Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА К КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ СРЕДСТВАМИ МОДЕЛИРОВАНИЯ'

ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА К КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ СРЕДСТВАМИ МОДЕЛИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
учитель-логопед / моделирование / модель / коррекция звукопроизношения / методы подготовки / подготовка будущего учителя-логопеда / teacher-speech therapist / modeling / model / correction of sound reproduction / methods of preparation / preparation of the future teacherspeech therapist

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Э.Ф. Насырова, А.С. Слепухина

В статье рассмотрены вопросы, связанные с профессиональной подготовкой будущих учителей-логопедов к работе с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения. С каждым годом наблюдается увеличение количества детей со сложной структурой дефекта, которые нуждаются в длительном логопедическом сопровождении. Поэтому подготовка молодых специалистов требует новых форм и методов обучения, позволяющих подготовить студентов к реальным условиям профессиональной деятельности. Повышение уровня подготовки будущих учителей-логопедов требует научно обоснованного подхода. В исследование рассмотрены принципы и этапы применения метода моделирования. Теоретический анализ научной литературы позволил проанализировать степень изученности рассматриваемой темы. В рамках исследования проведено тестирование среди студентов с целью определения эффективности применения метода моделирования в педагогической практике, а также проведен опрос среди педагогов с целью определения уровня использования метода моделирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARATION OF A FUTURE SPEECH THERAPIST TEACHER FOR CORRECTION OF SOUND REPRODUCTION BY MEANS OF MODELING

The article deals with issues related to the professional training of future speech therapists to work with children with impaired sound reproduction. Every year there is an increase in the number of children with a complex defect structure who need long-term speech therapy support. Therefore, the training of young specialists requires new forms and methods of training that allow students to prepare for the real conditions of professional activity. Improving the level of training of future speech therapy teachers requires a scientifically based approach. The principles and stages of the application of the modeling principle are considered in the study. Theoretical analysis of scientific literature allowed to analyze the degree of study of the topic under consideration. As part of the study, testing is conducted among students in order to determine the effectiveness of the modeling method in pedagogical practice, and a survey was conducted among teachers in order to determine the level of use of the modeling method.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА К КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ СРЕДСТВАМИ МОДЕЛИРОВАНИЯ»

контрольных занятиях. В процессе работы над улучшением качества знаний эти студенты демонстрировали деловой подход к решению проблемы: напоминали о готовности улучшить качество знаний и докладывали об объеме выполненных работ Студенты-«хорошисты» проявляли интерес к эталонам ответов на «удовлетворительно», «хорошо», «отлично». Большинство из них оценили достижение эталона «отлично» как «очень трудный» и выбрали вариант эталона «хорошо» (80%).

Таким образом, студенты-«хорошисты» проявляли контролируемую личностную тревожность, умеренный уровень переживания значимости проблемы на фоне повышения уровня ситуативной тревожности (на этапе улучшения качества знаний).

Положительной стороной проявления перфекционизма «отличников» и «хорошистов» являлась тенденция малоосознаваемого личностного роста и процессуальной мотивации в учебно-профессиональной деятельности. Отрицательной стороной проявления рассматриваемого личностного свойства выступает склонность студентов к проявлению дисфункциональных характеристик: следование высоким социальным стандартам, сомнение в собственных действиях, личностная и ситуативная тревожность.

Результаты эмпирического исследования указали на то, что студенты-«от-личники» и «хорошисты» характеризуются не только различиями во внешнем и внутреннем плане деятельности, но и наблюдается дифференциация свойств личности внутри каждого сценария перфекционизма.

К основным выводам исследования мы относим заключение об основах разработки программы психотерапевтического сопровождения и предупреждения невротического сценария перфекционизма: необходима дифференциация разделов в программе по критерию результативности деятельности и индивидуально-типологических особенностей.

Библиографический список

В результате проведенного исследования были выявлены перфекциони-стические переживания «отличников» и «хорошистов». Индивидуально-типологические особенности студентов проявились в поведенческих характеристиках, направленных на достижение желаемого результата учебно-профессиональной деятельности.

Индивидуально-типологические особенности студентов необходимо развивать в следующих направлениях: самопознание позитивных и негативных качеств личности; формирование чувства уверенности и успеха; содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам; развитие навыков излагать собственное мнение от первого лица и гибкого поведения при реализации поставленных целей, навыка анализа собственного мнения о себе (результатах деятельности) и интерперсональной обратной связи, формирование экспрессивного способа проживания событий.

