Научная статья на тему 'Подготовка будущего педагога к проведению интегративных занятий с младшими школьниками'

Подготовка будущего педагога к проведению интегративных занятий с младшими школьниками Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
95
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ИНТЕГРАТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ / ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА / MUSICAL AND CREATIVE CLASSES / AESTHETIC EDUCATION / INTEGRATIVE CLASSES / TRAINING OF THE FUTURE TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрунина Марина Александровна

Данное исследование посвящено изучению проблемы подготовки будущего педагога к проведению интегративных занятий с младшими школьниками. На основе анализа теоретических разработок и педагогического опыта были обоснованы сущностные характеристики интегративного подхода к организации музыкально-творческих занятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARING FUTURE TEACHERS TO CONDUCT INTEGRATIVE LESSONS WITH YOUNGER STUDENTS

This study is devoted to the study of the problem of training future teachers to conduct integrative classes with younger students. On the basis of the analysis of theoretical developments and pedagogical experience the essential characteristics of the integrative approach to the organization of musical and creative classes were substantiated.

Текст научной работы на тему «Подготовка будущего педагога к проведению интегративных занятий с младшими школьниками»

- проблема готовности педагогических кадров к новым формам взаимодействия.

Литература:

1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 (в редакции ФЗ от 25.12.2018г. №497-ФЗ) Электронный ресурс] - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 05.12.2019.)

2. Сетевое взаимодействие, как одна из основ динамического развития образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования промышленного региона / Л.Г. Пересыпкина, М.С. Широкова // Адресная подготовка специалистов среднего профессионального образования в процессе сетевого взаимодействия: Мат-лы Всероссийской науч.-практ. конференции. Екатеринбург, изд. «А капелла», 2017 г. С. 216-221

3. Сетевое взаимодействие как перспективное направление развития профессионально-педагогического образования / Е.М. Дорожкин, В.Я. Шевченко [и др.] // Вестник учебно-методического объединения по профессионально-педагогическому образованию / Рос. гос. проф.-пед. ун-т, Учеб.-метод. об-ние по проф.-пед. образованию. Екатеринбург, 2015. №1 (48) С. 16-25

Педагогика

УДК: 371.1

кандидат педагогических наук, доцент Петрунина Марина Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА К ПРОВЕДЕНИЮ ИНТЕГРАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ С

МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ

Аннотация. Данное исследование посвящено изучению проблемы подготовки будущего педагога к проведению интегративных занятий с младшими школьниками. На основе анализа теоретических разработок и педагогического опыта были обоснованы сущностные характеристики интегративного подхода к организации музыкально-творческих занятий.

Ключевые слова: музыкально-творческие занятия, эстетическое воспитание, интегративные занятия, подготовка будущего педагога.

Annotation. This study is devoted to the study of the problem of training future teachers to conduct integrative classes with younger students. On the basis of the analysis of theoretical developments and pedagogical experience the essential characteristics of the integrative approach to the organization of musical and creative classes were substantiated.

Keywords: musical and creative classes, aesthetic education, integrative classes, training of the future teacher.

Введение. Интеграционные процессы в образовательной политике РФ следует рассматривать, прежде всего, в направлении учета и развития потребностей растущей личности. Это особенно важно, когда возникают вопросы: как определить свой образ жизни среди других, какой выбрать оптимальный режим не только интеллектуального, но и эмоционального развития для преодоления рисков современной социокультурной ситуации.

Подготовка будущего педагога, обучающегося по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, профиль Начальное образование, к проведению интегративных занятий с младшими школьниками, несомненно, должна включать такие аспекты, которые помогут не только преодолеть риски будущей профессиональной деятельности, но и обозначить перспективу личностного развития студента и школьника.

В профессиональном стандарте «Педагог» в трудовых действиях (наименование функции: Воспитательная деятельность) обозначены следующие:

- развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни [9].

При этом необходимыми умениями являются:

- управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность;

- анализировать реальное состояние дел в учебной группе, поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу [9].

