Научная статья на тему 'Технологии привлечения и обучения волонтеров в Кубанском государственном технологическом университете'

Технологии привлечения и обучения волонтеров в Кубанском государственном технологическом университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2026
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВОЛОНТЕРСТВО / ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО / ВОЛОНТЕРЫ / СТУДЕНТЫ ВУЗА / VOLUNTEER ACTIVITY / VOLUNTEERISM / VOLUNTEERS / UNIVERSITY STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Медведева Алина Сергеевна, Кружков Денис Александрович

В статье рассматриваются технологии привлечения волонтеров и обучения их добровольческой деятельности на базе центра подготовки волонтеров «Политехник» при ФГБОУ ВО КубГТУ. Описано место волонтерской работы в системе учебного процесса по физическому воспитанию в вузе и организации разносторонней подготовки студенческой молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Медведева Алина Сергеевна, Кружков Денис Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers technologies of attraction of volunteers and training voluntary activity on the basis of the center of preparation of volunteers “Polytechnic” at FSBEI HE KubSTU are considered. The place of volunteer work in the system of educational process on physical education in the university and organization of versatile preparation of students is described.

Текст научной работы на тему «Технологии привлечения и обучения волонтеров в Кубанском государственном технологическом университете»

УДК 796.011.1 ББК 75.1 М-42

Медведева Алина Сергеевна, соискатель кафедры социально-культурного сервиса и туризма ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма», e-mail: mas1991@list.ru;

Кружков Денис Александрович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-культурного сервиса и туризма ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма», e-mail: kgafk@mail.ru

ТЕХНОЛОГИИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ВОЛОНТЕРОВ В КУБАНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ

УНИВЕРСИТЕТЕ (рецензирована)

В статье рассматриваются технологии привлечения волонтеров и обучения их добровольческой деятельности на базе центра подготовки волонтеров «Политехник» при ФГБОУ ВО КубГТУ. Описано место волонтерской работы в системе учебного процесса по физическому воспитанию в вузе и организации разносторонней подготовки студенческой молодежи.

Ключевые слова: волонтерская деятельность, волонтерство, добровольчество, волонтеры, студенты вуза.

Medvedeva Alina Sergeevna, a competitor of the Department of Social and Cultural Service and Tourism of FSBEI HE "Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism", e-mail: mas1991@list.ru;

Kruzhkov Denis Alexandrovich, Candidate of Pedagogics, an associate professor of the Department of Social and Cultural Service and Tourism of FSBEI HE "Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism", e-mail: kgafk@mail.ru

TECHNOLOGIES OF ATTRACTION AND TRAINING OF VOLUNTEERS IN THE KUBAN STATE TECHNOLOGICAL

UNIVERSITY

(reviewed)

The article considers technologies of attraction of volunteers and training voluntary activity on the basis of the center of preparation of volunteers "Polytechnic" at FSBEI HE KubSTU are considered. The place of volunteer work in the system of educational process on physical education in the university and organization of versatile preparation of students is described.

Key words: volunteer activity, volunteerism, volunteerism, volunteers, university students.

Актуальность исследования. В настоящее время в добровольчество во всем мире включены миллионы людей. Волонтерство или добровольчество ведет общество к безопасности, свободе, миру и справедливости [2]. Стоит отметить, что успех волонтерской программы «Сочи-2014» заложил фундамент развитию добровольчества в

России и сформировал моду на участие в волонтерской деятельности. Образовательные организации, ставшие участниками проекта по подготовке добровольческого корпуса для организации и проведения XXII Олимпийских и XI Паралимпийских зимних игр «Сочи-2014» (в числе которых был и КубГТУ), смогли по достоинству оценить плюсы и преимущества наличия активно работающих волонтерских организаций в структуре учебного заведения и готовы делиться технологиями и методиками развития волонтерства с другими образовательными организациями [2; 8].

Гипотеза. На основе изучения опыта организации волонтерской деятельности на современном этапе выделены перспективные технологии привлечения и обучения добровольцев в КубГТУ, которые при условии интеграции в учебный процесс позволят оптимизировать уровень культуры личности студентов.

Объект исследования - процесс использования технологий привлечения и обучения волонтеров КубГТУ в учебном процессе студентов вузов студентов.

Предмет исследования - возможности использования технологий привлечения и обучения волонтеров КубГТУ в процессе обучения и воспитания.

Цель исследования - определение перспективных технологий привлечения и обучения волонтеров для использования в образовательном процессе студентов КубГТУ.

