DOI: 10.15293/1813-4718.1805.05 УДК 373.1+372.016
Поселягина Лариса Вячеславовна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогической психологии и педагогики, Казанский инновационный университет имени В. Г. Тимирясова (ИЭУП), Livnevy@mail.ru, ORCID 0000-0001-9251-5201, Казань
диагностика уровней развития
эстетической культуры современных школьников
Аннотация. Проблема и цель. В статье обоснованы условия эстетического образования на основе интеграции историко-педагогического и социально-ориентированного подходов.
Цель статьи - выявить и обосновать частные тенденции развития эстетической культуры современных школьников на занятиях гуманитарного цикла.
Методология. Исследование проводилось на основе учета положительных тенденций развития эстетической культуры обучающихся в интеграции с общественной значимостью подготовки подрастающего поколения. Было определено, что эстетический идеал представляет всесторонне развитый человек, активный общественный деятель; гимназическое образование носит гуманистическую направленность, человечность в отношении ко всем субъектам образовательного процесса; непрерывное развитие эстетической культуры обучающихся, родителей, педагога; организация досуга воспитанников средствами искусств: изобразительного искусства, музыки, театра, хореографии и т. д.; изучение русского, французского, немецкого, латинского, древнегреческого языков, истории отечества, литературы, эстетики должно основываться на историческом контексте, включении в эстетическую среду; выбор методов обучения и воспитания основывается на принципах при-родосообразности и наглядности. Определены критерии уровня развития познавательных универсальных учебных действий (УУД) младших школьников: отличается прилежанием к учению; проявляет интерес к предмету; на уроках активен; задаёт вопросы, стремится на них ответить; интерес направлен на объект изучения; проявляет любознательность; самостоятельно выполняет задания учителя; проявляет устойчивость волевых стремлений. Рассмотрены условия применения проблемных ситуаций на уроках русского языка в начальной школе. Аргументированы методы активизации учащихся с учетом цели развития эстетической культуры: сочинение по картине; сочинение с грамматическим заданием; творческая работа с элементами сравнительной характеристики; сочинение-миниатюра; написание сказки, применение занимательного материала. Выявлены критерии уровней развития эстетической культуры воспитанников: потребностно-мотивационный, познавательный, эмоционально-оценочный, деятельностный. На основе исследования был разработан и проводился курс «Развитие эстетической культуры обучающихся средствами искусства, трудовой деятельности, природы, общения, окружающей среды».
В заключении представлены результаты: определена динамика развития эстетической культуры обучающихся. Выявлена прямая связь между развитием познавательной и эстетической сферы.
Ключевые слова: историко-педагогический подход, социально-ориентированный подход, познавательная и эстетическая сферы.
Постановка задачи. Современное состояние российского общества в экономической, социальной, политической сферах напрямую связано с необходимостью распространения высокой духовности, толе-
рантности, нравственной, эстетической культуры. В настоящее время система образования в России характеризуется частой сменой целей, ориентиров развития обучающихся. Важно, чтобы заимство-
вание зарубежного опыта основывалось на богатейших отечественных традициях воспитания обучающихся [10]. При этом мы рассматриваем современную школу во взаимодействии с учреждениями культуры, общественными организациями, исследовательскими институтами, производством, экономикой, бизнесом и т. д. с целью социальной интеграции урочной и внеурочной, воспитательной, художественной, будущей профессиональной, проектной, научно-исследовательской де-ятельностей учащихся.
Научная экспозиция, введение в проблему. Значимыми в обосновании стратегии исследования явились работы, связанные с историческими аспектами развития сознания (и в том числе эстетического), вопросами философии и методологии образования в контексте эстетического развития личности (А. Г. Асмолов, М. М. Бахтин, Н. А. Бердяев, В. С. Библер, А. В. Бруш-линский, А. И. Буров, Л. С. Выготский, М. С. Каган, Д. С. Лихачев, Г. В. Мухаметзя-нова, Г. А. Петрова, Л. П. Печко и др.). Мы основывались на интеграции историко-пе-дагогического и социально-ориентированного подходов. Особенности проведения историко-педагогических исследований: анализ комплексных тенденций развития образования в контексте всемирного образовательного пространства; учет положительных тенденций в педагогике; изучение нравственной ценности для развития личности в социуме историко-педагогических исследований; изучение влияния российской эстетики и эстетики российского зарубежья на школьное образование. Опора на методологическую базу придает учебному процессу фундаментальность, является связующей нитью во всем многообразии представленных технологий обучения. Разработке методов диагностики уровней эстетической культуры воспитанников предшествует формулирование общего методологического подхода, который и определяет целевую направленность учебного
процесса. Диагностику уровней развития эстетической культуры обучающихся мы проводили с позиций социально-ориентированного, историко-педагогического, эстетико-педагогического подходов. Социально-ориентированный подход в эстетическом образовании исходит из требования основываться на общественной значимости подготовки подрастающего поколения [3; 4]. Историко-педагогический подход предполагает расмотрение эстетического развития обучающихся в России как процесса; изучение изменений во времени структурных компонентов системы, их переход на новый уровень под влиянием внешних и внутренних факторов. Эстети-ко-педагогический подход основывается на изучении категорий эстетики и анализе их применения в системе эстетического воспитания учащихся.