Основываясь на результатах нашего исследования, мы можем сделать вывод о том, что перфекционизм неразрывно связан с дезадаптивностью личности. Дезадаптивность личности является одной из причин токсического восприятия текущих ситуаций и событий в учебно-профессиональной деятельности студента, обесценивания ценности собственного «Я», конфликтности, негативных психоэмоциональных состояний и т. д. В поведении испытуемых в учебно-профессиональной деятельности проявились такие явные характеристики перфек-ционизма, как стремление к безупречности и совершенству.

Дальнейшие исследования взаимосвязи перфекционизма и тревожности студентов вузов позволят получить информацию о проявлении этого феномена на разных ступенях обучения. Новые эмпирические данные дополнят методологическую основу для разработки программы психотерапевтического сопровождения позитивного перфекционизма студентов, формирования социально и психически здоровой студенческой молодежи.

1. Гаранян Н., Холмогорова А., Юдеева Т. Перфекционизм, депрессия и тревога. Московский психотерапевтический журнал. 2001; № 4: 18-49.

2. Гаранян Н.Г. Типологический подход к изучению перфекционизма. Вопросы психологии. 2009; № 6: 52-60.

3. Гаранян Н.Г Перфекционизм и психические расстройства (обзор зарубежных эмпирических исследований). Терапия психических расстройств. 2006; № 1: 23-31.

4. Гаранян Н.Г, Васильева М.Н. Перфекционизм как прогностический признак неблагоприятного течения депрессивных расстройств. Психологический журнал. 2014; № 5: 51-61.

5. Грачева И.И. Адаптация методики «Многомерная шкала перфекционизма» П. Хьюитта и Г Флетта. Психологический журнал. 2006; № 6.

Referеnces

1. Garanyan Holmogorova А., Yudeeva Т. Perfekcionizm, depressiya i ^ода. Moskovskijpsihoterapevticheskijzhurnal. 2001; № 4: 18-49.

2. Garanyan N.G. Tipologicheskij podhod к izucheniyu perfekcionizma. Voprosy psihologii. 2009; № 6: 52-60.

3. Garanyan N.G. Perfekcionizm i psihicheskie rasstrojstva (obzor zarubezhnyh 'empiricheskih issledovanij). Terapiya psihicheskih rasstrojstv. 2006; № 1: 23-31.

4. Garanyan N.G., Vasil'eva М.№ Perfekcionizm kak prognosticheskij priznak neblagopriyatnogo techeniya depressivnyh rasstrojstv. Psihologicheskijzhumal. 2014; № 5: 51-61.

5. Gracheva 1.1. Adaptaciya metodiki «Mnogomernaya shkala perfekcionizma» Р. H'yuitta i G. Fletta. Psihologicheskijzhurnal. 2006; № 6.

Статья поступила в редакцию 10.05.23

УДК 378

Nasyrova E.F., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Surgut State University (Surgut, Russia), E-mail: nasyrov_ef@surgu.ru

Slepukhina A.S., postgraduate, Surgut State University (Surgut, Russia), E-mail: slepuhina.alena@bk.ru

PREPARATION OF A FUTURE SPEECH THERAPIST TEACHER FOR CORRECTION OF SOUND REPRODUCTION BY MEANS OF MODELING. The article deals with issues related to the professional training of future speech therapists to work with children with impaired sound reproduction. Every year there is an increase in the number of children with a complex defect structure who need long-term speech therapy support. Therefore, the training of young specialists requires new forms and methods of training that allow students to prepare for the real conditions of professional activity. Improving the level of training of future speech therapy teachers requires a scientifically based approach. The principles and stages of the application of the modeling principle are considered in the study. Theoretical analysis of scientific literature allowed to analyze the degree of study of the topic under consideration. As part of the study, testing is conducted among students in order to determine the effectiveness of the modeling method in pedagogical practice, and a survey was conducted among teachers in order to determine the level of use of the modeling method.

