Педагоги часто упоминают об использовании новых информационных технологий в обучении. Они применяют в своей работе презентации, видеофрагменты, воспитанники учатся пользоваться различными программами, справочными системами, электронными библиотеками, другими информационными ресурсами. Но и сама работа над видео может стать методом усвоения полученной информации - это одна из новых форм отражения содержательных занятий. Презентации проектов в видеоформате, переосмысление уже известных произведений с помощью видеообразов - форм масса. С помощью видеосюжетов, крупных проектов и интервью дети учатся строить эффективную речевую деятельность, изучают нормы эффективного социального взаимодействия.
Конкретизация задания
Сначала педагогу следует определиться с идеей видеопроизведения. Для этого ему следует либо воспользоваться собственным опытом, либо обратиться к необъятным возможностям Интернета.
С технической точки зрения для выполнения этого задания педагогу, а потом и, возможно, его ученикам следует последовательно освоить несколько ролей: корреспондент, оператор, монтажер. Основные программы монтажа, которые используются при подготовке подобных роликов: Sony Vegas, Shotcut, Movie Maker, Movavi Video Editor, Видеомонтаж, Adobe Premiere. Для исполнения указанных ролей педагогу следует воспользоваться информацией, находящейся по указанным в веб-квесте Интернет-адресам.
Когда теоретическая подготовка педагога достаточна для того, чтобы подтвердить ее практикой, следует приступить к выполнению задания. При освоении в ходе практики основ работы с видеокамерой, монтажными программами педагог сможет убедиться, что всё это - не самоцель, а только инструменты для медиатворчества. Впоследствии данный веб-квест может быть использован для медиаобразования обучающихся.
Библиографический список
Важный элемент медиаобразования - представление итогового продукта, именно оно обеспечивает активное социальное взаимодействие обучающихся и получение ими опыта коммуникации и социального опыта. Это может быть просмотр ролика в классе, демонстрация его в других классах, презентация на школьной конференции, размещение в сети (сайт образовательного учреждения, социальные сети и т.д.), размещение в эфире местных телеканалов (при должном качестве видеоматериала и обработки).
Традиционные критерии оценки видеоматериала:
- оригинальность замысла, сценарного хода, операторского и режиссерского решений;
- информационная насыщенность;
логичность повествования, отсутствие фактических, логических, речевых ошибок;
- содержательность работы, законченность сюжета;
- оригинальность использования художественных возможностей выразительных средств в воплощении замысла;
- использование звукового сопровождения;
- качество съемки - ровные кадры, оригинальность ракурсов, движение в кадре;
- качество монтажа - время воспроизведения кадров правильно подобрано, соблюдаются правила сочетания планов, отсутствуют стоящие друг за другом планы, снятые с одной точки и одной крупностью и т.д.
Технология веб-квест позволяет внести весомый вклад в развитие медиа-образовательной среды для эффективной деятельности педагога и последующего воспроизведения полученных в ходе медиаобразования знаний в работе с учениками. Полиформатность веб-квеста дает возможность автору проекта осуществить наибольший охват ролей при подготовке, а значит, позволяет лучше понять богатство тематических связей, усвоить необходимую информацию, раскрыть творческие способности.
1. Гура В.В. Системный подход при педагогическом проектировании медиаобразовательной среды. Известия ТРТУ. 2006; 118 - 122.
2. Tyner K. Literacy in a Digital World - Lawrence Erlbaum Associates, Publishers, Mahwah. New Jersey, London, 1998.
3. Фролова М.И. Формирования общекультурных компетенций и толерантности студентов в процессе художественного образования с применением веб-квест технологий. Проблемы современного педагогического образования. 2017.
4. Дроботенко Ю.Б. Организация самостоятельной работы студентов в вузе при изучении педагогических дисциплин. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Омск, 2006.
5. Осадчук О.Л. Использование веб-квест технологий в самостоятельной работе студентов педагогического вуза по дисциплинам профессионального цикла. Вестник КГПУ имени В.П. Астафьева. 2010; № 1: 175 - 180.
