УДК 372.6 ББК 74.268.19
О.Г. Ширяева
ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ И СЛОВАРНО-ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Рассматривается проблема развития творческого потенциала, познавательных мотивов младших школьников на уроках русского языка. Приведены виды работ и творческого характера, совершенствующие навыки правописания, творческого мышления в создании текстов.
Ключевые слова: интерес, познавательный интерес, творческая работа, воспроизводящая работа, опорные слова, нетрадиционный разбор, частичный разбор.
Познавательный интерес мотивирует ребенка на учебную деятельность. Всякая деятельность отвечает какой-то потребности человека [1]. Потребность как состояние личности всегда связана с наличием у человека неудовлетворенности. К числу ведущих потребностей личности в учебном процессе, согласно мнению Б.Т. Лихачева, относятся познавательный интерес и любознательность, перерастающие в глубокую потребность в знаниях, в практическом их применении, потребность в творческом освоении учебного материала [5].
Теоретический курс русского языка достаточно труден, поэтому часто не интересен, не привлекателен для младшего школьника, что отражается на его учебной деятельности по усвоению данного предмета, поэтому необходимо использование на уроках русского языка дополнительных средств, способствующих возникновению познавательного интереса у младшего школьника. Это и подтверждает актуальность выбора данной темы.
Большинство великих людей - ученых, писателей, композиторов, художников - уже в детском возрасте проявляли интересы и склонности к занятиям наукой, литературой, музыкой, изобразительным искусством. Но этот интерес
возникал и возникает не на пустом месте. На формирование интересов влияет окружающая среда, воспитание, образование.
Интерес - это одна из форм проявления познавательной потребности. Интерес помогает раскрыть способности, преодолеть препятствия на пути к цели. Роль интереса и его значение в успешном обучении признавал К.Д. Ушинский: «Воспитатель не должен забывать, что ученье, лишенное всякого интереса и взятое только силою принуждения... убивает в ученике охоту к ученью, без которой он далеко не уйдет» [11].
Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитание любви к знаниям, интереса к учебно-познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем.
В педагогическом словаре дается следующее определение понятия: «Познавательный интерес - это стремление к знаниям, возникающее из активного отношения к предметам и явлениям действительности в процессе деятельности. Имеет своим физиологическим механизмом ориентировочный или исследовательский рефлексы» [8].
Желание учиться - это сложное образование. В его составе психологи выде-
го
_0
со
К
О
о
^
о
о
X _0
го н
^ о
о ю
р го
^ р
го
X о
со о ^ о ф
т
X ^
_0 -&
го
о р
^
3 о
X ^ -&
р
э о
ч о
го X
ц р
^ го ш
го о
о Ц
ф о
р ф ^
н
X
X
о го
ч
о го
X СО
_0 с; Ф X ^
н го ш го о ф т р
X СО О С о со н
к ф ^ X
X го ш о го ш о СО
р л
^ Ц
о
р с
о о
^ СО
ф
н р
^ ф
с т
го m <u к
О
ляют познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения, а также социальные мотивы, связанные с различными отношениями учащегося с другими людьми. Познавательные мотивы в самом широком смысле - это желание ребенка освоить новые знания или способы получения новых знаний. Социальные мотивы - стремление быть полезным обществу или занять в этом обществе определенную позицию. Считается, что для того, чтобы ребенок учился успешно, необходимо сочетание познавательной и социальной мотивации. Если мотивация будет только познавательной, знания школьника скорее будут однобокими и, возможно, оторванными от практики. Если желание учиться имеет только социальную природу, то интерес ко всем предметам будет довольно поверхностным, школьник станет учиться ради оценки [12]. А когда учащимся дана возможность проявить инициативу, они начинают саморазвиваться. Дети рассуждают, додумывают, высказывают свою позицию, отстаивают ее, уважительно относятся к чужому мнению. В Федеральном образовательном стандарте 2010 г. говорится: «На ступени начального общего образования должно быть осуществлено формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе» [13]. При этом успешность ребенка оценивается не только его учебными умениями, но и уровнем общего личностного развития, произошедших в нём в процессе обучения изменений.
Сформировать глубокие познавательные интересы к предмету у всех учащихся невозможно. Важно, чтобы всем ученикам было интересно заниматься предметом на каждом уроке. Тогда у многих из них первая, ситуативная заин-
тересованность предметом перерастает в глубокий и стойкий интерес к науке.
Вопросами интереса школьников занимались многие педагоги и учёные. Среди них К.Д. Ушинский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, Ш.А. Амона-швили, которые отмечают, что особенностью познавательного интереса является его способность обогащать и активизировать процесс не только познавательной, но и любой другой деятельности человека, поскольку познавательное начало имеется в каждой из них.
