УДК 378 ББК 74.580 Ф 55
В.А. Филоненко
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Государственного морского университета имени адмирала Ф. Ф. Ушакова в г. Новороссийске; E- mail: vicalexfilnov@mail. ru
В.А. Петьков
Доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной работы Армавирского института социального образования (филиал) Российского государственного социального университета; E- mail: valerype@mail.ru
САМООРГАНИЗАЦИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА
(Рецензирована)
Аннотация. В сложившейся социокультурной ситуации в нашей стране необходим поиск новых подходов к решению задач подготовки педагогов, соответствующих современным требованиям. Это актуализирует модернизацию содержания и технологий образования через ориентацию студентов на проявление разнообразных самопроцессов, среди которых особое место принадлежит профессиональной самоорганизации личности, являющейся значимым фактором профессионального развития. Представленный в статье анализ различных подходов к определению и выявлению сущности процесса самоорганизации рассмотрен сквозь призму современного научного знания. Научно обоснованы место и значимость самоорганизации на этапе профессиональной подготовки студентов педагогического колледжа. В статье изложены основы методического авторского подхода к формированию умений профессиональной самоорганизации, приведены данные экспериментальной работы, подтверждающие его эффективность.
Ключевые слова: самоорганизация, умения профессиональной самоорганизации,
профессиональное становление педагога, профессиональная подготовка, факторы и условия профессиональной самоорганизации.
V.A. Filonenko
Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Foreign Languages Department, the Admiral F.F. Ushakov State Marine University in Novorossiysk; E-mail: vicalexfilnov@mail. ru V.A. Petkov
Doctor of Pedagogy, Professor of Social Work Department, the Armavir Institute of Social Education (branch) of the Russian State Social University; E-mail: valerype@mail.ru
SELF-ORGANIZATION IN PROFESSIONAL FORMATION OF THE FUTURE TEACHER PERSONALITY
Abstract. In the developed sociocultural situation in our country, it is nacessary to search for new approaches to the solution of problems of teacher training, conforming to modern requirements. This actualizes modernization of the contents and technologies of education through orientation of students to manifest various self-processes. Special place among them belongs to professional self-organization of the personality, a significant factor of professional development. The analysis of various approaches to definition and identification of essence of process of self-organization presented in the paper is considered through a prism of modern scientific knowledge. The place and the importance of self-organization at a stage of students’ professional training at teacher training college are scientifically reasonable. The paper describes the bases of the author's methodical approach to formation of abilities of professional self-organization. Data on experimental work confirming its efficiency are provided.
Keywords: self-organization, abilities of professional self-organization, professional formation of the teacher, professional training, factors and conditions of professional self-organization.
Современное образование ориентировано на создание условий, оптимальных для самораскрытия человека, осознания своей значимости и полезности, стремления к личностному и профессиональному совершенствованию. Процесс профессионального становления современного конкурентоспособного компетентного специалиста возможен при условии не только субъектного подхода к обучению, но и профессионального саморазвития и самоорганизации.
В педагогике и психологии до сих пор отсутствует единое научно обоснованное определение понятия «самоорганизация» (С.С. Амиров, В.Б. Арюткин, В.Н. Донцов, Н.С. Копеина, М.М. Курнев, Н.П. Попова, Г.Н. Сериков, И.А. Трофимова, Н.К. Тутышкин, Я.О. Устинова, Л.Е. Шабунини и др.) Разнообразие мнений объясняется, на наш взгляд, сложностью процесса самоорганизации, его индивидуально-личностной направленностью и вариативностью, тем, что данная категория изучается в различных аспектах: психологическом, педагогическом и др., к анализу самоорганизации учеными применяются различные подходы. Проявляя основания в разногласии определения понятия «самоорганизация», мы пришли к выводу, что в ряде работ самоорганизацию рассматривают как «процесс» (С.Н. Брайнес, А.В. Напалков, Б.Г. Юдин и др.), а в других - как «результат», а точнее, как некую характеристику потенциальных возможностей структурирования и видоизменения всех составляющих сложной открытой системы (Н.П. Копеина, Е.В. Марусова, О.Н. Первушина, П.Е. Рыженков, Н.К. Тутышкин и др.). Подходы к рассмотрению самоорганизации как характеристики личности, способности личности, акмеологической характеристики субъекта деятельности определяют самоорганизацию именно с этой позиции. Выделенные подходы к рассмотрению процесса самоорганизации не исключают, а дополняют друг друга, потому в ряде определений объединились обе позиции [1].
