Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ ПЕРФЕКЦИОНИЗМА И ТРЕВОЖНОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА'

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПЕРФЕКЦИОНИЗМА И ТРЕВОЖНОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
410
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
перфекционизм / тревожность / индивидуально-типологические особенности студентов / дезадаптивные личностные характеристики / высокие социальные стандарты / perfectionism / anxiety / individual typological features of students / maladaptive personality characteristics / high standards

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Н.Ю. Литвинова

На основании проведенного исследования предлагаются основы разработки программы психотерапевтического сопровождения и предупреждения невротического сценария перфекционизма, состоящей из разделов по критериям: актуальная результативность учебно-профессиональной деятельности и индивидуально-типологические особенности. Актуальная результативность испытуемых проявилась перфекционистическими переживаниями «отличников» и «хорошистов». Студенты-«отличники» демонстрировали готовность воспринимать угрозу своей самооценки в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием личностной тревожности. Студенты-«хорошисты» показывали деловой подход к решению проблемы: проявляли готовность улучшить качество знаний, при этом демонстрировали выраженную ситуативную тревожность. Индивидуально-типологические особенности студентов проявились в склонности претендовать на высокие оценки в сочетании с переживанием высокого уровня значимости ситуации. Положительной стороной проявления перфекционизма «отличников» и «хорошистов» стали тенденции малоосознаваемого личностного роста и процессуальной мотивации в учебно-профессиональной деятельности. Отрицательной стороной проявления перфекционизма студентов выступила склонность к проявлению ряда дезадаптивных личностных характеристик: невозможность соответствовать интериоризированным высоким социальным стандартам, получать удовольствие от деятельности. Индивидуально-типологические особенности студентов предлагается формировать в следующих направлениях: самопознание позитивных и негативных качеств личности; формирование чувства уверенности и успеха; осмысление содержания деятельности и конкретного планирования по подзадачам; развитие навыков гибкого поведения при реализации поставленных целей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELATIONSHIP OF PERFECTIONISM AND ANXIETY IN STUDENT ACTIVITY

Based on the conducted research, it is proposed to develop a program of psycho-therapeutic support and prevention of the neurotic scenario of perfectionism, consisting of sections, according to the criterion of the actual effectiveness of educational and professional activities and individual typological features. The actual effectiveness is manifested by the perfectionist experiences of the students of “excellent students” and “good students”. “Excellent students” demonstrate willingness to perceive a threat to their self-esteem in a wide range of situations and to respond with a very pronounced state of personal anxiety. 4-mark students demonstrated a business approach to solving problems: they show willingness to improve the quality of knowledge, while showing pronounced situational anxiety. Individual typological features of students manifested themselves in the tendency of students to claim high marks in combination with the experience of a high level of significance of the situation. The positive side of the manifestation of perfectionism of 5-mark students and 4-mark students are tendencies of little-realized personal growth and procedural motivation in educational and professional activities. The negative side of the manifestation of students’ perfectionism is the tendency of students to manifest a number of maladaptive personal characteristics: the inability to meet internalized high standards, to enjoy activities. Individual typological features of students are proposed to be formed in the following directions: self-knowledge of positive and negative personality qualities; formation of a sense of confidence and success; comprehension of the content of activities and specific planning for subtasks; development of skills of flexible behavior in the implementation of goals.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ ПЕРФЕКЦИОНИЗМА И ТРЕВОЖНОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА»

инклюзивного обучения детей-инвалидов и лиц с ОВЗ, что значительно расширяет спектр формирующихся профессионально-педагогических компетенций. Программы обучения должны включать прикладные аспекты проектирования индивидуальных образовательных маршрутов, вопросы социокультурной интеграции детей в среду школьного образования, подготовку их к практико-ориен-тированным видам деятельности с учетом когнитивно-личностных особенностей

Библиографический список

развития и успешности овладения социальными, учебными и трудовыми навыками. Педагоги должны быть вовлечены в формальное и неформальное обучение стратегиям интеграции учащихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду, что объективно доступно в процессе повышения их квалификации по соответствующим программам в условиях непрерывного профессионального образования.

1. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 02.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021). Available at: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174

2. Aндреева Л.В., Бойков Д.И., Войлокова Е.Ф. Образование лиц с ограниченными возможностями в контексте программы ЮНЕСКО «Образование для всех»: опыт России: аналитический обзор. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. A.K Герцена, 2007.

3. Конвенция о правах инвалидов. Available at: http://duma.gov.ru/news/6772/

4. Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья. Available at: https://center-albreht.ru/institute_of_itu_and_rehabilitation_ of_the_disable/sotrudnichayutshiy_tsentr_voz/mezhdunarodnaya_klassifikatsiya/

5. Реабилитация - XXI век: традиции и инновации: материалы III Национального конгресса с международным участием. Санкт-Петербург: OOO «ЦИAЦAH», 2020.

6. Белышев Д.В., Каллистов Д.Ю., Михеев A.E., Романов A.K, Хаткевич М.И. Информационная система медицинской реабилитации в цифровой экосистеме медицинской помощи. Врач и информационные технологии. 2018; № 51: 34-45.

7. Яковлева E.H. Поощрение и защита прав инвалидов в международном праве. Aвтореферат диссертации ... кандидата юридических наук. Москва: Институт государства и права PAH, 2015.

8. Суворов A.B. Инклюзивное образование и личностная инклюзия. Психологическая наука и образование. 2011; № 3: 27-31.

9. Худик B.A., Тельнюк И.В., Сорокина О.Ю. Индивидуально-дифференцированное и инклюзивное образование в дошкольном возрасте как психолого-педагогическая проблема. Коррекционно-педагогическое образование. 2015; № 2 (2): 5-15.

10. Малофеев H.H. Система специального образования нового типа. Альманах института коррекционной педагогики. 2007; № 11: 53-24.

11. Крыжко Е.В. Качество жизни выпускников ГБОУ «Центр «Динамика». Актуальные вопросы качества жизни детей и выпускников с тяжелыми множественными нарушениями развития. Санкт-Петербург: HИЦ APT, 2016: 40-41.

12. Одинцова МА, Истомина Е.В., Ветвицкая Т.В., Самарец К.В. Aдаптационный потенциал студентов разного возраста с инвалидностью. Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика. Ялта: Aриал, 2017: 205-209.

13. Истомина Е.В. Изучение психологических аспектов формирования самосознания подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Современное образование: традиции и инновации. 2023; № 1: 120-122.

14. Худик B.A. Aнкета-вопросник для изучения отношения педагогов к инклюзивному образованию. Коррекционно-педагогическое образование. 2015; № 1 (1): 62-67.

15. Соловьева T. A. Системный подход к организации включения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду. Aвто-реферат диссертации ... доктора педагогических наук. Москва: МПГУ 2018.

References

1. Ob obrazovaniivRossijskojFederacii. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ (red. ot 02.07.2021) (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.09.2021). Available at: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_140174

2. Andreeva L.V., Bojkov D.I., Vojlokova E.F. Obrazovanie lic s ogranichennymi vozmozhnostyami v kontekste programmy YuNESKO «Obrazovanie dlya vseh»: opyt Rossii: analiticheskij obzor. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2007.

3. Konvenciya opravah invalidov. Available at: http://duma.gov.ru/news/6772/

4. Mezhdunarodnaya klassifikaciya funkcionirovaniya, ogranichenijzhiznedeyatel'nosti izdorov'ya. Available at: https://center-albreht.ru/institute_of_itu_and_rehabilitation_of_the_ disable/sotrudnichayutshiy_tsentr_voz/mezhdunarodnaya_klassifikatsiya/

5. Reabilitaciya - XXI vek: tradiciii innovacii: materialy III Nacional'nogo kongressa s mezhdunarodnym uchastiem. Sankt-Peterburg: OOO «CIACAN», 2020.

6. Belyshev D.V., Kallistov D.Yu., Miheev A.E., Romanov A.I., Hatkevich M.I. Informacionnaya sistema medicinskoj reabilitacii v cifrovoj 'ekosisteme medicinskoj pomoschi. Vrach i informacionnye tehnologii. 2018; № 51: 34-45.

