УДК 378. 026
с^: 10. 20310/1810-231X-2016-15-3-29-34
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ УМЕНИЙ САМООРГАНИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА: ХАРАКТЕРИСТИКА СУЩНОСТИ
Стрекалова Наталия Сергеевна
Тамбовский областной медицинский колледж, Россия, г. Тамбов, е-mail: kotova-ns@yandex.ru
В статье проанализированы методологические подходы к понятию «самоорганизация». Феномен самоорганизации рассмотрен с разных аспектов: личностного, деятельно-стного, интегрального (личностно-деятельностностного) и технического. Обоснована необходимость формирования умений самоорганизации для успешной профессиональной деятельности медицинского работника. Раскрыто значение дефиниции «умения саморганиза-ции студентов-медиков». Рассмотрены свойства личности, заключающиеся в ее способности к самоорганизации; внешние и внутренние ресурсы, влияющие на эффективность самоорганизации. Предложены пути формирования умений самоорганизации студентов-медиков на основе интегративно-ресурсного подхода.
Ключевые слова: самоорганизация, синергетический подход, личностно-деятельностный подход, интегративно-ресурсный подход, студенты медицинского колледжа, умения, внешние и внутренние ресурсы, профессиональная деятельность
В условиях модернизации российского образования возрастает научно-практическая потребность разработки особых педагогических технологий, мобилизующих ресурсный потенциал участников образовательного процесса на достижение целей новой образовательной парадигмы. Задачи, выдвигаемые современностью, не могут быть решены без развития способности к самообразованию, самоорганизации, саморазвитию, как в профессиональной, так и в образовательной среде, направленной на подготовку будущих специалистов в системе среднего профессионального образования (СПО).
Проблема формирования умений самоорганизации студентов учреждений среднего профессионального образования обусловлена принятыми и реализуемыми в настоящее время национальными проектами «Образование» и «Здоровье», требующими качественно новой подготовки выпускников медицинских колледжей, способных решать различные социальные и медицинские проблемы. Новые подходы к медицинскому образованию получили свое отражение в Отраслевой программе развития сестринского дела в Российской Федерации до 2020 г. В соответствии с этим документом разнообразие функций, которые выполняет медицинский
работник среднего звена, требует от него способности привлекать, объединять, суммировать большое число разнообразных компонентов научного знания, относящихся подчас к весьма отдаленным областям.
При этом концептуальной основой подготовки медицинского специалиста, отвечающего социальному заказу, является интеграция потенциала медицинской науки, достижений социально-гуманитарных наук и современных образовательных технологий. Данное положение предполагает внесение изменений в процесс профессиональной подготовки студентов медицинских колледжей, предоставление возможностей построения индивидуальных траекторий развития, предусматривает необходимость формирования умений самоорганизации обучающихся на основе интегративно-ресурсного подхода.
Анализ научной литературы по данной проблеме позволил нам сделать вывод о том, что приоритетным подходом, обеспечивающим эффективность формирования умений самоорганизации, выступает синергетиче-ский подход, который представляет собой междисциплинарное научное направление, основанное на учете закономерностей самоорганизующейся системы, между элементами которой возникает взаимосвязь, приво-
дящая к относительной ее устойчивости и определяющая траекторию дальнейшего развития личности будущего профессионала. В самом общем понимании «самоорганизация» означает самодвижение, самоструктурирование, самодетерминацию природных, естественных систем и процессов [1]. Самоорганизация как сложное явление характерно всем открытым системам. Управляемый изнутри процесс изменения структуры отношений отдельных элементов системы или их групп, сопровождающийся качественными изменениями самих элементов, называется самоорганизацией системы [2].
Согласно синергетическому подходу, самоорганизация - базовое свойство личности, заключающееся в ее способности к самообеспечению, саморазвитию, саморегуляции не столько за счет притока энергии, информации, вещества извне, сколько за счет использования ее внутренних возможностей. Многообразные аспекты самоорганизации сложных систем рассматривали зарубежные и отечественные ученые: С. П. Курдюмов, А. М. Леонов, В. Г. Пушкин, Э. Г. Юдин (философия), У. Р. Эшби, Н. Винер, Ст. Бир, Г. Паск, А. Я. Лернер, Ю. И. Неймарк (кибернетика), А. К. Астафьев, М. М. Ведмедев (социология), А. А. Малиновский (биология), В. И. Арши-нов, М. В. Богуславский, А. П. Валицкая, Т. М. Давыденко, В. А. Журавлев, Л. Я. Зорина, В. А. Игнатова, Л. Н. Макарова, Н. М. Та-ланчук (педагогика).