Важнейший аспект самоорганизации - профессиональная самоорганизация в психолого-педагогических исследованиях рассматривается как показатель личностной зрелости [2]. Определяя профессиональную самоорганизацию как способность личности, проявляющуюся в умении осознанно и целенаправленно использовать и совершенствовать значимые составляющие структуры личности в деятельности, направленной на разрешение профессионально и личностно значимых задач, обосновываем необходимость рассмотрения умений профессиональной самоорганизации, выделения критериев и уровней сформированности умений профессиональной самоорганизации будущего учителя, а также выявление педагогических условий формирования умений профессиональной самоорганизации будущих педагогов в процессе обучения в педагогическом колледже.
Осмысливая значимость профессиональной самоорганизации в образовательном пространстве педагогического колледжа, мы установили, что на процессы профессиональной самоорганизации в ходе социализации личности студента действуют множество факторов в течение жизни человека, различные по качеству воздействия и степени интенсивности; формирование профессиональной самоорганизации, обусловленное динамикой развития личности в целом, в каждом отдельном случае приобретает особый характер; это сложный, многоаспектный процесс, следующий своей внутренней логике и имеющий индивидуальносвоеобразную траекторию; важнейшие основания для профессиональной самоорганизации личности закладываются в ходе обучения в образовательных учреждениях профессионального образования (которым является и педагогический колледж); весь образовательный комплекс учреждения профессионального образования является важным фактором, воздействующим на процесс профессиональной самоорганизации, в котором ведущую роль играют общепрофессиональные дисциплины.
Рассматривая различные факторы, определяющие профессиональную самоорганизацию на этапе овладения профессией, мы учитывали перспективы развития образования, определенные Международной комиссией по образованию для XXI века во главе с Жаком Делором, и основные черты профессионального труда, разработанные С.Ю. Черноглазником и др. К ним относятся интенсивность современного труда; методологичность; динамичность содержания труда; выполнение профессиональных
функций как базис целостной профессиональной жизни; повышенная ответственность в процессе труда, что позволило уточнить значимость и направленность профессиональной самоорганизации в педагогической профессии [3; 4; 5].
Изучение внешних требований современной образовательной системы к подготовке педагога позволило сделать следующие обобщения: 1) основным условием и средством успеха педагогического процесса была и остается личность педагога. Обучение в педагогическом образовательном учреждении должно обеспечивать как профессиональное, так и личностное развитие специалиста и быть ориентированным на формирование педагога, соответствующего запросам современного социума; 2) современная образовательная система предъявляет повышенные требования к личности педагога, которые обусловлены рядом объективных причин; 3) самоорганизация является внутренним механизмом личностного роста педагога, одним из способов конструирования учителем личностного образовательноразвивающего пространства, в котором он выступает как субъект собственного профессионального становления, где происходит освоение и принятие им содержания образования, выработка индивидуально-творческого стиля деятельности; 4) соотнесение профессиональных требований к личности педагога с особенностями процесса профессиональной самоорганизации позволило актуализировать необходимость формирования умений профессиональной самоорганизации у будущих педагогов на этапе их профессионального обучения.
Анализ различных подходов к классификации профессиональных педагогических умений и умений самоорганизации позволил сделать следующие выводы: 1) процессы формирования педагогических умений, умений самоорганизации не противоречат, но дополняют друг друга, они взаимозависимы и взаимообусловлены, что определяется спецификой педагогической профессии. Обобщенные группы умений самоорганизации имеют обширную область пересечения, так как содержат большое количество идентичных умений; 2) единой точки зрения на определение и содержание понятия «умения профессиональной самоорганизации» в теории и практике педагогики нет; 3) учебные навыки, сформированные у студентов в ходе профессиональной подготовки, затем становятся профессионально значимыми в педагогической деятельности, неразрывно связанной с учебной; 4) умения самоорганизации не только отражают степень квалификации специалиста, но являются компонентом его профессиональной культуры.