7. Yakovleva E.N. Pooschrenieizaschitapravinvalidovvmezhdunarodnomprave.Avtoreferat dissertacii ... kandidata yuridicheskih nauk. Moskva: Institut gosudarstva i prava RAN, 2015.

8. Suvorov A.V. Inklyuzivnoe obrazovanie i lichnostnaya inklyuziya. Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. 2011; № 3: 27-31.

9. Hudik V.A., Tel'nyuk I.V., Sorokina O.Yu. Individual'no-differencirovannoe i inklyuzivnoe obrazovanie v doshkol'nom vozraste kak psihologo-pedagogicheskaya problema. Korrekcionno-pedagogicheskoe obrazovanie. 2015; № 2 (2): 5-15.

10. Malofeev N.N. Sistema special'nogo obrazovaniya novogo tipa. Al'manah instituta korrekcionnojpedagogiki. 2007; № 11: 53-24.

11. Kryzhko E.V. Kachestvo zhizni vypusknikov GBOu «Centr «Dinamika». Aktual'nye voprosy kachestva zhizni detej i vypusknikov s tyazhelymi mnozhestvennymi narusheniyami razvitiya. Sankt-Peterburg: NIC ART, 2016: 40-41.

12. Odincova M.A., Istomina E.V., Vetvickaya T.V., Samarec K.V. Adaptacionnyj potencial studentov raznogo vozrasta s invalidnost'yu. Social'no-pedagogicheskaya podderzhka lic s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya: teoriya i praktika. Yalta: Arial, 2017: 205-209.

13. Istomina E.V. Izuchenie psihologicheskih aspektov formirovaniya samosoznaniya podrostkov s narusheniyami oporno-dvigatel'nogo apparata. Sovremennoe obrazovanie: tradicii i innovacii. 2023; № 1: 120-122.

14. Hudik V.A. Anketa-voprosnik dlya izucheniya otnosheniya pedagogov k inklyuzivnomu obrazovaniyu. Korrekcionno-pedagogicheskoe obrazovanie. 2015; № 1 (1): 62-67.

15. Solov'eva T. A. Sistemnyj podhod k organizacii vklyucheniya mladshih shkol'nikov s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya v obscheobrazovatel'nuyu sredu. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva: MPGU, 2018.

Статья поступила s редакцию 15.05.23

УДК 316.47

Litvinova N.Yu., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Vladimir State University n.a. A.G. and N.G. Stoletovs (Vladimir, Russia), E-mail: ln7766 @ mail

RELATIONSHIP OF PERFECTIONISM AND ANXIETY IN STUDENT ACTIVITY. Based on the conducted research, it is proposed to develop a program of psychotherapeutic support and prevention of the neurotic scenario of perfectionism, consisting of sections, according to the criterion of the actual effectiveness of educational and professional activities and individual typological features. The actual effectiveness is manifested by the perfectionist experiences of the students of "excellent students" and "good students". "Excellent students" demonstrate willingness to perceive a threat to their self-esteem in a wide range of situations and to respond with a very pronounced state of personal anxiety. 4-mark students demonstrated a business approach to solving problems: they show willingness to improve the quality of knowledge, while showing pronounced situational anxiety. Individual typological features of students manifested themselves in the tendency of students to claim high marks in combination with the experience of a high level of significance of the situation. The positive side of the manifestation of perfectionism of 5-mark students and 4-mark students are tendencies of little-realized personal growth and procedural motivation in educational and professional activities. The negative side of the manifestation of students' perfectionism is the tendency of students to manifest a number of maladaptive personal characteristics: the inability to meet internalized high standards, to enjoy activities. Individual typological features of students are proposed to be formed in the following directions: self-knowledge of positive and negative personality qualities; formation of a sense of confidence and success; comprehension of the content of activities and specific planning for subtasks; development of skills of flexible behavior in the implementation of goals.

