Научная статья на тему 'АНТИКРИЗИСНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВ В КОНТЕКСТЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ COVID-19'

АНТИКРИЗИСНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВ В КОНТЕКСТЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1068
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИКРИЗИСНАЯ ПОЛИТИКА / COVID-19 / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РИСКИ / ГЛОБАЛЬНАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лысенко Е. А., Мечикова М. Н.

Пандемия коронавирусной инфекции поставила на грань выживания огромное количество предприятий по всему миру. Российская Федерация находится в процессе поиска оптимальных мер поддержки бизнеса. В результате многие страны столкнулись с многосторонним кризисом, включающим шок в области здравоохранения, внутренние экономические трудности, резкое падение внешнего спроса, изменение направлений потоков капитала, падение мировых цен на энергоносители и некоторые сырьевые товары. В статье исследовано влияние распространения COVID-19 на социальное и экономическое положение стран мира, обобщены меры антикризисной политики и даны предложения государственной поддержки бизнеса, населения и финансового сектора. Целью статьи является исследование лучших практик антикризисной политики стран мира и предоставление практических рекомендаций по формированию эффективных мер противодействия негативным социально-экономическим последствиям распространением COVID-19 в национальной хозяйственной системе. В процессе исследования были проанализированы оперативные меры противодействия COVID-19 в финансовом секторе и социальной сфере, которые направленны на устранение негативных социально-экономических последствий. Выяснено, что эффективность мер антикризисной политики стран мира будет определяться масштабами стимулирующей государственной политики, направленной на увеличение расходов на финансирование здравоохранения, реализацию экспансивной монетарной политики, предоставление налоговых преференций бизнеса и защита уязвимых слоев населения. Рассмотрены антикризисные мероприятия, рекомендованные Организацией экономического сотрудничества и развития, направленные на уменьшение экономических потерь от распространения COVID-19. В РФ с целью поддержки социально-экономической сферы и противодействия COVID-19 были определены основные мероприятия в антикризисной политике. Сделан вывод, что превентивное антикризисное регулирование с учетом долгосрочных воздействий на экономическую систему позволит минимизировать негативные последствия, снизить социально-экономические риски, уменьшить глубину и продолжительность протекания экономического кризиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНТИКРИЗИСНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВ В КОНТЕКСТЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ COVID-19»

УДК 338.27 ББК 65.050.1 © Е. А. Лысенко, М. Н. Мечикова Б01: 10.24411/2225-8264-2020-10051

Е. А. Лысенко, М. Н. Мечикова АНТИКРИЗИСНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВ В КОНТЕКСТЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-

ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ COVID-19

Пандемия коронавирусной инфекции поставила на грань выживания огромное количество предприятий по всему миру. Российская Федерация находится в процессе поиска оптимальных мер поддержки бизнеса. В результате многие страны столкнулись с многосторонним кризисом, включающим шок в области здравоохранения, внутренние экономические трудности, резкое падение внешнего спроса, изменение направлений потоков капитала, падение мировых цен на энергоносители и некоторые сырьевые товары.

В статье исследовано влияние распространения COVlD-19 на социальное и экономическое положение стран мира, обобщены меры антикризисной политики и даны предложения государственной поддержки бизнеса, населения и финансового сектора. Целью статьи является исследование лучших практик антикризисной политики стран мира и предоставление практических рекомендаций по формированию эффективных мер противодействия негативным социально-экономическим последствиям распространением СОУЮ-19 в национальной хозяйственной системе. В процессе исследования были проанализированы оперативные меры противодействия COVlD-19 в финансовом секторе и социальной сфере, которые направленны на устранение негативных социально-экономических последствий. Выяснено, что эффективность мер антикризисной политики стран мира будет определяться масштабами стимулирующей государственной политики, направленной на увеличение расходов на финансирование здравоохранения, реализацию экспансивной монетарной политики, предоставление налоговых преференций бизнеса и защита уязвимых слоев населения. Рассмотрены антикризисные мероприятия, рекомендованные Организацией экономического сотрудничества и развития, направленные на уменьшение экономических потерь от распространения COVlD-19. В РФ с целью поддержки социально-экономической сферы и противодействия COVlD-19 были определены основные мероприятия в антикризисной политике. Сделан вывод, что превентивное антикризисное регулирование с учетом долгосрочных воздействий на экономическую систему позволит минимизировать негативные последствия, снизить социально-экономические риски, уменьшить глубину и продолжительность протекания экономического кризиса.

