Научная статья на тему 'Конституционно-правовое регулирование получения образования одаренными детьми в Российской Федерации'

Конституционно-правовое регулирование получения образования одаренными детьми в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
753
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ / STATE EDUCATIONAL POLICY / LEGISLATION IN THE FIELD OF EDUCATION / GIFTED CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Деманова Светлана Владимировна, Деманова Дарья Егоровна

Введение. Настоящая статья затрагивает наиболее актуальные вопросы, связанные с получением образования одаренными детьми по основным и дополнительным общеобразовательным программам. Акцентируется внимание на проблемных аспектах конституционно-правового регулирования получения образования одаренными детьми в Российской Федерации. Обсуждение. Исследуется такая категория, как «одаренные дети», выявляются ее сущностные характеристики и специфика закрепления в национальном законодательстве. Авторами анализируются нормы стратегических политико-правовых документов и законодательства в сфере образования Российской Федерации, регулирующих организацию получения образования одаренными детьми, участия их в олимпиадах, творческих конкурсах и иных мероприятиях. Изучается опыт ряда зарубежных стран в части получения образования одаренными детьми, в том числе особенности выявления и поддержки талантливых детей. Заключение. Определяется необходимость создания не только специальной системы выявления и поддержки одаренных детей в различных областях знаний (математике, физике, истории, рисовании, музыке и т.д.), особой комфортной среды для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования достижений одаренных детей, но и, что особенно важно, подготовки (переподготовки, повышения квалификации) педагогических кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Деманова Светлана Владимировна, Деманова Дарья Егоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Constitutional and Legal Regulation of Gifted Children Education in the Russian Federation

Introduction. This article discusses the most relevant issues of gifted children education in basic and additional general educational programs. It focuses on constitutional and legal regulation of gifted children education in the Russian Federation. Discussion. The article explores the category of gifted children, reveals its essential characteristics and specifics of consolidation in national legislation. The authors analyze norms of political and legal documents and legislation in the field of education of the Russian Federation. The norms regulate the organization of gifted children education, children’s participation in olympiads, creative contests and other events. The experience of a number of foreign countries is studied in terms of obtaining education for gifted children including peculiarities of identifying and supporting talented children. Conclusion. The authors determine the necessity of creating a special system for identifying and supporting gifted children in mathematics, physics, history, drawing, music, etc. Furthermore, a comfortable environment for the manifestation, development, stimulation of children’s abilities, and training (retraining, advanced training) of teachers are also in need.

Текст научной работы на тему «Конституционно-правовое регулирование получения образования одаренными детьми в Российской Федерации»

УДК 342.733

Конституционно-правовое регулирование получения образования одаренными детьми в Российской Федерации

С. В. Деманова, Д. Е. Деманова

Деманова Светлана Владимировна, кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и муниципального права, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г Чернышевского, claire_d@bk.ru

Деманова Дарья Егоровна, студент 2-го курса филологического факультета, Санкт-Петербургский государственный университет, dariademanova97@gmail.com

Введение. Настоящая статья затрагивает наиболее актуальные вопросы, связанные с получением образования одаренными детьми по основным и дополнительным общеобразовательным программам. Акцентируется внимание на проблемных аспектах конституционно-правового регулирования получения образования одаренными детьми в Российской Федерации. Обсуждение. Исследуется такая категория, как «одаренные дети», выявляются ее сущностные характеристики и специфика закрепления в национальном законодательстве. Авторами анализируются нормы стратегических политико-правовых документов и законодательства в сфере образования Российской Федерации, регулирующих организацию получения образования одаренными детьми, участия их в олимпиадах, творческих конкурсах и иных мероприятиях. Изучается опыт ряда зарубежных стран в части получения образования одаренными детьми, в том числе особенности выявления и поддержки талантливых детей. Заключение. Определяется необходимость создания не только специальной системы выявления и поддержки одаренных детей в различных областях знаний (математике, физике, истории, рисовании, музыке и т.д.), особой комфортной среды для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования достижений одаренных детей, но и, что особенно важно, подготовки (переподготовки, повышения квалификации) педагогических кадров. Ключевые слова: государственная образовательная политика, законодательство в сфере образования, одаренные дети.

