Научная статья на тему 'Роль самоорганизации в профессиональном становлении старшеклассников'

Роль самоорганизации в профессиональном становлении старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2015
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЦЕСС САМООРГАНИЗАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ САМООРГАНИЗАЦИЯ / ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ / АНАЛИЗ СИТУАЦИИ / ПЛАНИРОВАНИЕ / САМОКОНТРОЛЬ / SELF-ORGANIZATION PROCESS / PROFESSIONAL SELF-ORGANIZATION / GOAL-SETTING / ANALYSIS OF A SITUATION / PLANNING / SELF-CHECKING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Махлеева Л.В.

Статья посвящена проблеме профессиональной самоорганизации старших школьников. Показана значимость процесса самоорганизации старшеклассников в учебной деятельности. Рассмотрены теоретические основы понятий «самоорганизация» и «профессиональная самоорганизация».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-ORGANIZATION ROLE IN PROFESSIONAL FORMATION OF SENIOR PUPILS

The article is devoted to the problem ofprofessional self-organization of the senior pupils. The importance ofprocess of self-organization of seniors in educational activity is shown. Theoretical basics of the concepts «self-organization» and «professional self-organization» are covered.

Текст научной работы на тему «Роль самоорганизации в профессиональном становлении старшеклассников»

УДК 373.6 МАХЛЕЕВА Л.В.

аспирант кафедры педагогики, Белгородский государственный национальный исследовательский университет

Е-таП: тИа.таМееуа@уаndex.ru

UDC 373.6 MAKHLEEVA L.V.

Graduate student of Department of Pedagogics, The Belgorod state national research university, E-mail: mila.mahleeva@yandex.ru

РОЛЬ САМООРГАНИЗАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ SELF-ORGANIZATION ROLE IN PROFESSIONAL FORMATION OF SENIOR PUPILS

Статья посвящена проблеме профессиональной самоорганизации старших школьников. Показана значимость процесса самоорганизации старшеклассников в учебной деятельности. Рассмотрены теоретические основы понятий «самоорганизация» и «профессиональная самоорганизация».

Ключевые слова: процесс самоорганизации, профессиональная самоорганизация, целеполагание, анализ ситуации, планирование, самоконтроль.

The article is devoted to the problem ofprofessional self-organization of the senior pupils. The importance ofprocess of self-organization of seniors in educational activity is shown. Theoretical basics of the concepts «self-organization» and «professional self-organization» are covered.

Keywords: self-organization process, professional self-organization, goal-setting, analysis of a situation, planning, self-checking.

Каждый человек с определенного возраста начинает самостоятельную трудовую деятельность, что требует соответствующей моральной и психологической готовности, сформированной привычки работать, стремление реализовать свой потенциал.

Современное образование ориентировано на создание условий оптимальных для самораскрытия человека, осознания своей значимости и полезности стремления к личностному и профессиональному совершенствованию. Процесс профессионального становления современного конкурентоспособного компетентного специалиста возможен при условии не только субъектного подхода к обучению но и профессионального саморазвития и самоорганизации.

Самоорганизация является важным навыком в жизни высокий уровень самоорганизации особенно важен для успешного овладения профессией, соответственно основное время формирования этого навыка является период обучения, особенно в условиях дополнительного образования, где обучение зависит от способности учащихся к самоорганизации учебной деятельности.

Самоорганизация - это деятельность и способность личности связанные с умением организовать себя, которые проявляются в целеустремленности активно-

сти, обоснованности мотивации планировании своей деятельности самостоятельности, быстроте принятия решений и ответственности за них. критичности оценки результатов своих действий, чувстве долга [7].

Процесс самоорганизации, каки любаядеятельность субъекта, является двухуровневым процессом, содержащим акты преобразования объектов и акты управления преобразованием на основе психического отражения объекта продукта, средств и самих актов преобразования. В своих работах Б.Ф. Ломов и В.Д. Шадриков в деятельности выделяют такие компоненты, как мотив цель, планирование деятельности переработка текущей информации оперативный образ, принятие решения, действия, проверка результатов и коррекция действий [4, с. 277 ]. По содержанию эти компоненты соответствуют более ранним описаниям общего состава деятельности в работах П.Я. Гальперина, И.И. Ильясова А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и других советских психологов [3; 6 ].

А.К. Осницкий, в частности отмечает, что значительные сдвиги в формировании качества самоорганизованности наблюдаются в подростковом и юношеском возрасте, когда саморегуляция деятельности и саморегуляция личности достигают расцвета когда личность интересуется уже не только результатами своих усилий

Статья публикуется в рамках Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Психолого-педагогические проблемы процесса обучения в современной школе» национального педагогического симпозиума «Образование и национальная безопасность». ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С, Тургенева», г. Орёл, 18-19 октября 2017 года.