Ключевые слова: антикризисная политика, COVID-19, экономический кризис, социально-экономические риски, глобальная нестабильность.

ормирование новой реальности

Ф вследствие глобального кризиса, вызванного всемирным

распространением коронавирусной инфекции (COVID-19), обусловливает переосмысление механизмов достижения социально-экономической стабильности и перспектив развития глобальных и национальных хозяйственных систем.

Спрогнозировано, что экономический кризис 2020 года, станет более разрушительным, чем глобальный финансово-экономический кризис 20082009 годов [1, с. 30].

В таких условиях предупреждение и преодоление кризисных процессов в государственных экономиках обеспечивается взвешенной

антикризисной политикой, которая включает комплекс взаимосогласованных мер в финансовой, бюджетной, фискальной, социальной, экономической и других сферах.

Исследование влияния распространения С0УГО-19 на социально-экономическое положение стран мира содержат в основном эмпирический характер и определяются ограниченной сформированностью теоретических наработок, что связано, прежде всего с весьма незначительным анализируемым историческим периодом и высоким

уровнем неопределенности и турбулентности экономических процессов [2, с. 33].

Доказано, что в современных условиях глобализации общественной жизни кризисные процессы в глобальных и национальных экономиках быстро синхронизируются, а кризисы различной природы происхождения взаимодействуют, углубляя негативные влияния на социально-экономические системы [3, с. 130].

Целью статьи является исследование лучших практик антикризисной политики стран мира и предоставление практических рекомендаций по формированию эффективных мер противодействия негативным социально-экономическим последствиям распространением ТОУГО-^ в национальной хозяйственной системе.

Уникальность современных кризисных процессов, вызванных COVID-19, заключается в сверхвысоком уровне их глобализма и реальной угрозе общественной жизни человечества. Юваль Ной Харари отмечает: «Сегодня человечество сталкивается с глобальным кризисом. Пожалуй, самым большим кризисом нашего поколения. Решения, которые принимают люди и правительства в течение ближайших нескольких недель, вероятно, сформируют мир на долгие годы. Они будут

формировать не только наши системы здравоохранения, но и нашу экономику, политику и культуру. Надо действовать быстро и решительно. Мы также должны учитывать долгосрочные последствия наших действий. Выбирая между альтернативами, мы должны спросить себя не только как преодолеть непосредственную угрозу, но и в том, какой мир мы будем населять, когда пройдет шторм» [13].

В условиях современного экономического кризиса траектория экономического роста (спада) является маловероятно прогнозируемой. По состоянию на январь 2020 года Международным валютным фондом (МВФ) прогнозируется рост мирового ВВП с 3 % в 2019 году до 3,4 % в 2020 году и до 3,6 % до 2021 года [3, с. 152].

Корректировки по сравнению с «доверительными» прогнозами октября 2019 г. [5] составляли лишь на 0,1 процентный пункт в 2019 г. и 0,2 процентных пункта в 2020 году. В дальнейшем, Организацией экономического сотрудничества и развития прогнозирует, что ежегодный прирост

По мнению международных экспертов, сделанными в начале апреля 2020 года, в ближайшее время предполагается постепенное восстановление активности в промышленности, которое уже началось в Китае, значительный всплеск обращений граждан за пособиями по безработице, сокращение потребления электроэнергии за счет закрытия торговой и культурно-развлекательной индустрии [6, с. 47].

