Для определения биологической ценности белка исследованных нами продуктов мы пользовались методом, рекомендованным проф. Букиным. Он заключается в том, что взрослых крыс, достигших 200—300 г веса, переводят на диэту, почти не содержащую белка, и выдерживают на ней до тех пор, пока они не потеряют около одной трети своего веса, а содержание белка в сыворотке их крови снизится с нормальных 6,5—7,5% до 4—5,25%. Такие крысы переводятся затем на диэту, в которую включается испытуемый источник белка, так, чтобы его содержание в рационе составляло 8—10%, и по степени восстановления веса животных и белка их крови за 2 недели судят о пищевой ценности испытуемого белка.
Пользуясь этой методикой, мы проверили качество белка риса, маша и молока на 12 крысах; результаты приведены в табл. 2.
Количество белка определялось нами не в сыворотке, а в цельной крови. Кроме того, для сравнения мы определили содержание гемоглобина в крови крыс до .кормления и после 15-дневного кормления испытуемым продуктом. Опыты показали, что средняя прибавка в весе за одинаковый период опыта (15 дней) была (при кормлении белком риса 58 г, маша — 65 г и молока—77 г.
Молоко дает прирост гемоглобина на 18%, маш и рис — на 14—15%; подобные же показатели дают белки этих продуктов и в процессах восстановления белка в крови.
Эти предварительные данные свидетельствуют о том, что как белок маша, так и белок риса имеют почти одинаковую питательную ценность, и оба продукта в этом отношении значительно уступают молоку.
-й- -й- -й-
А. И. Штенберг
Подготовка аспирантов по гигиене питания1
Вопросы, связанные с подготовкой аспирантов по гигиеническим наукам и, в частности, по гигиене питания, не освещались в нашей периодической научной печати. Поэтому статья проф. Ф. Е. Будагяна «О подготовке аспирантов по гигиене питания»2, опубликованная в порядке обсуждения, несомненно, должна привлечь к себе внимание читателей. Однако некоторые положения этой статьи, на наш взгляд, являются спорными.
Прежде всего следует остановиться на перспективах развития гигиены питания как науки. Бесспорно, что проблема оптимального питания населения нашей сграны и в связи с этим разработка норм и режима питания, отвечающая физиологическим требованиям с позиций материалистического учения И. П. Павлова, в переходный период от социализма к коммунизму является очень актуальной. Но это не означает, что профилактические проблемы другого характера в это время будут иметь второстепенное значение; они и в будущем не утратят своей важности и будут всемерно разрабатываться.
Так, общий высокий подъем науки в нашей стране неизбежно вызовет повышенные требования к гигиенистам, без которых не могут быть решены вопросы, связанные, например, с внедрением в пищевую промышленность новых видов сырья, тары,, посуды, оборудования, при-
1 Печатается в порядке обсуждения. Ред.
2 Гигиена и санитария, № 4, 1951.
менением химических веществ для повышения качества пищевых продуктов в процессе их приготовления или хранения и т. д. Значительный рост и развитие в нашей стране химической промышленности, выпускающей различные инсектофунгисиды, широко рекомендуемые для борьбы с вредителями сельского хозяйства с целью сохранения полевых, садовых и огородных культур, применение ростовых веществ для дозаривания и лучшего сохранения после уборки некоторых продуктов (томаты, картофель) и др. потребуют изучения действия этих веществ на животный организм.
Изучение роли алиментарного фактора в развитии злокачественных новообразований и разработка в связи с этим профилактических мероприятий должны занять одно из ведущих мест в научной работе гигиенистов.
Не менее важное значение имеет ¡проблема профилактического' питания для работающих в химической и других отраслях промышленности. До сих пор остается еще не раскрытой этиология ряда заболеваний (уровская болезнь, «джалангарский энцефалит» и др.), алиментарный фактор в отношении которых может оказаться существенным.
Таким образом, видно, что тсжсико-химическое и микробиологическое направления у гигиенистов не должны быть второстепенными.