Проблема самоорганизации относится к числу тех, которые постоянно находятся в фокусе внимания педагогов и психологов, занимающихся педагогической практикой. Исследователи в своих работах рассматривают такие вопросы, как: факторы формирования готовности студентов к самоорганизации (В. А. Карабиров), самоорганизация студентов-первокурсников в период адаптации (С. Н. Михневич), самоорганизация как фактор успешности учебной деятельности (Н. А. Афанасьева, Д. А. Ишков), культура самоорганизации личности (О. Н. Князькова), развитие личностной самоорганизации курсантов (С. Н. Капустин), профессиональная самоорганизация (О. Г. Барвенко, Н. А. Дмит-риенко). Многие исследования посвящены раскрытию сущности феномена организации и самоорганизации, но исследований, связанных с формированием умений самоорганизации было проведено не так много. Данная на-
учная сфера только набирает обороты исследования, в силу того, что на данный момент в контексте современной образовательной политики эта проблема является объективно актуальной.
Анализ психолого-педагогической литературы убеждает в том, что в определении сущности понятия «самоорганизация» исследователи выделяют четыре подхода: личностный, деятельностный, интегральный (лич-ностно-деятельностный) и технический. Сторонники личностного подхода рассматривают самоорганизацию как личностное образование. При этом приоритетным для ученых является изучение свойств личности или «комплекс личностных свойств», которые являются предпосылкой возникновения такого психологического качества, как организованность (личностная самоорганизации).
Так, М. И. Дьяченко и Л. А. Кандыбович рассматривают самоорганизацию личности как интегральную совокупность природных и социально приобретенных свойств, воплощенную в осознаваемых особенностях воли и интеллекта, мотивах поведения, реализуемую в упорядоченности деятельности и поведения [3]. В работах Ю. А. Цагарелли самоорганизация рассматривается как процесс сознательного и целенаправленного конструирования своей личности, исходя из имеющихся эталонных представлений и результатов самооценки. При этом в качестве образно-концептуальной модели самоорганизации может выступить эталон (модель) специалиста или идеальные представления о профессиональной и общественной значимости результатов деятельности.
В рамках деятельностного подхода самоорганизация рассматривается как процесс, состоящий из совокупности операций, функций, умений, навыков. Целью данного направления исследований является изучение структуры процесса самоорганизации, связей между компонентами (функциями) структуры и их влияния на успешность организации самостоятельной деятельности. Сторонники деятельностного подхода рассматривают деятельность как образование, подлежащее организации и самоорганизации. Л. В. Фалеева определяет самоорганизацию как деятельность и способность личности, связанные с умением организовать себя, проявляющиеся в целеустремленности, активности, обоснованности мотивации, планирова-
нии своей деятельности, самостоятельности, быстроте принятия решений и ответственности за них, критичности оценки результатов своих действий, чувстве долга [4]. Ю. А. Ца-гарелли, разделяя личностную и деятельно-стную самоорганизацию, дает им следующие определения: «Самоорганизация личности -это процесс сознательного и целенаправленного конструирования своей личности, исходя из имеющихся эталонных представлений и результатов самооценки. Процессы самоорганизации личности удовлетворяют потребности в четком понимании цели развития личности. Процесс самоорганизации деятельности обеспечивает определение магистральных путей достижения этой цели» [5].
В психолого-педагогической литературе смысл того, что есть «самоорганизация личности» трактуется довольно широко, феномен самоорганизации в отечественной педагогике рассматривается с различных точек зрения. Каждый исследователь в определении этого понятия подчеркивает те особенности самоорганизации личности, которые с его точки зрения являются наиболее значимыми. Для нашего исследования важно, что на основании исследований ученых (С. С. Амирова, Н. А. За-енутдинова, О. Н. Князькова, Н. П. Попова и др.), элементы процесса самоорганизации рассматриваются в одном ряду с личностными характеристиками, детерминирующими самоорганизацию как психологическое качество, то есть при рассмотрении самоорганизации деятельности учитывают еще и личностные качества субъекта, способные сыграть свою роль в результатах деятельности.