мирового ВВП замедлится до 2,4% в 2020 году, а в первом квартале 2020 года прогнозируется падение мирового ВВП. При условии, что процессы распространения коронавирусной инфекции остановятся до июня 2020 года, а экономическая политика будет эффективной, возможен рост мирового ВВП до 3,0 % в 2021 году [13].

И, наконец, в апреле 2020 года откорректированы прогнозные данные с учетом реальных перспектив развития глобальной экономики и спрогнозировано падение мирового реального ВВП на 4,2 % в 2020 году, причем падение ожидается в странах ЕС - 7,5 %, в том числе в наиболее пострадавших от ОДУТО-^ странах: Италии (9,1 %), Испании (8,0 %), Франции (7,2 %), Германии (7,0 %), Великобритании (6,5 %) [12, с. 155]. Как видно из рис. 1, как и в условиях глобального финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг., наибольшие потери терпят развитые экономики, падение реального ВВП которых составит 6,5 %, а экономика с трансформационными рынками - 2,4 % [4, с. 106].

По РФ: по оценкам отечественных экспертов в 2020 году прогнозируется падение ВВП на уровне 4,8 %, рост уровня безработицы до 9,4 %. По оценкам МВФ падение реального ВВП в РФ будет больше и достигнет 7,7 % в 2020 году, а с 2021 года начнется рост экономики на уровне 3,6 % (рис. 2).

Рис. 2. Темпы прироста реального ВВП РФ

Исходя из указанного, и с учетом наращивания темпов рецессионных процессов в глобальной экономике можно предположить дальнейший просмотр (ухудшение) прогнозных сценариев экономического и социального положения.

В то же время доказано, что своевременные эффективные меры антикризисной политики позволяют уменьшить глубину кризисных процессов и минимизировать негативные социально -экономические последствия для общества [10].

Экономическая политика в условиях кризиса должна обеспечивать решение трех задач:

1) обеспечение стабильного функционирования жизненно важных секторов, в частности, фармацевтической отрасли, медицинского оборудования, медицинского обслуживания, производства и продажи товаров первой необходимости, коммунальной инфраструктуры и т. д;

2) предоставление достаточных ресурсов домохозяйствам, что предусматривает государственную поддержку населению, которая остается на самоизоляции, в виде сохранения рабочего места, денежных выплат, рост выплат по безработице, сохранение социальных гарантий;

3) обеспечение функционирования экономики с целью восстановления коммерческой деятельности по окончании чрезвычайного положения путем защиты взаимоотношений между работниками и работодателями, производителями и потребителями, кредиторами и заемщиками [7, с. 10].

В целом меры противодействия негативным социально-экономическим последствиям распространения СОУ[Э-19 во всех без исключения стран мира реализуются в рамках стабилизационной макроэкономической политики, которая включает социальную, денежно-кредитную и бюджетно-налоговую (бюджетную и фискальную) составляющие.

Антикризисные мероприятия, рекомендованные Организацией экономического сотрудничества и развития, направленные на уменьшение экономиче-

ских потерь от распространения СОУ[Э-19, включают следующие основные [11]:

1) социальная политика: обеспечение медицинского персонала необходимыми ресурсами; уменьшение неблагоприятных последствий для уязвимых социальных групп; формирование гибких схем рабочего времени с сохранением рабочих мест и оплаты труда; предоставление временной помощи, страхования от безработицы, предоставление гарантий покрытия медицинских расходов;

2) фискальная политика: фискальная поддержка по обеспечению лекарственными средствами, медицинскими товарами; предоставление налоговых каникул, увольнение или отсрочка налоговых платежей для малого и среднего бизнеса;

3) бюджетная политика: увеличение расходов на финансирование медицинских учреждений и на мероприятия поддержки предпринимательского сектора; активация автоматических фискальных стабилизаторов; увеличение государственных инвестиций в инфраструктуру для создания краткосрочных стимулов экономики; недопущение чрезмерного роста государственного долга;

4) денежно-кредитная (монетарная) политика: обеспечение надлежащей ликвидности; временное уменьшение резервов банков; снижение процентных ставок и тому подобное.

