Формирование познавательного интереса учащихся на уроках математики Малаева Т. Х.
Малаева Тамара Халмеденовна /Malaeva Tamara Halmedenovna - учитель математики,
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя школа № 12 МО «Ахтубинский район», п. Верхний Баскунчак, Астраханская обл.
Аннотация: важнейшей задачей школы является воспитание творческих людей. Каждому ученику -помочь найти свое призвание и следовать ему. Именно в школе молодой человек должен определить, какая наука его больше всего интересует. Это не значит, что каждый сегодняшний школьник станет ученым, часть из них не будет учиться в ВУЗе, но в любой сфере приложение сил и ума человека нужны. Abstract: the most important task of the school is to educate creative people. Each student help to find his vocation and follow it. It was at school the young man must decide what science he is most interested in. This does not mean that every student will present the scientists, some of them will not learn in high school, but in any area of application offorces and the human mind are needed.
Ключевые слова: занимательный материал, познавательный интерес, познавательная деятельность. Keywords: amusing material, cognitive interest, cognitive activity.
Сформировать глубокие познавательные интересы к предмету у всех учащихся невозможно и, наверное, не нужно. Важно, чтобы всем ученикам было интересно заниматься предметом на каждом уроке. Тогда у многих из них первая, ситуативная заинтересованность предметом перерастает в глубокий и стойкий интерес к науке.
В этом плане особое место принадлежит такому эффективному педагогическому средству, как занимательность. Следует различать две составляющие занимательности: внутреннюю, т. е. возможности содержания самого предмета, и внешнюю - методические приёмы учителя (элементы соревнования на уроке, дидактические игры, разнообразие форм и методов урока). В любом из этих случаев занимательность ничего общего не имеет с развлекательностью, желанием упростить предмет.
Вместе с тем занимательность - это приём учителя, который, воздействуя на чувства ученика, способствует созданию положительного настроя к учению и готовности к активной мыслительной деятельности у всех учащихся, независимо от их знаний, способностей и интересов.
Занимательный материал должен привлекать внимание ученика постановкой вопроса и направлять мысль на поиск ответа.
Используя на уроке занимательный материал, учитель должен обязательно поставить вопросы: «Как? Почему? Отчего?» В этом случае занимательный материал не станет развлекательной иллюстрацией к уроку, а вызовет познавательную активность учащихся, поможет им выяснить причинно -следственные связи. Занимательный материал, приводимый учителем на уроке, должен требовать напряжённой деятельности воображения в сочетании с умением использовать полученные знания. Примером такого вида занимательных материалов и заданий являются рассказы-загадки, задачи-шутки, кроссворды по пройденной теме, рассказы и картинки с ошибками, некоторые виды дидактических игр. Подобные задания могут быть составлены самими учащимися, и это, несомненно, повышает их ценность [1, с. 85].
Иногда для ответа на вопрос, содержащийся в тексте, занимательный материал должен требовать достаточно обширных знаний. Это побуждает учащихся читать дополнительную литературу, самостоятельно искать ответы за рамками учебника.
При использовании занимательного материала необходимо учитывать возрастные особенности и уровень интеллектуального развития. В любом случае данный материал не должен быть слишком легким. При выборе дополнительного материала для использования его на уроке учителю следует учитывать увлечения и интересы школьников. Это имеет двоякую цель. Во -первых, дает возможность формировать интерес к предмету через уже имеющийся интерес к другому предмету; во -вторых, помогает сделать особенно интересными повторительно-обобщающие уроки, на которых ученики приводят примеры использования в интересующих их областях. Использование занимательности должно требовать минимума временной затраты, быть ярким, эмоциональным моментом урока. Как показывает опыт, разумнее привести на уроке один - два примера, чем перечислять ряд интересных и эффективных фактов, которые своей многочисленностью не только решает поставленной учителем задачи, но, наоборот, отодвинут ее на второй план [2, с. 120].
Место занимательности на уроке может быть различным. Обычно занимательность связана с элементами неожиданности, в ней привлекает новизна материала. Поэтому ее уместно использовать при создании проблемной ситуации. Занимательность может быть использована при объяснении нового материала. Здесь ее применение неоднозначно:
- учитель использует занимательность как своеобразную разрядку напряженной обстановки в классе при объяснении материала;
- занимательность может служить эмоциональной основой для запоминания наиболее трудных вопросов изучаемого материала.
Использование занимательности дает на уроке надежный эффект, когда учитель правильно понимает занимательность как фактор, определенным образом влияющий на психические процессы, ясно представляет цель использования занимательности в данный момент. Занимательность должна применяться на уроке обязательно в сочетании с другими дидактическими средствами.
Литература
1. Щукина Г. И. «Проблема познавательного интереса в педагогике». М. 1971 г., 179 с.
2. Савина В. К. «Формирование познавательных интересов учащихся». Л. 1970 г., 233 с.