УДК 377 ББК 74.47
DOI: 10.31862/1819-463X-2021-4-192-199
ПОДДЕРЖКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: КОМПЛЕКС ФАКТОРОВ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАПРАВЛЕНИЙ
П. Б. Беккерман, О. В. Стукалова
Аннотация. В данной статье рассматриваются современные факторы, влияющие на такие направления профессиональной подготовки будущих специалистов, как личностное и профессиональное самоопределение, а также творческое развитие студентов гуманитарных специальностей. Авторы делают вывод, что профессиональное самоопределение неразрывно связано с личностным самоопределением и творческим развитием, именно это обеспечивает развитие качеств будущего специалиста в университете/институте, необходимых для адекватного осмысленного выбора места в социуме, в будущей профессии и в реализации активного жизнестроительства, в достижении высокого уровня самореализации. Достижение баланса и гармонии наиболее благоприятно осуществляется при создании комплекса факторов, их взаимодействии. Одним из важнейших факторов при этом является личность преподавателя, особенно это касается студентов первых курсов и магистров. В статье дан обобщенный анализ исследования факторов профессионального самоопределения студентов. Рассматриваются возможности вовлечения студентов в занятия в дополнительном художественном образовании, что способствует их творческому развитию.
Ключевые слова: профессиональное и личностное самоопределение, творческое развитие студентов, профессиональные перспективы, образовательная среда, личность педагога, функции дополнительного образования.
Для цитирования: Беккерман П. Б., Стукалова О. В. Поддержка профессионального самоопределения будущих специалистов в сфере культуры и искусства в современных условиях: комплекс факторов и взаимодействие направлений // Наука и школа. 2021. № 4. С. 192-199. DOI: 10.31862/1819-463Х-2021-4-192-199.
© Беккерман П. Б., Стукалова О. В., 2021
Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
SUPPORT OF THE PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF FUTURE SPECIALISTS IN THE FIELD OF CULTURE AND ART IN MODERN CONDITIONS: A COMPLEX OF FACTORS AND INTERACTION OF DIRECTIONS
P. B. Bekkerman, O. V. Stukalova
Abstract. The article examines modern factors influencing such areas of professional training of future specialists as personal and professional self-determination, as well as the creative development of students of humanitarian specialties. The authors conclude that professional self-determination is inextricably linked with personal self-determination and creative development, this is what ensures the development of the qualities of a future specialist at the university / institute, necessary for an adequate meaningful choice of a place in society, in the future profession and in the implementation of active life-building, in achieving a high level of self-realization. Balance and harmony are most favorably achieved when creating the interaction of a complex of factors, one of the most important of which is the personality of the teacher, especially for first-year and graduate students. The article provides a generalized analysis of the study of the students' professional self-determination factors. The possibilities of involving students into classes in supplementary art education, which contributes to their creative development, are considered.
Keywords: professional and personal self-determination, creative development of students, professional prospects, educational environment, teacher's personality, functions of supplementary education.
Cite as: Bekkerman P. B., Stukalova O. V. Support of the professional self-determination of future specialists in the field of culture and art in modern conditions: a complex of factors and interaction of directions. Nauka i shkola /Science and School. 2021, No. 4, pp. 192-199. DOI: 10.31862/1819-463X-2021-4-192-199.
Самоопределение молодежи является важной проблемой как системы образования и воспитания, так и государства в целом. Этому посвящено достаточно много исследований, касающихся профессионального и личностного самоопределения учащейся молодежи [1-4].
Когда мы говорим о студентах вузов, то все-таки считается, что речь идет о молодых людях, которые уже сделали не только первые шаги, но и первый серьезный выбор в профессиональном самоопределении. Во-первых, они столкнулись с профессиональной ориентацией, в рамках которой им было представлено многообразие сфер, где можно в будущем получить образование, а затем и трудоустроиться. Во-вторых, они
успели выборочно посетить наиболее привлекательные для них учреждения образования, а иногда и потенциальных работодателей. В третьих, при поступлении в вуз они уже ступили на путь становления в выбранной профессии, которая, возможно, станет делом их жизни.
Однако существуют факторы, влияющие на отношение студентов к выбранной траектории обучения и профессионального развития. Новые экономические и социальные реалии заставляют молодежь на самом раннем этапе самоопределения задумываться о верности своего профессионального выбора, то есть задаваться вопросом о собственных перспективах на рынке труда. Понимание ситуации и нахождение правильного
ответа на возникающие вопросы зависит от осведомленности, уровня активности в самоопределении, а также от экономической грамотности студентов, формирование которой представляет исключительную важность и по праву называется учеными «средством начальной профессиональной подготовки» [5].
