Научная статья на тему 'ПОДДЕРЖКА ПРОМЫШЛЕННОСТИ И БИЗНЕСА В РОССИИ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19'

ПОДДЕРЖКА ПРОМЫШЛЕННОСТИ И БИЗНЕСА В РОССИИ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
371
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСПОДДЕРЖКА / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / МАШИНОСТРОЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ / COVID-19 / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ПЛАНИРОВАНИЕ / STATE SUPPORT / INDUSTRY / MECHANICAL ENGINEERING / STATE PROGRAM / MANAGEMENT MECHANISMS / ECONOMIC GROWTH / PLANNING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абдикеев Нияз Мустякимович, Богачев Юрий Сергеевич, Донцова Олеся Игоревна

В статье приведено исследование форм господдержки промышленности и бизнеса в России, а также их методическое и организационно-практическое обеспечение. Целью исследования является оценка современных механизмов реализации мер поддержки промышленного развития в период пандемии COVID-19. Важным элементом национального плана восстановления как уровня инвестиций, так и уровня совокупного потребления, является идентификация сегментов промышленности, которые должны запустить деятельность в сопряженных с ними сферах бизнеса, в том числе - наиболее пострадавшей от пандемии COVID-19 сфере малого и среднего бизнеса. Анализ форм государственной поддержки секторов обрабатывающей промышленности из числа драйверов экономического роста в трактовке Правительства РФ (прогнозов экономического развития) показал, что используются практически все известные направления для реализации такого рода усилий в целях обеспечения роста и развития этих субъектов. В статье сделан вывод, что к числу причин низкой эффективности реализуемых мероприятий относятся как недостатки экономической оценки состояния отраслей, их микроэкономических субъектов и воздействующих на них факторов, так и недоработки управленческого характера, в том числе ошибки в определении целей проводимых мероприятий/программ/стратегий, их планировании и организации, реализации и контроле.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Абдикеев Нияз Мустякимович, Богачев Юрий Сергеевич, Донцова Олеся Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUPPORT FOR INDUSTRY AND BUSINESS IN RUSSIA DURING THE COVID-19 PANDEMIC

The article presents a study of forms of state support for industry and business in Russia, as well as their methodological and organizational and practical support. The aim of the study is the evaluation of modern mechanisms for implementing measures to support industrial development during the COVID-19 pandemic. An essential element of the national recovery plan for both investment and aggregate consumption is the identification of industry segments that should launch activities in their associated business areas, including the small and medium-sized businesses that are most affected by the COVID-19 pandemic. The analysis of the forms of state support for sectors of the manufacturing industry being at the same time the drivers of economic growth in the interpretation of the Government of the Russian Federation (forecasts of economic development) showed that almost all known areas are used to implement such efforts to ensure the growth and development of these subjects. The authors concluded that the reasons for the low efficiency of implemented measures are both shortcomings in the economic assessment of the state of industries, their micro-economic entities and factors affecting them, and management shortcomings, including errors in determining the goals of the activities/programs/strategies, their planning and organization, implementation and control as well.

Текст научной работы на тему «ПОДДЕРЖКА ПРОМЫШЛЕННОСТИ И БИЗНЕСА В РОССИИ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19»

оригинальная статья

DOI: 10.26794/2226-7867-2020-10-5-92-99 УДК 338.262.4(045)

Поддержка промышленности и бизнеса в России в период пандемии COVID-19*

Н. М. Абдикеев3- Ю. С. Богачев"- О. И. Донцовас

a b c Финансовый университет, Москва, Россия ' http://orcid. org/0000-0002-5999-0542; b http://orcid. org/0000-0002-8595-7674;

c http://orcid. org/0000-0002-7924-2111

АННОТАЦИЯ

В статье приведено исследование форм господдержки промышленности и бизнеса в России, а также их методическое и организационно-практическое обеспечение. Целью исследования является оценка современных механизмов реализации мер поддержки промышленного развития в период пандемии COVID-19. Важным элементом национального плана восстановления как уровня инвестиций, так и уровня совокупного потребления, является идентификация сегментов промышленности, которые должны запустить деятельность в сопряженных с ними сферах бизнеса, в том числе - наиболее пострадавшей от пандемии COVID-19 сфере малого и среднего бизнеса. Анализ форм государственной поддержки секторов обрабатывающей промышленности из числа драйверов экономического роста в трактовке Правительства РФ (прогнозов экономического развития) показал, что используются практически все известные направления для реализации такого рода усилий в целях обеспечения роста и развития этих субъектов. В статье сделан вывод, что к числу причин низкой эффективности реализуемых мероприятий относятся как недостатки экономической оценки состояния отраслей, их микроэкономических субъектов и воздействующих на них факторов, так и недоработки управленческого характера, в том числе ошибки в определении целей проводимых мероприятий/программ/стратегий, их планировании и организации, реализации и контроле