DOI: https://doi.org/10.18500/1994-2540-2020-20-1-81-88

Введение

Современный мир предъявляет постоянно меняющиеся требования к любому человеку, претендующему на определенный уровень благополучия и самореализации. Вследствие этого масштабные реформы происходят и в сфере образования Российской Федерации. Национальная система образования России в основном ориентируется на «средние» способности обучающихся и унификацию образовательных программ, что в современных реалиях не может

в полном объеме обеспечить воспроизводство интеллектуальной элиты российского общества. Именно поэтому попытка перехода на личностно ориентированную модель получения образования должна способствовать развитию индивидуальности каждого ребенка и, что особенно важно, детей, которые проявляют неординарные способности в процессе обучения.

Интерес к детской одаренности в настоящее время достаточно высок. Несмотря на то что феномен одаренности интересовал ученых еще в древности, до сих пор проблемы диагностики детской одаренности, ее поддержки и развития волнуют не только педагогов, психологов, но и философов, социологов, генетиков. Кроме того, возникает необходимость в правовой регламентации процесса получения образования одаренными детьми (общего и дополнительного образования).

Обсуждение

Сейчас довольно часто по отношению к детям, которые показывают высокие достижения и недюжинные способности, употребляются термины «одаренные дети», «талантливые дети», «вундеркинды» (нем. Wunderkind - чудо-ребенок). Достаточно сложно дать точное определение понятию «одаренный ребенок» (англ. gifted child), поскольку исследователи по-разному определяют категорию одаренности. Некоторые ученые называют детей одаренными, ссылаясь на показатели IQ (так называемый коэффициент интеллекта, который применяется в США для выявления одаренных детей), другие - на их успеваемость или иные выдающиеся результаты. И все же большинство определений понятия «одаренность» подразумевает наличие высокого потенциала у ребенка, следствием которого являются высокие достижения, т.е. маркеры его одаренности. Как правило, одаренными считаются дети, уровень интеллектуального или творческого развития которых превосходит уровень большинства сверстников. Необходимо отметить тот факт, что одаренные дети могут проявлять незаурядные способности в абсолютно разных сферах. Кто-то необыкновенно музыкален, кто-то

прекрасно рисует и показывает склонности к художественному творчеству. Есть такая категория детей, которые показывают отличные результаты в освоении общеобразовательных предметов и усвоении достаточно большого объема информации. Есть дети, обладающие яркими лидерскими качествами и организаторскими способностями. Так, С. М. Платонова выделяет следующие виды одаренности: художественную, общую интеллектуальную, академическую, творческую, музыкальную и социальную [1, с. 8].

Однако не надо полагать, что можно с легкостью измерить и идентифицировать показатели одаренности. И психологи, и педагоги сходятся во мнении, что для выявления одаренных детей необходим особый дифференцированный подход при реализации как основных общеобразовательных программ в системе общего образования, так и дополнительных общеразвивающих программ и дополнительных предпрофессиональных программ в системе дополнительного образования детей.

По оценкам специалистов, школьный возраст считается одним из самых сложных, когда в период 8-9 лет формируется личность ребенка. Именно в это время преобладает влияние межличностных отношений участников образовательного процесса (обучающихся, родителей, педагогических работников), важны содержание и методы обучения, релевантные целям образования и возрастным психологическим особенностям детей, большую роль играет позитивная эмоциональная образовательная среда [2, с. 51].

Таким образом, следует согласиться с рядом ученых, которые считают, что одаренность формируется в ребенке наследственностью и окружающей средой, которая в той или иной мере способствует развитию его потенциала [3, с. 68]. Именно поэтому роль государства в создании эффективной системы образования, обеспечивающей условия для обучения, воспитания и развития способностей всех детей, а также дальнейшей их самореализации независимо от места жительства, социального положения и финансовых возможностей семьи, является в современных условиях ключевой.

На данный момент в Российской Федерации принят ряд политико-правовых документов, определяющих государственную политику в сфере получения образования одаренными детьми. Так, в Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года устанавливается необходимость раннего раскрытия способностей детей к творчеству, развития навыков по критическому восприятию

информации, способности к нестандартным решениям, креативности и изобретательности путем расширения государственной поддержки дошкольного образования не только государственных образовательных организаций, но и автономных, частных, корпоративных, общественных и семейных образовательных организаций дошкольного образования. Кроме того, в Стратегии сделан акцент на развитие инфраструктуры спецшкол для одаренных детей, созданных при национальных исследовательских и федеральных университетах. Следует отметить тот факт, что определяющим условием создания и развития таких школ является их доступность для одаренных детей из малообеспеченных семей, а также детей, проживающих на удаленных и труднодоступных территориях [4].