6. Мухина Т.Г Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе: учебное пособие. Нижний Новгород: ННГАСУ 2013.
7. Федоров А.В. Медиаобразование: вчера и сегодня. Москва: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2009.
8. Федоров А.В. Медиаобразование: история и теория. Москва: МОО «Информация для всех», 2015.
9. Ковалева Н.Б. Медиаобразовательные перспективы рефлексивно-позиционного развития личности и способностей учащихся. Медиаобразование Media Education Theories. 2017; № 1: 9 - 25.
10. Ковалева Н.Б. Сюжетно-деятельностные технологии в медиаобразовании. Москва: МПГУ, 2015.
References
1. Gura V.V. Sistemnyj podhod pri pedagogicheskom proektirovanii mediaobrazovatel'noj sredy. Izvestiya TRTU. 2006; 118 - 122.
2. Tyner K. Literacy in a Digital World - Lawrence Erlbaum Associates, Publishers, Mahwah. New Jersey, London, 1998.
3. Frolova M.I. Formirovaniya obschekul'turnyh kompetencij i tolerantnosti studentov v processe hudozhestvennogo obrazovaniya s primeneniem veb-kvest tehnologij. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2017.
4. Drobotenko Yu.B. Organizaciya samostoyatel'nojraboty studentov v vuzepriizucheniipedagogicheskih disciplin. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Omsk, 2006.
5. Osadchuk O.L. Ispol'zovanie veb-kvest tehnologij v samostoyatel'noj rabote studentov pedagogicheskogo vuza po disciplinam professional'nogo cikla. Vestnik KGPU imeni V.P. Astafeva. 2010; № 1: 175 - 180.
6. Muhina T.G. Aktivnye i interaktivnye obrazovatel'nye tehnologii (formy provedeniya zanyatij) v vysshej shkole: uchebnoe posobie. Nizhnij Novgorod: NNGASU, 2013.
7. Fedorov A.V. Mediaobrazovanie: vchera isegodnya. Moskva: Izd-vo MOO VPP YuNESKO «Informaciya dlya vseh», 2009.
8. Fedorov A.V. Mediaobrazovanie: istoriya i teoriya. Moskva: MOO «Informaciya dlya vseh», 2015.
9. Kovaleva N.B. Mediaobrazovatel'nye perspektivy refleksivno-pozicionnogo razvitiya lichnosti i sposobnostej uchaschihsya. Mediaobrazovanie Media Education Theories. 2017; № 1: 9 - 25.
10. Kovaleva N.B. Syuzhetno-deyatel'nostnye tehnologii v mediaobrazovanii. Moskva: MPGU, 2015.
Статья поступила в редакцию 22.01.20
УДК 378
Naumova Yu.A, Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Novosibirsk State University of Economics and Management (Novosibirsk, Russia),
E-mail: [email protected]
Tereshina A.L., senior teacher, Novosibirsk State University of Economics and Management (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]
FEATURES OF THE RELATIONSHIP BETWEEN TYPES OF ETHNIC IDENTITY, PERSONALITY TRAITS AND VALUE ORIENTATIONS IN THE EDUCATION PROCESS. The article presents a comprehensive study of the relationship of types of ethnic identity with personality traits and value orientations of students. The authors come to the conclusion that the more personality traits such as sociability, coping, openness to experience, and the higher the severity of value-semantic self-determination, the more likely that such a person is characterized by ethnic tolerance. The study is considered, the respondents of which were first and second year students of different levels of training In conclusion, the idea is substantiated that the discovered relationships demonstrate the characteristic of intolerant types of identity, as a poorly formed orientation toward self-development, difficulties in determining the goals of life, and low internal activity of the student's personality.
Key words: Types of ethnic identity, ethnic tolerance, personality factors, value orientations, students.
