Научная статья на тему 'СООТНОШЕНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ С ЦЕННОСТНЫМИ ОРИЕНТАЦИЯМИ ЛИЧНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ДАГЕСТАНСКОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ)'

СООТНОШЕНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ С ЦЕННОСТНЫМИ ОРИЕНТАЦИЯМИ ЛИЧНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ДАГЕСТАНСКОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
78
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБНОСТНАЯ СФЕРА / СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТЬ / ДОСТУПНОСТЬ / ВНУТРЕННИЙ КОНФЛИКТ / ВНУТРЕННИЙ ВАКУУМ / ETHNIC IDENTITY / MOTIVATIONAL AND REQUIREMENT SPHERE / SYSTEM OF VALUES / ETHNOCULTURAL VALUES / VALUE / ACCESSIBILITY / INTERNAL CONFLICT / INTERNAL VACUUM

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гасанова Саида Алиевна

Цель данного исследования заключается в выявлении и эмпирическом обосновании влияния этнической идентичности на формирование ценностных ориентаций личности в ранней юности. Методы. Методика «Типы этнической идентичности» Г. У. Солдатовой, С. В. Рыжовой; методика «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» Е. Б. Фанталовой; методика «Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере» О. Ф. Потёмкиной. Результат. Установлено, что личность с выраженным типом этнической идентичности, характеризующимся дискриминационными формами межэтнических отношений, отличается выраженной ориентацией на деньги и склонна к властному поведению. Вывод. Изучение и определение типа этнической идентичности студентов способствует эффективному формированию и развитию их ценностно-смысловой сферы в период обучения в условиях полиэтнической среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гасанова Саида Алиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CORRELATION OF ETHNIC IDENTITY WITH THE PERSON'S VALUE ORIENTATIONS (THROUGH THE EXAMPLE OF THE DAGESTAN STUDENT YOUTH)

The aim of this study is to identify and empirically substantiate the influence of ethnic identity on the formation of value orientations in early youth. Methods. Soldatov G. U., Ryzhov S. V. technique “Types of ethnic identity”; Fantalov E. B. technique “Level of correlation of “value” and “availability” in different life sphere”; Potemkin O. F. technique “Diagnostics of person's social and psychological attitudes in motivational and requirement sphere”. Result. It is found that a person with expressed type of ethnic identity, characterized by discriminatory forms of inter-ethnic relations is notable for express money orientation and imperious. Conclusion. The study and determination of the type of ethnic identity of students contributes to the effective formation and development of their value-semantic sphere during the period of study at university in a multi-ethnic environment.

Текст научной работы на тему «СООТНОШЕНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ С ЦЕННОСТНЫМИ ОРИЕНТАЦИЯМИ ЛИЧНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ДАГЕСТАНСКОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ)»

Психологические науки / Psychological Science Оригинальная статья / Original Article УДК 159.9.07

DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-2-64-69

Соотношение этнической идентичности с ценностными ориентациями личности (на примере дагестанской студенческой молодёжи)

© 2019 Гасанова С. А.

Российский университет дружбы народов, Москва, Россия; e-mail: saida_a_a@mail.ru

РЕЗЮМЕ. Цель данного исследования заключается в выявлении и эмпирическом обосновании влияния этнической идентичности на формирование ценностных ориентаций личности в ранней юности. Методы. Методика «Типы этнической идентичности» Г. У. Солдатовой, С. В. Рыжовой; методика «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» Е. Б. Фанталовой; методика «Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере» О. Ф. Потёмкиной. Результат. Установлено, что личность с выраженным типом этнической идентичности, характеризующимся дискриминационными формами межэтнических отношений, отличается выраженной ориентацией на деньги и склонна к властному поведению. Вывод. Изучение и определение типа этнической идентичности студентов способствует эффективному формированию и развитию их ценностно-смысловой сферы в период обучения в условиях полиэтнической среды.

Ключевые слова: этническая идентичность, мотивационно-потребностная сфера, система ценностей, этнокультурные ценности, ценность, доступность, внутренний конфликт, внутренний вакуум.