Необходимо сказать, что в нашей стране в советский период действовала достаточно эффективная система обучения одаренных детей в специализированных школах-интернатах, созданных при ведущих вузах. Так, например, Постановлением Совмина СССР от 23 августа 1963 г. № 905 «Об организации специализированных школ-интернатов физико-математического и химико-биологического профиля» были организованы спецшколы при государственных университетах (Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова, Ленинградском государственном университете имени А. А. Жданова, Киевском государственном университете имени Т. Г. Шевченко, Новосибирском государственном университете) [5]. В таких специализированных школах-интернатах наряду с общим средним образованием обеспечивалась повышенная подготовка учащихся по профилирующим предметам (математике, физике, химии, биологии). Для проведения занятий привлекались ведущие научные сотрудники, профессора и преподаватели университетов. Данные факты позволяют говорить о высоком уровне организации учебного процесса спецшкол.

Таким образом, созданная в 1960-х гг. система специализированных школ-интернатов была признана успешной и стала реализовываться по всей стране.

В настоящее время в России число специализированных образовательных организаций (лицеев, гимназий, спецшкол), реализующих образовательные программы для одаренных детей, постоянно увеличивается.

Еще одним актуальным и стратегически важным вопросом является создание школ-предуниверсариев при ведущих вузах страны. Данная практика уже успешно реализовыва-

ется в г. Москве (Университетская гимназия (школа-интернат) МГУ имени М. В. Ломоносова, Предуниверсарий ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», Предуниверсарий Первого МГМУ имени И. М. Сеченова и др.). При Саратовском государственном университете создается Предуниверсарий для одаренных детей. Планируется, что это будет образовательный комплекс, сочетающий учебную и научную деятельность для детей с 8-го по 11-й класс с углубленным изучением таких предметов, как программирование, робототехника, биотехнология и др.

Таким образом, созданная в советский период система обучения одаренных детей по основным общеобразовательным программам в специализированных образовательных организациях при ведущих вузах страны получила свое дальнейшее развитие, трансформировалась и на сегодняшний день успешно применяется в современных условиях.

Утвержденная в 2012 г. Президентом РФ Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (далее -Концепция) определяет ключевые принципы и важнейшие задачи по выявлению и поддержке одаренных детей [6]. Одним из базовых принципов, заложенных в Концепции, является положение, что «каждый ребенок талантлив». Именно такой подход должен реализовываться в национальной системе образования Российской Федерации на современном этапе. «Каждый ребенок одарен, раскрытие его талантов - это наша задача. В этом успех России», - подчеркнул В. В. Путин, выступая с ежегодным Посланием Федеральному Собранию [7].

В целях реализации Концепции был создан информационно-образовательный портал общенациональной системы поиска и поддержки одаренных детей, который содержит несколько контент-разделов, включающих информацию о тематических новостях, реестре организаций, работающих с одаренными детьми, информацию об олимпиадах, летних школах и иных мероприятиях, федеральных и региональных программах. Кроме того, на портале возможно получить опНпе-консультации специалистов [8].

На сегодняшний день в России государственный ресурс о талантливых детях содержит данные более чем о 119 тыс. детей, которые стали победителями в различных мероприятиях по таким направлениям, как «Искусство», «Спорт», «Наука» [9].

В 2019 г. стартовал Национальный проект «Образование», в рамках реализации которого предусмотрено несколько федеральных про-

ектов: «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Поддержка семей, имеющих детей», «Учитель будущего» и др. Успешная реализация федеральных проектов позволит решить несколько стратегических задач в сфере получения образования одаренными детьми, связанных с внедрением современных метапредметных методов обучения, формированием эффективной системы выявления, поддержки и развития одаренных детей, созданием условий для раннего развития детей до трех лет, внедрением национальной системы профессионального роста педагогов и др. [10].

