Научная статья на тему 'Подготовка будущего учителя физики к использованию музейной экспозиции при обучении учащихся'

Подготовка будущего учителя физики к использованию музейной экспозиции при обучении учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
213
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ / МУЗЕЙ / МУЗЕЙНАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ / "ВИРТУАЛЬНЫЙ" МУЗЕЙ / СПЕЦКУРС / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ / "VIRTUAL" MUSEUM / TEACHER TRAINING / MUSEUM / MUSEUM EXHIBITION / SPECIAL COURSE / METHODS OF TEACHING PHYSICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корнилова Юлия Владимировна

В статье описана методика преподавания спецкурса «Музей в образовательной деятельности учителя физики». Представленный спецкурс может служить для подготовки будущего учителя физики к деятельности по использованию музейной экспозиции при обучении учащихся, а также переподготовки действующего учителя физики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training of a future teacher of physics to use museum expositions in teaching

The technique of teaching a special course «Museum in the educational activity of a teacher of physics» is described in this article. This special course can be used for training of future teachers of physics to use a museum exhibition at training pupils, as well as retraining a working teacher of physics.

Текст научной работы на тему «Подготовка будущего учителя физики к использованию музейной экспозиции при обучении учащихся»

ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МУЗЕЙНОЙ ЭКСПОЗИЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ УЧАШИХСЯ

Подготовка учителя, музей, музейная экспозиция, «виртуальный» музей, спецкурс,

методика обучения физике.

Актуальность проблемы, рассматриваемой в данной статье, определяется современными требованиями в области образования и воспитания подрастающего поколения. При развитии обучаемых приоритетными являются такие личностные качества, как: самостоятельность, инициатива, готовность к саморазвитию, осознанному выбору направлений и способов социально и индивидуально значимой деятельности, стремление к самореализации в сочетании с высоким уровнем их образованности и воспитанности. Решение таких задач во многом зависит от подготовленности учительских кадров, их способности осуществлять профессиональную деятельность в условиях модернизации всей системы образования.

Общие тенденции в развитии системы образования на международном (Болонский процесс), общероссийском (Закон РФ «Об образовании») уровнях направлены на подготовку специалистов для основных сфер человеческой деятельности в современной социокультурной ситуации. В новой концепции высшего профессионального образования России акценты переносятся с узкопрофессионального подхода к подготовке специалистов на многостороннее интеллектуально-духовное развитие личности обучающегося с учетом его индивидуальных особенностей. Эти социальные перемены, происходящие в обществе, также по-ново-му ставят вопрос о профессиональной компетентности учителя.

Личность учителя, его профессиональная компетентность, социальная зрелость и духовное богатство сегодня как никогда оказываются наиболее значимыми показателями в обеспечении эффективности процесса обучения и воспитания подрастающего поколения. Следовательно, качество образования будущего учителя и уровень сформированности его профессиональной компетентности являются социальными критериями состояния и результативности образования (как результата, как процесса, как образовательной системы), его соответствия потребностям современного общества [Тесленко, Эверт, Залезная, 2008, с. 5].

На современном этапе развития образования мощнейшим ресурсом в достижении поставленной цели может служить принцип открытости образовательного пространства. Учитель, выступая в роли координатора, выстраивает индивидуальные траектории обучения учащихся не только в образовательном пространстве школы, но и в образовательном пространстве других учреждений, в том числе и музеев. Привлечение музея позволит расширить возможные пути простроения индивидуальной образовательной траектории для учащихся [Ковалева]. Использование музейной экспозиции в обучении физике позволит перевести образование на новую качественную ступень. Вместе с тем далеко не все аспекты процесса подготовки будущего учителя физики к деятельности по использова-

нию музейной экспозиции при обучении учащихся достаточно разработаны. Решение отдельных задач в этом направлении носит дискуссионный характер. В условиях открытости образовательного пространства необходимо рассматривать различные подходы к подготовке будущего учителя к деятельности по использованию в обучении физике музейной экспозиции. Апробация новых подходов подготовки студентов к данному виду деятельности может осуществляться через обязательные курсы и спецкурсы по выбору.

Выбор студентами спецкурса планируется как педагогическая система, которой отводится особое место в профессиональной подготовке будущего учителя. Преподавание спецкурса строится на основе личностно ориентированной образовательной траектории учебного процесса отдельно взятого студента, что обеспечивается с помощью обучения в небольших группах и по индивидуальным учебным планам.

