ПОД ЦЕРЖКА ИНТЕРЕСА К ЗНАНИЯМ —
как сформировать мотивацию учения?
Татьяна Викторовна Смолеусова,
профессор кафедры начального образования Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, кандидат педагогических наук
Ребёнок, который с радостью ходит в школу, без напоминаний садится за домашнее задание, активен на уроках, с интересом учится, — мечта всех родителей и учителей. Для многих взрослых интерес детей к учёбе, к учебному предмету — индикатор благополучия школы. Но, как известно, если в начальные классы большинство детей идут охотно, то в средней школе, а тем более в старших классах, желание учиться у большинства пропадает. Каковы же причины снижения желания учиться, падения интереса к учёбе? Каков масштаб этого явления ? Что может сделать учитель?
• интерес • познавательный интерес • причины снижения интереса
• смена парадигмы образования • новые образовательные стандарты
• деятельностный подход
Причины нежелания учиться
В одной из школ Новосибирского района проведено исследование, цель которого — выяснить: Хотят ли дети ходить в школу? Если нет, то почему? Какова динамика, как меняется ситуация от начальной школы к 8-му классу? Рассматривались результаты на начало и на конец учебного года в начальной школе, в пятом классе и в восьмом классе. В исследовании принимали участие 60 учеников начальной школы. В исследовании заранее исключены личностные характеристики учителей, которые могли повлиять на желание учиться, так как ис-
следование проводилось с учениками из разных классов у разных учителей. Исследование показало, что в начале учебного года желающих учиться младших школьников более 80%. Как известно, в таких классах работать намного легче и продуктивнее. Есть ученики, которые не хотят учиться уже в начале учебного года, — 16%. Причины нежелания у младших школьников: 1) хочется играть на улице — 8% — октябрь (17% в апреле); 2) надо будет делать уроки — 3% (27%); 3) не интересно — 5% (8%). В пятых классах на начало учебного года желающих учиться более половины (60%). К концу учебного года это количество уменьшается в 1,5 раза в сравнении с началом учебного года.
Пятиклассники указывают следующие причины нежелания учиться: 1) не хочется рано вставать — 8% — октябрь; (31% — апрель); 2) не интересно на уроках — 8% (16%); 3) много задают, некогда гулять — 23% (38%). То есть снижение желания учиться к концу учебного года в 5 классе происходит в 2 раза: с 40% нежелающих учиться в октябре до 80% к апрелю. Одни и те же причины нежелания учиться указывает большинство учащихся. Увеличение происходит в 2—4 раза по некоторым позициям. Самое интересно — количество учеников, указывающих такую причину, как «не интересно на уроках», увеличилось за период обучения в 5-м классе в 2 раза. К 8-му классу желающих учиться почти не осталось (меньше 20%) даже в начале учебного года. Значит нельзя в качестве причины такого снижения назвать общую усталость к концу учебного года. К концу учебного года зафиксировано 100% восьмиклассников, нежелающих учиться. При этом в качестве главной причины восьмиклассники указали: «не интересно».
Среди причин нежелания учиться в октябре указали: 1) не интересно — 32%; 2) ставят плохие отметки — 16%; 3) много задают — 37%. В апреле: 1) хочется гулять — 62%; 2) хочется утром поспать — 38%.
Анализ результатов исследования, показал, что в начальной школе более 80% учащихся с желанием начинают ходить в школу, но к апрелю у половины из них это желание пропадает. В 5-м классе по прошествии одного месяца обучения уже около 40% учащихся ходят в школу без желания, а к апрелю эта цифра возрастает до 80%. Ещё более удручающая картина в 8-м классе. Если в октябре около 20% хочет учиться, то к апрелю и у них пропадает желание учиться. Исследование показало, что:
• главные побудительные силы в процессе учёбы для ребёнка — интерес к изучаемому материалу, собственные успехи на уроке и хорошие отношения с учителем;
• отсутствие интереса увеличивается от начальной школы к 8-му классу в геометрической прогрессии, более, чем в 6 раз: от 5% в начальной школе до 32% в начале 8-го класса.
Результаты исследования подтвердили слова К.Д. Ушинского: «учение, лишённое всякого
интереса и взятое только силои принуждения, убивает в учении охоту к овладению знаниями». Вместе с тем, педагог указывал, что «нельзя всё учение свести к интересу. Учение требует и черновоИ работы и волевого усилия». С этим нельзя не согласиться, в то же время игнорировать интерес означает закрыть возможности учения.