Большинство исследователей, определяя понятие «самоорганизация личности», опираются, прежде всего, на понятие «организованность», составляющее основание для развития остальных более частных личностных свойств. Под умениями самоорганизации студентов понимается способность субъектов учения формулировать цель и определять пути ее достижения на основе сформированно-сти следующих групп умений: планировать профессиональную деятельность; моделировать; рационально организовывать профессиональную деятельность; поэтапно ее осуществлять; организовывать контроль и самоконтроль; корректировать ход и результаты учебно-профессиональной деятельности.
Умения самоорганизации представляют собой универсальную группу умений, кото-
рые могут быть применены в различных сферах профессиональной деятельности, в том числе в здравоохранении. Данная группа умений студента-медика формируется с учетом уровня развития субъектной активности, креативности, нелинейности мышления и специфики решаемых учебно-профессиональных задач в медицинском колледже.
В нашем исследовании понятие «умения самоорганизации» рассматривается с точки интегративно-ресурсного подхода. Основанием для выбора интегративно-ресурсного подхода являются идеи интегративной природы самого человека, понимание комплексного интегративного содержания процесса личностного и профессионального развития, интегративного характера самого образовательного процесса, учебно-профессиональной деятельности в медицинском колледже, направленной на самореализацию человека в профессии.
Развернутое обоснование данных положений мы находим в работах К. А. Абульханова-Славской, Б. Г. Ананьева, В. Н. Дружинина, И. А. Зимней, В. П. Зинченко, Е. И. Исаева, А. Н. Леонтьева, В. С. Мерлина, А. В. Петровского, В. И. Слободчикова и др., в основе которых прослеживается мысль о том, что целостная личность есть интегрированный человек, продукт персоналистической и личностной направленности, трансформации когнитивно-познавательной, эмоционально-оценочной и духовно-нравственной сфер личности. По мнению ученых, индивидуальность с ее целостной организацией и саморегуляцией является результатом интеграции всех свойств человека как индивида, личности и субъекта деятельности, определяющее начало ее жизнеспособности и долголетия [6].
Проблема ресурсов личности рассматривается с различных позиций и включает в себя в качестве составляющих такие родственные понятия и категории, как «резерв», «потенциал», «возможности», которые очевидно для многих авторов обозначают одну и ту же реальность. Наиболее близком к нашему пониманию ресурсов употребляется термин «потенциал», который определяется как совокупность наличных средств, возможностей в некоей области, некоем отношении [7]; как средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии, и могущие быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения
определенной цели, осуществления плана решения какой-либо задачи [8] и т. д.
В наиболее традиционном варианте ресурсы рассматриваются как личностные качества, которые вне зависимости от специфики деятельности определяют успешность личности. В исследованиях выделяют два наиболее крупных класса ресурсов: личностные (психологические) и средовые (социальные). К внутренним психологическим ресурсам ученые относят интеллектуальные, когнитивные, эмоциональные, волевые, мотивацион-ные, темпераментальные и другие особенности, характеристики личности (В. А. Бодров, Т. М. Давыденко, А. Н. Демин, Г. Г. Дилиген-ский, Л. Г. Дикая, В. Г. Зазыкин, Л. П. Илларионова, О. А. Конопкин, Н. Ф. Наумова, В. И. Моросанова, А. К. Осницкий, М. А. Холодная и др.), которые определяются как внутренние и внешние возможности, воспринимаемые и используемые в качестве средств достижения позитивных результатов. Одним из важных положений различных теорий является представление о том, что ресурсы могут объединяться в комплексы, т. е. наличие одного главного ресурса типично связано с наличием некоторых других.
Для нас несомненный научный и практический интерес представляет рассмотрение акмеологического содержания ресурсов личности (А. А. Деркач, С. А. Дружилов, А. К. Маркова, В. Н. Марков, Л. М. Митина и др.). В акмеологическом понимании личность включает в себя не только потенциальное (способности, природно-обусловленные профессионально важные качества, позитивные наследственные факторы и пр. ), но и систему постоянно возобновляемых и умножаемых ресурсов - интеллектуальных, психологических, волевых и пр. (А. А. Деркач, В. Г. Зазы-кин, В. Н. Марков).
