Научная статья на тему 'Подготовка будущего учителя иностранного языка к профессиональной деятельности в условиях цифровой трансформации образования'

Подготовка будущего учителя иностранного языка к профессиональной деятельности в условиях цифровой трансформации образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
27
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровизация образования / цифровая образовательная среда / цифровая грамотность / цифровые компетенции / цифровая компетентность учителя иностранного языка / digitalization of education / digital educational environment / digital literacy / digital competencies / digital competence of a foreign language teacher

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шкабара Ирина Евгеньевна

Статья посвящена проблеме модернизации профессиональной подготовки будущего учителя иностранного языка с позиции цифровизации образования. В статье показано, что данная проблема находится в русле концепции цифровой компетентности педагога, активно развиваемой в мировом педагогическом сообществе. На основе анализа современных исследований и нормативных документов, определяющих подготовку педагога, автор рассматривает актуальность цифровой компетентности учителя иностранного языка, пришедшей на смену информационно-коммуникационной компетентности учителя, доказывает ее тесную связь с таким понятиями как «цифровая грамотность», «цифровые компетенции». На примере подготовки студентов факультета филологии и межкультурной коммуникации Нижнетагильского государственного социально-педагогического института показан опыт внедрения в учебный процесс цифровой составляю-щей «Методических рекомендаций по подготовке кадров по программам педагогического бакалавриата на основе единых подходов к их структуре и содержанию» («Ядра высшего педагогического образования»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шкабара Ирина Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preparing a future foreign language teacher for professional activity in the context of digital transformation of education

The article is devoted to the problem of modernization of professional training of a future foreign language teacher from the perspective of digitalization of education. The article shows that this problem is in line with the concept of digital compe-tence of a teacher which is actively being developed in the global pedagogical community. Based on the analysis of modern research and regulatory documents the author examines the relevance of the digital competence of a foreign language teacher which has replaced the information and communication competence of a teacher, proves its close connection with such concepts as “digital literacy”, “digital competencies”. On the example of professional training of the students of Faculty of Philology and Intercultural Communication of Nizhny Tagil State Socio-Pedagogical Institute the author shows the experience of intro-ducing the digital component of “Methodological recommendations for training personnel for pedagogical bachelor's degree programs based on unified approaches to their structure and content” (“The core of higher pedagogical education”) into the educational process

Текст научной работы на тему «Подготовка будущего учителя иностранного языка к профессиональной деятельности в условиях цифровой трансформации образования»

14. Prensky M. Digital natives, digital immigrants. On the Horizon, 2001, vol. 9, no. 5. URL: https://www.marcpren-sky.com/writing/Prensky%20-%20Digital%20Natives,%20Digital%20Immigrants%20%20Part1.pdf.

15. Apperley T., Walsh Ch. Digital culture & education: classroom perspectives. Digital Culture & Education, 2010, vol. 2, no. 2, pp. 124-127.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Ю.С. Спиридонова, аспирант, ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева», г. Орёл, Россия, e-mail: rudakovayulya@mail.ru

INFORMATION ABOUT AUTHOR:

Yu. S. Spiridonova, Graduate Student, Oryol State University named after I.S. Turgenev, Orel, Russia, e-mail: rudakovayulya@mail.ru

УДК 378 DOI: 10.52772/25420291_2023_4_147

Ирина Евгеньевна Шкабара

г. Нижний Тагил

Подготовка будущего учителя иностранного языка к профессиональной деятельности в условиях цифровой трансформации образования

Статья посвящена проблеме модернизации профессиональной подготовки будущего учителя иностранного языка с позиции цифровизации образования. В статье показано, что данная проблема находится в русле концепции цифровой компетентности педагога, активно развиваемой в мировом педагогическом сообществе. На основе анализа современных исследований и нормативных документов, определяющих подготовку педагога, автор рассматривает актуальность цифровой компетентности учителя иностранного языка, пришедшей на смену информационно-коммуникационной компетентности учителя, доказывает ее тесную связь с таким понятиями как «цифровая грамотность», «цифровые компетенции» . На примере подготовки студентов факультета филологии и межкультурной коммуникации Нижнетагильского государственного социально-педагогического института показан опыт внедрения в учебный процесс цифровой составляющей «Методических рекомендаций по подготовке кадров по программам педагогического бакалавриата на основе единых подходов к их структуре и содержанию» («Ядра высшего педагогического образования»).

Ключевые слова: цифровизация образования, цифровая образовательная среда, цифровая грамотность, цифровые компетенции, цифровая компетентность учителя иностранного языка.

Irina Evgenievna Shkabara

Nizhny Tagil

Preparing a future foreign language teacher for professional activity in the context of

digital transformation of education

The article is devoted to the problem of modernization of professional training of a future foreign language teacher from the perspective of digitalization of education. The article shows that this problem is in line with the concept of digital competence of a teacher which is actively being developed in the global pedagogical community. Based on the analysis of modern research and regulatory documents the author examines the relevance of the digital competence of a foreign language teacher which has replaced the information and communication competence of a teacher, proves its close connection with such concepts as "digital literacy", "digital competencies". On the example of professional training of the students of Faculty of Philology and Intercultural Communication of Nizhny Tagil State Socio-Pedagogical Institute the author shows the experience of introducing the digital component of "Methodological recommendations for training personnel for pedagogical bachelor's degree programs based on unified approaches to their structure and content" ("The core of higher pedagogical education") into the educational process

Keywords: digitalization of education, digital educational environment, digital literacy, digital competencies, digital competence of a foreign language teacher.

