УДК 372.3/.878 Горбунова Ирина Борисовна
доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры информатизации образования, главный научный сотрудник Учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена
Давлетова Клара Борисовна
педагог дополнительного образования по классу цифровых синтезаторов, методист Центра творческого развития и гуманитарного образования «На Васильевском»
ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Gorbunova Irina Borisovna
D.Phil. in Education Science, Professor, Informatization of Education Department, Chief Research Associate, Academic Laboratory "Music and Computer Technologies", Herzen State Pedagogical University of Russia
Davletova Clara Borisovna
Teacher of Additional Education in the Class of Digital Synthesizers, Methodist, Center for Creative Development and Liberal Arts Education "On Vasilevsky", St. Petersburg
INFORMATION COMPETENCE OF MUSIC TEACHERS AND THE SYSTEM OF CHILDREN'S ADDITIONAL EDUCATION
Аннотация:
С развитием высокотехнологичной информационной творческой образовательной среды создаются новые возможности в деятельности педагога-музыканта системы дополнительного образования детей (ДОД). Статья посвящена анализу эффективных путей развития информационной компетентности педагогов-музыкантов системы ДОД с применением музыкально-компьютерных технологий и использованием возможностей электронных музыкальных инструментов, которые позволяют объединить опыт традиционного обучения музыке и большие возможности современных информационных технологий в музыке.
Summary:
Development of high-tech information creative educa-tional environment opens new opportunities for music teachers working in the system of children's additional education. The article analyzes the effective ways of music teachers' information competence development using computer music technologies and electronic musical instruments, which allows to combine the experience of traditional music teaching and great possibilities of modern information technologies in music.
Ключевые слова:
дополнительное образование детей, педагог-музыкант, образовательная среда, информационные технологии, информационная компетентность, электронные музыкальные инструменты, курсы повышения квалификации.
Keywords:
additional education of children, music teachers, educational environment, information technology, information competence, electronic musical instruments, career development course.
Новая общественная и социально-экономическая ситуация в стране привела к определенным изменениям в системе дополнительного образования детей (ДОД). Меняется статус образовательных учреждений, характер связи с системой общего обязательного образования. Все более значимым для общества становится образованный человек, способный принимать осознанные решения, прогнозировать их возможные последствия, человек, способный к сотрудничеству, отличающийся мобильностью, динамизмом мышления, конструктивностью предлагаемых решений, имеющий активную, созидательную жизненную позицию. Педагоги и методисты системы ДОД, понимая всю важность накопленного за последние годы практического опыта и осознавая необходимость внесения изменений в образовательно-воспитательный процесс с учетом интересов детей, потребностей семьи и общества, обратились к обновлению содержания дополнительного образования (согласно Концепции развития дополнительного образования). В ходе обновления изменились задачи, появились новые структурные подразделения, направления деятельности, формы взаимодействия педагогов с детьми, окружающей средой, со школой. Образовательная среда учреждений дополнительного образования оказалась в центре внимания как развивающаяся и развивающая целостность [1].
С развитием высокотехнологичной информационной образовательной среды возникают новые организационные возможности и проблемы в деятельности педагога системы ДОД. Процесс компьютеризации предъявляет к современным педагогам новые требования. Одной из главных
компетенций педагога в настоящее время является информационная компетентность. Необходимо создавать условия и соответствующую образовательную среду для развития информационной компетентности педагогов-музыкантов, позволяющую расширить спектр профессиональных компетенций музыканта и, соответственно, образовательных возможностей для обучаемых.
