Научная статья на тему 'Сравнительный анализ ценностей и этнической идентичности сербских студентов -билингвов и монолингвов'

Сравнительный анализ ценностей и этнической идентичности сербских студентов -билингвов и монолингвов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
362
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЛИНГВИЗМ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / НОРМАТИВНЫЕ ЦЕННОСТИ / СЕРБСКИЕ СТУДЕНТЫ / ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / BILINGUALISM / INDIVIDUAL VALUES / NORMATIVE VALUES / SERBIAN STUDENTS / ETHNIC IDENTITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Карабущенко Наталья Борисовна, Пилишвили Татьяна Сергеевна, Здилар Стево

В статье приведены результаты исследования, нацеленного на психологический анализ ценностей и этнической идентичности студентов из Сербии как монолингвов и их соотечественников из России как билингвов. Эмпирическая проверка гипотезы проведена на студентах из Сербии и России (всего 80 человек). Использованы методы: а) психодиагностической оценки ценностей и этнической идентичности; б) сравнительного, корреляционного анализа. С эмпирической точки зрения выявлено, что имеются статически значимые различия в нормативных и индивидуальных ценностях двух групп студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparative analysis of values and ethnical identities among Serbian students - monolinguals and bilinguals

The article presents the results of a study aimed at psychological analysis of values and ethnical identity of students from Serbia (monolinguals), and students from Russia (bilinguals). There was empirical verification of the hypothesis, which was held on Serbian students from Serbia and Russia (80 people in total). The methods used: a) psych-diagnostic assessment of values and ethnic identity; b) comparison, correlational analysis. From the empirical point of view, it’s found that there are statistically significant differences in normative and individual values of 2 groups of students. Ethnic indifference of Serbian students-monolinguals is higher than of the students-bilinguals. Ethno-egoism and ethno-fanaticism of bilinguals are higher than in monolinguals.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ ценностей и этнической идентичности сербских студентов -билингвов и монолингвов»

Общая психология, психология личности, история психологии

Н.Б. Карабущенко, Т.С. Пилишвили, С. Здилар

Сравнительный анализ ценностей и этнической идентичности сербских студентов -билингвов и монолингвов1

В статье приведены результаты исследования, нацеленного на психологический анализ ценностей и этнической идентичности студентов из Сербии как монолингвов и их соотечественников из России как билингвов. Эмпирическая проверка гипотезы проведена на студентах из Сербии и России (всего 80 человек). Использованы методы:

а) психодиагностической оценки ценностей и этнической идентичности;

б) сравнительного, корреляционного анализа.

С эмпирической точки зрения выявлено, что имеются статически значимые различия в нормативных и индивидуальных ценностях двух групп студентов. Ключевые слова: билингвизм, индивидуальные ценности, нормативные ценности, сербские студенты, этническая идентичность.

Введение

В современном мире происходят стремительные и качественные изменения ценностно-мотивационных парадигм, что рождает необходимость

1 Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект 14-06-00887 «Духовность личности и ее роль в принятии морально-нравственного решения». Исследование реализовано при поддержке грантов по инициативным проектам подразделений в РУДН, проект 051316-0-000 «Этнокультурные ценности и мотивационные установки студентов международно-ориентированного вуза».

ООО

gio

ügü

vpOg

о

соответствующего выбора дальнейшего пути развития различных стран [6]. Начавшийся XXI век вывел проблему осмысления ценностей человеческого бытия на первый план научного познания, ознаменовав тем самым современный, аксиологический, этап развития науки. Однако ценности и ценностные ориентации человека всегда являлись одним из наиболее важных объектов исследования философии, этики, социологии и психологии на всех этапах их становления и развития как отдельных отраслей знания [7]. Ценностные ориентации представляют собой отражение ценностей в сознании конкретной личности, это объекты, явления, их свойства, а также абстрактные идеи, воплощающие в себе общественные идеалы и выступающие как эталоны должного [2].

