УДК 3 76.3 7:004 DOI 10.26170/1999-6993_2021_04_11
ББК Ч457 ГСНТИ 14.29.29 Код ВАК 13.00.03 (5.8.3)
Е. В. Каракулова E. V. Karakulova М. А. Марейченко М. А. Mareychenko Екатеринбург, Россия Ekaterinburg, Russia
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ДИСТАНЦИОННЫХ ФОРМ РАБОТЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
Аннотация. Применение в практической деятельности учителя-логопеда информационно-коммуникативных технологии (ИКТ) и дистанционных форм логопедической работы позволяет обеспечить индивидуальный подход к детям с тяжелыми нарушениями речи, организовать непрерывность коррекционно-развивающего процесса в условиях вынужденного отсутствия обучающихся на занятии в традиционной офлайн-форме.
В статье описаны педагогические условия использования информационно-коммуникативных технологий на основе анализа санитарно-эпидемиологических требований к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (СанПиН), Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), практического опыта учителей-логопедов. В ходе изучения опыта применения цифровых технологий учителями-логопедами были собраны и проанализированы 100 анкет педагогов, выявлены преимущества и не-
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF THE USE OF INFORMATION AND COMMUNICATION
TECHNOLOGIES AND REMOTE FORMS OF WORK
OF TEACHER-LOGOPEDIST
Abstract. The application of information and communication technologies (ICT) and remote forms of logopedic work in the practical teaching of a logopedist makes it possible to realize an individual approach to children with severe speech disorders and to promote the continuity of the rehabilitation-educational process under the conditions of enforced absence of students in the classroom in the traditional offline form.
The article describes the pedagogical conditions of the use of ICT based on the analysis of sanitary and epidemiological requirements for educational and training institutions and centers for recreation and rehabilitation of children and young people (SanPiN), the Federal State Educational Standard of Preschool Education (FSES PE), and practical experience of teachers-speech therapists. 100 questionnaires of pedagogues were collected and analyzed in the course of investigation of the experience of application of digital technologies by teach-ers-logopedists. The authors revealed the advantages and disadvantages of remote forms of work with children and
достатки дистанционных форм работы с детьми, трудности при подготовке и проведении вебинаров с дошкольниками, имеющими речевые нарушения.
Выделены наиболее значимые педагогические условия, которые необходимо учитывать специалистам при применении информационно-коммуникативных технологий и дистанционных форм логопедической работы с дошкольниками: выполнение требований СанПиН и ФГОС; учет этапа, цели и задач логопедической работы, возраста и интересов ребенка; проведение логопедических занятий с детьми дошкольного возраста в дистанционной форме в присутствии и с помощью родителей или других взрослых; тщательная подготовительная работа при подготовке занятий с использованием ИКТ.
Ключевые слова: педагогические условия; информационно-коммуникативные технологии; дистанционные формы работы; учителя-логопеды; логопедическая работа; логопедические занятия; дошкольная логопедия; дошкольники; нарушения речи; дети с нарушениями речи; речевые нарушения; ТНР; тяжелые нарушения речи.
Сведения об авторе: Каракулова Елена Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент.
Место работы: кафедра логопедии и клиники дизонтогенеза, Уральский государственный педагогический университет.
Контактная информация: 620091, навтов, д. 26, каб. 125.
E-mail: filatova@uspu.ru.
Сведения об авторе: Марейченко Мария Алексеевна.
marked the difficulties in the preparation and conduct of webinars with preschoolers who had speech disorders.
The article singles out the most significant pedagogical conditions which should be taken into account by specialists while using ICT and remote forms of logopedic work with preschoolers: fulfillment of the requirements of SanPiNs and FSES; inclusion of information about the stage, aims and tasks of the speech therapy and the age and interests of the child; conduct of distant logopedic classes with preschool children in the presence and with the help of the parents or other adults; careful preparatory work before classes employing ICT.
Keywords: pedagogical conditions; information and communication technologies; remote forms of work; teach-ers-logopedists; logopedic work; logo-pedic lessons; preschool logopedics; preschoolers; speech disorders; children with speech disorders; disorders of speech; severe speech disorders.
About the author: Karakulova Elena Viktorovna, Candidate of Pedagogy, Associate Professor.