Введение. Смена образовательной парадигмы определяет необходимость включения новых, практико -ориентированных подходов в систему образования и проведения на их основе соответствующих преобразований. Таким подходом сегодня можно назвать цифровой подход, который принят научно-педагогическим сообществом и предписывается рядом государственных документов. Современная система образования находится под существенным влиянием высокой динамики циф-ровизации общества, старт которой был дан государственной программой «Цифровая экономика»,

утвержденной Правительством Российской Федерации в 2017 году [13]. Педагоги и обучающиеся сегодня имеют свободный доступ к электронным источникам информации, овладевают новыми информационно-коммуникационными способами осуществления обучающей и учебной деятельности, цифровые технологии и цифровые инструменты активно внедряются в образовательный процесс. Встречное движение составных частей образовательного процесса и цифровых технологий и средств для эффективного использования их по-

тенциальных дидактических возможностей, которое получило название цифровой трансформации образования, реализуется национальным проектом «Образование», цель которого - введение к 2024 году современной, безопасной цифровой образовательной среды [11, с. 3].

Теоретический анализ научных публикаций, посвященных проблеме трансформации образования в условиях цифровой образовательной среды (П.Н. Биленко, В.И. Блинов, М.В. Дулинов [1], С.В.Гайсина [3], О.Б. Даутова, Е.Ю. Игнатьева, О.Н. Шилова [4], Г.У. Солдатова, Т.А. Нестик, Е.И. Рассказова, Е.Ю. Зотова [21] и др.), показывает, что цифровая среда обладает богатым потенциалом, который значительно расширяет возможности образовательной среды. Закономерно в связи с этим, появление словосочетания «цифровая образовательная среда», под которой понимают определяемую использованием цифровых технологий и цифровых образовательных ресурсов систему взаимоотношений между субъектами образовательного процесса [20, с. 41].

Цифровизации образования выходит за рамки замещения традиционных педагогических технологий цифровыми технологиями и оптимизации наглядных методов обучения за счет использования компьютерных презентаций. По мнению О. Б. Даутовой, Е. Ю. Игнатьевой, О. Н. Шиловой, ядром и смыслом цифровой трансформации образования является системный, синергетический процесс изменения компонентов образовательного процесса (мотивационного, содержательного, операционной, аналитического, оценочного), происходящего под влиянием быстро развивающихся в современных условиях цифровых технологий [4, с. 7]. Новая дидактическая система, строящаяся в рамках цифровой образовательной среды, предполагает активное участие обучаемых в учебном процессе за счет оперативной обратной связи, применения усвоенного материала на практике, наличия цифровых умений и навыков. Как считают П. Н. Биленко, В. И. Блинов, М. В. Дулинов, «цифровое» поколение современных школьников, ориентирующееся в цифровых технологиях, постоянно стремится к новизне и самосовершенствованию, им свойственны креативность, способность синтезировать различные типы мышления, быстрота обработки информации и принятия решений [1, с. 22]. Неслучайно поэтому в новом проекте профессионального стандарта педагога подчеркнуто, что владение информационно-коммуникационной компетентностью (далее ИКТ-компетентность) должно быть непосредственно связано с применение ресурсов электронной образовательной среды и цифровых технологий [14].

Проект уточняет определение понятия «общепользовательская ИКТ-компетентность», внося в его содержание «умение работать с цифровой информацией с использованием компьютера и средств связи», и «общепедагогическая ИКТ-

компетентность», в которую включено умение учителя организовать деятельность участников образовательного процесса на основе ресурсов и сервисов информационной образовательной среды и цифрового коммуникационного оборудования [Там же]. Это означает владение приемами подготовки дидактических и рабочих материалов, знание особого набора цифровых инструментов и сервисов: верифицированного цифрового образовательного контента и образовательных сервисов, созданных и создаваемых сегодня на территории Российской Федерации. Примеры включают открытую информационно-образовательную среду «Российская электронная школа», автоматизированную информационную систему (АИС) «Маркетплейс образовательного контента и услуг», создаваемые в рамках стратегии цифровой трансформации образования и другие [11, С. 4-6]. Как уже упоминалось выше, реализация этих проектов должна и может привести к преодолению вызовов, стоящих перед российским образованием, повышению его качества и эффективности [Там же, с. 11]. Роль учителя-предметника, в нашем случае учителя иностранного языка, в этом велика.

Сегодня становится ясно, что цифровизация образования, определяющая, помимо прочих факторов современные образовательные условия, привела к тому, что использование цифровых технологий резко возросло при изучении всех учебных дисциплин и иностранный язык не является исключением [2, С. 205]. Современный учитель иностранного языка должен обладать профессиональной цифровой компетентностью, которая сегодня рассматривается как эволюционная форма информационно-коммуникационной компетентности педагога (ИКТ-компетентности). Учителю иностранного языка нужно иметь сейчас не только предметные, методические и педагогические знания и умениям, но и знания и умения в области цифрового образования, поскольку целью изучения иностранного языка является межкультурная иноязычная коммуникация, осуществляемая как в прямом, так и виртуальном общении. Как пишет С. П. Бурдын-ская, в эпоху цифровизации расширяются межкультурные контакты, следствием чего люди разных стран и национальностей оказываются в едином информационном пространстве. Средства массовой информации (радио, телевидение, Интернет) увеличивают распространение языков, активное их использование зависит от качественных и эффективных цифровых ресурсов [2, с. 205]. Поэтому обновление информационно-коммуникационной инфраструктуры и создание федеральной цифровой платформы, как неотъемлемые стороны модернизации образования, предъявляют особые требования к подготовке учителя иностранного языка. Необходимо обновление общепрофессиональной и предметной подготовки, приведение ее в соответствие с требованиями времени, возникающими под влиянием развивающихся цифровых технологий и меняющихся потребностей государства, общества

и отдельной личности в процессе подготовки человека к жизни в цифровом обществе и профессиональной деятельности в цифровой экономике.