Key words: perfectionism, anxiety, individual typological features of students, maladaptive personality characteristics, high standards

Н.Ю. Литвинова, канд. психол. наук, доц., Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых, г. Владимир,

E-mail: LN7766@mail

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПЕРФЕКЦИОНИЗМА И ТРЕВОЖНОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА

На основании проведенного исследования предлагаются основы разработки программы психотерапевтического сопровождения и предупреждения невротического сценария перфекционизма, состоящей из разделов по критериям: актуальная результативность учебно-профессиональной деятельности и индивидуально-типологические особенности. Актуальная результативность испытуемых проявилась перфекционистическими переживаниями «отличников» и «хорошистов». Студенты-«отличники» демонстрировали готовность воспринимать угрозу своей самооценки в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием личностной тревожности. Студенты-«хорошисты» показывали деловой подход к решению проблемы: проявляли готовность улучшить качество знаний, при этом демонстрировали выраженную ситуативную тревожность. Индивидуально-типологические особенности студентов проявились в склонности претендовать на высокие оценки в сочетании с переживанием высокого уровня значимости ситуации. Положительной стороной проявления перфекционизма «отличников» и «хорошистов» стали тенденции малоосознаваемого личностного роста и процессуальной мотивации в учебно-профессиональной деятельности. Отрицательной стороной проявления перфекционизма студентов выступила склонность к проявлению ряда дезадаптивных личностных характеристик: невозможность соответствовать интериоризированным высоким социальным стандартам, получать удовольствие от деятельности. Индивидуально-типологические особенности студентов предлагается формировать в следующих направлениях: самопознание позитивных и негативных качеств личности; формирование чувства уверенности и успеха; осмысление содержания деятельности и конкретного планирования по подзадачам; развитие навыков гибкого поведения при реализации поставленных целей.

Ключевые слова: перфекционизм, тревожность, индивидуально-типологические особенности студентов, дезадаптивные личностные характеристики, высокие социальные стандарты

Интерес к исследованию проблемы перфекционизма возрос в 90-е годы двадцатого столетия. К этому времени были систематизированы представления о феномене перфекционизма как производном от дисфункциональных установок и дезадаптивных свойств личности: стремление быть всегда на уровне высоких социальных стандартов, хроническая неудовлетворенность результатами деятельности; высокая выраженность тревожности, депрессии, чувства вины, про-крастинации [1; 2; 3].

Проблематика изучения взаимосвязи тревожности и перфекционизма как свойств личности студента актуальна, так как именно на студенческой выборке были получены эмпирические характеристики перфекционистических переживаний, проявляющихся в убеждении о невозможности соответствовать интери-оризированным высоким социальным стандартами и получать удовольствие от деятельности.

Студенческий возраст сенситивен для самоактуализации, самореализации, ресурсами которых являются максимумы развития интеллектуальных, ценностно-смысловых, эмоционально-волевых свойств [1]. Следовательно, «эмоциональный накал» проживания студенческого возраста может сопровождаться проявлением различных сценариев перфекционизма (как «здорового», так и невротического).

Цель исследования: изучить возможную взаимосвязь перфекционизма и тревожности как личностных свойств студента, проявляющихся в учебно-профессиональной деятельности для разработки основ программы психотерапевтического сопровождения и предупреждения невротического сценария перфек-ционизма.

Целью программы психологического сопровождения будет являться достижение студентом «здорового» перфекционизма, связанного с позитивным мышлением, морально-нравственными ценностями уважения себя и других, благодарности за достигнутые результаты жизнедеятельности.

Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:

1) изучить научно-методическую литературу по теме исследования;

2) провести эмпирическое исследование взаимосвязи перфекционизма и тревожности студентов.

Научная новизна исследования заключается в подтверждении факта специфики студенческих перфекционистических переживаний, проявляющейся в убеждении о невозможности соответствовать интериоризирован-ным высоким социальным стандартам, получать удовольствие от деятельности.

Практическая значимость исследования состоит в разработке основ программы психотерапевтического сопровождения и предупреждения невротического сценария перфекционизма студентов.

