Научная статья на тему 'Студенты как субъекты возникновения и преодоления конфликтов в межличностных отношениях'

Студенты как субъекты возникновения и преодоления конфликтов в межличностных отношениях Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
175
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ СТУДЕНТОВ / ФАКТОРЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПРЕОДОЛЕНИЯ КОНФЛИКТОВ / INTERPERSONAL RELATIONS / PSYCHOLOGICAL CHANGES OF STUDENTS / FACTORS OF OCCURRENCE AND CONFLICT OVERCOMING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лугуева Наида Магомедовна

Цель исследования раскрытие особенностей студентов как субъектов возникновения и преодоления конфликтов в межличностных отношениях. Методы. Теоретический анализ научных источников по теме исследования. Результат. Ряд психологических изменений студентов играет позитивную, ряд негативную роль в преодолении конфликтности межличностных отношений. Вывод. Требует разработки определенной психотехники, учитывающей обозначенные нами предпосылки возникновения и преодоления конфликтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Students as Subjects of Emergence and Overcoming the Conflicts in Interpersonal Relations

The aim of the study is to reveal the characteristics of students as subjects of the emergence and overcoming the conflicts in interpersonal relationships. Methods. Theoretical analysis of scientific sources on the research topic. Result. A number of psychological changes of students play a positive role, another a negative role in overcoming the conflicting nature of interpersonal relations. Conclusion. It requires the development of certain psychotechnics, taking into account the prerequisites for the emergence and overcoming of conflicts that we have indicated.

Текст научной работы на тему «Студенты как субъекты возникновения и преодоления конфликтов в межличностных отношениях»

Психологические науки / Psychological Science Оригинальная статья / Original Article УДК 159.9

DOI: 10.31161/1995-06-59-2019-13-1-97-102

Студенты как субъекты возникновения и преодоления конфликтов в межличностных отношениях

@ 2019 Лугуева Н. М.

Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия; e-mail: psihologus@rambler.ru

РЕЗЮМЕ. Цель исследования - раскрытие особенностей студентов как субъектов возникновения и преодоления конфликтов в межличностных отношениях. Методы. Теоретический анализ научных источников по теме исследования. Результат. Ряд психологических изменений студентов играет позитивную, ряд - негативную роль в преодолении конфликтности межличностных отношений. Вывод. Требует разработки определенной психотехники, учитывающей обозначенные нами предпосылки возникновения и преодоления конфликтов.

Ключевые слова: межличностные отношения, психологические изменения студентов, факторы возникновения и преодоления конфликтов.

Формат цитирования: Лугуева Н. М. Студенты как субъекты возникновения и преодоления конфликтов в межличностных отношениях // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2019. Т. 13. № 1. С. 97-102. DOI: 10.31161/1995-06-592019-13-1-97-102

Students as Subjects of Emergence and Overcoming the Conflicts in Interpersonal Relations

@ 2019 Naida M. Lugueva

Dagestan State University, Makhachkala, Russia; e-mail: psihologus@rambler.ru

ABSTRACT. The aim of the study is to reveal the characteristics of students as subjects of the emergence and overcoming the conflicts in interpersonal relationships. Methods. Theoretical analysis of scientific sources on the research topic. Result. A number of psychological changes of students play a positive role, another - a negative role in overcoming the conflicting nature of interpersonal relations. Conclusion. It requires the development of certain psychotechnics, taking into account the prerequisites for the emergence and overcoming of conflicts that we have indicated.

Key words: interpersonal relations, psychological changes of students, factors of occurrence and conflict overcoming.

For citation: Lugueva N. M. Students as Subjects of Emergence and Overcoming the Conflicts in Interpersonal Relations. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Science. 2019. Vol. 13. No. 1. Pp. 97-102. DOI: 10.31161/1995-06-59-2019-13-1-97-102 (In Russian)

Введение

Межличностные отношения как психологическая реальность, образованная взаимодействием нескольких субъектов, характеризуется чувствительностью к действию различных факторов, внешних и внутренних, объективных и субъективных, глобальных и частных. Обращение к проблеме выявления детерминации межлич-

ностных отношений составляет информационную перспективу построения практики преодоления их возможных нарушений.

