Научная статья на тему 'Поддержка талантливой молодежи: опыт России и зарубежных государств'

Поддержка талантливой молодежи: опыт России и зарубежных государств Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2263
239
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
талантливая молодежь / одаренность / конкурс / стипендия / спецшкола. / talented youth / giftedness / contest / scholarship / school for talented children

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Надежда Княгинина, Диана Янбарисова

Проанализированы основные способы выявления одаренных обучающихся, распространенные в зарубежной и российской практике: в ходе конкурсных мероприятий, на основании образовательных результатов, посредством специального тестирования и на основе мнения педагогов о результатах обучения детей. Авторы отмечают, что ни один из критериев не является универсальным, поскольку невозможно формализовать талант обучающихся, выявить учеников с нестандартным мышлением и уникальными компетенциями, которые лишены навыков прохождения форм контроля в образовательном процессе. В целях достижения большей эффективности при выявлении талантливой молодежи следует руководствоваться всеми способами комплексно, не отдавая предпочтение какому-либо одному из них. В статье проанализированы основные инструменты поддержки талантливых обучающихся: стипендии и гранты, преференции при поступлении в университет, спецшколы для одаренных детей и школы при вузах, спецклассы, внеклассная работа и летние школы, специальные центры для одаренных детей. Особое внимание уделено вопросам введения в образовательных организациях специальных образовательных программ и методик работы с одаренными детьми, а также работе с родителями и педагогическими работниками. Представлен ретроспективный анализ мер, которые Правительство Российской Федерации начиная с 1999 г. направляет на выявление и поддержку одаренных обучающихся. Авторы приходят к выводу, что в настоящее время законодательство, регламентирующее эту работу, достаточно противоречиво, нередко отсутствуют механизмы реализации положений программных документов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Надежда Княгинина, Диана Янбарисова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Support of the talented youth: Russian and international practices

The authors analyzed the key methods of talented students’ identification that are widely used in international and Russian practice: contests, educational outcomes, special testing and teachers’ opinions of the students. The authors note that no criterion is universal, because it is impossible to formalize talent of students, identify students with non-standard thinking and unique competences who do not possess skills of passing formal assessment in educational process. In order to enhance effectiveness of talented youth identification it is important to use all methods integrally and do not give preferences to a single one. The authors analyzed key tools of talented youth students’ support: scholarships and grants, preferences in university admission, schools for talented children under auspices of universities, classes for talented children, extra-curricular activities, summer schools, special centres for gifted children. Special attention is given to introduction of educational programs and methods of working with gifted children, parents and teachers. The article presents a retrospective analysis of measures that the RF government has taken since 1999 to identify and support gifted students. The authors make a conclusion that the present legislation that regulates these activities is quite controversial; it is not uncommon that mechanisms of program documents’ implementation are absent.

Текст научной работы на тему «Поддержка талантливой молодежи: опыт России и зарубежных государств»

НАДЕЖДА КНЯГИНИНА, ДИАНА ЯНБАРИСОВА

■ Поддержка талантливой £ молодежи: опыт России Я и

Л

108

Аннотация. Проанализированы основные способы выявления одаренных обучающихся, распространенные в зарубежной и российской практике: в ходе конкурсных мероприятий, на основании образовательных результатов, посредством специального тестирования и на основе мнения педагогов о результатах обучения детей. Авторы отмечают, что ни один из критериев не является универсальным, поскольку невозможно формализовать талант обучающихся, выявить учеников с нестандартным мышлением и уникальными компетенциями, которые лишены навыков прохождения форм контроля в образовательном процессе. В целях достижения большей эффективности при выявлении талантливой молодежи следует руководствоваться всеми способами комплексно, не отдавая предпочтение какому-либо одному из них. В статье проанализированы основные инструменты поддержки талантливых обучающихся: стипендии и гранты, преференции при поступлении в университет, спецшколы для одаренных детей и школы при вузах, спецклассы, внеклассная работа и летние школы, специальные центры для одаренных детей. Особое внимание уделено вопросам введения в образовательных организациях специальных образовательных программ и методик работы с одаренными детьми, а также работе с родителями и педагогическими работниками. Представлен ретроспективный анализ мер, которые Правительство Российской Федерации начиная с 1999 г. направляет на выявление и поддержку одаренных обучающихся. Авторы приходят к выводу, что в настоящее время законодательство, регламентирующее эту работу, достаточно противоречиво, нередко отсутствуют механизмы реализации положений программных документов.

Ключевые слова: талантливая молодежь, одаренность, конкурс, стипендия, спецшкола.

зарубежных государств

ВВЕДЕНИЕ

Работа по выявлению и поддержке одаренных детей активизировалась в развитых странах в 80-е гг. XX в. Системы выявления и поддержки талантливой молодежи, которые с тех пор были созданы в разных странах, сильно отличаются друг от друга как идеологически, так структурно.

В Скандинавских странах и Японии не проводятся специальные мероприятия по выделению и последующей поддержке одаренной молодежи (считается, что это нарушает принципы равенства в образовании), но развита сеть дополнительного образования, через которую молодые люди развивают свои таланты. Их системы построены на предположении, что богатство предложения вариантов развития помогает талантам проявиться.

В США отсутствует единая государственная программа поиска и поддержки

талантливой молодежи (в основном все решения, касающиеся работы с одаренными детьми, принимаются на уровне штатов или на местах, например на уровне школ). Вместе с тем в ряде штатов развиты программы выделения одаренных детей (как правило, на основе добровольного тестирования) и предоставления им специальных образовательных программ.

Часть европейских стран приветствует инклюзию в образовании талантливых детей (например, Великобритания), а часть продолжает поддерживать существование специальных школ для одаренных детей, которые определяются через вступительные экзамены (Прибалтийские страны, Вьетнам, Индия, Польша).

В Китае талантливость трактуется как достижение высоких образовательных результатов, обучение в специальных

лучших школах платное и достаточно дорогое. Допуск туда организован через вступительные испытания, а в Сингапуре дети проходят специальные ^-тесты, чтобы попасть в элитную школу и учиться там за счет государства.

