Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ МАЛОЧИСЛЕННОЙ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ'

ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ МАЛОЧИСЛЕННОЙ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

124
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ / ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / МАЛОЧИСЛЕННАЯ СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА / PREPARATION OF STUDENTS / PREPARATION OF A FUTURE TEACHER / PROFESSIONAL STANDARD OF A TEACHER / CHILDREN WITH DISABILITIES / A SMALL RURAL SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузеванова А. А.

Предпринята попытка дать обоснование необходимости организации процесса подготовки будущих педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях малочисленной сельской школы. Раскрываются результаты диагностического исследования, направленного на изучение организационно-содержательных особенностей образовательного процесса в вузе с целью подготовки студентов к работе с обучающимися с нарушениями развития. Материалы исследования позволят спроектировать процесс подготовки учителей начальных классов к указанной работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузеванова А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARING THE FUTURE TEACHER FOR WORKING WITH CHILDREN WITH DISABLED HEALTH IN THE CONDITIONS OF A LITTLE RURAL SCHOOL

The article attempts to substantiate the need to organize the process of preparing future teachers to work with children with disabilities in a small rural school. The results of the diagnostic research aimed at studying the organizational and content features of the educational process at the university in order to prepare students to work with students with developmental disabilities. The research materials will allow designing the process of preparing primary school teachers for this work.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ МАЛОЧИСЛЕННОЙ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ»

Раздел 2. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 378.637+376.02

ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ МАЛОЧИСЛЕННОЙ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ

А. А. Кузеванова

ассистент кафедры специальной педагогики и психологии aagrebenkova@mail.ru

Алтайский государственный педагогический университет, Барнаул, Россия

Аннотация. Предпринята попытка дать обоснование необходимости организации процесса подготовки будущих педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях малочисленной сельской школы. Раскрываются результаты диагностического исследования, направленного на изучение организационно-содержательных особенностей образовательного процесса в вузе с целью подготовки студентов к работе с обучающимися с нарушениями развития. Материалы исследования позволят спроектировать процесс подготовки учителей начальных классов к указанной работе.

Ключевые слова: подготовка студентов, подготовка будущего педагога, профессиональный стандарт педагога, дети с ограниченными возможностями здоровья, малочисленная сельская школа.

PREPARING THE FUTURE TEACHER FOR WORKING WITH CHILDREN WITH DISABLED HEALTH IN THE CONDITIONS OF A LITTLE RURAL SCHOOL

A. A. Kuzevanova

Assistant of the Department of Special Pedagogy and Psychology aagrebenkova@mail.ru

Altai State Pedagogical University, Barnaul, Russia

ИНСАЙТ. 2020. № 2 (2)

26

Abstract. The article attempts to substantiate the need to organize the process of preparing future teachers to work with children with disabilities in a small rural school. The results of the diagnostic research aimed at studying the organizational and content features of the educational process at the university in order to prepare students to work with students with developmental disabilities. The research materials will allow designing the process of preparing primary school teachers for this work.

Keywords: preparation of students, preparation of a future teacher, professional standard of a teacher, children with disabilities, a small rural school.

Законодательством РФ обеспечивается право каждого человека на образование вне зависимости от особенностей физического и психического развития обучающихся [6]. Реализация данного права для детей с ограниченными возможностями здоровья возможна через организацию инклюзивного образования, которое учитывает их особые образовательные потребности, создавая в образовательных организациях специальные условия.

Успешное включение обучающихся, имеющих ограниченные возможности здоровья, в образовательное пространство возможно, если будет организована комплексная помощь специалистов психолого-педагогического и медико-социального профилей. При этом особая функция в указанном процессе отводится педагогу, который обеспечивает не только получение детьми качественного образования, но и реализацию принципов инклюзивного образования.

Согласно положениям профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» как основополагающего нормативного акта в сфере образования, учитывающего требования к личности педагога и его профессиональной компетентности, он должен владеть навыками применения специальных подходов к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья, психолого-педагогических технологий (в том числе и инклюзивных), оказывать помощь любому ребенку и т. д. [8].

