В результате проведения реформ, необходимость которых была обусловлена переходом России к рыночным отношениям, на рынке образовательных услуг появились как государственные, так и коммерческие учебные заведения, предоставляющие, по сути, одинаковые услуги, что в значительной степени ужесточает конкурентную среду. Изменились сегодня и экономические условия, что детерминировало трансформацию требований, предъявляемых к выпускникам морских вузов, особенно к специалистам плавательных специальностей, предъявляемых работодателями. Поэтому, по мнению авторов, необходимо скорректировать процесс обучения с учетом междисциплинарного взаимодействия профильных дисциплин и иностранного языка. Это не только будет способствовать активной реализации компетентностного подхода, но и обеспечит максимальное удовлетворение ожиданий топ-менеджеров судоходных компаний и иных предприятий морского транспорта от уровня компетентности и профессионализма выпускников — соискателей вакантных
должностей, последним — получить достойную работу, и создаст благоприятный имидж учебного заведения.
1. Мау В. Социально-экономическая политика России в 2014 году: выход на новые рубежи? // Вопросы Экономики. - 2015. - № 15. - С.5-31.
2. Губанов С. С. Неоиндустриальный курс и вопрос собственности [Электронный ресурс]. — URL: http://kprf.ru/ party-live/regnews/136499.html
3. Дасковский В. Б. О неоиндустриальной модели и стратегии развития экономики // Экономист. — 2013. — № 6. — С.34-49.
4. Внешний долг [Электронный ресурс]. — URL: http://info. minfin.ru/debt.php
5. Фисенко А. И., Омельченко Л. Ш. Предпосылки и направления трансформации высшего образования в условиях постиндустриального этапа развития России // Транспортное дело России. — 2011. — № 1. — С. 31-33.
6. Захарова Е. Н. О компетентностном подходе в образовательной деятельности // Вестник адыгейского государственного университета. Серия 3. — 2011. — № 4. — С. 32-39.
7. Шахова Е. Ю., Васильева Л. В., Касаткин В. В. Компетент-ностная составляющая образовательных программ // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2014. — № 4 (16). — С. 109-120.
УДК/uDC 378:78 Ю. В. Величко, О. В. Милицина
Y. Velichko, O. Militzina
ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРА-МУЗЫКАНТА В РАМКАх ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
TRAINING OF BACHELOR-MuSICIAN
IN the CONTEXT of further education AT university:
PROBLEMS AND PROSPECTS
В статье рассматриваются возможности дополнительного образования бакалавров в вузах на примере реализации дополнительных общеобразовательных программ музыкально-теоретической и музыкально-исполнительской направленности.
The article discusses possibilities of further education of bachelors at universities on the example of implementation of additional educational programs, music theory and music performance.
Ключевые слова: дополнительное образование, дополнительная общеобразовательная программа, бакалавр-музыкант, музыкальное образование.
Keywords: additional education, additional educational program, bachelor-musician, music education.
Реалии сегодняшнего времени диктуют новые требования к выпускникам высших учебных заведений. Современный специалист должен быть высокообразованным, компетентным, предприимчивым, уметь оперативно реагировать на меняющиеся условия своей профессиональной деятельности, обладать творческим мышлением, толерантностью, коммуникабельностью. Повышение требований к содержательной стороне образования
Опыт деятельности профессиональных образовательных организаций
и профессиональным навыкам сотрудников является неотъемлемой частью успеха любой организации.
Дополнительное профессиональное образование — основа конкурентоспособности современного вуза на рынке образовательных услуг Дополнительное образование, реализуемое в высших учебных заведениях, дает возможность обучающимся дополнительно освоить необходимые компетенции и практические навыки по образовательным программам, которые предусматривают дополнительное изучение отдельных дисциплин и разделов, являющихся важными для профессиональной деятельности.
Проблема дополнительного профессионального образования стала обсуждаться в отечественной педагогической литературе в 90-е гг. XX в. Большой вклад в ее изучение внесли такие исследователи, как А. В. Да-ринский, С. Г Вершловский, А. П. Владислав-лев, М. К. Горшков, М. Т. Громкова, С. И. Змеев, С. М. Климов, Г А. Ключарев, И. А. Колесникова, Ю. Н. Кулюткин, В. Г Онушкин.
Получение дополнительного образования в высших учебных заведениях помогает повысить и расширить квалификацию специалистов, а также адаптировать их к современным экономическим и социальным условиям и к ведению профессиональной деятельности. К организации дополнительного образования в вузе применяются компетентностный подход, модульный принцип построения программ, обеспечивается их совместимость и равноценность.