The article is published in the framework of the АН-Russian scientific-practical conference with international participation "Psychological and pedagogical problems of the process of education in a modem school" of the national pedagogical symposium "Education and national security". FSBEIHE "Orel State University named after I.S. Turgenev", Orel, October 18-19, 2017.

© МахлееваЛ.В. © Makhleeva L.V.

но и своей позицией, своими возможностями во взаимодействии с другими людьми. Он отмечает что к этому времени в сознании учащегося в той или иной мере сформирована система представлений о своих возможностях: 1) в целеобразовании и целеудержании нужно не только уметь понимать предложенные цели уметь формировать их самому но и удерживать цели до реализации чтобы их место не заняли другие тоже представляющие интерес; 2) в моделировании (надо уметь выделить условия, важные для реализации цели, отыскать в своем опыте представление о предмете потребности, а в окружающей ситуации отыскать объект соответствующий этому предмету; 3) в программировании (нужно уметь выбрать соответствующий цели деятельности и условиям способ преобразования заданных условий подобрать соответствующие средства осуществления этого преобразования определить последовательность отдельных действий; 4) в оценивании (нужно уметь оценивать конечные и промежуточные результаты своих действий; субъективные критерии оценки результатов не должны сильно отличаться от заданных; 5) в коррекции (нужно представлять, какие изменения можно привнести в результат, если какие-то детали не соответствуют предъявляемым требованиям) [ 1 ].

А. Д. Ишков провел сравнительный анализ Существующих представлений о самоорганизации учебной деятельности и компонентов этого процесса, поставив целью своей работы разработать методику, которая позволит определить уровень самоорганизации учебной деятельности. Автор провел анализ 10 моделей и концепций: модель осознанной саморегуляции произвольной деятельности ОА. Конопкина структурно-динамическая модель волевой регуляции Т.И. Шульги, целостной системы самоуправления Н.М. Пейсахова, системно-динамическая концепцию деятельности Р.Х. Шатрова модель ориентировочно-исследовательской деятельности ЗА. Решетаровой, структура действий организации времени жизни В. Графа ИИ Ильясова и В.Я. Ляудис, способности к самоорганизации H.A. Заенутдиновой, структура учебной самоорганизации Я.О. Устиновой, модель обучения в работах Д. Колба модель принятия управленческих решений в менеджменте «Контур управления» [1]. В результате теоретического анализа, А.Д. Ишков выделил 5 функциональных компонентов самоорганизации. рассматривая ее с точки зрения деятельностного подхода: целеполагание; анализ ситуации; планирование; самоконтроль; коррекция [2, с. 224 ].

По мнению Н.П. Поповой, самоорганизация проявляется не только в обоснованном целеполагании, в планировании своей деятельности и в критериальной оценке результатов своих действий, но и в мобилизации себя и устойчивой активности в достижении результата. Таким образом структура самоорганизации включает пять функциональных компонентов (целеполагание, анализ ситуации планирование, самоконтроль, коррекция и один личностный компонент (волевые усилия [4, с. 173].

Необходимо отметить, что волевую составляющую самоорганизации выделяют многие исследователи, работающие в рамках личностного и интегрального подходов которые рассматривают ее как один из важнейших компонентов самоорганизации (Абульханова-Славская К.А. Моросанова В.И., Пейсахова Н.М., Шевцов М.Н. Шорохова Е.В.).

На основе такого теоретического анализа и эмпирической проверки А.Д. Ишков создал свою голографическую модель процесса самоорганизации. Модель самоорганизации включает в себя один личностный компонент волевые усилия) и пять функциональных (целеполагание, анализ ситуации, планирование, самоконтроль коррекция). Согласно данной модели, каждый компонент является совокупностью мини-процессов которые повторяют по составу и последовательности большую структуру «При этом в каждом из перечисленных мини-процессов участвуют волевые усилия, направленные на мобилизацию собственных сил и концентрацию активности субъекта в заданном направлении, что обеспечивает необходимое побуждение, инициирующее каждый мини-процесс этапа планирования и поддерживающий его в ходе осуществления» |2. с. 224 |.