Система ценностей является генерализующим началом, ведущей подструктурой личности, охватывающей все сферы человеческой психики от потребностей до идеалов. Процесс формирования ценностей начинается еще в период дошкольного детства и продолжается на протяжении всей жизни человека. Важно, что в процессе развития человек не вырабатывает собственных ценностей, а лишь «выбирает» из широкого спектра общечеловеческих ценностей те, которые соответствуют его индивидуальности, выстраивая их в определенную иерархию. По мнению Д.А. Леонтьева, ценностные ориентации являются стабильным источником смыслообразования и мотивообразования, берущим свое начало в социокультурном целом, к которому принадлежит субъект. Именно ценности наряду с мотивами формируют представление субъекта о смысле жизни, выступающее как средство осмысления и постижения действительности, как непосредственное побуждение к действию [4]. Одним из наиболее актуальных является вопрос, каким образом развитие духовности изменяет характер взаимоотношений человека, как обеспечивается интериоризация морально-нравственных ценностей и их реализация в поступках и жизнедеятельности человека [3].

Этническая идентичность включает два компонента:

а) чувство принадлежности к этнической группе;

б) чувство идентификации в связи с определенными этническими формами поведения [11].

В последней доработке своей теории этнической идентичности J.S. Phinney, A.D. Ong выделили два фактора, которые входят в этническую идентичность:

а) желание знать больше о группе;

б) позитивная идентификация и членство в группе с соответствующими «обязательствами» [10].

Этническая идентичность ссылается на индивидуальное чувство принадлежности к социально созданной группе, которая имеет общую

ш

культуру, расу, язык, религию и/или место происхождения. Она вклю- | чает индивидуальные мнения, веру и определенный характер припи- § сывания к этой группе, который может меняться с течением времени 5 и контекста [8]. К «обязательствам» в связи с этнической идентично- 1 стью относятся четкое ощущение членства в этнической группе и пози- | тивные чувства, связанные с тем, что член группы является ее участни- о ком [9]. |

На личностном уровне этничность характеризуется как когнитивно-эмоциональное образование, выражающее пристрастное, глубоко личностное отношение человека к своему этническому статусу, наделение его личностным смыслом [1]. Этническая идентичность, в первую очередь, является результатом когнитивно-эмоционального процесса осознания себя представителем этноса, определенная степень отождествления себя с ним и отделения от других этносов [5].

В гипотезе настоящего исследования предположили, что ценности и тип этнической идентичности сербских студентов-билингвов отличаются от сербских студентов-монолингвов. Последнее, по-видимому, обусловливается тем, что сербы-билингвы живут в иной (менее однородной) этнокультурной среде, которая определенным образом способна на них воздействовать. Целью настоящего исследования является изучение возможного наличия и характера связи типов этнической идентичности с особенностями нормативных и индивидуальных ценностей сербских студентов-билингвов и монолингвов.

Под билингвами в настоящем исследовании понимаются студенты из Сербии, выросшие в семьях с родителями-сербами, переехавшие в Москву в детском возрасте и субъективно оценивающие русский и сербский языки в равной степени родными для себя. Таким образом, в данном исследовании речь идет о раннем горизонтальном билингвизме, обусловленном попаданием индивида в новую культурную среду.

Монолингвами в данном исследовании считаются сербские студенты, родившиеся на территории Сербии и имеющие родителей-сербов. Они могут знать иностранные языки, однако субъективно оценивают только сербский язык в качестве родного для себя.

Методы и выборка исследования

В исследовании приняли участие 40 сербских студентов-билингвов из Москвы (20 девушек и 20 юношей) и 40 студентов-билингвов, проживающих на исторической родине в Белграде (20 девушек и 20 юношей), всего 80 человек. Возраст респондентов - 18-22 года, средний возраст 20 лет, SD = 2,1. С целью диагностики ценностей была использована методика Ш. Шварца «Ценностный опросник». Для исследования

ООО

gio

ilgii vpOg

о

этнической идентичности применялась методика Г.У. Солдатовой «Типы этнической идентичности». Каждому испытуемого предлагалось последовательно ответить на вопросы обоих опросников. Для группы студентов-монолингвов из Сербии используемые методики были предварительно переведены на сербский язык с помощью техники двойного перевода (с русского языка на сербский одним специалистом, затем обратно другим специалистом для сравнения первоначального и конечного результатов и достижения максимальной точности перевода). Для обработки и интерпретации результатов применялись методы сравнительного, корреляционного анализа с помощью программы SPSS 22.0.