Key words: teacher-speech therapist, modeling, model, correction of sound reproduction, methods of preparation, preparation of the future teacher-speech therapist

Э.Ф. Насырова, д-р пед. наук, проф., Сургутский государственный университет, г. Сургут, E-mail: nasyrova_ef@surgu.ru

А.С. Слепухина, аспирант, Сургутский государственный университет, г. Сургут, E-mail: slepuhina.alena@bk.ru

ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА К КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ СРЕДСТВАМИ МОДЕЛИРОВАНИЯ

В статье рассмотрены вопросы, связанные с профессиональной подготовкой будущих учителей-логопедов к работе с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения. С каждым годом наблюдается увеличение количества детей со сложной структурой дефекта, которые нуждаются в длительном логопедическом сопровождении. Поэтому подготовка молодых специалистов требует новых форм и методов обучения, позволяющих подготовить студентов к реальным условиям профессиональной деятельности. Повышение уровня подготовки будущих учителей-логопедов требует научно обоснованного подхода. В исследование рассмотрены принципы и этапы применения метода моделирования. Теоретический анализ научной литературы позволил проанализировать степень изученности рассматриваемой темы. В рамках исследования проведено тестирование среди студентов с целью определения эффективности применения метода моделирования в педагогической практике, а также проведен опрос среди педагогов с целью определения уровня использования метода моделирования.

Ключевые слова: учитель-логопед, моделирование, модель, коррекция звукопроизношения, методы подготовки, подготовка будущего учителя-логопеда

Актуальность представленной к рассмотрению темы связана с вопросом эффективной подготовки будущих учителей-логопедов к коррекции звукопроиз-ношения у детей. Нарушения звукопроизношения являются одним из ведущих дефектов в структуре речевых нарушений. Своевременная коррекционно-об-разовательная деятельность должна способствовать предупреждению отрицательного влияния речевых расстройств на психическое развитие детей. Поэтому возрастает потребность в высококвалифицированных специалистах, способных своевременно выявить и оказать профессиональную логопедическую помощь детям с нарушением звукопроизношения. Для будущего учителя-логопеда важно умение применять теоретические знания по коррекции звукопроизношения в реальных условиях образовательной среды. Для полноценного усвоения студентами необходимых знаний и формирования профессиональных компетенций необходима организация таких действий, которые отражали бы непосредственно профессиональную деятельность учителя-логопеда. В свою очередь, моделирование является одним из способов применения теоретических знаний в практической деятельности в рамках обучения в вузе.

Цель статьи заключается в обосновании использования моделирования коррекции звукопроизношения как фактора, осуществляющего подготовку студентов в коррекционно-образовательной деятельности. Объект исследования -методы моделирования в процессе подготовки будущих учителей-логопедов.

Исходя из цели исследования, нами определены основные задачи:

1. Рассмотреть определение понятий «моделирование» и «модель».

2. Представить принципы и этапы применения моделирования.

3. Определить влияния моделирования на студентов в образовательной деятельности.

Для решения поставленных задачи в процессе исследования применялись эмпирические и теоретические методы

. Был проведен анализ научной литературы и организовано тестирование будущих учителей-логопедов.

Научная новизна исследования заключается в теоретическом анализе научной литературы и разработке рекомендаций по применению моделирования коррекции звукопроизношения при подготовке будущих учителей-логопедов.

Теоретическая значимость работы связана с расширением знаний о возможностях применения моделирования в процессе подготовки студентов дефектологического направления.

Практическая значимость исследования заключается в использовании в процессе обучения средствам моделирования нарушений звукопроизношения у детей, что позволит сформировать у будущих педагогов практический навык коррекции звукопроизношения у детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Существуют исследования, указывающие на эффективность применения методов моделирования при подготовке студентов. Современная образовательная среда обладает большим количеством разных ресурсов реализации метода моделирования, но при этом метод не имеет широкого применения среди гуманитарных направлений. Например, применение метода моделирования является распространенным явлением в исследовании природных явлений, экономики и ядерных реакций. Поэтому при применении метода моделирования в ходе подготовки будущих учителей-логопедов необходимо понимание моделирования как одного из методов обучения.

Под моделированием можно понимать изучение объекта (действия, события) посредством создания его модели (копии). При этом модель должна отражать основные черты и особенности изучаемого объекта. Модель не может повторить изучаемый объект в точности, но может отражать его основные свойства. Для применения метода моделирования необходимо разделять такие понятия, как «модель» и «моделирование». Для этого рассмотрим взгляды ученых, занимавшихся вопросами моделирования.

