Научная статья на тему 'Поддержка малого предпринимательства на селе'

Поддержка малого предпринимательства на селе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
368
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Поддержка малого предпринимательства на селе»

менно с получением кредитов ЛПХ оформляют документы на получение субсидий по возмещению части затрат по уплате процентов за пользование ими. Для этого 189 хозяйств представили документы в департамент АПК (57% от получивших кредиты), и еще 20 только оформили их, а 108 ЛПХ уже получили субсидии в сумме 706,7 тыс. р.

Развитие фермерства также явилось одним из основных направлений аграрной реформы в Белгородской области. В крестьянских хозяйствах здесь содержится около 4 тыс. голов крупного рогатого скота, или 1,6% от поголовья скота в хозяйствах всех категорий, в том числе коров около 2,0 тыс. голов (2,1%). К(Ф)Х в

2005 г. произвели 0,9% молока, 1,4% скота и птицы на убой (в убойном весе), 0,1% яиц от общего объема производства. Стоимость валовой продукции К(Ф)Х в 2005 г. составила 3,7% против 1,4% в 1998 г. и 2,8% в 2003 г.

Кредитование крестьянских хозяйств регламентируется постановлением Правительства РФ № 71 от 4 февраля 2006 г., кредит предоставляется на условиях банка, максимальная сумма кредита 3 млн р. на срок до пяти лет. В

2006 г. крестьянские хозяйства использовали заемные средства кредитных организаций области и региональных фондов на сумму 73,7 млн р. Из них выдано 32,8 млн р. в качестве краткосрочных кредитных ресурсов, 17,9 млн р.

инвестиционных кредитов и 14,9 млн р. кредитов из областного бюджета.

Белгородским региональным филиалом ОАО «Россельхозбанк» предоставлено фермерам области кредитов на сумму 4,8 млн р. Объемы кредитных займов, предоставленных Белгородским областным фондом поддержки малого предпринимательства, составили 3,3 млн р.

Однако немногие фермеры области сегодня могут получить кредиты в коммерческих банках. Причиной этого является отсутствие специалистов бухгалтерских и финансовых служб в малом аграрном бизнесе, недостаточная информированность глав К(Ф)Х о государственной поддержке предпринимательства на селе. Поэтому целесообразно, на наш взгляд, организовать в каждом районе информированное обслуживание субъектов малого агробизнеса через сеть межфермерских информационных центров.

Таким образом, проведенные исследования показывают, что предлагаемые национальным проектом «Развитие АПК» решения по улучшению условий кредитования малых форм хозяйствования селе, в том числе и животноводческого направления, хотя и имеют некоторые недостатки, возникающие в процессе их реализации, однако при правильной организации региональными и местными органами власти находят свое применение на практике.

ПОДДЕРЖКА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА СЕЛЕ

О.А.Тагирова, доц. Пензенской государственной сельскохозяйственной академии

Малый бизнес России в последние годы развивается опережающими темпами. Но несмотря на это, малые предприятия по-прежнему не оказывают существенного влияния на развитие российской экономики в целом. Доля производства продукции и услуг малыми предприятиями составляет лишь около 8% суммарных объемов производства всеми предприятиями страны. На долю малых предприятий приходится лишь 3,4% общего объема инвестиций в основной капитал.

По состоянию на 1 января 2006 г. на территории Пензенской области действовало 8 410 зарегистрированных малых предприятий, что больше соответствующего уровня 2005 г. на 16,5%, а 2004 г. - на 44%. Доля предприятий торговли и общественного питания в структуре малого предпринимательства остается самой высокой - 43,6%, доля промышленности -14,8%, строительства - 9,3%, транспорта -3,9%, сельского хозяйства - 5,7%.

Такое отраслевое соотношение свидетельствует о том, что непроизводственная сфера деятельности (прежде всего, торговля)

остается более привлекательной для ведения предпринимательской деятельности, чем производственная.

Правительство Пензенской области проводит последовательную политику поддержки малого предпринимательства. В регионе существует институт бюджетного субсидирования процентных ставок по кредитам, привлекаемым субъектами малого предпринимательства на развитие приоритетных отраслей экономики. Пензенская область компенсирует на конкурсной основе от двух третей до полной суммы процентных ставок исходя из размера ставки рефинансирования ЦБ РФ.