Таким образом, умения профессиональной самоорганизации нами определяются как освоенные человеком способы рационального выполнения действий, направленных на решение профессиональных и личностно значимых задач, в которых человек выступает субъектом деятельности и профессионального саморазвития. При этом умения могут быть как практическими (операциональными), так и теоретическими (умственными) (Б.М. Бим-Бад), что определяет возможность формирования умений профессиональной самоорганизации на этапе обучения в условиях педагогического колледжа. Формирование умений профессиональной самоорганизации является значимым условием становления самоорганизующейся личности будущего педагога [6].
Определяя комплекс необходимых условий эффективного развития и
функционирования процесса формирования умений самоорганизации у будущих педагогов, (посредством опроса респондентов и анализа полученных результатов) выделили факторы, влияющие на успешность педагогической деятельности: направленность педагогического процесса; основания (принципы) формирования выявленных групп умений; особенности содержания профессиональной подготовки будущего педагога; специфику характеристик процесса профессиональной самоорганизации у будущих педагогов в системе их профессиональной подготовки; включенность студентов в процесс профессиональной самоорганизации.
Для выявления педагогических условий нами исследовались внешние факторы формирования умений профессиональной самоорганизации. Их мы сгруппировали следующим образом:
1. Непосредственное взаимодействие. В эту группу мы включили содержание профессиональной общетеоретической и практической подготовки будущего педагога, реализуемое в УВП образовательного учреждения.
2. Опосредованное взаимодействие. К нему мы отнесли внешние факторы по отношению к образовательной системе колледжа: региональный и федеральный уровни систем среднего и высшего профессионального образования, образовательную систему школы, систему социальных институтов; а также процесс непрерывного профессионального самосовершенствования педагога, социальную среду, включая микросреду.
На основе анализа философской, психолого-педагогической литературы, а также с учетом опыта работы в педколледже нами был определен комплекс педагогических условий, необходимых для успешного функционирования процесса формирования умений профессиональной самоорганизации у будущих учителей в их учебно-познавательной деятельности, которые были сгруппированы следующим образом:
- психолого-педагогические (обеспечение ориентации образовательного процесса на формирование умений профессиональной самоорганизации; включение студентов в деятельность, способствующую усвоению основ самоорганизуемой деятельности; готовность коллектива преподавателей к проектированию разработанных моделей и технологий и реализации их на практике; построение процесса обучения на основе личностно-ориентированного подхода; развитие у студентов культуры самопознания, саморазвития, самообразования, самовоспитания, самосовершенствования; и др.);
- организационно-педагогические (организация позитивного взаимодействия всех субъектов профессионального обучения и воспитания; реализация преемственности в профессиональной подготовке; материальное, кадровое и информационно-методическое обеспечение процесса профессиональной самоорганизации; сотрудничество и педагогическое взаимодействие образовательного учреждения с другими социальными институтами; организации само/мониторинга процесса развития умений профессиональной самоорганизации).
Для подбора диагностического инструментария оценки успешности формирования умений профессиональной самоорганизации у будущих учителей мы исходили из общих требований к выбору критериев. В основу выделения критериев положены обозначенные различия в частоте и интенсивности проявления в учебно-профессиональной деятельности личностных характеристик, прямо и косвенно влияющих на развитие профессиональной самоорганизации. Критериями для определения сформированности умений профессиональной самоорганизации в учебно-познавательной деятельности у будущих педагогов являются: 1) профессиональная направленность; 2) теоретические знания о развитии профессиональной самоорганизации; 3) развитость субъектной позиции в профессиональном становлении и развитии; 4) развитость рефлексии в учебнопрофессиональной деятельности; 5) сформированность профессионально значимых качеств личности; 6) творческое отношение к учебно-профессиональной и другим видам деятельности.
Опираясь на накопленный теоретический и практический материал с учетом особенностей формирования умений профессиональной самоорганизации на этапе обучения профессии в колледже, мы выделили следующие уровни сформированности умений профессиональной самоорганизации: уровень профессионального самоопределения; уровень профессионального самопроектирования; уровень профессионально-творческой самоактуализации; уровень профессионального саморазвития. В основу данной классификации положена динамика индивидуального развития субъектности в ходе профессионального становления; способы и подходы к решению учебно-профессиональных задач.