Place of employment: Department of Logopedics and Clinics of Dysonto-genesis, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia. Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космо-
About the author: Mareychenko Mariya Alekseevna.
Место работы: обучающийся группы ЛГП-1802, профиль «Логопедия», Уральский государственный педагогический университет.
Контактная информация: 620091, навтов, д. 26.
E-mail: marymarei14@gmail.com.
Place of employment: Undergraduate Student of Logopedics Program, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космо-
1. Введение
Специалист любого профиля должен обладать компетенциями в области информационно-коммуникативных технологий, которые позволяют собирать, хранить, обрабатывать, передавать информацию, вести интерактивный диалог, управлять объектами или моделями объектов, явлений, процессов, визуализировать информацию, создавать свои образовательные ресурсы, контролировать результаты деятельности, в том числе учебной [4; 6; 12].
Для современного педагога рациональное, грамотное применение в своей деятельности цифровых технологий и дистанционных форм работы является важной профессиональной компетенцией, которая позволяет динамично реагировать на изменения структуры рынка труда и образовательные запросы общества [15].
Использование информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в работе специальных педагогов открывает новые перспективы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в том числе с тяже© Каракулова Е. В., Марейченко М. А., 2021
лыми нарушениями речи (ТНР). Это связано с рядом преимуществ ИКТ: возможностями быстрого поиска и передачи информации, активизации познавательной деятельности и мотивации за счет привлекательного видео- и аудиосопровождения занятий, мультимедийных презентаций и развивающих компьютерных игр, многократности повторения необходимых упражнений или просмотра материалов и т. д. (М. В. Аки-менко, Н. П. Астрамецкая, Е. Н. Со-роко, Е. С. Чупрова и др.) [1; 2; 5; 11; 13; 16].
В работе с дошкольниками, имеющими ТНР, применение ИКТ, помимо вышеперечисленных положительных моментов, позволяет визуализировать работу речевого аппарата, эффективно развивать координацию моторного, зрительного и слухового анализаторов при выполнении заданий на компьютере, включать элементы игры в процесс коррекции речевых нарушений, сделать его более ярким, понятным и интересным [4; 7; 11].
Цифровые технологии дают возможность учителю-логопеду
оптимизировать коррекционно-логопедический процесс в целом и индивидуализировать логопедическую работу с учетом структуры речевого нарушения в частности.
Компьютерные технологии позволяют педагогу самостоятельно создавать и использовать на занятиях мультимедийные презентации, игровые упражнения и задания, при этом учитывать возраст, индивидуальные особенности и образовательные потребности как каждого ребенка в отдельности, так и всей группы детей.
Существующие компьютерные программы, используемые логопедами, такие как «Видимая речь», «Учимся говорить правильно», «Игры для тигры», «Дэльфа», «Уроки мудрой совы» и др., позволяют эффективно решать следующие задачи логопедической работы: исправлять нарушения речевого дыхания; корректировать недостаточность силы голоса; работать над устранением дефектов звукопроизно-шения; дифференцировать парные глухие и звонкие, твердые и мягкие согласные звуки; формировать звуко-слоговую структуру слова; устранять недостатки и развивать лексико-грамматиче-скую систему; формировать связную речь [7].
В работе с детьми дошкольного возраста с использованием
ИКТ необходимо учитывать целый ряд педагогических условий.
1. Учет требований Федерального государственного образовательного стандарта:
а) разработка специальных программ дошкольного образования, методов, приемов и форм педагогической работы, способствующих всестороннему последовательному развитию дошкольника с особыми образовательными потребностями, сохранению и укреплению его психофизического здоровья;
б) создание и использование целевых дидактических материалов, учебных пособий;
в) применение специальных средств обучения и воспитания для детей с ОВЗ [10; 14].