Система выбора спецкурса по данной тематике имеет свою специфику, так как включает в себя целый ряд педагогических идей, реализация которых в профессиональной подготовке будущих учителей приводит к формированию у них готовности использовать музейную экспозицию в процессе обучения учащихся, что, в свою очередь, повышает качество их профессиональной подготовки.

Повышению качества профессиональной подготовки будущего учителя физики средствами музейной экспозиции способствует разработанный нами спецкурс «Музей в образовательной деятельности учителя физики».

Программа спецкурса соответствует требованиям, предъявленным к спецкурсам: по степени новизны; по мотивирующему потенциалу (содержит информацию, вызывающую познавательный интерес студентов); по полноте содержания (содержит информацию, необходимую для достижения запланированных в ней целей профессионального обучения); по научности содержания (включены научная информация и наиболее ценный опыт практической деятельности учителей и музейных работников); по реалистичности с точки зрения ресурсов (материал программы распределен по времени с учетом его достаточности для качественного изучения информации и получения запланированных результатов); по эффективности затраченного времени на реализацию курса (определена последовательность изучения информации, которая является наиболее оптимальной в достижении целей).

В соответствии с задачами профессиональной подготовки студентов педагогических вузов в программе спецкурса «Музей в образовательной деятельности учителя физики» раскрываются методы и приемы разработки и проведения экскурсий по физике, рассчитанные на разноуровневую и разновозрастную аудиторию учащихся.

Содержание спецкурса рассчитано на 32 академических часа и включает пять модулей — входной, три базовых и итоговый. Содержание модулей представлено в табл. 1.

Программа спецкурса [Столяров, 2004] реализуется в процессе чтения лекций, проведения семинарских занятий, организации самостоятельной работы студентов, консультаций (групповых и индивидуальных), собеседований в связи с написанием рефератов, разработкой экскурсий по физике и подготовкой к защите проектов.

Таблица 1

Тематическая карта дисциплины

№ п/п Название модуля Темы занятий, входящие в модуль Всего часов Лекци- онных заня- тий Семи- нар- ских заня- тий Сам. работа

I Входной модуль 1. История возникновения музеев и термина «музейная педагогика» 8 2 2 4

II Базовый модуль 1 (Дидактические аспекты музейной педагогики) 1. Музей в образовательном пространстве. 2. Типология музеев по образовательной деятельности. 3. Теоретические аспекты образовательной деятельности музея. 4. Взаимодействие музея и школы. 5. Программы взаимодействия. 6. Опыт сотрудничества в различных странах 12 4 2 6

III Базовый модуль 2 (Методика организации экскурсий по физике) 1. Музейная экспозиция. 2.Виды экскурсий (ознакомительные, образовательные, развивающие). 2. Методика организации ознакомительных экскурсий. 3. Методика организации образовательных экскурсий. 4. Методика организации развивающих экскурсий. 5. Поход в краеведческий музей 20 2 8 10

IV Базовый модуль 3 (Методика проведения экскурсий по физике) 1. Работа с разновозрастной аудиторией (дошкольники, младшего тттколь-ного возраста, среднего школьного возраста, студенты) и ее психолого-пе-дагогическая специфика. 2. Поход в музей физики. 3. Подготовка учителем учащихся к посещению музея 20 2 8 10

V Итоговый модуль 1. Презентация проектов 4 - 2 2

Итого 64 10 22 32

В процессе проведения занятий по спецкурсу применяются разнообразные методы обучения, выбор которых зависит от: 1) содержания учебного материала; 2) дидактических целей и задач учебного занятия; 3) уровня сформированности познавательной активности студентов.

Самостоятельная работа студентов в рамках данного спецкурса осуществлялась на семинарских занятиях с использованием компьютера, проектора, различных физических и бытовых объектов. Студенты, используя полученные на семинаре и накопленные в ходе изучения различных дисциплин (таких как общий курс физики, педагогика, психология, ТСО, теория и методика обучения физике) знания, разработали и провели экскурсию по предложенным темам курса физики. Карта самостоятельной работы студентов приведена в табл. 2.

Таблица 2

Самостоятельная работа студентов

Мо- дуль Содержание работы, формы работы Сроки выполнения Общая трудоемкость

Л — Тестирование. На занятии 1

>> — Анкетирование. На занятии 1

ч о — Заполнение сводной таблицы по хронологии исто- К занятию 2

§ рии развития и становления музеев мира. 4 часа

=н — Подготовка доклада по возникновению и развитию К занятию 2

о К одного из всемирно известных музеев.

