ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
2015 Философия. Психология. Социология Выпуск 2 (22)
УДК 159.9:316.6
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И КРОСС-КУЛЬТУРНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПЕРФЕКЦИОНИЗМА
Пермякова Татьяна Михайловна, Шевелева Марина Сергеевна
Национальный исследовательский университет Высшая Школа Экономики (Пермский филиал)
В статье систематизируются результаты отечественных исследований перфекционизма. Анализ публикаций российских авторов по проблеме перфекционизма приводит к выделению трех крупных групп исследований: систематизация зарубежных подходов и их критический анализ, адаптация зарубежных опросников для изучения перфекционизма и разработка собственных, изучение связи перфекционизма с другими психологическими феноменами и его влияния на жизнь человека. Результаты анализа показывают значительную динамику российского общества, влияющую на вектор исследований перфекционизма: с одной стороны, большая индивидуализация общества, значительная роль статуса и престижа для целеполагания личности, активно продвигаемые внешние стандарты благополучия, ориентация на достижения и успех в образовательной и профессиональной деятельности в глобальном масштабе; с другой стороны, амбивалентный характер перфекционизма, недостаточность проработки методологии его изучения. В статье обсуждается зависимость перфекционизма от культуры и необходимость его изучения в кросс-культурной перспективе, лакунарность кросс-культурного подхода к изучению перфекционизма в России. Результаты работы могут способствовать уточнению теоретического понятия перфекционизма, выработке соответствующих целям исследований многомерных методик анализа, постулированию выводов в кросс-культурных исследованиях, в частности, на российской выборке, а также выявлению факторов мотивации достижения в условиях глобального образования. Ключевые слова: перфекционизм; культура; многомерная шкала; кросс-культурный подход; личность.
PERFECTIONISM STUDIES IN RUSSIA AND THEIR CROSS-CULTURAL PROSPECTS
Tatyana M. Permyakova, Marina S. Sheveleva
Perm branch of Higher School of Economics
The article deals with the range of perfectionism studies in Russia. The analysis of Russian publications on perfectionism draws up three major classes of research: foreign studies and their critique, adaptation of foreign questionnaires and the development of Russian instruments, the studies of perfectionism in association with other psychological phenomena and its influence on well-being. Results show that Russian social changes influence the directions in perfectionism research. On the one hand, the changes embrace higher social individuation, status and prestige in personal goal-setting, mass mediated external well-being standards and orientation toward achievement and success on a global scale. On the other hand, research dynamics underlines perfectionism ambivalence and methodological gaps in its investigations. Additionally, the article discusses cultural relevance of perfectionism, the rationale for cross-cultural approach and shortage of cross-cultural perfectionism studies regarding Russia. The results of present paper might be significant in terms of specifying perfectionism, developing multi-dimensional methodologies, drawing conclusions in cross-cultural research with Russian samples and identifying motivational factors in the context of globalized education. Key words: perfectionism; culture; multi-dimensional scaling; cross-cultural research; Russian culture; personality.
О Пермякова T.M., Шевелева M.C., 2015
При описании внешних факторов современной действительности можно отметить возрастание скорости жизни, повышение ее стоимости, интенсивный научно-технический прогресс, политическую и социальную напряженность. С другой стороны, мы наблюдаем в культуре абсолютизацию «успеха и достижений, силы и конкурентности, рациональности и сдержанности» [26]. Повышенное внимание исследователей к изучению перфекционизма, наблюдаемое в отечественной традиции начиная с последнего десятилетия прошлого столетия, может в значительной мере объясняться ростом этого явления среди населения, что, в свою очередь, является результатом предъявления высоких требований обществом, ориентированным преимущественно на успех и совершенство [4, 8, 9] и, несомненно, связано с национальной культурой [23, 29].
Перфекционизм определяется как широкая со-циально-психологическая и культурная проблема, вызвавшая пристальный интерес исследователей в последние десятилетия. Среди большой массы исследований, посвященных социальной жизни человека, оцениваемых с позиций общепринятых критериев позитивности, благополучия, успешности, особый интерес представляют случаи, когда субъективные переживания самой личности идут вразрез с достижениями — когда достигнутое либо обесценивается, либо ощущение радости от результатов деятельности откладывается на неопределенное время. В самом широком толковании перфекционизм — это стремление к безупречности и совершенству в поведении и деятельности, касающихся разных сфер жизни [15].
В задачи данной работы входит систематизировать подходы к изучению перфекционизма в отечественной психологической традиции и очертить специфику данного явления применительно к российской (русской) культуре с целью обоснования кросс-культурного исследования.