Итак, данные программные документы определяют основные направления государственной образовательной политики Российской Федерации, реализацию права каждого ребенка на образование и декларируют равные стартовые возможности на его получение, что согласуется с нормами Конституции РФ и законодательством в сфере образования.

Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании) в целях реализации права каждого ребенка на образование устанавливается, что органы государственной власти федерального уровня и уровня субъектов РФ, а также органы МСУ должны оказывать содействие лицам, проявившим выдающиеся способности, а также обучающимся, которые показали высокий уровень интеллектуального развития, творческих способностей в различных сферах деятельности (учебной, научно-исследовательской, творческой, физической культуре и спорте) [11, ч. 2. ст. 5].

Таким образом, в Законе об образовании даются следующие определения « одаренности»: «лица, проявившие выдающиеся способности», «обучающиеся с высоким уровнем интеллектуального развития», «обучающиеся с высоким уровнем творческих способностей». Подчеркнем, что неординарные способности могут проявляться не только в учебе, науке и творчестве, но и при занятии физической культурой и спортом.

Законом об образовании определены способы выявления одаренных детей, система финансовой поддержки и структурно-организационные условия [11, ст. 77].

Во-первых, для выявления и поддержки одаренных детей проводятся Всероссийская олимпиада школьников и олимпиады школьников.

Так, например, Всероссийская олимпиада школьников от 10 до 18 лет проводится ежегодно во всех субъектах Российской Федерации по 24 общеобразовательным предметам: литература,

математика, обществознание, история, биология, информатика, химия, география, иностранный язык и др. Отметим, что число участников Всероссийской олимпиады школьников постоянно увеличивается. Так, в 2013/2014 уч. г. в Олимпиаде приняли участие 5,7 млн учащихся 4-11-х классов, в 2016/2017 г. и 2017/2018 г. - 6 млн учащихся, причем некоторые дети принимают участие в олимпиадах по нескольким предметам. Что касается так называемых вузовских олимпиад, то их количество также растет: в 2016/2017 г. было проведено 88 олимпиад, в 2017/2018 г. - 97 [9].

Во-вторых, для одаренных детей разработана система финансовой поддержки в виде денежных выплат, осуществляемых Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами.

В-третьих, для выявления и поддержки одаренных детей в образовательных организациях могут создаваться специализированные структурные подразделения. Кроме того, создаются и действуют образовательные организации, которые реализуют основные и дополнительные образовательные программы. Например, на базе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения «Международный детский центр "Артек"» осуществляется обучение по дополнительным общеразвиваю-щим программам, обеспечивающим развитие интеллектуальных, творческих и прикладных способностей обучающихся.

Уникальным направлением в работе с одаренными детьми является деятельность Образовательного центра «Сириус». Цель его работы - раннее выявление, развитие и дальнейшая профессиональная поддержка одаренных детей, проявивших выдающиеся способности в различных областях (естественнонаучные дисциплины, спорт, техническое творчество и др.) [12].

Кроме того, Закон об образовании определяет некоторые особенности реализации образовательных программ в сферах искусства, физической культуры и спорта. Так, дополнительные предпрофессиональные программы в области искусства реализуются в целях выявления одаренных детей в раннем возрасте, создания условий для их художественного образования и эстетического воспитания, опыта творческой деятельности и осуществления их подготовки к получению профессионального образования в области искусств [11, ч. 3. ст. 83]. Такие программы реализуются в образовательных организациях дополнительного образования детей. Это детские музыкальные школы, в которых дети обучаются

по дополнительным предпрофессиональным образовательным программам в области музыкального искусства.

Реализация дополнительных предпрофес-сиональных программ в области физической культуры и спорта направлена на отбор одаренных детей, создание условий для их физического воспитания и развития, получение ими начальных знаний, умений, навыков в сфере физической культуры и спорта и подготовку к освоению этапов спортивной подготовки [11, п. 2 ч. 3 ст. 84]. По этим программам обучаются дети в детско-юношеских спортивных школах.

Таким образом, Закон об образовании устанавливает общие рамки получения образования одаренными детьми при освоении ими программ общего образования (дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего), а также дополнительных общеразвивающих программ и дополнительных предпрофессио-нальных программ в системе дополнительного образования детей.

