ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 378.147.091.313 (075.8)
О. Ю. Малахова
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ
Рассматриваются психолого-педагогические дефиниции понятий «самоопределение», «профессиональное самоопределение», «личностное самоопределение», «конкурентоспособность», анализируются их цели, векторы, доминанты, характеристики и взаимосвязь в контексте профессионально-личностного самоопределения будущего специалиста в период его обучения в вузе. Исследуются психолого-педагогические подходы к рассмотрению сущности феномена самоопределения, раскрывается взаимосвязь изучаемого процесса с формированием сложного профессионально-личностного качества - профессионализма, выступающего определяющим условием перспективной конкурентоспособности будущего специалиста. Обосновывается стратегическая роль личностной активности в успешном профессионально-личностном самоопределении и росте будущего специалиста. Акцентируется внимание на потенциале профессионально-личностного самоопределения как интегральном процессе в контексте требований Федерального государственного образовательного стандарта, предъявляемых к выпускнику вуза в современных экономических и социокультурных реалиях.
Ключевые слова: самоопределение, конкурентоспособность будущего специалиста, профессионально-личностное самоопределение студента.
Динамичные социокультурные и экономические преобразования в современном мировом и российском обществе, формирование рыночных механизмов и новых сфер деятельности, внедрение инновационных технологий, автоматизация, компьютеризация многих сфер жизни и деятельности человека детерминировали смену традиционных представлений о трудовой деятельности и профессионализме как таковом поставили молодого человека перед необходимостью сознательного выбора субъективной позиции, целей, способов и средств самоосуществления и самодетерминации в динамично меняющихся жизненных реалиях, поиска и нахождения своего места в мире, социуме, профессии, осмысления собственной социально-профессиональной роли. Смысл общего противоречия состоит в том, что профессиональное образование в том виде, в котором оно существует, не может их решать в полном объеме.
Стремление быть конкурентоспособным специалистом ориентирует молодого человека на освоение смежных сфер деятельности, самооценку соответствия самого себя требованиям профессии, преодоление трудностей в достижении цели. Это актуализирует значимость профессионального самоопределения в подготовке специалиста нового формата. В данном контексте одной из основных тенденций стало выдвижение на первый план вопросов содействия профессиональному развитию личности, ее становлению и самореализации в процессе вузовской подготовки [1].
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) высшего образования в числе личностных характеристик выпускника вуза включает способность свободно ориентироваться в мире профессий, понимать значение трудовой деятельности для человека в интересах динамичного, устойчивого, эффективного развития общества и социокультурной среды [2, 3]. Эта позиция ФГОС детерминирована реальным состоянием рынка труда в мировом и российском обществе, последствиями перехода от экономики потребления и распределения к экономике знаний, появлением новых профессий, повышением уровня конкуренции на рынке труда, которые вызвали интерес педагогической науки к проблеме профессионально-личностного самоопределения учащейся молодежи. Об этом интересе свидетельствуют многочисленные исследования ряда авторов в последнее десятилетие XXI в. (А. Я. Журкина, Н. Б. Крылова, Л. Б. Соколова и др.) [4]. При этом малоисследованным остается процесс профессионально-личностного самоопределения студента, хотя, в соответствии с ФГОС, личностные результаты освоения ООП должны отражать осознанный выбор студента и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире личности и профессиональных предпочтений. В силу требований стандарта к разработке ООП считаем своевременным обратиться к рассмотрению теоретических аспектов проблемы поиска основ профессионально-личностного самоопреде-
ления студента вуза в условиях современного социального заказа.
Обратимся к рассмотрению ключевых дефиниций исследуемого понятия.