Опишем подробнее каждый из компонентов самоорганизации [2, с. 107-108]:

Целеполагание - навык принятия и удержания цели;

Анализ ситуации - навыки выявления и анализа обстоятельств, существенных для достижения поставленной цели;

Планирование - навыки планирования человеком собственной деятельности;

Самоконтроль - навыки контроля и оценки человеком собственных действий психических процессов и состояний;

Коррекция - навыки коррекции человеком своих целей, способов и направленности анализа существенных обстоятельств плана действий, критериев оценки, форм самоконтроля волевой регуляции и поведения в целом;

Волевые усилия - навыки регуляции человеком собственных действий, психических процессов и состояний. Демонстрируют развитость волевых качеств умение преодолевать возникающие на пути к поставленной цели препятствия. Характеризуют способность субъекта мобилизовать свои физические и психические силы, концентрировать в заданном направлении активность, что обеспечивает необходимое побуждение, инициирующее деятельность и поддерживающее ее по ход^ реализации плана.

Анализ всех компонентов голографической модели структуры процесса самоорганизации позволяет определить общий уровень сформированности индивидуальной системы организации человеком процесса собственной деятельности. Высокий общий уровень самоорганизации свидетельствуют об автономности человека в организации собственной жизни, его способности самостоятельно и осознанно ставить цели, анализировать ситуацию, моделировать работу по до-

стижению выдвинутой цели, выделять критерии ее оценки и контролировать ход выполнения как промежуточных так и конечных результатов деятельности, адекватно и оперативно реагировать на любые изменения. Субъект с высокими показателями уровня самоорганизации при значимой мотивации достижения способен компенсировать влияние личностных, характерологических особенностей, препятствующих достижению цели. Чем выше уровень самоорганизации, тем легче он овладевает новыми видами деятельности, увереннее чувствует себя в незнакомых ситуациях, тем стабильнее его успехи в привычных сферах жизни. У человека с низкими общим уровнем самоорганизации потребность в осознанной, самостоятельной организации собственной деятельности не сформирована. Он более зависим от ситуации и мнения окружающих людей, часто и некритично следует чужим советам. Его цели и планы действий вырабатываются под влиянием других людей, несамостоятельно. При отсутствии посторонней помощи у него неизбежно возникают проблемы в организации собственной деятельности. Возможность компенсации неблагоприятных для достижения поставленной цели личностных особенностей у такого человека снижена по сравнению с людьми, обладающими высоким уровнем самоорганизации а успешность овладения новыми видами деятельности в большой степени зависит от особенностей конкретного вида деятельности [2, с. 224].

Оценить умение человека осуществлять каждый компонент процесса самоорганизации можно двумя способами:

С помощью специальных заданий (операциональных тестов результаты выполнения которых позволяют получить прямые непосредственные данные о соответствующих умениях.

Косвенно, через выявление представлений человека об уровне развития у него умений, относящихся к определенным этапам процесса самоорганизации; через выяснение того что он делает легче, охотнее, чаще лучше, чему придает большее значение. Таким образом, при использовании опросников уровень развития соответствующих умений самоорганизации определяется опосредованно, через личностные качества, влияющие на соответствующий этап протекания деятельности [5].

Диагностика показывает, что у каждого ребёнка есть некоторые умения самоорганизовать свою учебную деятельность, но без помощи педагога он не может в достаточной степени их развить, поэтому ему необходима помощь в овладении данными умениями.

Самоорганизация - Сложный и длительный процесс последовательной деятельности старших школьников вместе со взрослыми через решение постоянно усложняющихся жизненных задач (личностный рост, выбор образования, профессии и др.. Одним из видов самоорганизации является профессиональная самоорганизация. В психолого-педагогических исследованиях рассматривается профессиональная самоорганизация с разных точек зрения, как показатель личностной зре-

лости Н О. Гордеева, В.П. Горюнка В.Н. Копорулина, М.Н. Смирнова); как реализация творческого потенциала (А. Барвенко А. Деркач, Н. Дмитренко [10, с. 321].

Профессиональная самоорганизация - управление собой и процессом структурирования времени в профессиональной деятельности, а также становлением себя как профессионала.

Сущность профессиональной самоорганизации как процесса в контексте л и ч н о стн о-о р ис нтиро ва н но го подхода состоит в умении самостоятельно приобретать и творчески использовать полученные знания; принимать самостоятельные и ответственные решения; планировать свою деятельность, прогнозировать и оценивать её результаты.

В Концепции развития образования РФ до 2020 года говорится о предоставлении возможностей всем обучающимся старших классов осваивать индивидуальные образовательные программы в том числе профильное обучение и профессиональную подготовку [8].

В Федеральном Законе «Об образовании в РФ» чётко обозначено, что организации дополнительного образования, вправе осуществлять образовательную деятельность по образовательным программам профессионального обучения, реализация которых не является основной целью их деятельностью [9, с. 134].