Проблема выявления, обучения и поддержки одаренных детей на современном этапе реализации государственной образовательной политики России является приоритетной и многоаспектной. Как отмечают некоторые исследователи, в обучении и воспитании одаренных детей важно обеспечить их социальную адаптацию, возможность для полноценного развития их способностей.

К сожалению, одаренные дети могут входить в так называемую группу риска. Так как эти дети неординарны и отличаются от сверстников, в общеобразовательной организации они испытывают трудности из-за отсутствия дифференциального подхода в обучении и унификации программ, в которых не предусмотрены или не учитываются индивидуальные возможности усвоения знаний. Именно поэтому у некоторых одаренных детей могут возникнуть трудности в общении с окружающими [3, с. 70]. К примеру, высокий уровень развития математических способностей может сочетаться с наличием грубой дисграфии, неадекватной реакцией на внешние раздражители и затруднениями в адаптации к окружающей среде. Одаренные дети могут легко усваивать учебный материал в какой-то определенной области знаний и в то же время отставать по другим предметам. Они могут иметь повышенную истощаемость и с трудом переносить любую деятельность, требующую длительных физических или умственных усилий, а также речевые проблемы [13, с. 181]. Именно поэтому для решения ряда проблем, связанных с обуче-

нием одаренных детей, возникает необходимость разработки специальных программ по охране их психического здоровья [14], что, в свою очередь, требует специальной подготовки педагога.

Особого внимания со стороны родителей, педагогов, психологов и других специалистов требуют вопросы обучения детей с аутистическими расстройствами. По оценкам специалистов, такие дети имеют особую изолированную мнестиче-скую способность, зрительно-пространственные способности, вычислительные, изобразительные или музыкальные навыки, которые способствуют развитию особых талантов [15].

Не только в России, но и в большинстве развитых стран выявлению, обучению и поддержке одаренных детей уделяется особое внимание. Так, например, программы обязательной диагностики всех детей на признаки гениальности существуют в 47 государствах (Японии, Южной Корее, Китае, Сингапуре, Израиле и др.) [3, с. 71].

В США для выявления одаренных детей применяется коэффициент интеллекта Щ. Однако, по мнению В. Е. Усанова, такая технология не может быть признана бесспорной и универсальной [16].

В ряде европейских стран, например в Швеции, Норвегии и Финляндии, одаренные дети получают образование в общеобразовательных организациях без дифференциации процесса обучения. В соответствии с образовательной политикой этих стран все дети одаренные. Для раскрытия их талантов необходима комфортная образовательная среда и подготовленные педагогические кадры, так как работа с одаренными детьми требует от педагога особой подготовки.

В некоторых государствах, например в Италии, на конституционном уровне установлены положения в части получения образования одаренными детьми. Конституция Итальянской Республики определяет, что «способные и достойные ученики, даже если они лишены средств, имеют право перехода на высшие ступени обучения. Республика обеспечивает это право путем стипендий, пособий семьям и других видов помощи, которые должны предоставляться по конкурсу» [17, с. 277].

Право на образование в законодательстве Испании дифференцируется в зависимости от принадлежности обучающихся к определенной группе. Так, ст. 43 Закона «О качестве образования» устанавливается необходимость поддержки учащихся с выдающимися способностями. Для того чтобы такие учащиеся получали надлежащую образовательную подготовку, органы по управлению образованием должны предпринимать меры для выявления их особых потреб-

ностей. В обязанности органов по управлению образованием входит предоставление учащимся с выдающимися интеллектуальными способностями особой учебной подготовки с участием специально подготовленных учителей. Родители таких учащихся обязаны получить информацию и необходимые консультации, важные для получения их детьми надлежащего образования [18].

Таким образом, следует сказать, что государственная образовательная политика ряда зарубежных стран направлена на выявление и поддержку одаренных детей, однако подходы к образованию одаренных детей имеют принципиальные различия, а интеллектуальные тесты по-прежнему остаются самым распространенным способом выявления одаренности.

Заключение

Подводя итоги, можно сказать, что в настоящее время в России в целом сформирована национальная система обучения одаренных детей. Многие прошедшие проверку временем формы работы с одаренными детьми успешно применяются сегодня как в России, так и в ряде зарубежных стран. Создаются специализированные школы и школы-интернаты, проводятся различные олимпиады, интеллектуальные и творческие конкурсы. Кроме того, работают современные площадки дополнительного образования детей (детские технопарки, мобильные технопарки, центры цифрового образования детей, центры выявления и поддержки одаренных детей и центры, реализующие дополнительные общеобразовательные программы, созданные при ведущих вузах.