Учитывая, что формирование умений самоорганизации осуществляется в образовательной среде медицинского колледжа и представляет собой поиск и актуализацию (осознание, выбор, использование) ресурсов для достижения цели, необходимо обратить внимание на два важных аспекта: во-первых, сама образовательная среда имеет ряд объективных ресурсов, находящихся вне личности, во-вторых, большое значение имеет субъективное значение элементов образовательной среды и индивидуальных особенностей студента медика, которые он сам определяет и
использует в качестве средств достижения позитивных результатов обучения.
Важными характеристиками ресурсов, по мнению ученых, являются объем и особенности их распределения для решения задач, которые зависят от многих психологических факторов, прежде всего: уровня активированости субъекта, когнитивной стратегии решения, его мотивированности, стремления овладеть той или иной деятельностью, способности реализовать индивидуальные ресурсы средствами осознанной самоорганизации [9].
Принимая во внимание, что достижение студентом-медиком успехов в учебно-профессиональной деятельности опирается на соответствующие внутренние предпосылки и внешние условия, среди ресурсов, необходимых для формирования умений самоорганизации, можно выделить внешние и внутренние или индивидуальные ресурсы (то есть средства, свойства самой личности).
К внешним ресурсам могут быть отнесены: люди (человеческие ресурсы), материальные предметы (материальные ресурсы), процессы деятельности и общения, знания педагога, средства массовой информации, библиотечные фонды, ТСО, Интернет, образовательный процесс (их можно назвать ресурсами образовательной среды). В системе индивидуальных ресурсов личности студента-медика можно выделить подсистемы биогенетических, физиологических, психологических и профессиональных ресурсов, среди которых, в свою очередь, также можно выделить подсистемы разного уровня.
Все указанные подсистемы находятся в интегративной взаимосвязи, имеют сложную структуру и обеспечивают реализацию подпроцессов разного порядка, составляющих в целом процесс жизнедеятельности. В этом состоит одно из системных свойств: расширение ресурсов одного вида может создавать необходимые условия для накопления ресурсов другого вида. Это свойство обеспечивает способность системы ресурсов автоматически приходить в состояние внутреннего баланса, при котором сохраняется условие их взаимного соответствия. Важными свойствами индивидуальных ресурсов являются их способность к сохранению и накоплению, возможность быстрой адаптации к реальным условиям, свойство их взаимного влияния и возникающий при этом эффект дополнения и многое другое. К. Муздыбаев отмечает, что
ресурсы - это то, что человек использует, чтобы соответствовать условиям среды: иногда даже при наличии большого количества ресурсов они не всегда используются при решении возникающих проблем, не все воспринимается человеком как личное средство для достижения цели [10, с. 86].
Интегративно-ресурсный подход, в основе которого лежит интеграция целей, содержания, форм и методов обучения, видов деятельности, знаний, умений, качеств и свойств личности студента-медика, обеспечивает в условиях образовательной среды важное единство (целостность) связей и взаимосвязей между разнородными и независимыми явлениями и процессами, способствует выявлению интегративных, инвариантных системных связей и качественных характеристик умений самоорганизации. Он определяет выбор и использование индивидуальных и социально-средовых ресурсов личности как внутренних и внешних возможностей, воспринимаемых и используемых в качестве средств интенсификации самоорганизации.
Использование интегративно-ресурсного подхода обеспечивает успех и результативность формирования умений самоорганизации студентов-медиков тогда, когда теоретически обоснованы и практически задействованы все его внутренние структурные стороны (элементы) с учетом реальных условий профессиональной подготовки студентов в медицинском образовании.
Литература
1. Иванова О. А. Развитие гуманитарного мышления педагога // Человек и образование. 2014. № 2. С. 10-14.
2. Бордовская Н. В. Педагогическая системо-логия. М. , 2009.
3. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Краткий психологический словарь: Самоорганизация. Минск, 1998.
4. Фалеева Л. В. Организованность и самоорганизация как качество личности: сравнительный анализ понятий // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 4. С. 266-274.