Цель данной статьи - определить особенности подготовки студентов, будущих учителей английского языка, к профессиональной деятельности в условиях цифровой трансформации образования. Для достижения цели были определены следующие задачи исследования: показать эволюцию профессионально-педагогической ИКТ-

компетентности учителя и ее переход в актуальную в современных условиях цифровизации образования цифровую компетентность; определить содержание и структуру цифровой компетентности учителя иностранного языка, ее неразрывную связь с таким понятиями как «цифровая грамотность», «цифровые компетенции»; на примере профессиональной подготовки студентов 1 курса факультета филологии и межкультурной коммуникации Нижнетагильского государственного социально-педагогического института проанализировать опыт внедрения в учебным процесс цифровой составляющей «Методических рекомендаций по подготовке кадров по программам педагогического бакалавриата на основе единых подходов к их структуре и содержанию» («Ядра высшего педагогического образования»). При исследовании темы использовались методы описания, сравнения, анализа, синтеза, моделирования.

Исследовательская часть. Анализ научно-педагогической литературы в области формирования цифровой компетентности будущих учителей иностранного языка, показывает, что эта проблема находится в русле концепции цифровой компетентности педагога, активно развиваемой в мировом педагогическом сообществе. Обзор зарубежных исследований, проведенный Н.Г. Кизриной, Е.А. Левиной и С.Г. Вишленковой, свидетельствует, о том, что отсутствие специальной «цифровой» подготовки у учителей иностранного языка, несмотря на наличие технической инфраструктуры и того факта, что данный процесс начался заграницей значительно раньше, чем в России, не позволяет им использовать ИКТ-технологии в полном объеме из-за недостаточно высокого уровня «цифровых» знаний, отсутствия умений интегрировать цифровые навыки в стратегии изучения языков [7, с. 187]. Интересен вывод, сделанный на основе анализа исследования ирландских ученых, Ф. Фарр и Л. Мюррей [22], о взаимозависимости цифровой грамотности в социальных, академических и профессиональных контекстах и знанием иностранного языка. Выходом из сложившейся ситуации авторы считают важность формирования и развития у учителей иностранного языка лингво-цифровых компетенций, направленных на развитие языковых навыков и умений [Цит. по: 7, с. 188].

В работах отечественных ученых содержится широкое теоретическое обоснование актуальности данной проблемы, а также поднимаются вопросы

практического применения цифровых инструментов и технологий в процессе профессионально-педагогической подготовки. О необходимости внесения изменений в профессиограмму преподавателя (учителя) иностранного языка, связанных с цифро-визацией образовательной среды, пишут С.А. Дерябина и Т.А. Дьякова [4]. Модель цифровой компетентности учителя иностранного языка предлагает И.А. Тараненко [15], которую автор составила на основе известных фундаментальных моделей цифровой компетентности педагогов -DigCompEdu [23] и модели, разработанной ЮНЕСКО [19]. С.П. Бурдынская, подчеркивая важность специального обучения, подготавливающего к уверенному и осознанному применению учителем цифровых технологий в иноязычном образовании, предлагает практическое решение вопроса содержательного наполнения цифровых компетенций (компонентов цифровой грамотности) учителя иностранного языка [2, С. 207-208]. Подробный обзор различных образовательных платформ и сайтов, применяемых при обучении иностранному языку, составила О.Е. Тукаева [18]. В частности автором рассмотрены платформа Ted-Ed - библиотека из образовательных видеороликов для создания видео-урока; цифровой инструмент Genially, применяемый для создания цифровых образовательных ресурсов (презентаций, интерактивных изображений, викторин и игр на любые темы и т.п) и совмещения всех вышеперечисленных видов активности в одном проекте, создавая на их основе урок; приложение Class Dojo для работы в режиме реального времени; инструмент Word wall, при помощи которого можно создавать интерактивные упражнения и воспроизводить их на устройствах, имеющих доступ в Интернет и др. [18, С. 33-37]. Л.А. Лазутова и М.А. Бетяев рассмотрели потенциал цифровых инструментов «trello.com», «Stepik.org», «Canva.com» [8].

На основе рассмотренных выше и других работ, посвященных формированию цифровой компетентности учителя иностранного языка, можно сделать вывод, что обучение иностранному языку на основе применения цифровых технологий, имеющих высокий уровень интерактивности, позволяет решать множество педагогических и методических задач. К ним относятся: снижение уровня влияния языкового барьера обучающихся, увеличение мотивации к развитию устной и письменной речевой деятельности, эффективное управление вниманием и памятью, обеспечение высокого уровня вовлеченности в процесс обучения, создание естественных условий для многократного повторения языкового материала и формирование на основе этого психологической готовности к речевому общению и обогащение социального опыта учеников. Следствием использования конструктивных возможностей цифровой среды в процессе языковой подготовки стало изменение роли учителя. Сейчас он рассматривается как организатор и

мотиватор учения, «методист-архитектор» цифровых средств обучения, разработчик образовательных траекторий и проектных технологий. Учет вышеизложенного, активное внедрение этого богатого опыта в профессиональную подготовку несомненно позволит будущему учителю овладеть цифровой грамотностью и, как следствие, цифровой педагогической компетентностью.

Компетентностью невозможно овладеть как отдаленным от сознания человека механизмом, о чем свидетельствуют данные зарубежных и отечественных междисциплинарных исследований. Компетентность базируется на понятии «компетенция», которое, согласно выводу, сделанному И.А. Зимней на основе историко-логического анализа зарубежных и отечественных публикаций, посвященных компетентностному подходу в образовании, может рассматриваться с разных позиций и понимается как:

- заранее отобранное, структурированное и дидактически организованное содержание обучения, которым нужно овладеть (педагогическая интерпретация) ;

- свойства личности, рассматриваемые как условия успешности осуществление деятельности, т.е. способности (психолого-практическая интерпретация);

- потенциальное когнитивное основание личности, включающее содержание знаний, программу реализации, методы и алгоритмы действия (психолингвистическая интерпретация) [6, С. 23-24].