Заметный вклад в изучение феномена перфекционизма внесли российские авторы - А.Б. Холмогорова, Н.П Гаранян, Т.Ю. Юдеева, В.А. Ясная. Перфекцио-низм понимается отечественными авторами как феномен, производный от дисфункциональных установок и дезадаптивных свойств личности: ориентация на высокие социальные стандарты; ожидание от окружающих негативной оценки себя; постоянное сравнение себя с окружающими; приписывание негативной оценки результатам своей деятельности [1].

Зарубежные исследования проблемы перфекционизма представлены следующими моделями: американской (Р. Фроста, П. Хьюитта и Г. Флетта., Холендер и др.) канадской, британской, психоаналитической.

H.П Гаранян, проанализировав западные когнитивные и бихевиоральные модели, выделил следующие компоненты перфекционизма:

I. Неоправданно высокие цели, ориентация на совершенство.

2. Самозапрет на право ошибаться и быть не идеальным.

3. Конвергентность мышления: все или ничего.

4. Подавление собственных чувств.

5. Привязанность к долженствованиям в межличностных отношениях.

6. Стремление быть похожим только на самых успешных людей.

7. Завышение требований к другим [3].

Обобщив представления различных исследователей, можно сказать, что в психологической науке выделяют два сценария перфекционизма: «здоровый» перфекционизм, сопровождающийся удовольствием личности от процесса достижения трудных целей (Д. Хамачек); невротический перфекционизм проявляющийся в навязчивости идей, симптомах депрессии [4].

И в случае «здорового» перфекционизма, и невротического речь идет о стремлении к идеальности и абсолютной успешности в различных сферах жизнедеятельности. Следствия перфекционизма могут быть как позитивными, так и негативными для личности: при «здоровом» перфекционизме личность переживает творческое удовлетворение от деятельности [5]; при невротическом преобладают негативные психоэмоциональные состояния, вплоть до симптомов депрессии.

Результаты некоторых эмпирических исследований свидетельствуют о том, что студенты с высоким уровнем и низким уровнем перфекционизма характеризуются достоверными различиями во внешнем плане деятельности и внутреннем. Первым свойственны высокая тревожность, мнительность, боязливостью, склонность к навязчивым страхам. Студенты с низким уровнем перфекционизма эмоционально устойчивые, спонтанные, ненситивные, в малой степени тревожные (открытые новизне, общительные, уверенные).

Для реализации вышеуказанной цели, направленной на выяснение основ разработки программы психотерапевтического сопровождения и предупреждения невротического сценария перфекционизма, мы поставили задачу эмпирического исследования взаимосвязи перфекционизма и тревожности студентов.

Эмпирической базой исследования стал Владимирский государственный университет им. А.Г и Н.П Столетовых, студенты направления 37.03.01 Психология в возрасте от 18 до 32 лет, п = 15.

В соответствии с целью и задачами исследования были определены следующие методы: Шкала тревоги Спилбергера-Ханина, Многомерная шкала перфекционизма П. Хьюитта и Г Флетта, Трехфакторный опросник перфекционизма Н.П Гаранян, А.Б. Холмогоровой, Т.Ю. Юдеевой.

По результатам эмпирического исследования (Спилбергер-Ханин) выявлено, что 20% испытуемых обладают высоким уровнем выраженности ситуативной тревожности (39 ± 8,3%), высоким уровнем выраженности личностной тревожности (43 ± 9), 20% обладают высоким уровнем выраженности некоторых параметров перфекционизма (переживание невозможности соответствовать ин-териоризированным высоким социальным стандартам, получать удовольствие от деятельности).

20% высокого уровня выраженности некоторых параметров перфекцио-низма составили «отличники» и «хорошисты». Отличительной личностной особенностью этой группы студентов стало проявление тенденции к увеличению показателей невротического перфекционизма и уменьшению выраженности нормального перфекционизма в связи с повышением уровня выраженности личностной и ситуативной тревожности.

Высокий уровень выраженности перфекционизма «отличников» проявлялся в повышении уровня выраженности личностной тревожности, на что указали такие поведенческие проявления студентов, как склонность претендовать только на высокие оценки, завышение уровня значимости ситуации оценивания результата, чередование экстрапунятивных и интрапунятивных поведенческих реакций при обсуждении результативности деятельности, «острое» восприятие факта ошибки. Студенты-«отличники» были ориентированы только на высшую оценку и критерии ее достижения. Указанные поведенческие реакции и переживания были зафиксированы до того момента, пока появлялась возможность сделать дополнения и улучшить качество ответа.