Систематизация публикаций российских авторов по проблеме перфекционизма приводит к выделению трех крупных групп исследований. Первая включает систематизацию зарубежных подходов и их критический анализ; вторая связана с методами изучения перфекционизма и направлена на адаптацию зарубежных опросников для измерения описываемого явления и разработку собственных, авторских опросников; третья группа ориентирована на изучение связи перфекциониз-
ма с другими психологическими феноменами и его влияния на жизнь человека.
Систематизация зарубежных подходов
Наиболее полный анализ зарубежных подходов проведен двумя группами исследователей. Н.Г. Гаранян [3, 4] совместно с коллективом авторов описывает развитие зарубежных исследований перфекционизма в исторической перспективе, существующие подходы к его изучению и структуру данного феномена, выявляет сильные и слабые стороны разных моделей перфекционизма, анализирует имеющиеся диагностические инструменты. Совместно с А.Б. Холмогоровой автор проводит дифференциацию понятий здорового и патологического перфекционизма и предлагает оригинальную структуру последнего [4]. Свою систематизацию зарубежных исследований предлагают также В.А. Ясная и С.Н. Еникополов [29]. Все авторы сходятся во мнении, что вопросы определения, выяснения теоретической основы и методов изучения перфекционизма остаются открытыми. Но наиболее актуальными остаются вопросы определения перфекционизма, его структуры и типов, развития и влияния на личность, а в дифференциально-типологическом подходе — вопросы методологической проработки проблемы позитивного и негативного типов перфекционизма.
Методы изучения перфекционизма
В качестве диагностического инструмента для измерения перфекционизма традиционно используют опросники. В настоящее время на русский язык переведен ряд опросников, которые можно отнести к группе классических. Так, И.И. Грачева адаптировала Многомерную шкалу перфекционизма (Multidimentional perfectionism scale) канадских исследователей П. Хьюитга и Г. Флетга [11];
A.А. Золотарева занималась адаптацией «Шкалы перфекционистской самопрезентации» П. Хьюитта (Perfectionistic Self-Presentation Scale PSPS) [13];
B.A. Ясная с коллегами провела апробацию методики американского ученого Р. Слейни «Почти совершенная шкала» (Almos tPerfec tScale) [30]. Авторы стандартизировали переведенные опросники, показали их надежность, валидность и прогностическую значимость для русской выборки.
Отечественными авторами также предложены и стандартизированы собственные опросники, измеряющие перфекционизм. Например,
H.Г. Гаранян А.Б. Холмогорова и Т.Ю. Юдеева в 2001 г., основываясь на собственной модели структуры перфекционизма [9], предложили оригинальный опросник, который в дальнейшем использовался в исследованиях других авторов. A.A. Золотарева [14] разработала опросник, позволяющий дифференцировать нормальный и патологический перфекционизм, который получил название «Дифференциальный тест перфекционизма». Кроме того, C.B. Воликова стандартизировала «Опросник детского перфекционизма» [2], а А.Б. Холмогорова разработала «Шкалу физического перфекционизма».
Эмпирические исследования перфекционизма в отечественной традиции
В отечественных эмпирических исследованиях перфекционизма в подавляющем большинстве отмечается его деструктивный характер и негативное влияние на психологическое благополучие индивида. Так, найдены положительные корреляции перфекционизма с нарциссизмом [20], склонностью к суициду и суицидальным намерениям [20], искажением познавательных процессов [21], неблагоприятным течением депрессивных расстройств [7], уровнем стресса и враждебности [27], эмоциональной дезадаптацией и избегающим поведением у студентов [6], уровнем тревоги и депрессии [8, 10], мотивационным конфликтом [8]. Выборки данных исследований в основном включают либо субъектов образовательного процесса — школьников или студентов, либо пациентов, страдающих психическими расстройствами.
Так, в исследовании Н.Г. Гаранян, А.Б. Холмогоровой, Т.Ю. Юдеевой показано, что пациенты, страдающие депрессией и тревожными расстройствами, в целом характеризуются более высокими показателями перфекционизма, а именно зависят от оценок других людей, ориентированы на самые высокие стандарты, а также склонны абсолютизировать неудачи. Дальнейшие исследования этих авторов показали, что высокий уровень перфекционизма является прогностическим признаком склонности к депрессивным и тревожным расстройствам [10], а также длительности заболевания, резистентности к медикаментозному лечению, продолжительности ремиссии [7]. Исследователи полагают, что показатели перфекционизма могут снижаться по мере выздоровления пациентов. Более того, общий показатель перфекционизма коррелирует с гораздо бо-
лее широким спектром показателей эмоционального неблагополучия. Например, уровень перфекционизма связан с искажением познавательных процессов при решении задач, основанных на смысловой неопределённости, что может проявляться в снижении способности к пониманию переносного смысла пословиц [21].
