Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ЭФФЕКТИВНОМУ РАЗВИТИЮ СИСТЕМЫ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ВОСПИТАННИКОВ'

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ЭФФЕКТИВНОМУ РАЗВИТИЮ СИСТЕМЫ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ВОСПИТАННИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
17
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
детская психология / развитие социальных компетенций дошкольников / дошкольное образование / высшее образование / подготовка педагогов дошкольного образования / child psychology / development of social competencies of preschoolers / preschool education / higher education / training of teachers of preschool education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М А. Абдурахманова

На основе анализа широкого круга специальной литературы, а также собственного педагогического опыта автор освещает наиболее существенные особенности процесса подготовки будущих педагогов дошкольного образования к эффективному развитию системы социокультурных ценностей воспитанников. Для этого в первую очередь демонстрируется роль современного педагогического работника в формировании социальных компетенций и, в частности, представлений детей дошкольного возраста о такого рода ценностях. Затем определяется методологическая основа процесса подготовки к реализации данной роли. Далее рассматриваются способствующие её успешному воплощению воспитательные практики, к реализации которых необходимо готовить студентов ‒ будущих педагогических работников системы дошкольного образования. Исследование вышеперечисленных аспектов осуществляется с учётом данных, полученных при анализе текущей социальной и культурной ситуации, естественным образом накладывающей отпечаток на развитие российского дошкольного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — М А. Абдурахманова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING FUTURE TEACHERS OF PRESCHOOL EDUCATION FOR THE EFFECTIVE DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF SOCIO-CULTURAL VALUES IN PUPILS

Based on the specialized literature, as well as her own pedagogical experience analysis, the author highlights preparing future preschool education teachers to develop socio-cultural values in their pupils and the most significant features in this process. First of all, the work demonstrates the role of a modern pedagogical employee in forming the social competencies and, in particular, ideas about such values for preschool children. A methodological basis of the preparation process for the implementation of this role is determined. The researcher considers educational practices that contribute to its successful implementation. The study of the above aspects is carried out taking into account the data obtained by analyzing the current social and cultural situation, which naturally affects the development of the Russian preschool education.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ЭФФЕКТИВНОМУ РАЗВИТИЮ СИСТЕМЫ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ВОСПИТАННИКОВ»

15. Подыма К.И. Счастливого плавания, Шхуна ровесников!: документальная повесть. Вильнюс: Вага, 1980.

16. Бызова О.М., Щербанева В.О. Акция «Бескозырка» в Новороссийске и ее вклад в сохранение исторической памяти. Гуманитарные науки в XXI веке. Научный интернет-журнал. 2023; № 21: 13-19.

References

1. Sistemnyj krizis otechestvennogo obrazovaniya kak ugroza nacional'noj bezopasnosti Rossii iputi ego preodoleniya. Proekt Mezhdunarodnogo nauchno-'ekspertnogo Soveta po duhovno-nravstvennoj bezopasnosti pri Rossijskom institute strategicheskih issledovanij. 2017. Available at: https://ruskline.ru/analitika/2017/03/17

2. Bagdasaryan V.'E. Mirovoj krizis obrazovaniya: neobhodimost' vozvrascheniya k istokam. Available at: http://rusrand.ru/analytics/mirovojkrizis-obrazovanija-neobhodimost-vozvraschenija-k-istokam

3. Fedotova V.G. Krizis modernizacii i arhaizaciya obschestva. Recenziya na knigu: Lamazhaa Ch.K. Arhaizaciya obschestva. Tuvinskj fenomen. Moskva: Knizhnyj dom «Libro-kom», 2013.

4. Hantington S. Stolknovenie civilizacij. Moskva: OOO «Izdatel'stvo ACT», 2003.

5. Gulyga A. Russkaya ideya i ee tvorcy. Moskva: 'EKSMO, 2003.

6. Lukov V.A. Koncepciya tezaurusnyh sfer. Znanie. Ponimanie. Umenie. 2014; № 1: 307-326.

7. Putin V.V. Rossiya neprosto strana, a otdel'naya civilizaciya. 2020. Avialable at: https://newizv.ru/news/society/17-05-2020/putin-rossiya-ne-prosto-strana-a-otdelnaya-tsivilizatsiya

8. Lukash S.N. Civilizacionnaya paradigma modernizacii otechestvennogo obrazovaniya. Pedagogika. 2022; № 4: 26-37.

9. Zaharov K.P., Smirnova G.'E. Veduschie idei pedagogiki obschej zaboty. Filosofiya, psihologiya, pedagogika razvitiya social'noj akiivnosti i tvorchestva lichnosti: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Sankt-Peterburg: Ajsing, 2013: 233-236.