Выявление интереса
Можно ли списать такое резкое падение познавательного интереса на возрастные особенности или это результат традиционного обучения? Как в традиционном образовании организуется работа с интересом ученика? В педагогической практике массовой школы особенно важно учитывать значение интересов для развития личности и формирования знаний, для развития самостоятельности, формирования универсальных действий. Интерес выступает как избирательная направленность человека, его внимания, его мыслей (Т. Рибо, Н.Ф. Добрынин, С.П. Рубинштейн). Интерес обеспечивает произвольное внимание учеников и постпроизвольное внимание исследователей, учёных, профессионалов, творческих людей. Познавательный интерес — это направленность личности ребёнка на овладение знаний в той или иной предметной области. Как известно, от любопытства к заинтересованности, от заинтересованности к стойкой познавательной активности, от них к пробуждению научной любознательности и всё более устойчивой направленности личности на изучение предмета — таков путь зарождения и развития интереса к знаниям, связанный с мобилизацией воли, энергии, трудолюбия. Авторитетный исследователь познавательного интереса Г.И. Щукина писала: «Познавательный интерес — глубоко личностное образование, не сводимое к отдельным свойствам и проявлениям. Его психологическую природу составляет нерасторжимый комплекс жизненно важных для
личности процессов» (выделено нами. — Т.В.). Анализ педагогических исследований, многочисленных публикаций, посвящённых познавательному интересу, многочисленных уроков (в том числе конкурсных) показал, что мало кто из педагогов учитывает эту психологическую природу интереса. Длительный период, начиная с предыдущей реформы образования (1968—1972 гг.) по настоящее время, преобладают исследования интересов учеников, связанные с внешним воздействием на интересы учащихся, то есть со следующими направлениями: «учитель стимулирует познавательные интересы», «учитель воспитывает интерес к своему предмету», «учитель формирует, развивает интересы учащихся». Например, исследования Г.И. Щукиной выявили три фактора, стимулирующих познавательные интересы учащихся: 1) содержание учебного материала; 2) организация учебной деятельности; 3) отношения между учащимися и учителем, между самими учащимися. Как известно, мотив — внутреннее явление, а стимулирование — внешнее воздействие.
На современном этапе развития российского образования появились новые требования к образованию, сформулированные в ФГОС НОО. В соответствии с которыми необходимо учитывать индивидуальные особенности, способности, возможности и интересы учащихся. То есть, подразумевается, что надо учитывать уже имеющиеся познавательные интересы учеников, которые могут являться мощным мотивом учебной деятельности. Есть ли у учеников интерес, например, к математике? В чём он выражается? Как активно учителя учитывают имеющийся интерес учеников, их вопросы по математике? Или преимущественно стараются привлечь внимание к программному материалу, без учёта уже имеющихся вопросов к этому материалу у учеников, с которыми они пришли в класс? На практике чаще встречается последнее. Вопросы учеников мешают проводить традиционный урок. Традиционное обучение — это готовые ответы на незаданные вопросы. Как показало ещё
одно, проведённое автором, исследование, учителя затрудняются указать методические приёмы, которые они используют для выявления интересов по изучаемой теме. Как следствие, со временем ученики привыкают, что их интересы, их вопросы никого в школе не интересуют. Г.И. Щукина считает, что интерес — это избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности. По её мнению, интересы возникают на основе потребностей, но не сводятся к ним. Потребность выражает необходимость, интерес выражает личную приязнь к какой-то деятельности, и связаны они с эмоциональной окраской того или иного явления.
В условиях смены главной цели и парадигмы образования со знаниевой на лич-ностно-развивающую, деятельностную важно изменить методический, педагогический подход и к познавательным интересам учеников на уроке, к работе с интересами учеников. Важно перейти от односторонне внешнего воздействия на интересы учеников учителем, от только стимулирующего подхода к работе учителя с внутренними, уже имеющимися интересами учеников, как нерасторжимым комплексом жизненно важных для личности процессов, к их «извлечению», изучению и учёту в учебном процессе. Пробуждение имеющегося познавательного интереса учеников, выявление интересов, ученических вопросов — это всего лишь начальная стадия большой работы по воспитанию глубокого устойчивого познавательного интереса к знаниям и потребности к самообразованию, формированию учебной деятельности.
Чтобы ребёнку было интересно на уроке, учителям, работающим в классах с низким показателем желания учиться, необходимо изменить способы изучения нового материала, которые выражаются даже в педагогической лексике:
1. Введение, объяснение, сообщение, подача нового учебного материала учителем —
характеризуют традиционный подход в обучении; знаниевую парадигму.
2. «Открытие», добывание, поиск нового материала самими учениками в самостоятельной учебной деятельности, поиск ответов на вопросы, организованный учителем, — характеризуют инновационный подход в обучении.
