Научная статья на тему 'Специфика профессиональной самореализации современного студента'

Специфика профессиональной самореализации современного студента Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
873
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / СТУДЕНТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / КОМПЕТЕНЦИИ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / КАРЬЕРА / PROFESSIONAL SELF-REALIZATION / STUDENT / EDUCATIONAL ORGANIZATION / COMPETENCE / SOCIALIZATION / SOCIAL INSTITUTIONS / CAREER GUIDANCE / SELF-DETERMINATION / CAREER

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ащеулова К. А., Нятина Н. В.

Введение. В статье представлено исследование по теме «Специфика профессиональной самореализации современного студента». Целью статьи является изучение особенностей профессиональной самореализации студента в процессе вузовского обучения. Проводится анализ таких понятий, как «профессиональная самореализация», «профориентация» и «профессиональное самоопределение». Методология. Исследование проводится посредством сравнительного и системного анализа. Данные методы позволяют наиболее полно собрать и обобщить информацию для комплексного изучения проблемы, составляющей предмет данного исследования, и верно сформулировать общие требования к пониманию профессиональной самореализации личности. Результаты заключаются в сопоставлении различных подходов к понятию «профессиональная самореализация»; определении специфики «профессионального самоопределения» и «профориентации» личности, особенностей профессионального самоопределения студента в современном обществе; а также в определении социальных условий-оснований, которые соответствующим образом влияют на процесс профессиональной самореализации студента. Заключение. Авторами отмечается, что на развитие профессиональной самореализации оказывают влияние различные факторы, а управление профессиональной самореализацией студента должно быть ориентировано на новые социальные условия. В статье представлен обзор результатов социологических исследований, направленных на определение престижа профессий и выявление социальных проблем их выбора у студенческой молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Ащеулова К. А., Нятина Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICITY OF PROFESSIONAL SELF-REALIZATION OF THE MODERN STUDENT

Introduction. The article presents a study on the topic: “Specifics of professional self-realization of a modern student.” The purpose of the article is to study the peculiarities of a student ‘s professional self-realization in the course of university studies. Concepts such as “professional self-realization”, vocational guidance and professional self-determination are analyzed. Methodology. The study is carried out through comparative and systemic analysis. These methods allow the most complete collection and synthesis of information for comprehensive consideration of the problem that constitutes the subject of this study and correctly formulate general requirements for understanding the professional self-realization of the individual. Results. The results consist in comparing different approaches to the concept of “professional self-realization”, to define the specifics of “professional self-determination” and “career guidance” of the individual; In considering the characteristics of a student’s professional self-determination in modern society; Identifying social conditions-grounds that appropriately influence the student’s professional self-realization process. Conclusion. The authors note that the development of professional self-realization is influenced by various factors, and the management of professional self-realization of the student should be oriented to new social conditions. The article presents an overview of the results of sociological research aimed at determining the prestige of professions and identifying the social problems of their choice among student youth.

Текст научной работы на тему «Специфика профессиональной самореализации современного студента»

11. Omelchenko E. L. Solidamosti i kul'turnyye praktiki rossiyskoy molodezhi nachala XXI veka: teoreticheskiy kontekst [Solidarity and Cultural Practices of Russian Youth at the Beginning of the 21st Century: Theoretical Context]. Sociological Studies, 2013, no. 10, pp. 52-61. (In Russian).

12. Rossiya reformiruyushchayasya [Russia is reforming]. Yearbook, iss. 15. Ed. M. K. Gorshkov. Moscow, 2017, 568 p. (In Russian).

13. Yanitskiy M. S., Seryy A. V., Braun O. A., Pelekh Yu. V., Maslova O. V., Sokolskaya M. V., Sanzhaeva R. D., Monsonova A. R., Dagbaeva S. B., Neyaskina Yu. Yu., Kadyrov R. V., Kapustina T. V. Identichnost kak dinamicheskaya ierarkhicheskaya sistema: sotsialnyy I kulturnyy kontekst formirovaniya [Identity as a dynamic hierarchical system: the social and cultural context of formation]. Bulletin of Kemerovo State University, 2018, no. 2, pp. 131-140. (In Russian).