Другой существенный фактор - это верное представление о перспективах профессии [6]. Общеизвестно, что, начиная с 7-8-го класса, учащиеся попадают под «лавину» профориентационной информации. Разумеется, каждое среднее специальное (суз) или высшее учебное заведение (вуз) стремится выполнить план набора и привлечь к себе максимальное количество обучающихся. С этой целью рисуются наиболее радужные перспективы для тех профессий, на которые призывают школьника поступить.
Оценка современного рынка труда указывает на неутешительные прогнозы для тех, кто намеревается поступать на юридические или экономические факультеты, потому как при небольшом спросе количество предложений представителей этих профессий гораздо выше. Таким образом, у будущих студентов зарождается первое сомнение по поводу своего профессионального будущего.
В то же время исследователи подчеркивают, что в настоящее время стремительно падает спрос и на специалистов с высшим образованием, причем даже по многим техническим специальностям. Спрос на специалистов гуманитарного профиля еще ниже. Некоторое исключение составляют лишь учительские специальности [7].
Опрос студентов МПГУ, МГЮА им. Ку-тафина и МГИК (опрошено 148 студентов) показал, что уже на первых курсах обучения в организации высшего образования наиболее важным фактором профессионального самоопределения становится опора на некий эталон, образец профессии. Таким эталоном зачастую является педагог, который не
только раскрывает будущим специалистам основы профессии, но и воодушевляет их на освоение этой профессии на высоком уровне компетенций.
Как отметили в опросе студенты (приведем ряд высказываний):
«...первое впечатление стало решающим. Я поняла, что правильно выбрала вуз, когда побывала на лекции»;
«.для меня этот преподаватель -главное, ради чего я хожу в университет. Я слушаю его и запоминаю каждое слово»;
«.я уверена, что стану учителем. Мне очень нравится, как нам рассказывают о смысле профессии».
Интересная, убедительная и понятная подача информации о профессии и ее основах, верная самопрезентация преподавателя [8] и другие аспекты его деятельности могут способствовать повышению эффективности профессионального и личностного самоопределения студентов [3].
На рис. 1 представлен обобщенный рейтинг основных критериев оценки значимости личности преподавателя в устойчивости профессионального самоопределения. Показательно, что по мере профессионального становления возрастает такой критерий оценки роли преподавателя, как «готовность к поддержке профессионального развития». Большинство студентов-магистров подчеркнули, что прислушиваются к профессиональным рекомендациям и советам своих преподавателей, благодарны за помощь при выборе места работы или в составлении резюме.
Рейтинг составлен на основе опроса 148 студентов гуманитарных специальностей, обучающихся в различных московских институтах и университетах (в опросе приняли участие как бакалавры, так и магистры). В ходе исследования было обращено внимание и на то, как меняется представление студентов о роли преподавателя в их профессиональном и личностном самоопределении.
Рис. 1. Рейтинг приоритетов в оценке роли преподавателя в профессиональном самоопределении будущего специалиста
Для студентов первых курсов большую роль играет эрудиция преподавателя, постепенно студенты начинают более ценить профессиональный опыт (то есть практическую ориентированность предлагаемой информации), а также коллегиальность, корпоративную культуру -то есть готовность преподавателя к поддержке их трудоустройства.
Кроме того, необходимо отметить и фактор творческой образовательной среды, которая, по мнению ряда ученых, может стать «платформой для личностного роста студента» [9].
Профессиональное самоопределение неразрывно связано с личностным самоопределением, при этом для последнего важную роль играет оптимально протекающий и эмоционально воспринимаемый процесс творческого развития студентов, в результате чего складываются эффективные условия для профессионально-творческого роста студентов [10, с. 198]. Таким образом, для гармоничного профессионально-личностного самоопределения будущих специалистов существенно важно обеспечить психолого-педагогическое сопровождение, опирающееся
на комплекс факторов и сбалансированное взаимодействие направлений.