Формат цитирования: Гасанова С. А. Соотношение этнической идентичности с ценностными ориентациями личности (на примере дагестанской студенческой молодёжи) // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2019. Т. 13. № 2. С. 6469. DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-2-64-69_

The Correlation of Ethnic Identity with the Person's Value Orientations (Through the Example of the Dagestan Student Youth)

© 2019 Saida A. Gasanova

Peoples' Friendship University of Russia, Moscow, Russia; e-mail: saida_a_a@mail.ru

ABSTRACT. The aim of this study is to identify and empirically substantiate the influence of ethnic identity on the formation of value orientations in early youth. Methods. Soldatov G. U., Ryzhov S. V. technique "Types of ethnic identity"; Fantalov E. B. technique "Level of correlation of "value" and "availability" in different life sphere"; Potemkin O. F. technique "Diagnostics of person's social and psychological attitudes in motivational and requirement sphere". Result. It is found that a person with expressed type of ethnic identity, characterized by discriminatory forms of inter-ethnic relations is notable for express money orientation and imperious. Conclusion. The study and determination of the type of ethnic identity of students contributes to the effective formation and development of their value-semantic sphere during the period of study at university in a multi-ethnic environment.

Keywords: ethnic identity, motivational and requirement sphere, system of values, ethno-cultural values, value, accessibility, internal conflict, internal vacuum.

For citation: Gasanova S. A. The Correlation of Ethnic Identity with the Person's Value Orientations (Through the Example of the Dagestan Student Youth). Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2019. Vol. 13. No. 2. Pp. 64-69. DOI: 10.31161/1995-06592019-13-2-64-69 (In Russian)_

Введение

В статье рассматривается проблема соотношения этнической идентичности и ценностно-смысловой сферы личности в юношеском возрасте. Актуальность исследования этнической идентичности обусловлена этнокультурным разнообразием и трансформацией ценностной системы как следствие процессов глобализации, а также необходимостью социальнопсихоло-гического анализа устойчивых этнических ценностей, выступающих основой поведения личности. Представлены результаты эмпирического исследования, проведенного на выборке студентов Дагестанского государственного университета (ДГУ), и направленного на выявление взаимосвязи между типами этнической идентичности и ценностными установками.

В научных работах этническая идентификация представляет собой одну из наиболее сложных и дискуссионных тем, что объясняется разнообразием теоретических и методологических подходов к изучению данной проблематики.

Вслед за автором психосоциальной теории личности Э. Эриксоном, который рассматривал психосоциальную идентичность как совокупность культурной, конфессиональной, языковой, этнической и других самоидентификаций, В. Ю. Хотинец изучает этническую самоидентификацию как основу этнической идентичности, детерминированной, в свою очередь, культурным своеобразием этноса. Согласно концепции В. Ю. Хотинец, этническая идентичность имеет свои глубокие корни в прошлом народа, объединенного общей исторической судьбой [9, с. 124].

В условиях стагнации этническая идентичность так же, как и религиозная, семейная, профессиональная или гражданская, не проявляется в яркой форме, но при этом каждый человек отождествляет себя с конкретной этнической группой.

Большинство исследователей рассматривают этническую идентичность как приписываемое, приобретенное качество, нежели наследуемое. Чувство принадлежности к этносу возникает в результате освоения культурных ценностей, присущих данному народу. Многие люди не находятся в ситуации выбора, но некоторые, например, представители групп меньшинств и дети в межэтнических бра-

ках, порой вынуждены совершить внутренний выбор, отдавать предпочтение определенной ценностной системе. В определенных случаях этническая принадлежность отражается в явных физических характеристиках, к примеру, расовые различия. Здесь, в процессе этнической идентификации, имеет место критерий приписывания, что снижает возможность самостоятельного выбора.

Этническая группа способствует ориентации человека в постоянно меняющихся условиях, обеспечивая необходимой информацией, диктует общие культурные ценности, несет ответственность за социальное положение представителей группы.