Ю.А. Наумова, канд. психол. наук, доц., Новосибирский государственный университет экономики и управления, г. Новосибирск,
E-mail: [email protected]
А.Л. Терешина, ст. преп., Новосибирский государственный университет экономики и управления, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТЬ ВЗАИМОСВЯЗИ ТИПОВ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ, ЛИЧНОСТНЫХ ЧЕРТ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Статья посвящена комплексному изучению взаимосвязи типов этнической идентичности с личностными чертами и ценностными ориентациями студентов. Авторы приходят к выводу, что чем больше личностных качеств, таких как общительность, умение справляться с трудностями, открытость опыту, и чем выше степень ценностно-смыслового самоопределения, тем больше вероятность того, что для такого человека характерна этническая толерантность. В статье рассмотрено исследование, респондентами которого были студенты первого и второго курсов разных уровней подготовки. В заключение обосновывается мысль о том, что обнаруженные связи демонстрируют характеристику непереносимых типов идентичности как плохо сформированную ориентацию на саморазвитие, трудности в определении жизненных целей и низкую внутреннюю активность личности студента.
Ключевые слова: типы этнической идентичности, этническая толерантность, личностные факторы, ценностные ориентации, студенты.
В современном двадцать первом веке изменилась привычная картина мираподвлияниемпрсцесссвинтеграции,взаимопроникновения рамичных культур. Такие условия диктуют проблему кризиса идентичности, что прослеживается сейчыс ео многих полиэтничепквхсеропан.Однако особенноостро ппо-блема идентичности проявляется в сфере межнациональных отношений в среде молодежи в целом и в студенчестве в частности. Особенностью этнической идтнеиччоетипвояется б р остиыиосынневапие пид выияиием в нешнииуслоиид социума. Исходя из этого, следует признать, что и образовательный процесс в выишершкол е стн^товитчято^к^^^^не рпы м.
Этнотолерантное поведение, по мнению А.П Асмолова, представляет соыойфоимп деятолчнрутшхотшраехнректирикуонси актиенымлтлошениезн представителям других этнических общностей, основана на уважении, принятии уникальности кр>едыгдилпянaдaоocпосйбзocпыт C0зпaтелкн0д0дaфртчиyв-ство неприятия [1, с. 23].
Л^аымпотедонаоихпнпводилосчза бизаИовмсчНипского геспдарсовынни-го университета экономики и управления, где респондентами явились 96 студентов первого и второго курсов разных направлений подготовки, из них 48 девушек и ^юкошо^т^до 2° лет, средне вос°аст киторч1пносханвл1р,олхт. Впс-следовании использовались следующие методики: методика «Типы этнической идентич но сии»,ра зрлбоеаннхеУУ.Соыдато тифакто рные
опросник личности» в адаптации А.Б. Хромова и методика «Морфологический тacрдвзчсндыxцaнпocвeИ» мче-пик СФ.Шопова м Л.В. КадгфшиноИ.уолучлч-ные данные обрабатывались при помощи критерия Манна-Уитни и коэффициен-тм оангокор ловееляципСзиамепа.
Использование методики диагностики типов этнической [2] идентичности позволило выявить степень этнической толерантности студентов (рис. 1). Наи-бо^^е^р^^/^сиа^г^тннмюф^/^л стдаосхтв ясоетня тип эинзчслкой идднхизчолхи «норма» (М = 17,2 при стандартном отклонении 2,5 балла). На втором месте прфдвтaзлйнaнeaкпyaлoндcиь = й2п иди cтанaaвиндмутдlaнв-
нии 4 балла). То, что этническая идентичность не является высоко актуальным кпйс^^мв процдосе aaм00йpидeиeния cxyдeнуoз,прeвеxв№яeтсaдoрxоxoчне естественным в условиях современной глобализации мира. Интолерантные типы проивтднйя швeеиденмичнoпxпoФвaхyжплпноимйнишрю птедст^в^^^ь^осте («этнофанатизм» = 7 баллов, «этноэгоизм» = 6,1 балла, «этноизоляционизм» = 5,7 балла, «этнонигилизм» = 4,5 балла).
