Научная статья на тему 'Проблемы организации сетевой формы взаимодействия образовательных организаций профессионального образования'

Проблемы организации сетевой формы взаимодействия образовательных организаций профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
306
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИ КАДРЫ / ПРОМЫШЛЕННЫЙ РЕГИОН / NETWORKING COOPERATION / EDUCATIONAL INSTITUTIONS / VOCATIONAL EDUCATION / PEDAGOGICAL MANPOWER / INDUSTRIAL REGION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пересыпкина Людмила Георгиевна, Широкова Марина Сергеевна

В организации и осуществлении сетевого взаимодействия, как современной инновационной технологии в образовании, все еще остается много нерешенных вопросов. Авторами выделены проблемы, тормозящие развитие сетевого взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пересыпкина Людмила Георгиевна, Широкова Марина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEMS OF ORGANIZING NETWORKING COOPERATION EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF VOCATIONAL EDUCATION

There are lots of outstanding issues as yet in the course of networking cooperation, as modern innovative technologies in education. Contributors are describes the problems, which thwart progress of networking cooperation.

Текст научной работы на тему «Проблемы организации сетевой формы взаимодействия образовательных организаций профессионального образования»

6. Robin, B.R. Educational uses of Digital Storytelling / B.R. Robin. Код доступа: http://www.coe.uh.edu/digital-storyteHing/introductiontroduction.htm

7. Kapp Karl M. The Gamification of learning and instruction: Game-based methods and strategies for training and education / Kapp Karl M. John Wiley & Sons Limited, 2012.

Педагогика

УДК 378.1

кандидат педагогических наук,

заведующая кафедрой профессионального развития Пересыпкина Людмила Георгиевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Екатеринбург); старший преподаватель кафедры профессионального развития Широкова Марина Сергеевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Екатеринбург)

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СЕТЕВОЙ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В организации и осуществлении сетевого взаимодействия, как современной инновационной технологии в образовании, все еще остается много нерешенных вопросов. Авторами выделены проблемы, тормозящие развитие сетевого взаимодействия.

Ключевые слова: сетевое взаимодействие, образовательные организации, профессиональное образование, педагогически кадры, промышленный регион.

Annotation. There are lots of outstanding issues as yet in the course of networking coopération, as modern innovative technologies in education. Contributors are describes the problems, which thwart progress of networking cooperation.

Keywords: networking cooperation, educational institutions, vocational education, pedagogical manpower, industrial region.

Введение. Сегодня довольно широкое распространение приобретает сетевая форма взаимодействия различных образовательных и других организаций по реализации образовательных программ. В научной литературе появляются отдельные статьи, выдержки, посвященные этим вопросам, раскрывающие понятия: сетевая форма, сетевое взаимодействие, сетевая форма реализации образовательных программ и проч.

Изложение основного материала статьи. Статья 15 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273- ФЗ от 29 декабря 2012 года в раскрывает понятие «Сетевая форма реализации образовательных программ», которая, по мнению законодателей, «обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой».

Взаимоотношения в рамках такого взаимодействия для российских образовательных организаций принципиально новыми не являются, они и ранее использовали передовой опыт, наиболее удачные учебные и методические пособия, кадровый потенциал, учебные аудитории и лаборатории друг друга и т.п., тем не менее, на сегодняшний день эти взаимоотношения приобретают несколько иную форму. Этому способствует научно-технический прогресс и, в первую очередь, развитие IT-технологий, которые позволяют раздвинуть границы возможностей такого взаимодействия: расширить географию деятельности, привлечь к совместной работе профессионалов, как различных образовательных организаций, так и предприятий, повысить уровень квалификации педагогических работников, разработать новые образовательные программы, адаптированные к потребностям конкретных предприятий региона, повысить имидж образовательной организации [2, с. 145-146].

Образование всегда являлось основным фактором формирования и развития человеческого капитала на всех этапах развития общества, и сегодня, в условиях интенсивного глобального научно-технического прогресса его роль все более усиливается. Современный рынок труда выдвигает все новые и новые требования к уровню и качеству подготовки выпускников образовательных организаций профессионального и высшего образования. В этих условиях сетевое взаимодействие становится одной из самых актуальных современных инновационных образовательных технологий, позволяющей, используя ресурсы нескольких организаций, более полно и качественно оказывать образовательные услуги, расширяя географию их предоставления. Образовательные технологии, основанные на сетевом взаимодействии, способны решить и такую немаловажную проблему современности как недостаток времени.

Высокие темпы интенсивности развития производства задают темп профессионального развития индивида. Для того что бы быть конкурентоспособным на современном рынке труда и быть постоянно востребованным ему необходимо непрерывно обновлять имеющиеся знания и умения в течение всей профессиональной жизни. Зачастую образовательные организации, доступные индивиду в территориальном и материальном плане не располагают в полной мере всеми ресурсами, необходимыми для осуществления обучения. Консолидация образовательных и иных ресурсов различных образовательных организаций и предприятий (даже территориально удаленных друг от друга), может помочь организовать такую образовательную среду, в рамках которой возможна наиболее мобильная, эффективная и продуктивная реализация процесса профессиональной подготовки, переподготовки, обмена опытом и повышения квалификации индивида, на основе непрерывного образования.