Познавательный интерес - важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования. Интерес формируется в деятельности. Это соединение многих психических процессов, образующих особый тонус деятельности, особые состояния личности (радость от процесса учения, стремление углубляться в познание интересующего предмета, в познавательную деятельность, переживание неудач и волевые устремления к их преодолению). ФГОС второго поколения строится на деятельностном подходе, понимаемый как обучение на основе учебной деятельности, получение знаний в решении научно-познавательных и учебно-практических задач [13].
В условиях обучения познавательный интерес выражен расположенностью школьника к учению, к познавательной деятельности одного, а может быть, и ряда учебных предметов.
Как показывают психолого-педагогические исследования, интересы младших школьников характеризуются выраженным эмоциональным отношением к тому, что особенно ярко, эффективно раскрыто в содержании знаний. Интерес к впечатляющим фактам, к описанию явлений природы, событий общественной жизни, наблюдения с помощью учителя над словом рождают интерес к языковым формам.
Школа не в состоянии вооружить молодого человека всеми достижениями современной науки. Объём их огромен, а
темпы развития научных знаний - велики. Поэтому главная социальная задача современного обучения не только дать широкое образование, но настроить личность подрастающего человека к самостоятельному приобретению знаний, к постоянному стремлению углубляться в область познания, формировать стойкие мотивы учения, основным из которых является познавательный интерес.
В практике обучения русскому языку сложились вполне определённые виды творческих работ. Вместе с тем, нельзя не отметить, что в понятие «творческая работа» отдельные учителя, методисты, психологи вкладывают разное содержание [10].
Мы придерживаемся точки зрения тех авторов (Г.И. Щукина [12], Е.В. Гордеев, М.В. Дмитрюк [4], ТВ. Трегубова [10]), которые считают главным признаком творческих работ учащихся высшую степень их самостоятельности, которая применительно к русскому языку проявляется в выборе языковых средств и приёмов для достижения поставленной цели, в самостоятельном определении последовательности изложения того или иного материала. Ученик постоянно пользуется дополнительной литературой, выполняет творческие работы по русскому языку, проявляет ярко выраженные эмоции, часто задает вопросы по теме урока, ищет другие способы решения задачи. Самостоятельно сравнивает, сопоставляет и обобщает материал, классифицирует по тем или иным признакам, высказывает своё отношение к описываемым явлениям и событиям, даёт собственную оценку какой-либо работы, если это требуется по заданию и т. п. [6].
Учебный процесс в школе принято расчленять на следующие этапы: ознакомление с новым учебным материалом, закрепление изучаемого материала, повторение пройденного и применение приобретённых знаний в общественной практике и в познавательной дальнейшей деятельности. На всех этих этапах учебного процесса протекает разнообразная
познавательная деятельность.
Важное место занимает работа с книгой. Кроме учебников, сборников упражнений школа получила в своё распоряжение хрестоматии по большинству учебных дисциплин, различные дидактические материалы, тетради с печатной основой, словари и справочники, различные виды периодических изданий, интернет ресурсы. Однако из всех перечисленных видов учебных пособий не только важнейшее, но и определяющее значение для структуры познавательной деятельности ученика имеет учебник как основное пособие.
Познавательная деятельность учащихся при работе с книгой может быть и воспроизводящей, и творческой. Например, составление простого плана, устное или письменное изложение прочитанного является воспроизводящей деятельностью; составление сложного плана, написание сочинения, составление и решение оригинальных задач - творческой. Среди видов работ, связанных с творческим использованием материалов учебника, можно выделить определенные группы.
Виды работ частично творческого характера: составить предложение по опорным словам разных конструкций на заданную тему, дописать предложения, восстановить текст, составить ответы на вопросы, озаглавить рассказ, составить описание и т. д. Например, задание: озаглавьте текст; спишите, заменяя выделенные слова синонимами.
В сентябре у нас стоит хорошая погода. Дождливых дней почти не бывает. Весело светит солнце. Золотом горят деревья. Казалось, что они собираются на весёлое торжество и надевают свои наряды. В воздухе ощущается какая-то особая, бодрящая свежесть.
Слова для справок: ненастные, прекрасный, радостно, праздник, чувствуется.