Наиболее важные результаты исследования дисфункционального перфекционизма заключаются в следующем: пациенты с депрессивными и тревожными расстройствами характеризуются более высокими показателями всех параметров перфекционизма в сравнении со здоровыми испытуемыми; у пациентов с расстройствами сильнее выражены когнитивные параметры перфекционизма — «восприятие других людей как делегирующих высокие ожидания (при постоянном сравнении себя с ними)» — и негативное селек-тирование, др. [28].
Исследования, проведенные на выборке студентов, убедительно доказывают, что перфекционизм положительно коррелирует с показателями эмоциональной дезадаптации [27]. Студенты, демонстрирующие высокий уровень перфекционизма, часто испытывают трудности с установлением доверительных и эмоционально-насыщенных отношений со сверстниками, а также показывают высокий уровень повседневного стресса. Более того, эмпирические исследования демонстрируют, что уровень депрессии и тревоги возрастает по мере роста показателей перфекционизма [8]. Студенты с высоким уровнем перфекционизма демонстрируют выраженный конфликт достижения, а именно всеми силами стремятся к успеху, но при этом боятся неудачи, а это, в свою очередь, приводит к прокрастинации.
Применительно к российской аудитории был выявлен ряд закономерностей в возрастной динамике перфекционизма, а именно: постепенное снижение стремления человека к совершенству по мере его взросления; отражение специфики проявлений перфекционизма в сознании учащихся различных образовательных учреждений, выражающемся в снижении склонности студентов к изучаемому явлению по мере повышения профессиональной квалификации [22].
Исследование О.С. Виндекер и К.А. Иргашевой показало взаимосвязь мотивации достижения и перфекционизма: для лиц с высокой мотивацией достижения характерен высокий перфекционизм, причем сила этой взаимосвязи зависит от уровня субъективного страдания испытуемых; наличие
мотивационного конфликта не обязательно присутствует у перфекционистов, но в большей степени характерно для тех, у кого выражен социально предписанный перфекционизм; юноши и девушки не отличаются друг от друга по уровню мотивации достижения, но при этом у юношей выше уровень перфекционизма, ориентированного на себя, и социально предписанный перфекционизм; мотивация избегания неудач отрицательно связана с высокими требованиями к результатам работы окружающих людей и положительно — со стремлением соответствовать ожиданиям и требованиям значимых других [1].
Вместе с тем феномен перфекционизма является многомерным, поэтому в последнее десятилетие отечественные психологи изучают понятие так называемого нормального или здорового перфекционизма, который может быть связан с адекватной оценкой себя и ситуации, стремлением к достижениям, уверенностью в себе и другими положительными качествами личности [14, 30]. Исследователи структурируют и систематизируют различия между дезадаптивным и адаптивным перфекционизмом [30], выделяют критерии дифференциации здорового и патологического перфекционизма [5]. Вместе с тем понимание того, что именно составляет вариант «здорового перфекционизма», и определяет перспективу дальнейших исследований [7].
С нашей точки зрения, вышеизложенный анализ отечественных исследований перфекционизма позволяет определить наименее исследованные области. Так, можно отметить почти полное отсутствие кросс-культурных исследований перфекционизма в сравнении с выборкой русских респондентов. Кроме того, можно говорить о недостаточной проработанности темы зависимости перфекционизма и его особенностей от русской культуры. Исследования подобного рода могут быть необходимы, если учесть глобализацию высшего образования, процесс интернационализации студенческих кампусов, возрастающее количество межнациональных браков. Кроме того, результаты изучения перфекционизам в кросс-культурной перспективе могут представлять ценность для клинических психологов.
Перфекционизм в кросс-культурной перспективе
Переходя ко второй части работы, посвященной перспективам кросс-культурного исследования перфекционизма, необходимо отметить, что среди
широкого спектра задач кросс-культурной психологии в отношении данного феномена наиболее релевантными представляются: проверка психологических фактов, полученных в другой культуре с целью постулирования культурных универсалий и культурной специфики; лакунарность специфики явления в исследуемой культуре; интеграция данных разных исследований в разных культурах [16]. Вынуждены повторить, что исследования перфекционизма в российской среде немногочисленны по сравнению с западными, что затрудняет возможность представить четкую картину кросс-культурной вариации исследований.
