Общая психология, психология личности, история психологии
Н.Б. Карабущенко, Т.С. Пилишвили, С. Здилар
Сравнительный анализ ценностей и этнической идентичности сербских студентов -билингвов и монолингвов1
В статье приведены результаты исследования, нацеленного на психологический анализ ценностей и этнической идентичности студентов из Сербии как монолингвов и их соотечественников из России как билингвов. Эмпирическая проверка гипотезы проведена на студентах из Сербии и России (всего 80 человек). Использованы методы:
а) психодиагностической оценки ценностей и этнической идентичности;
б) сравнительного, корреляционного анализа.
С эмпирической точки зрения выявлено, что имеются статически значимые различия в нормативных и индивидуальных ценностях двух групп студентов. Ключевые слова: билингвизм, индивидуальные ценности, нормативные ценности, сербские студенты, этническая идентичность.
Введение
В современном мире происходят стремительные и качественные изменения ценностно-мотивационных парадигм, что рождает необходимость
1 Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект 14-06-00887 «Духовность личности и ее роль в принятии морально-нравственного решения». Исследование реализовано при поддержке грантов по инициативным проектам подразделений в РУДН, проект 051316-0-000 «Этнокультурные ценности и мотивационные установки студентов международно-ориентированного вуза».
ООО
gio
ügü
vpOg
о
соответствующего выбора дальнейшего пути развития различных стран [6]. Начавшийся XXI век вывел проблему осмысления ценностей человеческого бытия на первый план научного познания, ознаменовав тем самым современный, аксиологический, этап развития науки. Однако ценности и ценностные ориентации человека всегда являлись одним из наиболее важных объектов исследования философии, этики, социологии и психологии на всех этапах их становления и развития как отдельных отраслей знания [7]. Ценностные ориентации представляют собой отражение ценностей в сознании конкретной личности, это объекты, явления, их свойства, а также абстрактные идеи, воплощающие в себе общественные идеалы и выступающие как эталоны должного [2].
Система ценностей является генерализующим началом, ведущей подструктурой личности, охватывающей все сферы человеческой психики от потребностей до идеалов. Процесс формирования ценностей начинается еще в период дошкольного детства и продолжается на протяжении всей жизни человека. Важно, что в процессе развития человек не вырабатывает собственных ценностей, а лишь «выбирает» из широкого спектра общечеловеческих ценностей те, которые соответствуют его индивидуальности, выстраивая их в определенную иерархию. По мнению Д.А. Леонтьева, ценностные ориентации являются стабильным источником смыслообразования и мотивообразования, берущим свое начало в социокультурном целом, к которому принадлежит субъект. Именно ценности наряду с мотивами формируют представление субъекта о смысле жизни, выступающее как средство осмысления и постижения действительности, как непосредственное побуждение к действию [4]. Одним из наиболее актуальных является вопрос, каким образом развитие духовности изменяет характер взаимоотношений человека, как обеспечивается интериоризация морально-нравственных ценностей и их реализация в поступках и жизнедеятельности человека [3].
Этническая идентичность включает два компонента:
а) чувство принадлежности к этнической группе;
б) чувство идентификации в связи с определенными этническими формами поведения [11].
В последней доработке своей теории этнической идентичности J.S. Phinney, A.D. Ong выделили два фактора, которые входят в этническую идентичность:
а) желание знать больше о группе;
б) позитивная идентификация и членство в группе с соответствующими «обязательствами» [10].
Этническая идентичность ссылается на индивидуальное чувство принадлежности к социально созданной группе, которая имеет общую
ш
культуру, расу, язык, религию и/или место происхождения. Она вклю- | чает индивидуальные мнения, веру и определенный характер припи- § сывания к этой группе, который может меняться с течением времени 5 и контекста [8]. К «обязательствам» в связи с этнической идентично- 1 стью относятся четкое ощущение членства в этнической группе и пози- | тивные чувства, связанные с тем, что член группы является ее участни- о ком [9]. |
На личностном уровне этничность характеризуется как когнитивно-эмоциональное образование, выражающее пристрастное, глубоко личностное отношение человека к своему этническому статусу, наделение его личностным смыслом [1]. Этническая идентичность, в первую очередь, является результатом когнитивно-эмоционального процесса осознания себя представителем этноса, определенная степень отождествления себя с ним и отделения от других этносов [5].
В гипотезе настоящего исследования предположили, что ценности и тип этнической идентичности сербских студентов-билингвов отличаются от сербских студентов-монолингвов. Последнее, по-видимому, обусловливается тем, что сербы-билингвы живут в иной (менее однородной) этнокультурной среде, которая определенным образом способна на них воздействовать. Целью настоящего исследования является изучение возможного наличия и характера связи типов этнической идентичности с особенностями нормативных и индивидуальных ценностей сербских студентов-билингвов и монолингвов.
Под билингвами в настоящем исследовании понимаются студенты из Сербии, выросшие в семьях с родителями-сербами, переехавшие в Москву в детском возрасте и субъективно оценивающие русский и сербский языки в равной степени родными для себя. Таким образом, в данном исследовании речь идет о раннем горизонтальном билингвизме, обусловленном попаданием индивида в новую культурную среду.