14. Berger P. L., Luckmann T. The Social Construction of Reality. A Treatise on sociology of Knowl-edge. 1966.

15. Brubaker R., Cooper F. Beyond «Identity». Theory and Society, 2000, no. 1, pp. 11.

16. Castells M. The power of identity. Oxford, Blackwell Publ., 1997, 571 p.

УДК/UDC 316.477 К. А. Ащеулова, Н. В. Нятина

K. Ascheulova, N. Nyatina

СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНТА

SPECIFICITY OF PROFESSIONAL SELF-REALIZATION OF THE MODERN STUDENT

Введение. В статье представлено исследование по теме «Специфика профессиональной самореализации современного студента». Целью статьи является изучение особенностей профессиональной самореализации студента в процессе вузовского обучения. Проводится анализ таких понятий, как «профессиональная самореализация», «профориентация» и «профессиональное самоопределение».

Методология. Исследование проводится посредством сравнительного и системного анализа. Данные методы позволяют наиболее полно собрать и обобщить информацию для комплексного изучения проблемы, составляющей предмет данного исследования, и верно сформулировать общие требования к пониманию профессиональной самореализации личности.

Результаты заключаются в сопоставлении различных подходов к понятию «профессиональная самореализация»; определении специфики «профессионального самоопределения» и «профориентации» личности, особенностей профессионального самоопределения студента в современном обществе; а также в определении социальных условий-оснований, которые соответствующим образом влияют на процесс профессиональной самореализации студента.

Заключение. Авторами отмечается, что на развитие профессиональной самореализации оказывают влияние различные факторы, а управление профессиональной самореализацией студента должно быть ориентировано на новые социальные условия. В статье представлен обзор результатов социологических исследований, направленных на определение престижа профессий и выявление социальных проблем их выбора у студенческой молодежи.

Introduction. The article presents a study on the topic: "Specifics of professional self-realization of a modern student." The purpose of the article is to study the peculiarities of a student 's professional self-realization in the course of university studies. Concepts such as "professional self-realization", vocational guidance and professional self-determination are analyzed.

Methodology. The study is carried out through comparative and systemic analysis. These methods allow the most complete collection and synthesis of information for comprehensive consideration of the problem that constitutes the subject of this study and correctly formulate general requirements for understanding the professional self-realization of the individual.

Results. The results consist in comparing different approaches to the concept of "professional self-realization", to define the specifics of "professional self-determination" and "career guidance" of

the individual; In considering the characteristics of a student's professional self-determination in modern society; Identifying social conditions-grounds that appropriately influence the student's professional self-realization process.

Conclusion. The authors note that the development of professional self-realization is influenced by various factors, and the management of professional self-realization of the student should be oriented to new social conditions. The article presents an overview of the results of sociological research aimed at determining the prestige of professions and identifying the social problems of their choice among student youth.

Ключевые слова: профессиональная самореализация, студент, образовательная организация, компетенции, социализация, социальные институты, профориентация, профессиональное самоопределение, карьера.

Keywords: professional self-realization, student, educational organization, competence, socialization, social institutions, career guidance, self-determination, career.

Введение

Современные особенности постиндустриального общества диктуют новые правила самореализации личности. Список востребованных профессий постоянно меняется, в результате чего обновляются запросы общества к знаниям и умениям студента. В настоящее время квалифицированный специалист должен обладать soft and hard skills, различными компетенциями и навыками. В связи с этим возникает проблема у молодых людей своего профессионального самоопределения. Особое значение приобретает социально ориентированная наука, которая стремится раскрыть многообразие форм, путей и механизмов самореализации личности. Современный студент может пользоваться профессионально ориентированными программами и методами, карьерными стратегиями молодежи, участвовать в профориентационных проектах и форумах. В социологической практике понятие «профессиональная самореализация» связывают с социальным лифтом, посредством которого члены общества перемещаются из одной социальной группы в другую. Приведенные способы сопровождают сложный профессиональный выбор молодого поколения, а также способствуют саморазвитию личности.

В современном обществе профессиональное образование выполняет совокупность социально значимых функций. Во-первых, оно приобретает праксиологическое значение как элемент производительности трудовых и интеллектуальных ресурсов. Во-вторых, образование выступает в роли социализационного фактора, в процессе которого формируются и развиваются социальные, политические, культурные черты личности. В-третьих, оно оказывает влияние на отношения человека к труду и проецирует возможные социально-профессиональные роли студента. Актуальная система социальных практик получения профессионального образования, его повышения, возможности переподготовки влияет на восприятие и соответствие требованиям и стандартам профессиональной подготовки личности, что помогает будущим специалистам быть лабильными и востребованными на рынке труда.