Вопросами моделирования занимались такие исследователи, как А.Н. Леонтьев, К.Е. Морозова, В.А. Штоф, П.В. Копнина и Р.А. Низамов.

Этимологически термин «модель» восходит к итальянскому «modello», основой которого выступает слово «modellus» (народная латынь), или «modulus» (латынь), являющееся уменьшительной формой от латинского «modus» [1].

Согласно М. Пешеля, специалисту в области кибернетики, науки об общих закономерностях процессов управления и связи в организованных системах (в машинах, живых организмах и обществе), «модель есть результат процесса познания, зафиксированный в мозгу или вне его на подходящей физической среде» [2]. Абсолютно противоположной позиции придерживаются Ю. Иванилов и A. Лотов, считающие, что «под словом модель в широком понимании имеется в виду либо некий образ (в том числе условный или мысленный) объекта, интересующего нас, либо, наоборот, прообраз некоторого объекта или системы объектов» [2].

Штоф В.А. рассматривал модели как специфические образы, сходные по своему содержанию с моделируемыми объектами [3]. Он считал, что под моделью в широком смысле понимают мысленно или практически созданную структуру, воспроизводящую ту или иную часть действительности в упрощенной (схематизированной или идеализированной) и наглядной форме [4].

Разное понимание понятия «модель» говорит о разных способах её использования в практической деятельности. РА. Низамов выделял перспективные возможности использования метода моделирования не только педагогами, но и студентами: «Самостоятельное моделирование студентами различных явлений, процессов представляет особую ценность в развитии их творческих

способностей» [5]. В условиях современной образовательной среды существуют различные методы обучения, в структуре которых возможно использовать моделирование. Студенты могут самостоятельно составлять схематические модели прочитанного текста, книги или видео урока, отражающие содержание изученного материала. А.Е. Кононюк, говоря о роли модели в процессе познания, анализа ситуации, обращает внимание на ее свойства замещать «реальный объект (систему), сохраняя некоторые наиболее важные для исследования его черты и позволяя получить новую информацию об объекте в процессе изучения» [6]. Это говорит нам о том, что модель может быть как средством, так и способном обучения. Условия её применения зависят от целей и задач образовательного процесса.

Сегодня можно выделить десятки определений понятий «модель» и «моделирование», но в зависимости от условий их применения меняется и их смысловое значение. Для удобства использования модели в педагогике она должна представлять объект исследования в процессе познания, поэтому нами выделено следующее понятие модели. Модель - это объект-заместитель объекта-оригинала, обеспечивающий изучение некоторых свойств оригинала [7]. А сам процесс замещения одного объекта другим с целью получения информации о важнейших свойствах объекта-оригинала с помощью объекта-модели называется моделированием [2].

Моделирование и модель - два взаимосвязанных понятия, другими словами, моделирование - это процесс, а модель замещает изучаемый объект. При этом модель и моделирование имеют разные классификации. Все модели можно разделить на две основные группы - физические и абстрактные, или математические. В число физических моделей входят натуральные модели, квазинатуральные модели, масштабные модели и аналоговые. Математические модели представляют собой формализованное представление системы с помощью абстрактного языка, с помощью математических соотношений [8].

Моделирование можно классифицировать по степени полноты на полное, неполное и приближенное. При полном моделировании модели идентичны объекту во времени и пространстве. Для неполного моделирования эта идентичность не сохраняется. В основе приближенного моделирования лежит подобие, при котором некоторые стороны реального объекта не моделируются совсем [8].

В зависимости от типа носителя модели различают следующие виды моделирования: детерминированное и стохастическое, статическое и динамическое, дискретное, непрерывное и дискретно-непрерывное [8]. Также в зависимости от формы реализации моделирование классифицируется на мысленное и реальное [8].

Мыслительное моделирование, в свою очередь, можно разделить на наглядное (гипотетическое, аналогическое), символическое (языковое м знаковое) и математическое (аналитическое, имитационное, комбинированное, структурное и ситуационное). А реальное моделирование можно разделить на натуральное (научный эксперимент, комплексные испытания, производственный эксперимент) и физические (в реальном времени и в модельном времени) [9].