Ключевые слова: господдержка; промышленность; машиностроение; государственная программа; управленческие механизмы; COVID-19; экономический рост; планирование

Для цитирования: Абдикеев Н. М., Богачев Ю. С., Донцова О. И. Поддержка промышленности и бизнеса в России в период пандемии COVID-19. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2020;10(5):92-99. Р01: 10.26794/2226-7867-2020-10-5-92-99

original paper

Support for Industry and Business in Russia During the COVID-19 Pandemic**

N. M. Abdikeeva, Yu. S. Bogachevb, O. I. Dontsovac

a' c Financial University, Moscow, Russia a http://orcid. org/0000-0002-5999-0542; b http://orcid. org/0000-0002-8595-7674;

c http://orcid. org/0000-0002-7924-2111

ABSTRACT

The article presents a study of forms of state support for industry and business in Russia, as well as their methodological and organizational and practical support. The aim of the study is the evaluation of modern mechanisms for implementing measures to support industrial development during the COVID-19 pandemic. An essential element of the national recovery plan for both investment and aggregate consumption is the identification of industry segments that should launch activities in their associated business areas, including the small and medium-sized businesses that are most affected by the COVID-19 pandemic. The analysis of the forms of state support for sectors of the manufacturing industry being at the same time the drivers of economic

* Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финансовому университету.

** The article was prepared based on the results of studies carried out at the expense of budget funds on the state order of the Financial University.

© Абдикеев Н.М., Богачев Ю. С ., Донцова О.И., 2020

growth in the interpretation of the Government of the Russian Federation (forecasts of economic development) showed that almost all known areas are used to implement such efforts to ensure the growth and development of these subjects. The authors concluded that the reasons for the low efficiency of implemented measures are both shortcomings in the economic assessment of the state of industries, their micro-economic entities and factors affecting them, and management shortcomings, including errors in determining the goals of the activities/ programs/strategies, their planning and organization, implementation and control as well.

Keywords: state support; industry; mechanical engineering; state program; management mechanisms; COVID-19; economic growth; planning

For citation: Abdikeev N. M., Bogachev Yu.s., Dontsova O. I. support for industry and business in Russia during the COVID-19 pandemic. Gumanitarnye Nauki.Vestnik Finasovogo Universiteta = Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University. 2020;10(5):92-99. DOI: 10.26794/2226-7867-2020-10-5-92-99

В период активной фазы пандемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19) правительства подавляющего большинства стран мира имплементи-ровали схожий паттерн поведения и проти-воэпидемиологической политики. Базовым инструментом противодействия массовому распространению COVID-19 стало обеспечение мер самоизоляции и социального дистанцирования населения. В большинстве стран, в том числе и в России, требования самоизоляции и социального дистанцирования реализовывались в форме правовых норм императивного характера

Короновирусная пандемия сгенерировала кризисные явления в экономиках многих ведущих стран мира. В табл. 1 представлены данные Всемирного банка по уровню падения национальных экономик за I и II квартал 2020 г.

Уровень мировой торговли снизился на 11,9%. С учетом того, что в экономиках ведущих стран сфера услуг занимает более 60%, кризисные явления привели к резкому увеличению безработицы. Рынок труда ведущих экономик мира приблизился к уровню 30-х гг. прошлого столетия. В США безработица составила более 20%, превысив значение в 38 млн чел. (больше, чем во времена Великой депрессии). Увеличение числа безработных привело к резкому падению доходов населения, а, следовательно, покупательского спроса, что затрудняет процесс восстановления реальной экономики, который во всех странах будет проходить с разной скоростью.

1 Указ Президента Российской Федерации от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)». URL: http://publication. pravo.gov.ru/Document/View/0001202004020025.

В России, по данным Всемирного банка, уровень падения экономики составил порядка 6,6%, по данным Министерства экономики — 4-6%. В силу структурных особенностей экономики в России процент прироста безработных существенно меньше, чем в развитых странах за аналогичный период 2020 г.