Существуют практики, которые входят в национальные системы поддержки многих стран. Это участие молодежи в разнообразных соревнованиях, конкурсах и олимпиадах (в том числе международных), проведение для талантливой и мотивированной молодежи специальных мероприятий - летних школ и конференций, специальные образовательные программы и методики для работы с одаренными детьми.

В России система выявления и поддержки одаренных детей регулируется законодательно на федеральном уровне.

Цели государства по выявлению одаренных детей и ожидаемые результаты установлены Концепцией общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденной Президентом Российской Федерации от 3 апреля 2012 г. (Администратор образования. 2012. № 11 (июнь)).

Центральным нормативным правовым актом, который задает общие рамки по проведению мероприятий, направленных на выявление и поддержку талантливых обучающихся, определены Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства РФ. 2006. № 15. Ст. 1583).

Вместе с тем принят целый ряд подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих исследуемые пра-воотношения1. На региональном и муниципальном уровне также принимаются соответствующие акты по вопросам их компетенции.

ВЫЯВЛЕНИЕ ТАЛАНТЛИВОЙ МОЛОДЕЖИ

Определения одаренности достаточно расплывчаты. Они не даются в зарубежном законодательстве. Исходя из политики, проводимой государством, можно определить некоторые особенности понимания одаренности в отдельных странах.

В Индии, например, в государственной политике явно просматривается

1 См. Приложение 1.

приоритет «естественнонаучной одаренности».

Возраст, начиная с которого происходит «выявление одаренности», в разных странах разный. В США в ряде штатов тестирование проходит по желанию родителей даже в дошкольном возрасте (до 5-8 лет), а участие в некоторых олимпиадах может начинаться с любого возраста. В европейских странах одаренность определяет педагог при работе с ребенком (начиная с I класса - примерно в 6 лет, и далее по мере проявления одаренности). Во Всероссийской олимпиаде школьников в России могут принимать участие школьники с V класса (10-11 лет). В Сингапуре ^-тест проходят в 11-12 лет (6-я ступень, что соответствует VI классу начальной школы), в Китае с I класса (6 лет) начинается разбивка по сильным и слабым группам (но специализированная, сильнейшая в регионе школа принимает только старшеклассников с 15 лет).

Обобщая мировую практику, можно отметить ряд распространенных способов въявления талантливой молодежи.

НА ОСНОВАНИИ КОНКУРСНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Выявление талантливой молодежи через конкурсные мероприятия - традиционная российская и мировая практика. Первые олимпиады для школьников в Советском союзе состоялись еще в 30-е гг. XX в. (всесоюзные - в 1960-е гг.). В основном эти мероприятия носят ярко выраженный состязательный характер, который приводит к тому, что большинство участников проигрывает, а талантливыми объявляются небольшая группа победителей. Среди конкурсных мероприятий также можно выделить сравнительно небольшую группу конкурсов и смотров, в которых успешность и одаренность определяется демонстрацией некоторых результатов (творческих продуктов).

В настоящее время предметные олимпиады в России курирует Министерство образования и науки РФ, а также Российский совет олимпиад школьников (далее -РСОШ, общественная организация, образованная в 2006 г. Российским союзом ректоров, Министерством образования

2 Т

о

Н.В. Княги-нина, аналитик Центра правовъж прикладнъих разработок Института образования НИУ ВШЭ

110

В России широко известны олимпиады для школьников «Ломоносов» (МГУ им. М.В. Ломоносова), «Высшая проба» (НИУ ВШЭ), «Физтех» (МФТИ), «Шаг в будущее» (МГТУ им. Н.Э. Баумана). Для студентов проводятся универсиады и другие соревнования.

Соревновательный характер носят конкурсы и турниры («Турнир юных физиков», математический «Турнир городов», математический конкурс «Кенгуру»). В 2012 г. Россия присоединилась к международному движению WorldSkills, и в 2013 г. прошел первый всероссийский конкурс профессиональной подготовки «Национальный чемпионат WorldSkills Russia».

и науки РФ и РАО на основании Поручения Президента Российской Федерации от 4 августа 2006 г. № Пр-1321). Порядок проведения олимпиад школьников утвержден Минобрнауки России (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 апреля 2014 г. № 267 «Об утверждении Порядка проведения олимпиад школьников» // Российская газета. № 148. 4 июля 2014 г.).

Олимпиады могут быть предметные и многопредметные. Самая известная в России многопредметная олимпиада -Всероссийская олимпиада школьников (21 предмет; 4 этапа: школьный, муниципальный, региональный, всероссийский; ежегодно принимают участие 7 млн школьников, из них 5 тыс. человек и 1,5 тыс. призеров - в заключительном этапе). Всероссийская олимпиада курируется Министерством образования и науки РФ и финансируется из федерального и региональных бюджетов, в ней принимают участие ученики У-Х1 классов школы. Призеры Всероссийской олимпиады могут принять участие в международных олимпиадах.

Помимо Всероссийской олимпиады в России проводятся олимпиады под эгидой РСОШ (которая рассматривает заявки от организаторов различных олимпиад и проводит экспертизу на включение их в Перечень олимпиад школьников на текущий учебный год). В Олимпиадах РСОШ организаторы устанавливают различные условия участия и требования по возрасту (школьники I—XI клас-

об авторе

Д.М. Янбари-сова, младший научный сотрудник Центра культур-социологиии антропологии образования Института образования НИУ ВШЭ

сов). В них ежегодно участвуют 1,5 млн человек.

Собственные олимпиады организуют университеты. В России широко известны олимпиады для школьников «Ломоносов» (МГУ им. М.В. Ломоносова), «Высшая проба» (НИУ ВШЭ), «Физтех» (МФТИ), «Шаг в будущее» (МГТУ им. Н.Э. Баумана). Для студентов проводятся универсиады и другие соревнования.

Соревновательный характер носят конкурсы и турниры («Турнир юных физиков», математический «Турнир городов», математический конкурс «Кенгуру»). В 2012 г. Россия присоединилась к международному движению WorldSkills, и в 2013 г. прошел первый всероссийский конкурс профессиональной подготовки «Национальный чемпионат WorldSkills Russia»2.

Олимпиадное движение популярно во всем мире. Участники, показавшие высокие результаты на национальных олимпиадах, отбираются для участия в международных (возможно самовыдвижение, номинирование учителем школой и т.д.).