Нам кажется несколько непонятным стремление проф. Е. Ф. Буда-гяна ограничить гигиену питания как науку двумя группами вопросов, связанными «с воздействием как полезных и необходимых для питания веществ, так и вредных факторов». При этом совершенно выпадают вопросы, имеющие важное народнохозяйственное значение,. как, например, научная разработка санитарных норм проектирования предприятий пищевой промышленности, общественного питания и торговли. Выпадает также статистика питания, дающая возможность на основе анализа полученных данных устанавливать уровень и состояние питания отдельных контингентов или населения в целом.
Ни один из этих вопросов нельзя втиснуть в рамки тех физиолого-биохимических, токсико-химических и микробиологических направлений, о которых говорится в статье. А между тем практика настойчиво подсказывает гигиенистам эти вопросы, и их следует разрешать, соответственно подготавливая научные кадры.
При подготовке аспирантов по гигиене питания необходимо ознакомить их с физиологией и биохимией питания, патологией питания, пищевой гигиеной, токсикологией и микробиологией. Пока еще не настало время готовить узких специалистов по гигиене питания. Эта отрасль гигиенической науки еще молода, хотя за последние 25—30 лет она значительно развилась, но все же для постановки вопроса о ее диференциации, но нашему мнению, еще не настало время.
В аспирантуру по гигиене питания следует принимать преимущественно врачей, имеющих не менее двух-трех лет стажа практической, лабораторной, санитарной работы, не обязательно окончивших санитарно-гигиенические факультеты, но имеющих теоретическую подготовку в области гигиены питания. В аспирантуру по гигиене питания могут быть приняты и врачи, только что окончившие медицинские институты, проявившие себя на научной работе в студенческих научных кружках по гигиене питания, подготовившие там научные работы и имеющие диплом с отличием.
Для аспирантов с такой подготовкой не потребуется 4-летнего срока обучения. 3 года будет достаточно для того, чтобы завершить серьезную аспирантскую программу. Ведь аспирантура должна дать основные теоретические знания по гигиене питания, должна ознакомить будущего специалиста с неизвестными ему методами исследования и привить ему интерес к научной работе.
Навыки научной работы будут приобретены после окончания аспирантуры. Если же рассчитывать на то, что аспирант должен стать законченным научным работником, то для этого и 4-летний срок обучения окажется недостаточным.
В процессе прохождения аспирантуры от аспиранта следует требовать большей самостоятельности в работе. Аспирант должен обязательно посещать научные конференции по вопросам питания и заседания ученых советов.
План работы аспиранта должен быть индивидуальным, но первый год, являющийся подготовительным, следует использовать преимущественно на углубленное изучение с позиций павловской физиологии основ гигиены питания. Сюда входит изучение физиологии и биохимии питания, высшей нервной деятельности, пищеварения и усвояемости, обмена белков, жиров, углеводов, минеральных солей, витаминов и воды, патологии питания (патологии пищеварения и обмена вешеств, патологии крови, кровообразования и кровообращения, патологии функции печени и почек), пищевой токсикологии, кишечных инфекций и пищевых отравлений, санитарного товароведения и санитарных норм проектирования, а также ознакомления с методами исследования пищевых веществ и продуктов и с санитарно-пищ&вой микробиологией.
Нельзя согласиться с предлагаемым в статье проектом учебного плана, рассчитанного на 4 года. Этот план имеет физиолого-биохимиче-•ское направление. Почти 25% бюджета времени первого года (400 часов) отводится на химию пищевых продуктов и веществ и освоение общих методов их исследования
Во-первых, аспирант должен владеть основными методами или •большинством из них еще до поступления в аспирантуру; во-вторых, это количество часов может быть уменьшено наполовину еще и потому, что при изучении биохимии питания обязательно придется возвращаться к химии пищевых веществ. Может быть без ущерба уменьшен срок для изучения пищевых отравлений и инфекций и гигиены пищевых продуктов с 500 до 300—350 часов.