Известно, что любое техническое новшество может стать особенным звеном в процессе формирования мотивации к обучению. Современный педагог-музыкант должен владеть культурой получения, отбора, анализа, обработки и воспроизведения информации через современные технические средства. Инновационная концепция музыкального образования в системе ДОД обусловлена в том числе новой целью - соответствием современной медиакультуре. «Сегодня мир стремительно меняется, растет конкуренция. Если провести спортивную аналогию, о своей готовности бороться за чемпионские титулы заявляет все большее количество государств. И ставки в этом историческом матче очень высоки: будем ли мы сами производить уникальные технологии, делиться с миром прорывными знаниями, сможем ли мы сделать окружающую среду безопаснее и комфортнее для жизни, будем ли гордиться достижениями отечественного искусства, нашими спортивными рекордами - или будем завидовать чужим триумфам?» - спросил Владимир Путин в своем выступлении в Сочи на церемонии открытия Образовательного центра «Сириус» [2]. Основной целью создания данного центра заявлено «раннее выявление, развитие и дальнейшая профессиональная поддержка одаренных детей, проявивших выдающиеся способности в области искусств, спорта, естественно-научных дисциплин, а также добившихся успеха в техническом творчестве». Обращаясь к примерам из прошлого, Президент говорил о переломных эпохах, которые преображали мир и нашу страну. Он привел очень яркий и характерный пример: «Россия становилась сильнее благодаря тем, кто стремился вести ее вперед, преумножать достижения предков... Сергей Павлович Королёв спроектировал свой первый самолет, когда ему было 17 лет <...>. Тогда многим казалось чем-то абсолютно несерьезным, фантастикой то, что он пытался делать. Ему пришлось буквально пробираться через непонимание, насмешки и скептическое отношение к своему увлечению, к своим планам. Но уже через несколько лет Королёв возглавит нашу космическую программу, создаст уникальную команду ученых, конструкторов, инженеров, рабочих. Вместе они воплотят в жизнь мечту всего человечества - первый полет человека в космос». Но ведь и сейчас, «в начале XXI в. человечество снова на пороге глобальных изменений» [3] - и во многом это определяется формированием и функционированием высокотехнологичной информационной творческой образовательной среды.
Осторожно воспринимается филармоническим сообществом соответствующая современным тенденциям постоянно эволюционирующая в сторону технологического усложнения система музыкального мышления. Восприятие многообразия традиций музыкальной культуры, разнообразия авторских индивидуальных стилей требует от слушателей более широкого эстетического кругозора, духовной толерантности и, соответственно, глубоких знаний в области музыкальной культуры и науки о музыке, понимания возможностей дальнейшего прогресса в развитии информационных технологий в музыке и МКТ[4; 5], а также новых форм исполнительского мастерства.
Обозначенная выше проблема осложняется также тем, что в музыкознании и особенно в музыкальной педагогике логический подход к описанию явлений и категорий музыкального часто заменяется феноменологическим [6; 7; 8; 9; 10]. В связи с этим на передний план зачастую выходят вторичные (не ведущие) ориентиры. И если в музыкознании такое явление может представлять определенный научный интерес, то в музыкальной педагогике подобная ситуация является критической и замедляет (или делает невозможным) формирование необходимых профессиональных навыков в современных условиях (например, таких как быстрое чтение с листа в тональностях с большим количеством ключевых знаков, транспонирование или чтение сложных ритмов и т. п.). Сегодня логический подход к исследованию обозначенной проблемы, обусловленный становлением и развитием МКТ, освещается в ряде работ [11; 12; 13; 14].
Как показывает практика, информационные технологии в музыке существенно повлияли на способы передачи музыкальной информации [15; 16; 17; 18; 19]. Звучание музыкальных инструментов, содержательно воплощенное в выразительных музыкальных звуках, иллюстрирует основополагающие идеи, связанные с изучением комплексной модели семантического пространства музыки [20; 21], существенно дополненного возможностями МКТ. Внимание музыкантов привлекает изучение физических характеристик музыкальных звуков, способов их записи и воспроизведения, объяснение психоакустических особенностей слухового восприятия звука человеком, принципов компьютерной генерации музыкального звука и др.