Монолингвами в данном исследовании считаются сербские студенты, родившиеся на территории Сербии и имеющие родителей-сербов. Они могут знать иностранные языки, однако субъективно оценивают только сербский язык в качестве родного для себя.
Методы и выборка исследования
В исследовании приняли участие 40 сербских студентов-билингвов из Москвы (20 девушек и 20 юношей) и 40 студентов-билингвов, проживающих на исторической родине в Белграде (20 девушек и 20 юношей), всего 80 человек. Возраст респондентов - 18-22 года, средний возраст 20 лет, SD = 2,1. С целью диагностики ценностей была использована методика Ш. Шварца «Ценностный опросник». Для исследования
ООО
gio
ilgii vpOg
о
этнической идентичности применялась методика Г.У. Солдатовой «Типы этнической идентичности». Каждому испытуемого предлагалось последовательно ответить на вопросы обоих опросников. Для группы студентов-монолингвов из Сербии используемые методики были предварительно переведены на сербский язык с помощью техники двойного перевода (с русского языка на сербский одним специалистом, затем обратно другим специалистом для сравнения первоначального и конечного результатов и достижения максимальной точности перевода). Для обработки и интерпретации результатов применялись методы сравнительного, корреляционного анализа с помощью программы SPSS 22.0.
Обсуждение результатов
Для предварительной оценки возможных половых различий по исследуемым шкалам обоих опросников был применен U-критерий Манна-Уитни, который позволил говорить о статистически значимых более высоких значениях у юношей общей исследуемой выборки (М = 46,7) по сравнению с девушками (М = 34,3) по шкале власти как нормативной ценности (U = 556 при p < 0,01); более высоких показателях у девушек общей исследуемой выборки (М = 47,8) по сравнению с юношами (М = 33,1) по шкале доброты как индивидуальной ценности (U = 508 при p < 0,01). По остальным шкалам опросников половые различия как внутри выборок, так и в общей выборке не выявлены.
Для оценки статистически значимых различий по нормативным и индивидуальным ценностям в подгруппах сербов-билингвов и моно-лингвов был применен U-критерий Манна-Уитни. В соответствии с последним выявлено, что в отношении нормативных ценностей сербы-монолингвы имеют более высокие значения по сравнению с билингвами по шкалам конформности (U = 528 при p < 0,01), универсализма (U = 445,5 при p < 0,01) самостоятельности (U = 328 при p < 0,01), гедонизма (U = 610,5 при p < 0,05) и достижения (U = 526 при p < 0,01). В отношении индивидуальных ценностей студенты-мо-нолигвы из Сербии имеют более высокие показатели по сравнению с билингвами по шкалам универсализма (U = 577,5 при p < 0,05), самостоятельности (U = 556,5 при p < 0,01) и достижения (U = 536 при p < 0,01). С точки зрения типа этнической идентичности обнаружено, что сербы-монолингвы превосходят сербов-билингвов по шкале этнической индифферентности (U = 341 при p < 0,01) и имеют менее выраженные показатели по шкалам этноэгоизма (U = 341 при p < 0,01) и этнофа-натизма (U = 341 при p < 0,01).
Для определения возможной специфической связи между ценностями и этнической идентичностью внутри групп сербских студентов-билигвов и монолингвов использовался ранговый корреляционный анализ Спирмена. Результаты последнего означают, что имеются скорее умеренные связи между типом этнической идентичности и ценностями. Так, у сербских студентов-билингвов имеются положительные связи между нормативной ценностью «стимуляция» и этноэгоизмом (Я^ = 0,332), этноизоляционизмом (Я^ = 0,331); между гедонизмом как индивидуальной ценностью и этноизоляционизмом (Я^ = 0,315).
У сербских студентов-монолингвов выявлены значимые положительные корреляции между нормативной ценностью «традиции» и этно-фанатизмом (Я^ = 0,431); между универсализмом и этнонигилизмом (Я^ = 0,381); между стимуляцией и позитивной этнической идентичностью (Я^ = 0,595), этноизоляционизмом (Я^ = 0,331), этнофанатизмом (Я^ = 0,497); между гедонизмом и этнофанатизмом (Я^ = 0,321). Имеются положительные корреляции между традициями как индивидуальной ценностью и позитивной этнической идентичностью (Я^ = 0,369), этнофанатизмом (Я^ = 0,324); между универсализмом и этнонигилизмом (Я^ = 0,438); между стимуляцией и позитивной этнической идентичностью (Я^ = 0,365), этноизоляционизмом (Я^ = 0,441), этнофанатизмом (Я^ = 0,410). Выявлены отрицательные корреляции между самостоятельностью и этнической индифферентностью (Я^ = -0,329), а также между властью и этнонигилизмом (Я^ = -0,334).