Остановимся более подробно на первом из них на примере математического образования. Характер публикаций, преобладающих в профессиональных источниках, посвящённых познавательным интересам младших школьников к математике, отражает и подчёркивает внешнее активное стимулирующее воздействие учителя на интересы ученика, которые учитель прививает (Борода Л.Я., Борисов А.М.) [1], активизирует, формирует (Волошина М.И., Щукина Г.И.) [3, 9, 10]. Для этого учитель предлагает интересные и занимательные игровые задания по математике, интересные приёмы устного счёта (Бурлыга А.Я., Жикалки-на Т.К., Зимовец К.А., Пащенко В.А.) [2, 4, 5] и т.д. Такой подход к работе с интересами относится к предыдущему периоду развития российского образования, к знаниевой парадигме. Подобное завлекание, «заманивание» в учебный предмет не подразумевает у учеников уже имеющихся интересов?
С этой проблемой связаны основные методические ошибки учителей, пытающихся организовать проектную деятельность, и их руководителей, пытающихся управлять инновациями в школе. Многие директора и заместители директоров за год вперёд требуют от учителей темы проектов учеников. Очевидно, что это неверно и происходит из-за того, что эти педагоги не знают, не понимают главный признак проектной деятельности. По словам основателей проектного метода Д. Дьюи и Килпат-рика, проект начинается по искреннему и неподдельному интересу к теме проекта со стороны того, кто будет выполнять проект. Формирование интереса не всегда начинается с осознания потребностей, призвания или общественного долга. Интерес может появиться стихийно, и не осознано вследствие эмоциональной привлекательности объекта, любознательности, а уже потом осознаётся его жизненное значение, которое может определяться многими причинами: потребностями,
общественными требованиями. Интерес детеИ часто выражается в их вопросах. Интересы, поиск ответов на свои вопросы побуждают к деятельности, активизируют личность. И.П. Павлов рассматривал интерес как то, что активизирует состояние коры головного мозга. Психологи утверждают, что вопрос «включает» мышление. Работа, отвечающая интересам, осуществляется легко и продуктивно. Следует подчеркнуть, что такое сочетание «легко и продуктивно» возможно, имеет право на существование. Пытливость, любознательность, готовность к познавательной деятельности, «жажда знаний», всё это различные выражения познавательной направленности личности, в основе которой лежит познавательный интерес, определяющий активное отношение к миру и к процессу его познания.
Познавательный интерес на уроке
Познавательный интерес определяет активность в учении, инициативу в постановке познавательных целей. Он определяет поисковый, творческий характер любого вида познавательной деятельности, благоприятствует формированию способностей к творчеству в самых разных видах деятельности. Прежде чем думать о том, как стимулировать познавательный интерес учеников, учителю полезно узнать, что уже интересно этим детям по теме урока. А далее учитывать интересы, вопросы учеников в организации учебной деятельности на уроке. Исследование детских вопросов показало, что вопросы учеников серьёзные, умные и разнообразные. Многие вопросы даже первоклассников позволяют учителю построить интересный для современных учеников урок.
Для иллюстрации выявления интересов приведём сценарий фрагмента урока математики в 1-м классе гимназии по теме: «Число десять» с использованием приёмов технологии развития критического
мышления средствами чтения и письма. В тексте фрагмента буквой «У.:» обозначены слова учителя, буквой «Д.», «Д.1» — детей. Курсивом в скобках даны методические комментарии, поясняющие назначение каждого шага.
Фрагмент урока одной из гимназий г. Новосибирска, проходившего в марте:
У.: Поднимите, пожалуйста, руки те, кто ничего не знает о числе 10.
Д.: (снисходительно улыбаются и посмеиваются, ни одной поднятой руки).
У.: Поднимите, пожалуйста, руки те, кто ничего не знал о числе 10 перед тем, как прийти в 1-й класс наш гимназии. (Откровенный смех, ни одной поднятой руки.)
У.: Подумайте и вспомните, что вы уже знаете о числе 10? Обсудите в парах, что вы знаете о числе 10. (Актуализация имеющихся по теме знаний у учеников — необходимое условие дальнейшей мотивации, целеполагания, осмысления нового материала; особенно данный приём полезен в гимназических, лицейских классах, но и в других ситуациях данный приём даёт ценный эффект; Возможны варианты начала диалога учителя с учениками: «Вы, конечно, уже встречались с числом 10 и многое о нём знаете. Вспомните и перечислите то, что вы знаете о числе 10.)
После обсуждения ученики перечисляют то, что они знают, а учитель заполняет первый столбец таблицы:
ЗНАЮ о... ХОЧУ УЗНАТЬ о... УЗНАЛ о.
(Таблица может быть начерчена на ватмане, флипчарте, на обычной доске мелом, на маркерной доске, на электронной доске — это
неважно; таблицу можно не чертить, но составить диалог с учениками в последовательности, определяемой приёмом
З — Х — У.)
Д.: Знаем: число 10 — двузначное, круглое, записывается двумя цифрами, у нас 10 пальцев на двух руках, 10 — это 5 и 5, 10 — это 2 и 8, ...