В этой связи музыкально-творческие занятия (интегративные по своей сути) способствуют развитию у младших школьников и познавательной активности, и самостоятельности, и инициативы, а также творческих способностей и приобретению опыта коллективной деятельности. Это связано и с тем, что такие занятия следует рассматривать как возможность совершенствования в обучающемся способности воспринимать, ценить и создавать прекрасное в жизни и искусстве. Важна и интегративная ценность музыкально-творческих занятий, обеспечивающих приобщение не только к культуре общества в целом, но и индивидуальное развитие школьника.

Изложение основного материала статьи. На фоне явлений, которые отражают разные аспекты переживаемого российским обществом кризиса духовности важным является обращение к основам воспитывающего воздействия музыки, ее нравственно-преобразующим аспектам, в том числе к феномену «эстетического», объединяющего все виды искусства.

Обращение к нормативным документам об образовании и перспективах его развития (к примеру, Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. (№ 273-Ф3), «Стратегия развития воспитания в РФ (2015-2025)»), а также с учетом позиции Г. Б. Корнетова можно определить цели современного образования, акцентирующие духовно-нравственное развитие и воспитание подрастающего поколения, в достижении которых важная роль отводится будущему педагогу [3, 11, 13].

Первое. Речь идет о том, что будущему педагогу необходимо научиться выявлять и формировать потребности детей и взрослых (культурные потребности в том числе). Отсюда правомочным будет

обоснование эстетической направленности музыкально-творческих занятий, проявляющейся в совокупности интересов личности, семьи, общества и государства.

Совершенно оправданным является учет таких принципов эстетического воспитания обучающихся, как принцип социоориентированности и равных возможностей получения основного и дополнительного образования; принцип взаимопонимания, доверительности и взаимной требовательности педагога и обучаемых; принцип восходящего развития личности в условиях эстетически направленной познавательной деятельности.

Однако решение образовательных, воспитательных, развивающих задач образования не всегда способствует осознанию себя и других частью социума, с другой стороны, остается нерешенной проблема учета интересов и склонностей учащихся, их творческого саморазвития.

Второе. Реалии сегодняшнего дня отмечены интенсивным поиском новых идеалов и целей музыкально-творческой деятельности, путей и средств их воплощения в жизнь. Однако кризисные явления в воспитании личности потребовали внедрения новых подходов - организации музыкально-творческой деятельности младшего школьника на интегративной основе.

Востребованным становится метапредметный уровень познавательной деятельности будущего педагога в процессе овладения навыками организации и проведения интегративных занятии (в нашем случае это музыкально-творческие занятия, включающие сведения из разных областей науки и искусства).

Подготовка интегративных занятий (по своей структуре, содержанию, методам и средствам) предполагает развитие общих и специальных способностей будущих педагогов в деятельностном ключе; повышение уровня общей культуры с возможностью углубленной работы в одной из областей (в собственно музыкальной, художественной, эстетической деятельности); прогнозирование различных ситуаций будущей профессиональной деятельности.

В проекции на обучающихся реализованные возможности будущего педагога в подготовке и проведении интегративных занятий сделают более доступной эстетически организованную среду (школьники смогут проверить свои способности и приобрести начальный опыт эстетической деятельности; научатся понимать взаимозависимость, ответственность в коллективной деятельности; осознавать и использовать возможности искусства для познания и оценки окружающего мира).

Третье. Эстетическое воспитание в системе современного образования следует рассматривать с позиций назначения и способов осуществления. Прежде всего, на наш взгляд, в аспекте освоения социума как возможности развития воображения, видения красоты окружающей действительности (неприятия безобразного).

Отсюда у будущего педагога возникает необходимость осмыслить ценностно-смысловые ориентиры эстетического воспитания как интегративного процесса использования нравственных и интеллектуальных способностей школьника не только для расширения познавательной активности, но и как возможности и необходимости созидания окружающей действительности [10].