2. Выполнение санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»:
а) в соответствии с санитарными требованиями, непрерывная образовательная деятельность с использованием электронных средств обучения (ЭСО) с демонстрацией обучающих фильмов, программ или иной информации для детей 5—
7 лет не должна превышать 5—7 минут, общая продолжительность использования ЭСО на занятии не должна превышать 20 минут;
б) занятия с использованием ЭСО для детей до 5 лет не проводятся;
в) организация рабочих мест пользователей персональных ЭСО должна обеспечивать зрительную дистанцию до экрана не менее 50 см;
г) при организации образовательной деятельности предусматривается введение гимнастики для глаз, контроль за осанкой, в том числе во время письма, рисования и использования ЭСО;
д) использование планшетов предполагает их размещение на столе под углом наклона 30° [9].
3. При организации логопедических занятий с использованием ЭСО важен учет особенностей восприятия разных видов изображений, текстов детьми на электронных носителях.
Специалистам, применяющим ИКТ, следует помнить, что не весь визуальный материал, предлагаемый детям в ходе занятия, будет адекватно восприниматься на электронном носителе. Работать с текстами, предлагать обучающимся задания на узнавание
наложенных изображений лучше в традиционной форме (бумажный вариант), применять в качестве учебного материала с помощью ЭСО целесообразнее объекты окружающего мира и их изображения [3].
Современная действительность ставит перед педагогами, в том числе работающими с детьми с ОВЗ, еще одну важную задачу: необходимость организации занятий, в том числе логопедических, в условиях вынужденного отсутствия обучающегося. Это может быть связано с карантинными мероприятиями, занятостью родителей, которые не могут обеспечить присутствие ребенка на занятиях в офлайн, отсутствием специалистов в малонаселенных и удаленных городах и поселках и т. д. Поэтому многие педагоги, помимо традиционных форм взаимодействия с детьми, имеющими речевое недоразвитие, проводят логопедические занятия в режиме видео-конференц-связи.
Возникают вопросы, насколько широко данные занятия вошли в практическую деятельность учителей-логопедов; какие отмечаются положительные и отрицательные аспекты при ведении дистанционных занятий с дошкольниками, имеющими речевые нарушения; какие трудности возникают у специалистов при подготовке и проведении логопеди-
ческих занятий в режиме видео-конференц-связи.
2. Методика исследования
Объект исследования — информационно-коммуникативные технологии и дистанционные формы логопедической работы с детьми дошкольного возраста.
В исследовании принимали участие учителя-логопеды образовательных организаций Екатеринбурга, работающих с детьми дошкольного возраста.
Цель исследования — анализ практического опыта использования ИКТ и дистанционных форм логопедической работы с детьми дошкольного возраста для определения необходимых педагогических условий данной деятельности.
Задачи исследования:
1) определение приоритетных форм ИКТ в практической деятельности учителей-логопедов;
2) анализ преимуществ и недостатков дистанционных форм логопедической работы с детьми дошкольного возраста;
3) выявление трудностей при подготовке и проведении дистанционных логопедических занятий с детьми дошкольного возраста;
4) выделение педагогических условий использования ИКТ и дистанционных форм логопедической работы.
Сроки исследования — октябрь 2020 г.
Методы исследования — метод анкетирования, метод описательной статистики.
Результат работы и его новизна:
- изучены данные о практическом применении в профессиональной деятельности учителей-логопедов информационно-коммуникативных технологий и дистанционных форм логопедических занятий с детьми дошкольного возраста;
- проанализированы преимущества и недостатки дистанционных форм работы с детьми;
- выявлены трудности при использовании дистанционных форм логопедической работы с детьми дошкольного возраста с ТНР.
Общее количество полученных анкет для анализа — 100.
В анкетах использованы 11 вопросов закрытого и открытого типов.
1. Ваш возраст: 20—30 лет; 31— 40; 41—50; 51—60; 61 и старше.
2. Стаж работы учителем-логопедом: 1—5; 6—10; 11—15; 16— 20; 21—25; более 25 лет.
3. Какие информационно-коммуникативные технологии Вы используете в логопедической работе: занятия в системе видео-конференц-связи (вебинары); мультимедийные презентации; компьютерные игры; видеофрагменты; аудиофрагменты; готовые видеозанятия; другие.
4. Был ли у Вас опыт проведения логопедических занятий в
дистанционной форме? (Да, нет.)
5. Какие системы видео-конфе-ренц-связи Вы использовали: Zoom; Skype; WhatsApp; Mira-polis; BigBlueButton; другие.