Предпосылкой для консервации кризисного состояния экономики является структура распределения занятых в сфере услуг и реального сектора. Страны с высокой долей сферы услуг в ВВП национальной экономики (США, Великобритания, Швейцария, Франция, Нидерланды, Япония, Сингапур, Испания, Канада) испытают более высокие риски на рынке труда, а, следовательно, более существенное снижение потребительской активности по сравнению со странами с высокой долей развития реального сектора экономики (Китай, Индия, Южная Корея, Индонезия). В итоге это приведет к депрессивным явлениям в сфере услуг, и как следствие, к увеличению периода выхода из кризиса [1,2].

По прогнозам Министерства экономического развития РФ, экономика России достигнет уровня 2019 г. к началу 2022 г., а в 2023 г. темпы ее развития составят 3%, что соответствует среднему значению.

Снижение уровня реализации продукции на внешних рынках создает высокие риски обеспечения внутреннего рынка потребления товарами обрабатывающей промышленности. Это связано с тем, что значительная часть реализации этих товаров обеспечивается импортными поставками. Кризисные явления в национальных экономиках формирует риски способности стран обеспечить эти поставки. С другой стороны, кризисные явления в экономике России приводят к увеличению курсовой разницы рубля, что способствует повышению

цен на импортные товары, — они становятся недоступными для предприятий и населения в силу резкого падения доходов, несмотря на все усилия государства стабилизировать экономическое состояние, предоставляя различного рода субсидии. По этой причине маловероятно увеличение заинтересованности многих стран в закупках продукции обрабатывающей промышленности.

Кроме того, не определены факторы, влияющие на развитие пандемии. Существует вероятность второй волны эпидемии. Отсюда возникает неопределенность возможности национальных экономик сохранить потенциал к устойчивому развитию.

Необходимо отметить, что в России накоплен определенный потенциал и создан инструментарий управления развитием пандемии — об этом свидетельствует низкий уровень смертности в нашей стране. Вышеуказанные факты дают основание утверждать, что основным направлением развития национальной экономики должно стать импортозамещение продукции высоких технологий и технологическое перевооружение для формирования условий повышения производительности труда. Это позволит увеличить доходы населения страны и таким образом повысить качество жизни населения.

Объективной ценой введения жестких мер социального дистанцирования и самоизоляции стало критическое падение совокупного потребления домохозяйств, которое по инерции отразилось на корпоративном потреблении, глобальном спросе на энергоносители и на инвестиционном спросе. Во время реализации противоэпидемиологических мер социального дистанцирования и принудительной самоизоляции снизилась деятельность многих секторов экономики, ухудшилось положение дел в промышленности и особенно в секторе услуг, уменьшились располагаемые доходы большей части населения, существенно выросла безработица (особенно в сегменте малого и среднего бизнеса).

С целью сглаживания негативного влияния противоэпидемиологических мер и возвращения экономики на обычную траекторию развития правительствами большинства стран мира, в том числе и России, в срочном порядке разрабатываются планы по поддержке граждан и стимулированию процессов восстановления экономики.

Таблица 1 / Table 1 Уровень падения мировой экономики за I и II квартал 2020 г. / The level of decline in the global economy for the first and second quarter of 2020

Страна Падение ВВП, %

США 8

ЕС 10,2

Индия 4,5

Латинская Америка 9,4

Япония 5,8

Канада 8,4

Китай 1

Источник/Source: Данные Всемирного банка / The World Bank data . URL: https://www.worldbank.org.

Реализуемое Правительством России восстановление национальной экономики включает в себя социальные меры и меры поддержки бизнеса. Социальные меры направлены на поддержание отдельных категорий населения. Они представляют собой: ежемесячные выплаты семьям с детьми (в среднем 5500 руб.); перевод в дистанционный режим государственных услуг по получению больничного, поиску работу, оформлению пособия по безработице; введение моратория на начисление штрафов и пени за просрочку коммунальных платежей; введение возможности кредитных каникул (https://стопкоронавирус.рф/what-is-done/ social-measures).

Меры поддержки бизнеса развиваются по двум направлениям.

1. Поддержка малого и среднего бизнеса в условиях реализации мер по обеспечению социального дистанцирования и самоизоляции (на период действия ограничений осуществления деятельности).

2. Реализация общесистемных мер по стимулированию возврата экономики на траекторию роста [3].