Одна из немногочисленных работ, выявляющих особенности перфекционизма в современной России, — социологическое исследование М.В. Лисаускене, в котором отмечается, что постсоветская социально-экономическая трансформация вызвала «культурную травму» массового сознания россиян. В частности, в итоге качественного анализа ценностей, жизненных стереотипов и моделей поведения «для выражения кредо современного поколения учащейся молодежи можно использовать девиз, сформулированный самими студентами: "Добиться успеха в жизни, жить в кайф; получить все и сразу!"» [33]. Анализ мотивов получения профессионального образования свидетельствует об использовании этого кредо в качестве инструмента достижения жизненного кредо тех, которых можно назвать «молодыми перфекциони-стами» (состоявшимися), — успешной карьеры и материального благополучия. Отметим, что исследование непредвзятым образом свидетельствует о стремлении российской молодежи к достижению высшего образования, склонности к установлению стандартов именно в образовании для собственного успеха в жизни. При этом успешность понимается преимущественно как материально-потребительская, т.е. как совокупность высокой заработной платы, возможности работать за рубежом и приобретения желаемых благ как признаков престижа и т.п. (Примечание: аналогичные ценности постулируются в статье М. Новак [17].)
Весьма любопытна в свете адаптационной составляющей перфекционизма оценка успешности будущей работы по специальности за рубежом. Респонденты отмечают желание «жить в любой стране, лишь бы жить хорошо». Созвучны вышеприведенным данным и результаты исследования личности потребителя товаров роскоши, проведенного Х.Р. Кауфманном, Д. Вронтисом и Ю. Манаковой: в России, как и во многих восточ-
ноевропейских странах переходного состояния, идентичность потребителя существенно влияет на характер приобретения роскоши; наблюдается устойчивая положительная взаимосвязь между характеристиками идентичности, статусного потребления, воспринимаемого качества, символического потребления [31].
В то же время для кросс-культурных исследований перфекционизма оказывается важным тот факт, что «число депрессивных нарушений выше в тех культурах, где особо значимы индивидуальные достижения, успех и соответствие самым высоким стандартам и образцам» [25]. Данное заключение логично, так как для так называемых «депрессивных» сообществ доказано, что «типичными оказались, прежде всего, настолько же высокие, насколько и жесткие стандарты и требования в процессе воспитания, малейшие отклонения от которых сопровождались критикой и наказаниями, а помимо этого — модель замкнутого существования в изоляции от остального мира, поддерживаемая концепцией окружения как враждебного, а жизни как трудной и опасной» [там же].
Еще одна возможная причина специфики перфекционизма в России приводится в анализируемой статье А.Б. Холмогровой и Н.Г. Гаранян, заключающаяся в культе рационального отношения к жизни, в негативной установке по отношению к эмоциям как явлению внутренней жизни человека. Исследователи отмечают, что «в бывшем СССР имитация эмоционального благополучия граждан превратилась еще и в государственную ценность, в результате чего причины эмоциональных расстройств в форме депрессий сводились к чисто биологическим факторам, а в учебниках по медицинской психологии отсутствовали главы, посвященные психологии эмоциональных расстройств. В качестве причин суицидальных действий также рассматривались биологические факторы, а социальные и психологические даже не упоминались» [25]. По мнению специалистов, советское наследие и, возможно, более раннее ис-торико-культурное наследие традиционных христианских ценностей, ориентированных на терпение и мягкое уступчивое поведение, исключающее проявления гнева, особенно у женщин, сформировало негативное отношение к определенным эмоциям. Данная особенность хорошо иллюстрируют половые различия, связанные с «полоролевымм стереотипами сильного мужчины (у мужчин выше запрет на печаль и страх как в норме, так и в патологии) и мягкой женщины (у
женщин выше запрет на гнев, как в норме, так и в патологии)» [там же].
Собственно кросс-культурные исследования перфекционизма применительно к русским выборкам единичны; например, исследования проводились на группах, относящихся к одному этносу (т.е. имеющих общие биологические корни), но проживающих в условиях разных культурных традиций и норм [там же].