В данной ситуации остро стоит вопрос о необходимости разработки адекватных методик и способов формирования информационной компетентности будущего педагога-музыканта, которая сегодня, при активном внедрении современных информационных технологий и МКТ, получила действенное и качественно новое развитие, определила многое в процессе развития музыкальной
науки в целом. Современные информационные технологии в музыке и МКТ обладают широкими возможностями их применения в развитии информационной компетентности педагогов-музыкантов. Многое в этом направлении уже основательно наработано отечественными учеными [22; 23; 24; 25], однако методические и методологические аспекты изучения процесса формирования информационной компетентности педагога-музыканта системы ДОД нуждаются в дальнейшем детальном педагогическом исследовании и доведении до уровня практической реализации.
Педагог-музыкант должен не только владеть современными технологиями, информационная компетентность педагога-музыканта должна быть направлена на решение профессиональных задач, связанных с музыкальным творчеством и обучением детей, умение применять, использовать источники необходимой для планирования профессиональной информации. Информационная компетентность педагога-музыканта предполагает владение электронными образовательными ресурсами, музыкально-компьютерными технологиями, применение новых инновационных форм и методов обучения.
Вопрос повышения уровня информационной компетентности педагога-музыканта в системе ДОД нуждается в поисках незамедлительных ответов и актуальных решений. Сложность заключается в том, что, как показал проведенный нами констатирующий педагогический эксперимент, более 40 % педагогов-музыкантов, работающих в системе ДОД, не владеют современными информационными технологиями, широко используемыми сегодня в образовательном процессе. Так, при анализе материалов по подготовке педагогов системы ДОД к аттестации на подтверждение (повышение) квалификационной категории видно, что педагог-музыкант не владеет навыками работы с электронными образовательными ресурсами, не может грамотно провести диагностику освоения образовательной программы обучающимися класса и осуществить соответствующую статистическую обработку данных педагогического эксперимента и др.
Во многих учреждениях ДОД имеются электронные музыкальные инструменты - цифровые синтезаторы, аккордеоны и электронное фортепиано. Однако педагоги-музыканты не готовы самостоятельно осваивать цифровые музыкальные технологии, их пугает новизна компьютеризированных музыкальных инструментов - инструментов XXI в.
Развитие информационной компетентности через освоение возможностей электронного инструментария - это практическая музыкальная педагогика, обращенная к новым информационным технологиям в музыке [26; 27], тем более что одним из основных положений Концепции развития дополнительного образования является создание условий для использования в системе ДОД цифровых инновационных технологий.
Развитие информационных технологий в музыке, электронного и цифрового музыкального инструментария дает возможность использования новых форм и методов обучения детей [28; 29; 30]. Цифровые клавишные синтезаторы (рабочие станции) - компьютеризированные музыкальные инструменты, обладающие высококачественным звуком и огромным количеством функций. По результатам проведенных нами исследований было выявлено, что использование этих инструментов в обучении способно активизировать эмоциональное развитие личности ученика, дать «толчок» для творческой самореализации и сформировать установку для реализации многогранной музыкальной деятельности детей и подростков. При работе с цифровыми музыкальными инструментами изменяется процесс музыкально-исполнительской деятельности и одновременно обогащается процесс музыкально-творческой деятельности через большой выбор средств выразительности. Эти выразительные возможности познаются учащимися в творческой деятельности, основу которой составляет аранжировка и даже композиция на электронных музыкальных инструментах. Появляется возможность интеграции творческой и исполнительской деятельности. Электронный музыкальный инструмент не только позволяет научить ребенка основам исполнительства, с его помощью можно познакомить обучающихся, например, с особенностями композиторского творчества при работе над аранжировкой музыки, звукорежиссерской практикой при работе над балансировкой партий и звуковыми эффектами и др.
Центры развития дополнительного образования и учреждения системы повышения квалификации педагогов-музыкантов осуществляют свою деятельность в соответствии с введенными в практику государственными образовательными стандартами педагога дополнительного образования. В связи с эти необходима разработка специального программно-методического обеспечения для обучения педагогов системы ДОД, которое должно в большей степени учитывать их профессионально-личностные особенности, условия работы в Дворцах и Домах творчества, Центрах творческого развития и гуманитарного образования и требования педагогики дополнительного образования. Большую роль в этом процессе играют институты повышения квалификации работников образования, основная цель которых в реализации концепции непрерывного педагогического образования - подготовка специалистов, обладающих современными знаниями, организаторскими способностями, умениями решать нестандартные задачи в условиях
постоянно меняющейся творческой образовательной среды, учитывающей реальные возможности и основания ее высокотехнологичной составляющей. Это согласуется с основными положениями Концепции модернизации российского образования, в которой фиксируется такая важная задача образования, как формирование современной системы сопровождения непрерывного профессионального развития педагогических кадров системы ДОД.