С. В. Алехина и Д. А. Петров отмечают, что в процессе организации и реализации образовательного процесса у педагога проявляется неготовность к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, учитель зачастую находится в ситуации нехватки знаний или умений по организации взаимодействия с обучающимися данной категории [1, 7].

ИНСАЙТ. 2020. № 2 (2)

27

Особенно значимой вышеуказанная проблема представляется для педагога малочисленной сельской школы. В каждом регионе доля малочисленных и малокомплектных школ различна. Так, в Алтайском крае в течение трех последних лет она сохраняется на уровне 63 % [3].

Учитель малочисленной сельской школы, осуществляя профессиональную деятельность в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья, встречается с рядом проблем: отсутствием в штате образовательной организации узкопрофильных специалистов (дефектологического и психолого-педагогического профилей), единичным участием (ввиду отдаленности образовательной организации от крупных муниципалитетов) в практических семинарах и круглых столах, на которых происходит обмен опытом по работе с обучающимися с различными нарушениями развития и др. [2].

В связи с этим актуализируется необходимость рассмотрения организационно-содержательной стороны процесса подготовки будущего педагога малочисленной сельской школы к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Отметим, что на сегодняшний день существуют научные исследования, отражающие различные аспекты проблем, связанных с подготовкой и готовностью педагога к работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Так, предметом исследований являются оценка профессиональной готовности педагога к реализации инклюзивной практики (С. В. Алехина), моделирование профессиональной компетентности учителя, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья (О. А. Козырева), подготовка педагога к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, осуществляющего профессиональную деятельность в условиях инклюзивного образования (О. С. Кузьмина), профессиональная подготовка педагога к проектированию инклюзивного образовательного пространства (Е. С. Ромашевская), инклюзивная готовность педагога к работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (В. В. Хит-рюк) [1, 4, 5, 9, 10].

Анализ перечисленных выше исследований показывает, что в них обосновывается необходимость подготовки педагога к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, рассматривается организационно-содержательный аспект, но при этом не описывается

28

ИНСАЙТ. 2020. № 2 (2)

специфика деятельности учителя начальных классов в условиях малочисленной сельской школы и специфика его подготовки к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Эта проблема требует, на наш взгляд, более глубокого изучения.

В связи с этим проведенное нами исследование было направлено на изучение организационно-содержательных особенностей образовательного процесса в вузе с целью подготовки будущего педагога к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях малочисленной сельской школы.

Исследование было организовано в форме опроса, состоящего из открытых вопросов, позволяющих увидеть, каким образом преподавателями организуется подготовка будущих учителей начальных классов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях малочисленной сельской школы, что вкладывается в содержание данной подготовки, с какими трудностями сталкиваются преподаватели в процессе подготовки студентов, а также дающих возможность определить спектр трудностей, с которыми может столкнуться молодой специалист малочисленной сельской школы в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

В исследовании приняли участие 25 преподавателей Алтайского государственного педагогического университета и Томского государственного педагогического университета, занимающихся подготовкой будущих учителей начальных классов. В число опрошенных входили преподаватели в должности доцента - 60 %, старшие преподаватели -28 %, 12 % являлись ассистентами кафедр. Стаж работы варьировался от 1 года до 27 лет. Практический опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья имели 48 % респондентов, 4 % работали только со студентами с нарушениями в развитии, остальные преподаватели (48 %) опыта работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья не имели.

Охарактеризуем полученные результаты.

В ответе на вопрос «Из чего, на Ваш взгляд, складывается подготовка будущих педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья?» преподаватели отмечали следующие аспекты: подготовка должна включать в себя дисциплины, связанные с изучением особенностей развития, обучения и воспитания нормотипич-

ИНСАЙТ. 2020. № 2 (2)

