ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 378.126+337.134: 371.11
TRAINING OF FUTURE EDUCATIONAL MANAGER FOR SELF-ORGANIZATION OF PROFESSIONAL ACTIVITY
Zhigir Victoria Ivanovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the chair of professional education, Berdyansk state pedagogical university,
profpedagog@ukr.net
The analysis of psychological and pedagogical researches concerning the definition of the term «self-organization» has been made in the paper. The specifics of selforganization of individual’s professional activity have been considered in terms of personal and activity approaches. The main point of term «self-organization» of educational manager has been specified. The conditions of successful forming of abilities and skills of professional activity self-organization during educational manager’s training and the ways of implementation of the conditions have been defined.
Keywords: educational manager, professional activity, self-organization of professional activity, professional training, abilities and skills.
ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО МЕНЕДЖЕРА ОБРАЗОВАНИЯ К САМООРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Жигирь Виктория Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессионального образования, преподаватель, Бердянский государственный педагогический университет, profpedagog@ukr.net
В статье осуществлен анализ психологических и педагогических исследований по определению термина «самоорганизация». Рассмотрены особенности самоорганизации профессиональной деятельности личности с точки зрения личностного и деятельностного подходов. Уточнена сущность понятия «самоорганизация менеджера образования в профессиональной деятельности». Определены условия успешного формирования умений и навыков самоорганизации профессиональной деятельности во время профессиональной подготовки менеджера образования и намечены пути их реализации.
Ключевые слова: менеджер образования, профессиональная деятельность, самоорганизация профессиональной деятельности, профессиональная подготовка, умения и навыки.
Актуальность исследования обусловлена социальным заказом общества на подготовку квалифицированных, конкурентоспособных, компетентных, ответственных, творческих, мобильных специалистов, готовых к постоянному профессиональному росту, которые обладают, помимо знаний и высокой квалификации, способностью к самообразованию, самосовершенствованию, к поиску и реализации новых, эффективных форм организации своей деятельности.
Современный рынок труда предъявляет высокие требования не только к уровню компетентности специалиста, но и к умению спланировать и эффективно организовать свой труд, способности распределять рабочие нагрузки, успешно анализировать условия и задачи деятельности, рационально планировать, организовывать, адекватно оценивать, своевременно корректировать и совершенствовать собственную профессиональную деятельность.
В этом аспекте возникает необходимость рассмотреть подготовку будущего менеджера образования к самоорганизации профессиональной деятельности, которая должна обеспечить основу для профессионального саморазвития, самосовершенствования и самосохранения в различных ситуациях рыночной экономики, стать основанием для самопродвижения личности в условиях нестабильного профессионального пространства.
Цель исследования - уточнить сущность понятия «самоорганизация менеджера образования в профессиональной деятельности»; определить условия успешного формирования умений и навыков самоорганизации профессиональной деятельности менеджера образования во время профессиональной подготовки.
В контексте нашего исследования значительный интерес представляют работы по теории самоорганизации как зарубежных (С. Архангельский, Ю. Бабанский, В. Буданов, Н. Кузьмина, Г. Хакен, С. Харитонов, Э. Янч и др.), так и украинских (И. Добронравова, И. Ершова-Бабенко, В. Лутай, Л. Малышко, А. Свидзинский, Я. Цехмийстер, В. Цикин и др.) ученых.
Отдельные аспекты профессиональной самоорганизации специалистов исследовали А. Барвенко, Л. Боброва, В. Горюнка,
A. Деркач, Н. Дмитренко, Н. Дудник, М. Дьяченко, Л. Кандибович,
B. Филоненко (самоорганизация как качество личности);
К. Абульханова-Славская, Б. Ананьев, Г. Балл, Л. Божович,
Л. Выготский, Г. Костюк, А. Леонтьев, С. Рубинштейн (самоорганизация как вид деятельности).
Анализ психологических и педагогических исследований убеждает в том, что самоорганизация занимает значительное место
25
в структуре профессиональной деятельности специалиста и является одним из основных звеньев системы ее управления.
Акмеологический словарь так трактует термин «самоорганизация» - это способность к интегральной регуляции природных, психических, личностных состояний, качеств, свойств, осуществляемая волевыми и интеллектуальными механизмами, проявляющаяся в мотивах поведения и реализующаяся в упорядоченности деятельности [1].
В психолого-педагогической литературе термин «самоорганизация» трактуется достаточно широко и рассматривается с различных точек зрения. Каждый исследователь в определении этого понятия подчеркивает те особенности самоорганизации личности, которые с его точки зрения являются наиболее значимыми.