Д. А. Леонтьевым выделяется два вида идентификации - социальная и личностная. Идентификация личности сопровождается бесчисленными конфликтами и сложными ситуациями, возникающими в связи с тем, что личность одновременно является участником нескольких социальных групп. Самостоятельная личность при построении своего «Я» характеризуется стремлением к разрешению кризисных ситуаций, опираясь при этом на свои собственные ценности. Такое поведение возможно только в том случае, если личность достигает высокого уровня зрелости, а это возможно не для каждого взрослого [3, с. 6].

Теоретически и эмпирически обосновано, что социальная идентичность имеет динамичную структуру, представляющую собой единство когнитивного и ценностно-смыслового аспектов [2, с. 17].

Трансформацию этнической идентичности вызывает изменение структуры ценностей в традиционных обществах [7, с. 159].

Ценностно-смысловая сфера, являясь динамичным личностным образованием, детерминирующим все стороны жизни индивида, отвечает за осознанное отношение к предметам и явлениям окружающей действительности, формирует самооценку индивида, конструирует его позицию относительно процесса и результата трудовой деятельности. Психологическим компасом ценностных установок выступает структурная иерархия потребностей, мотивов, мнений, интересов, взглядов, мировоззрения и т. д., напрямую задействованных в определении направленности личности и

выражающих социально обусловленные отношения личности к миру [10, с. 204].

Одним из наиболее глубоко исследовавших проблему ценностной сферы личности был В. Франкл, который рассматривал ценности как осознаваемую, интернализованную часть системы её личностных смыслов. Ценностные ориентации определялись им как понимание смысла своей жизни и построение целей в соответствии со своими желаниями, интересами и взглядами. Значимость ценностных ориентаций проявляется в определении содержания поведения индивида в социуме, детерминации его поступков, а также в регуляции его деятельности. Человеку присуще стремление обретения смысла жизни. В тех случаях, когда поиски не приводят к удовлетворяющему результату, человек переживает фрустрацию и экзистенциальный вакуум [5; 8].

М. Вебер в своем труде о ценностно-рациональном действии представлял ценность как установку того или иного исторического периода, как совокупность идеалов, характерных для данного периода. По его мнению, человек в своей жизни постоянно сталкивается с необходимостью в совершении выбора, формирующего его ценностную систему.

Принадлежность к одной расе, территориальной группе, национальности, семье, а также единые социокультурные ценности, по мнению П. Сорокина, накладывают отпечаток на процесс межличностного взаимодействия и делают его отличным от взаимодействия между индивидами, отличающимися по данным характеристикам [6, с. 50].

Цель исследования - выявление и эмпирическое обоснование влияния этнической идентичности на формирование ценностных ориентаций личности в ранней юности.

Методы - методика «Типы этнической идентичности» Г. У. Солдатовой, С. В. Рыжовой; методика «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» Е. Б. Фанталовой; методика «Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере» О. Ф. Потемкиной.

Результаты

С целью выявления связи между этнической идентичностью и ценностными

ориентациями было проведено эмпирическое исследование, выборку в котором составили студенты экономического факультета ДГУ в возрасте от 19 до 23 лет, из них 50 девушек и 50 юношей. Использовалась методика определения типа этнической идентичности (Г. У. Солдатова, С. В. Рыжова), методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере (О. Ф. Потемкина) и методика оценки уровня соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах (Е. Б. Фан-талова). Статистическая обработка результатов проводилась при помощи пакета статистических программ IBM SPSS Statistics 22.

Одним из интересовавших нас вопросов был вопрос о различии в мотивационно-потребностной и ценностной сферах у юношей и девушек с различным уровнем сформированности отдельных компонентов в структуре этнической идентичности. Сравнение выделенных групп между собой показало наличие нескольких статистически значимых различий. Для этого мы применили t-критерий Стьюдента для независимых групп.

Так, при сравнении индивидов с высокими и с низкими значениями по шкале этнической индифферентности было выявлено, что у первых отмечаются значимо более низкие показатели по шкале власти (t=-2,522, при p=0,024). То есть, чем меньшее значение в общении и отношениях личность придаёт этническим особенностям, тем в меньшей степени ей свойственно стремление к власти и оказанию влияния на окружающих.

