Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОГО АСПЕКТА ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ К ПРИМЕНЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ'

ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОГО АСПЕКТА ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ К ПРИМЕНЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
93
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД / ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МОТИВАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ОПРОСНИК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Садовой Никита Геннадиевич, Гордиенко Татьяна Петровна

Цель исследования - теоретически и экспериментально исследовать мотивационный аспект подготовки будущих учителей-логопедов к применению информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности. В статье анализируются различные исследования, а также нормативно-правовая база, которые рассматривают проблемы подготовки будущих учителей-логопедов, а также мотивационный аспект подготовки студентов к применению информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). В рамках данного исследования был проведен и проанализирован опрос со студентами (опросник В. Гербачевского). Научная новизна заключается в более детальном исследовании конкретно мотивационного аспекта подготовки будущих учителей-логопедов. Результаты исследования указывают на то, что данный аспект подготовки будущих учителей-логопедов играет ключевую роль в общей педагогической подготовке студентов к применению ИКТ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Садовой Никита Геннадиевич, Гордиенко Татьяна Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF THE MOTIVATIONAL ASPECT OF THE PREPARATION OF FUTURE SPEECH THERAPISTS FOR THE USE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN SPEECH THERAPY WORK

The purpose of the study is to theoretically and experimentally investigate the motivational aspect of training future speech therapists to use information and communication technologies in professional activities. The article analyzes various studies, as well as the regulatory framework that consider the problems of training future speech therapists, as well as the motivational aspect of preparing students for the use of information and communication technologies (ICT). As part of this study, a survey with students was conducted and analyzed (V. Gerbachevsky's questionnaire). The scientific novelty lies in a more detailed study of the specific motivational aspect of the training of future speech therapists. The results of the study indicate that this aspect of the training of future speech therapists plays a key role in the general pedagogical preparation of students for the use of ICT.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОГО АСПЕКТА ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ К ПРИМЕНЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ»

ной системы образования [Электронный ресурс] / В. В. Мирошниченко // Научно-педагогическое обозрение. - Режим доступа: Pedagogical Review2013

6. Мосина O.A. Ресурсно-функциональная концепция геронтообразования: автореф. дис. ... докт. пед. наук (13.00.01) / O.A. Мосина. - Майкоп : Адыгейский государственнный университет, 2018. -38 с.

7. Синягин Ю.В. Теоретико-методологический анализ проблемы ресурсного похода к оценке управленческого персонала [Электронный ресурс] / Ю.В. Синягин. - Режим доступаб http:// www.potentiales.ru/page376.html

8. Трубачев И.В. Модель педагогической оптимизации жизнедеятельности курсантов-девушек

[Электронный ресурс] / И.В. Трубачев // Современные проблемы науки и образования. - 2020. -№4. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/ view?id =30046.

9. Хазова С.А. Управление развитием сферы физической культуры и спорта в России: кадровый аспект / С.А. Хазова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2010. - № 1. - С. 273-279.

10. Хашханок А.К. Ресурсная значимость общеобразовательной школы в организации физического воспитания населения по месту жительства / А.К. Хашханок // Вестник Майкопского государственного технологического университета. -Майкоп, 2012. - № 3. - С. 107-110.

THE STUDY OF THE MOTIVATIONAL ASPECT OF THE PREPARATION OF FUTURE SPEECH THERAPISTS FOR THE USE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN SPEECH THERAPY WORK Sadovoy Nikita Gennadievich, Lecturer

Gordienko Tatiana Petrovna, DSc ofPedagogical sciences, Professor

Crimean Engineering and Pedagogical University the name of Fevzi Yakubov, Simferopol, Republic of Crimea

The purpose of the study is to theoretically and experimentally investigate the motivational aspect of training future speech therapists to use information and communication technologies in professional activities. The article analyzes various studies, as well as the regulatory framework that consider the problems of training future speech therapists, as well as the motivational aspect of preparing students for the use of information and communication technologies (ICT). As part of this study, a survey with students was conducted and analyzed (V. Gerbachevsky's questionnaire). The scientific novelty lies in a more detailed study of the specific motivational aspect of the training of future speech therapists. The results of the study indicate that this aspect of the training of future speech therapists plays a key role in the general pedagogical preparation of students for the use of ICT.

Keywords: teacher-speech therapist; speech therapy work; information and communication technologies; motivational component; professional and value orientations; personality orientation; questionnaire.