Ученые рассматривают самоорганизацию профессиональной деятельности, прежде всего, как качество личности.
Так, М. Дьяченко и Л. Кандибович под самоорганизацией личности понимают «интегральную совокупность природных и социально приобретенных свойств, воплощенную в осознаваемых особенностях воли и интеллекта, мотивах поведения, реализованную в упорядоченности деятельности и поведения» [8, с. 45].
По убеждению Н. Дудник, это понятие означает «способность личности успешно выполнять сознательную работу над собой с целью всестороннего развития, совершенствования профессионально необходимых черт характера и способностей для повышения уровня собственного профессионализма» [7, с. 101].
Л. Боброва в самоорганизации личности видит ее способность рационально организовывать и поэтапно выполнять свою профессиональную деятельность, осуществлять ее коррекцию, учитывать промежуточные результаты с целью повышения эффективности этого процесса на основе сознательного применения накопленных знаний, умений и опыта [2].
В. Филоненко, уточняя определение профессиональной самоорганизации, исходит из того, что это способность личности, которая проявляется в умении сознательно и целенаправленно использовать и совершенствовать в ходе профессиональной деятельности значимые составляющие структуры личности. Профессиональная самоорганизация необходима для того, чтобы оптимизировать действия, быть способным интегрировать свои усилия и усилия коллег, обозначить границы профессиональной активности, обеспечить успешность деятельности.
В процессе формирования самоорганизации будущего специалиста должны учитываться ее направленность, преемственность этапов развития с учетом индивидуальных возможностей и особенностей, многовариантность путей развития и др. Формирование профессиональной самоорганизации, обусловлено динамикой развития личности в целом; в каждом отдельном случае она приобретает особый характер. Это сложный, многоаспектный процесс, последовательный по своей внутренней логике; он имеет индивидуально-своеобразную траекторию [13].
Профессиональную самоорганизацию как важную личностную характеристику специалиста, которая позволяет личности проявлять разные уровни самоорганизации профессиональной культуры в профессиональной деятельности рассматривают
Н. Дмитренко, А. Барвенко [6]; как показатель личностной зрелости и уровня профессионализма, как внутреннюю мотивационную составляющую, что побуждает личность к постоянному пополнению профессиональных знаний - В. Горюнка [3]; как системное качество, которое обеспечивает эффективность деятельности, независимо от ее содержания и специфики, и проявляется во внутренних стимуляторах, обеспечивающих активное развитие специалиста, реализацию его творческого потенциала - А. Деркач [5].
Уровень профессиональной самореализации специалиста и эффективность его деятельности в большей степени зависят от его личностного потенциала (индивидуально-психологических особенностей, способностей, направленности), уровня его профессиональной самоподготовки (владение механизмами генерализации и трансформации, адекватное осознания своего Я, проектирование и развитие позитивной профессиональной Я-концепции) [4].
Таким образом, под самоорганизацией профессиональной деятельности менеджера образования понимаем интегральное качество личности, в основе которого лежат интеллектуальные, эмоциональные, волевые и оценочные характеристики, направленные на структурирование специалистом своей активности, проявляющиеся через создание системы самостоятельных действий, каждое из которых имеет свою функциональную нагрузку и вносит вклад в успешное самостоятельное достижение цели этой деятельности, направленной на определенный результат. Она предполагает формирование целого комплекса умений и навыков организации, которые являются основой целенаправленной, осознанной, успешной деятельности и карьерного роста менеджера образования. Умения профессиональной самоорганизации - это освоенные человеком способы рационального выполнения действий, направленных на
27
решение профессиональных и личностно значимых задач, в которых человек выступает субъектом деятельности и профессионального саморазвития. При этом умения могут быть как практическими (операциональными), так и теоретическими (умственными) [10].
К умениям и навыкам самоорганизации профессиональной деятельности относят:
- организационные (умение организовать себя, свое время, свои действия) [9];
- проектировочные (умение планировать свою деятельность, ориентироваться во времени, прогнозировать последствия своих решений, формировать стратегии своего развития и самосовершенствования); исполнительские (самостоятельно принимать решения, брать на себя ответственность, конструктивно вести деловое общение); контрольно-оценочные (адекватно оценивать результаты своей деятельности, контролировать свою деятельность) [12];
- умение профессионального самоопределения; диагностикопрогностические умения профессиональной самоорганизации; проектировочные умения профессиональной самоорганизации; организационно-творческие умения профессиональной самоорганизации; умение профессиональной саморегуляции [13].