Лица, обладающие более низкими значениями по шкале этнической индифферентности, отличаются более высокими показателями по шкале «деньги» (t=-2,444, при p=0,028). Из этого можно предположить, что личность с размытой этнической идентичностью, не ставящая этническую принадлежность во главу угла, деньгам как жизненной ценности придаёт меньшую значимость, чем личность, для которой этнические особенности очень важны в процессе межличностной и межгрупповой коммуникации. Средние значения и показатели критерия Стьюдента представлены в таблице 1.

Таблица 1 Средние значения и ^критерий Стьюдента по шкалам «власть» и «деньги» опросника О. Ф. Потемкиной для групп с высоким и низким уровнями «этнической индифферентности» (ЭИн)

Шкалы опросника О. Ф. Потемкиной Средние значения Значения: t- критерий Р- уровень

Группа 1 Группа 2

Власть 2,88 6,42 -2,522 0,024

Деньги 1,55 4,57 -2,444 0,028

ЭИн - этническая индифферентность Группа 1 - высокий уровень ЭИн, п=20 Группа 2 - низкий уровень ЭИн, п=20

У людей с высоким уровнем нормального типа этнической идентичности обнаружены высокие показатели по шкале «труд» ^=2,349, при р=0,023). Отсюда следует, что чем менее личность придает значение принадлежности к тому или иному этносу, тем больше она отдает предпочтение трудовой деятельности. При толерантном отношении к традициям и обычаям других народов одной из ведущих ценностей для данного субъекта является труд.

У респондентов с более высокими показателями по шкале «этнонорма» наблюдаются более высокие значения по шкале «свобода», чем у респондентов с низким уровнем по данному типу идентичности ^=2,833, при р=0,007). Вследствие чего можно говорить о том, что для личности с выраженным нормальным типом этнической идентичности, проявляющемся в позитивном отношении к своему и другим этносам, свобода выступает одним из важных компонентов благополучной жизнедеятельности.

Средние значения и показатели критерия Стьюдента по данной шкале представлены в таблице 2.

Таблица2 Средние значения и ^критерий Стьюдента по шкалам «труд» и «свобода» опросника О. Ф. Потемкиной для групп с высоким и средним уровнями «этнической идентичности» (ЭИд)

Шкалы опросника О. Ф. Потемкиной Средние значения Значения: t- критерий Р- уровень

Группа 1 Группа 2

Труд 5,14 3,58 2,349 0,023

Свобода 7,20 5,91 2,833 0,007

ЭИд - этническая идентичность Группа 1 - высокий уровень ЭИд, п=18 Группа 2 - средний уровень ЭИд, п=19

Далее нами сравнивались испытуемые с низким и средним уровнями этнического фанатизма. Полученные данные представлены в таблицах 3 и 4.

Таблица 3 Средние значения и ^критерий Стьюдента по шкалам «труд», «свобода» и «власть» опросника

Л. Ф. Потемкиной для групп со средним и низким уровнями «этнического фанатизма» (ЭФ)

Шкалы опросника О. Ф. Потемкиной Средние значения Значения: t- критерий P- уровень

Группа 1 Группа 2

Труд 6,07 4,48 -2,396 0,021

Свобода 7,76 6,72 -2,377 0,022

Власть 5,00 2,96 -2,805 0,007

ЭФ - этнический фанатизм Группа 1 - средний уровень ЭФ, п=18 Группа 2 - низкий уровень ЭФ, п= 17

Таблица 4 Средние значения и ^критерий Стьюдента по шкале «активная жизнь» опросника Е. Б. Фанталовой для групп со средним и низким уровнями «этнического фанатизма» (ЭФ)

Шкалы опросника Е. Б. Фанталовой Средние значения Значения: t-критерий P- уровень

Группа 1 Группа 2

Активная жизнь 2,38 2,84 2,793 0,008

ЭФ - этнический фанатизм Группа 1 - средний уровень ЭФ, п=18 Группа 2 - низкий уровень ЭФ, п=17

Анализ результатов показал, что в отличие от индивидов со средним уровнем значений по шкале этнофанатизма, у индивидов с низким уровнем по данной шкале выявлены более низкие показатели по шкале «труд» (Д=-2,396, при р=0,021). Следовательно, чем менее выражено негативное отношение личности к другим народам и чем менее она убеждена в превосходстве своего этноса над другими, тем меньшая значимость ею придаётся ценности «труд», и ей в меньшей степени свойственно стремление к трудовой активности.