6. Сколько по времени длилось видеозанятие с ребенком дошкольного возраста: 10—15 минут, 15—20 минут, 20—30 минут, более 30 минут.
7. Во время проведения логопедических занятий в дистанционной форме нуждались ли дети в помощи родителей или других взрослых? (Да, нет, частично.)
8. Какие, на Ваш взгляд, можно выделить преимущества дистанционных форм логопедической работы: возможность организации онлайн-обучения в удобное время; возможность организации обучения в малых группах; обеспечение непрерывного коррекци-онно-образовательного процесса в условиях вынужденного отсутствия обучающегося; возможности оказания логопедической помощи на периферии — там, где не хватает высококвалифицированных педагогических кадров для работы с детьми с ТНР; более активное включение в работу с детьми родителей; другое.
9. Какие, на Ваш взгляд, можно выделить недостатки дистанционных форм логопедической работы: меньше тренируется устная речь учащихся; временные ограничения работы на компьютере
для детей (нормы СанПиН); значительная затрата времени при составлении презентаций и разноуровневых заданий; не все упражнения, приемы логопедической работы можно реализовать дистанционно; трудности удержания внимания ребенка; другое.
10. Какие трудности возникали у Вас в процессе подготовки и проведения логопедических занятий в дистанционной форме: большие временные затраты на подготовку дистанционных занятий; трудности с подключением к интернету; задержка в передаче звукового сигнала; отставание звука от видео; другое.
11. Будете ли Вы использовать дистанционные формы проведения логопедических занятий в дальнейшем? (Да, нет, затрудняюсь ответить.)
3. Результаты
В анкетировании приняли участие учителя-логопеды следующих возрастных групп: 20— 30 лет — 23 %, 31—40 лет — 37 %, 41—50 лет — 36 %, остальные участники анкетирования (4 %) были старше 51 года.
Стаж работы в должности учителя-логопеда у опрошенных: от 1 года до 5 лет — у 41 %, от 6 до 10 лет —18 %, от 11 до 15 лет — 14,4 %, от 16 до 20 лет —14 %; более 21 года — у 13 % педагогов.
В ходе проведения логопедических занятий 77 % учителей-
логопедов активно применяют мультимедийные презентации, 52 % опрошенных в своей работе используют компьютерные игры, 46 % — включают аудиофраг-менты, 44 % — предлагают детям просмотр видеофрагментов. Часть педагогов (21 %) пользуется в своей работе видеозаписями готовых логопедических занятий.
Таким образом, мы видим достаточно большой арсенал ИКТ, которыми пользуются логопеды в своей практической деятельности.
Доступность компьютера и интернета дает возможность организовать логопедическую работу в дистанционной форме — такие онлайн-уроки называются «вебинарами». Вопросы, связанные с применением дистанционных форм работы с дошкольниками, имеющими тяжелые нарушения речи, остаются недостаточно изученными. Проведенное анкетирование 100 учителей-логопедов показало, что 59 % педагогов имели практику проведения логопедических занятий в форме вебинаров с детьми дошкольного возраста, причем наиболее активно практиковали работу в дистанционной форме педагоги в возрасте 30 лет и старше. Большинство опрошенных пользовались системами видео-конференц-связи Zoom, Skype, WhatsApp.
Продолжительность видеозанятий с детьми дошкольного возраста, по результатам анкетиро-
вания учителей-логопедов, не превышала 15—20 минут (68 % опрошенных), 20 % педагогов отметили, что занятие с ребенком длилось от 20 до 30 минут, 5 % — более 30 минут.
В ходе проведения занятия в дистанционной форме 51 % учителей-логопедов отметил, что дошкольники с речевыми нарушениями в ходе проведения ве-бинаров нуждались в помощи родителей или других взрослых, 40 % опрошенных написали, что детям помощь со стороны ближайшего окружения требовалась не всегда, и только 9 % проанкетированных логопедов отметили, что дошкольники справляются с заданиями в ходе видеозанятий самостоятельно.