При разработке критериев и уровней сформированности умений профессиональной самоорганизации мы учитывали два аспекта: требования к личности в целом, как отражающие гармоничность развития комплекса рассматриваемых умений, и к отдельным
признакам качественных характеристик развития умений самоорганизации. Результаты диагностики позволили активно развивать рефлексию как важнейшее составляющее развития профессиональной самоорганизации, а также включать студентов в самопроцессы (самоанализ, самопроектирование, саморазвитие и др.). Эффективным оказалось применение специальных опросников, включающих как разработанные нами диагностические карты, так и рекомендации по использованию стандартизированных методик для уточнения процедуры самооценки и самоанализа различных показателей сформированности исследуемых умений.
В ходе проектирования процесса формирования умений профессиональной самоорганизации у будущих педагогов было осуществлено: моделирование этого процесса; апробация педагогических условий, обеспечивающих эффективность формирования умений профессиональной самоорганизации; выявление механизмов становления и развития умений профессиональной самоорганизации у будущих педагогов; проектирование и реализация педагогической технологии; мониторинг процесса формирования умений профессиональной самоорганизации будущих педагогов; рефлексивно-корректировочная деятельность; деятельность, стимулирующая достижение специалистом высот личностного и профессионального роста.
В исследовании использовался многоуровневый подход к проектированию модели и технологии: концептуальный, технологический и уровень реализации. На концептуальном уровне определялись цели и содержание деятельности, ее виды и способы управления деятельностью. На технологическом уровне выявлены методы и средства организации учебно-профессиональной деятельности студентов, а также их функциональные особенности, строилась модель процесса. На третьем уровне определялись способы реализации модели с учетом выделенных условий, обеспечивающих эффективное развитие умений профессиональной самоорганизации.
В основе моделирования были положены системный, рефлексивно-деятельностный и индивидуально-творческий подходы, обеспечивающие функционирование целостного становления личности будущего учителя. Общими основаниями проектируемого педагогического процесса являются ее уровневые характеристики и ориентация на развитие умений профессиональной самоорганизации, личности студента как субъекта учебнопрофессиональной деятельности и жизнедеятельности в целом.
Сконструированная модель отражает последовательность становления и развития умений профессиональной самоорганизации будущего педагога, описывая взаимосвязь и взаимозависимость её функциональных и структурных компонентов. С их учётом строилась траектория основных направлений реализации технологии формирования умений профессиональной самоорганизации будущего педагога посредством отработки механизмов развития каждого компонента структуры. Установлено, что такими механизмами являются регулятивно-стимулирующий; организационно-методический; нормативно-коррекционный. Процесс формирования умений профессиональной самоорганизации в условиях педагогического колледжа осуществлялся в контексте общепрофессиональной подготовки учителя, носил междисциплинарный характер и обеспечивал профессиональное обучение и воспитание в их неразрывном единстве.
В основе построения технологии формирования умений профессиональной самоорганизации положен комплексный подход как отражение всех элементов педагогической системы колледжа, направленной на профессиональное становление личности будущего педагога. При этом использование индивидуального подхода - важное условие осуществления программы действий. Основой и связующим звеном здесь являются дисциплины психолого-пе-дагогического цикла, имеющие непосредственный выход на формирование элементов педагогического мастерства, в том числе в ходе прохождения студентами педагогической практики. В процессе подготовки студента они выступают не только как профессионально значимые, но и как личностно-развивающие. Реализация содержания технологии осуществлялась в рамках методических тем колледжа и поставленных целей, задач, направлений деятельности (на всем протяжении эксперимента).
Исследование проводилось на базе Новороссийского социально-педагогического колледжа в 2006-2011 годах. В экспериментальной работе приняли участие 246 студентов отделения «Иностранный язык».
Для подтверждения его эффективности данные экспериментальной группы были сопоставлены с результатами контрольной группы студентов, в которых авторская программа не использовалась.