Творческое развитие в данном контексте понимается как специально организованный процесс в системе профессиональной подготовки будущих специалистов с целью непрерывного совершенствования созидательных возможностей личности на основе систематических занятий разными видами художественно-творческой деятельности. В ходе исследования было изучено влияние таких занятий на творческое развитие - и имманентно на профессиональное и личностное самоопределение студентов. Занятия, например, эстрадным вокалом предусматривают приобретение молодежью певческих навыков и приобщение к исполнению эстрадных песен. Такой вид творческой деятельности закреплен в системе дополнительного художественного образования. На таких занятиях студенты получают возможность творчески раскрыться, выбранное творческое хобби помогает реализации основных функций дополнительного образования, среди них:
• просветительская функция, которая реализуется практически на каждом занятии, так как студенты занимаются разучиванием лучших образцов отечественной эстрадной песни, анализируют содержание подлинно великих песенных текстов, посвященных важным событиям из жизни страны. Им также предоставляется возможность лучше узнать свою страну, когда задействуется песенный региональный компонент или исполняются произведения, рассказывающие об истории и культуре различных регионов Российской Федерации, что также формирует толерантное отношение к различным народам нашей страны;
• воспитательная функция, которая опирается на ресурс патриотического воспитания, в особенности при работе с социально направленным песенным материалом, а также организуются выступления на социально значимых мероприятиях, чего мы коснемся в контексте конкурсов. Это способствует формированию активной и ответственной жизненной позиции, что уменьшает шансы проявления социальной индифферентности у студентов гуманитарных специальностей [11];
• компенсаторная функция. При освоении образовательной программы студенты часто сталкиваются с определенными трудностями и проблемами мо-тивационного характера. Это происходит, когда молодые люди еще не втянулись в учебный процесс, то есть выбранная профессия или специальность еще не актуализировалась в их сознании. В такой момент недавно найденное или уже приобретенное ранее хобби в виде занятия вокалом не только восполняет пробелы в творческом развитии, но и дополняет общую картину познавательной деятельности своеобразной компенсацией творческого действия, приносящего радость. Примером здесь могут служить биографии известных людей, для которых музыка навеки стала отдушиной и любимым хобби, что
помогло их профессиональному самоопределению как великих ученых [12, с. 150; 13, с. 25-27];
• рекреативная. Отвечает за восстановление сил студентов на занятиях вокалом, за их своеобразное обновление и вызов скрытых творческих ресурсов личности. С одной стороны, все эти процессы касаются собственно творческой деятельности, в нашем случае занятий эстрадным вокалом, а с другой - все эти вызванные ресурсы необходимы для достижения как профессиональных, так и общих личностных целей. В частности, для самоопределения студентам необходимы такие качества, как коммуникативность, ответственность, оперативность в принятии решений, нацеленность на успех. Эти качества формируются и развиваются в такой области реализации рекреативной функции, какфестивально-конкурсное движение.
Некоторые ученые считают конкурсную деятельность неким «интерактивным методом» [14] в образовании; другим она видится одним из факторов профессионального роста обучающихся [15]; третьи рассматривают участие в конкурсах как «условие эффективной реализации профессионально-личностного самоопределения обучающейся молодежи» [3]. Авторы этой статьи разделяют названные выше позиции по поводу позитивной роли фестивально-конкурсных инициатив как для творческого развития молодежи, так и для самоопределения студентов и предлагают в то же время рассматривать конкурсы в качестве отдельно взятой образовательной среды. Несомненно, среда вокального конкурса является комфортной, эстетической и творческой, а ранее уже подчеркивалась необходимость создания именно такого рода среды для творческого развития и личностного самоопределения учащейся молодежи.
Достижение профессионального и личностного самоопределения, высокого
уровня творческого развития, в том числе через занятия искусством, широко приветствуется педагогической общественностью, «подчеркивается необходимость сетевого взаимодействия организаций дополнительного и профессионального образования» [4] для этих целей. Подтверждением тому служит факт проведения в Москве всероссийских конкурсов. В частности, «Кубок России по художественному творчеству» (в рамках XXI Международного Фестиваля детско-молодежного творчества и педагогических инноваций»), который проходил в октябре-ноябре 2018 г. в Выставочном комплексе Московского академического художественного лицея при Российской академии художеств. Программа конкурса объединяла учащуюся молодежь всех возрастов, которая состязалась по всем направлениям области «Искусство».
Еще один конкурс, проведение которого созвучно концепции авторов данной статьи, это Кубок чемпионов (ноябрь 2018), проводимый Федеральным агентством по делам молодежи и МГТУ «Станкин». Идея конкурса состоит в том, чтобы привлечь таких талантливых студентов из самых разных вузов, которые в прежние годы добивались побед и лауреатских званий в вокальных номинациях других конкурсов и фестивалей. На наш взгляд, такой подход показывает готовность образовательных организаций раскрывать творческий потенциал студентов, что не только поможет их профессиональному и личностному самоопределению, но и в случае, если хобби все же возьмет верх над выбранной вузовской специальностью, сможет поддержать талантливую молодежь и способствовать их успешному самоопределению в творческой профессии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Беккерман П. Б., Беккерман Т. Е., Давыдова А. А. О некоторых вопросах профессионального самоопределения студентов музыжальныгх специальностей // Гуманитарное пространство. 2020. Т. 9, № 3. С. 147-154.