Необходимым условием общего и эстетического развития личности является эстетическое воспитание. В процессе эстетического воспитания происходит развитие эстетической культуры личности. Именно цель развития эстетической культуры личности являлась определяющей при формулировании целей, отборе содержания образования, выборе методов обучения, во многом определяла жизненные приоритеты, уровень культуры, творческую направленность деятельности воспитанников [6; 9]. Эстетическая культура личности представляет целостное единство эстетического сознания и эстетической деятельности. Эстетическое сознание включает в себя эстетическое восприятие, эстетические чувства, эстетический вкус, интересы, потребности, идеал и т. д. Эстетическая деятельность подразумевает: эстетический аспект всех видов деятельности воспитанников; исполнение или создание произведений искусства или других эстетически значимых ценностей; творческую деятельность. Цель развития эстетической культуры личности достигается в условиях функционирования системы эстетического
воспитания. Диагностику уровней развития эстетической культуры личности мы проводили по следующим критериям: по-требностно-мотивационный, познавательный, эмоционально-оценочный, деятель-ностный [2].
Исследовательская часть. Результаты нашего исследования нашли отражение в проведении курсов повышения квалификации учителей общеобразовательных учреждений «Развитие эстетической культуры обучающихся средствами искусства, трудовой деятельности, природы, общения, окружающей среды» (Омская гуманитарная академия, 2013-2016), «Психология искусства» (Академия социального образования (КСЮИ), 2008-2013), мастер-классов, серии научно-практических семинаров, круглых столов для учителей общеобразовательных учреждений и студентов педагогических факультетов. Основные положения научного исследования были представлены в публикациях, обсуждены на заседаниях кафедры педагогики и педагогической психологии Академии социального образования (КСЮИ), кафедры педагогики, психологии и социальной работы Омской гуманитарной академии, кафедры социальной педагогики и социальной работы Омского государственного педагогического университета, кафедры педагогической психологии и педагогики Казанского инновационного университета им. В. Г. Тимирясова (ИЭУП), методического объединения учителей русского языка и литературы Кировского района г. Казани, МБУДО «Центр дополнительного образования детей «Заречье» Кировского района» г. Казани, в Городском центре медико-социальной реабилитации г. Казани. Исследование выполнялось при поддержке Инвестиционно-венчурного фонда «50 лучших инновационных идей» (2012).
Анализ системы эстетического развития обучающихся на основе интеграции историко-педагогического и социально-ориентированного подходов проводится
с учетом условий:
- воспитание личности обучающегося является средством его духовного развития;
- эстетический идеал - всесторонне развитый человек, активный общественный деятель;
- гимназическое образование носит гуманистическую направленность;
- осуществляется развитие эстетической культуры обучающихся, родителей, педагога;
- организация досуга воспитанников происходит средствами искусств: изобразительного искусства, музыки, театра, хореографии и т. д.;
- большое внимание уделяется изучению русского, французского, немецкого, латинского, древнегреческого языков, истории отечества, литературы, эстетики;
- выбор методов обучения и воспитания основывается на принципах природо-сообразности, наглядности, красоты [8] (Г. А. Петрова, Л. П. Печко, Л. В. Школяр и др.).
В нашем исследовании мы выбрали для изучения цикл гуманитарных дисциплин. Основой формирования и развития мышления, интеллектуальных способностей учащихся, навыков самостоятельной учебной деятельности является изучение языков. Так, русский язык как школьный предмет выполняет особую функцию, являясь не только объектом изучения, но и средством обучения всем школьным дисциплинам. Учебный предмет «Русский язык» обеспечивает формирование личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивают развитие знаково-символи-ческих действий - замещения (например,
звука буквой), моделирования (например, состава слова путём составления схемы) и преобразования модели (видоизменения слова).