DOI 10.24923/2222-243X.2021 -41.52

ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОГО АСПЕКТА ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ К ПРИМЕНЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ

Цель исследования - теоретически и экспериментально исследовать моти-вационный аспект подготовки будущих учителей-логопедов к применению информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности. В статье анализируются различные исследования, а также нор-мативно-правовая база, которые рассматривают проблемы подготовки будущих учителей-логопедов, а также мотивационный аспект подготовки студентов к применению информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). В рамках данного исследования был проведен и проанализирован опрос со студентами (опросник В. Гербачевского). Научная новизна заключается в более детальном исследовании конкретно мотивационного аспекта подготовки будущих учителей-логопедов. Результаты исследования указывают на то, что данный аспект подготовки будущих учителей-логопедов играет ключевую роль в общей педагогической подготовке студентов к применению ИКТ. Ключевые слова: учитель-логопед; логопедическая работа; информационно-коммуникационные технологии; мотивационный компонент; профессиональ-но-ценностные ориентации; направленность личности; опросник.

УДК378 ВАК РФ 13.00.01

© Садовой Н.Г., 2021 © Гордиенко Т.П., 2021

САДОВОЙ Никита Гэннадиевич,

преподава тель

ГОРДИЕНКО Татьяна Петровна, доктор педагогических наук, профессор

Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова, Симферополь, Республика Крым

Введение

Мотивация педагога - основополагающий аспект реализации целей и задач образования. Посредством внешней и, в большей степени, внутренней мотивации, учителем движет желание эффективно выполнять свою работу, самосовершенствоваться, развиваться и находить все более творческие и продуктивные стратегии и методы реализации своей профессиональной деятельности.

Многие ученые, в том числе и педагогики, отмечают, что современные тенденции развития социума ориентированы на увеличение частоты и количества использования инфор-мационно-коммуникационных технологий в различных сферах общества. Данная тенденция коснулась и логопедической деятельности, в которой уже немыслима продуктивная работу без использования информационно-коммуникационные технологий (ИКТ). В логопедической работе информационно-коммуни-кационные технологии применяются во всех сферах деятельности: учебно-методической, научно-исследовательской, диагностической, консультативно-просветительской, коррекци-онно-развивающей и т д.

Таким образом, мотивационный аспект подготовки будущих учителей-логопедов к применению информационно-коммуникаци-онных технологий в логопедической работе представляет существенное значение, как в подготовке будущих учителей-логопедов, так и в научно-исследовательской разработке данного феномена.

Цель исследования структурировала следующие задачи'. 1) изучить психолого-педагоги-ческие источники по исследуемой проблеме; 2) рассмотреть сущность и специфику мотива-ционного аспекта подготовки будущих учите-лей-логопедов к применению информацион-но-коммуникационных технологий в логопедической работе; 3) проанализировать результаты проведенного опроса В. Гербачевского среди студентов, обучающихся по профилю подготовки "Логопедия".

В процессе исследования, ориентируясь на цель работы, применялись следующие методы.

ков по теме работы); эмпирические методы (эмпирическое исследование с будущими учи-телями-логопедами в рамках опроса В. Гербачевского, качественно-количественная обработка результатов опроса.

Рассматриваются работы исследователей, которые изучали специфику подготовки педа-

гогов, учителей, а также рассматривали специфику подготовки будущих специалистов к применению информационно-коммуникацион-ных технологий Т. П. Гордиенко, М.П, Лапчик, А. П. Шмакова, S.B. Ewell [4, 5,11,12].

Анализируется литература, посвященная особенностям подготовки будущих учителей-логопедов к профессиональной деятельности, посредством изучения авторских позиций в работах А. И. Ахметзяновой, И.А. Нигматул-линой, А.Ф. Минуллиной, Н.И. Прокопенко, Н. В. Рябовой и т. д. [1,7,10].

Изучается и исследуется мотивационный аспект подготовки будущих учителей и учите-лей-логопедов к применению информацион-но-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности в трудах Н. Н. Баль, М. Н. Гайдай, В. Grigas, Е. W. Jennifer [8, 10, 11, 12].

Целесообразность разработки темы. Рассматривая нормативно-правовую базу, регламентирующую подготовку будущих учителей-логопедов, а также профессиональную деятельности учителей-логопедов, выделим некоторые моменты.