Среди основных преимуществ дистанционных форм логопедической работы педагоги назвали возможность обеспечения непрерывного коррекционно-образова-тельного процесса в условиях вынужденного отсутствия обучающегося (73 % опрошенных) или нехватки высококвалифицированных педагогических кадров для работы с детьми с ТНР (49 %). Возможность организации онлайн-обучения в удобное время отмечают как преимущество видеозанятий 47 % учителей-логопедов, а 40 % видят плюсы дистанционных форм логопедической работы в более активном включении в коррекционный про-
цесс родителей или других взрослых из ближайшего окружения ребенка с ТНР.
Среди недостатков логопедических занятий, проводимых с помощью видео-конференц-связи, 74 % опрошенных специалистов подчеркнули, что не все упражнения и приемы логопедической работы можно реализовать дистанционно. В основном это касалось приемов постановки звуков. Значительную затрату времени при составлении презентаций и заданий, используемых в ходе видеозанятий, и трудности удержания внимания ребенка в ходе занятия отнесли к недостаткам дистанционных форм логопедической работы 30 % педагогов.
Временные ограничения в работе на компьютере для детей дошкольного возраста считают недостатками проводимых веби-наров 23 % учителей-логопедов, 15 % опрошенных отмечают, что на занятиях онлайн меньше тренируется устная речь детей.
Трудности при подготовке логопедических занятий в форме вебинаров, возникающие у учителей-логопедов, были связаны с большими временными затратами на подготовку такого типа занятий и были отмечены у 65 % учителей-логопедов.
В процессе проведения видеозанятия многие педагоги сталкивались с задержками в передаче звукового сигнала (45 %), отста-
ванием звука от видео (34 %), трудностями при подключении к интернету (28 % опрошенных).
На последний вопрос анкеты — об использовании дистанционных форм логопедической работы в своей дальнейшей профессиональной деятельности — утвердительно ответил 31 % педагогов, затруднились ответить на данный вопрос 54 % опрошенных, и только 15 % учителей-логопедов ответили отрицательно.
4. Обсуждение
1. Учителя-логопеды в своей практической деятельности применяют разнообразные информационно-коммуникативные технологии, среди которых самыми распространенными являются мультимедийные презентации, компьютерные «логопедические» игры, аудио- и видеофрагменты.
2. Дистанционные формы логопедических занятий практикует более половины опрошенных специалистов, ими выделяются как преимущества, так и недостатки логопедических занятий, проводимых в форме видео-конференц-связи.
3. Среди преимуществ данных занятий педагогами выделяется возможность организовать систематическую коррекционно-развивающую работу в условиях невозможности присутствия ре-
бенка на занятии в традиционной офлайн-форме.
4. Среди недостатков логопедических занятий в форме вебина-ров учителя-логопеды обозначили невозможность проведения определенных упражнений и специфических приемов логопедической работы, а также трудности удержания внимания ребенка в ходе вебинара и значительные временные затраты на подготовку логопедического занятия в форме видео-конференц-связи.
5. Негативное отношение к логопедическим занятиям в форме видеосвязи высказали 15 % опрошенных (они не планируют использовать дистанционные занятия в своей профессиональной деятельности), в то же время 31 % педагогов будет продолжать практику ведения дистанционных логопедических занятий с детьми наряду с традиционными.
5. Выводы
Информационно-коммуникативные технологии и дистанционные формы логопедической работы с детьми дошкольного возраста с помощью видео-конференц-связи достаточно прочно вошли в практическую деятельность учителей-логопедов. Их применение в практической деятельности специальных педагогов требует выполнения следующих педагогических условий.
1. Выполнение санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
2. Учет этапа, цели и задач логопедической работы с целью определения целесообразности использования дистанционных форм занятий и ЭСО. Например, постановку правильного звукопро-изношения предпочтительнее осуществлять в традиционном оф-лайн-формате.
3. Проведение логопедических занятий с детьми дошкольного возраста в дистанционной форме требует присутствия родителей или других взрослых.
4. Помощь ближайшего окружения детей с ТНР при подготовке к онлайн-занятию: распечатка заданий, подготовка рабочего места, обеспечение непрерывности интернет-соединения во время видео-конференц-связи с учителем-логопедом.
5. Логопедические занятия с использованием видео-конференц-связи требуют от учителя-логопеда более длительной подготовительной работы: составление презентаций для совместной демонстрации на экране компьютера, предварительная рассылка заданий для детей, которые заранее распечатываются родителями, подбор компьютерных логопедических игр и т. д.