В РФ с целью поддержки социально-экономической сферы и противодействия СОУ[Э-19 определены следующие основные мероприятия [3, с. 172]:

- освобождение от обложения НДС операций по ввозу на таможенную территорию РФ и освобождение от уплаты ввозной пошлины лекарственных средств, медицинских изделий и/или медицинского оборудования, необходимых для выполнения мероприятий, направленных на предотвращение возникновения и распространения, локализацию и ликвидацию вспышек, эпидемий и пандемий СОУ[Э-19, перечень которых определен Правительством РФ;

- введение моратория на проведение органами государственного надзора (контроля) плановых мероприятий по осуществление государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности.

- запрет на начисление и взыскание неустойки (штрафов, пени) за несвоевременное осуществление платежей и прекращения/приостановления оказания жилищно-коммунальных услуг гражданам в случае их неоплаты или оплаты не в полном объеме за жилищно-коммунальные услуги;

- установление дополнительных доплат к заработной плате отдельным категориям работников, обеспечивающих жизнедеятельность населения, а

также медицинским и другим работникам, которые непосредственно заняты на работах по ликвидации заболевания среди людей на СОУГО-19, в размере до 200 % заработной платы на период выполнения мероприятий, направленных на предотвращение возникновения и распространения СОУГО-19;

- упрощение регистрации безработного, в частности, назначения пособия по безработице с первого дня после его регистрации;

- приостановление обязанности выполнения основного обязательства и недопущение обращения взыскания на предмет ипотеки на период действия карантина или ограничительных мер, связанных с распространением СОУГО-19.

Поддержка финансового сектора

■предоставление государствекнык гарантии ■дополнение капитала ■поддержка ликвндноеги рыыьа 'предоставление Центральным озимом РФ доступные кредиты ■ поддержка финансовых посредников

Рис. 3. Государственная антикризисная политика преодоления негативных социально-экономических последствий распространения СОУГО-19

Также в РФ введены налоговые послабления для малого и среднего бизнеса (в частности, временное освобождение от уплаты отдельных налогов и социального взноса), а также введены отсрочки и / или реструктуризации уплаты кредитов и механизмы предоставления льготных кредитов субъектам предпринимательской деятельности.

При внедрении государственной антикризисной политики, направленной на преодоление негативных социально-экономических последствий распространения СОУГО-19, целесообразно использовать секторальный подход, предусматривающий разработку мер социально-экономической и финансовой поддержке отдельных секторов экономики и инсти-

туциональных единиц. Сейчас наиболее уязвимыми к экономическим потрясениям оказались домохозяйства, предприятия малого и среднего бизнеса и финансовый сектор экономики, в отношении которых должен быть применен широкий инструментарий государственных регуляторов и стимулов (рис. 3).

Исключительно важным направлением антикризисной политики является ее финансовая составляющая, которая включает мероприятия монетарной, фискальной и бюджетной политики.

Опыт преодоления глобального финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг. показал эффективность проведение экспансивной монетарной политики (политики дешевых денег). Указанное предусматривает расширение доступности кредитных ресурсов для банков, предпринимательских структур и домохозяйств. Политика Центрального банка направляется на снижение учетной ставки, ставок рефинансирования, нормы обязательного резервирования, внедрение новых механизмов по операциям с ценными бумагами. Соблюдение надлежащего уровня ликвидности банковской системы определяется промежуточным целевым ориентиром в монетарной политике. При этом отдельные нормативы финансовой устойчивости на кризисный период могут быть ослаблены. Основным ограничением при применении экспансивной монетарной политики определяется инфляционным таргетированием, что предопределяет необходимость комплементарного применения механизмов государственного регулирования цен (в том числе административными методами).