Финансирование олимпиад может быть как частным (США), так и государственным (Россия, Индия, Ирландия, Финляндия, США, Венгрия и др.). Организаторы олимпиад (чаще всего в объединении с другими организациями): ассоциации учителей-предметников (Ассоциация учителей математиков в США, Ассоциация учителей Латвии), некоммерческие общественные организации (The Center for Excellence in Education в США, Australian Mathematics Trust в Австралии), государственные органы (Агентство по науке и технологиям в Японии), университеты (Видземский университет в Латвии, Национальный институт химии в Сингапуре) и пр. Для школьников участие в олимпиадах обычно бесплатное, но школы иногда платят взносы за участие их учащихся в олимпиадах (США).

НА ОСНОВАНИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

РЕЗУЛЬТАТОВ

В мировой практике распространена точка зрения, что высокие образователь-

г В Южной Корее финалистов WorldSkills Russia освобождают от службы в армии.

ные результаты являются показателем таланта.

Многие российские вузы используют высокие вступительные баллы единого государственного экзамена (ЕГЭ) как единственный критерий для назначения специальных стипендий с целью привлечения одаренных студентов. При этом существуют некоторые исследования (Гордеева и др., 2011), указывающие на более высокие образовательные результаты в вузах студентов, поступивших на основании результатов олимпиад в сравнении с поступившими по ЕГЭ.

В Китае аналогичный ЕГЭ экзамен проводится с I класса. На его основании в классе формируются «сильные» и «слабые» группы, проводятся специализации в старших классах, последующее поступление «сильнейших» в самые лучшие школы (в каждой провинции существует иерархия школ, в которой самая лучшая школа получает государственную поддержку, право конкурсного отбора, зарубежных преподавателей и учащихся; примером таких школ являются Shanghai High school и Xi'an Gao Xin № 1 High School). Доступ в вузы также ограничивается в зависимости от баллов на выпускном экзамене. Будущий абитуриент может претендовать на допуск к вступительным экзаменам лишь в вуз соответствующей набранным баллам категории (Маркелов, 2009).

НА ОСНОВАНИИ СПЕЦИАЛЬНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ

Один из способов выявления одаренности, используемый в мире, - специальные тестирования на предмет одаренности.

Такая практика особенно распространена в США, где нет унифицированной системы выявления и работы с одаренными детьми и в разных штатах и школах применяются разные процедуры. Это могут быть стандартизированные методы измерения интеллекта, достижений или социального развития (Шкала интеллекта Стэнфорд-Бине, Тест Слос-сона, Национальный тест готовности к школе, Вайнлендская шкала социальной зрелости), специальные шкалы для оценивания талантливости, которыми пользуются учителя, разнообразные анкеты и опросники (Аксенова, 2007), и даже в тех случаях, когда критерии формально

определены, процедура часто четко не регламентирована. В 36 штатах существуют рекомендации по процедуре идентификации, но лишь в восьми из них необходимо следовать им в обязательном порядке. Только в 16 штатах определен возраст или класс, в котором должна выявляться одаренность, и этот возраст сильно варьирует. Чаще всего идентификация происходит в начальной школе или по запросу родителей.

В США также действуют независимые организации по выявлению одаренных детей, например организация Talent Search, которая проводит тестирование на всей территории США каждый год, обычно среди учащихся VII классов, оказавшихся в верхних 3% обязательного государственного нормированного теста (Программы обучения..., 2011).

Систему специальных тестирований используют в Сингапуре. Раз в год для всех 11-12-летних проводится глобальное тестирование на IQ. Лучшие участники попадают в элитные учебные заведения, их учебу полностью оплачивает государство.

НА ОСНОВАНИИ МНЕНИЯ ПЕДАГОГОВ

Помимо тестирования, чтобы определить, является ли ребенок талантливым, в ряде стран опрашивают учителей.

В России выявление одаренных детей в соответствии с профстандартом педагога относится к компетенции учителя, преподавателя, педагога-организатора, педагога дополнительного образования и вожатого.

Но мнение учителя может быть субъективно, и чтобы избежать ошибок, во многих странах для учителей разработаны специальные методики и шкалы, с которыми они сверяются при выявлении одаренности.

В Великобритании выявление одаренных - обязанность школьных учителей (Попова, 2009). Для них выделены этапы выявления, даны перечни методов выявления, стандарты разработки обучающих программ для дальнейшего развития способностей. Школы, как правило, самостоятельно решают, каким именно образом выявлять одаренных детей (заданные этапы оставляют место для учета местных особенностей, возможностей и инициатив конкрет-

111

112

Поскольку выявление талантливой молодежи проводится с целью поддержки, в тех странах, где оно реализуется, существуют соответствующие системы поддержки. В большинстве своем они направлены на предоставление лучших условий для реализации и развития талантов. В таких европейских странах, как Великобритания, Франция, Италия, Нидерланды, Португалия, признается необходимость инклюзивного (совместного) образования для разных категорий учащихся, в том числе одаренных. В других странах (Соединенные Штаты, Польша, Латвия, Индия, Южная Корея) для одаренных детей открываются специальные классы и школы.

ной школы). Наиболее частый метод -выдвижение претендентов учителями, основанное на школьных и внешкольных достижениях. Возможны также номинирование сверстниками, родителями и самостоятельное номинирование. Метод номинаций также используется в Австрии, где на их основании (учитывая оценки) решение принимает специалист (школьный психолог или учитель), а также в Венгрии.

В большинстве европейских стран отсутствуют официально установленные процедуры по выявлению одаренности. Тем не менее такие процедуры могут применяться частными или государственными школами, где предусмотрена процедура отбора (Финляндия).

ПОДДЕРЖКА ТАЛАНТЛИВОЙ МОЛОДЕЖИ

Поскольку выявление талантливой молодежи проводится с целью поддержки, в тех странах, где оно реализуется, существуют соответствующие системы поддержки. В большинстве своем они направлены на предоставление лучших условий для реализации и развития талантов. В таких европейских странах, как Великобритания, Франция, Италия, Нидерланды, Португалия, признается необходимость инклюзивного (совместного) образования для разных категорий учащихся, в том числе одаренных. В других странах (Соединенные Штаты, Польша, Латвия, Индия, Южная Корея)

для одаренных детей открываются специальные классы и школы.