Непрерывное профессиональное образование является гарантом практически постоянного расширения профессиональных горизонтов индивида. Это обеспечивает его высокую конкурентоспособность и востребованность на рынке труда, который, в свою очередь, выдвигает все новые и новые требования к уровню подготовки работников, а руководители предприятий и регионов все больше приходят к пониманию, что наличие высококвалифицированных кадров становится их важнейшим преимуществом в конкурентной борьбе. Но, выдвигая требования к уровню подготовки кадров, эти потенциальные заказчики и потребители образовательных услуг организаций, занимающихся профессиональной подготовкой, не спешат принимать активное участие в выстраивании и реализации процесса обучения так необходимых им работников. Хотя именно они, в первую очередь, должны интересоваться и определять содержание и ориентацию профессиональной подготовки, выдвигая конкретные, четкие требования к профессиональным компетенциям выпускника.

Наши исследования проводятся в Верхнекамском промышленном регионе. Это один из богатейших районов Урала, расположенный на северо-западе Пермского края. Центрами являются два города (находящиеся в 30 км друг от друга) Березники и Соликамск, в которых сконцентрированы предприятия тяжелой промышленности на базе богатейшего Верхнекамского месторождения калийных солей. На сегодняшний день в производстве региона преобладают предприятия горнодобывающей и химической отраслей промышленности, также довольно быстрыми темпами происходит развитие металлургического, топливно-энергетического, машиностроительного комплексов, а также предприятий по добыче нефти и газа. Естественно, что все эти предприятия постоянно нуждаются в квалифицированных как рабочих, так и инженерно-технических кадрах.

В настоящее время подготовкой кадров в регионе в основном заняты тринадцать организаций среднего профессионального образования и шесть организаций высшего образования, в их число входит Российский государственный профессионально-педагогический университет (РГППУ).

Работа РГППУ в регионе началась в июле 1999 года, когда по согласованию с Министерством образования и науки, Советом ректоров Пермского края, а также с руководством г. Березники, здесь было открыто представительство Университета. В 2013 году в УМО по ППО и Российском государственной профессионально-педагогическом университете создано сетевое объединение вузов и колледжей, к которому присоединились 15 вузов и 8 колледжей России и стран СНГ. [3] В связи с чем, в РГППУ была сформирована сеть удаленных интегрированных базовых кафедр, в том числе и в Верхнекамском промышленном регионе Пермского края, где в июле 2014, в г.Соликамске на базе Соликамского автомобильно-дорожного колледжа открыта интегрированная базовая кафедра Профессионального развития.

Главными задачами кафедры становятся подготовка, переподготовка и повышение квалификации современных педагогов и мастеров производственного обучения системы СПО и иных организаций этого промышленного региона.

В связи с открытием кафедры несколько перестраиваются давно налаженные связи РГППУ через представительство с органами власти, образовательными организациями профессионального образования и предприятиями региона. Прежде всего, это заключалось в том, что ранее представительство представляло вуз в крае, занималось маркетинговыми исследованиями рынка труда и, учитывая спрос, корректировало работу университета в регионе, направленную на профессиональную подготовку и переподготовку населения.

Открытие кафедры и появившиеся новые задачи позволили использовать возможности РГППУ несколько шире. В настоящее время (на основании заключенного договора о сетевом взаимодействии) главным заказчиком, партнером, помощником в работе кафедры и представительства стал Соликамский автодорожный колледж (САДК) и другие образовательные организации, занимающиеся профессиональной подготовкой и переподготовкой кадров.

Работа кафедры, в рамках сетевого взаимодействия, представлялась прежде всего в том, что САДК и другие организации СПО будут целенаправленно направлять для подготовки, переподготовки и повышения квалификации своих работников - педагогов и мастеров производственного обучения, а РГППУ, используя аудиторную базу, лаборатории, мастерские, и, частично, кадровый педагогический состав колледжей и свой, организует необходимый процесс обучения этих специалистов на обоюдовыгодных условиях.

В течение 5 лет предполагалось отладить механизм взаимодействия, для чего был создан перспективный план развития кафедры, который был обсужден с представителями СПО во время «круглого стола» и одобрен ими. Затем жизнь вносила в него свои корректировки, в связи с изменяющимися условиями на рынках образовательных услуг и труда, а также реструктуризацией управления РГППУ.

Первые годы работы в условиях сетевого взаимодействия позволяют сделать определенные выводы о необходимости такой работы, а появившийся опыт - о необходимости пересмотреть отдельные задачи, внести изменения в сложившуюся систему подготовки и переподготовки педагогов и мастеров производственного обучения, а также населения региона.

Выводы. Сегодня мы полностью согласны с мнением отдельных исследователей, о том, что сетевое взаимодействие в образовании - это сложный механизм, прежде всего потому, что в учебный процесс вовлекается сразу несколько образовательных организаций и отдельных предприятий, как правило, с существенной территориальной удаленностью, работающих на основании своих уставов, положений и нормативных документов, в сложившихся различных региональных условиях.