Таким образом, тип этнической идентичности «норма» (24% от совокуп-вее выборки- осмeшaннпlKрил,CФЧдxaюшкй --норок» и элнчческтю индифферентность (57%), свойственны большинству студентов. Данное сочетание типов хapлк■гeпизyетсяпыуoкoодтeпeнуюэрнииecкoвпoкeнфнрнопти. При этом 19% респондентов свойственен смешанный тип идентичности, парадоксально сочетающий в себе солидарность с толерантными утверждениями и, в то же время, впlкoкилвпoднeв н^гяим^млс^^^сош днргнхэхплчоркдх грунп. Проведенный сравнительный анализ между группой юношей и группой девушек не выявил ссакзсаинеоки знакема- розюи чипйо xипaм■гxоинecкдП иринх иинуохн . Далее был проведен корреляционный анализ, целью которого являлось рассмотрение взаи-кажыым икшхcнипипoч эинпчусйоЗнде нт зчности, личностными факторами и ценностными ориентациями студентов. Рассмотрим выявленные в^^пио^^н з. Мозвтвкниявтпздескаявд енпихнoaтч п-ко-малЛ и с равнении с другими типами идентичности обнаружила самое большое количество значимых авоза^рчмоннлог^хих хчп энниабндружил пепыекд^^™ции (рис. 2) с такими личностными факторами (методика «Пятифакторный опросник личности»), как «Экстраверсия (Е)» (г = 0,51; р = 0,001), «Привязанность (А)» (г = 0,52; вa0,ШЮл«Фдpыпoхть спыпу (с)и (г о и,38; - = С^^СЗй-
Выявлены взаимосвязи типа идентичности «норма» с такими ценностями (^^уодика «Мортейхзшзнинныицeзнтeройг>),вaкaPезвитие себя» (г = 0,50; р = 0,001), «Духовное удовлетворение» (г = 0,52; р = 0,001), «Креа-химнустн» (м (пзоер^.ОННпСоциальй^^^кдмусты»п = К,оЗ; р = 0,0001), «Достижения» (г = 0,62; р = 0,0001), «Материальное положение» (г = 0,35; р = е,е■В. «Мдxиaн°нйe инеиииовaюиноeри» (г = 0,4И;уыЖИ0ЛрЮз всех параметров методики не обнаружила значимой взаимосвязи только ценность собственного престижа. Также позитивная этническая идентичность обнаружила вкaлвeeчякьaeвeе мижиклечныюнаферйм и нeалсзлмипнонхeexeй: «Сфера профессиональной жизни» (г = 0,63; р = 0,0001), «Сфера обучения и образова-
зиячпги°54; p = Ф,X0BШ, «СП оомийнуй жкззн»о ^.НЭп р = 0,007), «Сфера
общественной активности» (г = 0,46; р = 0,003), «Сфера увлечений» (г = 0,43; р = финичеекойакта^н^ысна> (г = 0,3ы;м = пом. Тиким образом,
норма этнической идентичности, выражающаяся в позитивном отношении как к coФcaвоноoммш'мocy, такк дpкгимнд[мдaм, взаимосвязана с ростом фактора экстраверсии, фактора привязанности, фактора открытости опыту и с выраженностью ценностного самоопределения студентов.
х я
ч
о й и
и т я
<и
и =
ч
и &
U
20 18 16 14 12 10 8 6 4 2
I I I
и Этнонигилизм Этническая индифферент ность Норма (позитивная этническая идентичность) Этноэгоизм Этноизоляцио низм Этнофанатизм
■ Типы этнической идентичности 4,5 12,6 17,2 6,1 5,7 7
Рис. 1. Усредненный профиль результатов диагностики типов этнической идентичности учащихся
рис. 2.Корреляционныевзаимосвязипозитивной этнической идентичности (-прямая корреляция;----обратная корреляция)
Следующий тип этнической идентичности «Этническая индифферентность» обнаружил оУратныз (аб сол ютио все) взоиносвязей таким и личносннвюи факторами методики «Пятифакторный опросник личности», как «Экстраверсия (Е)» (г = -0,4);р = И.ЭТ8) и «Жасокониронь (С)» (г = -К,С6;р = 0,НП).
