Научная статья на тему 'Подготовка будущих бакалавров социальной работы к организации корпоративной благотворительности'

Подготовка будущих бакалавров социальной работы к организации корпоративной благотворительности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНАЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / CORPORATE PHILANTHROPY / СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / SOCIAL WORK / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / VOCATIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вандышева Людмила Владимировна, Куриленко Людмила Васильевна

В статье представлена спроектированная система профессиональной подготовки будущих бакалавров социальной работы к организации корпоративной благотворительности, позволяющая им поэтапно приобрести необходимые знания; обоснован и описан содержательный компонент теоретической и практической подготовки; самостоятельная работа студентов определена как элемент подготовки. Анализ реализации системы подготовки позволил выделить стратегии социального проектирования, которых придерживаются студенты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вандышева Людмила Владимировна, Куриленко Людмила Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preparing future bachelors of social work to organization of corporate philanthropy. This article presents the designed system of training future bachelors of social work to organization of corporate philanthropy, allowing them to gradually get necessary knowledge; here is grounded and described a substantial component of theoretical and practical training; independent work of students identified as a part of the course. Analysis of realization of training system makes it possible to identify a strategy of social engineering, which is held by students.

Текст научной работы на тему «Подготовка будущих бакалавров социальной работы к организации корпоративной благотворительности»

Программные средства позволяют получить качественную запись достаточно сложного математического текста, который потом можно будет использовать в различных документах. Возможности, предоставляемые данными системами, очень широки: от набора текста в самых простых программных средствах до проведения математических исследований, требующих вычислений и аналитических выкладок; разработок и анализа алгоритмов; математического моделирования и компьютерного эксперимента; анализа и обработки данных; визуализации, графиков; разработке графических и расчетных приложений.

В условиях информатизации образования именно программные средства заслуживают особого внимания для развития умений учителя квалифицированно набирать математический текст. Если у педагога будет развито данное умение - это благоприятно скажется на формировании профессиональной ИКТ-компетенции у учителя, а также на развитии математического образования.

Но и сам математический текст может нести в себе различную информацию, предназначенную для определенных целей. Будь то выступление учителя перед широкой аудиторией или это будет индивидуальная консультация с учеником. В рамках ограниченного времени большое значение будет иметь простота и скорость набора математического текста. Подготовка сложного текста, насыщенного математической символикой, также заслуживает особого внимания. Поэтому существует необходимость выбора наиболее подходящих компьютерных средств для квалифицированного набора учителем математического текста.

В настоящее время отсутствуют исследования, раскрывающие специфику развития умений учителя квалифицированно набирать математический текст в условиях дополнительного профессионального образования. Изучение состояния данного вопроса позволило выявить ряд следующих противоречий:

- между запросом профессионального стандарта педагога и существующими умениями учителя набора математического текста;

- между необходимостью определения средств развития умений учителя квалифицированно набирать математический текст и недостаточной разработанностью педагогических технологий, обеспечивающих этот процесс.

Данные противоречия определили выбор темы исследования - «Развитие умений учителя квалифицированно набирать математический текст в условиях дополнительного профессионального образования».

Цель исследования - обосновать, разработать и реализовать модель развития умений учителя квалифицированно набирать математический текст.

Объект исследования - умения учителя квалифицированно набирать математический текст.

Предмет исследования - процесс развития умений учителя квалифицированно набирать математический текст в условиях дополнительного профессионального образования.

Гипотеза - развитие умений учителя квалифицированно набирать математический текст будет обеспечено в соответствии с профессиональным стандартом педагога, если:

- определено содержание понятия «квалифицированно набирать математический текст»;

- выявлены структура и содержание умений квалифицированно набирать математический текст;

- разработана модель развития умений учителя квалифицированно набирать математический текст в условиях дополнительного профессионального образования;

- выявлена методика реализации модели развития умений учителя квалифицированно набирать математический текст;

- проведен педагогический эксперимент по апробации разработанной модели развития умений учителя квалифицированно набирать математический текст и методике ее реализации.

Цель и гипотеза позволяют сформулировать конкретные задачи, подлежащие решению:

1. Определить содержание понятия «квалифицированно набирать математический текст».

2. Выявить структуру и содержание умений квалифицированно набирать математический текст;

3. Разработать модель развития умений учителя квалифицированно набирать математический текст в условиях дополнительного профессионального образования;

4. Выявить методику реализации модели развития умений учителя квалифицированно набирать математический текст;

5. Провести педагогический эксперимент по апробации разработанной модели развития умений учителя квалифицированно набирать математический текст и методике ее реализации.