Методология

В современной науке профессиональная самореализация является объектом междисциплинарного анализа. В психологии, социологии, педагогике, философии изучаются возможности и ограничения профессиональной самореализации личности.

Самореализация с точки зрения философского подхода представляет собой свободную деятельность человека. В качестве основы этой свободы лежит естественное право личности на самостоятельный выбор жизненной траектории, то есть самореализация — это прежде всего стремление личности реализовать собственные потребности, интересы и запросы.

К числу существенных признаков самореализации в рамках данного подхода относятся:

1) атрибутивное стремление человека, которое определяет всю его повседневную жизнь как достижение индивидуальных целей;

2) разнонаправленность самореализации, то есть ее вектор может сместиться как в деструктивную, так и конструктивную сторону;

3) историческая детерминированность;

4) зависимость от актуальных ценностей.

«I

С точки зрения философского подхода продуктивная профессиональная самореализация определяется как деятельность, которая обусловлена запросами социальных институтов и возможностями, стремлениями личности. Она появляется как ответная реакция человека на вызовы внешней среды, результат социальной адаптации к внешним требованиям. Современные исследовательские оргструктуры стабильно проводят мониторинги, посвященные востребованности специалистов определенного профиля на конкретной территории. Отрасли предприятий, реализующих свою деятельность на территории муниципального образования, система передачи культурного опыта между поколениями, эффекты глобализации — все в совокупности влияет на профессиональную самореализацию личности [1].

Самореализация — процесс непрерывный, благодаря ему индивид способен осознать свои сильные стороны, стремится к развитию и реализует себя через серьезный выбор, выстраивает новые социальные коммуникации. По мнению Э. Фромма, «продуктивность означает, что человек ощущает сам себя в качестве преобразователя своих сил и в качестве действующей силы; что он ощущает единство со своими силами, и они не отчуждены от него» [13]. По мнению социолога, творчество является необходимой составляющей процесса самореализации личности, так как развивается критическое мышление, сопровождающееся рефлексией.

По мнению современного исследователя С. П. Зуевой, самореализация личности возможна в случае веры человека в свое предназначение, когда он понимает смысл жизни, то есть осознает необходимость жизненной самореализации [3]. В таком понимании самореализация рассматривается с точки зрения интегрированности личности в социальную среду, когда происходит продуктивный процесс интериоризации норм и ценностей личности. Но при этом возможна и экстерио-ризация определенных стандартов и требований. Личность должна осознавать социальную значимость собственной деятельности, видеть признание со стороны социальных институтов и организаций. Такое налаженное взаимодействие конструктивно влияет на процессы как социального, так и личностного развития.

И. В. Солодникова, анализируя самореализацию, в том числе профессиональную, отмечает важную роль социальных и индивидуальных условий, которые способствуют данному процессу [12]. Так, социальные условия включают в себя такие компоненты:

1) социальное пространство жизни личности;

2) особенности социальной инфраструктуры;

3) систему общественных отношений;

4) специфику взаимодействия с социальными институтами.

Эти условия могут быть устойчивыми, соответствовать обществу «органической солидарности» (по Э. Дюркгейму). В таком случае самореализация представляет собой соблюдение «нормативного расписания жизни». Однако современное общество можно определить как нестабильное, находящееся в состоянии постоянного обновления возможностей самореализации личности, что, с одной стороны, оставляет право на существование некоторого нормативного осознания практик и траекторий самореализации, а с другой — допускается вариативность социализационных практик.

Понятие «самореализация» впервые появилось в Словаре по философии и психологии в 1902 г. В современных исследованиях самореализация рассматривается как воплощение индивидуально-личностного потенциала [3]. В рамках целостно-функционального подхода С. И. Кудинов рассматривает самореализацию как совокупность инструментально-стилевых и мотивационно-смысловых признаков, которые обеспечивают постоянное стремление и готовность к самовыражению личности в различных сферах жизни и деятельности. Автор выделяет следующие виды самореализации:

1) профессиональную;

2) личностную;

3)социальную.