Студенты-«хорошисты» быстрее и «легче» (с точки зрения оценки эмоционального проявления) осознавали, что необходимо доработать, и не спешили улучшить качество ответа на ближайших занятиях. Они делали это на текущих

контрольных занятиях. В процессе работы над улучшением качества знаний эти студенты демонстрировали деловой подход к решению проблемы: напоминали о готовности улучшить качество знаний и докладывали об объеме выполненных работ. Студенты-«хорошисты» проявляли интерес к эталонам ответов на «удовлетворительно», «хорошо», «отлично». Большинство из них оценили достижение эталона «отлично» как «очень трудный» и выбрали вариант эталона «хорошо» (80%).

Таким образом, студенты-«хорошисты» проявляли контролируемую личностную тревожность, умеренный уровень переживания значимости проблемы на фоне повышения уровня ситуативной тревожности (на этапе улучшения качества знаний).

Положительной стороной проявления перфекционизма «отличников» и «хорошистов» являлась тенденция малоосознаваемого личностного роста и процессуальной мотивации в учебно-профессиональной деятельности. Отрицательной стороной проявления рассматриваемого личностного свойства выступает склонность студентов к проявлению дисфункциональных характеристик: следование высоким социальным стандартам, сомнение в собственных действиях, личностная и ситуативная тревожность.

Результаты эмпирического исследования указали на то, что студенты-«от-личники» и «хорошисты» характеризуются не только различиями во внешнем и внутреннем плане деятельности, но и наблюдается дифференциация свойств личности внутри каждого сценария перфекционизма.

К основным выводам исследования мы относим заключение об основах разработки программы психотерапевтического сопровождения и предупреждения невротического сценария перфекционизма: необходима дифференциация разделов в программе по критерию результативности деятельности и индивидуально-типологических особенностей.

Библиографический список

В результате проведенного исследования были выявлены перфекциони-стические переживания «отличников» и «хорошистов». Индивидуально-типологические особенности студентов проявились в поведенческих характеристиках, направленных на достижение желаемого результата учебно-профессиональной деятельности.

Индивидуально-типологические особенности студентов необходимо развивать в следующих направлениях: самопознание позитивных и негативных качеств личности; формирование чувства уверенности и успеха; содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам; развитие навыков излагать собственное мнение от первого лица и гибкого поведения при реализации поставленных целей, навыка анализа собственного мнения о себе (результатах деятельности) и интерперсональной обратной связи, формирование экспрессивного способа проживания событий.

Основываясь на результатах нашего исследования, мы можем сделать вывод о том, что перфекционизм неразрывно связан с дезадаптивностью личности. Дезадаптивность личности является одной из причин токсического восприятия текущих ситуаций и событий в учебно-профессиональной деятельности студента, обесценивания ценности собственного «Я», конфликтности, негативных психоэмоциональных состояний и т. д. В поведении испытуемых в учебно-профессиональной деятельности проявились такие явные характеристики перфек-ционизма, как стремление к безупречности и совершенству.

Дальнейшие исследования взаимосвязи перфекционизма и тревожности студентов вузов позволят получить информацию о проявлении этого феномена на разных ступенях обучения. Новые эмпирические данные дополнят методологическую основу для разработки программы психотерапевтического сопровождения позитивного перфекционизма студентов, формирования социально и психически здоровой студенческой молодежи.

1. Гаранян Н., Холмогорова А., Юдеева Т. Перфекционизм, депрессия и тревога. Московский психотерапевтический журнал. 2001; № 4: 18-49.

2. Гаранян Н.Г. Типологический подход к изучению перфекционизма. Вопросы психологии. 2009; № 6: 52-60.

3. Гаранян Н.Г Перфекционизм и психические расстройства (обзор зарубежных эмпирических исследований). Терапия психических расстройств. 2006; № 1: 23-31.