Основным и наиболее удобным показателем успешности профессионального обучения была и остаётся учебная успеваемость. Психологи A.B. Быков и Т.П. Шульга работавшие со школьниками отмечают, что низкая успеваемость и отрицательные проявления в поведении школьников в значительной мере связаны с недочетами в развитии самоорганизации с неумением заставить себя работать систематически доводить начатое дело до конца, сдерживать мешающие делу побуждения. В этом же они видят причины неподготовленности детей к обучению в школе проявляющуюся в импульсивных формах поведения, в неумении слушать и понимать учителя, подчиняться его требованиям нормам и правилам школьной жизни.

Обеспечивая собственное существование ставя и достигая те или иные цели, каждый человек сначала самостоятельно организуется и только затем (в силу этой самоорганизации) целенаправленно мобилизует и использует собственные возможности построения взаимодействий с окружающими. При самоорганизации человек сам себя мотивирует и настраивает определённым образом, определяет последовательность своих действий, контролирует их правильность и успешность оценивает их эффективность внося по ходу коррективы. Такая деятельность для человека может быть жизненно необходима интересна, выполняться в силу вынужденной или временной необходимости.

Для успешного формирования опыта профессиональной самоорганизации старшеклассников в условиях дополнительного образования необходимо создать организационно-методическое обеспечение которое должно быть направлено на решение ряда задач, среди которых:

- воспитывать в старшеклассниках направленность на самопознание и собственную активность как основу профессионального самоопределения;

- формировать умение сопоставлять свои способности с требованиями, необходимыми для приобретения конкретной профессии, составлять на этой основе реальный план овладения профессией;

- развивать профессионально значимые качества личности;

- расширять диапазон общих и профессионально ориентирующих знаний школьников;

- стимулировать потребности в самообразовании самопознании и самореализации способствующих профессиональному самоопределению.

Таким образом, можно с уверенностью сказать что отсутствие навыков самоорганизации является серьезнейшим фактором, препятствующим успешному обучению учащихся.

Библиографический список

1. Граф В., Ильясов II.II., Ляудис В.Я. Основы самоорганизации учебной деятельности и самостоятельной работы студентов. М.: МГУ 1981.

2. Ншков А.Д. Учебная деятельность студента: психологические факторы успешности: Монография М.: Издательство ABC, 2004. 224 с.

3. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977.

4. ЛомовБ.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: НаукаД984. 277 с.

5. Мторадова Н.Г. Психология саморазвития и самоорганизации в условиях учебно-профессиональной деятельности [Электронный ресурс]: учебное пособие. М.: Московский государственный строительный университет, Ай Пи Эр Медиа, ЭБС АСВ, 2016. 109с. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ra/54678.html — ЭБС «IPRbooks»/ (дата обращения: 20.06.2017).

6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2002. - С. 510.

7. Словарь-справочник по педагогической психологии. М.В. Гамезо А.В. Степаносова, Л.М. Хализева. 2001.

8. Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765-р.

9. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». М.: Издательство «Омега-Л», 2014. 134 с.

10. Фттнова А.Н., Шабанова Т.Л. Педагогическая психология: Учебное пособие, 2-е изд., перераб., дополн. 2013. 321 с.

References

1. Columns В., Ilyasov I. I., Lyaudis К Ya. Bases of self-organization of educational activity and independent work of students. Moscow: MSU, 1981."

2. Ishkov A.D. Educational activity of the student: psychological factors of success: Monograph. M.: DIA publishing house, 2004. 224 p.

3. LeontyevA. N. Activity. Consciousness. Personality. Moscow: Politizdat, 1977.

4. Lomov B. F. Methodological and theoretical problems of psychology. Moscow: Nauka, 1984. 277 p.

5. Miloradova N.G. Psychology of self-development and self-organization in the conditions of educational professional activity [An electronic resource]: manual. M.: Moscow state construction university,AiPiAyr Media,EBS DIA,2016. 109c. Access mode: http://www. iprbookshop.ru/54678.html — EBS "IPRbooks" / (date of the address: 6/20/2017).

6. Rubenstein S.L. Fundamentals of the general psychology. SPb.,2002. Pp. 510.

7. The dictionary reference on pedagogical psychology, M. V. Gamezo, A. V. Stepanosov, Г. M. Halizev. 2001.

8. The federal target program of development of education for 2016 - 2020. The order of to Government of the Russian Federation of December 29, 2014 No. 2765-r.

9. Federal law "About Education in the Russian Federation". Moscow: Omega-L publishing house, 2014. 134th page

10. Fommova A. N., Shabanova T. L. Pedagogical psychology: manual. 2013. 321 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.