Термин «самоопределение» используется в различных сферах антропологии (философии, психологии, педагогике, социологии) для характеристики процесса становления, взросления личности, формирования жизненной траектории, выбора профессии, в силу этого он приобрел статус муль-тидисциплинарного понятия. Самоопределение изучается с различных позиций: как способность человека строить жизнь в соответствии со своей индивидуальностью (Л. В. Сохань, М. Х. Титма), как способ взаимодействия личности и общества (А. В. Мудрик, С. А. Расчетина и др.) [5]; способы личностного самоопределения изучаются в русле проблем менеджерского плана (О. С. Анисимов, Г. Х. Попов, Т. Ф. Акбашев) [6], рассматриваются в рамках исследований по профориентации (Е. И. Климов, Л. В. Андриянова, А. Г. Вайсбург, Н. Н. Соколов, И. И. Чистякова, Н. Ф. Гейжан, А. В. Козлов). В западноевропейской антропологии они находят отражение в работах Х. Хекхаузе-на, Р. Бернса, А. Маслоу, К. Роджерса.
Ученый М. Р. Гинзбург отмечает два основных подхода к самоопределению: «социологический -характеризует самоопределение как результат вхождения в социальные структуры и сферы жизни», тем самым подчеркивая его завершенность и ретроспективность; «психологический - рассматривает его как процесс проявления механизмов вхождения индивида в какие-либо структуры», что говорит о некоторой его пролонгированности и перспективности [7].
Одно из наиболее точных определений представлено в педагогическом словаре-справочнике «Новые ценности образования», где оно рассматривается в качестве процесса и результата свободного и осознанного выбора личностью собственной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных жизненных условиях и обстоятельствах, выступает центральным механизмом обретения и проявления человеком внутренней свободы.
Анализ исследований показал, что наиболее универсальным является понимание сущности процесса самоопределения как способности человека к самостоятельному проектированию своей жизни, осмыслению и регулированию жизни и деятельности в соответствии с ценностными векторами и целями. Это, по мнению большинства психологов, одна из центральных сущностных потребностей личности, выражающаяся в поиске и обретении смысла жизни, осознании ее не как набора случайных, не связанных между собой событий-элементов, а как целостного, комплексного процес-
са, имеющего направление, преемственность, социальный и личностный смысл. Концепция саморазвивающейся личности позволяет рассматривать самоопределение под новым углом зрения: через взаимосвязь самоопределения, саморегуляции деятельности и саморегуляции личности.
Предметом данного исследования является профессионально-личностное самоопределение студента как аспект культурно ориентированного образовательного процесса. Главная цель профессионально-личностного самоопределения - поэтапное формирование внутренней потребности и готовности самостоятельно и планомерно выстраивать, при необходимости корректировать и претворять в жизнь перспективы своего роста и развития (профессионального, личностного, жизненного и др.).
Проблематичность профессионального самоопределения молодых специалистов состоит в том, что на время окончания ими вуза и первые годы трудовой деятельности приходится адаптация личности в конкретной профессиональной сфере. На это же время приходится, как правило, и активное всестороннее развитие личности молодых людей, превращение их в граждан, «потребителей» и «творцов» социальных ценностей. По этой причине полноценное профессиональное самоопределение выпускников вуза включает в себя не только элементы ценностного, жизненного, социального, но и личностного самоопределения. Содержанием последующих этапов профессионального самоопределения выступает становление и развитие отношений личности к себе как к субъекту собственной профессиональной деятельности. Таким образом, в проблемное поле профессионально-личностного самоопределения выпускника вуза могут быть включены сложности, связанные с поиском себя не только в профессии, но и в конкретном трудовом коллективе, интериоризацией ценностей корпоративной культуры, поиском личностных смыслов собственной трудовой деятельности.
Личностные качества и свойства, социально-экономические реалии и профессиональная диаспора интенсивно влияют на достижение человеком успехов в профессиональной сфере и, как следствие, рост уровня профессионализма. Профессионализм - это сложное интегральное свойство личности, которое обеспечивает высокую трудовую продуктивность и качество деятельности. Включение человека в профессиональную деятельность формирует и проявляет его сложное системное свойство, отражающее степень индивидуальных способностей решать профессиональные задачи на требуемом уровне эффективности, надежности и безопасности в течение заданного времени. Охарактеризованное личностное свойство
отражает целостную и многофакторную характеристику человека как субъекта труда или как личности в целом.