В ходе работы, выявились проблемы, которые, как показывает анализ научной литературы, являются довольно общими и тормозят развитие сетевого взаимодействия образовательных организаций, среди них можно выделить следующие:

- ощущается недостаток нормативно-правового обеспечения процесса организации сетевого взаимодействия образовательных и других организаций;

- для управления сетевым взаимодействием, в первую очередь, должен быть создан мощный ресурсный центр, который осуществляет сопровождение и поддержку сетевого взаимодействия, разрабатывает планы и принципы работы, анализирует и координирует работу, организует обмен опытом, осуществляет подбор кадров, готовых и способных работать в новых условиях;

- недостаточность опубликованных материалов практического опыта реализации сетевого взаимодействия в системе СПО и ВО;

- низкий уровень заинтересованности бизнес сообществ и государственных структур (в нашем случае муниципалитетов) как в образовательных проектах, так и в совместных научных исследованиях;

- проблема готовности педагогических кадров к новым формам взаимодействия.

Литература:

1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 (в редакции ФЗ от 25.12.2018г. №497-ФЗ) Электронный ресурс] - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 05.12.2019.)

2. Сетевое взаимодействие, как одна из основ динамического развития образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования промышленного региона / Л.Г. Пересыпкина, М.С. Широкова // Адресная подготовка специалистов среднего профессионального образования в процессе сетевого взаимодействия: Мат-лы Всероссийской науч.-практ. конференции. Екатеринбург, изд. «А капелла», 2017 г. С. 216-221

3. Сетевое взаимодействие как перспективное направление развития профессионально-педагогического образования / Е.М. Дорожкин, В.Я. Шевченко [и др.] // Вестник учебно-методического объединения по профессионально-педагогическому образованию / Рос. гос. проф.-пед. ун-т, Учеб.-метод. об-ние по проф.-пед. образованию. Екатеринбург, 2015. №1 (48) С. 16-25

Педагогика

УДК: 371.1

кандидат педагогических наук, доцент Петрунина Марина Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА К ПРОВЕДЕНИЮ ИНТЕГРАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ С

МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ

Аннотация. Данное исследование посвящено изучению проблемы подготовки будущего педагога к проведению интегративных занятий с младшими школьниками. На основе анализа теоретических разработок и педагогического опыта были обоснованы сущностные характеристики интегративного подхода к организации музыкально-творческих занятий.

Ключевые слова: музыкально-творческие занятия, эстетическое воспитание, интегративные занятия, подготовка будущего педагога.

Annotation. This study is devoted to the study of the problem of training future teachers to conduct integrative classes with younger students. On the basis of the analysis of theoretical developments and pedagogical experience the essential characteristics of the integrative approach to the organization of musical and creative classes were substantiated.

Keywords: musical and creative classes, aesthetic education, integrative classes, training of the future teacher.

Введение. Интеграционные процессы в образовательной политике РФ следует рассматривать, прежде всего, в направлении учета и развития потребностей растущей личности. Это особенно важно, когда возникают вопросы: как определить свой образ жизни среди других, какой выбрать оптимальный режим не только интеллектуального, но и эмоционального развития для преодоления рисков современной социокультурной ситуации.

Подготовка будущего педагога, обучающегося по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, профиль Начальное образование, к проведению интегративных занятий с младшими школьниками, несомненно, должна включать такие аспекты, которые помогут не только преодолеть риски будущей профессиональной деятельности, но и обозначить перспективу личностного развития студента и школьника.

В профессиональном стандарте «Педагог» в трудовых действиях (наименование функции: Воспитательная деятельность) обозначены следующие:

- развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни [9].

При этом необходимыми умениями являются:

- управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность;

- анализировать реальное состояние дел в учебной группе, поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу [9].

В этой связи музыкально-творческие занятия (интегративные по своей сути) способствуют развитию у младших школьников и познавательной активности, и самостоятельности, и инициативы, а также творческих способностей и приобретению опыта коллективной деятельности. Это связано и с тем, что такие занятия следует рассматривать как возможность совершенствования в обучающемся способности воспринимать, ценить и создавать прекрасное в жизни и искусстве. Важна и интегративная ценность музыкально-творческих занятий, обеспечивающих приобщение не только к культуре общества в целом, но и индивидуальное развитие школьника.

Изложение основного материала статьи. На фоне явлений, которые отражают разные аспекты переживаемого российским обществом кризиса духовности важным является обращение к основам воспитывающего воздействия музыки, ее нравственно-преобразующим аспектам, в том числе к феномену «эстетического», объединяющего все виды искусства.

Обращение к нормативным документам об образовании и перспективах его развития (к примеру, Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. (№ 273-Ф3), «Стратегия развития воспитания в РФ (2015-2025)»), а также с учетом позиции Г. Б. Корнетова можно определить цели современного образования, акцентирующие духовно-нравственное развитие и воспитание подрастающего поколения, в достижении которых важная роль отводится будущему педагогу [3, 11, 13].

Первое. Речь идет о том, что будущему педагогу необходимо научиться выявлять и формировать потребности детей и взрослых (культурные потребности в том числе). Отсюда правомочным будет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.