СТИПЕНДИИ И ГРАНТЫ

Среди стипендиальных программ, существующих в Российской Федерации, выделяются: стипендии Президента Российской Федерации, стипендии Правительства Российской Федерации, персональные стипендии имени видных деятелей науки и политики, стипендии имени А.Л. Штиглица, стипендиальный конкурс Владимира Потанина и др.

С 1 сентября 2015 г. начала работу система грантов для одаренной молодежи (Указ Президента РФ от 7 декабря 2015 г. № 607 «О мерах государственной поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности» // Собрание законодательства РФ. 14.12.2015. № 50. Ст. 7142). Гранты выдаются студентам с хорошей успеваемостью, которые в середине срока обучения в вузе будут готовы заключить договор о трудоустройстве в России.

Стипендии для талантливой молодежи выплачиваются победителям олимпиад: призерам конкретных олимпиад или участникам нескольких олимпиад (на основании списка достижений).

Победителям и призерам Всероссийской олимпиады выплачивается президентская стипендия (60 тыс. руб. и 30 тыс. руб. соответственно), Всероссийской и РСОШ олимпиад - могут выплачиваться губернаторская и муниципальная стипендии (из соответствующих бюджетов). Губернаторские стипендии учреждены во многих регионах России (Ярославская область, Хабаровский край, Якутия и др.).

Многие вузы устанавливают стипендии для абитуриентов - победителей олимпиад.

В мировой практике государственные стипендии для победителей олимпиад выплачиваются в Прибалтийских странах, там установлены и выплаты учителям участников олимпиад, занявших призовые места3.

ПРЕФЕРЕНЦИИ

ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ В ВУЗ

В России победители и призеры заключительного этапа Всероссийской олим-

3 Постановление Кабинета Министров Латвийской Республики от 5 октября 2010 г. № 928 (Ministru kabineta 2010. gada 5.oktobra noteikumi Nr.928 "KärtJba, kada dibinami valsts instituciju un pasvaldlbu apbalvojumi"). URL: http://likumi.lv/ ta/id/219237-kartiba-kada-dibinami-valsts-instituciju-un-pasvaldibu-apbalvojumi (дата обращения: 02.09.2015).

пиады школьников могут быть зачислены в вуз без вступительных экзаменов (если направление подготовки соответствует профилю олимпиады) или результаты олимпиады могут быть засчитаны как 100 баллов по ЕГЭ по соответствующему предмету (если он не соответствует профилю). Аналогичная процедура существует для олимпиад РСОШ (с некоторыми отличиями, касающимися уровней олимпиад).

В мировой практике также существуют схожие преференции для победителей олимпиад и конкурсов. Они могут существовать на уровне конкретного вуза (Университет Пердью, США) или на уровне всей страны (победители Национального академического школьного конкурса в Венгрии, призеры олимпиад в Латвии и в Польше4).

СПЕЦШКОЛЫ ДЛЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ И ШКОЛЫ ПРИ ВУЗАХ

Специальные школы для одаренных детей существуют во многих странах. В России таковыми школами фактически являются школы с углубленным изучением тех или иных предметов, в которых существует отбор при поступлении, где реализуются уникальные программы (школа-интернат «Интеллектуал» в Москве, Санкт-Петербургская классическая гимназия № 610, недавно закрывшаяся «Лига школ 1119» и др.).

Примеры школ для одаренных детей можно найти в ряде штатов США («магнитные школы»), в Южной Корее, где создана уникальная старшая школа «Korean Science Academy», выполняющая функции «детского университета» (вместе со школой работает институт «Institute for Gifted Education & Promotion», который организует специальные программы подготовки учителей. Школа находится на полном государственном обеспечении, ее выпускники могут поступить в любой университет Кореи без экзаменов).

В Индии существуют специальные школы-интернаты (Jawahar Navodaya Vidyalaya - JNV) для отобранных талантливых учеников из сельской местности и национальный орган Navodaya Vidyalaya Samiti, который осуществляет надзор за школами (в том числе за шко-

лами Каждая школа отличается с

точки зрения ее сообщества, критериев отбора, учебной программы и внешкольных занятий, некоторые из этих школ субсидируются.

ШКОЛЫ И КУРСЫ ПРИ ВУЗАХ

Часто школы для одаренных детей существуют при вузах.

В России в соответствии с новым Законом об образовании вузы получили больше возможностей для взаимодействия со школами, в том числе возможность курировать профильные классы (в рамках профориентационной работы). Хорошо известны специализированные учебно-научные центры МГУ им. М.В. Ломоносова, Новосибирского государственного университета, Уральского федерального университета, Тверского государственного университета, лицей НИУ ВШЭ, предуниверситарий РГГУ и др.

Специальные курсы при вузах существуют в Австрии, где их посещение может засчитываться как вступительный экзамен. В Китае нет специальных школ для одаренных детей, но часть школ работают при университетах. Обеспеченные университетскими кадрами, они дают образование повышенного уровня. Аналогичная ситуация сложилась во Вьетнаме, где обязательным (вне зависимости от вида одаренности) в университетской школе является овладение информатикой и английским языком как международными средствами общения. Кроме того, китайские вузы (в том числе Пекинский университет)открыли экспериментальные классы для одаренных в начальных/средних школах (Ермаков, 2011).

СПЕЦКЛАССЫ

В обычных школах могут функционировать специальные классы для одаренных детей.

В США они иногда называются «классы почета». Чаще всего одаренные дети учатся в обычных так называемых кластерных классах, где подгруппа одаренных специально выделяется. Для обучения одаренных детей в школах существуют также «ресурсные комнаты» со специальным оборудованием. В Австрии одаренные дети в основном обучаются в обычных классах, и работа

4 Правила приема в Ягеллонский университет в Польше см.: URL: http://www.rekrutacja.uj.edu.pl/en_GB/studia-i-stopnia/olimpiady-i-konkursy/olimpiady (дата обращения: 02.09.2015).

113

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

114

В Республике Корея платное дополнительное образование по выбору родителей и детей обязательно (во второй половине дня дети должны учиться в заведениях дополнительного образования). Считается, что именно в системе дополнительного образования происходит развитие ребенка, именно здесь лучшие и необходимые условия для выявления одаренности.