Антикризисная фискальная политика предполагает реализацию стимулирующей функции налоговой системы путем налогового послабления, отсрочки и освобождения от уплаты налогов и активацию автоматических фискальных стабилизаторов, что позволяет обеспечить приемлемые в кризисных условиях налоговые поступления. Фискальная поддержка стратегически важных секторов позволяет избежать массового банкротства крупных, средних и малых предприятий и физических лиц - предпринимателей и обеспечить восстановление их деятельности в краткосрочной перспективе. Фискальное регулирование экспортно-импортной деятельности путем освобождения от уплаты отдельных налогов на стратегически важные группы товаров (в частности, НДС, пошлины) обеспечивает поддержку функционирования систем жизнеобеспечения государства и общества [8, с. 223].

Антикризисная бюджетная политика предусматривает пересмотр бюджета с достижением разумного баланса между доходной и расходной частями. Рост расходов на преодоление последствий распространения СОУГО-19, создание стабилизационного фонда и увеличение государственных заимствований - с одной стороны, и уменьшение налоговых поступлений вследствие сворачивания производства - с другой, приводит к наращиванию государственного долга и, как следствие, увеличение расходов на его обслуживание в будущие периоды. При этом секвестр бюджета является негативным инструментом для долгосрочной политики восстановления социально-экономической системы и приведет к снижению уровня благосостояния населения. В этом контексте необходимо обеспечение оптимального баланса между краткосрочными преодолениями кризисных явлений и восстановлением экономики на основе стабильного долгосрочного экономического роста.

Сегодня РФ и мир находятся в условиях развертывания глобального экономического кризиса 2020 года, которая является неотвратимой, прогнозируемо станет более разрушительной по сравнению с глобальным финансово-экономическим кризисом 2008 - 2009 гг., но приведет к восстановлению общественной жизни на новом качественном уровне [9, с. 420].

В заключение представляется возможным сделать выводы о том, что антикризисная политика в условиях СОУГО-19 должна включать два взаимосвязанных направления реализации:

1. Превентивное и реактивное управление, связанное с реагированием на кризисные ситуации и угрозы, возникающие в медицинской, социальной, экономической, финансовой, предпринимательской сферах;

2. Восстановительное управление, предусматривающее создание долгосрочных устоев к преодолению экономического кризиса (быстрого и с потерями для общества) и перехода к позитивной макроэкономической динамике и возвращению общества к приемлемому образу жизни.

Скорость выхода из экономического кризиса и минимизация социально-экономических потерь от распространения СОУГО-19 зависят от эффективности и своевременности реализации антикризисной социальной, экономической и финансовой политики.

Библиографический список

1. Бекетов, Н.В. Цикличность развития мировой экономики и финансовые кризисы / Н.В. Бекетов. — Текст: непосредственный // Финансы и кредит. — 2009. — № 42 (282). — С. 28-36.

2. Глазьев, С. Мировой экономический кризис как процесс смены технологических укладов / С. Глазьев — Текст: непосредственный // Вопросы экономики. — 2009. — № 3. — С. 26-38.

3. Комарова, М. А. Формирование экономической стратегии государства: общее и особенное / М.А. Комарова — Текст: непосредственный // Вестник. — 2010. — № 2 (21). — С. 171-174.

4. Кругман, П. Возвращение Великой депрессии? / П. Кругман. — Москва: Эксмо. — 2009. — 336 с. — Текст: непосредственный

5. Пучинин, Н. Финансово-экономические кризисы последних десятилетий и их влияние на экономику России / Н. Пучинин, А. Захаров — Текст: электронный // Россия сегодня. — 2019. — URL: https://1prime.ru/sience/20190402/829858467 (дата обращения: 10.08.2020).

6. Соколов, Б.И. Глобальные экономические кризисы как факторы развития современной экономической теории и практики / Б.И. Соколов — Текст: непосредственный // Вопросы экономической теории. Макроэкономика. — 2016. — С. 46-50.

7. Улюкаев, А. От экономического кризиса к экономическому росту, или Как не дать кризису превратиться в стагнацию / А. Улюкаев, В. Мау — Текст: непосредственный // Экономическая политика: новые вызовы. — № 4. — 2015. — С. 5-19.