По мнению И.А. Зимней, наиболее полное представление о сущности понятия «компетентность» можно составить на основе психолингвистического подхода (последняя интерпретация),

который подтверждает, что формирование и развитие компетентности начинается и продолжается в образовательном процессе, где на основе формируемых компетенций обучаемый приобретает необходимые качества [Там же, с. 25]. Поэтому, являясь интегрированным личностным качеством учителя, проявляющемся в готовности и способности самостоятельно использовать цифровые технологии в своей предметной деятельности, процесс формирования как ИКТ-компетентности, так и ее новой эволюционной формы - цифровой компетентности, носит развивающий характер и начинается со студенческой скамьи, когда студенту необходимо не только овладеть совокупностью знаний, умений, навыков, необходимых для будущей эффективной профессиональной деятельности и личностного развития, но и сформировать личностное, основанное на чувстве ответственности, отношение к этой деятельности [19, с. 15]. Отличием цифровой компетентности от ИКТ-компетентности является наличие в ее структуре такого компонента, как креативность, а также соблюдение требований кибер-безопасности, что означает способность сохранить персональные данные, оценивать достоверность информации, предотвращать риски информационного давления при общении в сети [3, с. 10].

Цифровизация образования, проводимая с целью эффективного использования потенциальных дидактических возможностей цифровых технологий и средств, привела к расширению сферы применения ИКТ в подготовке будущего учителя. В действующем ФГОС ВО (14) информационно-коммуникационные технологии упоминаются в составе общепрофессиональных компетенций ОПК-2 и ОПК-9, что показано в таблице 1.

Таблица 1

Общепрофессиональные компетенции, связанные с информационно-коммуникационными

технологиями

Наименование категории (группы) компетенций Код и наименование компетенции выпускника

Общепрофессиональные компетенции

Разработка основных и дополнительных образовательных программ ОПК-2. Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)

Информационно-коммуникационные технологии для профессиональной деятельности ОПК-9. Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности

В «Методических рекомендациях по подготовке кадров по программам педагогического бакалавриата на основе единых подходов к их структуре и содержанию («Ядро высшего педагогического образования») [12], регламентирующих подготовку студентов педагогических вузов с 2022 г.,

спектр действия цифровой составляющей в требованиях к комплексу умений, знаний и опыта деятельности, т. е. компетенциям студентов, значительно расширен (см. табл. 2):

Таблица 2

Универсальные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции, связанные с цифровой трансформацией образования

Категория компетенций Код и наименование компетенции Код и наименование индикатора достижения компетенции

Универсальные компетенции

Разработка и реализация проектов УК-2. Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений УК-2.3. Использует инструменты и техники цифрового моделирования для реализации образовательных процессов

Коммуникация УК-4. Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностран-ном(ых) языке(ах) УК-4.3. Осуществляет коммуникацию в цифровой среде для достижения профессиональных целей и эффективного взаимодействия.

Общепрофессиональные компетенции

Разработка основных и дополнительных образовательных программ ОПК-2. Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий) ОПК-2.3. Осуществляет отбор педагогических и других технологий, в том числе информационно-коммуникационных, используемых при разработке основных и дополнительных образовательных программ и их элементов

Информационно -коммуникационные технологии для профессиональной деятельности ОПК-9. Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности ОПК-9.2. Демонстрирует способность использовать цифровые ресурсы для решения задач профессиональной деятельности.

Профессиональные компетенции

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования ПК-1. Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач ПК-1.3. Демонстрирует умение разрабатывать различные формы учебных занятий, применять методы, приемы и технологии обучения, в том числе информационные.

Сравнительный анализ представленных документов позволяет сделать вывод, что «Ядро высшего педагогического образования» расширяет и конкретизирует подготовку студентов педагогического вуза в условиях цифровой трансформации образования, вводя в индикаторы достижения универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций умения и навыки будущего учителя пользоваться информационно-коммуникационными технологиями и ресурсами цифровой образовательной среды.

Обращаясь к конкретному примеру реализации вышеописанных требований к подготовке будущего учителя иностранного языка в условиях цифровизации образования, нами был проанализирован опыт подготовки студентов, обучающихся

по направлению 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) «Иностранные языки и межкультурная коммуникация» в Нижнетагильском государственном социально-педагогическом институте (филиале) Российского государственного профессионально-педагогического университета (г. Екатеринбург). В основной профессиональной образовательной программе (далее ОПОП), составленной согласно «Ядру высшего педагогического образования», отражены компетенции и индикаторы их достижения, связанные с цифровой трансформацией образования. В частности показано, что, разрабатывая и реализуя проекты своей будущей учебно-воспитательной деятельности, студент должен уметь выбрать среди оптимальных способов решения задач этого вида

151

деятельности в том числе инструменты и техники цифрового моделирования (УК-2, индикатор достижения компетенции - УК-2.3). Умение осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной форме в цифровой среде отмечено среди индикаторов достижения компетенции УК-4 (индикатор достижения компетенции - УК-4.3). Развитие способности участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ и их отдельных компонентов с использованием информационно-коммуникационных технологий отражено в компетенции ОПК-2 (индикатор достижения компетенции - ОПК-2.3). Несомненно важным для будущего учителя иностранного языка является развитая способность использовать цифровые ресурсы для решения задач профессиональной деятельности (компетенция ОПК-9, индикатор достижения ОПК-9.2), а также умение разрабатывать различные формы учебных занятий в своей предметной деятельности и применять методы, приемы и технологии обучения, в том числе информационные технологии обучения иностранному языку (компетенция ПК-1, индикатор достижения - ПК-1.3) [9]. Формирование указанных выше компетенций обеспечивает содержание дисциплин (модулей) и практик обязательной части образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений.

В обязательной части программы к таким дисциплинам в первую очередь относится учебная дисциплина «Технологии цифрового

образования», которая входит в коммуникативно-цифровой модуль ОПОП, направленный на формирование и развитие коммуникативных компетенций студентов, умение осуществлять социальное взаимодействие и деловое общение на русском и иностранных языках, в том числе с использованием ИКТ, а также вышеуказанных профессиональных компетенций в области медиа-и информационной грамотности и готовности к профессиональной деятельности в цифровом пространстве, в том числе в условиях использования технологий искусственного интеллекта [9]. Дисциплина изучается во 2 семестре.