В качестве мер поддержки малого и среднего бизнеса в период действия ограничительных мер Правительством России предлагается: введение мораториев на банкротство и проведение проверок, налоговые каникулы и отсрочка арендных платежей (на объекты

в государственной собственности), возможность привлечения кредитов на выплату заработной платы. Обозначенные меры поддержки реализуются в первую очередь в идентифицированных как наиболее затронутые последствиями распространения COVID-19 отраслях национальной экономики. К ним Правительством РФ отнесены: авиаперевозки, воздушный транспорт, туризм, выставочная деятельность, гостиницы, сфера развлечений и досуга, общественное питание, бытовые услуги, культура и спорт, непродовольственный ритейл, стоматологические услуги (https://стопкоронавирус. рф/ШеБ).

Промышленность России не определена как одна из наиболее затронутых пандемией COVID-19 отраслей, и мероприятия по ее поддержке относятся к общесистемным мерам по возвращению экономики на привычную траекторию развития.

Большинство общесистемных мер стабилизации состояния российской экономики в период отстрой фазы пандемии COVID-19 имели институциональный характер. Основной вектор направлен на снижение административного давления и перевод контрольно-надзорных и регулятивных процедур в цифровой или дистанционный формат. В табл. 2 приведены институциональные инструменты противодействия экономическому шоку от последствий пандемии COVID-19.

Правительственная комиссия по повышению устойчивости российской экономики утвердила список системообразующих организаций, которые получат господдержку на фоне пандемии СЮУГО-^. Эти организации включены в список из-за их влияния на формирование ВВП, занятость населения и социальную стабильность в регионах. В их числе: «Газпром», «Роснефть», ЛУКОЙЛ, авиакомпании «Аэрофлот» и «Уральские авиалинии», РЖД, «Русал», «Северсталь», и др. В список вошло более 600 компаний, в том числе промышленных, финансовое состояние которых российские власти в условиях обвала цен на нефть и пандемии коронавируса будут мониторить и по необходимости рассматривать вопрос об оказании поддержки. На фоне возникающих экономических проблем, в том числе из-за пандемии коронавируса, первый вице-премьер Андрей Белоусов предложил расширить список системообразующих организаций.

Компании, попавшие в список системообразующих организаций 2, имеют право на господдержку, также, судя по всему, могут рассчитывать на мораторий на банкротство в ближайшие полгода — это одна из мер поддержки бизнеса, объявленная правительством РФ (https://www.rbc.ru/economics/17/03/2020/ 5е706а979а7947е39с88а5еЬ).

В качестве меры прямой поддержки системообразующих предприятий базовых отраслей экономики планом реализации общесистемных правительственных мер предусматривается выделение льготных кредитов (по ключевой ставке Банка России) на пополнение оборотных средств и для выплаты заработной платы. Срок предоставления кредитов — до одного года. Список системообразующих предприятий формируется Минэкономразвития России.

К числу комплексных мер преодоления последствий ШУГО-^ относятся и разработанный Правительством РФ План преодоления экономических последствий новой коронави-русной инфекции, предусматривающий кредитование (на выплату зарплат) и финансовую помощь бизнесу, отсрочку и снижение налоговых и страховых платежей (дифференцированных для наиболее пострадавших и иных отраслей, а также малого и среднего бизнеса), поддержка системообразующих предприятий (1100 организаций), облегчение доступа к кредитам для малого и среднего бизнеса, поддержка некоммерческих организаций, поддержка фармацевтического и медицинского производства, транспорта, снижение непроизводительных издержек бизнеса, а также общесистемные меры поддержки и поддержка доходов населения3. Работа над совершенствованием мер государственной поддержки секторов, в том числе являющихся драйверами экономического роста, продолжается вместе с преодолением эффектов пандемии.

Формат рассматриваемых Правительством России мер по восстановлению российской экономики и возврату ее развития на докризисную

2 Список системообразующих компаний, которые получат господдержку на фоне пандемии COVID-19. URL: https:// www.znak.com/2020-04-02/spisok_sistemoobrazuyuchih_ kompaniy_kto_poluchit_gospodderzhku_na_fone_pandemii_ covid_19.

3 План преодоления экономических последствий новой коронавирусной инфекции. Правительство РФ. URL: https://www.economy.gov.ru/ material/file/35e6e01e8bb405b a8c4090762f9cfdf7/Plan.pdf.