Нарциссизм, которому сопутствует перфекцио-низм, с социокультурной точки зрения применительно к русским характеризуется следующим образом: «Про русских говорят, [...] что они с легкостью ставят перед собой завышенные цели и столь же быстро демотивируются, когда мечты хоть в какой-то мере не сбываются. Для нас не существует "полуполных стаканов", мы максималисты и перфекционисты. Отечественный нарцисс демонстрирует постоянную душевную борьбу между конформизмом и респектабельностью своего внутреннего "буржуа" и разрушительным негативизмом внутреннего "анархиста": часть его душевных устремлений связана с неистовым желанием быть примерным социальным человеком, и он с готовностью впитывает в себя клише, предлагаемые масс- и поп- или глам-культурой; но другая ипостась нарцисса, напротив, направлена на разрушение всех и всяческих устоев, саботаж, трансгрессию и поиск любых способов проявления "инако-сти" и крайнего индивидуализма» [20].
В сферу кросс-культурной психологии входит также изучение инокультурной адаптации [12, 18, 19]. В отношении узкой диаспоры в США — русских евреев-беженцев было выявлено, что аккультурация протекает линейно: рост аккультурации к американской культуре протекает наряду со снижением аккультурации к русской культуре. Любопытно, однако, что молодое поколение в большей степени идентифицируют себя с русской культурой, чем поколение родителей, а успешная аккультурация имеет положительную взаимосвязь с адаптацией в школе (сфера образования), а, например, не с адаптацией в дружественной или семейной сферах [32].
Подводя итоги работы, во-первых, необходимо отметить, что предлагаемая нами систематизация накопленных данных об исследованиях перфекционизма хотя не является исчерпывающей, тем не менее представляет собой попытку очертить круг проблем, наиболее актуальных для кросс-культурных изучений феномена. Во-вторых, результаты анализа показывают значи-
тельную динамику российского общества, влияющую на характер явления, а также на изменения в векторе исследований перфекционизма, а именно: с одной стороны, большая индивидуализация общества, значительная роль статуса и престижа для целеполагания личности, активно продвигаемые внешние стандарты благополучия, ориентация на достижения и успех в образовательной и профессиональной деятельности в глобальном масштабе, а с другой стороны, амбивалентный характер перфекционизма, недостаточность проработки методологии его изучения, лакунарность кросс-культурного подхода к его рассмотрению. В качестве перспектив исследования нами планируется провести сбор данных с целью изучения специфики перфекционизма на русской выборке и сравнения полученных данных с исследованиями перфекционизма на выборке жителей США. Исследование будет проведено с использованием русского варианта опросника Р. Слейни «Почти совершенная шкала» (Almost Perfect Scale), опросников Foreign Language Classroom Anxiety Scale и DASS (Depression, anxiety, stressscales) в русскоязычной версии.
Список литературы
1. Вшдекер О.С., ИргашеваК.А. Исследование взаимосвязи перфекционизма и мотивации достижения (на примере студенческой выборки) // Приволжский научный вестник. 2014. №5(33). С. 151-157.
2. Воликоеа C.B. Современные исследования детского перфекционизма // Социальная и клиническая психиатрия. 2012. №2. С. 94-99.
3. Гаранян Н.Г. Перфекционизм и психические расстройства (обзор зарубежных эмпирических исследований) // Терапия психических расстройств. 2006. № 1. С. 31-40.
4. Гаранян Н.Г. Психологические модели перфекционизма // Вопросы психологии. 2009. № 5. С. 74-83.
5. Гаранян Н.Г. Типологический подход к изучению перфекционизма // Вопросы психологии. 2009. № 5. С. 36-45.
6. Гаранян Н.Г., Андрусенко Д.А., ХломовИ.Д. Перфекционизм как фактор студенческой дезадаптации // Психологическая наука и образование. 20096. № 1. С. 72-81.
7. Гаранян Н.Г., Васильева М.Н. Перфекционизм как прогностический признак неблагоприятного течения депрессивных расстройств // Психологический журнал. 2014. № 5. С. 51-61.
8. Гаранян Н.Г., Низовцева A.A. Структура мотива достижения у студентов с разным уровнем пер-
фекционизма // Психологическая наука и образование. 2012. № 1. С. 1-13.
9. Гаранян Н.Г., Холмогорова А.Б., Юдеева Т.Ю. Перфекционизм, депрессия и тревога // Московский психотерапевтический журнал. 2001. №4. С. 18-49.
10. Гаранян Н.Г., Юдеева Т.Ю. Структура перфекционизма у пациентов с депрессивными и тревожными расстройствами // Психологический журнал. 2009. № 6. С. 93-102.
11. Грачева H.H. Адаптация методики «Многомерная шкала П. Хьитта и Г. Флетта» // Психологический журнал. 2006. № 6. С. 73-89.