Социолог И. С. Кон в работе «В поисках себя: личность и ее самосознание» связывает процесс самореализации личности с первичной формой социального контроля — возможностью преобразования социальной среды [9]. Но при этом свобода, которая является основанием самореализации, включает в себя познание необходимости, а вторичный, внутренний самоконтроль направлен на самоизменение. Таким образом, самореализация представляет собой двухвекторный процесс, который ориентирован как на изменение внешней социальной среды, так и на обновление собственной ценностно-нормативной системы, которая обусловливает сознание и поведение личности.

Современный исследователь Ю. К. Копейкин профессиональную самореализацию рассматривает как успешное освоение обучающимися профессии (специальности) на основании действующего образовательного стандарта, сформированную готовность к трудовой деятельности в определенной сфере, которая сопровождается адаптацией к конкретным социальным и производственным отношениям [7]. Один из главных этапов данного процесса заключается в осознании студентами определяющих целей своей профессиональной деятельности. Профессионализация, по мнению А. К. Марковой, является значимым фактором личностного саморазвития [Ю].

На развитие профессиональной самореализации оказывают влияние различные факторы. Сопровождение профессиональной самореализации студента основывается на новых социальных условиях, которые включают в себя рыночные отношения, экономическую и политическую нестабильность, усилившуюся социальную дифференциацию, чувство социальной несправедливости и дискриминации у низких слоев населения, отсутствие равенства шансов вертикальной социальной мобильности.

Таким образом, профессиональная самореализация — это процесс реализации потенциала личности, который включает в себя профессиональную подготовку согласно утвержденным образовательным стандартам, владение специальными компетенциями, готовность к освоению профессии с учетом условий рынка труда, профессиональной конкуренции и возможностей мобильности индивида.

Понятие «профессиональная самореализация» необходимо отличать от профессионального самоопределения и профориентации (табл. 1).

Таблица 1

Сопоставление понятий «профессиональная самореализация», «профориентация», «профессиональное самоопределение»

Критерий Профессиональная самореализация Профориентация Профессиональное самоопределение

Назначение Профессиональная подготовка студентов согласно утвержденным образовательным стандартам Система целенаправленных мероприятий, ориентированных на формирование у будущего специалиста устойчивого интереса к определенной профессии Реализация профессионального выбора среди заданных альтернатив с учетом оценки перспектив, трудностей и возможностей приложения капитала личности

Субъекты сопровождения Система среднего профессионального и высшего образования, службы занятости Школа, высшие и профессиональные образовательные организации, службы занятости Семья, ближайшее окружение, система высшего и среднего профессионального образования, службы занятости

Ключевые черты Требуется владение специальными компетенциями, востребованность на рынке труда, наличие профессиональной конкуренции Предваряет процесс выбора профессии студентом Основано на социальных аттитюдах личности, обусловлено долгосрочными ожиданиями личности собственной профессиональной роли

Профессиональная самореализация включает активное освоение будущих трудовых функций, представление себя в данной роли, выявление возможностей успешной карьеры в определенной сфере. Жизненный путь человека невозможно сформировать без предварительной подготовки. Одной из составляющей ценностно-мотивационного компонента самореализации студентов является утверждение смысла своей профессиональной деятельности. Трудности профессиональной деятельности, ограниченные знания, возможности дальнейшего обучения — одни из условий построения проекта профессионального жизненного пути. Профессиональное самоопределение представляет собой длительный процесс формирования субъектного отношения к про-

фессиональной деятельности и способ самореализации, карьерного планирования как результат согласования собственно личностных и социально профессиональных потребностей общества [4]. Профессиональное самоопределение институционально обусловлено, но при этом условия жизни и деятельности личности задают потенциальные возможности для выстраивания будущих жизненных стратегий и влияют на доступную диверсификацию будущих профессиональных ролей личности [11].

Современные исследователи определяют следующие проблемы при изучении профессионального самоопределения студентов:

1) отсутствие достоверной информации о профессии в момент выбора специальности, что приводит к формальному получению образования;

2) размытые представления о смысле и ценностях профессионального образования;

3) низкий уровень анализа личностных особенностей и особенностей выбранной студентами профессиональной сферы, что может стать препятствием для профессионального роста;

4) недостаточное развитие навыка целеполагания среди обучающихся;

5) отсутствие понятного перехода от обучения к выполнению трудовых функций.