В рабочей программе данной дисциплины уточнены требования к результатам ее освоения. Наряду с оосновными понятиями дисциплины (цифровизация, цифровое образование, цифровая трансформация образования, технология, цифровая технология), студенты должны разбираться в оособенностях системного и критического мышления, знать принципы оценки информации и принятия на ее основе решения, правила оформления учебной документации (программ учебных предметов и дополнительного образования). Они должны уметь правильно выбрать ИКТ для подготовки основных и дополнительных образовательных программ, обладать способностью пользоваться методами разработки цифровых образовательных ресурсов с

152

использованием современных ИКТ и проектирования индивидуальных образовательных маршрутов освоения учебных предметов на основе цифровых технологий в соответствии с образовательными потребностями обучающихся; уметь размышлять о собственной профессиональной деятельности в сфере цифровизации образования [10, с. 4].

Обучение дисциплине организовано на основе компетентностного подхода, что позволяет учитывать специфику будущей профессиональной деятельности студентов. В теоретической части курса на основе историко-логического подхода к представлению материала студенты знакомится с эволюцией средств технического обучения и ИКТ, а также основами применения системного подхода для обработки информации. Практические занятия посвящены прикладным вопросам цифровизации образования. На основе методов демонстрационных примеров, практикумов с использованием практико-ориентированных задач, метода кейс-стади и метода проектов студенты изучают информационно-коммуникационные технологии, применяемые для обработки и представления текстовой, числовой, графической, звуковой и видео информации; овладевают основами технологий разработки цифровых образовательных ресурсов для предметной области «иностранный язык»; знакомятся с современными техническими средствами профессиональной деятельности и учатся применять их в образовательном процессе.

Дальнейшее продвижение студентов в области овладения цифровой грамотностью согласно ОПОП будет осуществляться в рамках модуля учебно-исследовательской и проектной деятельности, который направлен на формирование умений для выполнения работ аналитического и прикладного характера (в том числе курсовых, проектных, выпускных квалификационных и др.), а также осуществления и организации проектно-исследо-вательской деятельности в школе. Здесь студентам предстоит изучить дисциплину «Методы математической обработки данных» (изучается в 6 семестре), которая непосредственно связана с курсом « Технологии цифрового образования».

Примером учебной дисциплины, где применение современных информационных технологий и цифровых ресурсов является необходимым инструментом эффективной организации образовательного процесса на факультете может быть названа дисциплина предметно-методического модуля «Методика обучения и воспитания (английский язык)» (изучается 3, 4, 5, 6, 7 семестры) содержат раздел «Электронное обучение иностранному языку». Цель обучения по этому разделу - на развитие умения студентов организовать деятельность по обучению иностранному языку на основе ресурсов и сервисов информационной образовательной среды и цифрового коммуникационного оборудования. Логическим продолжение курса выступает дис-

циплина «Современные технологии обучения иностранному языку» (9 семестр), который входит в модуль профессиональной подготовки, относящийся к части образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений.

Во время прохождения практик (учебных и производственных) студенты выполняют задания по применению современных информационных и коммуникационных технологий в решении профессиональных задач. Сюда относится технологическая практика (проектно-технологическая практика), направленная на формирование информационно коммуникативных компетенций и развития цифровой грамотности профессиональной сферы педагога (2 семестр). Во время прохождения практики, которая называется «научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы» (6 семестр) и исследовательской практики (9 семестр) студенты получат возможность применить знания в области цифровизации образования для развития умений сбора и анализа необходимой информации, применения ее в организации проектно-исследовательской деятельности в школе и, продолжая традиции факультета иностранных языков и межкультурной коммуникации, смогут выбрать в качестве тем своих курсовых и выпускных-квалификационных работ тематику, связанную с цифровизацией образования в области обучения иностранным языкам. Как показывает опыт, студенты факультета проявляют большой интерес к проблеме применения информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранным языкам, отражая это в своих выступлениях на научно-практических конференциях разного уровня, статьях в научных журналах, при выполнении работ аналитического и прикладного характера (курсовых, проектных, выпускных квалификационных работ). В качестве примеров таких работ можно назвать: «Возможности образовательного сайта учителя для обучения иностранному языку на уровне основного общего образования» (2018 г.), «Приемы развития навыков и умений аудирования на примере образовательного сервиса «ЛигваЛео» (2021 г.), «Аудиовизуальные подкасты как средство обучения аудированию и говорению на английском языке на уровне среднего общего образования» (2021 г.), «Обучение умениям письменной речи на английском языке на базе вики-технологии на уровне основного общего образования» (2022 г.), «Формирование лексических навыков при обучении английскому языку на уровне основного общего образования посредством образовательной

интернет-платформы «Взнания» (2022 г.), «Особенности профессиональной подготовки учителя английского языка для начальной школы (в условиях цифровизации)» (2023 г.), «STEM образование на уроках английского языка в младшей школе» (2023 г.) и другие.