8. Формирование посткризисной модели хозяйствования и экономического роста России: монография / под. ред. А. И. Добрынина, Е. С. Ивлевой. — СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета управления и экономики. —2012. —338 с. — Текст: непосредственный.

9. Яковец, Ю. В. О новой глобальной стратегии устойчивого развития на основе партнерства цивилизаций / Ю.В. Яковец — Текст: непосредственный // Бюллетень Международного Нобелевского экономического форума. —Т. 1. —2010. — № 1 (3). — С. 415-431.

10. Bluedorn, J., Gopinath, G. An Early View of the Economic Impact of the Pandemic in 5 Charts / J.Bluedorn, G.Gopinath. — 2020. — Text: electronic. — IMF. URL: https://blogs.imf.org/2020/04/06/an-early-view-of-the-economic-impact-of-the-pandemic-in-5-charts — Title from screen.

11. Dell'Ariccia1. Economic Policies for the COVID-19 War / G. Dell'Ariccia1, P. Mauro. — IMF, APRIL 1, 2020. — Text: electronic. — URL: https://blogs.imf.org/2020/04/01/economic-policies-for-the-covid-19-war — Title from screen.

12. Shiller J. Robert. How Today's Global Financial Crisis Happened, and What to Do about It. / Shiller J. Robert. - NY: Princeton University Press, 2008. — 192 р. — Text: unmediated.

13. Yuval, N. H. ^e World After Coronavirus / Yuval, N. H. — Text: unmediated // Financial times essay, March, 20, 2020. — Text: electronic. — URL: https://www.ft.com/content/19d90308-6858-11ea-a3c9-1fe6fedcca75 — Title from screen.

References

1. Beketov N. V. Tsiklichnost razvitija mirovoj economiki i finansovie krizisi [Cyclical development of the world economy and financial crises]. [Finance and credit]. 2009. № 42 (282), pp. 28-36.

2. Glazyev S. Mirovoj ekonomicheskij krizis smeni texnologicheskix ukladov [The global economic crisis as a process of changing technological structures]. [Questions of economy]. 2009, № 3, pp. 26-38.

3. Komarova M. A. Formirovanie ekonjmicheskoj strategii gosudarstva: obchee i osobennoe [Formation of the state's economic strategy: general and special]. [Bulletin]. 2010. № 2 (21), pp. 171-174.

4. Krugman P. Vozvrachenie k Velikij depressii [The return of the great depression?]. [Eksmo]. Moscow: 2009, 336 p.

5. Puchinin N., Zakharov A. Finansovo-ekonomicheskie krizisi i ix vlijanie na ekonomiku Rossii [Financial and economic crises of recent decades and their impact on the Russian economy]. [Russia today]. 2019. Mode of access: https://1prime.ru/sience/20190402/829858467

6. Sokolov B. I. Globalnie economicheskie krizisi kak faktori razvitia sjvremennoj economicheskoj teotii i praktiki [Global economic crises as factors of development of modern economic theory and practice]. [Questions of economic theory. Macroeconomics]. 2016, pp. 46-50.

7. Ulyukaev A., Mau V. Ot ekomomicheskogo krizisa k ekonomicheskomu rostu, ili Kak ne dat krizisu prev-ratitsia v stagnatsiju [From economic crisis to economic growth, or How to prevent the crisis from turning into stagnation]. [Economic policy: new challenge]. № 4, 2015, p. 5-19.

8. Formirovanie postkrizisnoj modeli hozyajstvovaniya i ekonomicheskogo rosta Rossii: monografiya [Formation of a post-crisis model of management and economic growth in Russia]. [St. Petersburg University of management and Economics]. Ed. by А. I. Dobrinin, E. S. Ivlieva. Saint Petersburg, 2012, 338 p.

9. Yakovets Yu. V. O novoj global'noj strategii ustojchivogo razvitiya na osnove partnerstva civilizacij [On the new global strategy for sustainable development based on the partnership of civilizations]. [Bulletin of the International Nobel economic forum]. Vol.1, 2010. № 1 (3), pp. 415-431.