10. Koval' S.L. Pedagogika sotrudnichestva, kommunarskaya metodika kak intellektual'noe nasledie v rabote so studentami. Social'naya pedagogika. 2017; № 1-2: 105-111.

11. Careva N.P. Tradicii i prichiny innovacij kollektivnoj tvorcheskoj deyatel'nosti. Social'naya pedagogika. 2017; № 1-2: 73-82.

12. Tupicyna N.A. Klassifikaciya idej v pedagogicheskoj sisteme S.L. Solovejchika. Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo universiteta. 2011; № 1-3: 103-108.

13. Pomelov V.B. Dvizhenie pedagogov-novatorov 1980-h godov: k 30-letiyu pedagogiki sotrudnichestva. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. Seriya: Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2016; № 4 (32): 74-89.

14. Yakovleva E.V. Fenomen duhovno-nravstvennogo naslediya Konstantina Ivanovicha Podymy. Vestnik Armavirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2022; № 4: 87-94.

15. Podyma K.I. Schastlivogoplavaniya, Shhuna rovesnikov!: dokumental'naya povest'. Vil'nyus: Vaga, 1980.

16. Byzova O.M., Scherbaneva V.O. Akciya «Beskozyrka» v Novorossijske i ee vklad v sohranenie istoricheskoj pamyati. Gumanitarnye nauki v XXI veke. Nauchnyj internet-zhurnal. 2023; № 21: 13-19.

Статья поступила в редакцию 25.01.24

УДК 378

Abdurakhmanova M.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Head of Department of Psychology and Pedagogy of Preschool Education,

Dagestan State Pedagogical University n.a. R. Gamzatov (Makhachkala, Russia), E-mail: abdurakhmanova-64@mail.ru

TRAINING FUTURE TEACHERS OF PRESCHOOL EDUCATION FOR THE EFFECTIVE DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF SOCIO-CULTURAL VALUES IN PUPILS. Based on the specialized literature, as well as her own pedagogical experience analysis, the author highlights preparing future preschool education teachers to develop socio-cultural values in their pupils and the most significant features in this process. First of all, the work demonstrates the role of a modern pedagogical employee in forming the social competencies and, in particular, ideas about such values for preschool children. A methodological basis of the preparation process for the implementation of this role is determined. The researcher considers educational practices that contribute to its successful implementation. The study of the above aspects is carried out taking into account the data obtained by analyzing the current social and cultural situation, which naturally affects the development of the Russian preschool education.

Key words: child psychology, development of social competencies of preschoolers, preschool education, higher education, training of teachers of preschool education

М.А. Абдурахманоеа, канд. пед. наук, доц., зав. каф. психологии и педагогики дошкольного образования ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный

педагогический университет имени Р. Гамзатова», г. Махачкала, E-mail: abdurakhmanova-64@mail.ru

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ЭФФЕКТИВНОМУ РАЗВИТИЮ СИСТЕМЫ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ВОСПИТАННИКОВ

На основе анализа широкого круга специальной литературы, а также собственного педагогического опыта автор освещает наиболее существенные особенности процесса подготовки будущих педагогов дошкольного образования к эффективному развитию системы социокультурных ценностей воспитанников. Для этого в первую очередь демонстрируется роль современного педагогического работника в формировании социальных компетенций и, в частности, представлений детей дошкольного возраста о такого рода ценностях. Затем определяется методологическая основа процесса подготовки к реализации данной роли. Далее рассматриваются способствующие её успешному воплощению воспитательные практики, к реализации которых необходимо готовить студентов - будущих педагогических работников системы дошкольного образования. Исследование вышеперечисленных аспектов осуществляется с учётом данных, полученных при анализе текущей социальной и культурной ситуации, естественным образом накладывающей отпечаток на развитие российского дошкольного образования.