В соответствии с ФГОС ВО (44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование) будущий учитель-логопед, в период подготовки в высшей школе, осваивает необходимый набор компетенций, среди которых имеются компетенции, которые направлены на формирование способностей создавать образовательные программы с применением информа-ционно-коммуникационных технологий, а также осознавать принципы работы современных информационно-коммуникационных технологий и уметь использовать их в логопедической работе [6].

В примерном положении об оказании логопедической помощи в образовательных организациях отмечено, что учителя-логопе-ды должны применять информационно-ком-муникационные технологии в логопедической работе, в случае их положительного влияния на общий коррекционно-развивающий процесс [8].

Теоретическая значимость исследования состоит в более подробном изучении моти-вационного аспекта подготовки будущих учителей-логопедов к применению инфор-мационно-коммуникационных технологий в логопедической работе, что непосредственно связано с проблемами исследования общей подготовки будущих специалистов, а также с вопросами изучения процесса освоения студентами инновационных технологий.

Практическая значимость исследования заключается во внедрении полученных результатов в процессе практической подготовки будущих учителей-логопедов к применению информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе.

Основная часть

Особенности подготовки педагогических кадров, и, в частности, процесс изучения ими информационно-коммуникационных технологий исследовали в своих трудах Т. П. Гордиен-ко, М.П. Лапчик, А. П. Шмакова, 5.В. Е\л/е11 [4, 5, 11,12].

Т.П. Гордиенко отмечает, что в процессе подготовки педагогических кадров, одним из необходимых условий подготовки является включение в данный процесс информационных и коммуникационных технологий. Данный аспект не только повышает эффективность подготовки будущих специалистов, но и позволяет студентам получать необходимые знания, умения и навыки применения ИКТ, которые они потом смогут реализовать в их дальнейшей педагогической деятельности [4].

М.П. Лапчик пишет, что для всех педагогических работников, в том числе для направления подготовки "Специальное (дефектологическое) образование", необходима система подготовки кадров к применению информационных технологий рассчитанная на освоение двух частей:

- инвариативная часть, касающиеся всех педагогических работников, которая отражает общую информационную грамотность и культуру, ИК-компетентность педагога;

- специальная (профильная) часть, касающаяся определенных педагогических специальностей, которая отражает уровень и степень готовности применения ИКТ в конкретной педагогической деятельности [5].

А.П. Шмакова отмечает, что традиционная школа преподавания переживает кризис, который обуславливается недостаточно гибкой организацией учебного процесса, авторитарным стилем педагогической деятельности, преимущественно классно-урочной формой работы. Исследователь видит выход из сложившейся ситуации в корректном и творческом внедрении в учебную деятельность информационных технологий, которые наполнят традиционную систему подготовки инноваци-

общества [11].

В исследовании Б. В. Еше11 указано, что педагог, будущий учитель, должен постоянно са-

мообразовываться и всесторонне развиваться, на протяжении всей карьеры изучать новые инновационные технологии, методы и стратегии работы, для актуализации своих знаний и улучшения образовательного процесса [12].

А. И. Ахметзянова, И.А. Нигматуллина, А.Ф. Минуллина отмечали, что практическая подготовка будущих учителей-логопедов -неотъемлемая и важнейшая часть общей подготовки будущих специалистов. Одна из задач реализации практической подготовки студентов - сформировать мотивационную готовность к выполнению профессиональной деятельности посредством изучения и освоения студентами специфики работы учителя-лого-педа, его функциональных и должностных обязанностей [1].

Н. И. Прокопенко пишет, что использование информационных технологий в специальном (дефектологическом) образовании позволяет педагогу создать дополнительные благоприятные условия работы, посредством расширения своего профессионального методического и технического инструментария. Автор также отмечает, что в процессе использования ИКТ, мотивация к учебной деятельности возрастает также и у детей с нарушениями речи, в том числе, и к сложным видам учебной деятельности [7],

По мнению Н.В. Рябовой, в контексте общей подготовки бакалавров, учителей-логопедов, к профессиональной деятельности необходимо сформировать операционально-деятель-ностный компонент, который, в том числе, определяет уровень освоения студентами умений и навыков применять имеющийся багаж знаний будущего специалиста для реализации своих должностных обязанностей в современном информационном обществе, а также использовать возможности и продукты данного общества, в том числе и информационно-ком-муникационные технологии, для оптимизации и повышения эффективности логопедической работы [10].