10. Bluedorn, J., Gopinath, G. An Early View of the Economic Impact of the Pandemic in 5 Charts [IMF Blog Updates] / J.Bluedorn, G.Gopinath. — 2020. — Text: electronic. — IMF. URL: https://blogs.imf.org/2020/04/06/an-early-view-of-the-economic-impact-of-the-pandemic-in-5-charts — Title from screen.

11. Dell'Ariccia1. Economic Policies for the COVID-19 War [IMF Blog Updates] / G. Dell'Ariccia1, P. Mauro. — IMF, APRIL 1, 2020. — Text: electronic. — URL: https://blogs.imf.org/2020/04/01/economic-policies-for-the-covid-19-war — Title from screen.

12. Shiller J. Robert. How Today's Global Financial Crisis Happened, and What to Do about It. [Princeton University Press] / Shiller J. Robert. - NY, 2008. — 192 р. — Text: unmediated.

13. Yuval, N. H. The World After Coronavirus [Financial times essay] / Yuval, N. H. — Text: unmediated //, March, 20, 2020. — Text: electronic. — URL: https://www.ft.com/content/19d90308-6858-11ea-a3c9-1fe6fedcca75 — Title from screen.

ANTI-CRISIS POLICY OF STATES IN THE CONTEXT OF OVERCOMING SOCIO-ECONOMIC

CONSEQUENCES COVID-19

Ekaterina A. Lysenko

associate Professor, Taganrog Institute named after A. P. Chekhov (branch) of Rostov state economic university

Maria N. Mechikova

associate Professor, Taganrog Institute named after A. P. Chekhov (branch) of Rostov state economic university

Abstract. The coronavirus pandemic has put a huge number of businesses around the world on the brink of survival. The Russian Federation is in the process of searching for optimal business support measures. As a result, many countries are facing a multi-pronged crisis that includes a health shock, internal economic difficulties, a sharp drop in external demand, a change in the direction of capital flows, and a drop in world prices for energy and some commodities. The article examines the impact of COVID-19 distribution on the social and economic situation of the world's countries, summarizes anti-crisis policy measures and offers state support for business, the population and the financial sector. The purpose of the article is to study the best practices of anti-crisis policy in the world and provide practical recommendations for the formation of effective measures to counter the negative socio-economic consequences of COVID-19 in the national economic system. In the course of the study, we analyzed the operational measures to counter COVID-19 in the financial sector and social sphere, which are aimed at eliminating negative socio-economic consequences. It was found out that the effectiveness of anti-crisis policy measures in the countries of the world will be determined by the scale of stimulating public policies aimed at increasing spending on healthcare financing, implementing expansive monetary policy, providing tax preferences to businesses and protecting vulnerable segments of the population. Anti-crisis measures recommended by the Organization for economic cooperation and development aimed at reducing economic losses from the spread of COVID-19 are considered. In the Russian Federation, in order to support the socio-economic sphere and counteract COVID-19, the main measures in the anticrisis policy were identified. It is concluded that preventive anti-crisis regulation, taking into account long-term impacts on the economic system, will minimize negative consequences, reduce socio-economic risks, and reduce the depth and duration of the economic crisis.

Keywords: anti-crisis policy, COVID-19, economic crisis, socio-economic risks, global instability.

Сведения об авторах:

Лысенко Екатерина Александровна - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и предпринимательства Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиала) ФГБУ ВПО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)» (347936, Российская Федерация, Ростовская область, г. Таганрог, ул. Инициативная д. 48, e-mail: [email protected])

Мечикова Мария Николаевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры управления Таганрогского института экономики и управления (347900, Российская Федерация, Ростовская область, г. Таганрог, ул. Петровская, 45, e-mail: [email protected]), доцент кафедры экономики и предпринимательства Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиала) ФГБУ ВПО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)» (347936, Российская Федерация, Ростовская область, г. Таганрог, ул. Инициативная д. 48, e-mail: [email protected] ru)

Статья поступила в редакцию 11.08.2020г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.