29

ных детей (20 %), методики преподавания дисциплин для детей с нормой развития (20 %). Вместе с тем, отмечалась необходимость изучения нормативно-правовой документации (ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ) (72 %), особенностей проектирования уроков в классах, где обучаются дети с ОВЗ и их сверстники с нормой развития (80 %). Подчеркивалась значимость дисциплин, знакомящих студентов с особенностями развития, обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (отметили 100 % респондентов). Также отмечалась необходимость знакомства будущих педагогов со спецификой работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, с особенностями учебно-воспитательной работы с обучающимися с ОВЗ в процессе педагогической практики, а еще с методами, приемами и технологиями работы (80 % опрошенных преподавателей). В свою очередь, только 12 % как составляющий компонент подготовки выделили мотивационно-ценностный аспект (на это указывают ответы: необходимо «проявлять к ребенку с ограниченными возможностями здоровья уважение, терпение», «формировать высокий уровень культуры, нравственных норм», «мотивировать будущих учителей начальных классов к профессиональной деятельности в области инклюзивного образования»).

Анализ ответов на данный вопрос позволил прийти к выводу, что респонденты отмечают необходимость комплексного характера в подготовке будущего учителя начальных классов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях малочисленной сельской школы, проявляющегося в том, что студенты должны овладеть не только теоретической составляющей, но и иметь практические умения и навыки в данной области, принимать ценности инклюзивного образования, учитывать их при реализации образовательного процесса. При этом, к сожалению, преподаватели не обращаются к необходимости самостановления, саморазвития и самоопределения в области образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья будущего педагога малочисленной сельской школы. На наш взгляд, именно эта составляющая в подготовке позволит педагогу получить не только учебные результаты (знания, умения и навыки), но и образовательные (собственные их результаты, реализованные личные цели) и др.

30

ИНСАЙТ. 2020. № 2 (2)

Следующий вопрос предполагал выяснение того, каким образом преподаватели осуществляют подготовку будущих педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Из числа опрошенных 52 % преподавателей знакомят будущих учителей начальных классов с особенностями организации работы на уроке в соответствии с нозологией обучающихся. Студенты в рамках дисциплин изучают опыт работы учителей, изложенный в публикациях, на занятиях практикуется выступление учителей начальных классов, осуществляющих профессиональную деятельность в рамках инклюзивного образования, преподаватели транслируют собственный опыт работы. Вместе с тем, будущие учителя изучают нормативно-правовые основы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, особенности развития, обучения и воспитания детей данной категории, знакомятся со способами работы учителя начальных классов при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья. Студенты занимаются разработкой рекомендаций для родителей, заданий для детей с различными нарушениями в развитии. В рамках изучения дисциплин используются видеоматериалы, обсуждаются педагогические ситуации, разбираются кейсы. Будущие педагоги осуществляют самоанализ после проведенного урока. 4 % респондентов в рамках преподаваемых дисциплин занимаются формированием у будущих учителей начальных классов инклюзивной культуры.

Противоречивым нам показался тот факт, что, несмотря на осознание необходимости в подготовке педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, 48 % преподавателей указывают, что такой работы в рамках преподаваемых дисциплин не проводят, аргументируя это тем, что не имеют специальных знаний и опыта работы с детьми с ОВЗ, а также связывают это с недостатком времени на занятии. В дополнение к этому стоит подчеркнуть, что только у 8 % преподавателей прослеживается содействие в осмыслении будущими учителями собственных профессиональных позиций, жизненных установок, профессионального мироощущения в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. С нашей точки зрения, эта деятельность в контексте подготовки педагога выступает важной и значимой ввиду того, что будет способствовать формирова-

ИНСАЙТ. 2020. № 2 (2)

31

нию у них собственного понимания значимости профессиональной деятельности с детьми с нарушениями развития в условиях малочисленной сельской школы.

При ответе на вопрос о трудностях, с которыми преподаватели сталкиваются при подготовке будущих педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, 52 % преподавателей отмечают высокий уровень знаний у студентов в области инклюзивного образования, но при этом в практической работе студенты проявляют неуверенность, тревогу. 28 % указывают на недостаточность собственных знаний и умений для организации такой подготовки в рамках преподаваемых дисциплин. 20 % опрошенных связывают трудности при подготовке будущих учителей начальных классов с недостатком времени для работы в данном направлении, 16 % указывают на сложности организации посещения уроков в общеобразовательной школе в классах с детьми с ограниченными возможностями здоровья. 8 % респондентов испытывают затруднения из-за отсутствия учебной литературы для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе. 4 % преподавателей подчеркивают, что во время прохождения практики студенты не получают достаточного личного активного опыта работы с детьми данной категории.