с талантливыми детьми осуществляется в их рамках, но существуют и отдельные специальные школы для одаренных и талантливых учащихся. В России в школах по закону могут существовать спецклассы, проект по созданию сети спецклассов для одаренных детей реализуется в Новосибирской области5.

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА, ЛЕТНИЕ ШКОЛЫ (ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ)

Реализация талантов может происходить через систему внеклассной работы и дополнительного образования.

В России система дополнительного образования насчитывает более 10 тыс. учреждений (Павлов, 2015), в 2015 г. принята Концепция развития дополнительного образования. В рамках дополнительного образования в России реализуется модель очно-заочных школ одаренных детей (например, в Архангельской области на базе Дворца детского и юношеского творчества). Каждая из них ежегодно обучает до нескольких тысяч школьников. Чтобы учиться в таких школах, требуется пройти конкурсный отбор, после чего участникам регулярно присылаются материалы, которые ученики изучают самостоятельно; они решают содержащиеся в материалах задачи, отправляют решения в заочную школу и получают оценки. С развитием технологий у таких школ появились новые возможности для ведения своей работы. Наиболее известными из них являются Всероссийская заочная многопредметная школа при МГУ им. М.В. Ломоносова, заочная физико-техническая школа при МФТИ, заочные школы специализированных учебно-научных центров МГУ им. М.В. Ломоносова и Новосибирского государственного университета, заочная физико-математиче-

ская школа Томского государственного университета, заочная естественнонаучная школа при Сибирском федеральном университете.

Помимо заочных школ существуют также летние школы для одаренных учащихся; обычно это выездные школы, в которых ведутся занятия, проходят развлекательные мероприятия, конкурсы и соревнования. Такими школами являются Кировская летняя многопредметная школа (ЛМШ), Красноярская летняя школа (КЛШ), летняя школа «Русского репортера» и др.

В Японии, где государственная политика в отношении школьного образования основывается на принципе равенства и одинакового образования для всех и отсутствуют преференции для талант-ливых детей и процедуры их выявления, данный способ развития очень популярен. Гакушу джуку (Gakushu juku) - «школа после школы», в среднем год обучения в ней стоит 3300 дол. США, тем не менее в этих школах учатся около 60% подростков (Маркелов, 2009). В джуку могут проходить как академические, так и творческие занятия. Кроме того, в Японии существуют и «послешкольные» клубы, которые открыты для всех, а при всех детских учреждениях работают кружки, секции, клубы по интересам.

В Республике Корея платное дополнительное образование по выбору родителей и детей обязательно (во второй половине дня дети должны учиться в заведениях дополнительного образования). Считается, что именно в системе дополнительного образования происходит развитие ребенка, именно здесь лучшие и необходимые условия для выявления одаренности (Там же).

В Китае существуют специальные программы для выходных дней и каникул. Многие школы организовали специальные курсы выходного дня (зачастую они проходят во «дворцах детства» - children's palaces). В Финляндии талантливые студенты имеют возможность посещать вечерние занятия и занятия выходного дня в университете, чтобы получить более углубленные знания по отдельным предметам (в основном по точным наукам).

Отдельно стоит упомянуть летние школы для школьников и студентов, которые

5 Долгосрочная целевая программа «Выявление и поддержка одаренных детей и талантливой учащейся молодежи в Новосибирской области на 2013-2017 годы». URL: http://www.edunso.ru/node/3450 (дата обращения: 02.09.2015).

проводятся во многих странах мира (в США, Финляндии, Индии, Сингапуре и др.). Американская организация Talent Search предлагает выявленным собственным тестированием талантливым детям курсы ускоренного обучения, доступные летом или в выходные дни, и программы постоянного пребывания в университетах (с которыми имеются соответствующие договоренности).

В Индии существует программа национальных научных товариществ для учеников старших классов, где выявляются таланты в фундаментальных науках, инженерии и медицине. В рамках программы организуются летние лагеря в престижных исследовательских и образовательных учреждениях, предоставляется льготный доступ к библиотекам, лабораториям, музеям и т.д. (с целью познакомить учеников с передовыми исследованиями).

В Германии разработана летняя программа «Немецкая школьная академия», направленная на одаренных учащихся 16-19 лет, находящихся в переходном периоде между школой и старшими курсами университета. Программа на две трети финансируется государством, для малообеспеченных участников она бесплатна (Образовательные модели., 2011).

СПЕЦИАЛЬНЫЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ И МЕТОДИКИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

В Великобритании отсутствуют государственные специализированные школы или классы для «способных» детей (там вместо слова «одаренный», как правило, употребляется слово «способный» или «обладающий высокими способностями»), но при этом активно развиваются программы для одаренных учащихся в обычных школах. Школы получают отдельное финансирование на развитие программ поддержки одаренных детей, которое может быть потрачено на их выявление, обучение учителей, приобретение необходимого оборудования и т.д. Каким образом использовать выделенные средства - решает Совет школьных попечителей, куда входят школьные педагоги, члены родительского комитета, представители муниципальной власти.

Работа с одаренными детьми в Великобритании с 1999 по 2001 г. была вклю-

В Великобритании отсутствуют государственные специализированные школы или классы для «способных» детей, но при этом активно развиваются программы для одаренных учащихся в обычных школах. Школы получают отдельное финансирование на развитие программ поддержки одаренных детей, которое может быть потрачено на их выявление, обучение учителей, приобретение необходимого оборудования и т.д. Каким образом использовать выделенные средства - решает Совет школьных попечителей, куда входят школьные педагоги, члены родительского комитета, представители муниципальной власти.

чена в государственную программу по улучшению школьного образования. В рамках программы каждая школа должна была выделять 5-10% одаренных детей и обеспечивать им соответствующие меры поддержки. Важно, что одаренные выявляются именно в рамках школы, т.е. это дети, которые выделяются по сравнению с их сверстниками, обучающимися в той же школе (Excellence in cities, 2015).

В США образовательные программы поддерживают дифференциацию обучения одаренных учащихся, в них используется «ускорение обучение», «междисциплинарное обучение». Разделение происходит по уровню и профилю с помощью разнообразных форм вну-тришкольного группирования учащихся (Аксенова, 2007); широко применяется план индивидуализированного обучения по математике «SMILE» (Secondary Mathematics Individualised Learning Experiment) (Там же), а также есть школы, где отсутствует распределение детей по классам (ungraded school)(Там же).