ч - Работа с глоссарием. На занятии 2

о — Составление эссе на тему «Естественно-научные

т кабинеты XVI - XVII веков» К занятию 3

— Составление схемы по типам музеев в образова- На занятии 3

тельном пространстве.

— Выявление «плюсов» и «минусов» методических ас- К занятию 4

1—1 пектов работы в музее.

Л - Работа с глоссарием. На занятии 4 6 часов

ч — Анализ программ сотрудничества музея и школы в На занятии 4

о различных странах.

§ — Подготовка сообщения об опыте сотрудничества музея и школы в Германии и США. — Составление эссе на тему «Образование в музейной среде г. Красноярска» К занятию 5 К занятию 6

— Подготовка и проведение экскурсии с использова-

нием физических приборов прошлых лет. На занятии 6

— Составление краткого конспекта ознакомительной К занятию 7

экскурсии по одной из тем курса физики.

1—1 1—1 — Проведение ознакомительной экскурсии. На занятии 7

— — Составление краткого конспекта образовательной К занятию 8 10 часов

экскурсии по одной из тем курса физики.

Ч о - Проведение образовательной экскурсии. На занятии 8

§ — Составление краткого конспекта развивающей эк- К занятию 9

скурсии по одной из тем курса физики. - Проведение развивающей экскурсии.

На занятии 9

— Выделение основных этапов подготовки воспита- К занятию 10

тельной экскурсии

- Посещение краеведческого музея (музея физики). На занятии 11

— Подготовка отчета по экспозиции. К занятию 12

— Анализ психолого-педагогической литературы. На занятии 12

— Выделение специфических психологических ха-

рактеристик учащихся различных возрастных К занятию 13

групп.

- Разработка краткого конспекта экскурсии по одной

1—1 1—1 из тем природоведения для младшего школьного К занятию 13

1—1 возраста. — Проведение составленной экскурсии.

Л На занятии 13 10 часов

ч - Разработка краткого конспекта экскурсии по одной

о 1^-Н из тем курса физики для среднего школьного воз- К занятию 14 На занятии 14

2 раста. — Проведение составленной экскурсии. - Разработка краткого конспекта экскурсии по одной

из тем курса физики для старшего школьного воз- К занятию 15

раста.

— Проведение составленной экскурсии. На занятии 15

— Составление методических рекомендаций для под- На занятии 15

готовки учителем учащихся к посещению музея

Итоговый модуль — Подготовка проектов К занятию 16 2 часа

Завершающим этапом работы студентов на спецкурсе являются разработка проекта (одного из залов «виртуального» музея «Физика вокруг нас») и его презентация. Разработка проекта направлена на демонстрацию навыков по внедрению средств музейной экспозиции в учебный процесс. Презентация проекта, в свою очередь, позволяет оценить сформированность профессиональных компетенций будущих учителей физики в контексте культурно-образовательной деятельности музея.

«Виртуальный» музей представляет собой \^еЬ-сайт, состоящий из страниц-залов. В каждом зале, как и в обычном музее, представлен ряд экспозиций. Каждая экспозиция начинается с истории возникновения явления (или экспоната, которому посвящен зал), далее рассказывается в историческом аспекте об использовании этого явления (экспоната) человеком. Также в экспозициях показаны практические применения рассматриваемых явлений (экспонатов) в быту.

«Виртуальный» музей является открытым для расширения и углубления. Каждый последующий поток студентов-пятикурсников дополняет его новыми страницами-залами, углубляет и расширяет некоторые уже существующие. Кроме этого улучшаются дизайн и функциональные возможности «виртуального» музея.

На первом занятии данного спецкурса проводятся анкетирование и тестирование пятикурсников с целью выявления уровня осведомленности оппонентов о функциях музея как научно-просветительского учреждения культурного наследия, а также уровеня ориентирования в понятиях музейной педагогики. Анкета предназначена для выявления отношения студентов к музею, а выполнение теста определяет уровень сформированности у студентов понятий, включаемых в музейную педагогику.

Анализ результатов полученных за время проведения спецкурса, показал, что 59 % опрошенных студентов отождествили музей с культурно-историческим институтом, развивающим познавательный интерес и вносящим новизну в уже имеющиеся знания, а 41 % опрошенных отождествили музей со зданием, в котором хранятся старые, антикварные, забытые вещи.

Большинство выпускников (66 %) убеждены, что музей должен выполнять образовательную функцию и формировать познавательный интерес к предмету, хотя 34 % респондентов суживают функции музея до воспитательной либо информативной.