Студенты в нашем исследовании рассматриваются в качестве субъектов, с которыми связан ряд предпосылок для возникновения и преодоления конфликтов в межличностных отношениях, характерных именно для данной социовозрастной груп-

••• Известия ДГПУ. Т. 13. № 1. 2019

••• йБРи JOURNAL. Уо!. 13. N0. 1. 2019

пы. Мы исходили из того, что могут быть выделены объективные и субъективные факторы, как предрасполагающие их к построению конфликтных межличностных отношений, так и способствующие профилактике и преодолению конфликтов в оптимальные сроки.

Цель исследования - раскрытие особенностей студентов как субъектов возникновения и преодоления конфликтов в межличностных отношениях.

Методы - теоретический анализ научных источников по теме исследования.

Результаты и обсуждение

Событием, ключевым для определения рассматриваемой социовозрастной группы, является поступление молодых людей в высшие учебные заведения. Данное событие влечет за собой ряд последствий, которые не только существенно отличают студентов от молодых людей, не поступивших в вуз, но и представляют интерес с точки зрения рассмотрения проблематики возникновения и преодоления ими конфликтов в межличностных отношениях [4].

Среди важных изменений обозначим связанные с новым периодом жизни неизбежные изменения в уровне ответственности молодых людей. Поступление в вуз для них сопровождается перераспределением ответственности за собственное благополучие и успешность осуществляемой деятельности. Создаются предпосылки для центрации ответственности за самоорганизацию не только образовательной, но и остальных аспектов реализуемой активности, которые значительно расширяются. Этому способствует существенное изменение объема поддержки, которой способен воспользоваться субъект учебной деятельности.

При поступлении молодого человека в высшее учебное заведение организационные аспекты его жизни претерпевают существенные изменения [8]. Значительно расширяются сферы самостоятельности, которая распространяется на такие виды как учебная, социально-общественная, спортивная и культурно-массовая деятельность. Происходит усиление их социальной значимости, т. к. активность по этим направлениям выступает теперь не только мерой актуальной самореализации, но и рассматривается основой отсроченного во времени социального признания, карьерного роста, материального благополучия. При всей социальной и персональной значимости перечисленного родители факти-

чески отстраняются от организации процесса деятельности своего ребенка, а кураторский и профессорско-преподавательский состав вуза задает студентам только достаточно общий регламент востребованной от них в учебном заведении поведенческой и деятельностной активности. Между тем, в рамках унифицированного регламента обучения в вузе от каждого студента теперь ожидается самостоятельная, социально-продуктивная, тщательно распланированная и последовательно воплощенная на практике организация своей деятельности с учетом индивидуальных особенностей и ориентацией на то, что он будет достаточно успешен в решении стоящих перед ним задач. Такая организация текущей жизнедеятельности требует постоянного и систематического внимания, а также существенных энергетических и временных вложений. Любые сбои в данном процессе чреваты если не моментальными, то несколько отодвинутыми во времени нежелательными последствиями, преодоление которых еще более проблематично, чем их своевременная профилактика. В итоге, навык самоорганизации становится приоритетным условием успешного построения жизнедеятельности, а его отсутствие, зачастую, является основной причиной отставания по образовательным программам.