Зачастую одаренным детям предоставляется возможность учиться не со своими сверстниками: «перепрыгивать» через классы (Китай, США), учиться в разновозрастных группах (США) (Там же), раньше поступать в школу (Великобритания, Финляндия).

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ И ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ РАБОТНИКАМИ

В России принят профстандарт педагога, в рамках которого предусмотрены использование и апробация специаль-

115

116

ных подходов к обучению детей с выдающимися способностями. Подготовка педагогов к работе с талантливыми детьми идет, в частности, в рамках программ повышения квалификации по работе с одаренными детьми (такие программы представлены, например, в Сибирском федеральном университете, Открытом классе Национального фонда подготовки кадров и др.).

Помимо специальной подготовки педагогических работников в некоторых странах ведется работа с родителями талантливых детей (например, в США в центрах Talent Search).

В Венгрии запущена долгосрочная Национальная программа поддержки таланта (The National Talent Support Program), которая направлена в том числе на взрослых, вовлеченных в разные формы поддержки талантливых детей и молодежи. Важную роль в программе играет создание Карты талантов (Talent Map), на которой показаны различные организации, работающие с талантливыми детьми, и обозначены лучшие практики в их поддержке.

СПЕЦИАЛЬНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ (НАСТАВНИЧЕСТВО) ТАЛАНТЛИВЫХ ДЕТЕЙ

В Московской области реализуется система городских обществ наукограда, в рамках которой инициируется появление новых форм сотрудничества учителя и ученика - тьюторства и менторства. В России действует Межрегиональная тьюторская ассоциация.

В Великобритании в школах обычно нет специального консультирования для одаренных детей. Психологическое сопровождение доступно учащимся по необходимости, но, как правило, ассоциируется со специальным образованием для других групп детей.

Тьюторская программа для одаренных школьников существует в Израиле. Использование наставнических программ дает возможность одаренным молодым людям разрешить такие проблемы, как планирование будущей карьеры, развитие способности к выявлению приоритетов и к постановке долговременных целей (Аксенова, 2007).Такого же рода менторские программы существуют в ряде университетов (Попова, Захарова, 2011).

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ ДЛЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

И в России, и за рубежом существуют специальные центры для одаренных детей.

В России примерами таких центров являются Центр образования «Эврика», Центр исследования и развития одаренности Московского городского психолого-педагогического университета, Центр организационно-методического сопровождения работы с одаренными школьниками Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (Федеральное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»), Кировское областное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования одаренных школьников», НКО «Исследователь». Существуют региональные сети общественных организаций по работе с одаренными детьми (например, в г. Костроме, где функционируют ДОО «Поколение», Детское экологическое движение «Зеленая планета», Костромское отделение российского детского фонда и др.), общественные организации («Общественная малая академия наук "Интеллект будущего"»). В Белгородской области создано 11 муниципальных центров по работе с одаренными детьми на базе школ с углубленным изучением предметов.

Примеры центров для одаренных детей за рубежом:

• США: Национальная ассоциация одаренных детей (National Association for Gifted Children), Центр молодых ученых при Университете Вашингтона (The Center for Young Scholars) (Там же);

• Великобритания: независимая некоммерческая организация Национальная ассоциация содействия способным детям в образовании (National Association for Able Children in Education), занимающаяся поддержкой школ и учителей в работе с одаренными детьми;

Ирландия: на базе Дублинского городского университета - Центр для талантливой молодежи (The Centre for

Talented Youth), занимающийся поддержкой талантливых молодых людей от 6 до 16 лет;

• Германия: Центр для одаренных детей во Франкфурте (Hochbegabtenzentrum der Stadt Frankfurt am Main), призванный помочь детям и подросткам с выдающимися способностями, а также их родителям, воспитателям и учителям.

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ВЫЯВЛЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ В РОССИИ

На текущий момент в России реализуются элементы выявления и поддержки талантливой молодежи, свойственные разным зарубежным системам. С одной стороны, сохраняются механизмы, которые реализовывались в Советском Союзе, но нашли свое место и в мировой практике, с другой - вводятся новые элементы, соответствующие новой экономической и политической ситуации.

На протяжении последнего десятилетия на федеральном и региональных уровнях был принят ряд программ и концепций, в которых обозначены нормы, касающиеся выявления и поддержки талантливой молодежи. Этот период можно разделить на несколько этапов.

I. Начиная еще с 1999 г. и по 2010 г. действовала Федеральная целевая программа «Дети России» (пять этапов, последний 2007-2010 гг.), включающая подпрограмму «Одаренные дети». В этой программе впервые была установлена поддержка талантливых детей на федеральном уровне.

II. С 2005 г. запущены Приоритетный национальный проект «Образование», направление «Государственная поддержка талантливой молодежи». В этом проекте сделан акцент на инструменте персональной материальной поддержки через систему конкурсов с выделением общенациональных и региональных мероприятий и, соответственно, двумя каналами финансирования.

III. В 2010 г. была предложена Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». У нее отсутствует собственный механизм реализации, часть положений реализуется в рамках Национального проекта и Федеральной целевой программы развития образования. НОИ «Новая школа» отдельно описывает мероприятия по выявлению

талантливых детей, по созданию специальной среды для них и по реализации мер поддержки талантливой молодежи. В НОИ прописана, но пока не реализована, концепция поддержки учителей, ученики которых достигают высоких результатов. Эта инициатива также подчеркивает значение заочных, очно-заочных и дистанционных школ.

IV. В 2012 г. были утверждены Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов и комплекс мер по ее реализации. В соответствии с нею создан Национальный координационный совет по поддержке молодых талантов России - специальный совещательный орган, специализирующийся исключительно на вопросах выявления и поддержки талантливой молодежи. Концепция содержит инициативы по специализированным учебно-научным центрам и национальному информационно-образовательного порталу.

V. Принят Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Он ликвидировал особый вид школ, реализующих программы повышенного уровня, вместо них была предложена система финансирования программ с учетом их уровня и категории (для одаренных детей); в законе появилась специальная статья «Организация получения образования лицами, проявившими выдающиеся способности» (ст. 77).