Задачи исследования:

- изучить опыт использования технологий привлечения и обучения волонтеров в других вузах;

- выявить наиболее эффективные технологии привлечения и обучения волонтеров для использования в профессиональном воспитании;

- разработать рекомендации по правильному использованию технологий привлечения и обучения волонтеров в образовательном процессе студентов КубГТУ.

В управлении добровольческими ресурсами под привлечением волонтеров на мероприятия, или рекрутингом, традиционно понимается процесс поиска, отбора и формированием пула желающих стать участниками в реализации конкретного проекта [6, 7]. Успех этого процесса, прежде всего, зависит от качественной организации его мотивационной, информационной, коммуникационной и организационной составляющих. Мотивационный компонент связан с активизацией энергетических ресурсов волонтера, его способностью к творчеству. Организационный задает вектор движения. Информационный вскрывает причинно-следственные связи, а коммуникационный выстраивает весь процесс в единую логическую цепочку [7].

В активной фазе рекрутинга добровольцев, как показывает практика, необходимо ставить во главу угла их мотивацию к волонтерской деятельности. По сути, основным побуждением к волонтерской деятельности является альтруизм, как открытое и бескорыстное желание делать добрые дела.

Устойчивым основанием для волонтерской деятельности также являются и социальные мотивы (желание избавиться от повседневной скуки с помощью новых друзей, самоутвердиться в обществе через личную причастность к социально-значимому делу и т.д.).

Сущностные (экзистенциальные) мотивы характеризуют то, насколько волонтерская деятельность подчинена идеям служения, самореализации, ответственности

и т.д. [8]. Участие в помощи ближним для современной молодежи является важным фактором личностного роста, так как человек по собственной доброй воле участвует в проектах [5].

Определение ключевой мотивации поможет организаторам отобрать лучших из числа потенциальных волонтеров, оценить осознанность их выбора, а также другие факторы, определяющие возможности участия в реализации данного проекта.

Наряду с определением детерминирующих мотивационных звеньев, рациональному привлечению добровольческих ресурсов будет способствовать четкое понимание на всех уровнях от организатора до исполнителя следующих важных аспектов, таких как: каналы коммуникации с кандидатами, особенности волонтерских функций, методики, применяемые в системе отбора кандидатов, приемы погружения отобранных добровольцев в выполняемую работу [8]. Первостепенное значение в связи с этим имеет использование коммуникационного потенциала социальных сетей, интернет-форумов и сайтов образовательных организаций.

Важное условие начала привлечения волонтеров - оформленное в виде компактного текста описание предстоящей работы. Такой текст должен содержать описание требований к кандидату, его прав и обязанностей, характера и режима работы, системы взаимодействия с партнерами, способов оценки качества ожидаемых результатов.

При привлечении и подготовки волонтеров нужно следить за текущей проектной деятельностью, реализацией графика работы и плана привлечения и подготовки волонтеров согласно установленным квотам [1].

Эффективным способом заполнения волонтерских вакансий является создание специализированной группы в социальных сетях с включением в нее потенциальных добровольцев, в которой публикуются открытые волонтерские вакансии.

В зависимости от направленности деятельности волонтерской организации, специалистами выделяются различные способы рекрутинга добровольцев:

1. Стихийный набор - распространение печатной информации (разнообразных проспектов, лифлетов, брошюр организации), использование служб объявлений (газеты, радио, ТВ, интернет), контакты с административно-управленческим аппаратом и структурными подразделениями вуза.

2. Целенаправленный набор, предполагающий тематические встречи с целевой аудиторией потенциальных волонтеров.

3. Концентрический набор, основанный на привлечении волонтеров из контингента, находящегося во взаимосвязи с вузом.

4. Привлечение добровольцев из состава семей и ближайшего окружения активистов волонтерского движения университета.

Основную работу по привлечению добровольцев ведет вузовский центр «Политехник, организационная структура которого представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 - Структура волонтерского центра «Политехник» Практика показывает, что в основном вовлечение в волонтерскую деятельность происходит путем личных контактов действующих и потенциальных участников конкретных проектов [8].

Непосредственным этапом развития добровольчества в вузе является обучение, которое должно осуществляться на высококачественном уровне, и должно выступать

действенным мотивирующим инструментом при планировании и реализации добровольческой деятельности.