Для получения определенного результата в какой-либо деятельности необходимо проявление соответствующего уровня физиологической, психической и социальной активности личности, способствующего достижению принимаемых человеком целей. В данном контексте профессионально-личностное самоопределение личности осуществляется как многоаспектный и многофакторный процесс, где субъект реализует личностный и социальный потенциал, проявляя активность, индивидуальность, опираясь на нормы, ценности, требования общества, которое, в свою очередь, должно создавать комфортные условия для продуктивной жизнедеятельности, саморазвития, осуществления интенций каждой личности, реализации ее целей и интересов.
Основой профессионально-личностного самоопределения априори выступает личностная активность человека, которая является показателем умения занимать в жизни в целом или в конкретной ситуации профессионального выбора позицию активного субъекта, умения жить и действовать в условиях социальных и культурных трансформаций, искать и находить ответы на личностно и общественно значимые вопросы. Для того чтобы человек смог реализовать себя в качестве субъекта, он должен уметь соотносить свои интенции с внешними требованиями и условиями, носящими для него характер объективных и обязательных. Возникает необходимость индивидуального подхода, а также максимальное использование всего спектра профориентационных возможностей образовательного процесса, создание и внедрение инновационных педагогических технологий, ориентированных не только на повышение уровня теоретических знаний и практических умений студентов, но и на развитие профессионального и личностного самоопределения, т. е. деятельностно-смыслового единства у будущих специалистов.
Таким образом, профессионально-личностное самоопределение - сложный, многоаспектный процесс, протекающий весь период обучения в высшей школе, ядром которого являются профессиональное становление и саморазвитие субъекта в избранной профессиональной деятельности, обретение молодым человеком фундаментальных основ профессионального мастерства и компетентности, что интенсифицирует его личностное развитие, способствуя максимальной самореализации и идентификации. Профессионально-личностное самоопределение - это осознанный и свободный акт выбора, адекватный личностной предрасположенности, интенциям, возможностям и способно-
стям будущего специалиста. Важно подчеркнуть, что, как правило, выбор профессионального вектора развития делается с учетом реально существующей ситуации на рынке труда, а также статусом профессии/специальности и иными социокультурными потребностями общества.
Сегодня перед высшей школой стоит задача разработки педагогики пространства - «представить вуз как совокупность пространств «жизнедей-ствования» студента» (А. Н. Тубельский). Студент должен иметь возможность помещать себя в разные «пространства», но учебное пространство должно складываться не из выполнения курсовых и контрольных работ, а задаваться умением действовать в конкретной учебной ситуации. Важно, чтобы у студента сложилось четкое представление: что я сейчас делаю, как я делаю, почему я так делаю. Это подготовка к самоопределению вообще и профессионально-личностному в частности, т. е. движению к самому себе, к осознанию себя в мире, социуме, культуре, профессии. Студенту нужно приобрести разнообразный опыт, в котором бы происходило включение знаний, информации в опыт их жизни. Только тогда, когда студент осознает себя, свою индивидуальность, «отдельность», ему захочется соотнестись с другими.
В Оренбургском институте путей сообщения -филиале СамГУПС ведется целенаправленная работа по созданию реального пространства для эффективного профессионально-личностного самоопределения молодежи. Основным средством профессионального, личностного, социокультурного, профессионально-личностного самоопределения и развития студента становится обсуждение со студентами, преподавателями своей работы и тех принципов, ценностей, содержания и форм, которые за ней стоят. «Сверхзадача» состоит не в том, чтобы создать какие-то методики, технологию самоопределения (что вообще кажется невозможным, по мнению большинства ученых), а «запустить» процесс социокультурного, профессионально-личностного поиска в каждом студенте, студенческом коллективе в целом.