В череде решаемых задач от студента требуется перестройка всей системы мыслительной деятельности, которая, наряду с усложнением всех познавательных процессов (начиная с совершенствования сенсорно-перцептивных и заканчивая преобразованием воображения), требует также их профессионализации, т. е. максимальное приспособление к задачам, выдвигаемыми условиями выполнения профессиональной деятельности [7]. Студенты должны уметь анализировать профессиональные ситуации: в кратчайшие сроки собирать о них максимально полный объем информации, в том числе, используя сформированные межличностные отношения; выделять в них проблемные зоны; абстрагируясь от второстепенного, в полной мере концентрироваться на ключевых позициях; осознавать весь комплекс актуальных для них причинно-следственных связей и т. д. Такого рода совершенствование познавательных процессов, повышая возможности профессионального становления студентов, создает основу и для развития ими системы межличностных отношений, связанной с будущей сферой деятельности.

Неспособность «говорить на одном языке» в выбранной профессиональной сфере является одной из предпосылок возникновения конфликтов в системе связанных с ней межличностных отношений. Ее сформи-рованность способствует своевременной купации или оперативному преодолению возникающих в ней конфликтов.

Не менее важно для построения межличностных отношений развитие волевой саморегуляции студентов. По сравнению со школьным периодом жизни решение данной задачи обладает вполне конкретным мотивационным основанием: молодому человеку важно подготовить себя к реальной профессиональной, бытовой, брачно-супружеской, социально-

политической и другой деятельности. В основе такой подготовки лежит четкое осознание возрастающей неопределенности и конкурентонасыщенности среды, в которой они реализуются. Для достижения в ней успеха в каждый момент жизни от молодых людей требуется объективная рефлексия всех актуальных преобразований, оперативное принятие многоплановых изменений и тенденций к изменениям, субъектная толерантность к трудностям, умение найти и мобилизовать ранее виртуальные жизненные ресурсы. Несоответствие подобным требованиям усиливает субъектную уязвимость молодых людей, отражающуюся, среди прочего, на построении ими межличностных отношений.

Соответственно, вовлечение в пространство высшего учебного заведения требует стремительного и существенного совершенствования познавательной, эмоционально-волевой, ценностно-смысловой, мотивационной, коммуникативной и поведенческой сфер студентов. Не все из студентов обладают ресурсами, достаточными для адекватной самоперестройки своей психической организации в соответствии с требованиями вузовской профессиональной подготовки. Более того, для полной реализации подобного комплекса задач требуется более или менее длительный период, в течение которого ими все еще сохраняется достаточная уязвимость действию различных вызовов и трудностей.

Отсутствие навыков планирования, основанное на неразвитости стратегического мышления, прогностических способностей и адекватного понимания своих собственных желаний, в сочетании с нестабильностью социально-политических условий в стране создает условия субъектной неопределенности. На психологическом уровне

они связываются с появлением и закреплением нелокализованной личностной тревожности, напряженности, депрессивности или, наоборот, нелокализованной раздражительности и беспредметной агрессии [6]. И то и другое неизбежно обнаруживается в межличностных отношениях, провоцируя возникновение в них разного рода конфликтов [2].

Ситуация усугубляется в том случае, если молодой человек начинает понимать, что профессиональный выбор и принятые им с помощью родителей жизненные ориентиры утеряли для него в вузе привлекательность или стали расцениваться как изначально мало приемлемые. Подобные обстоятельства, сами по себе провоцирующие возникновение конфликтных отношений с родителями, усиливают свой негатив при неспособности молодого человека к осознанному изменению своего жизненного вектора.

Отсутствие в новой социальной среде вуза привычной дружеской поддержки и возможности получить доброжелательный совет создает условия социальной неопределенности, которая является основой определенных трудностей интеграции в нее. Дезориентация в социальной среде является частой причиной не только снижения учебной успешности, но и интенсивности построения новой системы межличностных отношений. Немаловажно и то, что в таких условиях возрастает вероятность фрустрации субъектных потребностей в признании, уважении и любви, значимость которых в студенческие годы усиливается. Это также является значимым фактором дестабилизации межличностных отношений рассматриваемой социовоз-растной группы.