6. Выбор форм информационно-коммуникативных технологий, ЭСО и целесообразность проведения логопедических занятий в форме вебинаров зависит от возраста, индивидуальных особенностей, предпочтений, состояния здоровья каждого ребенка.
Литература
1. Акименко, М. В. Компьютер для малышей / М. В. Акименко. — Москва : Майор, 2005. — 144 с. — Текст : непосредственный.
2. Астрамецкая, Н. П. ИКТ в инклюзивном образовании: особенности интеграции и эффективность / Н. П. Астрамецкая. — Текст : непосредственный // Цифровая трансформация образования : материалы науч.-практ. конф., 30 мая 2018 г., Минск. — Минск : [б. и.], 2018. — С. 321—324.
3. Бездетко, С. Н. Использование электронных и печатных изображений и текстов в обучении младших школьников с умственной отсталостью / С. Н. Бездетко, Е. В. Каракулова, И. А. Филатова. — Текст : непосредственный // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. — 2020. — № 198. — С. 99—106.
4. Васильева, О. В. Использование компьютерных технологий в работе педагога-психолога, учителя-логопеда и воспитателя ДОУ с детьми с разными образовательными потребностями в контексте реализации принципов индивидуализации ФГОС ДО и профессионального стандарта педагога / О. В. Васильева, В. В. Гоно-шилова, Н. В. Руппель. — Текст : электронный // Молодой ученый. — 2017. — № 47.1 (181.1). — С. 22—25. — URL: https://moluch.ru/archive/181/46601/ (дата обращения: 16.07.2021).
5. Возможности применения информационных компьютерных технологий в логопедической работе / А. А. Копичева, В. П. Крючков, Т. А. Бочкарева, О. В. Ко-
щеева. — Саратов, 2017. — 211 с. — Текст : непосредственный.
6. Гордиенко, Т. П. Использование информационных и коммуникативных технологий в образовательном процессе высшей школы : моногр. / Т. П. Гордиенко, Н. В. Горбунова, О. Ю. Смиронова [и др.]. — Ялта : РИО ГПА, 2016. — 232 с. — Текст : непосредственный.
7. Ларина, О. В. Инновационные методики коррекции речевых нарушений / О. В. Ларина. — Текст : непосредственный // Материалы Всерос. науч.-практ. конф. : в 3 ч. / отв. ред. Н. П. Павлова. — Череповец, 2015. — С. 137—139.
8. Мухаметзянов, И. Ш. Медицинские аспекты информатизации образования / И. Ш. Мухаментзянов. — Москва, 2010. — 72 с. — Текст : непосредственный.
9. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 „Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"» : (Зарегистрирован 18.12.2020 № 61573). — Текст : непосредственный.
10. Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т. В. Волосовец, О. П. Гав-рилушкина, Г. Г. Голубева [и др.] ; под ред. проф. Л. В. Лопатиной. — Санкт-Петербург : ЦДК профессора Л. Б. Баряевой, 2015. — 107 с. — Текст : непосредственный.
11. Репина, З. А. Компьютерные средства обучения: проблемы разработки и внедрения / З. А. Репина, Л. Р. Лизунова. — Текст : непосредственный // Вопросы гуманитарных наук. — 2004. — № 5. — С. 283—285.
12. Современные проблемы информатизации образования : моногр. / рук. авторского коллектива и отв. редактор академик РАО, д-р пед. наук, проф. М. П. Лапчик. — Омск : Изд-во ОмГПУ, 2017. — 404 с. — Текст : непосредственный.
13. Сороко, Е. Н. Использование электронных ресурсов в коррекционно-обра-
зовательном процессе / Е. Н. Сороко. — Минск, 2008. — Вып. 3. — С. 40. — Текст : непосредственный.
14. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования : приказы и письма Минобрнауки РФ / ред.-сост. Т. В. Цветкова. — Москва : ТЦ «Сфера», 20017. — 96 с. : табл. — (Правовая библиотека образования). — Текст : непосредственный.
