Научная статья на тему 'Сетевое взаимодействие организаций в профессиональном образовании в условиях дуальности обучения'

Сетевое взаимодействие организаций в профессиональном образовании в условиях дуальности обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
135
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРЕДПРИЯТИЕ-ПАРТНЕР / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ УСЛУГА / NETWORKING / EDUCATIONAL ORGANIZATIONS / DUAL TRAINING / PARTNER ENTERPRISE / SOCIAL PARTNERSHIP / EDUCATIONAL SERVICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Растегаева Дарья Александровна, Филимонюк Людмила Андреевна

В статье представлен авторский взгляд на сущность сетевого взаимодействия, и особенности его функционирование в условиях дуального обучения. Отмечаются возможности, открывающиеся перед всеми участниками такого взаимодействия: образовательными организациями, предприятиями, студентами, социальными партнерами. Представлена модель и описывается опыт сетевого взаимодействия ГАОУ ВО НГГТИ с работодателями и образовательными организациями края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Растегаева Дарья Александровна, Филимонюк Людмила Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NETWORK INTERACTION OF ORGANIZATIONS IN THE PROFESSIONAL EDUCATION IN THE CONDITIONS OF TRAINING DUALITY

The article presents the author's view on the essence of network interaction, and the peculiarities of its functioning in the conditions of dual training. The opportunities opened up before all participants of such interaction are noted: educational organizations, enterprises, students, and social partners. The model is presented and the experience of networking of Nevinnomyssky state humanitarian technical Institute with employers and educational organizations of the region is described.

Текст научной работы на тему «Сетевое взаимодействие организаций в профессиональном образовании в условиях дуальности обучения»

определить наиболее сложные вопросы для студентов, построить преподавание дисциплины с учетом принципа субъектно-ориентированного обучения.

Литература:

1. Дуванаева К.Т., Сыдыкова Т.М. Сущность самостоятельной работы студентов в контексте современной системы образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://publikacia.net/archive/uploads/pages/2016_2_4/18.

2. Маматов Д. К., Собирова Ш. У.Особенности организации самостоятельной работы студентов // Наука. Мысль: электронный периодический журнал. 2015. № 1. С. 13 - 18.

3. Росина Н. Организация СРС в контексте инновационного обучения // Высшее образование в России. 2006. № 7. С. 109 - 114.

4. Сыдыкова Т.М. Дидактические основы дифференциации учебного процесса на практических занятиях в вузе. // Автореф. дисс. на соис. учен.ст. к.п.н. - Б., 2001.

5. Хакунова Ф.П. Проблема организации самостоятельной работы студентов и школьников на современном этапе образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vestnik.adygnet.rU/files/2012.2/1723/khakunova2012_2.

Педагогика

УДК 371

аспирант Растегаева Дарья Александровна

ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт» (г. Невинномысск); доктор педагогических наук, доцент, профессор Филимонюк Людмила Андреевна

ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь),

ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт» (г. Невинномысск)

СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ В

УСЛОВИЯХ ДУАЛЬНОСТИ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В статье представлен авторский взгляд на сущность сетевого взаимодействия, и особенности его функционирование в условиях дуального обучения. Отмечаются возможности, открывающиеся перед всеми участниками такого взаимодействия: образовательными организациями, предприятиями, студентами, социальными партнерами. Представлена модель и описывается опыт сетевого взаимодействия ГАОУ ВО НГГТИ с работодателями и образовательными организациями края.

Ключевые слова: сетевое взаимодействие, образовательные организации, дуальное обучение, предприятие-партнер, социальное партнерство, образовательная услуга.

Annotation. The article presents the author's view on the essence of network interaction, and the peculiarities of its functioning in the conditions of dual training. The opportunities opened up before all participants of such interaction are noted: educational organizations, enterprises, students, and social partners. The model is presented and the experience of networking of Nevinnomyssky state humanitarian technical Institute with employers and educational organizations of the region is described.

Keywords: networking, educational organizations, dual training, partner enterprise, social partnership, educational service

Введение. Современная система российского образования ставит своей целью обеспечение развития социально желаемых характеристик будущего специалиста, основываясь на качественной профессиональной подготовке. Особое значение приобретает возможность наиболее полного выявления и развития потенциала и самоактуализации обучаемого, при этом, решающую роль играет создание таких педагогических условий, которые дадут возможность каждому из них понять, проявить и реализовать себя, развивая свою социальную, личностную и профессиональную компетентность.