Содержание программы обучения должно зависеть от знаний и навыков, которыми уже обладает волонтер, от характера той работы, которая ему предстоит. Обучающий курс необходим, если волонтеры привлекаются для реализации совершенно незнакомого для них вида деятельности. Общая система подготовки представляет три этапа: базовая подготовка, практика, самостоятельная проектная работа волонтера. По мере развития навыков, волонтеры начинают испытывать потребность в увеличении знаний и расширении круга обязанностей [6, 8].

Миссия программы привлечения и подготовки волонтеров в КубГТУ заключается в системном развитии добровольческого движения в регионе, массированном продвижении добровольческих ценностей не только в молодежной среде, но и в иных половозрастных и социальных группах.

Основные этапы обучения волонтеров, реализованные в КубГТУ:

1. Базовое обучение, заключающееся в освоении волонтерами основ знаний, умений, навыков и компетенций необходимых для осуществления элементарной добровольческой деятельности (например, вводные тренинги).

2. Событийное обучение, предполагающее направленную подготовку к участию в организации и проведении отдельных мероприятий, через участие в специализированных тренингах, программах наставничества, передачи опыта, обучении на объектах.

3. Передача опыта также способствует профессиональному росту волонтера, помогая ему попробовать себя во многих мероприятиях, развить новые компетенции и развивает мотивацию к пролонгированию.

Профессионально-ориентированная подготовка добровольцев может и должна реализовываться на всех этапах, начиная от формирования желания включиться в добровольчество, так и во время активного участия в ней. Данный процесс должен быть также как непрерывным, так и постоянным. Различают обучение на рабочем месте и обучение вне рабочего места. Применяются следующие технологии подготовки волонтеров: деловые игры, тренинги, метод проблемных ситуаций, рабочий инструктаж, система семинарских занятий. Помимо очных методов обучения добровольцев возможна организация дистанционного обучения волонтеров на курсах и вебинарах [8, 10].

Основным требованием для привлекаемых волонтеров является не только получение знаний и развитие компетенций, которые будут способствовать успешной добровольческой деятельности, но и конвертация результатов своей деятельности в удовлетворение собственных потребностей, личную и профессиональную самореализацию, жизненный успех [3].

Резюмируя вышесказанное можно констатировать, что отсутствие в российском законодательстве единого подхода к определению терминов «доброволец» и «волонтер» приводит к путанице в определении общественного и юридического статуса этих тождественных понятий. Помимо этого отсутствует в законодательстве требования осуществлять страхование жизни и здоровья добровольцев, нет практики и нормативно -правовой основы для учета общественного «добровольческого (волонтерского) стажа» и многое другое. С целью решения правовых проблем проводятся круглые столы, в

которых участвуют ведущие волонтерские центры Кубани, общественные организации и представители власти.

В современных условиях добровольческая деятельность является одним из самых распространенных видов социальной активности молодежи, которая опирается в своем развитии не только на отечественные традиции, но и на мировой опыт благотворительности и добровольчества. При этом в КубГТУ решаются задачи оказания комплексной помощи и поддержки нуждающимся людям, прежде всего, в изменении базовых ценностей и ориентиров, помогающих становлению и самосовершенствованию личности, позволяющих человеку вести здоровую, продуктивную и насыщенную жизнь.

Литература:

1. Авсиевич Ю.В., Крутицкая Е.В. Оценка деятельности волонтерских центров. Москва: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2015. 48 с.

2. Ароянц А.А., Мовсисян М.М. Роль волонтерства в формировании и развитии общества: традиции и современность // Гражданское общество в России: вызовы современности: сборник научных трудов Ульяновского ГТУ. Ульяновск, 2016. С. 251-256.

3. Васечкина М.С., Ароянц А.А. Моделирование процесса формирования навыка создания письменных средств PR-коммуникации у студентов специальности «Связи с общественностью» // Физическая культура, спорт - наука и практика. 2013. №2. С. 54-59.

4. Методические рекомендации по учету волонтерской деятельности учащихся школ, студентов СПО и ее оценке при поступлении в вузы / Дурнева Е.Е. [и др.]. Москва: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2015. 39 с.

5. Ефремова М. Руководство по работе с волонтерами: методическое пособие // Вестник миссионерского отдела Московской епархии. Москва: Изд. Московской епархии, 2013. С. 111-140.

6. Крутицкая Е.В., Огнев А.С. Методические рекомендации по организации и развитию волонтерства в вузе. Москва: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2015. 104 с.

7. Мартыненко Н.М. Организационно-педагогические условия внедрения прикладного олимпийского образования в систему физического воспитания Кубанского государственного университета // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2016. Вып. 1. С. 71-75.