Даннысвзнимотвязипод^зо г^иедст^влевы^^ рир. 3.
Со шкалами методики «Морфологический тест жизненных ценностей» выявлены след°ащизвзаимосвяви:«Райвипиэ с(я» П2-П5^,3й ОДО!), «Духовное удовлетворение» (г = -0,43; р = 0,005), «Социальные контакты» (г = -0,33; р = 0,003)и «СфррвобщйспневэоП иктиености»(г = -0,41;р = 0,00=). Таким образом, неопределенность, неактуальность этничности взаимосвязана с внутренней ианнавлснросвьи псиеире(фактор Н), пиккнП дтбэоснеечиниптию и ответственностью (фактор С), а также с низкой важностью всего, что связано
с самосовершенствованием, духовными идеалами и добрыми отношениями с другимилюдьми.
Тип этнической идентичности «Этнонигилизм» (рис. 4) обнаружил прямые взаимосвязи с такими со шкалами методики «Морфологический тест жизненных ценностей», как «Креативность» (г = 0,35; р = 0,02) и «Достижения» (г= 0,38; р = 0,01). С личностными факторами методики «Пятифакторный опросник личности» значимых взаимосвязей не выявлено. «Этнонигилизм» подразумевает стремление избегать идентификации через этническому принадлежность. По-видимому, этнонигилизм свойственен студентам, стремящимся избегать стереотипов и имеющим конкретные жизненные цели, достижение которых служит им основанием для высокой самооценки и идентификации.
Развитие себя
г = -0,53а p = 0,001
Духовное удовлетворение г = -0,43; p = 0,005
Сфера общественной активности г = -0,41; p = 0,009
Рис. 3. Корреляционные взаимосвязи индифферентного типа этнической идентичности (-прямая корреляция;-----обратная корреляция)
г
Л
ч
Этноизоляционизм r = 0,36; p = 0,02
Креативность r = 0,35; p = 0,02
Достижения r = 0,38; p = 0,01
Собственный престиж
Рис. 4. Корреляционные взаимосвязи типа этнической идентичности «этнонигилизм», «этноэгоизм» и «этноизоляционизм»
Высокоинтолерантные типы идентичности, а именно «Этноэгоизм» и «Этноизоляционизм», оказались взаимосвязаны со шкалой методики «Морфологический тест жизненных ценностей» «Собственный престиж»: этноэгоизм г = 0,34; р = 0,02, этноизоляционизм г = 0,36; р = 0,02. С личностными факторами методики «Пятифакторный опросник личности» значимых взаимосвязей двух данных типов идентичности не выявлено (рис. 4). Мы видим, что гиперболизация этнической идентичности взаимосвязана со стремлением к уважению, социальному одобрению, лидерству. По нашему мнению, взаимосвязь ценности престижа и гиперболизации этнической идентичности свидетельствует о наличии противоречия между собственным образом в глазах окружающих и самооценкой студентов. Если данное противоречие воспринимается болезненно, то оно может компенсироваться групповой идентификацией. Возможно, выявленные взаимосвязи фиксируют так называемых «этнических предпринимателей» (по Р Брубейкеру [3]), то есть людей, чье индивидуалистическое стремление к престижу включает у них особую «оптику» при взгляде на мир с использованием «этнических линз».
Обнаруженные корреляции указывают на взаимосвязанность прогресса в развитии личности студентов. Выявленные тенденции свидетельствуют, что чем более сформированы такие черты личности, как общительность, уживчивость, открытость опыту и чем выше выраженность ценностного-смыслового самоопределения, тем больше вероятность, что такой личности свойственна этническая толерантность.