Изучается и исследуется мотивационный аспект подготовки будущих учителей и учи-телей-логопедов к применению информа-ционно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности в трудах Н. Н. Баль, М. Н. Гайдай, В. Grigas, Е. W. Jennifer [8,10,11,12].

Н. Н. Баль, М. Н. Гайдай отмечают, что в условиях современного рынка труда будущие учителя-логопеды должны постоянно актуализировать и обновлять свои знания с учетом

развития современных технологий и информационных педагогических средств.

На сегодняшний день недостаточно освоить определенный устойчивый багаж знаний и в дальнейшем прекратить образование, необходимо на протяжении всей профессиональной карьеры изучать и исследовать новейшие технологии и инновационные информационные средства [8,10].

М. Н, Гайдай в своем исследовании также указывает на существенную важность и ценность мотивационного аспекта подготовки будущих учителей-логопедов к применению ИКТ. У будущих специалистов следует развивать потребность и интерес не только к приобретению специальных (логопедическим, психолого-педагогическим) знаний, умений и навыков, но и стремление, заинтересованность к приобретению новых технических знаний, умений и навыков применения информа-ционно-коммуникационных технологий, которые помогут специалисту усовершенствовать свою логопедическую работу [10].

В. Grigas отмечает, что для учителя сформированная мотивационная составляющая готовности выполнять свою профессиональную деятельность является одной из наиболее важных и основополагающих показателей общей квалифицированности учителя. Автору утверждает, что во многом именно от благоприятного формирования мотивационного аспекта подготовки будущих учителей зависит качество выполнения возложенной на них педагогической нагрузки в будущем [11].

Е. W. Jennifer выделяет особую ценность формирования у будущих учителей внутренней мотивации к решению поставленных профессиональных целей и задач, автор отмечает ее приоритет над внешней мотивацией. Исследователь пишет, что творческие методы выхода из поставленной ситуации показывали студенты, которые не получали внешнее вознаграждение за выполненную работу. Е. W. Jennifer отмечает, что в определённых случаях, внешняя мотивация может привести даже к неблагоприятному эффекту, из-за изменения сконцентрированности внимания с основной цели [12].

Таким образом, проанализировав литературные источники по поставленной проблеме, в рамках данного исследования, был проведен опрос мотиваци-онной структуры личности по методике В. Гербачевского с будущими учителями-логопедами, обучающимися в ГБОУВО РК

КИПУ имени Февзи Якубова (г. Симферополя) 1-5 курса (очной и заочной формы обучения).

Опросник включал 42 высказывания и 7 шкал ответов, отражающих свое согласие или несогласие с высказыванием (от совершенного несогласия до полного согласия).

В процессе оценки высказываний студенты решают проблемные ситуации, которые приводят к актуализации склонностей, потребностей, таких как познавательные, социальные, потребности самосознания, повышения самоуважения и т. п. Данные потребности позволяют студентам оценить важность и сложность задания, затраты времени и усилий, предположительные оценки развития личностных качеств [9].

В нашем исследовании мы определяли уровень притязаний по следующим показателям:

- внутренний мотив, который отражает внутреннюю увлеченность заданием;

- познавательный мотив, который отражает заинтересованность студентов к результатам своей деятельности;

- придание личной значимости результатам деятельности;

- проявление волевого усилия, степень ре-

- намеченный уровень мобилизации необходимых усилий, в процессе достижения требуемого результата:

- инициативность, отражает уровень проявления творческих и необычных путей решения поставленных задач.

В соответствии с выделенными показателями, определим следующие уровни притязаний:

- низкий уровень (3-9 баллов);

- средний уровень (10-16 баллов);

- высокий уровень (17-21 балл).

В таблице 1 отражен усреднённый показатель уровней притязаний будущих учителей-логопедов в процентах от общего количества испытуемых.