Ключевые слова: детская психология, развитие социальных компетенций дошкольников, дошкольное образование, высшее образование, подготовка педагогов дошкольного образования

Актуальность исследования объясняется тем, что на современном этапе истории нашей страны фиксируется ревизия социальных и культурных ценностей (С.А. Гапонова, И.Ф. Исаев, Л.В. Коломийченко, С.Г Ловков, Д.Г Нижегородов, Л.А. Серикова). Такая ситуация естественным образом способствует обострению проблемы формирования соответствующих установок у детей, в том числе относящихся к возрастной категории дошкольников (Н.С. Ежкова, И.С. Чуканова, Е.В. Шульгина).

С другой стороны, подобные метаморфозы в социокультурной сфере не могли не сказаться на особенностях контингента воспитанников. Последние способны быстрее, чем, например, их родители в том же возрасте, искать и обрабатывать необходимую информацию, а значит, эффективнее выполнять учебные задания [1, с. 61]. Однако при этом современные воспитанники ДОУ испытывают более существенные трудности в усвоении норм и правил поведения (Б.С. Гер-шунский, В.В. Груздева, Г.В. Груздев, Л.В. Коломийченко, С.Г Ловков).

В подобных условиях эффективность традиционных методик вызывает определённые сомнения. Современная практика дошкольного образования нуждается в интеграции методологии и инструментальной базы, которые будут в максимальной степени способствовать:

- творческому освоению детьми жизненного пространства [2, с. 42];

- формированию у них целостной, гармоничной картины социальной действительности.

Соответственно, необходимой представляется и подготовка специалистов, способных применять подобные приёмы и методы в практике повседневной деятельности [3, с. 146]. Некоторые вопросы, связанные с формированием у них соответствующих компетенций, рассматриваются в данной статье.

В качестве её цели мы можем определить освещение наиболее существенных особенностей процесса подготовки будущих педагогов дошкольного образования к эффективному развитию системы социокультурных ценностей воспитанников.

С данной целью коррелируют задачи:

- продемонстрировать роль современного педагога в формировании социальных компетенций и, в частности, представлений о социокультурных ценностях, детей дошкольного возраста;

- определить методологическую основу его подготовки к реализации данной роли;

- рассмотреть способствующие её успешному воплощению воспитательные практики, к реализации которых необходимо готовить студентов - будущих педагогических работников системы дошкольного образования.

Для решения этих задач использовались следующие методы исследования: изучение специальной литературы и рефлексия собственного педагогического опыта автора.

Научная новизна статьи заключается в определении той роли, которую современный педагог дошкольного образования играет по ходу развития социальных компетенций воспитанников, в том числе формирования у них системы социокультурных ценностей.

Теоретическая значимость состоит в демонстрации методологической основы подготовки студентов к её выполнению.

Практическая значимость - в изучении благоприятствующих формированию ценностных ориентаций дошкольников форм воспитательной работы, которым следует обучать будущих специалистов указанного профиля.

Сегодня роль педагога дошкольного образования в формировании социальных компетенций воспитанников во многом сводится к реализации следующих функций:

- прогнозирование ключевых характеристик грядущей социокультурной ситуации и, следовательно, хода процесса подготовки детей к существованию в ней [2, с. 41];

- распознавание перспектив использования тех или иных приёмов и методов, реализация конкретных форм работы по ходу данного процесса [4, с. 50];

- эффективное решение текущих педагогических проблем, связанных с их применением [2, с. 44];

- предупреждение возможных негативных последствий подобной деятельности [3, с. 152].

Успешная реализация описанного выше функционала с определённой вероятностью будет способствовать генерации поликультурного пространства в стенах дошкольной образовательной организации (А.В. Бузмакова, Е.К. Иванова, О.А. Коряковцева, Т.Р Саралиева, И.А. Чемерилова, М.А. Юферова, Н.У. Яры-чев). Только в такой среде представляется возможным реализация организационно-педагогических условий, позволяющих сформировать у детей:

- корректное отношение к социальным и культурным ценностям [1, с. 64];

- систему коммуникативных умений и навыков [3, с. 154];

- общие представления о безопасной реализации таких компетенций, особенно в сетевом пространстве [5, с. 17- 18];

- чувство патриотизма, любви к своей малой и большой Родине [6, с. 65- 66].

Далее, по мнению автора, за методологическую основу подготовки будущих педагогических работников системы дошкольного образования к реализации такого рода деятельности могут быть приняты следующие методологические подходы:

- аксиологический;

- культурологический.