Для того чтобы «ввести» студента в культуру, научить его осмысливать и интериоризировать профессиональные, социокультурные нормы и доминанты, создавать на основе их творческой переработки новые, выбирать профессиональные, социальные, личностные стратегии развития, видеть перспективу своего профессионально-личностного «завтра», необходимо проявлять активность, что, на взгляд автора, является решающим фактором в успешном профессионально-личностном самоопределении. Так, для решения вышеназванных задач проведено пилотажное исследование (анкетирование), направленное на изучение реального со-
стояния проблемы. Результаты свидетельствуют о сравнительно низком уровне понимания большинством респондентов (62 %) целей и задач профессионально-личностного самоопределения, но многие (81 %) выразили желание и готовность выстраивать карьеру с опорой на поиск себя не только в профессии, но и в социокультурном, личностном отношении. Это позволяет сделать вывод о том, что молодежь, выстраивая жизненные перспективы, нацеливаясь на успех, осознает значимость не только профессионализма, но и смысложизненных стратегий, позволяющих реализовать себя в социальном и личностном плане («стать успешным руководителем» - 76 %; «влиться в коллектив» -82 %; «обрести коллег-друзей» - 78 % и др.).
На основе анализа полученных эмпирических данных разработан авторский элективный курс «ОрИПС - территория профессионально-личностного самоопределения студента», который включает лекционные, семинарские и практические занятия. Осваивая данный курс, студенты ОрИПС знакомятся с целями, задачами, основными стратегиями профессионально-личностного самоопределения. Практические занятия позволяют студентам проектировать, анализировать возможные жизненные и производственные ситуации, требующие выбора средств достижения коллективных или личных целей. Семинарские занятия становятся пло-
щадкой для дискуссий по значимым для студентов вопросам, касающимся их профессионально-личностных перспектив, а также ответственности за результаты своего выбора.
Таким образом, исходя из сущности самоопределения, можно утверждать, что ведущим фактором, способным разрешить противоречия в профессионально-личностном самоопределении студента, выступает сам студент, уровень его ориентации в мире ценностей культуры, общества, профессии и, равно как и осознание своих возможностей, потребностей, его способность экстраполировать себя в будущее. Развитие этой способности зависит от включения студента в ситуацию целепо-лагания. Необходимо создавать условия для стимулирования способности студента к прогнозированию не только целей профессиональной и культурной деятельности, но и обеспечения условий для реализации уже в стенах вуза.
Определяя перспективы профессионально-личностного самоопределения студента, можно отметить, что будущему специалисту крайне необходимо не просто войти в мир культуры, общества и профессии, но и самоопределиться в нем в качестве полноправного «совладельца и соавтора», быть не только умелым «пользователем», но и демиургом социокультурных и профессиональных ценностей.
Список литературы
1. Малахова О. Ю. Роль рефлексивно-образовательной среды в профессионально-личностном самоопределении студента вуза // Образование и общество. 2015. № 1 (90). С. 87-91.
2. Викулина М. А. Общекультурные компетенции - основа подготовки современного специалиста // Вестник Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2015. Вып. 12 (165). С. 120-124.
3. Свеженцева И. Б., Кравчук Л. С. Компетенции выпускников-бакалавров высшей технической школы как основа профессионально-нравственной устойчивости будущего специалиста // Вестник Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2016. Вып. 1 (166). С. 83-87.
4. Малахова О. Ю. Системная гуманитаризация высшего технического образования как условие профессионально-личностного самоопределения студента в условиях современного социального заказа // Высшее образование сегодня. 2014. № 4. С. 55-58.
5. Игнатова В. В., Юшкова К. В. Ориентирование будущего бакалавра на профессионально-нравственное самоопределение // Вестник Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2015. Вып. 8 (161). С. 135-140.
6. Егорова Ю. Н., Конькина Е. В., Малахова О. Ю. Позиции общества знаний в современном образовательном пространстве // Современные исследования социальных проблем. 2015. № 6. С. 37-39.
7. Гинзбург М. Р. Психология личностного самоопределения: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 1996. 60 с.