8. Мартыненко Н.М. Эффективность использования личностно-ориентиро-ванного олимпийского образования в процессе физического воспитания студентов педагогических вузов // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2015. Вып. 3. С. 114-121.

9. Медведева А.С., Кружков Д.А. Применение асан фитнес-йоги в системе физического воспитания студентов вузов // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2017. Вып. 2. С. 59-64.

10. Поддубная Т.Н. Методология, теория и практика социальной защиты детства в современной России: автореф. дис. ... на соиск. уч. степ. д-ра педагог. наук / Южный фед. ун-т. Ростов-на-Дону, 2007.

11. Радько И.В. Методические рекомендации по развитию добровольческой (волонтерской) деятельности молодежи в средних профессиональных учебных заведениях

Российской Федерации / отв. ред. Е.В. Крутицкая. Москва: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2015. 64 с.

12. Показатели и критерии оценки сформированности компетенций у бакалавров по направлению подготовки 43.03.02 «Туризм» в контексте ФГОС ВО 3+ / Поддубная Т.Н. [и др.] // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2016. Вып. 1. С. 76-81.

13. Скульчес Д.В., Мовсисян М.М. Волонтерство в России: прошлое, настоящее и будущее // Теория и практика олимпийского образования на Юге России: материалы межрегиональной научно-практической конференции Олимпийской академии Юга / Куб. гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма. Краснодар, 2015. С. 102-107.

Literature:

1. Avsievich Yu.V., Krutitskaya E.V. Evaluation of volunteer centers. Moscow: RIC MSHU named after M.A. Sholokhov, 2015. 48 p.

2. Aroyants A.A., Movsisyan M.M. The Role of volunteering in the formation and development of society: traditions and modernity // Civil Society in Russia: challenges of the present: a collection of scientific works of Ulyanovsk State Technical University. Ulyanovsk,

2016. P. 251-256.

3. Vasechkina M.S., Aroyants A.A. Modeling the process of formation of the skills of creating written means of PR communication in students of the specialty of "Public Relations" // Physical culture, sport - science and practice. 2013. № 2. P. 54-59.

4. Methodological recommendations on the accounting of volunteer activity of schoolchildren, SVE students and its evaluation when entering universities / Durneva E.E. [and oth.]. Moscow: RIC MSHU named after M.A. Sholokhov, 2015. 39 p.

5. Efremova M. Guide to working with volunteers: a methodical guide / / Messenger missionary department of the Moscow diocese. Moscow: Izd. Moscow Diocese, 2013. P. 111140.

6. Krutitskaya E.V., Ognev A.S. Methodical recommendations on the organization and development of volunteerism in a university. Moscow: RIC MSHU named after M.A. Sholokhov, 2015. 104p.

7. Martynenko N.M. Organizational and pedagogical conditions for the introduction of applied Olympic education in the physical education system of the Kuban State University // Bulletin of Maikop State Technological University. 2016. Vol. 1. P. 71-75.

8. Martynenko N.M. Efficiency of using personality-oriented Olympic education in the process ofphysical education of students ofpedagogical universities // Bulletin of Maikop State Technological University. 2015. Vol. 3. P. 114-121.

9. Medvedeva A.S., Kruzhkov D.A. Application of fitness yoga asanas in the system of physical education of university students // Bulletin of Maikop State Technological University.

2017. Vol. 2. P. 59-64.

10. Poddubnaya T.N. Methodology, theory and practice of social protection of childhood in modern Russia: abstract of dis. ... Dr. of Pedagogics / Southern fed. university. Rostov-on-Don, 2007.

11. Radko I.V. Methodological recommendations on the development of voluntary (volunteer) activities of youth in secondary vocational institutions of the Russian Federation / Ed. by E.V. Krutitskaya. Moscow: RIC MSHU named after M.A. Sholokhov, 2015. 64p.

12. Indicators and criteria for assessing the formation of competencies in Bachelors in the field of training of 43.03.02 "Tourism" in the context of FSES HE 3+ / Poddubnaya T.N. [and others] //Bulletin of Maikop State Technological University. 2016. Vol. 1. P. 76-81.

13. Skulches D.V., Movsisyan M.M. Volunteering in Russia: past, present and future // Theory and Practice of Olympic Education in the South of Russia: materials of the interregional scientific and practical conference of the Olympic Academy of the South / Kuban state univ. of Physical culture, Sport and Tourism. Krasnodar, 2015. P. 102-107.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.