Они при необходимости должны использоваться в тесной взаимосвязи [7, с. 31].

В русле реализации первого из них подготовка специалистов в дошкольного образования к эффективному развитию системы социокультурных ценностей воспитанников должна осуществляться в векторах познания сущности ценностей как одного из наиболее значимых компонентов человеческой культуры в целом и философской концепции ноосферного мышления в частности (Е.В. Бондарев-ская, А.М. Булынин, Л.В. Вершинина, М.П Казакина, В.А. Сластенин). При этом представления педагога о собственной роли в воспитательном процессе и отношение к другим субъектам такового представляют собой главную меру его нравственной, эстетической, интеллектуальной и эмоциональной готовности к реализации вышеописанных функций [8, с. 45]. Таким образом, администрации, методистам и преподавателям современных российских вузов необходимо сосредоточиться на формировании у будущих профессионалов интересующего нас профиля самоидентификации в качестве создателей материальных и духовных ценностей [9, с. 8].

Следующий, культурологический подход подразумевает обращение к базовым ценностным ориентирам, представленным в культуре многонационального российского народа (В.И. Андреева, Е.В. Бондаревская, Л.В. Коломийченко,

Библиографический список

Н.Е. Щуркова). Его воплощение в практике подготовки будущих педагогов дошкольного образования направлено на развитие у них значимых педагогических умений, могущих быть разделёнными на три группы (табл. 1).

Таблица 1

Группы умений педагогов дошкольного образования, позволяющих эффективно формировать систему социокультурных ценностей воспитанников

Группа умений Роль в формировании социокультурных ценностей

Организационные Позволяют создавать в детском коллективе различные ситуации общения, способствующие развитию социальных навыков [5, с. 19]

Умения сотрудничества Способствуют объективной оценке деятельности участников коммуникации, понимать их настроение и мотивы поведения

Коммуникативные Повышают эффективность взаимодействия как между педагогом и воспитанниками, так и среди этих, последних, а значит, позволяют интенсифицировать процесс развития у детей социальных навыков [7, с. 33]

Таким образом, рассматриваемый подход предполагает создание условий для скорейшего освоения и последующей эффективной трансляции будущими педагогами этноокультурных ценностей, обеспечивающих самореализацию дошкольников в процессе творческой деятельности [8, с. 78]. При этом необходимо овладение педагогом следующими культурологическими умениями:

- эффективное решение коммуникативных задач;

- реализация программ поликультурного воспитания [10, с. 136].

Процесс формирования будущими педагогами социокультурных ценностей

воспитанников будет более эффективен при условии достаточного уровня их подготовленности к реализации интегрированной творческой деятельности детей [9, с. 9]. Соответственно, необходимо готовить будущих сотрудников рассматриваемой сферы к применению ряда креативных практик (табл. 2).

Таблица 2

Практики воспитательной деятельности, к каковым необходимо готовить будущих педагогов системы дошкольного образования в целях повышения эффективности процесса развития системы социокультурных ценностей воспитанников

Категория Примеры практик

Творческие Музицирование

Словотворчество [6, с. 67]

Досуговые Концерты

Праздники

Развлечения [11, с. 42- 43]

Театрализация [12, с. 39]

Музейные Исторические путешествия [10, с. 138]

Экскурсии

Продуктивные Декоративно-прикладная [11, с. 43]

Знаковая атрибутика [4, с. 13]

Дизайн

Изобразительная [12, с. 45]

Из вышеизложенного следует, что современные воспитанники ДОУ характеризуются большим числом затруднений в формировании социальных компетенций, чем дошкольники предыдущих поколений. Соответственно, с точки зрения обеспечения дальнейшего поступательного развития этого сегмента отечественной образовательной системы необходимым представляется сосредоточение внимания на развитии у них системы социокультурных ценностей.

Последнее, в свою очередь, требует определённых модернизаций в части профессиональной подготовки специалистов указанной сферы. На современной стадии развития системы высшего образования их реализация представляется вполне возможной. Она предполагает организацию формирования соответствующих знаний, умений и навыков будущих педагогических работников на основе совокупного использования аксиологического и культурологического подходов.

1. Самкова И.А. Развитие системы психологического сопровождения в дошкольном образовании. Вестник практической психологии образования. 2020; Т. 17; № 1: 59- 69.