В Мордовском государственном педагогическом институте дополнительное профессиональное образование осуществляется в соответствии с лицензией на право ведения образовательной деятельности (ААА № 001754 от 15.08.2011) по всему перечню основных профессиональных образовательных программ, реализуемых вузом. Положение о дополнительных образовательных программах в МордГПИ является концептуальной и организационной основой единой политики вуза в области дополнительного профессионального образования. В положении дополнительное образование трактуется как образование, реализуемое в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования, в структурных подразделениях учреждений высшего и среднего профессионального образования по дополнительным образовательным программам, которое завершается итоговой аттестацией и выдачей слушателю
документа о соответствующем дополнительном образовании.
Цели дополнительного образования в вузе:
— создание эффективной многопрофильной системы оказания образовательных услуг;
— обеспечение обучающимся широкого спектра условий для реализации комплекса потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии;
— повышение мобильности выпускников вуза на рынке труда, расширение их функциональных возможностей.
Как считает О. А. Осипенко, сфера дополнительного образования обладает рядом преимуществ по сравнению с основным. Обладая большей свободой в отборе содержания, форм, методов и средств обучения, здесь удается сочетать высокий уровень мотивации обучения с эффективными методами личностно ориентированного обучения [3].
На базе ФГБОУ ВПО МордГПИ дополнительные образовательные программы разрабатываются, принимаются, реализуются институтом самостоятельно с учетом запроса потребителей образовательных услуг (работодателей, слушателей, родителей), специфики регионального рынка труда, современных научных достижений.
К учебному процессу предъявляются следующие дидактические требования: 1) ценностное проживание; 2) применение активных форм обучения (моделирование, групповое сотрудничество, игра); 3) завершенность процесса обучения; 4) информационная самодостаточность.
В содержании программ дополнительного образования, ориентированных на современные образовательные технологии, отражены инновации, касающиеся:
— принципов обучения (вариантность сроков обучения, зависящая от начального уровня подготовки обучающихся, модульный принцип построения программ, индивидуализация);
— форм и методов обучения (интерактивное, дистанционное обучение, семинары и тренинги, индивидуальная и групповая диагностика, мастер-классы, консультирование);
— методов контроля и управления образовательным процессом (тестирование и применение рейтинговой системы, корректирование программ обучения по результатам контроля);
— средств обучения (компьютерные программы, тренажеры, тест-тренажеры).
Преподавателями кафедры музыкального образования и методики преподавания музыки
в рамках реализации функционирования научно-исследовательской лаборатории «Непрерывное музыкальное образование» и Центра художественного образования как инновационных структурных подразделений МордГПИ реализуется комплекс разнообразных программ, охватывающий весь спектр профессиональной подготовки бакалавров-музыкантов, максимально ориентированный на конкретные запросы рынка образовательных услуг республики. Одно из перспективных и пользующихся успехом направлений дополнительного образования — музыкально-компьютерные технологии — прочно вошло в сферу интересов бакалавров-музыкантов в профессиональном обучении. Компьютерные технологии позволяют усилить качество обучения, реализовать креативный художественный потенциал учащихся. Такими ресурсами музыкального обучения в вузе стали компьютерные программы «Finale», «Sibelius», имеющие многофункциональную, мультимедийную структуру (наличие изображения, графики, звука). Программы обладают важной функцией для достижения результатов музыкально-творческого развития учащихся и выражающейся в наличии полиинструментального формата, «что позволяет слушателям создавать виртуальные интерактивные ансамбли, оркестры, сочетать и соот-ностить звучание различных музыкальных инструментов» [1, с. 19].
В условиях инструментально-исполнительской деятельности студентов полиинструментальная функция отражает взаимозависимость между процессами музыкально-компьютерного творчества, исполнительства и восприятия музыки. Студенты-слушатели дополнительных программ имеют возможность исполнять музыкальные произведения, например, на фортепиано или аккордеоне, в ансамбле с компьютерными ресурсами, в сопровождении «компьютерной» скрипки, домры и других инструментов, проиграть с компьютером ансамбль для фортепиано в четыре руки или почувствовать себя солистом целого оркестра, участвуя в исполнении такого жанра, как концерт.
В структуру технических элементов компьютерных программ входит функция многоголосного изложения нотного текста. Эти возможности студенты могут использовать при восприятии отдельных голосов полифонических произведений — менуэтов, двух- и трехголосных инвенций, сюит, прелюдий и фуг из «Хорошо темперированного клавира» И.С. Баха. Они также могут принять участие в создании
собственных полифонических структур, тем самым развивать потенциал индивидуально-личностного полифонического восприятия.
Программы «Finale», «Sibelius» дают возможность использовать их в процессе сочинения музыки. Также в содержание компьютерных программ входит функция транспонирования, которая используется при исполнении вокальных произведений в сопровождении компьютера, открывает ресурсы в авторской аранжировке. Дополняют данный процесс и другие современные электронные ресурсы — клавишные синтезаторы, электронное фортепиано.