В сельских муниципальных районах созданы агентства поддержки предпринимательства, которые выполняют самые разнообразные функции, начиная товарным кредитованием малого бизнеса, заканчивая оказанием предпринимательскому сообществу информационно-консультационных услуг.

На государственную поддержку сельского предпринимательства в соответствии с Программой развития и поддержки малого пред-

принимательства в Пензенской области на 2003-2005 годы выделено из бюджета Пензенской области в 2004 г. 15,9 млн р., в 2005 г. -127,4 млн р. Кроме того, за счет местных бюджетов в 2004 г. выделено 2,2 млн р., в 2005 г. - 3,97 млн р.

Развитие малого бизнеса продолжается в рамках Программы развития и поддержки малого предпринимательства и крестьянских (фермерских) хозяйств в Пензенской области на 2006-2008 годы.

Цель программы - формирование благоприятных условий для развития малого предпринимательства и крестьянских (фермерских) хозяйств в Пензенской области.

Основными направлениями программы являются:

1. Совершенствование нормативной правовой базы деятельности малого предпринимательства и крестьянских (фермерских) хозяйств и контроля за правоприменительной практикой.

2. Развитие кредитно-финансового механизма поддержки субъектов малого предпринимательства.

3. Информационно-консультационное обеспечение малого предпринимательства и инфраструктуры поддержки бизнеса.

4. Содействие выставочно-ярмарочной деятельности малого предпринимательства.

5. Поддержка развития кластеров (объединений товаропроизводителей, поставщиков сырья и материалов, продавцов) кондитерского производства и деревообработки.

Источниками финансирования программы являются средства бюджета Пензенской области, а также внебюджетные поступления.

Общий объем финансирования программы из бюджета Пензенской области за три года (2006-2008 гг.) составит 510 млн р.

Реализация мероприятий программы будет способствовать улучшению экономикоправовых условий для ведения предпринимательской деятельности, развитию негосударственной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, увеличению поступлений в бюджеты всех уровней, активному включению предпринимательских структур в решение проблем социально-экономического развития Пензенской области.

Государственное регулирование АПК -это экономическое воздействие государства на производство, переработку, сбыт и материально-техническое обеспечение выпуска сельскохозяйственной продукции и продовольствия.

В 2005 г. вклад сельского хозяйства России в ВВП страны составил 5,4%, а доля государственной поддержки в стоимости продукции отрасли едва превысила 3%. Для срав-

нения: доля сельского хозяйства в ВВП США -менее 2% при 50%-ной поддержке государства в стоимости продукции.

Впервые за последние 15 лет агропромышленный комплекс вошел в число приоритетов национального развития. Проект, получивший название «Развитие АПК», включает три направления: «Ускоренное развитие животноводства», «Стимулирование развития малых форм хозяйствования» и «Обеспечение доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе».

В малых формах хозяйствования, ЛПХ и К(Ф)Х, производится 93% картофеля, 80% овощей, 51% мяса и 55% молока. Согласно направлению «Стимулирование развития малых форм хозяйствования в АПК» будет осуществляться 100%-ное субсидирование процентной ставки по кредитам: 95% из федерального бюджета и 5% из бюджета субъекта РФ. Размер кредита ОАО «Россельхозбанк» не превышает для ЛПХ 300 тыс. р., для К(Ф)Х - 3 млн р.

В связи с неразвитостью инфраструктуры товарного и кредитного обеспечения доступ ЛПХ и К(Ф)Х на рынки ограничен. Для решения проблемы предлагается создание сети потребительских кооперативов.

В Пензенской области зарегистрировано 6 сельскохозяйственных потребительских кооперативов: 5 перерабатывающих, 1 кредитный. К 2008 г. планируется создание еще 12 кооперативов: 4 перерабатывающих, 4 сбытовых и 4 кредитных. Процентная ставка внутри кооперативов составит 17%.

В целях дальнейшего развития сель-хозкооперации в области разработана региональная программа «Развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов Пензенской области на 2006-2010 годы». Основная цель программы состоит в том, чтобы создать сеть сельскохозяйственных потребительских кооперативов и посредством оказания им всесторонней государственной поддержки добиться улучшения использования ресурсного потенциала малых форм хозяйствования на селе, увеличения объемов производства и реализации сельскохозяйственной продукции, повышения уровня занятости сельского населения.