Таким образом, анализ ответов преподавателей показывает, что спектр трудностей, возникающих в процессе подготовки, различен. Положительной тенденцией, на наш взгляд, является то, что на первый план выходят не материально-технические проблемы, а проблемы содержательного характера подготовки, первостепенными становятся вопросы, связанные с овладением будущими педагогами способами работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, получением навыка самостоятельного принятия решений в процессе работы с детьми с ОВЗ. Учитывая это в процессе подготовки, преподаватели дадут возможность студентам приобрести личный смысл и ценность собственной профессиональной деятельности.

На вопрос о готовности будущих педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья после окончания вуза, только 20 % от общего числа преподавателей ответили, что будущие учителя начальных классов готовы к работе с детьми с ограниченными

32

ИНСАЙТ. 2020. № 2 (2)

возможностями здоровья, подчеркивая, что у выпускников есть предметные знания, имеется опыт данной работы (они видели на практике, как работает учитель с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного обучения, сами в качестве учителя проводили уроки), у студентов есть понимание, что детям с нарушениями в развитии необходима специальная помощь. Стоит подчеркнуть, что 8 % опрошенных отмечают готовность студентов к данной работе, но указывают на необходимость повышения квалификации, а также значимость поддержки на местах педагогов-практиков. 36 % сообщают о различной степени готовности будущих учителей начальных классов. По их мнению, и с этим трудно не согласиться, студенты, которые пришли в вуз с желанием стать педагогом, выходят из него готовыми к работе с обучающимися данной категории. 32 % преподавателей считают, что выпускники не готовы к указанной работе, они владеют теоретическими знаниями, но не имеют представления, как применить их в практической деятельности. Такая ситуация, по нашему мнению, может быть связана с тем, что студенты не включаются в процесс собственного образования, полученные знания для них не становятся личностно значимыми, и, соответственно, не могут быть в полной мере применены в процессе практической деятельности с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья. 4 % опрошенных не смогли оценить уровень подготовки будущих учителей в силу того, что такого рода подготовку не осуществляют.

Следующий вопрос касался трудностей, с которыми может столкнуться молодой специалист в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях малочисленной сельской школы.

Данный вопрос имеет большое значение в рамках нашего исследования, так как позволяет увидеть спектр специфических трудностей, возникающих в деятельности молодого специалиста малочисленной сельской школы. При ответе на данный вопрос, респонденты были практически единодушны - 92 %. Они отмечали проблемы, связанные с недостатком практического опыта выпускников, умений и навыков построения учебного и воспитательного процесса в классе, где совместно обучаются дети с ограниченными возможностями здо-

ИНСАЙТ. 2020. № 2 (2)

33

ровья и их сверстники с нормой психического и физического развития. Можно констатировать, что практические умения и навыки у будущих учителей находятся на уровне осознания и первоначального становления, чаще всего отсутствует понимание системы и планирования работы с детьми данной категории. Молодому специалисту очень сложно адаптировать имеющиеся знания и применить их в образовательном процессе.

Как видно из приведенных данных, 60 % преподавателей указывают на проблему кадрового обеспечения, молодой учитель начальных классов малочисленной сельской школы, которому необходима помощь наставника с первых дней работы в образовательной организации, сталкивается с отсутствием в штате специалистов дефектологического, психолого-педагогического профилей. Отсюда следует, что учитель малочисленной сельской школы должен быть готов к самосовершенствованию и самообразованию.

40 % респондентов считают, что выпускник может столкнуться с трудностями материально-технического характера (отсутствием специального оборудования, программных и технических средств, учебников, пособий). Также заостряют внимание на трудностях взаимодействия учителя с другими субъектами образовательного процесса (нормотипичными детьми, детьми с ограниченными возможностями здоровья, родителями, коллегами, администрацией образовательной организации).