На основании опыта многолетней работы обучения музыке детей с использованием возможностей электронного музыкального инструмента была создана комплексная образовательная программа «По Белому и Черному» («Обучение игре на цифровых клавишных синтезаторах», «Ансамбль синтезаторов», «Аранжировка», «Сольфеджио для электронных классов»). Опыт реализации данной образовательной программы обобщен, в частности, в образовательно-издательском проекте «Обучая, обучаюсь», который был реализован при обучении более 200 педагогов-музыкантов Санкт-Петербурга и Ленинградской области в период с 2012 по 2015 гг.
Учреждения системы повышения квалификации и переподготовки кадров образования осуществляют свою деятельность в соответствии с введенными в практику государственными образовательными стандартами по профессии специального среднего и высшего профессионального образования. Учитывая необходимость повышения информационной компетентности педагогов, а также профессионально-личностные особенности и специфику работы в условиях преподавания в учреждениях ДОД, мы разработали образовательную программу и учебно-методический комплекс курсового обучения педагогов-музыкантов «Инновационные методы и технологии в современном музыкальном образовании» [31; 32; 33]. В рамках курсов повышения квалификации были проведены круглые столы, семинары, концерты-презентации, которые позволили оптимально раскрыть творческий потенциал слушателей курсов, сделать поставленную задачу лич-ностно значимой для них, повысить их творческую активность, проиллюстрировать возможность сочетания индивидуальных и коллективных форм работы и др.
Целью дальнейших исследований в обозначенном направлении является поиск наиболее эффективных путей развития информационной компетентности педагогов-музыкантов системы ДОД с применением МКТ и использованием возможностей электронных музыкальных инструментов, которые позволят объединить опыт традиционного обучения музыке и большие возможности современных информационных технологий в музыке в условиях функционирования высокотехнологичной творческой образовательной среды.
Ссылки:
1. Катунова М.Р. Формирование образовательной среды клуба учреждения дополнительного образования детей : дис. ... канд. пед. наук. СПб., 1998.
2. Акинченко М. Президент Владимир Путин выступил перед учениками образовательного центра «Сириус» в Сочи [Электронный ресурс]. URL: http://www.1tv.ru/news/polit/291685 (дата обращения: 22.10.2015).
3. Там же.
4. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии - новая образовательная творческая среда // Universum: Вестник Герценовского университета. 2007. № 1. С. 47-51.
5. Горбунова И.Б., Заливадный М.С. Музыкально-теоретические воззрения Леонарда Эйлера: актуальное значение и перспективы // Вестник Ленинградского государственного университета имени A.C. Пушкина. 2012. Т. 2, № 4. С. 164-172.
6. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в подготовке педагога-музыканта // Проблемы музыкальной науки. 2014. №3(16). С. 5-11.
7. Горбунова И.Б., Заливадный М.С. О математических методах в исследовании музыки и подготовке музыкантов // Там же. 2013. № 1 (12). С. 272-276.
8. Горбунова И.Б., Заливадный М.С. Музыка, математика, информатика: пути взаимодействия и проблемы современного этапа // Субкультуры и коммуникативные проблемы современного общества : сб. тр. междунар. науч.-теорет. конф. 2014. С. 81-83.
9. Горбунова И.Б., Заливадный М.С., Хайнер Е. О значении математических методов в исследовании музыки и профессиональной подготовке музыкантов // Филологические и исторические науки, искусствоведение. 2015. № 11. С. 103-112.