4. Гаранян Н.Г, Васильева М.Н. Перфекционизм как прогностический признак неблагоприятного течения депрессивных расстройств. Психологический журнал. 2014; № 5: 51-61.

5. Грачева И.И. Адаптация методики «Многомерная шкала перфекционизма» П. Хьюитта и Г Флетта. Психологический журнал. 2006; № 6.

Referеnces

1. Garanyan Holmogorova А., Yudeeva Т. Perfekcionizm, depressiya i ^ода. Moskovskijpsihoterapevticheskijzhurnal. 2001; № 4: 18-49.

2. Garanyan N.G. Tipologicheskij podhod к izucheniyu perfekcionizma. Voprosy psihologii. 2009; № 6: 52-60.

3. Garanyan N.G. Perfekcionizm i psihicheskie rasstrojstva (obzor zarubezhnyh 'empiricheskih issledovanij). Terapiya psihicheskih rasstrojstv. 2006; № 1: 23-31.

4. Garanyan N.G., Vasil'eva М.№ Perfekcionizm kak prognosticheskij priznak neblagopriyatnogo techeniya depressivnyh rasstrojstv. Psihologicheskijzhumal. 2014; № 5: 51-61.

5. Gracheva 1.1. Adaptaciya metodiki «Mnogomernaya shkala perfekcionizma» Р. H'yuitta i G. Fletta. Psihologicheskijzhurnal. 2006; № 6.

Статья поступила в редакцию 10.05.23

УДК 378

Nasyrova E.F., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Surgut State University (Surgut, Russia), E-mail: nasyrov_ef@surgu.ru

Slepukhina A.S., postgraduate, Surgut State University (Surgut, Russia), E-mail: slepuhina.alena@bk.ru

PREPARATION OF A FUTURE SPEECH THERAPIST TEACHER FOR CORRECTION OF SOUND REPRODUCTION BY MEANS OF MODELING. The article deals with issues related to the professional training of future speech therapists to work with children with impaired sound reproduction. Every year there is an increase in the number of children with a complex defect structure who need long-term speech therapy support. Therefore, the training of young specialists requires new forms and methods of training that allow students to prepare for the real conditions of professional activity. Improving the level of training of future speech therapy teachers requires a scientifically based approach. The principles and stages of the application of the modeling principle are considered in the study. Theoretical analysis of scientific literature allowed to analyze the degree of study of the topic under consideration. As part of the study, testing is conducted among students in order to determine the effectiveness of the modeling method in pedagogical practice, and a survey was conducted among teachers in order to determine the level of use of the modeling method.

Key words: teacher-speech therapist, modeling, model, correction of sound reproduction, methods of preparation, preparation of the future teacher-speech therapist

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Э.Ф. Насырова, д-р пед. наук, проф., Сургутский государственный университет, г. Сургут, E-mail: nasyrova_ef@surgu.ru

А.С. Слепухина, аспирант, Сургутский государственный университет, г. Сургут, E-mail: slepuhina.alena@bk.ru

ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА К КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ СРЕДСТВАМИ МОДЕЛИРОВАНИЯ

В статье рассмотрены вопросы, связанные с профессиональной подготовкой будущих учителей-логопедов к работе с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения. С каждым годом наблюдается увеличение количества детей со сложной структурой дефекта, которые нуждаются в длительном логопедическом сопровождении. Поэтому подготовка молодых специалистов требует новых форм и методов обучения, позволяющих подготовить студентов к реальным условиям профессиональной деятельности. Повышение уровня подготовки будущих учителей-логопедов требует научно обоснованного подхода. В исследование рассмотрены принципы и этапы применения метода моделирования. Теоретический анализ научной литературы позволил проанализировать степень изученности рассматриваемой темы. В рамках исследования проведено тестирование среди студентов с целью определения эффективности применения метода моделирования в педагогической практике, а также проведен опрос среди педагогов с целью определения уровня использования метода моделирования.

Ключевые слова: учитель-логопед, моделирование, модель, коррекция звукопроизношения, методы подготовки, подготовка будущего учителя-логопеда

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.