Список литературы

1. Бондаренко Л.Н., Домнин Л.Н. Об использовании математических формул при дистанционном обучении [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.e-joe.ru/sod/00/4_00/bo.html.

2. Концепция развития математического образования в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. № 2506-р, 2013. - 9 с.

3. Профессиональный стандарт педагога, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н, 2013. - 20 с.

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ К ОРГАНИЗАЦИИ

КОРПОРАТИВНОЙ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ

Вандышева Людмила Владимировна

доцент, кандидат педагогических наук, Самарский государственный университет

Куриленко Людмила Васильевна

профессор, доктор педагогических наук, Самарский государственный университет

АННОТАЦИЯ

В статье представлена спроектированная система профессиональной подготовки будущих бакалавров социальной работы к организации корпоративной благотворительности, позволяющая им поэтапно приобрести необхо-

димые знания; обоснован и описан содержательный компонент теоретической и практической подготовки; самостоятельная работа студентов определена как элемент подготовки. Анализ реализации системы подготовки позволил выделить стратегии социального проектирования, которых придерживаются студенты. ABSTRACT

Preparing future bachelors of social work to organization of corporate philanthropy.

This article presents the designed system of training future bachelors of social work to organization of corporate philanthropy, allowing them to gradually get necessary knowledge; here is grounded and described a substantial component of theoretical and practical training; independent work of students identified as a part of the course. Analysis of realization of training system makes it possible to identify a strategy of social engineering, which is held by students.

Ключевые слова: корпоративная благотворительность, социальная работа, профессиональная подготовка

Keywords: corporate philanthropy, social work, vocational training

Актуальность проблемы подготовки будущих бакалавров социальной работы к организации корпоративной благотворительности обусловлена несколькими причинами: особенностями развития социальной сферы, гражданского общества, когда возрастает роль бизнес организаций и организаций третьего сектора в решении проблем местного сообщества; тенденциями, существующими в социальном образовании, связанными с двухуровневой системой подготовкой; необходимостью решения проблем, имеющихся у современных студентов и, определяемых вторичной занятостью, трудностями их трудоустройства по полученной в вузе профессии.

Заявленная проблема исследовалась в различных аспектах: анализировались социальные инвестиции бизнеса в социальную сферу (Е.А.Гандрабура, М.И.Либора-кина, М.Г.Флямер); отмечались основные черты корпоративной благотворительности (И.М.Козина, Д.Л.Неча-евский, М.В.Карелина и др.); рассматривалось взаимодействие социальных служб и коммерческих организаций (Н.Ф.Басова, В.Н.Ярской и др.). Социальная работа понимается как вид профессиональной деятельности (Л.В.Ван-дышева, И.Н.Дашибалова, Л.А.Кудринская, Л.В.Кури-ленко и др.), в котором ведущее значение отводится организации взаимодействия между специалистом социальной работы и социальными партнерами. Определенное место в социальном партнерстве занимает корпоративное волонтерство. Однако специфика его организации недостаточно представлена в научном дискурсе. Определенные требования предъявляют к личности корпоративных волонтеров, что свидетельствует о важности их специальной подготовки. Предполагаем, что это возможно достичь в образовательном процессе в вузе.

Анализ деятельности вузов, осуществляющих подготовки специалистов социальной сферы, собственной профессиональной деятельности, показывает, что, как правило, результатом подготовки становится готовность к реализации разнообразного функционально- ролевого репертуара специалиста социальной работы в рамках социального партнерства. Причем недостаточное внимание уделяется решению задачи по созданию в процессе профессиональной подготовки условий для построения студентами собственной стратегии организации корпоративной благотворительности, что предполагает освоение ими теоретических основ проблемы с последующей практической реализацией корпоративной благотворительности, под которой следует понимать модель самостоятельных действий студента, предназначенных для организации благотворительности в организациях.

За основу была взята идея сквозной подготовки специалистов социальной сферы, что позволило нам спроектировать систему подготовки будущих бакалавров социальной работы к организации корпоративной благотворительности на основе методологических позиций гуманистического, интегративного, командного, практико-

ориентированного, системного, филантропического подходов. Содержательный компонент системы интегрирует базовые учебные дисциплины («Искусство общения», «Основы волонтерской деятельности», «Основы проектирования, прогнозирования, моделирования»), что позволяет студентам поэтапно приобрести необходимые знания.