12. Гришина ЕЛ. Динамика эмоциональных состояний личности в условиях кросс-культурной адаптации: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2010. 27 с.
13. Золотарева A.A. Адаптация методики «Шкала перфекционистской самопрезентации» П. Хьюитта // Психологический журнал. 2011. №6. С.59-66.
14. Золотарева A.A. Диагностика индивидуальных различий перфекционизма личности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2012. 26 с.
15. Карловская H.H., Сысоева A.C. Взаимосвязь переживания счастья и перфекционизма у студентов с разным уровнем академической успеваемости // Вестник Омского университета. Серия: Психология. 2009. № 2. С. 4-14.
16. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М.: Ключ-С, 1999. 224 с.
17. НовакМ. Культурно-семиотический анализ идеологем общества потребления // Современный дискурс-анализ. 2013. Вып. 7. С. 53-50.
18. Смолина Т.Л. Методы исследования кросс-культурной адаптации (зарубежный опыт) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2013. № 162. С. 282-287.
19. Смолина Т.Л. Симптомы культурного шока: обзор и классификация // Психологическая наука и образование. 2012. №3. URL: http://psyedu.ru/files/articles/psyedu_ru_2012_3_3 028.pdf (дата обращения: 26.03.2015).
20. Соколова Е.Т. Нарциссизм как клинический и социокультурный феномен // Вопросы психологии. 2009. № 1. С. 67-80.
21. Соколова Е.Т., Цыганкова П.В. Перфекционизм и когнитивный стиль личности у лиц, имевших попытку суицида // Вопросы психологии. 2011. №2. С. 90-100.
22. ТалашЕ.Ф. Динамика перфекционизма в молодежной среде // Человек. Сообщество. Управление: взгляд молодого исследователя. Психология: материалы XII Всерос. науч.-практ. конф.
Краснодар: Кубанский гос. университет, 2012. С. 158-165.
23. Талаш Е.Ф. Отражение феномена перфекцио-низма в российских научных публикациях // Вестник Балтийского федерального университета. 2012. № 11. С. 79-87.
24. Тарханова М.П., Холмогорова А.Б. Социальные и психологические факторы физического пер-фекционизма и неудовлетворенности своим телом // Психологическая наука и образование. 2011. №5. С. 52-60.
25. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Культура, эмоции и психическое здоровье // Вопросы психологии. 1999. №2. С. 61-75.
26. Холмогорова А., Гаранян Н. Эмоциональные расстройства и современная культура на примере соматоформных, депрессивных и тревожных расстройств // Московский психотерапевтический журнал. 1999. № 2. С. 61-90.
27. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г., Евдокимова Я.Г., МосковаМ.В. Психологические факторы эмоциональной дезадаптации у студентов // Вопросы психологии. 2009. № 3. С. 16-26.
28. Юдеева Т.Ю. Перфекционизм как личностный фактор депрессивных и тревожных расстройств: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2007. 25 с.
29. Ясная В.А., Еникополов С.Н. Перфекционизм: история изучения и современное состояние проблемы // Вопросы психологии. 2007. № 4. С. 157-168.
30. Ясная В.А., Митина О.В., Еникополов С.Н., Зурабова A.M. Апробация методики измерения перфекционизма Р. Слейни «Почти совершенная шкала» // Теоретическая и экспериментальная психология. 2011. № 4. С.30-45.
31. Kaufmann H., VrontisD., Manakova Yu. Perception of luxury: idiosyncratic Russian consumer culture and identity // European Journal of Cross-Cultural Competence and Management. 2012. Vol. 2 # 3-4, January. P. 209-235.
32. LakeyP.N. Acculturation: a review of the literature // Intercultural communication studies. 2003. XII-2. P. 103-118.
33. LisauskeneM.V. The Next Generation: Pragmatic Perfectionists or Romantics of Consumption // Russian Education & Society. 2007. Vol. 49, iss. 4. P. 76-86.
Получено 29.04.2015
References
1. Vindeker O.S., Irgasheva K.A. [Research on connection between perfectionism and achievement motivtion (by the example of students' sample)].
Privolzhsyj nauchnyj vestnik [Privolzhsky Scientific Herald], 2014, May, no 5(33), pp. 151-157. (In Russian).
2. Volikova S. V. [Modern research on child's perfectionism], Sotsial'naya i klinicheskaya psihiatriya [Social and clinical psychiatry], 2012, no 2, pp. 94-99. (In Russian).
3. GaranyanN.G. [Perfectionism and mental disorders (review of foreign empiric researches)]. Terapiya psihicheskih rasstrojstv [Therapy of mental disorders], 2006, no 1, pp. 31-40. (In Russian).