Подобного рода обстоятельства, особенно на начальный вузовский период, могут явиться мощным фрустрирующим фактором, снижающим уровень субъектной защищенности и способности поступательно развиваться. Эмоциональная нестабильность образует немаловажный фактор дестабилизации межличностных отношений, выстраиваемых студентами со сверстниками, старыми друзьями и товарищами, наставниками, родственниками.

Таким образом, перед студентами возникает насущная необходимость адаптации к новым условиям жизни [1]. Трудности вектора адаптации основываются не только на необходимости освоения больших массивов разнородной информации

••• Известия ДГПУ. Т. 13. № 1. 2019

••• йЭРи JOURNAL. Уо!. 13. N0. 1. 2019

(вербальной, знаковой, пространственной), но и на необходимости перестройки (а в ряде случаев, ускоренного освоения) своих умений и навыков, стиля и ритма построения своей жизнедеятельности. Неуспешность в решении этих задач приводит к сохранению за молодым человеком статуса «чужака», что отражается на его не только социальном, но и психическом благополучии. Даже относительно незначительные элементы неуспешности в налаживании жизнедеятельности в новых условиях способны привести к падению самооценки, возрастанию личностной тревожности и депрессивности. Все это неизбежно сказывается на всей системе выстраиваемых им межличностных отношений.

Вместе с тем, поступление в вуз сопровождается рядом возрастных изменений, создающих благоприятные предпосылки для преодоления молодыми людьми возможных конфликтов в системе своих межличностных отношений.

Наиболее благоприятная среда в вузе создается для развития интеллектуальных процессов человека. В этот период происходит интенсивное развитие понятийного мышления молодых людей, позволяющее им свободно оперировать знаниями, оформленными в форме понятий, суждений, умозаключений. Его становлению благоприятствует высокий уровень теоретических обобщений дисциплин, составляющих основной объем учебных программ вуза. Совершенствованию и специализации мыслительных процессов молодых людей в немалой степени способствуют задачи вузовской подготовки, предполагающие систематическое и последовательное решение ими разноплановых мыслительных задач, относящихся к разным аспектам будущей профессиональной деятельности. Развитию операций анализа и синтеза, абстрагирования и конкретизации, индукции и дедукции способствуют лекционные, семинарские и практические занятия по дисциплинам всех блоков осуществляемой профессиональной подготовки, а также выполнение разного типа научно-исследовательских работ - курсовых и выпускных квалификационных работ (проектов). Благоприятными для развития мыслительных операций студентов выступают и те формы заданий, которые им предлагаются в рамках осваиваемых дисциплин - конспектирование научных источников, подготовка сообщений, рефе-

ратов и презентаций, создание банков различной информации и т.д. [3; 5].

Столь же позитивным для профилактики и преодоления конфликтных ситуаций в межличностных отношениях нами рассматривается происходящее в период вузовского обучения интенсивное развитие воображения студентов. Активизация репродуктивного и креативного воображения при выполнении ими разноплановых задач воссоздающего и творческого уровня создает ресурс, подлежащий использованию для проектирования и ментального проигрывания возможных ситуаций межличностных отношений. В полной мере сказанное относится к возможности образной реконструкции стратегий и тактики преодоления студентами конфликтности в выстраиваемых ими межличностных отношениях.

Построение практики преодоления конфликтности в межличностных отношениях требует учета особенностей субъектов этих отношений. Студенты как субъекты конфликтов в межличностных отношениях обладают особенностями, как предрасполагающими к возникновению конфликтов, так и позволяющими их избегать или оперативно преодолевать.

Вывод

Подводя итоги проведенному теоретическому анализу особенностей студентов как субъектов возникновения и преодоления конфликтов в межличностных отношениях, отметим их неоднозначность. Поступление молодых людей в вуз не только кардинально меняет их жизнь, но и способствует изменению привычных и появлению новых межличностных отношений. Конфликты на этом периоде жизни сохраняются в качестве неотъемлемой характеристики межличностных отношений, однако, их развитию и преодолению способствуют возрастные и социальные изменения, происходящие с молодыми людьми в связи с поступлением в вуз. Изучение теоретического материала и опроса студентов показало, что интересующий нас период жизни характеризуется значительным массивом факторов, предрасполагающих как к возникновению, так и к успешному преодолению конфликтов в межличностных отношениях. Очевидно, что требуется разработка особой психотехники, позволяющей для их преодоления использовать благоприятные и избегать неблагоприятные особенности возраста.