Практика показывает, что у студентов 1-го курса, выпускников общеобразовательных школ, не имеющих довузовского музыкального образования, слушательский и исполнительский опыт общения с музыкой весьма невелик, часто они не представляют, как звучат музыкальные инструменты: кларнет, виолончель, флейта, фагот и т. д.
Электронные клавишные синтезаторы предоставляют уникальную возможность активного освоения самых разных инструментов. Расширение тембровой палитры, увеличение динамического размаха звучания, возможность свободного управления его пространственными характеристиками способствуют значительному расширению образной сферы музыкального искусства. Новые цифровые музыкальные инструменты (электропианино и электроорганы, синтезаторы, рабочие станции) при расширении функциональных возможностей и улучшении качества звучания по сравнению со своими предшественниками (аналоговыми электронными инструментами) отличаются компактностью и доступностью управления. Это объективно ставит перед музыкальным образованием задачу обучения игре на этих инструментах широких масс слушателей и приобщения таким образом их к музыкальной культуре.
Данная дополнительная общеобразовательная программа направлена на практическое освоение клавишного синтезатора как современного средства музыкального обучения, включая исторический генезис, строение и функции этого инструмента; определяются особенности музыкального творчества на его основе и структура данной деятельности.
Цель обучения — освоение основ управления электронно-цифровым клавишным музыкальным синтезатором и применение их в образовательной и художественно-творческой деятельности музыканта, формирование музыкальных способностей студентов, их ин-
Опыт деятельности профессиональных образовательных организаций
тереса к музыкальной культуре, привлечение обучающихся к различным формам музыкальной деятельности. Результатом обучения является приобщение широких масс обучающихся к музицированию на клавишных синтезаторах в разнообразных формах: игры по слуху и в ансамбле, электронная аранжировка, звукоре-жиссура, создание оригинальных электронных тембров, стилевая импровизация, и на этой основе — формирование у широкого круга слушателей музыкальных способностей и интересов, хорошего музыкального вкуса.
Задачами обучения являются 1) формирование знаний об истории развития электронных синтезаторов; 2) изучение художественных и технических возможностей наличного цифрового инструментария; 3) совершенствование в практической музыкально-творческой деятельности.
В результате освоения дополнительной образовательной программы слушатели получают представление об истории развития электронно-цифрового инструментария; о современном электронно-музыкальном оборудовании, умеют составлять план электронной аранжировки музыкальных произведений средней сложности; реализуют музыкально-творческие способно-
сти, двигательно-моторные исполнительские умения и навыки в музицировании.
Как считает О. П. Морозова, диалоговый режим обучения, атмосфера сотворчества создают условия для взаимообучения, взаимораскрытия всех участников образовательного процесса. В ходе совместного диалога, дискуссий рождается новый опыт, новое знание, новый творческий продукт [2, с. 32].
Итогом реализации дополнительных общеобразовательных программ становится активизация воспитательного и развивающего потенциала электронного музыкального творчества, формирование исполнительской и информационно-коммуникационной компетентности бакалавров-музыкантов.
Величко Ю. В. Аудиовизуальные технологии в педагогической деятельности учителя музыки : учеб.-метод. пособие. — Саранск, 2015. — 86 с.
Морозова О. П. Профессионально-личностное развитие преподавателя вуза в системе дополнительного профессионального образования // Известия Алтайского государственного университета. — 2011. — № 1-2 (70). — С. 31-37.
Осипенко О. А. Модель интеграции основного и дополнительного образования в вузе [Электронный ресурс] // Сибирский электронный образовательный журнал. — URL: http://port.kspu.ru/ivt/magazine/1/11.htm
УДК/UDC 378.147
О. Л. Салихова O. Salikhova
РЕФЛЕКСИВНЫМ АНАЛИЗ КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ДИЗАЙНЕРОВ
REFLECTIVE ANALYSIS AS A MEANS OF TRAINING DESIGNERS
Понимание необходимости реформирования профессионального образования привело к идее компетентностного подхода, включающего качество обучения и возможность его качественной реализации в профессиональной деятельности. В связи с этим меняется подход, применяемый при конструировании системы методов обучения. В статье раскрыто понятие учебно-рефлексивной ситуации и определена роль учебно-рефлексивных задач в учебном процессе, выделены и проиллюстрированы примерами основные виды таких задач, решаемых при профессиональной подготовке студентов-дизайнеров в образовательном процессе вуза.
Understanding the need to reform the vocational training has led to the idea of competence-based approach, including the quality of teaching and the possibility of high-quality implementation of professional activity, therefore changing the approach taken to the choice of teaching methods. The article discusses the concept of training -reflective situation and its tasks in the educational process, highlighted and exemplified are the main types of problems solved in the training of design students in the educational process of the university.
Ключевые слова: дизайнерская подготовка, рефлексивная компетентность, учебно-