Обсуждение результатов

Для предварительной оценки возможных половых различий по исследуемым шкалам обоих опросников был применен U-критерий Манна-Уитни, который позволил говорить о статистически значимых более высоких значениях у юношей общей исследуемой выборки (М = 46,7) по сравнению с девушками (М = 34,3) по шкале власти как нормативной ценности (U = 556 при p < 0,01); более высоких показателях у девушек общей исследуемой выборки (М = 47,8) по сравнению с юношами (М = 33,1) по шкале доброты как индивидуальной ценности (U = 508 при p < 0,01). По остальным шкалам опросников половые различия как внутри выборок, так и в общей выборке не выявлены.

Для оценки статистически значимых различий по нормативным и индивидуальным ценностям в подгруппах сербов-билингвов и моно-лингвов был применен U-критерий Манна-Уитни. В соответствии с последним выявлено, что в отношении нормативных ценностей сербы-монолингвы имеют более высокие значения по сравнению с билингвами по шкалам конформности (U = 528 при p < 0,01), универсализма (U = 445,5 при p < 0,01) самостоятельности (U = 328 при p < 0,01), гедонизма (U = 610,5 при p < 0,05) и достижения (U = 526 при p < 0,01). В отношении индивидуальных ценностей студенты-мо-нолигвы из Сербии имеют более высокие показатели по сравнению с билингвами по шкалам универсализма (U = 577,5 при p < 0,05), самостоятельности (U = 556,5 при p < 0,01) и достижения (U = 536 при p < 0,01). С точки зрения типа этнической идентичности обнаружено, что сербы-монолингвы превосходят сербов-билингвов по шкале этнической индифферентности (U = 341 при p < 0,01) и имеют менее выраженные показатели по шкалам этноэгоизма (U = 341 при p < 0,01) и этнофа-натизма (U = 341 при p < 0,01).

Для определения возможной специфической связи между ценностями и этнической идентичностью внутри групп сербских студентов-билигвов и монолингвов использовался ранговый корреляционный анализ Спирмена. Результаты последнего означают, что имеются скорее умеренные связи между типом этнической идентичности и ценностями. Так, у сербских студентов-билингвов имеются положительные связи между нормативной ценностью «стимуляция» и этноэгоизмом (Я^ = 0,332), этноизоляционизмом (Я^ = 0,331); между гедонизмом как индивидуальной ценностью и этноизоляционизмом (Я^ = 0,315).

У сербских студентов-монолингвов выявлены значимые положительные корреляции между нормативной ценностью «традиции» и этно-фанатизмом (Я^ = 0,431); между универсализмом и этнонигилизмом (Я^ = 0,381); между стимуляцией и позитивной этнической идентичностью (Я^ = 0,595), этноизоляционизмом (Я^ = 0,331), этнофанатизмом (Я^ = 0,497); между гедонизмом и этнофанатизмом (Я^ = 0,321). Имеются положительные корреляции между традициями как индивидуальной ценностью и позитивной этнической идентичностью (Я^ = 0,369), этнофанатизмом (Я^ = 0,324); между универсализмом и этнонигилизмом (Я^ = 0,438); между стимуляцией и позитивной этнической идентичностью (Я^ = 0,365), этноизоляционизмом (Я^ = 0,441), этнофанатизмом (Я^ = 0,410). Выявлены отрицательные корреляции между самостоятельностью и этнической индифферентностью (Я^ = -0,329), а также между властью и этнонигилизмом (Я^ = -0,334).

Выводы

С теоретической точки зрения рассмотрены ценности и этническая идентичность сербских студентов как представителей монолигвов и билингвов. С эмпирической точки зрения выявлены половые различия по шкале нормативной ценности власти с более высоким значением у юношей и по шкале индивидуальной ценности доброты с преобладающим значением у девушек вне зависимости от билингвизма/моно-лингвизма.

На уровне представлений сербские студенты-монолингвы по сравнению со студентами-билингвами имеют более высокие показатели по нормативным ценностям конформности, универсализма, самостоятельности, гедонизма и достижения. При этом на уровне реального поведения им в большей мере, чем билингвам, присущи ценности универсализма, самостоятельности и достижения.

Согласно полученным данным, нормативная ценность власти является преобладающей у сербских юношей по сравнению с девушками.