Изучение материала, характеризующего студентов вуза, показало, что в этот период сохраняются старые, и складываются новые межличностные отношения. Сохраняя привычные для них межличностные отношения, в силу объективно изменившегося социального статуса, студенты переводят их на новый уровень. Ряд психологических изменений студентов (в познавательной, эмоционально-волевой, ценностно-смысловой, мотивационно-потребностной

профилактике дезадаптации межличностных отношений студентов // Молодой ученый. 2015. Т. 3. № 19. С. 333-335.

2. Краснянская Т. М. Компетентностный ресурс медиативного урегулирования конфликта в пространстве психологической безопасности его субъектов // Прикладная психология и психоанализ. 2013. № 4. С. 2.

3. Логиновских Т. А. Акмеология межличностных отношений в контексте психологии и педагогики развития в высшем профессиональном образовании // Международная научная школа психологии и педагогики. 2014. № 4. С. 131-133.

4. Ратиер Н. И. Развитие опыта межличностных отношений студентов в условиях социально-культурной деятельности вуза // Казанская наука. 2012. № 8. С. 111-118.

psychologist on the prevention of maladjustment of interpersonal relations of students. Molodoi uchenyi [Young Scientist]. 2015. Vol. 3. No. 19. Pp. 333-335. (In Russian)

2. Krasnyanskaya T. M Competence resource of mediation conflict resolution in the space of psychological security of its subjects. Prikladnaya psikhologiya i psikhoanaliz [Applied Psychology and Psychoanalysis]. 2013. No. 4. Pp. 2. (In Russian)

3. Loginovskikh T. A. Acmeology of interpersonal relations in the context of psychology and pedagogy of development in higher professional education. Mezhdunarodnaya nauchnaya shkola psikhologii i pedagogiki [International Scientific School of Psychology and Pedagogy]. 2014. No. 4. Pp. 131-133. (In Russian)

4. Ratier N. I. The development of the experience of interpersonal relations of students in the conditions of social and cultural activities of the university. Kazanskaya nauka [Kazan science]. 2012. No. 8. Pp. 111-118. (In Russian)

5. Ryzhov B. S. Causes and content of interpersonal conflicts among undergraduate stu-

сфере) играет позитивную, ряд - негативную роль в преодолении конфликтности межличностных отношений.

Сделан вывод, в соответствии с которым преодоление конфликтности межличностных отношений студентов требует разработки определенной психотехники, учитывающей обозначенные нами предпосылки ее возникновения и преодоления.

личностных конфликтов у студентов младших курсов // Вестник Екатерининского института. 2015. № 1. С. 95-101.

6. Сергеев А. А., Григорян Н. Б. Влияние самоактуализации и тревожности на эффективность построения межличностных отношений в зависимости от специальности, выбранной студентом // Психология. Социология. Педагогика. 2011. № 1. С. 64-65.

7. Смагина С. С. Субъективная репрезентация межличностных отношений студентов в особенностях динамики их индивидуального сознания. Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. Томск, 2002. 20 с.