Достижение этой важной и сложной цели требует исполнения целого комплекса механизмов, в том числе привлечения социальных партнеров, организаций, и осуществления социального взаимодействия всеми возможными субъектами. Наиболее эффективной инновационной технологией, призванной помочь образовательным организациям любого уровня динамично развиваться, становится сетевое взаимодействие.

Изложение основного материала статьи. В настоящее время термин «сетевое взаимодействие» активно изучается и широко используется в образовательной практике. Проблема сетевого взаимодействия рассматривается с различных точек зрения, а именно, как взаимодействие педагогов различных образовательных организаций; сотрудничество учреждений образования и социальных институтов, (например, центр занятости, волонтерская организация); интеграция бизнеса и образования, а также другие.

Нарастающим интересом в современной России пользуются исследования, направленные на всестороннее изучение и раскрытие сущности сетевого взаимодействия (Е. В. Василевская, И. Э. Кондракова и др.) и особенностей организации на его основе учебного процесса (Е. Я. Подгорная, Т. М. Третьяк и др.).

Сетевое взаимодействие рассматривается с разных точек зрения, в том числе в рамках теоретико-методологического аспекта объединения вузов с целью профильного обучения (В. А. Грищук, М. Л. Кондакова, Е. Я. Подгорная [5], А. Н. Томазова); в составе университетского комплекса (Л. И. Мухина); в условиях реструктуризации сети профессиональных организаций (А. В. Воронин); в системе органов управления муниципального уровня (А. Н. Томазова) [8]. Такая система взаимодействия становится одним из наиболее перспективных и значимых слагаемых успеха на пути повышения качественности современной системы образования. Оно предполагает реализацию целей и задач отдельно взятых образовательных организаций за счет функционирования целой системы взаимовыгодного партнерства [5]. Как отмечают Т.В. Глубокова и И.Э. Кондракова, «круг взаимодействия при организации сетевого взаимодействия увеличивается, его результаты более продуктивны и качественны», при этом, у каждого участника такого взаимодействия есть уникальная возможность развития и совершенствования своих ключевых профессиональных компетенций [1].

Создание сети связанных друг с другом организаций ставит своей целью обеспечение создания и поддержания необходимого комплекса условий для эффективного функционирования всех заинтересованных

участников внутри образовательного пространства, взаимосвязи и преемственности рабочих программ, способных удовлетворять запросы и потребности обучающихся. Таким образом решается цель - создание сообщества учебных и производственных организаций, обеспечивающего максимальную свободу выбора студентом образовательной траектории, предоставление возможностей для продолжения учебы и будущей профессиональной деятельности. Именно сетевая форма взаимодействия в образовательном процессе представляется наиболее эффективной мерой содействия подготовки бакалавров к полноценному участию в деятельности современного общества.

Анализ литературы по данной проблеме позволяет выделить основные принципы, лежащие в основе сетевого объединения: высокая степень заинтересованности всех участников в использовании всех имеющихся ресурсов; активное внедрение инновационных технологий в процесс научно-методического обеспечения образовательных программ; ориентация на требования социально-экономического развития региона; множественность уровней взаимодействия на добровольной основе; относительная независимость всех участников сетевого взаимодействия [2].

Необходимо отметить, что в условиях формирования вариативной образовательной среды сетевое взаимодействие реализуется по средствам различных направлений и форм. Возможным представляется условное деление всех форм взаимодействия участников образовательного процесса, а именно профессиональных образовательных организаций, промышленных предприятий, объектов инновационной инфраструктуры, бизнес-структур и так далее, на 2 группы: формы «социального партнерства» и формы «горизонтальной сети». При этом необходимо соблюдение ряда условий, при которых любой участник образовательного процесса может взаимодействовать с другой образовательной организацией, предприятием-партнером, отдельным педагогом или специалистом по вопросам совместной работы, обмена идеями, интеллектуальными продуктами, что позволит удовлетворить профессиональные запросы каждого.