В формировании проекта профессионального жизненного пути студентов выделяются две негативные тенденции:

1) установка на достижение «всего и сразу» (короткая временная перспектива);

2) наличие профессиональных целей и отсутствие планов их достижения (эффект обратной перспективы) [15].

Таким образом, профессиональное самоопределение — это реализация профессионального выбора среди заданных альтернатив с учетом оценки перспектив, трудностей и возможностей приложения капитала личности (по П. Бурдье). Профориентацию можно представить как взаимосвязь социально-экономических отношений между обществом и его членами по вопросу формирования специализированной трудовой силы с учетом общественных потребностей в ней [14]. Профориентационные мероприятия помогают составить устойчивое мнение о роли определенной профессии на рынке труда, о возможностях приложения будущих полученных знаний на практике.

Результаты

Как следует из теоретического анализа проблемы исследования, профессиональная самореализация студента оценивается определенным уровнем квалификации, мастерства, умений, профессиональной подготовки, специально полученными знаниями и навыками, что обычно подтверждается специальными документами о профессиональном образовании: дипломами, свидетельствами, аттестатами, сертификатами. Современные социологические исследования свидетельствую, что требования молодежи к будущей профессии обновились. В конце 80-х — начале 90-х гг. молодежь стремилась реализовать собственные профессиональные навыки в промышленной сфере, строительстве, сельском хозяйстве, торговле и на транспорте. Однако к середине 2000-х в промышленном секторе занятость молодежи сократилась, а в сфере торговли выросла в несколько раз [2]. Молодежь всегда идет на работу там, где потребность в кадрах ощущается сильнее. Но при этом и традиционная модель человека служит образцом в процессе самореализации для многих. В современном обществе явным является обновление профессиональной занятости и подготовки молодежи. Востребованность компетенций в сфере информационной грамотности среди молодежи ведет к актуализации профессий, ориентированных на свободный график работы. Но при этом и устойчивым спросом пользуются профессии классического типа: юрист, экономист, специалист в сфере молодежной политики.

С 1960-х гг. в отечественной науке проводятся социологические исследования по профессиональной самореализации молодежи, в том числе рассматриваются престиж профессий среди молодежи и социальные проблемы их выбора [5]. В 90-е гг. XX в. актуализируются проблемы взаимосвязи системы вуза с социально-классовой, профессиональной структурой общества, типологические особенности личности студента и оптимизация его бюджета времени, особенности профессиональной социализации молодежи. Исследовательский коллектив Отдела социологии образования РАН применяет различные методики для изучения привлекательности профессии среди студентов. Так, интересным и всесторонним является исследование Д. Л. Константиновского о мире профессий глазами современной молодежи (2015). По мнению современных студентов,

блок высшей привлекательности состоит из профессий, которые имеют высокий образовательный ранг Основными критериями выступают:

1) диплом о высшем образовании;

2) наличие специальных компетенций;

3) актуальность профессии на рынке труда на любом отрезке времени;

4) возможности для продвижения и жизненного успеха.

Блок профессий средней привлекательности имеет смешанную группу разных видов занятий: рабочие профессии — квалифицированные, умственный труд — средний уровень квалификации, а профессии, требующие высшего образования — квалифицированные виды физического труда, сферы обслуживания и сельского хозяйства.

В результате проведенного теоретического исследования нами предлагается рейтинг привлекательности профессий с точки зрения современного студента. Данный рейтинг включает следующие блоки.

Блок 1. Топ профессий: врач, журналист, инженер.

Блок 2. Группу профессий, обладающих выше средней и средней степенью привлекательности, условно можно поделить на две подгруппы:

21. Верхняя подгруппа: экономист, программист, дизайнер.

2.2. Нижняя подгруппа: полицейский стоит рядом с дизайнером-стилистом, а преподаватель вуза с секретарем-референтом.

Блок 3. Профессии ниже средней привлекательности: технологи, офисные работники, медсестры, продавцы.

Блок4. Профессии рабочих для промышленности, строительства и сельского хозяйства: агроном, токарь, фермер, тракторист занимают самый низ шкалы [6].

Со временем критерии привлекательности профессии не изменились. Рынок труда также ориентируется на классические критерии: диплом о высшем образовании, наличие специальных компетенций, актуальность профессии на рынке труда. возможности для продвижения и жизненного успеха.