В ряде субъектов Российской Федерации создаются центры поддержки одаренных детей, которые решают несколько задач: во-первых, организация мероприятий по выявлению талантливых детей; во-вторых, сопровождение одаренных детей и обеспечение их взаимодействия с научными организациями, творческими коллективами и спортивными федерациями. Такие центры уже существуют более чем в сорока субъектах Российской Федерации. Их работа построена по модели образовательного центра «Сириус».

В 2018 г. в СГУ был создан Центр поддержки одаренных детей Саратова и Саратовской области. Основные направления деятельности Центра сосредоточены на выявлении одаренных детей и организации обеспечения научно-методического сопровождения работы с ними в университете и образовательных организациях города и области посредством проведения конференций, семинаров, круглых столов, лекций. Также

предусмотрен вариативный спектр работы с одаренными детьми: проведение лекций, выставок, научно-образовательных и культурно-познавательных мероприятий для учителей, родителей и педагогов [19].

Таким образом, можно сделать вывод, что в России накоплен достаточно богатый опыт и в целом сформирована национальная система выявления, поддержки и обучения одаренных детей.

Принятые программные документы определяют основные направления государственной образовательной политики Российской Федерации в части получения образования одаренными детьми. Закон об образовании устанавливает ряд положений, регламентирующих организацию получения образования одаренными детьми по основным общеобразовательным программам общего образования, а также определяет особенности реализации дополнительных обще-развивающих программ и дополнительных предпрофессиональных программ в системе дополнительного образования детей.

Однако разработанные программы, методики и технологии, к сожалению, имеют как свои достоинства, так и недостатки, что, в свою очередь, порождает ряд вопросов, возникающих в процессе реализации права на образование одаренных детей. Они связаны с психологическими особенностями ребенка, содержанием и методом обучения, компетентностью педагогов, формированием особой образовательной среды и др.

Список литературы

1. Платонова С. М. Детская одаренность : учеб.-ме-тод. пособие. СПб. : Изд-во Ленингр. гос. ун-та им. А. С. Пушкина, 2011. 81 с.

2. Карабанова О. А. Образовательная среда школы : Риски и ресурсы психического и психологического здоровья и развития детей и подростков // Психическое здоровье человека XXI века : сб. науч. ст. по материалам I Конгресса «Психическое здоровье человека XXI века». М. : ИД «Городец», 2016. С. 51- 53.

3. Лунякова Л. Г. Проблемы организации обучения одаренных детей в России // Народонаселение. 2012. № 4. С. 68- 82.

4. Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года : распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р (ред. от 18.10.2018) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 1, ст. 216 ; 2018. № 44, ст. 6772.

5. Об организации специализированных школ-интернатов физико-математического и химико-биологического профиля : постановление Совмина СССР

от 23.08.1963 № 905. Доступен из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

6. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (утв. Президентом РФ 03.04.2012 № Пр-827) // Администратор образования. 2012. № 11.

7. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.12.2016 // Парламентская газета. 2016. № 45.

8. Образовательный фонд «Талант и успех» [Государственный информационный ресурс об одаренных детях]. URL: https://xn--80aayamnhpkade1j.xn--p1ai/ pages/about (дата обращения: 01.11.2019).

9. Доклад Правительства Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере образования. Москва, 2019 г URL: http://static.government. ru/media/files/VGZkuVnp1h5rLAAIBZ1AsP5zv4zhI79 t.pdf (дата обращения: 09.09.2019).

10. Министерство просвещения Российской Федерации : [сайт]. URL: https://edu.gov.ru/national-project (дата обращения: 13.10.2019).

11. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 53 (ч. 1), ст. 7598 ; 2019. № 30, ст. 4134.

12. Сириус. Образовательный центр : [сайт]. URL: https:// sochisirius.ru/o-siriuse/obschaja-informatsija (дата обращения: 20.05.2019).

13. ГлозманЖ. М. Нейропсихология детского возраста : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М. : ИЦ «Академия», 2009. 272 с.