Обширная классификация моделей и видов моделирования говорит о распространенности метода моделирования и способности его применения в различных системах образования. Вариативность применения метода моделирования говорить о его доступности и мобильности. Для того чтобы достигнуть необходимых целей в процессе использования метода моделирования, необходимо учитывать принципы, которые лежат в основе данного метода.

Первый принцип связан с информационной достаточностью. Моделирование теряет свой смысл, если не имеется достаточной информации. Второй принцип осуществимости заключается в том, что модель должна помочь достигнуть поставленных целей. Третий принцип множественности модели говорит о том, что в разработанной модели необходимо реализовывать те явления, которые оказывают особое влияние на эффективность применения разработанной модели. Четвертый принцип агрегирования дает возможность перестраивать модель в зависимости от возникающих проблем и пятый принцип параметризации позволяет сократить объем и время моделирования [10].

Сам процесс осуществления моделирования связан с определенной последовательностью целенаправленных действий. Создание модели включает в себя несколько этапов. Работа начинается с изучения реального объекта моделирования, а завершается разработкой реальной модели. Нами были выделены основные этапы моделирования при подготовке будущих учителей-логопедов к коррекции речи детей.

Таким образом, моделирование предполагает наличие следующих этапов. Первый этап связан с определением целей моделирования. Второй этап направлен на изучение особенностей реального объекта модели. Третий этап связан с разработкой модели. На четвертом этапе происходит подготовка исходных данных для моделирования. На пятом этапе осуществляется выбор средств и методов моделирования. На шестом этапе реализуется проверка модели и ее корректировка. Седьмой этап является заключительным, на этом этапе происходит оценка полученных результатов моделирования.

Приведенный нами перечень этапов не является единственно верным, т. к. в зависимости от задач, стоящих перед исследователем, и в соответствии с его пристрастиями и требованиями к результатам исследования содержание количество этапов может измениться. При этом логика последовательности остается практически неизменной.

В рамках исследования на базе Сургутского государственного педагогического университета был проведен опрос среди педагогов с целью определения уровня использования метода моделирования в процессе подготовки студентов к практической деятельности. В результате опроса педагогов были выявлены следующие результаты: (А) - 65% опрошенных используют моделирование в процессе подготовки студентов; (Б) - 25% отметили, что частично используют мегодымоделирования ¡¡образовательном процессе; (В) - 10%неиспользуют метод моделирования, так как в практической деятельности применяют другие методрюбунения)риу.)).

Б

A

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70%

Рис. 1. Результаты применения моделирования в образовательном процессе

Большинство педагогов отметили, что используют метод моделирования, так как он показал свою эффективность. Также педагогики подчеркнули повыше-ниемотивациистудентовкобразовательномупроцессу. Другаячасть опрошенных указали, что метод моделирования требует большего количества времени та поргомовиутоэтому в двннсе вуимяиспользуотся им а твкьоз езаределанрых условиях.

Лля тценкиоффвшвнцстиподооттвки буучщох учителзй-логопеисо к коррекции звукопроизношения посредством моделирования проведено тестиро-вцнртлвухгирпл ссквк^^. В кпрцуоирвняли т^^маио^т^ч^^но! втовогоиируа. Данная категория студентов была выбранная в связи с тем, что в работе с ними уле пщименястро встол мооееи сoуцнплУoатoмткoуыo>кммииoмoщью тмутвра-вания оценить уровень полученных знаний и умений. В первой группе обучение происходит традиционными методами, во второй группе применяется метод мо-чеми-отабия. Iе хадмусуледтсарая студенеам быкю трсдоолано 1°кооросев, но-

Библиографическийсписок

Группа№1

Группа№2

0 Уо 20% 40% 60% 80% 100%

Рис. 2. Результаты тестирования

правленных на выявление знаний, связанных со знаниями в области коррекции звукопроизношения (рис. 2).

Как показали результаты тестирования двух групп студентов, испытуемые показали хорошие результаты владения изученным материалом. Но при сравнении результатов первой и второй групп было выявлено, что студенты второй группы допустили на 25% меньше ошибок, чем студенты из первой группы. Данный прдаыатвльсннрттеиьсрвбев отвм, что метод моделирования помог студентам сформировать более устойчивую базу знаний в области коррекции звукопроизно-шения. Следовательно, можно сделать вывод о том, что студенты чувствуют себя в данной теме уверенно и могут применять полученные знания более эффективно, чем студенты из первой группы.