Особое значение приобретает развитие сетевого взаимодействия профессиональных образовательных организаций с предприятиями, СУЗами и общеобразовательными организациями для осуществления дуального обучения. Под «дуальным обучением» мы понимаем модель обучения, основанную на укреплении практической ориентации путем объединения преимуществ образовательных и производственных процессов. Такая форма подготовки будущих профессиональных кадров позволяет комбинировать прохождение теоретического курса и профессиональное обучение студентов непосредственно на рабочих местах и, тем самым, обеспечивает получение обучающимися высокой квалификации еще на этапе обучения в вузе, возможности расширения его функциональных обязанностей в будущем.

Стоит отметить изменившуюся роль работодателя при реализации сетевого взаимодействия в системе дуального обучения. Такое взаимодействие способствует объединению имеющихся ресурсов и оптимизации их использования, при этом ресурсы каждой отдельно взятой образовательной организации возрастают за счет ресурсов других организаций; расширению перечня предоставляемых образовательных услуг для студентов, включая возможности информационных технологий реализации образовательных программ в сетевой форме; повышению профессиональной компетентности педагогов за счет использования современных практико-ориентированных технологий.

В условиях сетевого взаимодействия реализация дуального обучения позволяет достигнуть следующих результатов: соответствие запросов рынка труда на квалифицированных специалистов реальному положению вещей; повышение качества подготовки бакалавров; увеличение доли выпускников, трудоустроившихся по профессии, в общем количестве выпускников; повышение квалификации преподавателей, наставников, тренеров и других специалистов за счет стажировок на предприятии с обязательным изучением передовых технологий и так далее [4]. Предприятие-партнер, участвующее в дуальном обучении посредствам сетевого взаимодействия, получит рабочие кадры, полностью, или в большей степени, соответствующие своим требованиям; возможность отбирать работников и оценивать потенциальные кадровые ресурсы еще в процессе их обучения. Студентам бакалаврам такая форма организации обучения предоставляет существенный трудовой стаж по окончании вуза и получение заработной платы во время прохождения производственной практики, а также практические навыки работы на предприятии, возможность для дальнейшего трудоустройства в подразделения предприятия; сокращение сроков адаптации при трудоустройстве.

В настоящее время сетевое взаимодействие является одним из мощных ресурсов инновационного образования, основанного на принципах вариативности образовательного процесса, его открытости, гибкости, на систематическом повышении уровня профессиональной подготовки преподавательского состава, задействованного в схеме сетевого взаимодействия, а также роста уровня образовательных результатов выпускников [7]. Таким образом сетевое взаимодействие делает профессиональное образование более открытым, социально-ориентированном, доступным и более привлекательным для выпускников общеобразовательных организаций, работодателей и социальных партнёров [6].

Изложенные выше аргументы объясняют стремление современных образовательных организаций к построению прочных взаимовыгодных отношений сотрудничества как между самими организациями, так и с участием предприятий-партнеров. В ряде субъектов РФ такая модель взаимодействия является довольно распространенным явлением, при условии построения с учетом региональной специфики. В Ставропольском крае одной из наиболее активных образовательных организаций в сфере выстраивания партнерских отношений с социальными объектами по праву можно назвать Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт. Вуз выстраивает социально-ориентированную политику, опирающуюся, помимо воспитательной работы, на взаимодействие с общественными организациями, бизнес-партнерами и предприятиями края. С 2012 года структура института претерпела изменения и на сегодняшний день в его состав входят 3 факультета очного обучения и 1 факультет заочного, колледж НГГТИ, Кочубеевский гуманитарно - технический колледж и центр исследования проблем собственности имеют статус филиалов. Кроме того, с 2017 года вуз является краевой инновационной площадкой «Модели, механизмы и технологии развития практики дуального образования в профессиональных образовательных организациях и организациях высшего образования». В рамках реализации проекта выполняется активная работа по ряду направлений, в том числе развитие сетевого взаимодействия и сотрудничества с другими организациями, в их числе региональные учебно-методические объединения организаций среднего профессионального образования Ставропольского края, ряд конкретных образовательных учреждений СПО и ДОУ. На

настоящий момент действует более 250 договоров о сотрудничестве с потенциальными и реальными работодателями [9].

Стоит особо отметить, что на данном этапе выполнения проекта к реализации предложены 2 модели внедрения практики дуального обучения и, как следствие, сетевого взаимодействия: региональная и локальная. Кроме того, при выстраивании системы сетевого взаимодействия вуза и работодателей, нам представляется эффективным использование таких механизмов как отсутствие финансовых обязательств между участниками взаимодействия, а также трудоустройство на основе совместительства работников предприятий - партнеров в институте в качестве руководителей, преподавателей элективных курсов, ресурсных центров и так далее, и, разумеется, производственных практик [3]. Обязательным к исполнению представляется стажировка педагогов (по отраслям), экскурсии на предприятия, участие в корректировке рабочих учебных программ, а также конкурсы, фестивали, научно-практические конференции, социальные и волонтерские проекты и прочее.