Выводы
С теоретической точки зрения рассмотрены ценности и этническая идентичность сербских студентов как представителей монолигвов и билингвов. С эмпирической точки зрения выявлены половые различия по шкале нормативной ценности власти с более высоким значением у юношей и по шкале индивидуальной ценности доброты с преобладающим значением у девушек вне зависимости от билингвизма/моно-лингвизма.
На уровне представлений сербские студенты-монолингвы по сравнению со студентами-билингвами имеют более высокие показатели по нормативным ценностям конформности, универсализма, самостоятельности, гедонизма и достижения. При этом на уровне реального поведения им в большей мере, чем билингвам, присущи ценности универсализма, самостоятельности и достижения.
Согласно полученным данным, нормативная ценность власти является преобладающей у сербских юношей по сравнению с девушками.
о о
д
ф
J
сс ^ ^
Однако примечательно, что позиционирование власти как более высо-§§о ко значимой ценности у юношей по сравнению с девушками не привод ? § дит к ее более выраженной реализации в реальном поведении. В отли-^ Е к чие от юношей, девушки в большей мере реализуют ценность доброты
гоО^
в повседневной жизни.
Имеются значимые различия в нормативных ценностях у сербских студентов-билингвов и монолингвов. Так, монолингвы в большей мере позиционируют как ценность конформизм.
Этническая индифферентность сербских студентов-монолигвов выше, чем студентов-билингвов. По-видимому, в однородной культурной среде этнические особенности считаются более незначительными, чаще принижается их влияние на процесс общения по сравнению с поликультурной средой. Этноэгоизм и этнофанатизм билингвов выше, чем монолинговов, что может объясняться внутренней необходимостью в самоидентификации в неоднородной культурной среде.
Ограничения настоящего исследования и дальнейшие перспективы
Исследование носит корреляционный характер, в связи с чем нельзя ответить на вопрос о потенциальной нелинейной, причинно-следственной связи между типом этнической идентичности и ценностными ори-ентациями студентов-билингвов и монолингвов из Сербии. Остается открытым вопрос о характере взаимовлияния ценностей и этнической идентичности родителей, способствовавших ранее переезду в другую страну ребенка, ставшего впоследствии взрослым билингвом. Размеры выборки препятствовали проведению более глубинных методов статистического анализа полученных данных, в дальнейших исследованиях требуется увеличение числа испытуемых.
Библиографический список
1. Баляев С.И. Особенности этнической идентичности студентов-мордвы // Интеграция образования. 2012. № 2. C. 64-69.
2. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зин-ченко. М.; СПб., 2009.
3. Особенности проявления духовности личности в сфере личностных отношений / Карабущенко Н.Б., Иващенко А.В., Чхиквадзе Т.В., Пилишви-ли Т.С. // Вестник Оренбургского гос. ун-та. 2015. № 2 (177). С. 59-62.
4. Леонтьев Д.А. Психология смысла. Природа, строение и динамика смысловой реальности. М., 2009.
5. Собильская А.С. Формирование этнической идентичности личности в образовательном пространстве // Мир науки, культуры, образования. 2012. № 5. C. 159-160.
6. Файзуллин Ф.С. Национальные ценности и ценностные ориентации // Вестник Башкирского ун-та. 2012. №1 (I). С. 685-688.
7. Шнуренко Т.И. Ценности молодежи в свете поколенного подхода // Высшее образование: опыт, проблемы, перспективы: Сб. материалов Всерос. научной конференции. Белгород, 2008. С. 106-110.
8. Encyclopedia of Immigrant Health / Loue S., Sajatovic M. Springer, 2012. Рр. 644-648.
9. Phinney J.S, Multigroup Ethnic Identity Measure (MEIM) // J. Of Adolescent Research. 1992. Vol. 7. № 2. Pp. 156-176.
10. Phinney J.S., Ong A.D. Conceptualization and measurement of ethnic identity: Current status and future directions // J. of Counseling Psychology. 2007. № 54. Pp. 271-281.
11. Schmidt Ch.K, Piontkowski S., Raque-Bogdan T.L., Ziemer S.K. Relational health, ethnic identity, and well-being of college students of color: A strength based perspective // The Counseling Psychologist. 2014. Vol. 42 (4). P. 473-496.
В.И. Чмель
Диагностический навык и его перенос в новые условия
Статья аргументирует важность изучения основ диагностической деятельности, в частности - неспецифических компонентов диагностического поиска, их влияния на данную деятельность и способность переноса диагностического навыка. В ней описано экспериментальное исследование переноса ранее сформированного при решении упрощенных диагностических задач-голо-воловок навыка на овладение новым психодиагностическим навыком. Полученные результаты показали возможность такого переноса и обнаружили фундаментальные закономерности диагностической деятельности психолога. Это позволяет наметить пути формирования его диагностического мышления и повысить эффективность диагностической деятельности. Ключевые слова: диагностическое мышление, неспецифические компоненты диагностического поиска, перенос диагностического навыка, поисковая упрощенная диагностическая задача, психодиагностика, психодиагностическая задача поискового типа.
о о
д
ф