4. GaranyanN.G. [Psychological models of perfectionism], Voprosy psihologii [Issues of psychology], 2009, no 5, pp. 74-83. (In Russian).
5. Garanyan N.G. [Typological approach to perfectionism study]. Voprosy sihologii [Issues of psychology]. 2009v, no 5, pp. 36-45. (In Russian).
6. Garanyan N.G., Andrusenko D.A., Hlomov I.D. [Perfectionism as a factor of students' dysaptation], Psihologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological science and education]. 2009b, no 1, pp. 72-81. (In Russian).
7. Garanyan N.G., Vasil'eva M.N. [Perfectionism as a diagnostic character of unfavourable course of depressive disorders]. Psihologicheskijzhurnal [Psychological journal]. 2014, no 5, pp. 51-61. (In Russian).
8. Garanyan N.G., Nizovtseva A.A. [Structure of achievement motive of students' with different level of perfectionism], Psihologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological science and education], 2012, no l,pp. 1-13. (In Russian).
9. Garanyan N.G., Holmogorova A.B., Yu-
deeva T.Yu. [Perfectionism, mental depression and anxiety]. Moskovskij psihoterapevticheskij zhurnal [Moscow psychotherapeutic journal]. 2001, no 4, pp. 18-49. (In Russian).
10. Garanyan N.G., Yudeeva T.Yu. [Structure of perfectionism of patients with depressive and anxious disorders]. Psihologicheskij zhurnal [Psychological journal], 2009, no 6, pp. 93-102. (In Russian).
11. Gracheva I.I. [Adaptation of Hewitt's and Flett's multidimensional scale methodology]. Psihologicheskij zhurnal [Psychological j ournal]. 2006, no 6, pp. 73-89. (In Russian).
12. Grishina E.A. Dinamika emotsional'nyh sostoyanij lichnosti v usloviyah kross-kul'turnoj adaptatsii: av-toref. dis. ... kand. psihol. nauk [Personality's emotional states dynamics under conditions of cross-cultural adaptation: Author's abstract for procuring of degree of candidate of psychological sciences]. Moscow, 2010, 27 p. (In Russian).
13. Zolotareva A.A. [Adaptation of Hewitt's self-presentation scale methodology]. Psihologicheskij zhurnal [Psychological journal]. 2011, no 6,
pp. 59-66. (In Russian).
14. Zolotareva A. A. Diagnostika individual'nyh razlichij perfektsionizma lichnosti: avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk [Diagnostics of personal equations of personality's perfectionism: Author's abstract for procuring of degree of candidate of psychological sciences]. Moscow, 2012, 26 p. (In Russian).
15. Karlovskaya N.N., Sysoeva A.S. [Connection of happiness and perfectionism experience of students with different performance]. Vestnlk Omskogo uni-versiteta. Seriya «Psihologiya» [Omsk University Herald. Series «Psychology»]. 2009, no 2, pp. 4-14. (In Russian).
16. LebedevaN.M. Vvedenie v etnicheskuyu i kross-kul'turnuyupsihologiyu [Introduction into ethnic and cross-cultural psychology]. Moscow, Klyuch-S Publ., 1999, 224 p. (In Russian).
17. Novak M. [Cultural and semiotic analysis of ideologemes of consumer society]. Sovremennyj diskurs-analiz [Modern discourse analysis]. 2013, no 7, pp. 53-60. (In Russian).
18. SmolinaT.L. [Methods of cross-cultural adaptation research (foreign experience]. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gertsena [IZVESTIA: Herzen University journal of humanities and sciences]. 2013, no 162, pp. 282-287. (In Russian).
19. Smolina T.L. [Symptoms of a culture shock: review and classification], Psihologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological science and education], 2012, no 3. Available at:
http://psyedu.ru/files/articles/psyedu_ru_2012_3_3 028.pdf (In Russian).
20. Sokolova E.T. [Narcissism as a clinical and social and cultural phenomenon], Voprosypsihologii [Issues of psychology], 2009, no 1, pp. 67-80. (In Russian).
21. Sokolova E.T., Tsygankova P. V. [Perfectionism and personality's cognitive style of persons trying suicide]. Voprosy psihologii [Issues of psychology]. 2011, no 2, pp. 90-100. (In Russian).