Для упорядочивания механизма реализации сетевого взаимодействия в ГАОУ ВО НГГТИ разработана модель такого взаимодействия с работодателями и организациями образования (рисунок 1). Работу в данном направлении целесообразно начать с формирования действующих и потенциальных участников сетевого взаимодействия. Далее необходимо подготовить нормативную базу: договоры, соглашения, положения о тех или иных составляющих взаимодействия и так далее. Важно, что все участники процесса должны быть полностью и адекватно информированы о составе и особенностях предоставления образовательных услуг.

Центры повышения квалификации

-обмен опытом н

инновапнюм: -курсы повышения квалификации: - курсы педагогического мастерства

Управление образования администрации города Не вин номы с ска

Рынок труда

- мониторинг инфраструктуры:

- трудоустройство выпускников

Общеобразовательные организации

- профильная н предпрофитьная подготовка:

- дни открытых дверей: - экскурсии на предприятия-партнеры: - олимпиады и т.д.

I

ФГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт»

Организации СПО

- аттестационные мероприятия:

- обобщение опыта: - семинары.конференции:

- дистанционное обучение нтл.

Предприятия - партнеры

- участие в ра?работее учебных программ, нх экспертиза

- производственная практика:

- участие в обучении: - стажировки:

- аттестация преподавателей:

- конференции, семинары:

- участие в репей зированни

дипломных проектов: -итоговая государственная аттестация: - трудоустройство выпускников

Рисунок 1. Модель сетевого взаимодействия ГАОУ ВО НГГТИ с работодателями и образовательными организациями

Приведенная модель объединяет информационные, методические, производственные составляющие реализации сетевого взаимодействия института. Данная модель демонстрирует возможности профильной подготовки старшеклассников, взаимодействия с образовательными организациями и предприятиями, цель которой - повышение эффективности образовательной подготовки на всех ступенях обучения. Рост качества образования в условиях сетевого взаимодействия зависит от степени своевременной реакции образовательной организации на изменения внешней среды, социальный заказ, от объективной экспертизы деятельности института и механизмов и методов, задействованных в осуществлении сетевого взаимодействия.

Выводы. Таким образом, анализ результатов исследования демонстрирует интерес к сетевому взаимодействию, в том числе в системе дуального обучения, обеспечивающему возможности профессионального и личностного роста всех участников образовательного процесса: и обучающихся, и педагогов, и наставников-представителей предприятий-партнеров. Эффективность подготовки педагога к такому взаимодействию определяется рядом организационно-педагогических условий, а именно: обеспечение психологического комфорта в процессе подготовки, индивидуальный подход (учет возрастных и индивидуально-личностных особенностей педагогов); оказание помощи в использовании информационно-коммуникационных технологий, методической поддержки в случае профессиональных затруднений.

Литература:

1. Василевская Е. В. Сетевая организация как новый тип отношений и деятельности в современных условиях // Сетевая организация методической работы на муниципальном уровне: метод. пособие. - М.: АПКиППРО. - 2007.

2. Иванникова А. А. Модель реализации сетевого взаимодействия на примере социального сотрудничества ГБПОУ ВО «БТПИТ» с предприятиями машиностроительной отрасли региона // Сборник материалов I Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции «Сетевое взаимодействие как условие формирования нового качества профессионального образования». -Борисоглебск, 2016. - 35-41 с.

3. Кондакова М. Л., Подгорная Е. Я. Модели сетевого взаимодействия при введении профильного обучения // Управление школой (ПС). - 2007. - №2. - С. 31-37.

4. Кривошеева О. В. Социальное партнерство в сфере образования и производства // Сборник материалов I Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции «Сетевое взаимодействие как условие формирования нового качества профессионального образования»/ Борисоглебск, 2016 - 45-48 с.