На первом этапе обучения формируются представления об особенностях деловой коммуникации с социальными партнерами в ходе освоения общепрофессиональных и предметных знаний в курсе «Искусство общения». На втором этапе обучения студенты знакомятся с опытом организаций по реализации корпоративной благотворительности. Филантропический подход к профессиональной подготовке реализуется в курсе «Основы волонтерской деятельности», в процессе освоения, которого формируются социально- технологические компетенции. На третьем этапе систематизируются знания о корпоративной благотворительности, необходимые для проектной деятельности (курс «Основы проектирования, прогнозирования, моделирования»).

Практическая подготовка будущих бакалавров социальной работы к организации корпоративной благотворительности осуществляется, во-первых, различными видами практики (учебная, производственная) как самостоятельной части образовательного процесса, во-вторых, социальной практикой, т.е. участием в добровольчестве/ волонтерстве.

Базовые учебные дисциплины дополняются специфическим содержанием («Деловые переговоры: филантропический аспект изучения»; «Анализ реализации корпоративной благотворительности»; «Корпоративная социальная ответственность как основа проекта») на основе междисциплинарных связей и преобладания практической направленности учебных курсов с учетом принципов проблемности, диалогичности, рефлексивности.

Так, «Деловые переговоры: филантропический аспект изучения» ориентирует студентов на эффективное деловое общение с партнерами, представителями коммерческих организаций («благотворители», «спонсоры»). Внимание будущих бакалавров социальной работы акцентируется на том, что коммерческая организация, используя в своей стратегии развития корпоративную благотворительность, тем самым осуществляет специфический подход к взаимодействию с обществом. Это способствует не только повышению ее конкурентоспособности, но является важным фактором интеграции приоритетов развития коммерческих организаций, общества и государства.

Специалист социальной работы, выступая посредником между социальной службой и коммерческой организацией, проявляет деловое сотрудничество - социальное партнерство, потому что от коммуникативных компетенций зависит успех привлечения в социальный проект ресурса организаций. Решение этой задачи и обуслов-

лено выбором кооперативного типа взаимодействия, когда продвижение каждого к своей цели способствует реализации цели партнера. Ведущим видом деятельности на данном этапе подготовки является коммуникативная деятельность, освоение которой помогает в дальнейшем организовать корпоративную благотворительность. Опираясь на закон методического репродуцирования (Т.И.Руднева), согласно которому, в процессе обучения используются те средства, с которыми студенты сталкиваются в практической профессиональной деятельности, на этом этапе мы использовали форму переговоров. Процедура переговоров предполагает: предварительное знакомство с ее структурой; просмотр фильмов, демонстрирующих различные стратегии ведения переговоров; определение ролей участников. Таким образом, выбирается проблема, для решения которой необходим ресурс благотворительности, определяются позиции участвующих в переговорах сторон, составляется предварительный сценарий переговоров и т.п.). В время процедуры проведения переговоров выделяют непосредственных участников, сидящих за переговорным столом и, так называемых «зрителей» (наблюдатели, аналитики, эксперты). Подведение итогов переговоров является обязательным, поскольку помогает участникам процесса утвердиться в собственной компетентности или недостаточной ее сформированности, определить пути своего дальнейшего профессионального совершенствования.

Самостоятельная работа студентов сводится к изучению специальной литературы; подбору, просмотру и анализу фильмов; написанию докладов, эссе; составлению рекомендаций специалисту, организующего переговоры с социальным партнером.

В процессе изучения раздела «Деловые переговоры: филантропический аспект изучения» у студентов формируется стремление к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства; осознание социальной значимости своей будущей профессии; готовность к управлению проведением деловых переговоров в области организации работы по социальному обслуживанию населения и т.п.

В разделе «Анализ реализации корпоративной благотворительности» студентам сообщается информация о сути корпоративной благотворительности, которая понимается как «добровольная деятельность коммерческой организации по оказанию помощи нуждающимся или по поддержке социальных проектов - собственных или других организаций, при этом сфера вложения средств не имеет прямой связи с основной деятельностью компании» [1,с. 107]; вводится понятие «социальное инвестирование», трактуемое как «форма финансовой или иной ресурсной помощи, выделяемой коммерческой организацией на реализацию долгосрочных и, как правило, совместных партнерских программ, направленных на снижение социального напряжения в регионах присутствия компании и повышение уровня жизни различных слоев общества» [2,с.24]; приводятся примеры из опыта зарубежных и отечественных коммерческих организаций, выступающих в роли корпоративных благотворителей.