- «умение специалиста использовать собственные интеллектуальные и эмоционально-волевые черты для решения профессионально значимых задач» [11, с. 7].
Для того чтобы сформировать умения и навыки у будущих менеджеров образования по самоорганизации профессиональной деятельности необходимо научить их:
- ставить цели и формулировать задачи, необходимые для их достижения;
- планировать действия, намеченные для осуществления образовательной управленческой деятельности в соответствии с поставленной целью;
- соотносить запланированные действия с реальными условиями их выполнения;
- объективно оценивать положение дел и принимать решение к действию;
- осознанно и целенаправленно выполнять действия, которые направлены на достижение результата;
- видеть конечный результат деятельности;
- контролировать, адекватно оценивать и корректировать полученный результат своей деятельности.
Формирование умений и навыков самоорганизации профессиональной деятельности во время профессиональной подготовки менеджера образования требуют кропотливой систематической работы и применения эффективных методов и средств обучения.
Условиями успешного формирования умений и навыков самоорганизации профессиональной деятельности во время профессиональной подготовки менеджера образования считаем:
- формирование и развитие у будущих специалистов рефлексивных умений, осознание ими значимости умений самоорганизации;
- повышение роли самостоятельной работы по проектированию, организации, контролю и самоконтролю профессиональной деятельности;
- интегрированное применение активных форм, методов обучения и специально разработанных заданий, нацеленных на формирование готовности к самоорганизации профессиональной деятельности.
Для реализации названных условий необходимо обеспечить ориентацию образовательного процесса на формирование умений профессиональной самоорганизации.
Для реализации первого условия необходимо, чтобы учебный процесс был построен в технологии развивающего обучения и ориентирован на развитие рефлексии, которая проявляется в способности к регуляции имеющихся представлений о себе как субъекте профессиональной деятельности.
Задача самоорганизации профессиональной деятельности будущего менеджера образования как способность к интеграции различных видов рефлексии может быть решена при обеспечении волеизъявления личностной позиции, выбора содержания обучения, возможности переосмысления собственной деятельности, отстаивания индивидуальности, т.е. это те условия, при которых рефлексия становится основой функциональных позиций саморазвития индивида. Собственная содержательная интерпретация лекций, бесед, дискуссий, учебных и научных текстов позволяет выявить рефлексивную функцию и вместе с ней собственное продвижение в учебе и будущей профессиональной деятельности. Суждение, основанное на личной, интеллектуальной и коммуникативной рефлексии становится особым способом организации личностного знания, выражением своего самоопределения.
С целью реализации второго условия, в содержание обучения необходимо включить проектирование собственной профессиональной деятельности, в ходе которого разрабатываются ее
29
индивидуальные модели. Целью проектирования является стимулирование интересов, познавательной активности личности путем организации самостоятельной поисковой деятельности, постановки проблем, которые предусматривают владение определенной системой знаний, умений и их использование на практике. В процессе овладения проектировочной деятельностью будущие менеджеры образования приобретают умения самопроектирования собственного профессионального Я, что является необходимым условием их дальнейшего профессионального развития.
Для реализации третьего условия необходимо применять активные методы обучения, а именно: методы формирования ценностного отношения к себе и будущей профессии (инструктаж, тренинг, самоанализ, самоконтроль, самокоррекция, интерпретация и др.) методы развития мотивации (методы критического, сценарного мышления); методы формирования модели поведения (ситуационные и проблемные, игровые, методы тайм-менеджмента, са-моменеджмента, коучинг-методы). Именно они, на наш взгляд, имеют значительный ресурс для профессионального развития менеджера образования, его профессиональной самоорганизации, а также отвечают современным тенденциям мирового и отечественного образования.
К тому же во время профессиональной подготовки необходимо развивать у будущих менеджеров образования культуру самопознания, саморазвития, самообразования, самовоспитания и самосовершенствования.
Таким образом, теоретический анализ психолого-
педагогической литературы позволил сформулировать сущность понятия «самоорганизация профессиональной деятельности менеджера образования» - это интегральное качество личности, в основе которого лежат интеллектуальные, эмоциональные, волевые и оценочные характеристики, направленные на структурирование специалистом своей активности, проявляющиеся через создание системы самостоятельных действий, каждое из которых имеет свою функциональную нагрузку и вносит вклад в успешное самостоятельное достижение цели этой деятельности, направленной на определенный результат. Она предполагает формирование целого комплекса умений и навыков организации, которые являются основой целенаправленной, осознанной, успешной деятельности и карьерного роста менеджера образования.