Заключение. Таким образом, можно сделать вывод, что в процессе изучения вышеуказанных дисциплин и прохождения практик студент получает реальную возможность овладеть цифровой грамотностью, т. е. получить и систематизировать теоретические знания, сопоставить их с практическими умениями и навыками работы в цифровой среде для своего личностно-профессионального развития, решения учебных, а затем профессиональных задач в образовательной области «Иностранный язык». Представляя собой базовую компетенцию современного человека, цифровая грамотность в образовании синонимична понятию цифровая компетенция и включает в свой состав нескольких взаимосвязанных структурных компонентов. Поэтому, чтобы овладеть цифровой компетенцией будущий учитель должен обладать информационной грамотностью (умение искать, анализировать, систематизировать информацию), компьютерной грамотностью (понимать устройство компьютера, операционных систем и программного обеспечения и уметь на них работать), вычислительной грамотностью (умение использовать инструментальные и вычислительные средства и сервисы в профессиональной деятельности), медийной грамотностью (умение создавать, искать и оценивать медиаконтент, ориентироваться в ме-диасреде), коммуникативной грамотностью (умение общения в цифровом пространстве, социальных сетях и средах). Несомненно важным компонентом цифровой компетентности является личностное отношение к технологическим инновациям, т. е. применение технологий, сервисов и инструментов в жизни, учебе, профессиональной деятельности [17, С. 169]. На основе всех вышеперечисленных составляющих и будет складываться интегрированное личностное качество учителя, проявляющемся в готовности и способности самостоятельно использовать богатые дидактические возможности цифровой среды в своей предметной деятельности - цифровая компетентность будущего учителя иностранного языка. А для этого необходимо активное включение самого студента в процесс цифровизации образовательной среды на основе его субъектной активности и учебной самостоятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения / П.Н. Биленко, В.И. Блинов, М.В. Дулинов [и др.]. - Москва : Перо, 2019. - 98 с. - Текст : непосредственный.

2. Бурдынская, С.П. Формирование цифровой компетентности преподавателя иностранного (английского) языка вуза / С.П. Бурдынская. - Текст : непосредственный // Образование и право. - 2021. - № 7. - С. 205-210.

3. Гайсина, С.В. Технологии оценки и повышения цифровой компетентности обучающихся ПОУ : информ.-метод. материалы / С.В. Гайсина. - URL: https://spbappo. ru/wpcontent/uploads/2019/02/%D0%93%D0%B0%D0% (дата обращения: 10.09.2023). - Текст : электронный.

4. Даутова, О.Б. Массовый формат смешанного обучения как движение к цифровой трансформации образования / О.Б. Даутова, Е.Ю. Игнатьева, О.Н. Шилова. - Текст : непосредственный // Непрерывное образование: XXI век. - 2020.

- № 3 (31). - С. 15-28.

5. Дерябина, С.А. Профессиограмма преподавателя иностранного языка в условиях цифровизации образовательного пространства / С.А. Дерябина, Т.А. Дьякова. - Текст : непосредственный // Высшее образование в России. - 2019.

- Т. 28, № 4. - С. 142-149.

6. Зимняя, И.А. Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода в образовании / И.А. Зимняя. - Текст : непосредственный // Ученые записки национального общества прикладной лингвистики. - 2013. - № 4 (4). - С. 16-31.

7. Кизрина, Н.Г. Формирование предметной цифровой компетенции будущего учителя иностранных языков / Н.Г. Кизрина, Е.А. Левина, С.Г. Вишленкова. - Текст : непосредственный // Перспективы науки и образования. - 2022.

- № 2 (56). - С. 183-199.

8. Лазутова, Л.А. Формирование цифровых компетенций у будущих учителей иностранных языков / Л. А. Лазутова, М.А. Бетяев. - Текст : электронный // Цифровая компетентность учителя иностранных языков : монография / под ред. Л.А. Лазутовой. - Саранск : Мордовский государственный педагогический университет им. М.Е. Евсевьева, 2021. -С. 5-14. - URL: https://e.lanbook.com/book/258848 (дата обращения: 04.09.2023).

9. Основная профессиональная образовательная программа» подготовки бакалавров очного обучения направления подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) «Иностранные языки и межкультурная коммуникация» / Нижнетагил. гос. социал.-пед. ин-т (фил.), Рос. гос. профес.-пед. ун-т. - Нижний Тагил, 2022.

- URL: https://www.ntspi.ru/sveden/files/44.03.05_P0_IYAMKK_2022_PZ(1).pdf (дата обращения: 10.09.2023). - Текст : электронный.

10. Рабочая программа дисциплины «Технологии цифрового образования» / Нижнетагил. гос. соц.-пед. ин-т (фил.), Рос. гос. профес.-пед. ун-т. - Нижний Тагил, 2023. - 9 с. - Текст непосредственный.

11. Российская Федерация. Министерство просвещения. Паспорт стратегии Цифровая трансформация образования : опубл. 15 июля 2021 г. - Текст : электронный // Банк документов. Министерство просвещения Российской федерации. - 2023. - URL: https://docs.edu.gov.ru/document/id/2637 (дата обращения: 03.10.2023).

12. Российская Федерация. Министерство просвещения. О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по подготовке кадров по программам педагогического бакалавриата на основе единых подходов к их структуре и содержанию («Ядро высшего педагогического образования»)») : письмо от 14.12.2021 № АЗ-1100/08. -Текст : электронный // КонсультантПлюс. - URL: https://rulaws.ru/acts/Pismo-Minprosvescheniya-Rossii-ot-14.12.2021-N-AZ-1100_08/ (дата обращения: 03.10.2023).

13. Российская Федерация. Правительство. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» : утв. распоряжением Правительства Рос. Федерации от 28.07.2017 г. № 1632-р). - Текст : электронный // Правительства России : офиц. сайт. - 2017. - URL: http://government.ru/docs/28653/ (дата обращения: 03.10.2023).

14. Российская Федерация. Министерство труда и социальной защиты. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования) (учитель)» : проект приказа : подгот. 31.01.2022. - Текст : электронный // ГАРАНТ. РУ : информ.-правовой портал. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56809182 (дата обращения: 19.10.2023).

15. Российская Федерация. Министерство образования и науки. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) : приказ от 22 февр. 2018 г. № 125. : с изм. и доп. от 26 нояб. 2020 г., 8 февр. 2021 г., 19 июля 2022 г., 27 февр. 2023 г.). - Текст : электронный // ГАРАНТ. РУ : информ.-правовой портал. -URL: https://base.garant.ru/71897864/ (дата обращения: 22.10.2023).