5. Зотова Н. К. Становление проектной парадигмы в сфере образования // Модернизация образования: проблемы и перспективы: в 4-х ч. Оренбург, 2002. Ч. 1. С. 232-244.
6. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб., 2012.
7. Современный словарь иностранных слов. М., 1993.
8. Большой Энциклопедический словарь / под ред. А. М. Прохорова. М.; СПб. , 1997.
9. Макарова Л. Н., Юрьева М. Н. Интегра-тивно-ресурсный подход как ведущий методологический ориентир развития критического мышления преподавателя и студента // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. 2013. № 7 (123). С. 138-148.
10. Муздыбаев К. Стратегии совладания с жизненными трудностями. Теоретический анализ // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. Т. 1. № 2. С. 102-112.
References
1. Ivanova O. А. Razvitiye gumanitarnogo myshleniya pedagoga [Development of humanitarian thinking of the teacher] // Chelovek i obrazovaniye. 2014. № 2. S. 10-14.
2. Bordovskaya N. V. Pedagogicheskaya sis-temologiya [Pedagogical systemology]. M., 2009.
3. D'yachenko M. I., Kandybovich L. А. Kratkij psikhologicheskij slovar': Samoorganizatsiya [Short psychological dictionary: Self-organization]. Minsk, 1998.
4. Faleeva L. V. Organizovannost' i samoorganizatsiya kak kachestvo lichnosti: sravnitel'nyj analiz ponyatij [Organization and self-organization as quality of the personality: comparative analysis of concepts] // Sovremennye problemy nauki i obrazova-niya. 2012. № 4. S. 266-274.
5. Zotova N. K. Stanovleniye proektnoj para-digmy v sfere obrazovaniya [Formation of the design paradigm in education] // Modernizatsiya obrazovaniya: problemy i perspektivy: v 4-kh ch. Orenburg, 2002. Ch. 1. S. 232-244.
6. Anan'ev B. G. Chelovek kak predmet poz-naniya [Person as knowledge subject]. SPb., 2012.
7. Sovremennyj slovar' inostrannykh slov [Modern dictionary of foreign words]. M., 1993.
8. Bol'shoj Entsiklopedicheskij slovar' [Big Encyclopaedic dictionary] / pod red. А. M. Prokho-rova. M.; SPb., 1997.
9. Makarova L. N., Yur'yeva M. N. Integrativ-no-resursnyj podkhod kak vedushchij metodologi-cheskij orientir razvitiya kriticheskogo myshleniya prepodavatelya i studenta [Integrative and resource approach as leading methodological reference point of development of the teacher and student's critical thinking] // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gu-manitarnye nauki. 2013. № 7 (123). S. 138-148.
10. Muzdybaev K. Strategii sovladaniya s zhiz-nennymi trudnostyami. Teoreticheskij analiz [The strategy of coping with vital difficulties. Theoretical analysis] // Zhurnal sotsiologii i sotsial'noj antropo-logii. 1998. T. 1. № 2. S. 102-112.
* * *
METHODOLOGICAL APPROACHES TO FORMATION OF ABILITIES OF SELF-ORGANIZATION OF STUDENTS OF MEDICAL COLLEGE: CHARACTERISTIC OF ESSENCE
Strekalova Nataliya Sergeevna
Tambov Regional Medical College, Russia, Tambov, e-mail: kotova-ns@yandex. ru
In article the author analyzed methodological approaches to the concept «self-organization», considered the phenomenon of self-organization from different aspects: personal, pragmatist, integrated (personal pragmatist) and technical, proved need of formation of abilities of self-organization for successful professional activity of the health worker, disclosed value of a definition of «ability of a self-organization of medical students», considered the properties of the personality consisting in its ability to self-organization; the external and internal resources influencing efficiency of self-organization and offered ways of formation of abilities of self-organization of medical students on the basis of integrative and resource approach.
Key words: self-organization, synergetic approach, personal and activity approach, integrative and resource approach, students of medical college, ability, external and internal resources, professional activity
Об авторе :
Стрекалова Наталия Сергеевна, преподаватель медицинских дисциплин Тамбовского областного медицинского колледжа
About the author:
Strekalova Nataliya Sergeevna, Teacher of Medical Disciplines, Tambov Regional Medical College