В ходе исследования было выявлено, что у испытуемых с низкими показателями по шкале этнофанатизма более низкие значения по шкале «свобода» (Д=-2,377, при р=0,022). Таким образом, для индивида со

слабо выраженной ориентацией на сохранение чистоты нации, свобода не выступает приоритетной ценностной категорией.

Результаты показали, что чем выше у индивида значения по шкале этнофана-тизма, тем выше у него показатели по шкале «власть» ^=-2,805, при р=0,007). Соответственно, личность, для которой характерно признание приоритета прав своего этноса над другими, более склонна к властному поведению, чем личность, для которой этническая принадлежность не является оценочным фактором в процессе взаимодействия с другими людьми.

Обнаружено, что лица с низким уровнем этнофанатизма имеют более высокие значения по шкале «активная жизнь» ^=2,793, при р=0,008). Это значит, что чем сильнее личность проявляет участие в общественной жизни и чем большую ценность для нее представляет активная жизнь во всех ее проявлениях, тем менее у данной

1. Дробижева Л. М. Российская идентичность в Москве и регионах. М. : ИС РАН; МАКС Пресс, 2009. 268 с.

2. Иванова Н. Л. Психологическая структура социальной идентичности. Дисс. ... д-ра психол. наук. Ярославль. 2003. 408 с.

3. Леонтьев Д. А. Лабиринт идентичностей: не человек для идентичности, а идентичность для человека // Философские науки. 2009. № 10. С. 5-10.

4. Серый А. В. Система личностных смыслов: структура, функции, динамика. Кемерово: Куз-бассиздат, 2004. 272 с.

1. Drobizheva L. M. Rossijskaya identichnost' v Moskve i regionah [Russian identity in Moscow and the regions]. Moscow, IS RAS Publ.; MAKS Press Publ., 2009. 268 p. (In Russian)

2. Ivanova N. L. Psihologicheskaya struktura social'noj identichnosti [Psychological structure of social identity]. Diss. ... Doctor of Psychology. Yaroslavl. 2003. 408 p. (In Russian)

3. Leontiev D. A. Labyrinth of identities: not man for identity, but identity for man. Filosofskie nauki [Philosophical Sciences]. 2009. No. 10. Pp. 5-10. (In Russian)

4. Sery A. V. Sistema lichnostnyh smyslov: struktura, funkcii, dinamika [System of personal meanings: structure, functions, dynamics]. 2004. 272 p. (In Russian)

5. Sorokin P. A. Chelovek. Civilizaciya. Ob-shchestvo [Man. Civilization. Society]. Gen. ed. by

личности проявляются характерные особенности этнофанатизма.

Выводы

1. Существует взаимосвязь выраженности типов этнической идентичности и ценностных установок у студентов университета.

2. Тип этнической идентичности непосредственно связан с отношением человека к деятельности.

3. У людей с низким уровнем по шкале «этническая индифферентность» отмечаются более высокие показатели по шкалам «власть и деньги», чем у лиц с высоким уровнем по данной шкале.

4. У студентов с высокими показателями по шкале этнической нормы отмечаются более высокие значения по шкале «труд и свобода».

Чем ниже показатели по шкале этнофа-натизма, тем ниже значения по шкалам «труд, свобода, власть» и тем выше значения по шкале «активная жизнь».

5. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество / Под общ. ред. А. Ю. Согомонов; пер. с англ. М. : Политиздат, 1992. 543 с.