Частично творческий характер носит работа по завершению предложений по догадке:
го
_0
со
К
О
о
^
о
о
^
X .0
го н
^ о
о ю
го
^
го
X о
со о ^ о ф
т
X ^
_0 -&
го
о
^
3 о
X ^ -&
э о
ч о
го X
ц
^ го ш
го о
о Ц
ф о
ф ^
н
X
X
о го
ч
о го
X СО
_0 с; Ф X ^
н го ш го о ф т с^
X СО О С о со н
к ф ^ X
X го ш о го ш о СО
л
Ц
о
с
О о
^ СО
ф
н
^ ф
с т
го со <и
к р
О
Ребята были в лесу. Вдруг слы...: во... ёлочки кто-то шур... . Там ё... ! Напала
Жучка на.......Да не тут ...! Наколола
она себе нос и . .
Также частично творческий характер носит работа по исправлению предложений:
Илья Муромец собрался с мощью. Ёж смотался в клубок. Я уже ездил на самолёте. Мы готовились встречать пернатых птиц. Речка замёрзла льдом. Меня пробудил папа. В рассказе описывается об одном случае.
Виды работ с творческой основой: составь рассказ на тему, из данных предложений, по картине, с использованием языкового материала, развёрнутый рассказ, связный рассказ по плану, рассказ о герое, изложение по тексту, сжатый, подробный с элементами описания, с заменой лица, с элементами рассуждения, изложение по началу и концу.
Например, упражнением с творческой основой является сдедующее: восстановить последовательность предложений русской народной сказки «Заячьи следы».
1. Ни покоя ему, ни сытости. 2. У всякого зверя есть своя защита: у медведя - могучие лапы, у волка - крепкие зубы, у быка и барана - рога. 3. От всякого зверя терпит заяц. 4. Научила зайца нужда свои следы путать, крутить-петлять. 5. А у зайца одна защита - длинные ноги да заячьи горькие слёзы. (2 - 5 - 1 - 3 - 4).
Таким же, с творческой основой, является задание: написать изложение по составленному плану; озаглавить текст; написать изложение от первого лица.
При выполнении упражнений развивается ещё и навык орфографической зоркости. Задание: напиши текст, предварительно восстановив смысл каждого слова и предложения в целом.
Зиа
Вплыа снге. В лсеу тхио. Мдвдееи злглаеи в брлгеоу и сптя.Блкеи сдтия в дплуе и грзтыу рхоеи. Зйкаи злзлаеи пдо кстуы. Зеыл влкои бгтеаю по лсеу.
Живой уголок
Школьники устроили живой кологу.
Там жвтиу кролик и блкеа. Ребята ухаживают за животными. Крлкоу дтаю морковку и капусту. Блкее приносят ое-ирх и грибы.
Виды работ творческого характера: написать сочинение по картинкам, сочинение с грамматическим заданием, с элементами характеристики, написать сказку, сочинение - рассуждение, сочинение с элементами описания, сочинение - миниатюру.
Примером работы творческого характера может быть сочинение на избранную каждым ребёнком тему. Необходимое условие - текст должен быть насыщен глаголами, и благодаря умелому употреблению которых, повествование было бы живым, динамичным.
Познавательная деятельность учащихся в обучении, какой бы характер она ни носила, какой бы активной она ни была, всегда должна направляться и организовываться учителем. Часто учитель там, где возможно придать деятельности творческий характер, ограничивается воспроизведением, что снижает интерес и активность учащихся, не формирует у них творческого отношения к изучаемому материалу.
Орфографическая грамотность - основная часть общей языковой культуры любого человека, показатель точности выражения мысли и взаимопонимания. На основе этого постулата базируется одно из направлений развития орфографических умений и навыков учащихся - так называемая словарная работа в начальной школе [4].
Этот раздел программы по русскому языку в 1-4 классах носит сквозной характер (так как изучается в течение всего учебного года) и, как правило, основан на механическом запоминании «трудных» слов или на их проверке с помощью орфографического словаря.
Для того, чтобы дети лучше запоминали правописание слов с непроверяемыми написаниями, задания не должны быть отвлечёнными от жизни. Это лишает их смысла.
Учителю можно целый год напоминать ученикам, что слово пальто пишется через «а», что оно несклоняемо, а результат будет безуспешным. А можно так построить работу, что дети за один урок всё запомнят. Но для этого надо на один урок превратиться в модельеров. Вначале рассмотреть вырезки из журналов мод, почитать, что модно в этом сезоне носить, придумать и зарисовать новые модели пальто, к ним подобрать сапоги, шапку, варежки. И дать описание для журнала. Попробуйте рекламировать свою модель, не употребляя трудные слова, да ещё в различных формах. Кому же захочется выглядеть безграмотным, предлагая свою модель в журнал, который тут же и сделаем на уроке: проколем в листочках дырочки, завяжем бантик -и журнал готов.