10. Горбунова И.Б. «Эстетика: информационный подход» Ю. Parca: актуальное значение и перспективы // Теория и практика общественного развития. 2015. № 2. С. 86-90.
11. Горбунова И.Б., Заливадный М.С., Кибигкина Э.В. Музыкальное программирование : учеб. пособие. СПб., 2012. 195 с.
12. Горбунова И.Б., Романенко Л.Ю., Чибирёв C.B. Моделирование процесса музыкального творчества с использованием музыкально-компьютерных технологий // Вестник Иркутского технического университета. Кибернетика. Информационные системы и технологии. 2013. № 4 (75). С. 16-24.
13. Горбунова И.Б., Чибирёв C.B. Компьютерное моделирование процесса музыкального творчества // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2014. № 168. С. 84-93.
14. Горбунова И.Б., Чибирёв C.B. Музыкально-компьютерные технологии: к проблеме моделирования процесса музыкального творчества : монография. СПб., 2012. 160 с.
15. Горбунова И.Б. Музыкальный звук : монография. СПб., 2006. 165 с.
16. Новые художественные миры. Интервью профессора РГПУ им. А.И. Герцена И.Б. Горбуновой // Музыка в школе. 2010. № 4. С. 11-14.
17. Горбунова И.Б. Эра информационных технологий в музыкально-творческом пространстве // Региональная информатика - 2010 : материалы XII Санкт-Петербург. междунар. конф. СПб., 2010. С. 232-233.
18. Горбунова И.Б. Информационные технологии в современном музыкальном образовании // Современное музыкальное образование - 2011 : материалы междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. И.Б. Горбуновой. СПб., 2011. С. 30-34.
19. Горбунова И.Б. Архитектоника звука : монография. СПб., 2014. 125 с.
20. Горбунова И.Б., Заливадный М.С., Товпич И.О. Комплексная модель семантического пространства музыки и перспективы взаимодействия музыкальной науки и современного музыкального образования // Научное мнение. 2014. № 8. С. 238-249.
21. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке и комплексная модель ее семантического пространства // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2014. № 4 (208). С. 152-161.
22. Горбунова И.Б., Кибиткина Э.В. Музыкальное программирование: вопросы подготовки специалистов // Искусство и образование. 2010. №5(67). С. 104-111.
23. Горбунова И.Б., Камерис А. Концепция музыкально-компьютерного образования в подготовке педагога-музыканта : монография. СПб., 2011. 115 с.
24. Горбунова И.Б., Панкова A.A. Компьютерное музыкальное творчество как средство формирования информационной компетентности современного музыканта-педагога // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2013. № 9 (80). С. 256-261.
25. Горбунова И.Б., Романенко Л.Ю., Родионов П.Д. Музыкально-компьютерные технологии в формировании информационной компетентности современного музыканта // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2013. № 1 (167). С. 39-46.
26. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке. Т. 2: Музыкальные синтезаторы : учеб. пособие. СПб., 2010. 205 с.
27. Горбунова И.Б., Давлетова К.Б. Электронные музыкальные инструменты в системе общего музыкального образования //Теория и практика общественного развития. 2015. № 12. С. 411-415.
28. Горбунова И.Б., Горельченко A.B. Музыкальный компьютер в детской музыкальной школе : учеб. пособие. СПб., 2003. 68 с.
29. Белов Г.Г., Горбунова И.Б., Горельченко A.B. Музыкальный компьютер (новый инструмент музыканта): учеб. пособие для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. СПб., 2006. 212 с.
30. Горбунова И.Б. Музыкальный компьютер : монография. СПб., 2007. 399 с.
31. Горбунова И.Б., Давлетова К.Б. Указ. соч.
32. Горбунова И.Б., Панкова A.A. Компьютерная музыка. Т. 1: Компьютерное музыкальное творчество : учеб. пособие. СПб., 2013. 190 с.
33. Горбунова И.Б., Помазенкова М.С. Музыкально-компьютерные и облачно-ориентированные технологии в системе современного музыкального образования // Научное мнение. 2015. № 3 (2). С. 68-83.