о о

д

ф

J

сс ^ ^

Однако примечательно, что позиционирование власти как более высо-§§о ко значимой ценности у юношей по сравнению с девушками не привод ? § дит к ее более выраженной реализации в реальном поведении. В отли-^ Е к чие от юношей, девушки в большей мере реализуют ценность доброты

гоО^

в повседневной жизни.

Имеются значимые различия в нормативных ценностях у сербских студентов-билингвов и монолингвов. Так, монолингвы в большей мере позиционируют как ценность конформизм.

Этническая индифферентность сербских студентов-монолигвов выше, чем студентов-билингвов. По-видимому, в однородной культурной среде этнические особенности считаются более незначительными, чаще принижается их влияние на процесс общения по сравнению с поликультурной средой. Этноэгоизм и этнофанатизм билингвов выше, чем монолинговов, что может объясняться внутренней необходимостью в самоидентификации в неоднородной культурной среде.

Ограничения настоящего исследования и дальнейшие перспективы

Исследование носит корреляционный характер, в связи с чем нельзя ответить на вопрос о потенциальной нелинейной, причинно-следственной связи между типом этнической идентичности и ценностными ори-ентациями студентов-билингвов и монолингвов из Сербии. Остается открытым вопрос о характере взаимовлияния ценностей и этнической идентичности родителей, способствовавших ранее переезду в другую страну ребенка, ставшего впоследствии взрослым билингвом. Размеры выборки препятствовали проведению более глубинных методов статистического анализа полученных данных, в дальнейших исследованиях требуется увеличение числа испытуемых.

Библиографический список

1. Баляев С.И. Особенности этнической идентичности студентов-мордвы // Интеграция образования. 2012. № 2. C. 64-69.

2. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зин-ченко. М.; СПб., 2009.

3. Особенности проявления духовности личности в сфере личностных отношений / Карабущенко Н.Б., Иващенко А.В., Чхиквадзе Т.В., Пилишви-ли Т.С. // Вестник Оренбургского гос. ун-та. 2015. № 2 (177). С. 59-62.

4. Леонтьев Д.А. Психология смысла. Природа, строение и динамика смысловой реальности. М., 2009.

5. Собильская А.С. Формирование этнической идентичности личности в образовательном пространстве // Мир науки, культуры, образования. 2012. № 5. C. 159-160.

6. Файзуллин Ф.С. Национальные ценности и ценностные ориентации // Вестник Башкирского ун-та. 2012. №1 (I). С. 685-688.

7. Шнуренко Т.И. Ценности молодежи в свете поколенного подхода // Высшее образование: опыт, проблемы, перспективы: Сб. материалов Всерос. научной конференции. Белгород, 2008. С. 106-110.

8. Encyclopedia of Immigrant Health / Loue S., Sajatovic M. Springer, 2012. Рр. 644-648.

9. Phinney J.S, Multigroup Ethnic Identity Measure (MEIM) // J. Of Adolescent Research. 1992. Vol. 7. № 2. Pp. 156-176.

10. Phinney J.S., Ong A.D. Conceptualization and measurement of ethnic identity: Current status and future directions // J. of Counseling Psychology. 2007. № 54. Pp. 271-281.

11. Schmidt Ch.K, Piontkowski S., Raque-Bogdan T.L., Ziemer S.K. Relational health, ethnic identity, and well-being of college students of color: A strength based perspective // The Counseling Psychologist. 2014. Vol. 42 (4). P. 473-496.

В.И. Чмель

Диагностический навык и его перенос в новые условия

Статья аргументирует важность изучения основ диагностической деятельности, в частности - неспецифических компонентов диагностического поиска, их влияния на данную деятельность и способность переноса диагностического навыка. В ней описано экспериментальное исследование переноса ранее сформированного при решении упрощенных диагностических задач-голо-воловок навыка на овладение новым психодиагностическим навыком. Полученные результаты показали возможность такого переноса и обнаружили фундаментальные закономерности диагностической деятельности психолога. Это позволяет наметить пути формирования его диагностического мышления и повысить эффективность диагностической деятельности. Ключевые слова: диагностическое мышление, неспецифические компоненты диагностического поиска, перенос диагностического навыка, поисковая упрощенная диагностическая задача, психодиагностика, психодиагностическая задача поискового типа.

о о

д

ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.