16. Тараненко, И.А. К проблеме цифровой компетентности преподавателя иностранного языка / И.А. Тараненко. -Текст : электронный // Современные проблемы науки и образования, 2021. - № 5. - URL: https://science-education.ru/article/view?id=31100 (дата обращения 22.10.2023).

17. Токтарова, В.И. Цифровая грамотность: понятие, компоненты и оценка / В.И. Токтарова, О.В. Ребко. - Текст : непосредственный // Вестник Марийского государственного университета. - 2021. - Т. 15, № 2 (42). - С. 165-177.

18. Тукаева, О.Е. Обучение иностранному языку с помощью цифровых образовательных ресурсов / О.Е. Тукаева. -Текст : электронный // Цифровая компетентность учителя иностранных языков : монография / под ред. Л.А. Лазутовой.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Саранск : Мордовский государственный педагогический университет им. М. Е. Евсевьева, 2021. - С. 30-47. - URL: https://elanbook.com/book/258848 (дата обращения: 04.10.2023).

19. Структура ИКТ-компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО. Редакция 2.0. Русский перевод. - URL: https://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214694.pdf (дата обращения: 10.08.2023). - Текст : электронный.

20. Шилова, О. Н. Цифровая образовательная среда: педагогический взгляд / О. Н. Шилова. - Текст : непосредственный // Человек и образование. - 2020. - № 2 (63). - С. 36-41.

21. Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования / Г. У. Солдатова, Т. А. Нестик, Е. И. Рассказова, Е. Ю. Зотова. - Москва : Фонд Развития Интернет, 2013. - 144 с. - Текст : непосредственный.

22. Farr, F. Digital Literacies for Language Learning and Teaching: developing a national framework / F. Farr, L. Murray. -Text : electronic // 2nd International Conference on Higher Education Advances, HEAd'16. - Universitat Politecnica de Val'encia, Val'encia, 2016. - P. 390-397. - URL: https://archive.headconf.org/head16/wp-content/uploads/pdfs/2802.pdf (accessed: 11.11.2023).

23. Redecker, Ch. European Framework for the Digital Competence of Educators (DigCompEdu) / Ch. Redecker, Y. Punnie. - Luxemburg Publications Office of the European Union, 2017. - 94 p. - Text : direct.

REFERANCES

1. Bilenko P.N., Blinov M.V., Dulinov M.V. Didakticheskaya koncepciya cifrovogo professionalnogo obrazovaniya i obucheniya [Didactic concept of digital vocational education and training]. Moscow: Pero, 2019. 98 p.

2. Burdynskaya S. P. Formirovanie cifrovoj kompetentnosti prepodavatelya inostrannogo (anglijskogo) yazyka vuza [Formation of digital competence of a foreign (English) language teacher at a university]. Obrazovanie iparvo [Education and law], 2021, No. 7, pp. 205-210.

3. Gajsina S.V. Tehnologii ocenki i povysheniya cifrovoj kompetentnosti obuchayushihsya POU: inform.-metod. materialy [Technologies for assessing and improving the digital competence of students of POU]. URL: https://spbappo. ru/wpcon-tent/uploads/2019/02/%D0%93%D0%B0%D0%. (Accessed 10.09.2023).

4. Dautova O.B., Ignateva E.Yu., Shilova O.N. Massovyj format smeshannogo obucheniya kak dvizhenie k cifrovoj trans-formacii obrazovaniya [The mass format of blended learning as a movement towards digital transformation of education]. Nepreryvnoe obrazovanie: XXI vek [Continuing education: theXXIcentury], 2020, no. 3 (31), pp. 15-28.

5. Deryabina S.A. Professiogramma prepodavatelya inostrannogo yazyka v usloviyah cifrovizacii obrazovatelnogo pros-transtva [The professionogram of a foreign language teacher in the conditions of digitalization of the educational space]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia], 2019, v. 28, no. 4, pp. 142-149.

6. Zimnyaya I.A. Kompetenciya i kompetentnost v kontekste kompetentnostnogo podhoda v obrazovanii [Competence and competence in the context of the competence approach in education]. Uchenye zapiski nacionalnogo obshestva prikladnoj lingvistiki [Scientific notes of the National Society of Applied Linguistics], 2013, no. 4(4), pp. 16-31.

7. Kizrina N.G. Formirovanie predmetnoj cifrovoj kompetencii budushego uchitelya inostrannyh yazykov [Formation of the subject digital competence of the future teacher of foreign languages]. Perspektivy nauki i obrazovaniya [Prospects of science and education], 2022, no. 2 (56), pp. 183-199.

8. Lazutova L.A., Betyaev M.A., Formirovanie cifrovyh kompetencij u budushih uchitelej inostrannyh yazykov [Formation of digital competencies of future foreign language teachers]. In Lazutova L.A. (ed.) Cifrovaya kompetentnost uchitelya inostrannyh yazykov: monografiya [Digital competence of a foreign language teacher]. Saransk: Mordovskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. M. E. Evseveva, 2021, pp. 5-14. URL: https://e.lanbook.com/book/258848 (Accessed 04.09.2023).

9. Osnovnaya professional'naya obrazovatel'naya programma podgotovki bakalavrov ochnogo obucheniya napravleniya podgotovki 44.03.05 "Pedagogicheskoe obrazovanie (s dvumya profilyami podgotovki) "Inostrannye yazyki i mezhkul'turnaya kommunikaciya" [The main professional educational program "Preparation of full-time bachelors of the training direction 44.03.05 Pedagogical education (with two training profiles) Foreign languages and intercultural communication"]. Nizhnij Tagil, 2022. URL: https://www.ntspi.ru/sveden/files/44.03.05_PO_IYAMKK_2022_PZ(1).pdf (Accessed 10.09.2023).

10. Rabochaya programma discipliny «Tekhnologii cifrovogo obrazovaniya» [Рабочая программа дисциплины «Технологии цифрового образования»]. Nizhnij Tagil, 2023, 9 p.