У.: Спасибо, вы, оказывается, уже очень много знаете о числе 10. Меня это радует. (Ситуация заслуженного успеха; в условиях безотметочного обучения в 1-м классе, уместная обратная связь от учителя для учеников.)
У.: А, может быть, вы ещё что-то хотите узнать о числе 10? Или вы уже всё знаете о числе 10? (Мотивационная ситуация, от интересов идёт обсуждение, ключевая позиция выражена словом «хотите»; учитель не играет в вопрос-ответ, он должен быть искренне заинтересован в детских вопросах, неподдельно хочет узнать то, что его ученикам интересно о числе 10.)
Дети высказывают свои мнения, учитель заполняет вторую графу таблицы: З —
Х — У.
Д.1: Я хочу узнать есть ли животное, у которого на одной лапе 10 пальцев.
(Вопросы учеников не придуманы автором, реальные, взяты из фрагмента проведённого урока в гимназии.)
Д.2: Я хочу узнать, есть ли компьютер, у которого есть одна клавиша для написания числа 10, чтобы не надо было нажимать на две клавиши 1 и 0.
Д.3: Я хочу знать, — в каких словах 10 букв.
Д.4: А есть ещё города, в которых так же, как в Новосибирске, 10 районов?
С одной стороны, видим, что вопросы учеников не относятся к математическим
характеристикам числа 10. Действительно естественная сфера интересов детей младшего школьного возраста относится к знаниям, связанным с окружающим миром, природой, животными и т.д. Поэтому вопрос первого ученика объясняется возрастными характеристиками первоклассников. Второй вопрос характерен для учеников XXI века. Третий и четвёртый вопросы носят межпредметный характер. С другой стороны, ученики подсказывают учителю логику как изучения свойств и особенностей числа 10, так и выход на проекты по поиску ответов на высказанные вопросы. Вопросы первоклассников позволяют учителю построить дальнейшее изучение и закрепление знаний о числе 10 с опорой на реальные интересы учеников, мотивированно, личностно-ориентирован-но. Самый главный, с точки зрения математики, вопрос о количестве кнопок, нажимаемых на клавиатуре для записи числа 10. Так как этот вопрос позволяет выйти на позиционный принцип записи числа, на смысл записи числа 10 как одного десятка, как новой счётной единицы. То есть того, чего обычно при подготовке детей к школе родители, детский сад, группы подготовки к школе не касаются. Это будет не только углублением знаний по числу 10, но и пониманием, осмыслением позиционной системы счисления в неявном виде. Такой урок будет уроком поиска ответа на вопросы и продвижения вперёд. Подобная работа не позволит учителю скучать, потребует от него готовности на какие-то вопросы отвечать, но это не обязательно. Какие-то вопросы можно переадресовать самим ученикам, какие-то вопросы, не связанные непосредственно с программным материалом по предмету, положить в основу ученических проектов, выполняемых под руководством учителя во внеурочное время.
Полезно проведение краткой анкеты, в которую входит три вопроса для учеников, предлагающиеся в последовательности с использованием личностно-окрашенных слов, связанных с интересами: хочешь, нравится, любишь, интересно (возможны варианты):
1. Что ты любишь делать?
2. Что тебе интересно узнать?
3. Что ты хочешь узнать в математике?
Следующий современный методический ресурс, помогающий учитывать интересы учеников, — уместное и грамотное использование возможно-
стей компьютера, Интернета в учебном процессе. Интерес учеников XXI века к данному средству теперь уже очевиден. Возможности Интернета как источника информации несравнимо превышают возможности любого учителя. Поэтому задача учителя не конкурировать с компьютером, а дать ученикам то, чего не может дать компьютер: организовать диалог; если задан вопрос, на который никто в классе не знает ответ, то откровенно использовать Интернет как источник для поиска информации; уточнить мнение учеников и организовать дискуссию, обсудить, сравнить разные варианты ответов, найденных в Интернете.
Поиск различных приёмов, связанных с выявлением и опорой на интерес, не означает, что нужно отказаться от всего, что накоплено в традиционной методике обучения математике в начальных классах. Например, логические задачи, занимательная математика (Пе-рельман), дидактические игры («Математический футбол», «Молчанка» и другие), разнообразный устный счёт с использованием игровых и занимательных задач, которые проверены временем, успешно помогают активизировать и развивать познавательную деятельность школьников на уроках математики, — актуальны и сегодня.
И, наконец, какова роль администрации в решении обозначенной проблемы? Их роль контролирующая, стимулирующая. При посещении уроков учителей в порядке внутришкольного контроля необходимо поддерживать и поощрять учителей, которые организовывают диалог, применяют интерактивные образовательные технологии. При планировании тематики педсоветов и методической работы учителей, методических объединений, предметных кафедр на предстоящий учебный год важно в качестве приоритетных выбрать темы: «Методы выявления интересов учеников в учебном процессе», «Каких инноваций ждут ученики нашей школы?». НО