6. Татарко А. Н. Роль модернизации образа в трансформации этнической идентичности // Вопросы психологии. 2006. № 2. 156-167.

7. Франкл В. Человек в поисках смысла / Под общ. ред. Л. Я. Гозмана, Д. А. Леонтьева. М. : Прогресс, 1990. 368 с.

8. Хотинец В. Ю. Этническая идентичность и толерантность. Екатеринбург, 2002. 124 с.

9. Яницкий М. С. Ценностные ориентации как динамическая система. М. С. Яницкий. Кемерово: Кузбассиздат, 2000. 204 с.

A. Y. Sogomonov; transl. from English. Moscow, Politizdat Publ., 1992. 543 p. (In Russian)

6. Tatarko A. N. Role of image modernization in the transformation of ethnic identity. Voprosy psi-hologii [Psychology issues]. 2006. No. 2. Pp. 156167. (In Russian)

7. Frankl V. Chelovek v poiskah smysla [Man's search for meaning: collection]. Gen. edit. by L. Y. Gozman and D. A. Leontiev. Moscow, Progress Publ., 1990. 368 p. (In Russian)

8. Khotinets V. Y. Etnicheskaya identichnost' i tolerantnost' [Ethnic identity and tolerance]. Ekaterinburg, 2002. 124 p. (In Russian)

9. Yanitsky M. S. Cennostnye orientacii kak dinamicheskaya sistema [Value orientations as a dynamic system]. M. S. Yanitsky. Kemerovo, Kuzbassizdat Publ., 2000. 204 p. (In Russian)

Литература

References

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Гасанова Саида Алиевна, аспирант, кафедра социальной и дифференциальной психологии, Российский университет дружбы народов (РУДН), Москва, Россия; e-mail: saida_a_a@mail.ru

Научный руководитель: Кудинов Сергей Иванович, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной и дифференциальной психологии, РУДН, Москва, Россия; e-mail: rudn.tgu@yandex.ru

Принята в печать 20.05.2019 г.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR Affiliation

Saida A. Gasanova, postgraduate, the chair of Social and Differential Psychology (S&DP), Peoples' Friendship University of Russia (PFUR), Moscow, Russia; e-mail: sai-da_a_a@mail.ru

Supervisor: Sergey I. Kudinov, Doctor of Psychology, professor, the head of the chair of S&DP, PFUR, Moscow, Russia; e-mail: sai-da_a_a@mail.ru

Received 20.05.2019.

Психологические науки / Psychological Science Оригинальная статья / Original Article УДК 159.9

DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-2-69-74

Медиативное содействие в решении межличностных противоречий

© 2019 Лугуева Н. М.

Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия; e-mail: psihologus@rambler.ru

РЕЗЮМЕ. Цель исследования - изучение готовности студентов к принятию медиативной помощи. Методы. Опрос, анкетирование, математико-статистическая обработка эмпирических данных. Результат. Позитивные изменения всех компонентов психологической готовности студентов к принятию медиативных средств для разрешения межличностных конфликтов. Вывод. Участие студентов в авторской программе «Гармония межличностных отношений» стимулировало позитивные преобразования психологической готовности к принятию медиативной помощи, в решении межличностных противоречий.

Ключевые слова: медиативное содействие, страхи принятия медиатора, субъективная готовность, принятие медиативной помощи, разрешение конфликтов.

Формат цитирования: Лугуева Н. М. Медиативное содействие в решении межличностных противоречий // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2019. Т. 13. № 2. С. 69-74. 001: 10.31161/1995-0659-2019-13-2-69-74_

Mediative Assistance in Solution of Interpersonal Contradictions

© 2019 Naida M. Lugueva

Dagestan State University, Makhachkala, Russia; e-mail: psihologus@rambler.ru

ABSTRACT. The aim of the article is to study the readiness of the students to accept the mediative care. Methods. Survey, questioning, mathematical-statistical processing of empirical data. Results. Positive changes in all components of students' psychological readiness to accept mediation to resolve interpersonal conflicts. Conclusions. The participation of the students in the author's program "The Harmony of In-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.