22. TalashE.F. [Perfectionism dynamics in youth community]. Chelovek. Soobschestvo. Upravlenie: vzglyad molodogo issledovatelya. Psihologiya. Ma-terialy XII Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferentsii [Man. Society. Management: young researcher's view. Psychology: Proceedings of XII All-Russia research and practice conference]. Krasnodar, Kuban State University Publ., 2012,
pp. 158-165. (In Russian).
23. TalashE.F. [Perfectionism phenomenon's reflection in Russian academic papers]. Vestnik Baltijskogo federal'nogo universiteta [Baltic Federal University Herald].2012, no 11, pp. 79-87. (In Russian).
24. Tarhanova M.P., Holmogorova A.B. [Social and psychological factors of physical perfectionism and
dissatisfaction with one's body]. Psihologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological science and education], 2012, no 3, pp. 52-60. (In Russian).
25. Holmogorova A.B., Garanyan N.G. [Culture, emotions and mental health], Voprosy psihologii [Issues of psychology], 1999, no 2, pp. 61-75. (In Russian).
26. Holmogorova A., Garanyan N. [Emotional disorders and modern culture by the example of somatoform, depressive and anxious disorders]. Mosk-ovskij psihoterapevticheskij zhurnal [Moscow psychotherapeutic journal]. 1999, no 2, pp. 61-90. (In Russian).
27. Holmogorova A.B., Garanyan N.G., Evdoki-mova Ya.G., Moskova M.V. [Psychological factors of students' emotional disadaptation], Voprosy psihologii [Issues of psychology]. 2009, no 3, pp. 16-26. (In Russian).
28. Yudeeva T.Yu. Perfectionism kak lichnostnyj fak-tor depressivnyh i trevozhnyh rasstrojstv: avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk [Perfectionism as personality factor of depressive and anxious disorders: Author's abstract for procuring of degree of candidate of psychological sciences]. Moscow, 2007,
25 p. (In Russian).
29. Yasnaya V.A., Enikopolov S.N. [Perfectionism: history of study and issue's current state]. Voprosy psihologii [Issues of psychology]. 2007, no 4,
pp. 157-168. (In Russian).
30. Yasnaya V.A., Mitina O.V., Enikopolov S.N., Zurabova A.M. [Aprobation of perfectionism measuring technique Almost Perfect Scale by R. Slaney]. Teoreticheskaya i eksperiental'naya psihologiya [Theoretical and experimental psychology], 2011, no 4, pp. 30-45. (In Russian).
31. Kaufmann H., Vrontis D., Manakova Yu. Perception of luxury: idiosyncratic Russian consumer culture and identity // European Journal of Cross-Cultural Competence and Management. 2012. Vol. 2 # 3-4, January. P. 209-235.
32. Lakey P.N. Acculturation: a review of the literature // Intercultural communication studies. 2003. XII-2. P. 103-118.
33. Lisauskene M.V. The Next Generation: Pragmatic Perfectionists or Romantics of Consumption // Russian Education & Society. 2007. Vol. 49, iss. 4.
P. 76-86.
The date of the manuscript receipt 29.04.2015
Об авторах
Пермякова Татьяна Михайловна
доктор филологических наук, профессор кафедры иностранных языков
Национальный исследовательский университет Высшая Школа Экономики (Пермский филиал), 614070, Пермь, ул. Студенческая, 38; e-mail: perml@hotmail.com
Шевелева Марина Сергеевна
кандидат психологических наук, доцент кафедры иностранных языков
Национальный исследовательский университет Высшая Школа Экономики (Пермский филиал), 614070, Пермь, ул. Студенческая, 38; e-mail: marineshevelevoy@yandex.ru
About the authors
Permyakova Tatyana Mikhaylovna
D.Sc. (Habilitation), Professor of Foreign Languages Department
National Research University — Higher School of Economics (branch in Perm), 38, Studencheskaya str., Perm, 614070, Russia; e-mail: perml@hotmail.com
Sheveleva Marina Sergeevna
Ph.D., Associate professor of Foreign Languages Department
National Research University — Higher School of Economics (branch in Perm), 38, Studencheskaya str., Perm, 614070, Russia; e-mail: marineshevelevoy@yandex.ru
Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:
Пермякова ТМ., ШевелеваМ.С. Систематизация отечественных исследований и кросс-культурные перспективы изучения перфекционизма // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2015. Вып. 2(22). С. 65-73.
Please cite this article in English as:
Permyakova T.M., Sheveleva M.S. Perfectionism studies in russia and their cross-cultural prospects // Perm University Herald. Series «Philosophy. Psychology. Sociology». 2015. Iss. 2(22). P. 65-73.