5. Любимова Е.М., Борисов И.А., Сетевое взаимодействие школа-ВУЗ как средство погружения студентов в профессиональную деятельность // Электронное научно-практическое периодическое издание «Экономика и социум». - Выпуск № 4(13) (октябрь-декабрь, 2014). [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://iupr.ru/domains_data/files/zumal_13_2014/Lyubimova%20E.M.%20Borisov%20I.A..pdf

6. Новиков А.Е. Сетевое обучение как перспективное направление в системе образования // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2010. - №1. - С. 53-55.

7. Растегаева Д.А., Филимонюк Л.А. Основы реализации системы дуального обучения в профессиональной подготовке студентов организаций высшего образования // Мир науки, культуры, образования». - 2017. - №6 (67). - С. 97-100.

8. Томазова А.Н. Сетевая организация профильного обучения в г. Сургуте / А.Н. Томазова, Т.В. Кисель. - С. 29-34.

9. Официальный сайт ГАОУ ВО НГГТИ - Режим доступа http://нггти.рф/

Педагогика

УДК:377.018.48

преподаватель Редников Андрей Николаевич

Федеральное казенное учреждение дополнительного профессионального образования «Кировский ИПКР ФСИН России» (г. Киров)

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье предложен подход к рассмотрению процесса моделирования и оценки формирования социальной компетентности сотрудников уголовно-исполнительной системы в условиях дополнительного профессионального образования. Дается характеристика изучаемого процесса в контексте компетентностного подхода.

Ключевые слова: сотрудники уголовно-исполнительной системы, дополнительное профессиональное образование, компетентностный подход, моделирование, рефлексия.

Annotation. The article proposes an approach to reviewing the process of modeling and assessing the formation of social competence of employees of the penitentiary system in the context of additional professional education. The characteristic of the studied process in the context of the competence approach is given.

Keywords: employees of the penitentiary system, additional vocational education, competence-based approach,modeling, reflection.

Введение. В науке и в среде практических работников, постоянно обсуждают о качестве обучения сотрудников, которые проходят (первоначальную подготовку, повышение квалификации, переподготовку) в ведомственных учебных заведениях.

Профессиональную деятельность пеницитарного работника можно отнести к социономическим профессиям, так как объектом воздействия является другой человек или группа людей. В этой связи независимо от занимаемой должности, сотрудник помимо общих профессиональных знаний и умений, должен обладать социальной компетентностью. Социальная компетентность представляет собой наличие специальных знаний и умений, позволяющих ориентироваться в любой социальной ситуации, принимать верные решения и достигать поставленных целей.Отсутствие общего понимания социальной компетентности сотрудника уголовно-исполнительной системы может вызвать серьезные трудности в плане ее оценки.

Изложение основного материала статьи. Современный этап образования характеризуется, стремительно разворачивающимися инновационными преобразованиямиразличных сфер, в том числе развития и определения социальной компетентности сотрудников уголовно-исполнительной системы.

Как известно, компетентность - результат образования, выражающийся в овладении личностью определенным набором способов деятельности по отношению копределенному предмету воздействия. В контексте ракурса нашего исследования значение этого результатаобразования состоит в том, что овладевая каким-либо способом деятельности, сотрудник уголовно-исполнительной системы получаетопыт присвоения деятельности (говоря о «способе деятельности», а нео «способности совершать действия», мы имеем в виду, что должнопроисходить: 1) присвоение цели слушателем, осознание процессауправления своей деятельностью; 2) интеграция знаний, умений,навыков, установок, ценностей. 3) формирование персонального «ресурсного пакета», который составляетпосле самоуправления важный ресурс, необходимый дляформирования компетентности; б) развитие способов деятельности, которые позволят ориентироваться в предложенных, типичныхпрофессиональных ситуациях, которые ценны как результат образования сами по себе и будут социально востребованными в профессиональной подготовке сотрудников.

Определение социальной компетентности отличается специфичностью и центрами фокусировки, можно выделить общую тематическую направленность: а) специфические навыки; б) взаимоотношения; в) функциональные исходы; г) контекст взаимодействия, д) ситуационная специфичность (соразмерность) как уместность поведения применительно к требованиям ситуации; е) достижение целей; ж) целесообразность. Именно поэтому в последнее время ученые начинают рассматривать социальную компетентность и отводить ей особое место среди компетентностей, т.к. она является важнейшим индикатором профессиональной компетентности.

В структуре ключевых компетентностейзначительное место уделено социальной компетентности как готовности испособности к социальному взаимодействию в разных жизненных сферах, как единству

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.