Студенты вовлекаются в реализуемые на базе коммерческих организаций проекты или в проекты социальных служб, общественных организаций, сотрудничающих с представителями бизнес сообщества. Волонтерская деятельность становится ведущим видом деятельности.

Одной из форм обучения является круглый стол, проведение которого совпадает с празднованием дня добровольцев и направляется на систематизацию представле-

ний студентов о феномене корпоративной благотворительности в местном сообществе, чему способствует привлечение представителей трех секторов гражданского общества и средств массовой информации.

Самостоятельная работа студентов заключается в подготовке докладов, участии в социальных проектах в качестве волонтеров, подготовке к проведению круглого стола, презентации опыта корпоративной благотворительности в местном сообществе.

Формируются следующие профессионально значимые компетенции: готовность к сотрудничеству с коллегами, работе в коллективе; готовность к посреднической, социально- профилактической, консультационной, социально- психологической деятельности по проблемам социализации, абилитации и реабилитации; способность анализировать специфику социокультурного пространства, инфраструктуры обеспечения социального благополучия представителей различных общественных групп и пр.

Раздел «Корпоративная социальная ответственность как основа проекта» предполагает анализ различных интерпретаций понятия «корпоративная социальная ответственность» (в теории корпоративного эгоизма (М.Фридман), теории корпоративного альтруизма (Дж. Гелбрейт), теории «разумного эгоизма» (А.Смит, Ф. Хайек)); рассмотрение структуры корпоративной социальной ответственности (А. Керолл), которая включает: экономическую ответственность как базовую функцию коммерческой организации; правовую ответственность, сводимую к необходимости законопослушности бизнеса в условиях рыночной экономики; этическую ответственность, требующей от коммерческой деятельности соблюдения норм морали; филантропическую ответственность, побуждающую коммерческую организацию к поддержанию и развитию благосостояния общества через добровольное участие в реализации социальных проектов, программ.

Кроме этого к изучению и последующему анализу предлагаются показатели социальной ответственности организаций: общая политика и стратегия организации, направленная на устойчивое развитие окружающей природной и социальной среды; соблюдение норм безопасности и экологических норм; приобретение товаров и услуг у местных поставщиков с соблюдением установленных стандартов; соблюдение безопасности технологии сбыта товаров; открытость при выстраивании отношений между организацией и ее клиентами, обеспечение их точной и правдивой информацией о товаре; создание благоприятных условий труда сотрудников, обучение сотрудников, смягчение последствий реструктурирования и т.д.; эффективность и открытость финансового контроля; вложения в проектно-конструкторские работы; открытость и прозрачность в отношениях с властями и в лоббистской деятельности, участие в диалоге между частными и государственными секторами; выстраивание гармоничных отношений с другими заинтересован-ными сторонами, в частности с местным населением; наличие у коммерческой организации открытой природоохранной политики, регулярное проведение экологической экспертизы.

Студенты анализируют сущность основных моделей развития (американская, континентальная, британская) корпоративной благотворительности, а также моделей (скандинавская, южноевропейская, континентальная, англосаксонская), которые доминируют в странах Европейского союза [3, с. 22-36]. Для полного представления о становлении и развитии концепций корпоративной бла-

готворительности студентам предлагается в качестве самостоятельной работы изучить работы Д.Виндзор, А.Кэр-рола, М. Ван Марревийка, Р.Штойера и др. [4; 5]. На лекции выделяют несколько показателей, соответствие которым, является свидетельством социальной ответственности коммерческих организаций.

Итак, современные коммерческие организации стремятся присоединиться к концепции устойчивого развития, целью которой является совмещение возрастающих человеческих потребностей с естественными возможностями планеты, за счет соблюдения экономического, экологического и социального баланса. При этом социальная ответственность коммерческих организаций выражается в системе последовательных действий в трех направлениях (экономика, экология, социальная сфера), формирующих партнерские отношения между секторами гражданского общества. В результате анализа зарубежного и российского опыта корпоративной благотворительности делается вывод о том, что на стратегию формирования социальной ответственности влияет исторический путь, культура и особенности менталитета страны.

Ведущим видом деятельности на этом этапе выступает проектирование: студенты становятся авторами социальных проектов, где в качестве ресурса выступает корпоративная благотворительность. В ходе социального проектирования студенты придерживаются следующих стратегий:

1. Стратегия «Самостоятельный поиск партнеров» сводится к тому, что студенты предпринимают попытки найти, привлечь коммерческие организации к реализации своих социальных проектов. Как правило, данную стратегию используют в проектах, требующих значительных ресурсов: финансовых, технических, людских и т.п. Примером могут быть проекты, которые предполагают работу с массовой аудиторией, часто к их реализации привлекается проектная команда, состоящая не только из студентов, но и из соответствующего профиля специалистов и т.п.