Каждый учитель знает, что в слове ужин долго приходится исправлять «е» на «и». А ведь это слово - волшебное. За ужином собирается вся семья. Предлагаем детям подумать, как сделать так, чтобы ужин стал минутой приятного общения, как накрыть стол, чтобы вызвать улыбку папы и мамы. Красивые салфетки, посуда, цветы - и через 3 минуты стол готов. При изучении слов завтрак, обед, ужин ученики не только повторяли правила поведения за столом, практически усваивали, как правильно сервировать стол, но и одновременно учились употреблять глаголы в неопределённой форме, закрепляли написание «не» с глаголами.
Такое усвоение понятий не отнимает много времени при изучении темы урока, а, наоборот, работает на неё. Ведь не зря К. Чуковский писал: «Ребёнок бессознательно требует, чтобы в звуке был смысл». Так, при знакомстве со словами портрет, картина, акварель дети могут рассмотреть репродукцию известного художника портретиста. Могут дать описание внешности изображаемого персонажа, способа изображения и т. д. В художественном тексте найдут описание персонажа. Это даёт возможность к рас-
крытию понятия не только как изображение определённого человека или группы людей в живописи, скульптуре, но и как описание внешности в литературе. Этот вид работы сопровождается составлением предложений, записью их с использованием нового слова, подбором к слову определений и т. д. [9].
На своих уроках мы часто используем приёмы, способствующие развитию творчества и познавательного интереса. Например, интересно запоминается слово лагерь. На уроке придумываем игры, путешествия, темы бесед, которые проведём в школьном лагере, пишем друг другу «письма из лагеря». Теневой театр помог нам изучить названия животных: заяц, корова, лисица, медведь, петух, воробей, ворона, сорока. Ребята вырезали фигурки зверей, придумывали о них сказки. При изучении слова биография учились составлять свою биографию.
Со словом коллективный рассуждали о том, можно ли наш класс назвать коллективом.
Слово серебряный подтолкнуло нас к решению вопросов: «Легко ли достаются серебряные медали? Может ли её получить каждый человек?»
Существуют свои особенности проведения словарно-орфографической работы. Они увеличивают учебную инициативу детей, воздействуют на их интеллект и творческие способности. Рассмотрим приёмы проведения словар-но-орфографической работы.
Первый приём (рис. 1) - поиск предназначенного для ознакомления слова, связанный с работой по фонетике и повторением изученного учебного материала, осуществляемый на основе точных установок учителя. Например, учитель на доске помещает следующее изображение:
пфбктхешсрчёщзца
Рис. 1. Поиск слова
Затем предлагает детям выполнить задание: «Мысленно уберите буквы, обозначающие глухие согласные звуки в
го
_0
со
К
О
о
^
о
о
^
X _0
го н
^ о
о ю
го
^
го
X о
со о ^ о ф
т
X ^
_0 -&
го
о
^
3 о
X ^ -&
э о
ч о
го X
ц
^ го ш
го о
о Ц
ф о
ф ^
н
X
X
о го
ч
о го
X СО
.0 с; Ф X ^
н го ш го о ф т с^
X СО О С о со н
к ф ^ X
X го ш о го ш о СО
л
Ц
о
с
О о
^ СО
ф
н
^ ф
с т
го со <и
к р
О
данной фигуре, и вы узнаете слово, с которым мы познакомимся на уроке. Какое это слово?». Этот приём развивает внимание, мышление, оперативную память, познавательный интерес.
Второй приём (рис. 2) - заключается в уменьшении количества конкретных указаний учителя, помогающих учащимся определить искомое слово. Например: «Вы прочитаете новое слово, с которым мы познакомимся на уроке, если найдёте прямоугольник с его первой буквой и установите последовательность соединения остальных букв искомого слова:
б
о
л
Рис. 2. Определение слова
Какое слово вы прочитали, и каким образом вы это осуществили?» Возможный ответ: «Мы прочитали слово корабль. Начали с прямоугольника самого маленького. Далее искали прямоугольники более высокие и соединяли буквы, которые в них вписаны».
Третий приём (рис. 3) состоит в полном отсутствии указаний учителя, координирующих действия учащихся. Например: «Внимательно посмотрите на данную запись и определите два слова, с которыми мы познакомимся на уроке:
о з а б в т е р а д к Рис. 3. Определение двух слов
Какие это слова? Как вы их нашли? Четвёртый приём (рис. 4) заключается в применении для определения нового слова разнообразных шифров и кодов с конкретными указаниями и без них. Например: «Внимательно посмотрите на дан ный шифр1 2 3 4 5 6 7 8
1 а м н о р к в у
2 с г д я л ч ц т
и ключ к нему: 2 - 1 1 - 4 2 -5 1 -4 1 - 2 1 - 1 Рис. 4. Определение слова по шифру
Разгадав ключ данного шифра, вы узнаете слово, с которым мы познакомимся на уроке».