Таблица 1 - Уровни притязаний будущих учителей-логопедов в соответствии с выделенными показателями

Уровни\показатепи is Ф л >з

Внутренний мотив Познавательнь мотив Личная значимость Волевое усиль Мобилизации усилий & о т ш 3 1-га 5 3 X S Средний общи уровень притязаний

Высокий уровень 39.7 % 69% 15, 9% 40% 65% 48% 46,2 %

Средний уровень 34, 6 % 17% 29% 26% 18% 27% 25, 2%

Низкий уровень 25,7 % 14% 55, 1 % 34% 17% 25% 28,5 %

OJ О CU

л'

Q-

цр

<

=г 3"

S

291

Таким образом, отметим, что высокий и средний уровень притязаний выявлен у 46,2 % и 25,2 % (всего у 71,4 %) учащихся. Соответственно, большинство будущих учителей-ло-гопедов имеют повышенное стремление к достижению цели той степени сложности, на которую они считают себя способными, однако у 28,5 % учащихся отмечен низкий уровень притязаний, что отражает пониженное стремление к достижению своих целей, следовательно, пониженную мотивацию к выполнению логопедической работы с применением информационно-коммуникационных технологий.

Выделим, что уровень притязаний характеризуется мотивацией достижения и является показателем самооценки, уровня "Я". Стремление кдостижению профессиональных целей, осознание своих возможностей, определенный уровень настойчивости, в процессе реализации задуманных планов, являются характерным показателем сформированности мотивационной стороны подготовки к предстоящей профессиональной деятельности.

Мотивационный компонент подготовки студентов к применению информационно-коммуникационных технологий в логопеди-

но-ценностных установок, правильных жизненных позиций, конструктивных интересов, а также потребностей и ориентаций, направленных на включение современных информа-ционно-коммуникационных технологий в логопедическую работу для максимального улучшения результатов.

Необходимо отметить, что низкий или недостаточный уровень сформированности мо-тивационного компонента подготовки отражает пассивность и механистичность не будет стремиться к освоению и использованию новых технологий, не будет заинтересован в саморазвитии и включении в свою профессиональную деятельность передовых инноваций науки и техники. Это может привести к постепенной утрате актуальности знаний специалиста, механическому преподаванию учебного материала, отсутствию благоприятной атмосферы на занятии и, соответственно, к профессиональной непригодности.

Таким образом, учитывая значимость моти-вационного компонента подготовки будущих учителей-логопедов для общей подготовленности студентов применять информационно-коммуникационные технологии в логопедической работе, а также уровень сфор-

мированности данного компонента у будущих специалистов, отметим, что всестороннее изучение и фундаментальное исследование данного направления работы - необходимый аспект квалифицированной общей подготовки будущих учителей-логопедов к выполнению ими качественной и эффективной логопедической работы.

Заключение

Таким образом, по результатам исследования сформулированы следующие выводы.

1. На сегодняшний день рынок труда требует от будущего специалиста не только фундаментальные логопедические знания, умения и навыки, но и ИК-компетентность, способность применять информационно-коммуникацион-ные технологии в логопедической работе, следить за инновациями в профессиональной сфере, а также саморазвиваться, самообразовываться и регулярно актуализировать свои знания, умения и навыки, в соответствии с новейшими разработками в логопедической деятельности.

2. Основой эффективной подготовки будущего учителя-логопеда к применению ИКТ является сформировнность мотивационного компонента.

3. Мотивационный компонент отражает ключевые ценностно-смысловые профессиональные ориентации будущего учителя-лого-педа, его стремления, установки, направленность личности. Данные аспекты подготовки квалифицированного педагога определяют сущность и характер реализации дальнейшей его профессиональной деятельности. Определяют общий ориентирдвижения будущего специалиста в рамках выполнения профессиональных обязанностей, динамику и качество саморазвития и самосовершенсоватания будущего учителя-логопеда в профессиональном и личностном плане.

Соответственно, исследуемая проблема важна и социально значима и требует дальнейших теоретических и практических исследований.

Литература:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Ахметзянова А.И. Практико-ориентированный подход к формированию профессиональной компетентности бакалавров, обучающихся по направлению 44.03.03. Специальное (дефектологическое) образование: учеб.-метод. пособие/А. И. Ахметзянова, И.А. Нигматуллина, А.Ф. Минуллина. - Казань. Изд-во Казан, ун-та, 2018. - 342 с.

2. Баль H.H. Повышение информационной грамотности студентов-логопедов в процессе изучения учебной дисциплины "Информационные технологии как средство логопедической рабо-

ты" / H.H. Баль // Специальное образование: опыт и перспективы развития материалы II республиканской научно-практической конференции. -2017.-С. 7-11.