14. Webb J. T., AmendE. R., Webb N. E, Goerss J., Beljan P., Olenchak F. R. Misdiagnosis and dual diagnoses of gifted children and adults : ADHD, Bipolar, Asperger's, Depression, and Other Disorders // Gifted and Talented International. 2006. Vol. 21, iss. 2. P. 83- 86. DOI: 10.1 080/15332276.2006.11673478

15. Happé F. Why are savant skills and special talents associated with autism? // World Psychiatry. 2018. Vol. 17, iss. 3. P. 280-281. DOI: https://doi.org/10.1002/wps. 20552. URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/ PMC6127767/ (дата обращения: 13.12.2019).

16. Комментарий к Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (поглавный) / под ред. В. Е. Усанова. М. : Юркомпани, 2013. 544 с.

17. Конституции зарубежных государств : Великобритания, Франция, Германия, Италия, Европейский союз, Соединенные Штаты Америки, Япония : учеб. пособие / сост. сб., пер., авт. введ. и вступ. ст. В. В. Маклаков. 8-е изд., исправл. и доп. М. : Инфо-тропик Медиа. 2012. 640 с.

18. Козырин А. Н. Право на образование в конституциях и законодательстве зарубежных стран // Реформы и право. 2016. № 4. С. 31- 39.

19. Центр поддержки одаренных детей // Саратовский государственный университет : [сайт]. URL: https://www.sgu.ru/structure/gifted (дата обращения: 15.10.2019).

Образец для цитирования:

Деманова С. В., Деманова Д. Е. Конституционно-правовое регулирование получения образования одаренными детьми в Российской Федерации // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2020. Т. 20, вып. 1. С. 81-88. БО!: https://doi.org/10.18500/1994-2540-2020-20-1-81-88

Constitutional and Legal Regulation

of Gifted Children Education in the Russian Federation

S. V. Demanova, D. E. Demanova

Svetlana V. Demanova, https://orcid.org/0000-0001-5729-7464, Saratov State University, 83 Astrakhanskaya St., Saratov 410012, Russia, claire_d@bk.ru

Daria E. Demanova, https://orcid.org/0000-0001-8895-5538, St. Petersburg University, 12B Universitetskaya Emb., St. Petersburg 199034, Russia, dariademanova97@gmail.com

Introduction. This article discusses the most relevant issues of gifted children education in basic and additional general educational programs. It focuses on constitutional and legal regulation of gifted children education in the Russian Federation. Discussion. The article explores the category of gifted children, reveals its essential characteristics and specifics of consolidation in national legislation. The authors analyze norms of political and legal documents and legislation in the field of education of the Russian Federation. The norms regulate the organization of gifted children education, children's participation in olympiads, creative contests and other events. The experience of a number of foreign countries is studied in terms of obtaining education for gifted children including peculiarities of identifying and supporting talented children. Conclusion. The authors determine the necessity of creating a special system for identifying and supporting gifted children in mathematics, physics, history, drawing, music, etc. Furthermore, a comfortable environment for the manifestation, development, stimulation of children's abilities, and training (retraining, advanced training) of teachers are also in need. Keywords: state educational policy, legislation in the field of education, gifted children.

References

1. Platonova S. M. Detskaya odaryonnost' [Children's talent]. St. Petersburg, Izdatel'stvo Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina, 2011. 81 p. (in Russian).

2. Karabanova O. A. Educational environment of school: Risks and resources of mental and psychological health and development of children and adolescents. In: Psikhi-cheskoe zdorov'e cheloveka XXI veka [Mental health of the XXI century. Collection of scientific articles of I Congress "Mental health of the XXI century"]. Moscow, Izdatel'skiy dom "Gorodets", 2016, pp. 51-53 (in Russian).

3. Lunyakova L. G. Problems of organization of education of gifted children in Russia. Narodonaselenie [Population], 2012, no. 4, pp. 68-82 (in Russian).

4. On the approval of innovative development strategy of the Russian Federation for the period till 2020. Order of the Government of the Russian Federation of 8.12.2011 no. 2227-r (an edition of 18.10.2018). So-branie zakonodatel 'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2012, no. 1, art. 216; 2018, no. 44, art. 6772 (in Russian).