Систематическая работа с символами, кодами, шифрами позволяет формировать абстрактное мышление и, наряду с ним, совершенствовать ряд других качеств интеллекта.
Пятый приём. В нём сочетаются самые разнообразные виды деятельности: нетрадиционный фонетический разбор, частичный разбор слова по составу, орфографическая работа и т. д., в процессе которых совершенствуется орфографический навык, осуществляется многоплановая аналитико-синтетическая работа, развивается мышление, память и познавательный интерес. Например, учитель сообщает: «Чтобы узнать слово из словаря, с которым мы познакомимся сегодня, вы должны выполнить несколько заданий по определению каждой буквы искомого слова [2; 3]. Задание 1. Первая буква искомого слова является согласной в последнем слоге слова комната.
Задание 2. Вторая буква - последняя согласная в корне слова север. Задание 3. Третья буква - Непроверяемая безударная гласная в слове завтрак. Задание 4.Четвёртая буква - обозначает первый звонкий непарный твёрдый согласный звук в слове малина. Задание 5. С пятой буквы начинается второй слог в слове овёс. Задание 6. Шестая буква является окончанием в слове солома. Задание 7. Седьмая буква обозначает всегда звонкий мягкий согласный звук, который есть в слове урожай».
Выполнение упражнений творческого характера, связанных с материалом, близким учащимся, имеет большое значение для совершенствования их умений и навыков. Они видят результаты своих занятий, переживают успех, который вселяет уверенность в собственных силах, мобилизует их к достижению более высоких показателей в учёбе. Формируемые уме-
ь
а
Р
к
ния и навыки правописания становятся более прочными.
Таким образом, творческие работы учащихся способствуют укреплению и повышению познавательных интересов учащихся, развитию их творческого мышления, индивидуальности каждого школьника. Несмотря на это, давать задания творческого характера надо осторожно. Познавательный интерес младших школьников часто неустойчив. Ребёнок может испугаться творческого задания, его непривычной для школьника формулировки. Поэтому начинать следует с простых заданий, постепенно переходя к более сложным. Уже в младших классах формируется интерес к учебным предметам, выявляются склонности к различным областям знания, видам труда, развиваются нравственные и познавательные стремления. Однако этот процесс происходит не автоматически, он связан с активизацией познавательной деятельности учащихся в процессе обучения, развитием самостоятельности школьников. Выполнение творческих заданий требует большой подготовительной работы. Однако они гарантируют «разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития» [13]. Библиографический список: 1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / под ред. Г.И. Щукиной. - М.: Просвещение, 1984.
2. Волина В.В. Учимся играя. - М.: Новая школа, 1994. - 448 с.
3. Волина В.В. Учимся играя. - М.: Новая школа, 2005.
4. Гордеев Е.В., Дмитрюк М.В. Творческий подход к изучению слов с непроверяемым написанием // Начальная школа. 1995. № 3.
5. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. - М.: Юрайт, 2000. - 523 с.
6. Львов М.Р. Хрестоматия по методике русского языка: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1996. - 352 с.
7. Педагогический словарь / под ред. И.А. Каирова. - М.: Изд-во Академия педагогических наук, 1960. I том. -775 с.
8. Педагогический словарь / под ред. И.А. Каирова. - М.: Изд-во Академия педагогических наук, 1960. II том. -767 с.
9. Рябова Т.А. Работа над усвоением слов с непроверяемым написанием на уроках русского языка в начальной школе // [Электронный ресурс]: http:// infourok.ru
10. Трегубова Г.В. Развитие творческого мышления на уроках русского языка // Начальная школа. 1995. № 6.
11. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения / под ред. А.И. Пискунова. - М., 1974.
12. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. - М.: Педагогика, 1971.
13. Федеральный государственный образовательный стандарт. - М., Просвещение, 2010.
го
_0
со
К
О
о
^
о
о
^
ср
X _0
го н
^ о
о ю
ср го
^ ср
го
X о
ш о ^ ^ о ф
S т
X S
_0 -&
го
о ср
^
3 о
X -&
ср
э о
ч о
го X
ц ср
S го ш
го о
о ц
ф о
ср ф S
н JS
I S
S X
о го
Ч
о го
I СО
_0 с; Ф X S ^
н го ш го О ф т ср
X СО О С о CG н
к s ф S X
X го ш о го ш о со
ср Л
S Ц
S о
ср с
о о
-& S со
S Ф
н ср
^ ф
IZ т