Лугуева Наида Магомедовна, аспирант, кафедра психологии развития и профессиональной деятельности (ПРиПД), Дагестанский государственный университет (ДГУ), Махачкала, Россия; e-mail: psihologus@rambler.ru

Научный руководитель: Исаева Эль-мира Гаджиевна, доктор психологических наук, профессор, кафедра ПРиПД, ДГУ, Махачкала, Россия; e-mail:

isaeva07@yandex.ru

Принята в печать 21.05.2019 г.

Обобщение результатов эмпирического этапа исследования позволяет констатировать позитивный эффект от участия студентов в программе «Гармония межличностных отношений», который проявился как на субъективном, так и на объективном уровне преодоления студентами межличностных конфликтов.

в зарубежной психологии // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. № 4. С. 391-393.

4. Смирнова Ю. С. Атрибутивное сопровождение межличностных конфликтов // Философия и социальные науки. 2016. № 3. С. 105-109.

5. Хачатурова М. Р., Пойманова Д. М. Роль третьей стороны в разрешении межличностных конфликтов // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. № 3. С. 164176.

gogika i psikhologiya [Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology]. 2016. No. 4. Pp. 391-393. (In Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Smirnova Yu. S. Attributive support of interpersonal conflicts. Filosofiya i sotsial'nye nauki [Philosophy and social sciences]. 2016. No. 3. Pp. 105-109. (In Russian)

5. Khachaturova M. R., Poimanova D. M. The role of the third party in the resolution of interpersonal conflicts Psikhologiya. Zhurnal Vysshei shko-ly ekonomiki [Psychology. Journal of Higher School of Economics]. 2014. No. 3. Pp. 164-176. (In Russian)

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR Affiliation

Naida M. Lugueva, postgraduate, the chair of Developmental Psychology and Professional Activity (DP&PA), Dagestan State University (DSU), Makhachkala, Russia; e-mail: psi-hologus@rambler.ru

Supervisor: Elmira G. Isaeva, Doctor of Psychology, professor, the chair of DP&PA, DSU, Makhachkala, Russia; e-mail: isaeva07@yandex.ru

Received 21.05.2019.

Литература

References

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.