Анализ проведенного анкетирования в сочетании с тестовыми заданиями способствует не только выявлению уровня осведомленности и отношения студентов к музеям и музейной деятельности в целом, но и выработке стратегии преподавания спецкурса. В ходе изложения материала рассматривается исторический аспект становления образовательной деятельности музеев и, как следствие, появление нового направления в педагогике (музейной педагогики). Подробнее необходимо остановиться на одном из способов повышения качества обучения учащихся физике — привлечении музейной экспозиции для эффективной организации учебного процесса. Для реализации данного спецкурса необходимы следующие ресурсы: компьютерный класс с выходом в Интернет; проектор с экраном; видеофильмы, слайды, графические и художественные иллюстрации; лабораторное оборудование; дидактические материалы; музейная экспозиция Краевого краеведческого музея «Бегство от удивлений, или Красноярские открытия»; книги, учебники по музееведению и музейной педагогике.

В процессе преподавания спецкурса выдвигаются определенные требования к уровню подготовки студентов, выражающиеся следующими позициями:

— студенты должны знать (на уровне воспроизведения): исторические предпосылки возникновения музеев; историю музеев мира; новые тенденции в развитии музейной сферы во второй половине XX столетия (культурные центры, детские музеи, экомузеи, интегрированные музеи и «новая музеология»); основные формы культурно-образовательной деятельности музеев;

— студенты должны понимать: выделенные социальные функции музея; принципы классификации музеев; научную организацию музейных фондов; основные понятия музейной экспозиции;

— студенты должны уметь: использовать методы построения экспозиций; подбирать экспозиционные материалы по физике; проектировать экспозиции по физике; разрабатывать различные виды экскурсий по физике; выступать с сообщениями и докладами с учетом особенностей музейной коммуникации; использовать формы научно-просветительской работы музея в организации процесса обучения физике учащихся; развивать познавательный интерес учащихся к экспозиционной тематике и отдельным музейным предметам в конкретном музее; формировать «музейную культуру учащихся» (умение ориентироваться в музейной среде и воспринимать специфический музейный язык; проводить целенаправленный самостоятельный осмотр экспозиций).

На заключительном занятии проводятся презентация и обсуждение проектов, над которыми работали студенты на протяжении всего спецкурса. В конце занятия подводятся итоги изучения спецкурса: проходит анкетирование студентов с последующей беседой об их впечатлениях о содержании спецкурса, проводится анализ ответов на вопрос: «Сбылись ли их ожидания после прохождения программы спецкурса “Музей в образовательной деятельности учителя физики?”».

Также проводится итоговое анкетирование. Студентам предлагается высказать мнение по следующим вопросам. 1. Нужны ли специализированные музеи по учебным дисциплинам? 2. Какие функции, выполняемые музеем, могут быть использованы в деятельности учителя? 3. Какие функции, выполняемые музеем, способствуют расширению мировоззрения учащихся? 4. Для чего можно использовать «виртуальный» музей физики?

Все опрашиваемые единогласно ответили, что признают необходимость существования специализированных музеев. «Ведь в любом музее можно провести экскурсию по физике, но удобнее в специализированном, в котором есть тематические залы», — сказал один из анкетируемых.

В вопросе о функциях, выполняемых музеем для учащихся, мнения респондентов снова разделились. Большинство опрошенных пятикурсников (52 %) уверены, что музей должен выполнять лишь образовательную функцию, а 48 % опрошенных утверждают, что музей выполняет более широкий спектр функций для учащихся.

Как показывает практика, разработанный спецкурс «Музей в образовательной деятельности учителя физики» учит не только органично использовать музейную экспозицию на уроках физики в школе, но и способствует повышению качества профессиональной подготовки будущего учителя. Выпускники факультета физики, применяющие на практике синтез физики и музейной экспозиции, отмечают повышение познавательного интереса к предмету среди учащихся, их

желание посетить музей физики, что свидетельствует об эффективности внедрения в учебный процесс педагогического вуза разработанного спецкурса.

Библиографический список

1. Ковалева Т.М. Реализация принципа открытости образования через построение современных образовательных технологий. URL: http://www.lerner.edu3000.ru/ Wladi-mir_biblos/Kovaleva_l .htm

2. Музей в образовательной деятельности учителя физики: методическая разработка к спецкурсу / сост. Ю.В. Корнилова; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2010. 100 с.

3. Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика: учеб. пособие. М.: Высшая школа, 2004. 216 с.

4. Тесленко В.И., Эверт H.A., Залезная Т.А. Профессиональное становление будущего учителя физики в обновленном педагогическом образовании: монография / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2008. 380 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.