Библиографический список
По нашему мнению, это свидетельство тезиса о взаимосвязанности развития личности на разных уровнях, так как толерантность выступает критерием психосоциальной зрелости личности [4]. К началу периода ранней взрослости в процессе решения задач развития ценностно-смысловое самоопределение он является определяющим и выступает основанием собственного развития. Мы приходим к промежуточному выводу, что слабо сформированные направленность на саморазвитие, ценностное сознание, трудности с определением целей жизни, низкая внутренняя активность личности взаимосвязаны с низкой толерантностью. Обнаруженные взаимосвязи высокоинтолерантных типов идентичности свидетельствуют о проблемах, происходящих с индивидом одновременно и в психологическом смысле, и всоциальнойсфере.
Условия учебной деятельности способны оказывать ощутимое влияние на характер и результат ценностно-смыслового самоопределения учащихся. Взаимоотношения, складывающиеся в образовательном процессе, качественно отличается тем, что в них заложен источник возникновения собственно психологических новообразований [5, с. 244 - 268]. Знание объективной ситуации психологического развития студентов позволяет выстраивать такую стратегию, которая будет способствовать созданию условий для развития личности и, как следствие, снижению таких негативных компонентов этноидентичности, как этно-изоляционизм, этнофанатизм, этноэгоизм.
1. Асмолов А.Г Толерантность от утопии к реальности. На пути к толерантному сознанию. Москва, 2000.
2. СолдатоваГ.У Диагностикатиповэтническойидентичности. Москва:Когнито-центр,2011.
3. Брубейкер Р, Купер Ф. За пределами идентичности. Мифы и заблуждения в изучении империи и национализма. Москва: Новое издательство, 2010.
4. ЖуравлевА.Л.Социально-психологическаязрелость:обоснованиепонятия. Психологическийжурнал. 2007;Т. 28, №2:44 -55.
5. Выготский Л.С. Проблема возраста. Собрание сочинений: в 6 т. Москва, 1984; Т. 4: 244 - 268.
References
1. Asmolov A.G. Tolerantnost' otutopiikreal'nosti. Naputiktolerantnomu soznaniyu. Moskva,2000.
2. Soldatova G.U. Diagnostika tipov 'etnicheskojidentichnosti. Moskva: Kognito-centr, 2011.
3. Brubejker R., Kuper F. Za predelami identichnosti. Mify izabluzhdeniya v izuchenii imperii i nacionalizma. Moskva: Novoe izdatel'stvo, 2010.
4. Zhuravlev A.L. Social'no-psihologicheskaya zrelost': obosnovanie ponyatiya. Psihologicheskijzhurnal. 2007; T. 28, № 2: 44 - 55.
5. Vygotskij L.S. Problema vozrasta. Sobranie sochinenij: v 6 t. Moskva, 1984; T. 4: 244 - 268.
Статья поступила в редакцию 23.01.20
УДК 378
Golubchikova M.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Irkutsk State University (Irkutsk, Russia), E-mail: [email protected]
THEORETICAL ANALYSIS OF THE CONCEPT OF "INDEPENDENCE" IN HISTORICAL AND MODERN ASPECTS. The article provides a theoretical analysis of the concept of "independence" from the point of view of psychological and pedagogical research. It is said that there are many approaches to the characteristics of independence as a quality of personality and component of its competence. It is pointed out that there is no sufficiently clear idea in pedagogical works about the mechanisms of formation of independence. The beginning of research in this area was initiated by representatives of the activity approach in pedagogical psychology. Based on the ideas of P.Ya. Galperin and his followers, the author reveals the relevance of the provisions of the competence-activity approach in understanding the processes of formation and development of educational independence.
Key words: independence, mental independence, activity, educational and professional activities, competence and activity approach.
М.Г. Голубчикоеа, канд., пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет», Иркутская область, г. Иркутск, E-mail: [email protected]
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ» В ИСТОРИЧЕСКОМ И СОВРЕМЕННОМ АСПЕКТАХ
В статье проводится теоретический анализ понятия «самостоятельность» с позиции психологических и педагогических исследований. Говорится о наличии множества подходов к характеристикам самостоятельности как качества личности и составляющей его компетентности. Но указывается на отсутствие достаточно четкого представления в педагогических работах о механизмах формирования самостоятельности. Начало исследований в данной области