Заключение

Под профессиональной самореализацией студента мы понимаем процесс активного освоения будущих трудовых функции, представление себя в данной роли, выявление возможностей успешной карьеры в конкретной сфере при указании наиболее полного выполнения требований квалификационной характеристики специалиста в рамках каких-либо имеющихся ограничений на время обучения в образовательной организации. Современная студенческая молодежь эгоцентрична и придает особое значение мотивам и эффектам самореализации, которые ранее концентрировались на традициях семьи, преемственности и патернализма. Сформировать потребность в профессиональной самореализации — означает создать необходимые социальные условия для развития у студента стремления полученные знания и развитые компетенции в определенных сферах жизни и деятельности применить на практике. Важнейшими признаками становления студента как будущего специалиста является осознание его определяющих целей профессиональной деятельности и понимание востребованности, социальной значимости полученной профессии.

Литература

1. Дементьев И. В. Профессиональная ориентация: анализ научных подходов // Юраванне у адукацьп. 2008. № 11. С. 56-62.

2. Добрынина Е. Какие профессии выбирает современная молодежь [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/ 201 6/04/14/opros-79-uchashchihsia-hotiat-najti-rabotu-v-sootvetstvii-s-interesami.html (дата обращения: 10.10.2019).

3. Зуева С. П. Самореализация человека в профессиональной деятельности [Электронный ресурс] // Концепт. 2013. № 2 (февраль). URL: http://e-koncept.ru/2013/13027.htm (дата обращения: 09.10.2019).

4. Кадирова Д. С. Формирование у студентов профессионального и личностного самоопределения [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-u-studentov-professionalnogo-i-lichnostnogo-samoopredeleniya (дата обращения: 15.10.2019).

5. Ковалева А. И. Кризис системы образования // Социологическое исследование. 1994. № 3. С. 79-85.

6. Константиновский Д. Л. Динамика привлекательности профессий и социальных измерений // Профессиональное самоопределение выпускников общеобразовательных школ. М., 1996. 215 с.

7. Копейкин Ю. К., Андреев В. В. Концепция «непрерывного профессионального образования» // Профессиональное образование. Столица. 2007. № 6. С. 16-39.

8. Костаков И. В., Белоусова (Григорьева) С. С. Психологическая основа профессиональной самореализации личности [Электронный ресурс] // Национальный психологический журнал 2014. № 3 (15) С. 84-89. URL: http://npsyj.ru/ articles/detail.php?article=5084 (дата обращения: 16.10.2019).

9. Левицкая И. А. Профессиональное самоопределение как социокультурный процесс [Электронный ресурс]. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/professionalnoe-samoopredelenie-kak-sotsiokulturnyy-protsess-1 (дата обращения: 20.10.2019).

10. Маркова А. К. Психология профессионализма. М.,1996. 230 с.

11. Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. М., 2007. 499 с.

12. Солодникова И. В. Социализация личности: сущность и особенности на разных этапах жизни // Социологические исследования. 2007. № 2. С. 32-39.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Фромм Э. Психоанализ и этика: основы гуманистической характерологии. М., 1993. 415 с.

14. Шевченко Н. И. Методологические проблемы социологии образования: отношения и состояния в образовательных структурах и процессах. Саратов, 1997. 218 с.

15. Шляпина С. Ф. Формирование проекта профессионального жизненного пути студентов вуза [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-proekta-professionalnogo-zhiznennogo-puti-studentov-vuza (дата обращения: 13.10.2019 ).

16. Яницкий М. С., Серый А. В. Развитие системы ценностно-смысловых ориентаций личности в профессиональной деятельности специалистов деонтологического статуса // Личность и профессиональная деятельность. Хабаровск, 2008. С. 147-159.

17. Ярлыкова О. В. Комплексные подходы к изучению проблеме профориентации [Электронный ресурс]. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/kompleksnye-podhody-k-izucheniyu-problem-proforientatsii (дата обращения: 14.10.2019).

18. Kelman H. C. Three processes of social influence // Public Opinion Quarterly. 1961. Vol. 25. P. 57-78.

References

1. Dementiev I. Professional'naya orientaciya: analiz nauchnyh podhodov [Professional orientation: analysis of scientific approaches]. Юраванне у адукацьи, 2008, no. 11, P. 56-62. (In Russian).