Таблица 2 / Table 2

Институциональные инструменты противодействия экономическому шоку от последствий пандемии COVID-19 / Institutional tools to counter the economic shock of the COVID-19 pandemic

Мероприятие Плановые показатели

Снижение административной нагрузки в сфере лицензирования Отмена 19 тыс . плановых проверок. Выдача более 49 тыс. лицензий дистанционно. Автоматическое продление заканчивающихся лицензий на продажу алкоголя (30 тыс.), частную охранную деятельность (2 тыс.), пользование недрами (1050), оказание услуг связи, радио- и телевещания (более 3 тыс .), продление разрешений на строительство . Упрощение оформления лицензий для медицинской деятельности принимающих участие в борьбе с распространением и последствиями COVID-19

Снижение административного давления в сфере электроэнергетики и промышленной безопасности Автоматическое продление аккредитаций в национальной системе (3303) . Продление аттестаций экспертов в сфере промышленной безопасности (113) . Продление аттестаций работников в сфере промышленной безопасности (115 тыс.) . Продление аттестаций на право проведения экспертизы проектной документации (более 500) . Перенос проверки знаний Ростехнадзора в сфере электроэнергетики (319 тыс .)

Упрощение порядка таможенного оформления товаров первой необходимости Таможенное оформление по «зеленому коридору» товаров первой необходимости . Упрощенный порядок сертификации импортируемой продукции. Отмена импортных пошлин на лекарственные препараты и медицинские изделия (защитные маски, средства дезинфекции, вакцины) . Обнуление ставок таможенных пошлин на продовольствие в рамках ЕАЭС Отложение требований по предоставлению сертификата происхождения товара при его таможенном оформлении

Снижение административного давления на транспортную отрасль Отмена весовых ограничений на перевозку товаров первой необходимости. Отмена временных ограничений на движение грузового транспорта в пределах населенных пунктов (при осуществлении доставки товаров) . Мораторий на штрафы за непрохождение технического осмотра транспортных средств Перенос введения новых технических регламентов по оборудованию транспортных средств Перенос сроков имплементации новых норм регулирования в сфере транспорта

Снижение затрат на выполнение контрольно-надзорных требований Отмена 100 тыс . плановых и 400 тыс . внеплановых налоговых и таможенных проверок бизнеса Отмена штрафов и пени по государственным контрактам, возможность переносов сроков выполнения государственных контрактов . Перенос на 01.01.2021 обязательной предустановки российского программного обеспечения на технические товары. Перенос сроков обязательной маркировки молочной продукции

Источник / Source: URL: https://www. economy, gov.ru/material/dokumenty/plan_preodoleniya_ekonomicheskih_posledstviy_novoy koronavirusnoy_infekcii .html.

траекторию вписывается в неокейнсианскую концепцию функционирования экономического механизма с усилением роли государственных расходов в качестве драйвера роста.

Ключевая задача увеличения государственных расходов в реализуемой стратегии развития промышленности состоит в запуске мультипликатора частных инвестиций в секторах приоритетного развития. Поскольку одним из важных барьеров роста инвестиционного

спроса является неблагоприятная инвестиционная среда, то параллельно с ростом государственных влияний в инфраструктурные проекты (в качестве основного инструмента действующей стратегии обеспечения опережающего экономического развития) реализуется описанная выше программа институциональных преобразований [4].

Важным элементом национального плана восстановления как уровня инвестиций, так

и уровня совокупного потребления является идентификация сегментов промышленности, которые должны запустить деятельность в сопряженных с ними сферах бизнеса, в том числе наиболее пострадавшей от пандемии ТОУГО-19 сфере малого и среднего бизнеса. Решения о выделении помощи пострадавшим предприятиям и отраслям — драйверам роста принимаются по большей части ситуативно.

К числу драйверов национальной экономики Правительство РФ относит машиностроительный комплекс. С его состоянием связывают конкурентоспособность российской экономики на внутреннем и внешнем рынках, а также обороноспособность страны [5]. Новые возможности развития секторов машиностроения и всей отрасли в целом предусматривает недавно принятая Сводная стратегия развития обрабатывающей промышленности Российской Федерации до 2024 г. и на период до 2035 г. Признавая сохранение в отрасли проблем технологической отсталости, недостаточного присутствия на внешних рынках и др., документ предусматривает комплексное воздействие на отрасль посредством технологической, инвестиционной, финансовой, кадровой и внешнеторговой политики, а также стимулирование спроса, выделенное в отдельный сегмент Стратегии.