VI. В 2011-2015 гг. была разработана Федеральная целевая программа развития образования. Она предполагает мероприятия по созданию центров поддержки одаренных детей при крупных университетах и дистанционных школ при национальных исследовательских университетах (такие центры и школы создаются); созданию единой федеральной базы данных победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников, других олимпиад школьников, мероприятий и конкурсов, по результатам которых присваиваются премии для поддержки талантливой молодежи (реализуется в рамках Федеральной информационной системы обеспечения проведения единого государственного экзамена; существует база Российского совета олимпиад школьников и Всероссийской олимпиады школьников); разработке и внедрению норматива

117

118

Программы и концепции затрагивают разные модели выявления и поддержки талантливой молодежи, но их основным недостатком является то, что они плохо согласованы между собой, в них зачастую не прописаны механизмы реализации, а также нечетко распределены полномочия и обязанности органов федерального и регионального уровня. По ряду программ отсутствует в широком доступе актуальная информация о результатах их реализации (Нацпроект «Образование», НОИ «Наша новая школа»).

подушевого финансирования для педагогического сопровождения развития (образования) талантливых детей (в настоящее время существует модельная методика, но нет данных о фактическом принятии соответствующих стандартов в регионах). Федеральная программа разрабатывалась до принятия нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», ряд ее мероприятий не находят подтверждения в федеральном законе.

VII. 2012 г. - выработана Национальная стратегия действий в интересах детей. Она предполагает создание национального ресурсного центра для работы с одаренными детьми (пока не создан); создание системы специальной подготовки и переподготовки психолого-педагогических кадров для работы с одаренными детьми, а также для работы с их родителями (существуют отдельные программы повышения квалификации).

VIII. 2014 г. - созданы Концепция развития дополнительного образования года и план мероприятий по ее реализации. В концепции подчеркивается необходимость специальных программ и модулей для талантливой молодежи, оказания адресной поддержки педагогов дополнительного образования, работающих с талантливой молодежью.

IX. На период 2016-2020 гг. создана Федеральная целевая программа развития образования, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497 (Собрание законодательства РФ. 2015. № 22. Ст. 3232).

В комплексном проекте Программы «Развитие общенациональной системы выявления и развития молодых талантов» сделан акцент на модернизацию си-

стемы конкурсных мероприятий в части провайдеров (конкурс на господдержку новых мероприятий), форматов и на-правленностей (не только предметное, но метапредметное, робототехника и т.п.); на поддержку технического творчества, инженерных компетенций, робототехники.

Данные программы и концепции затрагивают разные модели выявления и поддержки талантливой молодежи, но их основным недостатком является то, что они плохо согласованы между собой, в них зачастую не прописаны механизмы реализации, а также нечетко распределены полномочия и обязанности органов федерального и регионального уровня. По ряду программ отсутствует в широком доступе актуальная информация о результатах их реализации (Нац-проект «Образование», НОИ «Наша новая школа»).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выявление и поддержка талантливой молодежи в разных странах происходят по-разному.

При отборе талантливой молодежи нельзя полностью полагаться на образовательные результаты и экзамены, так как они не позволяют учесть тех, чей талант невозможно формализировать, и тех, кто нестандартно мыслит или обладает уникальными навыками и способностями, но лишен отработанного навыка прохождения тестов. Нельзя абсолютно полагаться и на разнообразные тестирования одаренности, поскольку такого рода тесты не имеют однозначной доказанной диагностической способности, не принимают в расчет активность и инициативу опрашиваемого, а также его реальные достижения.

Эти ограничения учитывает олимпи-адное движение, которое строится на принципах конкурентной борьбы. Но участники олимпиад, а тем более их победители - это малая доля потенциально перспективной и талантливой молодежи. Кроме того, конкурентная борьба выявляет не всех сильнейших, оставляя без внимания тех, кто не склонен к соперничеству.

Таким образом, ни один из предложенных в статье способов отбора сам по себе не является универсальным и самодостаточным.

Возможно, альтернативой существующим практикам может стать создание ассоциаций или сообществ талантливых молодых людей (на базе летних школ или молодежных организаций). Например, в Великобритании с 2002 по 2007 г. существовала Национальная академия одаренной и талантливой молодежи, созданная по государственной инициативе, которая обеспечивала дополнительные занятия для 5% одаренных детей 11-19 лет. Чтобы стать членом академии, детям необходимо было собрать портфолио, включавшее результаты тестов, информацию об успеваемости, рекомендации учителей. Затем специальная комиссия отбирала 5% лучших заявок.

В России в настоящее время действует комплекс программ и концепций, результатом реализации которых стала диверсифицированная (что является ее потенциальным преимуществом) система выявления и поддержки талантливой молодежи. На текущий момент в данной системе прослеживаются следующие тенденции:

• усиление роли внешкольного (открытого) дополнительного образования, в том числе через новые направления Интернет-образования (например, MOOC (massive open online courses) для школьников, которые уже запускаются за рубежом);

• большая регионализации и межрегиональная дифференциации моделей выявления и поддержки талантливой молодежи (по данным Академии социального управления можно выделить более семи принципиально различающихся моделей);

• рост роли университетов в выявлении и поддержке талантливой молодежи, о чем свидетельствует увеличение числа вузовских олимпиад, школ, летних школ и классов;

• расширение числа субъектов, вовлеченных в систему (например, организации негосударственного сектора, общественные структуры, которые выступают организаторами летних школ, конкурсов, олимпиад, организации по методическому сопровождению работы с одаренными детьми);

• расширение межведомственного сотрудничества в части работы с талантливой молодежью (сотрудничество Мино-брнауки России, Минкультуры России,

На текущий момент система выявления и поддержки талантливой молодежи в России находится в процессе становления. Законодательство, посвященное работе с талантливой молодежью, пока что противоречиво, у части норм отсутствуют механизмы реализации. Вместе с тем существуют такие сформировавшиеся и успешно работающие элементы системы, как разнообразные олимпиады школьников, система стипендий и грантов для одаренных детей, летние и заочные школы, школы при вузах, развивающееся тьюторское движение.

Минспорта России и Минкомсвязи России по созданию «электронного портфо-лио»).