Подворя вдоти прдвыиетиого иыул еуывуния, можно сделать вывод о том, что метод моделирования является эффективным при подготовке будущих учи-тблео-еогопедовккорриктви вечидечеЫ,т его применение необходимо в педагогической практике.

Отметим, чоо мепод модед^р^мм^я^л^^т как положительные, так и отрицательные стороны. Моделирование коррекции звукопроизношения положитель-ио ялирет нд подгоиовкуртвдонтдв кпинфевоиональной деятельности, но при этом требует более длительной подготовки педагога.

Мы уверены, что исследования, направленные на изучение методов моделирования, продолжатся, а также получат распространение среди гуманитарных направлений. На наш взгляд, перспективным является разработка единой моде-тиео°готов1<ибр%уоях учиуелбй-логорудбт к работе по коррекции речи детей.

1. Фpолов И.Т. Гносеологuческuепpоблемы моделupованuя. Москва,Наука,1961.

2. Данилюк А.Я. Теория интеграции образования. Ростов-на-Дону, 2000.

3. Пешель М. Моделирование сигналов и систем. Перевод с немецкого. Москва, 1981.

4. Иванилов Ю.,ЛотовА. Математическиемоделивэкономике.Москва:ФИЗМАТЛИТ, 1979.

5. Штофф В. О роли моделей в познании. Ленинград, 1963.

6. КононюкА.Е. Обобщенная теориямоделирования. Начала.Киев:Освгта Украши,2012;Ч.1,Книга 1.

7. Борисенко Е.Н. Вариантная лексика английского языка, зафиксированная в словаре «MERRIAM WEBSTER'S COLLEGIATE 2003», в темпоральном аспекте. Альманах современной науки и образования. 2010; Ч. 2, № 2 (33): 29-31.

8. СоветовБ.Я.,ЯковлевС.А. Моделированиесистем:учебникдля вызов. Москва:Высшаяшкола,2005.

9. Петухов О.А., Морозов А.В., Петухова Е.О. Моделирование: системное, имитационное, аналитическое: учебное пособие. Санкт-Петербург: Издательство «СЗТУ», 2008.

10. Беляева М.А. Моделирование систем: конспект лекций: в 2 ч. Москва: МгУП имени Ивана Федорова. 2012; Ч. 1. References

1. Fpolovl.T. Gnoseologicheskieppoblemymodelipovaniya.Moskva,Nauka,1961.

2. Danilyuk A.Ya. Teoriya integracii obrazovaniya. Rostov-na-Donu, 2000.

3. Peshel' M. Modelirovanie signalov i sistem. Perevod s nemeckogo. Moskva, 1981.

4. Ivanilov Yu., Lotov A. Matematicheskie modeli v 'ekonomike. Moskva: FIZMATLIT, 1979.

5. Shtoff V. O roli modelej v poznanii. Leningrad, 1963.

6. Kononyuk A.E. Obobschennaya teoriya modelirovaniya. Nachala. Kiev: Osvita Ukraini, 2012; Ch. 1, Kniga 1.

7. Borisenko E.N. Variantnaya leksika anglijskogo yazyka, zafiksirovannaya v slovare «MERRIAM WEBSTER'S COLLEGIATE 2003», v temporal'nom aspekte. Al'manah sovremennojnaukiiobrazovaniya. 2010; Ch. 2, № 2 (33): 29-31.

8. Sovetov B.Ya., Yakovlev S.A. Modelirovanie sistem: uchebnik dlya vyzov. Moskva: Vysshaya shkola, 2005.

9. Petuhov O.A., Morozov A.V., Petuhova E.O. Modelirovanie: sistemnoe, imitacionnoe, analiticheskoe: uchebnoe posobie. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo «SZTU», 2008.

10. Belyaeva M.A. Modelirovanie sistem: konspekt lekcij: v 2 ch. Moskva: MgUP imeni Ivana Fedorova. 2012; Ch. 1.

Статья поступила в редакцию 16.05.23

УДК 378

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Mikhalat E.S., senior teacher, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: ESMikhalat@fa.ru

Chernyshkova N.V., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: NVChernyishkova@fa.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.