8. Фалей М. В. Взаимосвязь адаптации и межличностного отношения у студентов первокурсников высшего профессионального учреждения // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. 2015. № 7-10. С. 159-163.

of the Ekaterininsky Institute]. 2015. No. 1. Pp. 95-101. (In Russian)

6. Sergeev A. A., Grigoryan N. B. Influence of self-actualization and anxiety on the effectiveness of building interpersonal relations depending on the specialty chosen by the student. Psikhologiya. Sotsiologiya. Pedagogika [Psychology. Sociology. Pedagogy]. 2011. No. 1. Pp. 64-65. (In Russian)

7. Smagina S.S. Sub"ektivnaya reprezentatsi-ya mezhlichnostnykh otnoshenii studentov v oso-bennostyakh dinamiki ikh individual'nogo soz-naniya [Subjective representation of interpersonal relations of students in the peculiarities of the dynamics of their individual consciousness]. Extended abstract of Ph. D. (Psychology) diss. Tomsk, 2002. 20 p. (In Russian)

8. Falei M. V. The relationship of adaptation and interpersonal relationships among students of first-year students of higher professional institutions. Teoreticheskie i prikladnye aspekty sov-remennoi nauki [Theoretical and applied aspects of modern science]. 2015. No. 7-10. Pp. 159-163. (In Russian)

Литература

1. Дробот Д. А. Работа педагога-психолога по 5. Рыжов Б. С. Причины и содержание меж-

References

1. Drobot D. A. The work of the educational dents. Vestnik Ekaterininskogo instituta [Bulletin

••• Известия ДГПУ. Т. 13. № 1. 2019

••• DSPU JOURNAL. Vol. 13. No. 1. 2019

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации

Лугуева Наида Магомедовна, аспирантка, кафедра психологии развития и профессиональной деятельности, Дагестанский государственный университет (ДГУ), Махачкала, Россия; e-mail: psi-hologus@rambler.ru

Научный руководитель: Исаева Эль-мира Гаджиевна, доктор психологических наук, профессор, кафедра психологии развития и профессиональной деятельности, ДГУ, Махачкала, Россия; e-mail: isaeva07@yandex.ru

Принята в печать 14.02.2019 г.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR Affiliation

Naida M. Lugueva, postgraduate, the chair of Developmental Psychology and Professional Activity, Dagestan State University (DSU), Makhachkala, Russia; e-mail: psi-hologus@rambler.ru

Dissertation Advisor: Elmira G. Isaeva, Doctor of Psychology, professor, the chair of Developmental Psychology and Professional Activity, DSU, Makhachkala, Russia; e-mail: isaeva07@yandex.ru

Received 14.02.2019

Психологические науки / Psychological Science Оригинальная статья / Original Article УДК 159.923.2

DOI: 10.31161/1995-06-59-2019-13-1-102-107

Взаимосвязь механизмов психологической защиты

и ценностных ориентаций личности с психопатологическими реакциями

@ 2019 Хажуев И. С.

Чеченский государственный педагогический университет, Грозный, Россия; e-mail: psihologus@rambler.ru

РЕЗЮМЕ. Целью исследования стало выявление наиболее выраженных среди населения поствоенного региона форм психологической защиты и ценностных ориентаций личности. Также была изучена и выявлена специфика взаимосвязей механизмов психологической защиты и психопатологических реакций. Методы: опросник Плутчика - Келлермана - Конте, опросник выраженности психопатологической симптоматики, методика ценностных ориентаций Шварца. Результат. В статье представлены результаты эмпирического исследования механизмов психологической защиты и ценностных ориентаций личности. В исследовании приняло участие до 100 респондентов в возрасте от 20 до 55 лет, большинство из которых являются жертвами психотравмирующих событий. Вывод. Получены результаты, указывающие на наличие отрицательной сопряженности между многими формами защитного поведения и психопатологическими реакциями, при этом частая выработка отдельных механизмов психологической защиты в контексте интенсивных стрессовых переживаний может сопровождаться ростом общей па-ранояльности и враждебности личности.

Ключевые слова: механизмы психологической защиты, ценности, ценностные ориентации, экстремальные события, психопатологические реакции.

Формат цитирования: Хажуев И. С. Взаимосвязь механизмов психологической защиты и ценностных ориентаций личности с психопатологическими реакциями // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2019. Т. 13. № 1. С. 102107. DOI: 10.31161/1995-06-59-2019-13-1-102-107

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.