5. On the organization of specialized boarding schools of physical and mathematical, chemical and biological profile. Resolution of the Council of Ministers of the USSR of 23.08.1963 no. 905. ATP "Consultant" [electronic resource] (in Russian).

6. Concept of national system of identification and development of young talents (approved President of the Russian Federation of 3.04.2012 no. Pr-827). Administrator obrazovaniya [Education administrator], 2012, no. 11 (in Russian).

7. Message of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly of December 01, 2016. Parlamentskaya gazeta [Parliamentary newspaper], 2016, no. 45 (in Russian).

8. Educational Foundation "Talent and Success" (State information resource on gifted children). Available at: https: //xn--80aayamnhpkade1j.xn--p1ai/pages/about (accessed 1 November 2019) (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Government Report of the Russian Federation to the Federal Assembly of the Russian Federation on the implementation of state policy in the field of education. Moscow, 2019. Available at: http://static.government.ru/ media/files/VGZkuVnp1h5rLAAIBZ1AsP5zv4zhI79t. pdf (accessed 9 September 2019) (in Russian).

10. Ministerstvo prosvescheniya Rossiiskoi Federatsii (Ministry of Education of the Russian Federation. Site). Available at: https://edu.gov.ru/national-project (accessed October 13, 2019) (in Russian).

11. On education in Russian Federation. Federal law of 29.12.2012 no. 273-FZ (an edition of 26.07.2019). So-branie zakonodatel 'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2012, no. 53 (pt. 1), art. 7598; 2019, no. 30, art. 4134 (in Russian).

12. Sirius. Obrazovatel'nyi tsentr (Sirius. Educational center. Site). Available at: https://sochisirius.ru/o-siriuse/ obschaja-informatsija (accessed 20 May 2019) (in Russian).

13. Glozman Zh. M. Neiropsikhologiya detskogo voz-rasta [Neuropsychology of Children Age]. Moscow, Izdatel'skiy tsentr "Academy", 2009. 272 p. (in Russian).

14. Webb J. T., Amend E. R., Webb N. E., Goerss J., Beljan P., Olenchak F. R. Misdiagnosis and dual diagnoses of gifted children and adults: ADHD, Bipolar, Asperger's,

Depression, and Other Disorders. Gifted and Talented International, 2006, vol. 21, iss. 2, pp. 83-86. DOI: 10.1080/15332276.2006.11673478

15. Happé F. Why are savant skills and special talents associated with autism? World Psychiatry, 2018, vol. 17, iss. 3, pp. 280-281. DOI: https://doi.org/10.1002/ wps.20552. Available atL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/ pmc/articles/PMC6127767/ (accessed 13 December 2019).

16. Kommentariy k Federal'nomu zakonu ot 29.12.2012 no. 273-FZ "Ob obrazovanii vRossiiskoiFederatsii" (po-glavnyi) [Commentary on the Federal Law ofDecember 29, 2012 no. 273-FZ "On Education in the Russian Federation" (chapter-by-chapter commentary). Ed. by V. E. Usanov]. Moscow, Yurkompani Publ., 2013. 544 p. (in Russian).

17. Konstitutsii zarubezhnykh gosudarstv: Velikobritaniya, Frantsiya, Germaniya, Italiya, Evropeiskii soiuz, Soe-dinennye Shtaty Ameriki, Yaponiya [Constitutions of foreign countries: Great Britain, France, Germany, Italy, European Union, United States of America, Japan. 8th ed., rev. and add.]. Moscow, Infotropic Media Publ., 2012. 640 p. (in Russian).

18. Kozyrin A. N. The right to education in constitutions and legislation of foreign countries. Reformy i pravo [Reforms and Law], 2016, no 4, pp. 31-39 (in Russian).

19. Support Center for Gifted Children. Saratovskii gosu-darstvennyi universitet (Saratov State University. Site). Available at: https://www.sgu.ru/structure/gifted (accessed 15 October 2019) (in Russian).

Cite this article as:

Demanova S. V., Demanova D. E. Constitutional and Legal Regulation of Gifted Children Education in the Russian Federation. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Economics. Management. Law, 2020, vol. 20, iss. 1, pp. 81-88 (in Russian). DOI: https://doi.org/10.18500/1994-2540-2020-20-1-81-88

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.