При этом, однако, положения Стратегии не учитывают последствий распространения новой коронавирусной инфекции (ШУГО-19). Между тем они существенно усугубили сложившуюся в машиностроении ситуацию. По имеющимся оценкам, из-за эпидемии только экспорт продукции машиностроения сократится по сравнению с 2019 г. на 10% (https://iz.ru/991240/ekaterina-vino gradova/ eksport-v-istorи-nesyrevye-postavki-sokratШs-iz-za-koronavirusa).

Одними из рассматриваемых в данных момент в качестве локомотивов восстановительного роста национальной экономики сегментов промышленности являются автопром и авиапром.

Выработан ряд профилактических мер, призванных обеспечить стабильную работу автопрома и поддержать отрасль. Президент РФ В. В. Путин поручил Правительству обеспечить стабильную работу автомобильной отрасли — от производства до продажи. Все меры поддержки российского автопрома должны

быть реализованы на практике максимально срочно. Необходимо обеспечить стабильную ритмичную работу по всей цепочке автоиндустрии и автомобильного рынка: от производства автокомпонентов до розничной продажи автомобилей и их обслуживания.

12 автопроизводителей России вошли в перечень системообразующих предприятий, для которых предусмотрен специальный банковский продукт, а именно льготный кредит на пополнение оборотных средств (https://www. kommersant.ru/doc/4331699, https://www. autostat.ru/news/43806).

Важной задачей является также поддержка авиационной промышленности и авиаперевозок. Вернуть в строй российскую авиацию призваны решения, направленные конкретно на эту сферу. «В текущей ситуации необходимо поддержать базу отрасли, а именно предприятия авиастроения, дать загрузку этому сложному, по многим параметрам уникальному производству, — сказал Президент на совещании по вопросам поддержки авиационной промышленности и авиаперевозок. — Россия в числе тех, кстати, немногих стран мира, которые способны выпускать всю линейку военных и гражданских самолетов и вертолетов. Это реальное огромное конкурентное преимущество» (http://www.kremlin.ru/events/president/ transcripts/ 63348).

К числу драйверов национальной экономики Правительство РФ относит машиностроительный комплекс. С его состоянием связывают конкурентоспособность российской экономики на внутреннем и внешнем рынках, а также обороноспособность страны.

Заместитель Председателя Правительства Ю. И. Борисов отметил, что накопленный за прошлые годы проблемный долг негативно влияет на развитие отрасли в целом. Только на уплату процентов по проблемной задолженности ПАО «ОАК», которая составляет свы-

АКТУАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

ше 400 млрд руб., ежегодно тратится свыше 30 млрд руб.

В рамках созданной в соответствии с Указом Президента правительственной комиссии рассмотрена долгосрочная программа финансового оздоровления ПАО «ОАК». Программа предусматривает: оказание мер государственной поддержки за счет докапитализации и реструктуризации проблемных задолженностей ПАО «ОАК» перед банками на 15 лет; выполнение мероприятий по корпоративной и управленческой оптимизации в течение трех лет и трансформации научно-конструкторского блока ПАО «ОАК» в течение пяти лет, что даст экономический эффект в программный период около 300 млрд руб.; реализацию непрофильных активов корпорации с ожидаемым эффектом около 17 млрд руб.

Реализация программы финансового оздоровления позволит ОАК обеспечить завершение инвестиционной стадии текущих авиационных программ и перейти к наращиванию серийного производства новых самолетов, создать стабильные условия для развития перспективных программ в гражданской и военной авиации.

Помимо этого, скорректированы «влево» сроки реализации мероприятий по импорто-замещению, в частности сроки реализации мероприятий по импортозамещению на самолете «Сухой Суперджет» перенесены с 2024 на 2023 г.

Программа финансового оздоровления принята на заседании правительственной комиссии 12 мая 2020 г. с учетом уточнения объема

мер государственной поддержки. С Минобороны России согласована возможность невзимания штрафов и неустоек по государственному оборонному заказу по госконтрактам прошлых лет. Принятая программа создаст условия для устойчивого развития авиационной отрасли.

Учитывая все вышесказанное, можно сделать следующие выводы.

1. Анализ форм государственной поддержки секторов обрабатывающей промышленности из числа драйверов экономического роста в трактовке Правительства РФ (прогнозов экономического развития) показал, что используются практически все известные направления для реализации такого рода усилий в целях обеспечения роста и развития этих субъектов.