2. Dobrynina E. Kakie professii vybiraet sovremennaya molodezh' [What professions does modern youth choose]. Available at: https://rg.ru/2016/04/14/opros-79-uchashchihsia-hotiat-najti-rabotu-v-sootvetstvii-s-interesami.html (accessed: 10.10.2019). (In Russian).

3. Zueva S. P. Samorealizaciya cheloveka v professional'noj deyatel'nosti [Human self-realization in professional activity]. Concept, 2013, no. 2 (February). Available at: http://e-koncept.ru/2013/13027.htm (accessed: 09.10.2019). (In Russian).

4. Kadirova D. S. Formirovanie u studentov professional'nogo i lichnostnogo samoopredeleniya [Formation of professional and personal self-determination among students]. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-u-studentov-professionalnogo-i-lichnostnogo-samoopredeleniya (accessed: 15.10.2019). (In Russian).

5. Kovaleva A. I. Krizis sistemy obrazovaniya [The crisis of the education system]. Sociological Study, 1994, no. 3, pp. 79-85. (In Russian).

6. Konstantinovsky D. L. Dinamika privlekatel'nosti professij i social'nyh izmerenij [Dynamics of the attractiveness of professions and social dimensions]. Professional self-determination of graduates of secondary schools. Moscow, 1996, 215 p. (In Russian).

7. Kopeikin Yu. K., Andreev V. V. Koncepciya «nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniya» [The concept of «continuing professional education»]. Professional Education. Capital, 2007, no. 6, pp. 16-39. (In Russian).

8. Kostakov I. V., Belousova (Grigorieva) S. S. Psihologicheskaya osnova professional'noj samorealizacii lichnosti [Psychological basis of career and job satisfaction in adults]. National Psychological Journal, 2014, no. 3 (15), pp. 84-89. Available at: http://npsyj.com/articles/detail.php?article=5084 (accessed: 16.10.2019). (In Russian).

9. Levitskaya I. A. Professional'noe samoopredelenie kak sociokul'turnyj process [Professional self-determination as a social and culural process]. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnoe-samoopredelenie-kak-sotsiokulturnyy-protsess-1 (accessed: 20.10.2019). (In Russian).

10. Markova A. K. Psihologiya professionalizma [Psychology of professionalism]. Moscow, 1996, 230 p. (In Russian).

11. Pryazhnikov N. S. Professional'noe samoopredelenie: teoriya i praktika [Professional self-determination: theory and practice]. Moscow, 2007, 499 p. (In Russian).

12. Solodnikova I. V. Socializaciya lichnosti: sushchnost' i osobennosti na raznyh etapah zhizni [Socialization of personality: essence and features at different stages of life]. Sociological Studies, 2007, no. 2, pp. 32-39. (In Russian).

13. Fromm E. Psihoanaliz i etika: osnovy gumanisticheskoj harakterologii [Psychoanalysis and ethics: the foundations of humanistic characterology]. Moscow, 1993, 415 p. (In Russian).

14. Shevchenko N. I. Metodologicheskie problemy sociologii obrazovaniya: otnosheniya i sostoyaniya v obrazovatel'nyh strukturah i processah [Methodological problems of the sociology of education: relations and conditions in educational structures and processes]. Saratov, 1997, 218 p. (In Russian).

15. Shlyapina S. F. Formirovanie proekta professional'nogo zhiznennogo puti studentov vuza [Formation of a project for the professional life path of university students]. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-proekta-professionalnogo-zhiznennogo-puti-studentov-vuza (accessed: 13.10.2019). (In Russian).

16. Yanitsky M. S., Sery A. V. Razvitie sistemy cennostno-smyslovyh orientacij lichnosti v professional'noj deyatel'nosti specialistov deontologicheskogo statusa [Development of a system of value-semantic orientations of a person in the professional activity of specialists of deontological status]. Personality and professional activity. Khabarovsk, 2008, pp. 147-159. (In Russian).

17. Yarlykova O. V. Kompleksnye podhody k izucheniyu probleme proforientacii [Complex approaches to the study of the problem of career guidance ]. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/kompleksnye-podhody-k-izucheniyu-problem-proforientatsii (accessed: 14.10.2019). (In Russian).

18. Kelman H. C. Three processes of social influence. Public Opinion Quarterly, 1961, vol. 25, pp. 57-78.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.