200 часов, отведенных для педагогической работы аспиранта, слишком много. Для научно-исследовательских учреждений это предложение вообще не выполнимо. Не следует забывать, что в последний период своего пребывания в аспирантуре аспирант прежде всего сосредоточит •свое внимание на завершении диссертации и в этом ему должна быть оказана помощь при составлении плана.
Большое значение для окончания аспирантуры в срок имеет выбор диссертационной темы и определение ее четких научных границ.
От правильного выбора темы зависит не только своевременное окончание диссертации, но и умение привить аспиранту интерес к из-•бранной им специальности. Между тем, к сожалению, многие аспиранты не завершают диссертацией свой аспирантский курс вследствие того, что избранная ими тема не продумана руководителем до конца, а выполнение ее встречает серьезные препятствия в методическом и организационном отношении.
При выборе диссертационной темы следует учесть также возможности для проведения опытов—наличие оборудования, аппаратуры, вивария для содержания подопытных животных и т. д.
Большую роль в подготовке аспирантов играет руководитель. Он должен систематически проверять усвоение аспирантом научного материала, во-время заметить отставание и создать необходимые условия для работы аспиранта.
На руководителе лежит ответственность за выбор актуальной диссертационной темы, за определение четких научных границ ее, за возможность выполнения ее в срок в конкретных условиях данной кафедры
Зь
или научного института. В этом случае тема будет положительно воспринята аспирантом. Он почувствует интерес к ней и проявит максимум усилий для ее выполнения.
Поставленный редакцией журнала «Гигиена и санитария» вопрос о подготовке аспирантов по гигиене питания имеет большое значение. На него следует обратить внимание кафедр гигиены питания и научных институтов, ведущих исследования в области питания.
От качества подготовки аспирантов зависит дальнейшее развитие этой науки. Всесоюзное гигиеническое общество должно взять на себя инициативу обсудить этот вопрос с участием заведующих кафедр гигиены питания и заведующих отделами и лабораториями научных институтов.
-¿г -йг -й-
Л. И. Жукова
Опыт комплексной дератизации крупного овощного
комбината
Из Московской городской дезинфекционной станции
Основным обитателем крупных городских овощехранилищ является обыкновенная полевка МкгойдБ агуаНэ, которую привозят из сельских районов в соломе вместе с овощами. Кроме полевок, здесь также ветре* чаются крысы и мыши.
В крупных овощехранилищах производится одновременно с хранением овощей и переработка их. Полевки живут в таких хранилищах и к моменту освобождения хранилищ от овощей прокапывают многочисленные норы в стенах и земляных крышах, где и поселяются на летний период.
Опыт организации комплекса дератизационных мероприятий был проведен на одном из крупных овощных комбинатов, в котором большая часть хранилищ использовалась для хранения картофеля, а остальные предназначались для хранения свеклы, моркови, лука и других культур. Между параллельными рядами хранилищ проложены железнодорожные пути, по которым вагоны* с овощами подаются непосредственно к хранилищам. Завоз овощей производится также и грузовыми машинами. Выгрузка овощей из вагонов и машин производится через люки, устроенные в ¡каждой секции хранилища. Морковь после сортировки укладывается грядками на полу и стеллажах. Лук после сортировки укладывается в ящики, которые затем складываются непосредственно через люки в закрома.
Применявшиеся ранее в борьбе с грызунами капканы и затравки не давали эффекта. Устройство же мышенепроницаемых перегородок, сеток на люках и дверях, порогов, канавок вокруг хранилищ и т. п. не было целесообразно в условиях земляных хранилищ.
Нарушение санитарных правил, выражавшееся в использовании промежутков между хранилищами под посевы овса, наличие травы и сорняков, которые не скашивались, способствовало размножению полевок, которые с наступлением летнего времени и освобождением хранилищ от овощей находили пищу в посевах, овощных отходах, нескошен-ной траве и т. п.
Нами был разработан план комплексных дератизационных мероприятий. В мае были выполнены общесанитарные требования; свиноферма комбината была ликвидирована; скопления отбросов и мусора вывезены; посадка картофеля, овса и других культур в промежутках между овощехранилищами была прекращена.