3. Гайдай М.Н. Подготовка студентов - будущих логопедов к применению информационных технологий в коррекционной педагогической работе/М.Н. Гайдай//Вестникуниверситета. Педагогика, психология, социология, история, политология. - 2012. - № 7. - С. 212-215.

4. Гордиенко Т.П., Горбунова Н.В., Смирнова О.Ю.

процессе высшей школы: монография. / Т.П. Гордиенко, Н.В. Горбунова, О.Ю Смирнова // Ялта : Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГОУВО "Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского", 2019. - 232 с.

5. Лапчик М.П. Подготовка педагогических кадров в условиях информатизации образования. 2-е изд. [Электронный ресурс]:учебное пособие/ М.П. Лапчик. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.-185 с.

6. Приказ от 22.02.2018 г. № 123 "Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование". - М.: Минобрнауки РФ, 2018. - 20 с.

7. Прокопенко Н.И. Подготовка педагогов-дефек-тологов к использованию информационных технологий в специальном образовании / Н.И Прокопенко. - Проблемы современного педагоги-

ческого образования. Педагогика и психология. - Ялта : РИО ГПА. - 2017. - № 5. - С. 278-284.

8. Распоряжение от06.08.2020 г. № Р-75 "Об утвер-ждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность". - М.: Минпросвещения РФ, 2020. - 15 с.

9. Рогов Е.И. Практикум школьного психолога: практ. пособие / Е.И. Рогов. - М.: ЮРАЙТ, 201 б. -435 с.

10. Рябова Н.В. Теория и практика подготовки дефектологов в условиях модернизации обра-зования:монография/ Н.В. Рябова идр.: под ред. Н.В. Рябовой; Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2017,-159 с.

П.Шмакова А.П. Формирование готовности буду-щегоучителя к педагогическому творчеству средствами информационных технологий : монография /А.П. Шмакова. - М,: ФЛИНТА, 2019. - 184 с.

12.Ewell S.B. Urban Teacher Preparation and Retention: An Exploration of Experiences, Abstract of Ph.D. dissertation. University of North Carolina at Chapel Hill, simply Carolina, 2009. 105 p.

13.Grigas B. Collaboration begins in the classroom: future teachers discuss their knowledge, preparedness, and perceptions regarding speech-language concepts and collaboration with speech-language pathologists. Abstract of Ph.D. dissertation, California State University, Long Beach, 2015.116 p. 14-Jennifer E. W. An Investigation of Struggling Learners' Motivation to Read, Abstract of Ph.D. dissertation. University of Louisiana at Lafayette, Louisiana, 2015. 317 p.

OJ

о cu

л' Q-

L0 <

=r 3"

s

293

PEDAGOGICAL INTERPRETATION OF THE CONCEPT "CONTEMPORARYART" *

Solovtsova irina Afanasievna, DSc ofPedagogical sciences, Professor, Department of Pedagogy

Shipitsin Anton Igorevich, PhD of Philosophical sciences, Associate Professor of Philosophy and Cultural Studies

Volgograd State Soclo-Pedagogical University, Volgograd

The purpose of the study is to identify the pedagogical component of the concept "contemporary art" which is a necessary condition for the using contemporary art for solving problems in spiritual and moral education of students. The article describes the main approaches to understanding the category of "contemporary art" and shows how these approaches are reflected in the minds of teachers, class supervisors, and teachers of additional education. The scientific novelty of the research lies in the definition of the pedagogical component of "contemporary art". As a result of the study, formal and substantive approaches to the interpretation of the category "contemporary art" are identified and it is determined the teachers specificity of educationalpotential of contemporary art, depending on the approach from which the teacher evaluates works of contemporary art.

Keywords: contemporary art; spiritual and moral education; content of spiritual and moral education; values; meanings.

DOI 10.24923/2222-243X.2021 -41.53

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОНЯТИЯ "СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО" **

Цель исследования - выявить педагогическую составляющую понятия "современное искусство", что является необходимым условием использования произведений современного искусства для решения задач в сфере духовно-нрав-ственного воспитания учащихся. В статье охарактеризованы основные подходы

УДК 37.013 ВАК РФ 13.00.02

© Соловцова И.А., 2021 © Шипицин А.И., 2021

* The reported study was funded by RFBR, project number 20-013-00809.

** Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта №20-013-00809.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.