11. Rossijskaya Federaciya. Ministerstvo prosveshcheniya. Pasport strategii Cifrovaya transformaciya obrazovaniya: opubl. 15 iyulya 2021 g. [Passport of the Digital Transformation of Education strategy]. URL: https://docs.edu.gov.ru/docu-ment/id/2637 (Accessed 03.10.2023).

12. Rossijskaya Federaciya. Ministerstvo prosvesheniya. O napravlenii informacii" (vmeste s "Metodicheskimi rek-omendaciyami po podgotovke kadrov po programmam pedagogicheskogo bakalavriata na osnove edinyh podhodov k ih strukture i soderzhaniyu ("Yadro vysshego pedagogicheskogo obrazovaniya")": pismo ot 14.12.2021 No AZ-1100/08 ["On the direction of information" (together with "Methodological recommendations for training personnel for pedagogical bachelor's degree programs based on unified approaches to their structure and content ("The Core of higher pedagogical education")")]. URL: https://rulaws.ru/acts/Pismo-Minprosvescheniya-Rossii-ot-14.12.2021-N-AZ-1100_08/ (Accessed 03.10.2023).

13. Rossijskaya Federaciya. Pravitelstvo Rossii. Programma «Cifrovaya ekonomika Rossijskoj Federacii»: utv. rasporyazheniem Pravitelstva Ros. Federacii ot 28.07.2017 g. No 1632-r) [The programme "Digital Economy of the Russian Federation"]. URL: http://government.ru/docs/28653/ (Accessed 03.10.2023).

14. Rossijskaya Federaciya. Ministerstvo truda i socialnoj zashity. Ob utverzhdenii professionalnogo standarta "Pedagog (pedagogicheskaya deyatelnost v sfere nachalnogo obshego, osnovnogo obshego, srednego obshego obrazovaniya) (uchitel)" Proekt Prikaza Ministerstva truda i socialnoj zashity RF ": podgot. 31.01.2022 [About the approval of the professional standard "Teacher (pedagogical activity in the field of primary general, basic general, secondary general education) (teacher"]. GARANT: inform.-pravovoj portal [Гарант]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56809182 (Accessed 19.10.2023).

15. Rossijskaya Federaciya. Ministerstvo obrazovaniya i nauki. Ob utverzhdenii federalnogo gosudarstvennogo obrazovatelnogo standarta vysshego obrazovaniya - bakalavriat po napravleniyu podgotovki 44.03.05 Pedagogicheskoe obrazovanie (s dvumya profilyami podgotovki): prikaz ot 22 fevr. 2018 g. № 125: s izm. i dop. ot 26 noyab. 2020 g., 8 fevr. 2021 g., 19 iyulya 2022 g., 27 fevr. 2023 g.) [About the approval of the federal state educational standard of higher education - bachelor's degree

in the field of training 44.03.05 Pedagogical education (with two training profiles]. GARANT. inform.-pravovoj portal [Гарант]. URL. https.//base.garant.ru/71897864/ (Accessed 22.10.2023).

16. Taranenko I.A. K probleme cifrovoj kompetentnosti prepodavatelya inostrannogo yazyka [On the problem of digital competence of a foreign language teacher]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education], 2021, no. 5. URL. https.//science-education.ru/article/view?id=31100 (Accessed 22.10.2023).

17. Toktarova V.I. Cifrovaya gramotnost'. ponyatie, komponenty i ocenka [Digital literacy. concept, components and evaluation]. Vestnik Marijskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Mari State University], 2021, V. 15, no. 2(42), pp. 165-177.

18. Tukaeva O.E. Obuchenie inostrannomu yazyku s pomoshyu cifrovyh obrazovatelnyh resursov [Teaching a foreign language using digital educational resources]. In Lazutova L.A. (ed.) Cifrovaya kompetentnost uchitelya inostrannyh yazykov. monografiya [Digital competence of a foreign language teacher]. Saransk. Mordovskij gosudarstvennyj pedagogicheskij uni-versitet im. M. E. Evseveva, 2021, pp. 30-47. URL. https.//e.lanbook.com/book/258848 (Accessed 04.10.2023).

19. Struktura IKT-kompetentnosti uchitelej. Rekomendacii YuNESKO. Redakciya 2.0 [The structure of ICT competence of teachers. UNESCO recommendations. Revision 2.0] URL. https.//iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214694.pdf (Accessed 10.08.2023).

20. Shilova O.N. Cifrovaya obrazovatelnaya sreda. pedagogicheskij vzglyad [Digital educational environment. pedagogical view]. Chelovek i obrazovanie [Человек и образование], 2020, no. 2 (63), pp. 36-41.

21. Soldatova G.U., Nestik T.A., Rasskazova E.I., Zotova E. Yu. Cifrovaya kompetentnost podrostkov i roditelej. Rezultaty vserossijskogo issledovaniya [Digital competence of teenagers and parents. Results of the All-Russian study]. Moscow. Fond Razvitiya Internet, 2013. 144 p.

22. Farr F., Murray L. Digital Literacies for Language Learning and Teaching. developing a national framework. 2nd International Conference on Higher Education Advances, HEAd'16. Universitat Politecnica de Val'encia, Val'encia, 2016, pp. 390-397. URL. https.//archive.headconf.org/head16/wp-content/uploads/pdfs/2802.pdf (Accessed 11.11.2023).

23. Punny Y., Redecker Ch., European Framework for the Digital Competence of Educators (DigCompEdu). Luxemburg Publications Office of the European Union, 2017. 94 p.

СВЕДЕНИЕ ОБ АВТОРЕ:

И.Е. Шкабара, доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков и русской филологии, Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», г. Нижний Тагил, Россия, e-mail. irinashkabara@mail.ru INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

I.E. Shkabara, Ph. D. in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Foreign Languages and Russian Philology, Nizhny Tagil State Socio-Pedagogical Institute (branch) of Russian State Vocational Pedagogical University, Nizhny Tagil, Russia, e-mail. irinashkabara@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.