2. Социальное и профессиональное самоопределение личности в гуманитарном и экономическом образовании: перспективы и развитие / А. Ю. Бутов, И. Н. Белогруд, Н. С. Пряжников [и др.]. М., 2015.
3. Избасарова Н. Ю., Летучева Л. А. Конкурсная деятельность как условие эффективной реализации профессионально-личностного самоопределения обучающейся молодежи // Новое слово в науке: перспективы развития. 2014. № 1 (1). С. 39-42.
4. Избасарова Н. Ю., Летучева Л. А. Модель формирования профессионально-личностного самоопределения обучающейся молодежи на основе сетевого взаимодействия организаций дополнительного и профессионального образования // Инновационное развитие профессионального образования. 2016. № 2 (10). С. 82-87.
5. Архангельская О. В. Формирование экономической грамотности как средства начальной профессиональной подготовки учащихся лицеев: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2004.
6. Макарова С. Н. Профессиональные перспективы в представлениях студентов как аспект личностного и профессионального самоопределения // Вестн. Саратовского гос. социально-эко-ном. ун-та. 2005. № 11-1. С. 199-205.
7. Что происходит на рынке труда: итоги-2019. URL: https://hh.ru/article/26045 (дата обращения: 15.02.2021).
8. Кабкова Е. П. Педагогическая самопрезентация как необходимая составляющая компетенции педагога искусства // Музыкальное искусство и педагогика на современном этапе развития: материалы науч.-практ. конф. М., 2011. С. 139-149.
9. Шенцова О. М. Творческая образовательная среда как платформа личностного роста студента // Новые идеи нового века: материалы междунар. науч. конф. фак. архитектуры и дизайна Тихоокеанского гос. ун-та. 2016. Т. 2. С. 477-483.
10. Беккерман П. Б., Давыдова А. А., Беккерман Т. Е. Профессионально-творческий рост учащейся молодежи на занятиях искусством: возможности и необходимость // Наука и школа. 2019. № 3. С. 195-202.
11. Лазарев М. А., Подвойский В. П., Стукалова О. В. Педагогическое обеспечение преодоления социальной индифферентности студентов гуманитарных вузов: социально-культурный подход: моногр. / под общ. ред. В. П. Подвойского. М. - Даугавпилс, 2016.
12. Беккерман П. Б. Ресурсы для творческого развития обучающихся в негуманитарных колледжах СПО в контексте реализации компенсаторной и воспитательной функций дополнительного художественного образования // Проблемы творческого развития личности в системе образования: материалы III Всерос. науч.-практ. семинара / сост. А. В. Криницына. М., 2016. С. 147-151.
13. Беккерман П. Б. Теория и практика организации дополнительного художественного образования в колледжах: моногр. Новый Быт: Чеховский техникум, 2019. 112 с.
14. Шенцова О. М. Конкурсно-выставочная деятельность как интерактивный метод в архитектурно-художественном образовании // Архитектурное интерпространство XXI века: опыт, проблемы, перспективы. СПб., 2013. С. 218-220.
15. Шабордина И. В. Вокальные конкурсы как фактор профессионального роста студентов // Профессиональная подготовка специалистов в системе художественного образования: материалы II Всерос. науч.-практ. конф. «Совершенствование профессиональной подготовки специалиста сферы культуры и искусства», посвященной 125-летию Ф. П. Павлова, 125-летию С. М. Максимова, 100-летию В. А. Ходяшева / под ред. Л. И. Бушуевой; БОУ ВО «ЧГИКИ» Минкульту-ры Чувашии. Чебоксары, 2018. С. 93-99.
REFERENCES
1. Bekkerman P. B., Bekkerman T. E., Davydova A. A. O nekotorykh voprosakh professionalnogo samoopredeleniya studentov muzykalnykh spetsialnostey. Gumanitarnoe prostranstvo. 2020, Vol. 9, No. 3, pp. 147-154.
2. Butov A. Yu., Belogrud I. N., Pryazhnikov N. S. et al. Sotsialnoe i professionalnoe samoopredelenie lichnosti v gumanitarnom i ekonomicheskom obrazovanii: perspektivy i razvitie. Moscow, 2015.
3. Izbasarova N. Yu., Letucheva L. A. Konkursnaya deyatelnost kak uslovie effektivnoy realizatsii professionalno-lichnostnogo samoopredeleniya obuchayushcheysya molodezhi. Novoe slovo v nauke: perspektivy razvitiya. 2014, No. 1 (1), pp. 39-42.