2. Стратегия «Работа с имеющимися ресурсами» заключается в том, что студенты используют связи, контакты с коммерческими организациями, уже имеющиеся на базе практики, не предпринимая самостоятельных попыток поиска новых ресурсов, новых коммерческих организаций. Эту стратегию студенты используют чаще, чем предыдущую.

Мы выделяем несколько причин подобного выбора: студенческие проекты краткосрочные (реализуются в течение учебного семестра) и носят пилотный характер, в связи с чем, студенты предпочитают решать возникающие задачи «своими силами» с использованием имеющихся ресурсов. Кроме этого определенную роль играет личностный потенциал членов команды- авторов проекта. В случае первой из заявленных стратегий мы будем сталкиваться со студентами с ярко выраженными коммуникативными способностями, лидерскими качествами, амбициозными, деятельными натурами. Вторую стратегию выбирает, как правило, большинство студентов. Данная стратегия позволяет студентам решить поставленные в проекте задачи, приобрести (хотя не в полном объеме) опыт организации корпоративной благотворительности.

3. Стратегия «Отказ от партнеров» выбирается студентами, чьи проекты не требуют привлечения ресурсов коммерческих организаций и выполняются индивидуально или в парах.

Если на третьем этапе обучения студенты в качестве стратегии организации корпоративной благотвори-

тельности используют стратегию «самостоятельный поиск партнеров», то это свидетельствует о высоком уровне развития у них соответствующих компетенций.

Самостоятельная работа на этом этапе сводится к подготовке и реализации социального проекта с последующей подготовкой презентации результатов этой работы. Студентам также предлагается написать статью в вузовскую газету, в социальные сети; разработать рекомендации по совершенствованию организации корпоративной благотворительности в городе, регионе.

Формируются следующие компетенции: способность к инновационной деятельности в социальной сфере, оптимизации ее сочетания с традиционной культурой личной и общественной жизни; быть способным составлять практические рекомендации по использованию результатов научных исследований; готовность к разработке инновационных социальных проектов в рамках мероприятий государственной и корпоративной социальной политики, обеспечения социального благополучия, медико-социальной помощи; готовность разрабатывать комплексные и индивидуальные социальное проекты для привлечения дополнительных финансовых средств (фандрайзинг).

Индивидуальное консультирование на первом этапе обучения ориентирует в коммуникативном пространстве корпоративной благотворительности; на втором этапе - информирует о филантропических технологиях коммерческих организаций. На этом этапе подготовки поддерживает в реализации проектов корпоративной благотворительности.

Во время прохождения различных видов практик студентам предлагались специальные задания: выявить социальных партнеров в виде коммерческих организаций на базах практики (социальные службы); изучить опыт взаимодействия социальных служб и коммерческих организаций; определить проблемы организации корпоративной благотворительности на базах практики и предложить пути оптимизации данного процесса.

Социальная практика организуется на базе центра содействия трудоустройству и подготовки волонтеров Самарского государственного университета и предполагает вовлечение студентов всех курсов в организацию волонтерских акций. При этом функционал волонтеров может быть разнообразным в зависимости от направленности акций, опыта волонтерства у студентов, их мотивов участия и т.п. Участие в волонтерских акциях будущих бакалавров социальной работы способствует их профессионализации, преодолению специфических кризисов обучения, влияет на дальнейшее трудоустройство и т.д. Система сквозной подготовки будущих бакалавров социальной работы к организации корпоративной благотворительности, способствуя успешной практической деятельности выпускников, задает основу для продолжения исследовательского проекта в магистратуре.

Список литературы

1. Вандышева Л.В. Филантропический подход к социальной работе. - Самара: Издательство «Самарский университет», 2013. — 120с.

2. Корпоративная социальная ответственность: управленческий аспект / под общ. ред. И. Ю. Беляевой, М. А. Эскиндарова. М.: КноРус, 2008. — 504с.

3. Кузнецова Н.В., Маслова Е.В. Модели Корпоративной социальной ответственности // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2013. № 4(24). — С. 22-36.