По мнению С.М. Каргапольцева, эстетическое едино в своих проявлениях, поэтому не может иметь «свою», видовую, «эстетическую» специфику: музыкально-эстетическое, изобразительно-эстетическое или театрально-эстетическое [2]. Философское наследие А. Ф. Лосева в плане определения сути эстетического и М.М. Бахтина в отношении роли «другого» в эстетическом освоении действительности позволяет выявить значимые для настоящих рассуждений уточнения [1, 4].

В этой связи парадигма «Я - Другой» обнаруживается в исследованиях М. М. Бахтина, что позволяет определить особенности эстетического бытия, обладающего возможностью переноса на неживую природу основ эстетического видения. При этом явление эстетического по своей сути социально (социально-перцептивно), поскольку возникает в направленности на другого, отражая сущностный характер человеческого бытия («быть» означает желание, необходимость признания извне) [1].

Основными целями эстетического и художественного воспитания являются: развитие готовности личности к восприятию, освоению, оценке эстетических объектов в искусстве или действительности; совершенствование эстетического сознания в целях приобретения культурного опыта, развития личностных достижений ребенка [6].

Четвертое. В сложившихся условиях необходимо смыслы современного воспитания (эстетического в том числе) соотносить с воспитанием ребенка как субъекта историко-культурного процесса. Вот почему возникает необходимость поиска путей вхождения растущего человека в мир конкретных социальных связей (принятие ребенком социокультурных достижений обществ).

Точка зрения Д.И. Фельдштейна состоит в том, что научное определение детства «как особого состояния» к настоящему времени не раскрыто, а ведь главные смыслы воспитания должны быть соотнесены с физическим и психическим созреванием, освоением социальных ном, ролей, позиций, личностного выбора в возникающих жизненных ситуациях [12].

Таким образом, необходимым становится осознание будущим педагогом не только закономерностей биологического порядка, связанных с возрастными особенностями ребенка, но и важных на данном этапе действий, то есть выбора интегративных занятий формирования взаимоотношений, объединяющих и/или при необходимости разъединяющих мир взрослых и мир детей.

Для младшего школьника, как известно, ведущей деятельностью становится учение, при этом появляются новые обязанности, развиваются взаимоотношения с окружающими людьми, проявляются эмоциональные переживания и их неустойчивость. Интегративные музыкально-творческие занятия позволяют обеспечить включенность школьника в деятельность по интересам, которая не только вызывает интерес к окружающему миру, но и предоставляет возможность проявить себя, что, в свою очередь, определяет духовную сущность младшего школьника в социальной реальности [7].

Развитие творческих сил обучающихся в области музыкально-творческой деятельности способствует развитию способности к перевоплощению: аспекты театрализации в сочетании с музыкальным сопровождением требуют глубокого проникновения в создаваемый образ, развития музыкального слуха, способности понимать и чувствовать гармонию звуков и ритма.

Будущему педагогу необходимо не только знать, что у школьника накапливается опыт жизни и поведения (складывается отношение к людям, предметам, явлениям), но и владеть навыками развития индивидуальных склонностей и способностей школьника. Именно интегративные занятия позволяют соотнести разные виды деятельности, в которых проявляются и совершенствуются различные виды

активности (двигательная, умственная активность; эстетическая активность как процесс создания детьми выразительных образов в игровой, изобразительной деятельности).

Выводы. Музыкально-творческие занятия представляют собой интегративный специально организованный процесс развития эстетической направленности личности, выступающей в совокупности потребностей в эстетической гармонии с миром, интересов в познании произведений искусства, опыта восхождения к ощущениям прекрасного в искусстве.

Интегративный подход к организации музыкально-творческих занятий направлен на индивидуализацию, избирательность содержания, стимулирование творческой деятельности школьника (конкурсы, фестивали, музыкально-творческие праздники). Моделирование интегративных музыкально-творческих занятий происходит на основе следующих обобщений: ориентиром музыкально-творческих занятий служит систематическое приобщение детей к определенной области искусства в аспекте интегрированного подхода к другим видам искусства; стратегией музыкально-творческих занятий является создание атмосферы, позволяющей работать не только с талантливыми детьми, но и поддерживать возникающие попытки творчества.