Сформированность самоорганизации позволит будущему менеджеру образования успешно анализировать условия и задачи
профессиональной деятельности, рационально планировать и организовывать, адекватно оценивать, своевременно корректировать и совершенствовать ее процесс и результаты.
Для того чтобы сформировать умения и навыки у будущих менеджеров образования по самоорганизации профессиональной деятельности необходимо научить их:
- ставить цели и формулировать задачи, необходимые для их достижения;
- планировать действия, намеченные для осуществления образовательной управленческой деятельности в соответствии с поставленной целью;
- соотносить запланированные действия с реальными условиями их выполнения;
- объективно оценивать положение дел и принимать решение к действию;
- осознанно и целенаправленно выполнять действия, которые направлены на достижение результата;
- видеть конечный результат деятельности;
- контролировать, адекватно оценивать и корректировать полученный результат своей деятельности.
Условиями успешного формирования умений и навыков самоорганизации профессиональной деятельности во время профессиональной подготовки менеджера образования считаем:
- формирование и развитие у будущих специалистов рефлексивных умений, осознание ими значимости умений самоорганизации;
- повышение роли самостоятельной работы по проектированию, организации, контролю и самоконтролю профессиональной деятельности;
- интегрированное применение активных форм, методов обучения и специально разработанных заданий, нацеленных на формирование готовности к самоорганизации профессиональной деятельности.
Библиографический указатель:
1. Акмеологический словарь / [авт. разработч. А. А. Деркач]. -М.: Изд-во РАГС, 2004. - 161 с.
2. Боброва Л.Ю. Жизненные ценности и компетенции самоорганизации студентов как факторы профессионального развития самосознания / Л.Ю. Боброва // Научный потенциал регионов на
31
службу модернизации. - Астрахань: АИСИ. - 2012. - № 1 (2). -
С.219-222.
3. Горюнка В.П. Обучение профессиональной деятельности студентов / В.П. Горюнка // Педагогика. - 1997. - № 4. - С. 7-8.
4. Гура Т.Е. Развитие профессиональной самоорганизации педагога в пространстве последипломного образования / Т.Е. Гура // Личность в едином образовательном пространстве: сб. научн. статей Международного образовательного форума (Запорожье, 5-7 мая 2010). - Запорожье: ООО «Липс» ЛТД, 2010. - С. 79-83.
5. Деркач А. А. Акмеологичекие основы развития профессионала / А. А. Деркач. - М.: Изд-во Моск. психолого-соц. инст-та; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. - 752 с.
6. Дмитренко Н.А. Профессиональная самоорганизация как средство формирования профессиональной культуры специалиста [Электронный ресурс] / Н.А. Дмитренко, О.Г. Барвенко // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. - 2012. - Режим доступа: http://jumal.org/articles/2012/ped19 .Мш1
7. Дуднік Н.Ю. Структурування системи умінь професійної самоорганізації майбутнього вчителя / Н. Ю. Дуднік // Педагогіка вищої та середньої школи: зб. наукових праць Криворізького державного педагогічного університету. - Кривий Ріг: [б. в.]. - 2009. -
С.99-105.
8. Дьяченко М.И. Краткий психологический словарь: Самоорганизация / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. - Минск: Хэлтон, 1998. - 399 с.
9. Киселёва А.Ю. Развитие самоорганизация как одна из целей обучения менеджеров организации [Электронный ресурс] // Тез. докл. IV Всероссийской научной Интернет-конференции «Культура и взрыв: социальные смыслы в эпоху перемен». - 2010. -Режим доступа: http://socio.my1.rU/forum/4.
10. Педагогический энциклопедический словарь / [авт. разра-ботч. Б.М. Бим-Бад]. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. - 528 с.
11. Попова Н.П. Формирование умений самоорганизации учителя в педагогической деятельности в процессе повышения квалификации: автореф. дис. ... на соискание ученой степени канд. пед. наук, спец.: 13.00.01 «Теория и история педагогики» / Н.П. Попова. - Новгород, 1999. - 19 с.
12. Фалеева Л.В. Формирование профессиональных умений самоорганизации будущего менеджера в вузе: дис. . канд. пед.
наук., спец.: 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования» / Л.В. Фалеева. - Нижний Новгород, 2009. - 175 с.
13. Филоненко В. А. Актуализация профессиональной самоорганизации будущего специалиста в условиях современного высшего профессионального образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://yspu.org/conferences/Training_managers/15_FilonenkoVA.doc
Статья поступила в редакцию 14.04.2014