2. Галянт И.Г, Бехтерева Е.Н., Евтушенко И.Н. Подготовка специалистов дошкольного образования к формированию социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста. Балтийский гуманитарный журнал. 2021; Т. 10; № 4 (37): 41-45.

3. Мурзина Н.П., Рассказова И.Н. Ценности начинающих работать воспитателей дошкольного образования. Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2022; Т. 16; № 2: 144- 155.

4. Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. Москва: ТЦ Сфера, 2011.

5. Димова Е.В. Поколение digital natives: опыт обучения педагогов актуальным направлениям работы по формированию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения в информационном пространстве. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 1 (98): 17-19.

6. Бугаева А.П. Музейная педагогика как средство патриотического воспитания младших школьников. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 5 (102): 65- 67.

7. Скрипова Н.Е., Яковлева Г.В. Организационно-методическое содействие педагогу дошкольного образования в реализации компетенции осуществления предшкольной подготовки детей. Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2020; Выпуск 3 (44): 28- 34.

8. Слободчиков В.И., Зверев С.М. Научно-технические уклады и подходы в профессиональном образовании. Москва: Спутник+, 2014.

9. Бажук О.В. Формирование функциональной грамотности у студентов педагогического вуза (на примере читательской грамотности). Мир науки, культуры, образования. 2023; № 4 (101): 7- 9.

10. Тетина С.В., Гутрова Ю.В. Современные образовательные технологии в формированиии и развитии функциональной грамотности обучающихся. Современный учёный. 2021; № 4: 133- 138.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Юданова А.И. Интерактивная видеосказка как инновационная форма досуговой деятельности детей старшего дошкольного возраста. Символ науки. 2021; № 10-2: 41-45.

12. Никитин С.В. Анализ понятия «театрализованная деятельность» с позиций дошкольного воспитания. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022; Т. 27; № 1: 37-46.

References

1. Samkova I.A. Razvitie sistemy psihologicheskogo soprovozhdeniya v doshkol'nom obrazovanii. Vestnikprakticheskojpsihologiiobrazovaniya. 2020; T. 17; № 1: 59- 69.

2. Galyant I.G., Behtereva E.N., Evtushenko I.N. Podgotovka specialistov doshkol'nogo obrazovaniya k formirovaniyu sociokul'turnyh cennostej u detej doshkol'nogo vozrasta. Baltijskij gumanitarnyjzhurnal. 2021; T. 10; № 4 (37): 41-45.

3. Murzina N.P., Rasskazova I.N. Cennosti nachinayuschih rabotat vospitatelej doshkol'nogo obrazovaniya. Nauka ocheloveke: gumanitarnyeissledovaniya. 2022; T. 16; № 2: 144- 155.

4. Ckvitariya T.A. Netradicionnye tehniki risovaniya. Integrirovannye zanyatiya v DOU. Moskva: TC Sfera, 2011.

5. Dimova E.V. Pokolenie digital natives: opyt obucheniya pedagogov aktual'nym napravleniyam raboty po formirovaniyu u detej doshkol'nogo vozrasta navykov bezopasnogo povedeniya v informacionnom prostranstve. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2023; № 1 (98): 17-19.

6. Bugaeva A.P. Muzejnaya pedagogika kak sredstvo patrioticheskogo vospitaniya mladshih shkol'nikov. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2023; № 5 (102): 65- 67.

7. Skripova N.E., Yakovleva G.V. Organizacionno-metodicheskoe sodejstvie pedagogu doshkol'nogo obrazovaniya v realizacii kompetencii osuschestvleniya predshkol'noj podgotovki detej. Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikacii kadrov. 2020; Vypusk 3 (44): 28- 34.

8. Slobodchikov V.l., Zverev S.M. Nauchno-tehnicheskie uklady ipodhody v professional'nom obrazovanii. Moskva: Sputnik+, 2014.

9. Bazhuk O.V. Formirovanie funkcional'noj gramotnosti u studentov pedagogicheskogo vuza (na primere chitatel'skoj gramotnosti). Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2023; № 4 (101): 7- 9.

10. Tetina S.V., Gutrova Yu.V. Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii v formirovaniii i razvitii funkcional'noj gramotnosti obuchayuschihsya. Sovremennyjuchenyj. 2021; № 4: 133- 138.

11. Yudanova A.I. Interaktivnaya videoskazka kak innovacionnaya forma dosugovoj deyatel'nosti detej starshego doshkol'nogo vozrasta. Simvolnauki. 2021; № 10-2: 41-45.