Литература:

1. Бахтин, М. М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / сост. С. Г. Бочаров. М.: Искусство, 1979

2. Каргапольцев, С.М. Альбом музыкального рассказа: теоретико-методологическое пособие по музыкальному воспитанию младших школьников. Оренбург: Изд-во ОГПИ, 1996. 37 с.

3. Корнетов, Г.Б. Единство воспитания и обучения в процессе образования / Г.Б. Корнетов // Теория и практика воспитания: педагогика и психология: материалы междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 120-летию со дня рождения Л.С. Выготского (Москва, 7-8 июня 2016 г.). - М.: Изд-во Моск. психол.-социал. ун-та, 2016. С. 15-22

4. Лосев, А.Ф. Музыка как предмет логики [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://glierinstitute.Org/ukr/study-materials/4/losev.pdf [Дата обращения 03.01.2019]

5. Морозова, С.А. Подготовка будущих педагогов начальной школы к разработке и реализации культурно-просветительских программ / С.А. Морозова // Известия ВГПУ. 2017. № 2 (115). С. 40-46.

6. Мусс, Г.Н. Подготовка студентов факультетов дошкольного и начального образования к деятельности по развитию личностных достижений ребенка / Мусс, Г.Н. Русакова, Т.Г. // Педагогические науки. 2017. № 4 (24). С. 201-211

7. Петрунина, М.А. Эстетическое воспитание школьников средствами музыки / М.А. Петрунина // Педагогические науки. 2005. № 2 (12). С 35-36

8. Петрунина, М.А. Педагогический потенциал гуманистической позиции в эстетическом воспитании студента педвуза / М.А. Петрунина // Проблемы современного педагогического образования. Сер. Педагогика и психология: сб. науч. тр. Ялта, 2018. Т. 59 (4). С. 131-134.

9. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/30085.html/ [Дата обращения 03.01.2019]

10. Попова, В.И. Воспитательная работа с детьми и молодежью: содержательные доминанты: сб. науч. статей / сост. и науч. ред. В. И. Попова. - Оренбург: ГБУ РЦРО, 2015. С. 7-19

11. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180402/ [Дата обращения 03.01.2019]

12. Фельдштейн, Д.И. Глубинные изменения современного Детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования / Д.И. Фельдштейн // Вестник практической психологии образования. 2011. № 1. С. 45-54

13. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ [Дата обращения 03.01.2019]

Педагогика

УДК 796

старший преподаватель, кафедра физического воспитания и спорта Питкин Виктор Александрович

Кубанский государственный технологический университет (г. Краснодар);

старший преподаватель, кафедра физического воспитания и спорта Тюпенькова Галина Евгеньевна

Кубанский государственный технологический университет (г. Краснодар);

старший преподаватель, кафедра физического воспитания и спорта Ворошилова Ирина Сергеевна

Кубанский государственный технологический университет (г. Краснодар)

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ЖИЗНИ СТУДЕНТА

Аннотация. Авторами выявлены критерии, позволяющие оценить эффективность физического воспитания в высших учебных заведениях и физической культуры в целом. Проведен теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы и документальных материалов. Обобщены данные о критериях эффективности физического воспитания. Представлены критерии, позволяющие количественно оценить соответствие результатов физического воспитания в высших учебных заведениях его целям и задачам. Проанализированы показателями физически совершенного человека современности. Также неотъемлемой частью совершенного современного человека являются самостоятельные занятия спортом. Сделан вывод, что наиболее приемлемым методом контроля качества физического воспитания является регулярный мониторинг показателей физического состояния студентов. Индивидуальной целью каждого студента должны быть показатели качества учебных занятий. Анализ посещаемости факультативных занятий является очень важным показателем качества физического состояния студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.