Малахова О. Ю., кандидат педагогических наук, доцент.
Оренбургский институт путей сообщения - филиал Самарского государственного университета путей сообщения.
Пр. Коммунаров, 16-18, Оренбург, Россия, 460006. E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 08.05.2016.
O. Yu. Malakhova
PROBLEMS AND PROSPECTS OF PROFESSIONAL AND PERSONAL SELF-DETERMINATION OF THE FUTURE SPECIALIST IN MODERN SOCIAL AND CULTURAL CONDITIONS
Considers psycho-pedagogical definitions of concepts "self-determination", "professional self-determination", "self-identity" and "competitiveness"; analyzes their targets, vectors, dominant, characteristics and relationship in the
context of professional-personal identity of the future specialist during his study at the University. Examines the psychological and pedagogical approaches to the consideration of the nature of the phenomenon of self-determination; the interrelation of the investigated process with the formation of a complex professional and personal qualities -professionalism, projecting a determining condition of the perspective competitiveness of a future specialist. Substantiates the strategic role of personal activity in successful professional and personal self-determination and the growth of the future specialist. Focuses on the potential of professional and personal self-determination as an integral process in the context of the requirements of the Federal state educational standard requirements to the graduates in the current economic and socio-cultural realities.
Key words: self-determination, competitiveness of a future specialist, professional and personal self-determination of the student.
References
1. Malakhova O. Yu. Rol' refleksivno-obrazovatel'noy sredy v professional'no-lichnostnom samoopredelenii studenta vuza [The Role of reflexive-educational environment in professional and personal self-determination of a student]. Obrazovaniye i obshchestvo - Education and Society, 2015, no. 1 (90), pp. 87-91 (in Russian).
2. Vikulina M. A. Obshchekul'turnye kompetentsii - osnova podgotovki sovremennogo spetsialista [General cultural competences - the bases of modern specialist training]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2015, vol. 12 (165), pp. 120-124 (in Russian).
3. Svezhentseva I. B., Kravchuk L. S. Kompetentsii vypusknikov-bakalavrov vysshey tekhnicheskoy shkoly kak osnova professional'no-nravstvennoy ustoychivosti budushchego spetsialista [Competences of graduates-bachelors of higher technical school as the basis of professional-moral stability of future specialist]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2016, vol. 1 (166), pp. 83-87 (in Russian).
4. Malakhova O. Yu. Sistemnaya gumanitarizatsiya vysshego tekhnicheskogo obrazovaniya kak usloviye professional'no-lichnostnogo samoopredeleniya studenta v usloviyakh sovremennogo sotsial'nogo zakaza [System humanitarization of higher technical education as a condition of professional-personal identity of the student in the modern social order]. Vyssheye obrazovaniye segodnya - Higher Education Today, 2014, no. 4, pp. 55-58 (in Russian).
5. Ignatova V. V., Yushkova K. V. Orientirovaniye budushchego bakalavra na professional'no-nravstvennoye samoopredeleniye [Future bachelor' orientation on professional-moral self-determination]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2015, vol. 8 (161), pp. 135-140 (in Russian).
6. Egorova Yu. N., Konkina E. V., Malakhova O. Yu. Pozitsii obshchestva znaniy v sovremennom obrazovatel'nom prostranstve [The position of the society of knowledge in modern educational space]. Sovremennye issledovaniya sotsial'nkyh problem - Modern Research of Social Problems, 2015, no. 6, pp. 37-39 (in Russian).
7. Ginzburg M. R. Psikhologiya lichnostnogo samoopredeleniya. Avtoref. dis. dokt. psikhol. nauk [Psychology of personality self-determination. Author. Diss. doct. of psychol. sci.]. Moscow, 1996. 60 p. (in Russian).
Malakhova O. Yu.
Orenburg Institute of Railway Transport - Branch of Samara State University of Railway Transport.
Pr. Communards, 16-18, Orenburg, Russia, 460006. E-mail: [email protected]