Данные тенденции проходят на фоне явлений, кризисных для системы работы с талантливой молодежью: сокращение сети спецшкол, распад системы школ повышенного уровня, дефицит поддержки инновационно-экспериментального сектора в образовании, проблемы организации внутришкольной системы дополнительного образования, слабая вовлеченность бизнеса и корпораций в процесс выявления и поддержки талантливой молодежи.

На текущий момент система выявления и поддержки талантливой молодежи в России находится в процессе становления. Законодательство, посвященное работе с талантливой молодежью, пока что противоречиво, у части норм отсутствуют механизмы реализации. Вместе с тем существуют такие сформировавшиеся и успешно работающие элементы системы, как разнообразные олимпиады школьников, система стипендий и грантов для одаренных детей, летние и заочные школы, школы при вузах, развивающееся тьюторское движение.

Перспективными новыми направлениями по работе с талантливой молодежью представляются:

• поддержка и создание ассоциаций или сообществ талантливых молодых людей (на базе летних школ или молодежных организаций),

• поддержка одаренных молодых людей после окончания вуза: содействие их трудоустройству в российские компании, предоставление отсрочки от армии, создание для них условий социальной реализации (через конкурсы, летние

119

120

школы, кружки или ассоциации), аналогичные тем, что есть у школьников.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Подзаконные нормативные правовые акты, регулирующие положение талантливых детей

Акты Президента Российской Федерации (см.: Собрание законодательства РФ):

• Указ Президента Российской Федерации от 6 апреля 2006 г. № 325 «О мерах государственной поддержки талантливой молодежи» (Там же. 2011. № 38. Ст. 5369);

• Указ Президента Российской Федерации от 14 сентября 2011 г. № 1198 «О стипендиях Президента Российской Федерации для студентов и аспирантов, обучающихся по направлениям подготовки (специальностям), соответствующим приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики» (Там же. 2012. № 23. Ст. 2994);

• Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» (Там же).

Акты Правительства Российской Федерации:

• Постановление Правительства Российской Федерации от 27 мая 2006 г. № 311 «О премиях для поддержки талантливой молодежи» (Там же. 2006. № 23. Ст. 2503);

• Постановление Правительства Российской Федерации от 28 июля 2011 г. № 625 «О стипендиях Правительства РФ для обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования, соответствующим приоритетным направлениям модернизации и технологического развития экономики Российской Федерации» (Там же. 2011. № 32. Ст. 4826);

• Постановление Правительства Российской Федерации от 21 мая 2013 г. № 424 «О федеральной целевой программе "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 20142020 годы и внесении изменений в федеральную целевую программу "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009-2013 годы» (Там же. 2013. № 22. Ст. 2808);

• Постановление Правительства Российской Федерации от 31 августа 2013 г. № 755 «О федеральной информационной системе обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональных информационных системах обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования» (Там же. 2013. № 36. Ст. 4583);

• Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 октября 2014 г. № 2125-р «Об утверждении Концепции создания единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам» (Там же. 2014. № 44. Ст. 6108);

• Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765-р «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы» (Там же. 2015. № 2. Ст. 541);

• Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2015 г. № 236-р «Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") по созданию единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам» (Там же. 2015. № 8. Ст. 1192).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Акты федеральныхминистерств (см.: Российская газета):

• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 февраля 2008 г. № 74 «Об утверждении Правил присуждения премий для поддержки талантливой молодежи и порядка выплаты указанных премий» (Там же. 22.03.2008. № 62);

• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 февраля 2015 г. № 56 «Об утверждении Перечня олимпиад и иных конкурсных

мероприятий, по итогам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодежи в 2015 году» (Там же. 11.03.2015. № 49);

• Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей системы образования"» (Там же. 20.10.2010. № 237);

• Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"» (Там же. 18.12.2013. № 285).

ЛИТЕРАТУРА И ВЕБЛИОГРАФИЯ

1. Аксенова Э.А. Инновационные подходы к обучению одаренных детей за рубежом // Интернет-журнал «Эйдос». 2007. № 1. URL: http://www.eidos.ru/ journal/2007/0115-9.htm (дата обращения: 02.09.2015).

2. Гордеева Т.О. и др. Эффективность олимпиадной системы набора абитуриентов в вузы (на примере химических вузов) / Т.О. Гордеева, Е.Н. Осин, Н.Е. Кузьмен-ко, Д.А. Леонтьев, О.Н. Рыжова // Журн. Рос. хим. об-ва им. Д.И. Менделеева. 2011. Т. 55. № 5-6. С. 68-76. URL: www.hse.ru/ pubs/share/direct/document/67229910 (дата обращения: 02.09.2015).

3. Ермаков С.С. Образование одаренных детей: государственная политика стран Азии // Психологическая наука и образование. 2011. № 4. С. 74-79. URL: http:// psyjournals.ru/psyedu/2011/n4/48668. shtml (дата обращения: 02.09.2015).

4. Маркелов Е.В. О системе образования одаренных детей в странах Юго-Восточной Азии // Психологическая наука и образование. 2009. № 4. С. 87-100. URL: http://psyjournals.ru/psyedu/2009/ n4/24497. shtml (дата обращения: 02.09.2015).

5. Образовательные модели и технологии работы с одаренными детьми / Сост. Башева Е.И. [и др.]. Красноярск: ККИПКППРО, 2011.

6. Павлов А. Итоги 2014 года // Информационно-методический портал «Образование». 20.01.2015. URL: http:// dopedu.ru/stati/552-itogi-goda.html (дата обращения: 02.09.2015).

7. Попова Л.В. Образовательные программы для одаренных в странах Европы // Психологическая наука и образование. 2009. № 4. С. 101-114.

8. Попова Л.В., Захарова Н.С. Образовательные программы поддержки одаренных в университетах // Психологическая наука и образование. 2011. № 4. С. 46-55. URL: http://psyjournals.ru/ psyedu/2011/n4/48653.shtml (дата обращения: 02.09.2015).

9. Программы обучения и поддержки одаренных детей и молодежи (Перевод доклада) // Психологическая наука и образование. 2011. № 4. С. 19-31.

10. Excellence in cities. DERA. Ofsted. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Excellence_ in_Cities (Retrieved 5 July 2015).

121

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.