2. Реализация таких действий зачастую не давала ожидаемых эффектов. Взятые по отдельности и сведенные в комплексы, они не обеспечивали такого воздействия на секторы обрабатывающей промышленности, чтобы те подтвердили или укрепили свой статус драйверов экономического роста и стимулировали динамику всей экономики.

3. К числу причин низкой эффективности реализуемых мероприятий относятся как недостатки экономической оценки состояния отраслей, их микроэкономических субъектов и воздействующих на них факторов, так и недоработки управленческого характера, в том числе ошибки в определении целей проводимых мероприятий/программ/стратегий, их планировании и организации, реализации и контроле.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ/REFERENCES

1. Cherif R., Hasanov F. The Return of the Policy That Shall Not Be Named: Principles of Industrial Policy. IMF Working Paper. No. WP/19/74. March 2019:5-77.

2. Rodrik D. Unconditional Convergence in Manufacturing. Quarterly Journal of Economics. 2013;128(1):165-204.

3. Кудрин А. Л., Стефани Ф. Российская экономика в поисках стимулов роста. Петербургский международный экономический форум. Санкт-Петербург; 2019. URL: https://forumspb.com/news/news/ rossijskaja-ekonomika-v-poiskah-stimulov-rosta.

Kudrin A. L., Stephanie F. The Russian economy is looking for growth incentives. St. Petersburg international economic forum. Saint Petersburg; 2019. URL: https://forumspb.com/news/news/rossijskaja-ekonomika-v-poiskah-stimulov-rosta. (In Russ.).

4. Mironov V., Konovalova L. Structural changes and economic growth in the world economy and Russia. Russian Journal of Economics. 2019:5(1):1-26.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Сайфиева С. Н., Ермилина Д. А. Проблемы развития российского машиностроения. Институт проблем рынка РАН. Тезисы доклада на Девятом всероссийском симпозиуме «Стратегическое планирование и развитие предприятий». Г. Б. Клейнер, ред. М.: ЦЭМИ РАН; 2008.

Saifieva S. N., Ermilina D. A. Problems of development of Russian mechanical engineering. Institute of

market problems of the Russian Academy of Sciences. In: Abstracts of the report at the Ninth All-Russian Symposium "Strategic planning and development of enterprises". G. B. Kleiner, ed. Moscow: CEMI RAS; 2008. (In Russ.).

информация об авторах

Нияз Мустякимович Абдикеев — доктор технических наук, профессор, директор Института промышленной политики и институционального развития, Финансовый университет, Москва, Россия [email protected]

Юрий Сергеевич Богачев — доктор физико-математических наук, главный научный сотрудник Института промышленной политики и институционального развития, Финансовый университет, Москва, Россия [email protected]

Олеся Игоревна Донцова — кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Института промышленной политики и институционального развития, Финансовый университет, Москва, Россия [email protected]

ABOUT THE AUTHORs

Niyaz M. Abdikeev — Dr Sci. (Engineering), Prof., Director of the Institute for Industrial Policy and

Institutional Development, Financial University, Moscow, Russia

[email protected]

Yury S. Bogachev — Dr Sci. (Phys.-Math.), Chief Researcher at the Institute for Industrial Policy and

Institutional Development, Financial University, Moscow, Russia

[email protected]

Olesya I. Dontsova — Cand. Sci. (Economics), Leading Researcher of the Institute for Industrial Policy

and Institutional Development, Financial University, Moscow, Russia

[email protected]

Заявленный вклад авторов:

Н. М. Абдикеев — общее руководство проектом, выводы, анализ поддержки авиационной промышленности и авиаперевозок.

Ю. С. Богачев — анализ влияния на международную экономику пандемии COVID-19.

О. И. Донцова — анализ поддержки промышленных секторов и бизнеса в период пандемии COVID-19,

техническое редактирование.

Declared contribution of the authors:

N. M. Abdikeev — general project management, conclusions, analysis of support for the aviation industry and air transportation.

Yu. S. Bogachev — analysis of the impact on the international economy of the COVID-19 pandemic. O. I. Dontsova — analysis of support for industrial sectors and businesses during the COVID-19 pandemic, technical editing.

Статья поступила 05.08.2020; принята к публикации 30.08.2020. Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи. The article received on 05.08.2020; accepted for publication on 30.08.2020. The authors read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.