В качестве основных направлений государственной поддержки за счет средств бюджета области предусмотрены следующие:

- выделение бюджетных субвенций на формирование стартового капитала кооперативов посредством внесения в их паевые фонды оборудования по заготовке и первичной переработке сельскохозяйственной продукции;

- предоставление сельскохозяйственным потребительским кооперативам субсидий из бюджета области в размере 100% ставки

рефинансирования Центрального банка России на строительство и реконструкцию помещений, закупку и монтаж оборудования по приемке, первичной переработке и реализации сельскохозяйственной продукции крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств;

- передача в долгосрочную аренду с правом выкупа земельных участков для организации производств по приемке, первичной переработке и хранению сельскохозяйственной продукции;

- формирование залоговых фондов на областном и муниципальных уровнях.

В рамках программы ожидается увеличение производства сельскохозяйственной продукции в малых формах на селе, включая потребитель-

ские кооперативы, в 1,8 раза, увеличение занятости населения на 25%, вовлечение в систему потребительской кооперации до 7 тыс. малых форм хозяйствования, повышение доходов сельских жителей. Для достижения намеченных целей определена общая потребность в финансировании программных мероприятий в размере 202,1 млн р., в том числе за счет средств бюджета области - 112,1 млн р.

Немаловажно, что развитие АПК на государственном уровне названо приоритетным. И хотя выделяемые средства не сравнимы с господдержкой АПК в развитых западных странах, тем не менее существующие программы -это значительный шаг на пути восстановления аграрного сектора.

КРЕСТЬЯНСКИЕ ДВОРЫ И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ

Л.А. Киркорова, доц., Е.П. Никифорова, доц. Института экономики и управления Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого

Понятие «двор» у многих народов, в том числе и у русского часто употреблялось в том же смысле, что и «хозяйство» («крестьянское хозяйство»), которое определяло принадлежность к крестьянскому сословию. Говоря современным языком, это та часть населения, для которой первичной была занятость земледелием и производством сельскохозяйственной продукции.

В России (в современных границах) на начало XX в. насчитывалось населения около

70 млн человек, 85% которого проживало в сельской местности (около 60 млн человек). Из 10,2 млн семей сельского населения 9,9 млн семей относились к крестьянским дворам, т.е. являлись крестьянскими хозяйствами. За 100 лет, на начало XXI в., численность населения России выросла более чем в 2 раза, удельный вес сельского населения сократился в несколько раз, при этом количество сельских семей увеличилось (табл. 1).

1. Изменение численности сельского населения и его занятости в сельскохозяйственном производстве России (в современных границах)

Показатели 1900 г. 1990 г. 2000 г.

Общая численность населения, млн чел. 71,0 148,0 146,2

Сельское население, млн чел. 60,1 38,8 39,5

Удельный вес сельского в общей численности населения, % 84,6 26,2 28

Количество семей, проживающих в сельской местности, млн 10,2 13,3 13,6

Занято в сельскохозяйственном производстве с учетом фермерских хозяйств, млн чел. 9,91 10,8 5,8

Удельный вес занятых в сельскохозяйственном производстве к сельскому населению, % 97,02 27,8 14,7

1 Млн семей.

2 Удельный вес сельских семей, занятых в сельскохозяйственном производстве.

В результате аграрных преобразований 1990-х гг. сельское подворье, независимо от профессиональной деятельности, кроме приусадебного участка может иметь полевой надел и земельный пай, выделенный сельскохозяйственным предприятием в ходе реорганизации колхозов и совхозов в 1992 г. Земельные паи начислялись кроме работающих в сельскохозяйственных предприятиях пенсионерам и работни-

кам социальной сферы. Например, в Новгородской области было начислено 70,9 тыс. земельных долей, в то время как численность работников сельскохозяйственных предприятий составляла 36 тыс. человек (1992 г.). Все они имеют приусадебные участки, но большинство из них в настоящее время не относятся к крестьянским дворам. Само же понятие «крестьянский двор» трансформировалось в период коллективизации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.