4. Carrol A. Corporate Social Responsibility: Evolution Development: A theoretical Exploration of Business-of Definitional Construct // Business and Society, Society Relations // Journal of Business Ethics. 2005. 1999. Vol. 38. N.3. — P.268-295. Vol.61. №3. — P.263-281.

5. Steurer R., Langer M., Konrad A., Martinuzzi A. Corporations, Stakeholders and Sustainable

РОЛЬ ПРАВОВОЙ ПОДГОТОВКИ В ФОРМИРОВАНИИ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ «ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»

Вдовина Ирина Валерьевна

Канд. техн. наук, доцент кафедры безопасности производства и промышленной экологии ФГБОУ ВПО Уфимский

государственный авиационный технический университет, г. Уфа

АННОТАЦИЯ

Приведена оценка значимости правовых компетенций, сформированных у студентов направления «Техносфер-ная безопасность», для успешности их профессиональной деятельности. Проанализированы требования государственных образовательных стандартов второго и третьего поколений в части правовой подготовки выпускников. Обоснована необходимость расширения спектра правовых дисциплин в учебных планах подготовки по направлению «Техносферная безопасность». ABSTRACT

The assessment of the importance of legal competence, the students formed direction «Technosphere safety» for the success of their professional activities. Analyzing the requirements of state educational standards of second and third generations of the legal training of graduates. The necessity of expanding the range of legal disciplines in the curriculum of education in «Technosphere safety».

Ключевые слова: техносферная безопасность, компетенции, подготовка, нормативно-правовая база, стандарты образования

Keywords: technosphere safety, competence, training, legal framework, education standards

Человечество на каждом этапе своего развития стремилось оптимизировать свою деятельность при помощи различных орудий труда, а впоследствии машинами и роботизированной техникой. Тем самым окружающее пространство человек превратил в техносферу, т.е. определенную область, в которой распространены технические изделия, устройства, созданные человеком. На сегодняшний день под техносферой понимают часть биосферы, преобразованной человеком масштабным использованием технических объектов для удовлетворения потребностей общества. Окружив себя техническими системами различной сложности, человек породил новую среду, которая стала представлять серьезную угрозу для создателя. Мировые катастрофы, такие как выброс диоксинов в Севезо (1976), метилизоцианата в Бхопале (1984), взрыв на Чернобыльской АЭС (1986) и множество других событий, которые стали огромной трагедией для человечества, привели к осознанию того, что необходимо развивать знания о сформировавшейся техносфере и учиться защищаться от тех опасностей, которые человек сам же и сотворил. Так стало развиваться направление, которое получило название «техносферная безопасность».

В общем смысле, под термином «техносферная безопасность» понимают состояние защищенности личности, общества, государства от опасностей, порожденных техносферой. В связи с неутешительной статистикой техногенных аварий и катастроф, становится понятно, что специалисты в области обеспечения безопасности труда, экологической и промышленной безопасности, которые являются составляющими техносферной безопасности, востребованы сегодня, как никогда.

Образовательное направление «Техносферная безопасность» стало приемником такого направления подготовки, как «Безопасность жизнедеятельности в техносфере», которое, в свою очередь, стала ответом на осознание необходимости введения сначала отдельной

дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» во все Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования 1 -го и 2-го поколений, а затем ее выделение в отдельное образовательное направление с подготовкой квалифицированных специалистов в области защиты человека от опасностей различного происхождения.

После аварии в г.Севезо одним из первых шагов развитых стран в направлении обеспечения безопасности промышленных объектов стало принятие Директивы Европейского сообщества от 24 июня 1982 г. № 82/501/ЕЭС по предотвращению крупных промышленных аварий (Директива Севезо), на основе которой в дальнейшем развивалось законодательство в области промышленной безопасности в разных странах. На основе принятой директивы и иных нормативно-правовых актов стали разрабатываться и внедряться различные организационные и технические методы безопасности. Таким образом, видно, что нормативно-правовая база есть один из ключевых аспектов в обеспечении техносферной безопасности.

На сегодняшний день законодательная база обеспечения техносферной безопасности претерпевает серьезные изменения. Принимаются новые законы, вступают в силу редакции нормативно-правовых актов, содержащие новые требования к регулированию правоотношений в установленной сфере. Например, в сфере охраны труда принятие Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ ФЗ «О специальной оценке условий труда». В сфере промышленной безопасности изменения Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» №116-ФЗ в редакции Федерального закона от 04.03.2013 №22-ФЗ, предусматривающие классификацию опасных производственных объектов по 4 классам опасности и установлении определенного надзорного режима, а, следовательно, перерегистрацию опасных производ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.