4. Izbasarova N. Yu., Letucheva L. A. Model formirovaniya professionalno-lichnostnogo samoopredeleniya obuchayushcheysya molodezhi na osnove setevogo vzaimodeystviya organizatsiy dopolnitelnogo i professionalnogo obrazovaniya. Innovatsionnoe razvitie professionalnogo obrazovaniya. 2016, No. 2 (10), pp. 82-87.
5. Arkhangelskaya O. V. Formirovanie ekonomicheskoy gramotnosti kak sredstva nachalnoy professionalnoy podgotovki uchashchikhsya litseev. Extended abstract of PhD dissertation (Education). Moscow, 2004.
6. Makarova S. N. Professionalnye perspektivy v predstavleniyakh studentov kak aspekt lichnostnogo i professionalnogo samoopredeleniya. Vestn. Saratovskogo gos. sotsialno-ekonom. un-ta. 2005, No. 11-1, pp. 199-205.
7. Chto proiskhodit na rynke truda: itogi-2019. Available at: https://hh.ru/article/26045 (accessed: 15.02.2021).
8. Kabkova E. P. Pedagogicheskaya samoprezentatsiya kak neobkhodimaya sostavlyayushchaya kompetentsii pedagoga iskusstva. In: Muzykalnoe iskusstvo i pedagogika na sovremennom etape razvitiya. Proceedings of scientific-practical conference. Moscow, 2011. Pp. 139-149.
9. Shentsova O. M. Tvorcheskaya obrazovatelnaya sreda kak platforma lichnostnogo rosta studenta. In: Novye idei novogo veka. Proceedings of International scientific conference, Department of Architecture and Design, Pacific State University. 2016. Vol. 2, pp. 477-483.
10. Bekkerman P. B., Davydova A. A., Bekkerman T. E. Professionalno-tvorcheskiy rost uchashcheysya molodezhi na zanyatiyakh iskusstvom: vozmozhnosti i neobkhodimost. Nauka i shkola. 2019, No. 3, pp. 195-202.
11. Lazarev M. A., Podvoyskiy V. P., Stukalova O. V. Pedagogicheskoe obespechenie preodoleniya sotsialnoy indifferentnosti studentov gumanitarnykh vuzov: sotsialno-kulturnyy podkhod: monogr. Moscow - Daugavpils, 2016.
12. Bekkerman P. B. Resursy dlya tvorcheskogo razvitiya obuchayushchikhsya v negumanitarnykh kolledzhakh SPO v kontekste realizatsii kompensatornoy i vospitatelnoy funktsiy dopolnitelnogo khudozhestvennogo obrazovaniya. In: Krinitsyna A. V. (comp.) Problemy tvorcheskogo razvitiya lichnosti v sisteme obrazovaniya. Proceedings of the III All-Russian scientific-practical seminar. Moscow, 2016. Pp. 147-151.
13. Bekkerman P. B. Teoriya i praktika organizatsii dopolnitelnogo khudozhestvennogo obrazovaniya v kolledzhakh: monogr. Novyy Byt: Chekhovskiy tekhnikum, 2019. 112 p.
14. Shentsova O. M. Konkursno-vystavochnaya deyatelnost kak interaktivnyy metod v arkhitekturno-khudozhestvennom obrazovanii. In: Arkhitekturnoe interprostranstvo XXI veka: opyt, problemy, perspektivy. St. Petersburg, 2013. Pp. 218-220.
15. Shabordina I. V. Vokalnye konkursy kak faktor professionalnogo rosta studentov. In: Bushueva L. I. (ed.) Professionalnaya podgotovka spetsialistov v sisteme khudozhestvennogo obrazovaniya. Proceedings of the II All-Russian scientific-practical conference «Sovershenstvovanie professionalnoy podgotovki spetsialista sfery kultury i iskusstva». Cheboksary, 2018. Pp. 93-99.
Беккерман Павел Борисович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики дополнительного образования, Северо-Осетинский государственный педагогический институт, Владикавказ
e-mail: [email protected]
Bekkerman Pavel B., PhD in Education, Assistant Professor, Pedagogy and Methodology of Further Education Department, North-Ossetian State Pedagogical Institute, Vladikavkaz
e-mail: [email protected]
Стукалова Ольга Вадимовна, доктор педагогических наук, доцент, доцент Центра дополнительного образования Института иностранных языков, Российский университет дружбы народов (РУДН) e-mail: [email protected]
Stukalova Olga V., ScD in Education, Associate Professor, Assistant Professor of the Centre for Further Education of the Institute of Foreign Languages, RUDN University
e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 20.02.2021 The article was received on 20.02.2021