И наконец, преподаватели отмечали трудности мотивационно-ценностного характера. Так, часть опрошенных (12 %) подчеркивали, что будущие учителя начальных классов могут быть не готовы к принятию детей данной категории, например, ввиду тяжелой степени нарушений в развитии у обучающегося. Вместе с тем, респонденты (12 %) обращали внимание на трудности при работе с документацией, и сложностями, связанными с организацией рабочего времени в условиях инклюзивного образовательного процесса.

Таким образом, результаты опроса свидетельствуют о том, что в рамках некоторых дисциплин организуется подготовка будущих учителей начальных классов к работе с детьми с ОВЗ в условиях малочисленной сельской школы. Вместе с тем, ряд преподавателей не

34

ИНСАЙТ. 2020. № 2 (2)

готовы к проведению данного вида работы ввиду отсутствия знаний и опыта практической деятельности в этой области или нехватки времени на занятии. Была проанализирована содержательная сторона такой подготовки. Выяснилось, что недостаточное внимание уделяется процессу включения студента в процесс собственного образования, формированию у него личных смыслов деятельности и навыка самостоятельного принятия решений в работе с данной категорией детей. Рассмотрены трудности, которые возникают у преподавателей в процессе подготовки студентов к данной работе. Центральное место занимают проблемы содержательного характера подготовки, проявляющиеся в сложностях формирования у будущих учителей начальных классов практических умений и навыков. Также удалось определить спектр трудностей, с которыми может столкнуться молодой специалист в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Основные трудности преподаватели связывали с недостатком практического опыта выпускников.

Полученные результаты позволят спроектировать и выстроить процесс подготовки, учитывая специфику деятельности учителя начальных классов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях малочисленной сельской школы.

Список литературы

1. Алехина, С. В. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании / С. В. Алехина; под ред. В. Л. Рыськиной, Е. В. Самсоновой. Москва: ФОРУМ, 2012. С. 127-138. Текст: непосредственный.

2. Гнедова, С. Б. Ресурсы профессионального развития учителей инклюзивного образования в контексте проблемы самоактуализации / С. Б. Гнедова, И. В. Михайлова, А. С. Седунова. Текст: непосредственный // Теория и практика общественного развития. 2014. № 6. С. 58-60.

3. Итоговый отчет Министерства образования и науки Алтайского края о результатах анализа состояния и перспектив развития системы образования за 2018 год. URL: http://www.educaltai.ru/about_ main/report/. Текст: электронный.

ИНСАЙТ. 2020. № 2 (2)

35

4. Козырева, О. А. Моделирование профессиональной компетентности учителя, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья / О. А. Козырева. Москва: ВЛАДОС, 2017. 127 с. Текст: непосредственный.

5. Кузьмина, О. С. Подготовка педагогов к работе в условиях инклюзивного образования: диссертация ... кандидата педагогических наук / Ольга Сергеевна Кузьмина. Омск, 2015. 318 с. Текст: непосредственный.

6. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174/. Текст: электронный.

7. Петров, Д. А. Педагогическое сопровождение преодоления инновационных барьеров педагогов инклюзивного образования: диссертация . кандидата педагогических наук / Дмитрий Александрович Петров. Калининград, 2017. 175 с. Текст: непосредственный.

8. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель). URL: https://mintrud.gov.ru/docs/mintrud/orders/129. Текст: электронный.

9. Ромашевская, Е. С. Профессиональная подготовка педагогов к проектированию инклюзивного образовательного пространства (на примере подготовки магистров): автореферат диссертации . кандидата педагогических наук / Екатерина Сергеевна Ромашевская. Махачкала, 2017. 21 с. Текст: непосредственный.

10. Хитрюк, В. В. Инклюзивная готовность педагогов: педагогическая система формирования / В. В. Хитрюк. Барановичи: Изд-во Ба-ранович. гос. ун-та, 2015. 176 с. Текст: непосредственный.

36

ИНСАЙТ. 2020. № 2 (2)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.