С целью диагностики уровня развития умений профессиональной самоорганизации студентам первых курсов в констатирующем эксперименте были предложены вопросы диагностической карты, направленные на определение мотива выбора профессии; выявление уровня знаний студентов по теории самоорганизации и профессиональной самоорганизации (общие представления); определение уровня сформированности элементарных умений самоорганизации учебной деятельности. Результаты проведенного анкетирования позволили констатировать незначительные расхождения в обследуемых группах по большинству исследуемых признаков. Наибольшие расхождения наблюдаются между студентами разных отделений колледжа, наименьшие - у студентов одной специальности (от 0,5% до 2,4%). С учётом этого были определены контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ) группы студентов,
Следующим этапом констатирующего эксперимента было выявление уровня развития умений профессиональной самоорганизации для каждого студента контрольной и экспериментальной групп. При сопоставлении полученных результатов обнаружились минимальные расхождения в уровнях сформированности умений профессиональной самоорганизации студентов обеих групп. В констатирующей части исследования нами был определен средний числовой показатель сформированности умений профессиональной самоорганизации студентов ЭГ и КГ. В обеих группах он оказался равен 1,7 балла, что соответствует первому уровню (профессионального самоопределения) развития умений профессиональной самоорганизации.
Целью формирующей части исследования были реализация и проверка эффективности модели, педагогической технологии и педагогических условий формирования умений профессиональной самоорганизации студентов в учебно-воспитательном процессе педагогического колледжа.
Мониторинг проводился комплексно по всем обозначенным направлениям, стандарти-зированно для всех участников эксперимента. Результаты систематизировались в сводной ведомости по группам - контрольной и экспериментальной, далее анализировались их количественные и качественные показатели. Статистическая обработка полученных результатов, проведенная на основании расчета критерия достоверности различий 1=р3-рк / md и определения коэффициента ранговой корреляции Спирмена (г), показала, что 1) различия между значениями коэффициентов сформированности умений профессиональной самоорганизации у студентов экспериментальной и контрольной групп достоверны 0>2) по всем уровням; 2) эмпирическое значение г=0,65, т.е. оно больше критических значений коэффициента ранговой корреляции г т= 0,45 (при р<0,05); Т8^= 0,57 (при р<0,01) и подтверждает гипотезу о корреляции экспертных оценок. Оценка различий результатов в экспериментальных и контрольных группах по ^критерию Стьюдента показала их значимость на уровне р<0,05.
Данные проведённого исследования показали, что в экспериментальной группе произошли позитивные, статистически достоверные сдвиги в уровневых показателях развития умений профессиональной самоорганизации студентов по сравнению с контрольной группой. Результаты свидетельствуют о том, что при традиционной организации учебно-воспитательного процесса у студентов не происходит эффективного развития умений профессиональной самоорганизации, не реализуются необходимые условия, способствующие развитию этого качества. Проведенное исследование позволяет шире раскрыть синергетические и акмеологические аспекты решения проблемы самоорганизации в профессиональном становлении личности будущего педагога.
1. Эшби Р.У. Принципы самоорганизации // Самоорганизующиеся системы. М.: Мир, 1966. С. 314-343.
2. Горюнка В.П. Обучение профессиональной деятельности студентов педколледжа // Педагогика. 1997. № 4. С. 7-8.
3. Черноглазник С.Ю. Формирование самоорганизующейся личности // Специалист. 1995. № 9. С. 38-39.
4. Adcock C.J. Fundamentals of psychology. L.: Penguin books Ltd, 1989.
5. Дёмкина Е.В. Формирование личности будущего специалиста в условиях учебновоспитательного процесса // Вестник Адыгейского университета. Сер. Педагогика и психология. Майкоп, 2012. Вып. 3. С. 38-43.
6. Педагогическая антропология: учеб. пособие / авт.-сост. Б.М. Бим-Бад. М.: УРАО, 1998. 576
с.
References:
1. Ashby R.W. Principles of self-organization // Self-organizing systems. M.: Mir, 1966. P. 314-343.
2. Goryunka V.P. Teaching the students of a teachers’ training college to professional activity // Pedagogy. 1997. No. 4. P.7-8.
3. Chernoglaznik S.Yu. Formation of a self-organizing person // Specialist. 1995. No. 9. P. 38-39.
4. Adcock C.J. Fundamentals of psychology. L.: Penguin books Ltd, 1989.
5. Dyomkina E.V. Formation of the personality of a future expert in the conditions of teaching and educational process // The Bulletin of the Adyghe State University. Series «Pedagogy and Psychology». Maikop, 2012. Iss. 3. P. 38-43.
6. Pedagogical anthropology: a manual / comp. by B.M. Bim-Bad. M.: URAO, 1998. 576 pp.