15. Филатова, И. А. Ценности специального педагога как основа формирования готовности к профессиональной деятельности / И. А. Филатова. — Текст : непосредственный // Специальное образование. — 2010. — № 4. — С. 43—49.
16. Чупрова, Е. С. Использование информационных технологий в коррекционной работе / Е. С. Чупрова. — Текст : непосредственный // Череповецкие научные чтения. — 2013. — С. 75—78.
References
1. Akimenko, M. V. Computer for kids / M. V. Akimenko. — Moscow : Major, 2005. — 144 p.
2. Astremetskaya, N. P. ICT in inclusive education: features of integration and efficiency / N. P. Astremetskaya // Digital transformation of education: materials scientific and practical. Conference., May 30, 2018. — Minsk : [s. n.], 2018. — P. 321—324.
3. Bezdetko, S. N. The use of electronic and printed images and texts in learning younger students with mental retardation / S. N. Bezdetko, N. Karakulova, E. V. Kara-kulova, I. A. Filatova // Izvestia RGPU n. a. A. I. Herzen. — 2020. — № 198. — P. 99—106.
4. Vasilyeva, O. V. The use of computer technologies in the work of the psychologist, teacher-speech therapist and teacher of Dow with children with different educational needs in the context of the implementation of the principles of individualization of GEF to and professional standard of teacher / O. V. Vasilyeva, V. N. Gonoshilova, N. V. Ruppel // Young scientist. — 2017. — № 47.1 (181.1). — P. 22—25. — URL: https://moluch.ru/ Archive/181/46601/ (date of access: 07. 16.2021).
5. The possibilities of applying information computer technologies in the speech therapy work / A. A. Kopicheva, V. P. Kryuchkov, T. A. Bochkarev, O. V. Koscheeva. — Saratov, 2017. — 211 p.
6. Gordienko, T. P. The use of informational and communicative technologies in the educational process of higher education: monograph / T. P. Gordienko, N. V. Gorbu-nova, O. Yu. Smronova [and others]. — Yalta : Rio GPa, 2016. — 232 p.
7. Larina, O. V. Informational methods for the correction of speech violations / O. V. Larina // Materials of Visors. Scientific practice conference. In 3 parts, the resp. ed. N. P. Pavlova. — Cherepovets, 2015. — P. 137—139.
8. Muhametzyanov, I. Sh. Medical aspects of informatization of education / I. Sh. Mu-khamentanov. — Moscow, 2010. — 72 p.
9. Resolution of the Chief State Sanitary Doctor of the Russian Federation of 28.09. 2020 No. 28 "On approval of the sanitary rules of the joint venture 2.4. 3648-20 'Sanitary and epidemiological requirements for educational institutions and education, recreation and recovery of children and young people'" (registered 18.12.2020 №. 61573).
10. Approximate adapted basic educational program for preschoolers with severe violations of speech / L. B. Barayeva, T. V. Volo-sovets, O. P. Gavrilushkina, G. G. Golu-beva ; under. ed. of prof. L. V. Lopatina. — St. Petersburg : TsDK of Professor L. B. Ba-rayeva, 2015. — 107 p.
11. Repina, Z. A. Computer means of study: Problems of development and implementation / Z. A. Repin, L. R. Lizunova // Issues of humanities. — 2004. — № 5. — P. 283— 285.
12. Modern problems of education informatization : monograph / chief of author collective and resp. ed. Academician RAO, Dr. Ped. Sciences, prof. M. P. Lapchik. — Omsk : Publishing House of Omgpu, 2017. — 404 p.
13. Sorok, E. N. The use of electronic resources in a correctional and educational process / E. N.Soroko. — Minsk, 2008. — Vol. 3. — P. 40.
14. Federal State Educational Standard of Preschool Education: Orders and Letters of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation / Red.-Comp. T. V. Tsvet-kov. — Moscow : TC Sphere, 2017. — 96 p. : Tab. — (Legal library of education).
15. Filatova, I. A. Values of a special teacher as a basis for the formation of readiness
for professional activities / I. A. Filatova // Special Education. — 2010. — № 4. — P. 43—49.
16. Chuprova, E. S. Using information technologies in correctional work / E. S. Chuprova // Cherepovetsky Scientific Readings. — 2013. — P. 75—78.