12. Nikitin S.V. Analiz ponyatiya «teatralizovannaya deyatel'nost'» s pozicij doshkol'nogo vospitaniya. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2022; T. 27; № 1: 37-46.

Статья поступила в редакцию 27.01.24

УДК 37.048.45

Aliphanova F.N., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Information Technologies, Artificial Intelligence and Public-Social Technologies of Digital Society, Russian State Social University (Moscow, Russia), E-mail: fatima2365@mail.ru

Apanasuk L.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of Department of Foreign Languages and Culture, Russian State Social University (Moscow, Russia), E-mail: apanasiukla@rgsu.net

EFFECTIVE APPROACHES TO TEACHING ENGLISH TO STUDENTS ONLINE. The authors of the article consider the structure of pedagogical problems related to teaching English to students in the online space. It is revealed that the scientific literature mainly offers methods of language teaching, but does not take into account the individual characteristics of students, which can be both an obstacle and an enhancing factor in the development of language abilities. Many systemic pedagogical problems are not solved during the period of primary foreign language teaching in the classroom. The authors emphasize that these problems did not disappear with the transition to the online space. The teacher has to interact not only with the difficulties of students, but also with the reasons that made the process of learning English more difficult for them. Within the framework of this article, the prerequisites for the implementation of a different pedagogical approach to teaching English to students in a distance format are proposed.

Key words: English, education, student, teacher, educational program, online space, distance learning

Ф.Н. Алипханова, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет», г. Москва, Е-mail: fatima2365@mail.ru Л.А. Апанасюк, д-р пед. наук, проф., зав каф. иностранных языков и культуры ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет», г. Москва, Е-mail: apanasiukla@rgsu.net

ЭФФЕКТИВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРЕПОДАВАНИЮ СТУДЕНТАМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ОНЛАЙН

Авторы настоящей статьи рассматривают структуру педагогических проблем, связанных с обучением английскому языку студентов в онлайн-простран-стве. Было выявлено, что в научной литературе преимущественно предлагаются методы обучения языку, однако не учитываются индивидуальные особенности студентов, которые могут быть как препятствующим, так и усиливающим фактором развития языковых способностей. Многие системные педагогические проблемы не были решены в период преимущественного обучения иностранному языку в условиях аудитории. Авторы определили, что с переходом в онлайн-пространство данные проблемы не исчезли. Педагогу приходится взаимодействовать не только со сложностями студентов, но и с причинами, послужившими усложнению процесса изучения ими английского языка. В рамках статьи предложены предпосылки для реализации педагогического подхода к обучению английскому языку студентов в дистанционном формате.

Ключевые слова: английский язык, обучение, студент, педагог, образовательная программа, онлайн-пространство, дистанционное обучение

Актуальность настоящего исследования состоит в сложности обучения английскому языку студентов, относящихся к разному возрастному диапазону и обладающих дифференциальными способностями к иностранным языкам. Каждый университет в настоящее время реализует собственные образовательные программы, направленные на обучение английскому языку, как для специалистов, так и для неспециалистов. В некоторых вузах предусмотрены авторские курсы изучения английского языка, что особенно актуально для университетов, осуществляющих подготовку таких специалистов, для которых английский язык является неотъемлемой частью их профессиональной деятельности. Однако педагогическая проблема, связанная с обучением английскому языку в соответствии со специальностью, остается нерешенной, так как процесс обучения унифицирует всех студентов [1-15].

Множество научных трудов в последние десятилетия предлагают свои подходы для усиления результативности обучения иностранному языку. Однако общим в рассматриваемых научных трудах является поиск универсального решения для всех категорий, изучающих иностранный язык, без учета индивидуальных способностей. К примеру, Китова Е.Б. считает, что изучение английского языка студентами более результативно, если образовательный процесс преимущественно ориентирован на практику [6, с. 787]. Шатилова А.А. рассматривает эффективность изучения английского языка с точки зрения игровых технологий [13, с. 59]. Подобный подход геймификации прослеживается в работе Яким-чук О.С. для изучающих английский язык в дистанционной форме [15, с. 275]. Стоит отметить, что существенная разница в педагогических подходах между изучением иностранного языка в аудитории и дистанционном формате не просле-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.