Экспериментальная работа проводилась на базе МБОУ «Белоусовская ОШ» д. Бе-лоусовка Омской области, участвовали ученики 3-го класса в количестве восьми человек, обучающиеся по программе «Школа России» (исследование провела О. И. Костюк). Для осуществления педагогической диагностики уровня развития познавательных УУД младших школьников был разработан критериальный аппарат. Выявлены следующие критерии: отличается прилежанием к учению; проявляет интерес к предмету; на уроках активен; задаёт вопросы, стремится на них ответить; интерес направлен на объект изучения; проявляет любознательность; самостоятельно выполняет задания учителя; проявляет устойчивость волевых стремлений.
Изучение особенностей познавательного развития младших школьников позволяет условно разделить их по уровню развития этого качества на три группы. К первой группе относятся хорошо успевающие дети. Учение их увлекает, потому что в процессе познания совершенствуются знания. Они хорошо владеют учебным материалом в пределах программы, а зачастую и сами интересуются сущностью того или иного события. В своих ответах дети обнаруживают глубокие знания, способность уточнить, дополнить ответы товарищей. Для таких школьников характерна творческая активность. В процессе познания они сосредоточены, внимательны, знакомство с новым вызывает у них оживление, удовлетворение, радость, что проявляется во внешней активности. Эти дети увлекаются чтением, слушают и смотрят телепередачи, участвуют в кружках, занимаются художественным творчеством.
Дети, относящиеся ко второй группе, также хорошо успевают. Они с интересом ходят в школу, хорошо усваивают учебный
материал, предусмотренный программой, часто задают вопросы для выяснения того или иного факта, но глубина их интересует не всегда. Знакомство с новым вызывает у них оживление и внешняя активность в основном высокая. Читают дети эпизодически, участвуют в работе кружков, занимаются художественным творчеством, но не целенаправленно, не проявляют особых усилий, если теряют интерес к избранной деятельности.
Дети третьей группы учатся, как правило, по принуждению. У младших школьников этой группы знания несистематические, ответы могут быть хорошими, но посредственными и неудовлетворительными. Все задания их мало интересуют, поэтому вопросы они задают редко, стараясь выполнять задания по готовому плану. Только интересный, занимательный материал может вызвать у них оживление. Для таких школьников характерно неустойчивое внимание. Они мало и без особого желания занимаются художественным творчеством или посещают занятия в кружках. Свободная познавательная деятельность этих детей нецеленаправленна.
Высокий уровень - 6-8 баллов: высокое познавательное развитие; увлечённый процесс самостоятельной деятельности, стремление к преодолению трудностей. Средний уровень - 3-5 баллов: познавательное развитие, требующее побуждений учителя; зависимость самостоятельной деятельности от ситуации; преодоление трудностей с помощью других, ожидание помощи. Низкий уровень - 0-2 балла: познавательная инертность; мнимая самостоятельность действий; полная бездеятельность при затруднениях.
Изучив данные, полученные в ходе наблюдения, можно сделать следующий вывод: в классе обучающихся с высоким уровнем - 25 %, со средним уровнем -38 %, с низким уровнем - 37 %.
Из диагностики уровня познавательного развития младших школьников на уроках
русского языка следует, что необходимо применять такие способы работы с детьми, которые будут способствовать её активизации. После проведения констатирующего эксперимента уровень познавательного развития на уроках русского языка был на недостаточно высоком уровне. Поэтому мы разработали комплекс заданий с применением проблемных ситуаций, занимательного материала, творческих заданий, которые способствуют развитию познавательной деятельности, а также провели открытый урок по русскому языку на тему «Непроизносимые согласные в корне слова». В настоящее время познавательное, эстетическое, коммуникативное развитие обучающихся часто организуется в условиях решения проблемной ситуации [7]. В начальной школе ученики ещё не в силах самостоятельно решать проблемные задачи, поэтому учитель показывает путь исследования проблемы, излагая её решение от начала до конца. И хотя ученики являются лишь наблюдателями размышлений, они получают хороший урок разрешения познавательных затруднений. Проблемная ситуация - это интеллектуальное затруднение ученика, появляющееся в случае, когда он знает, как объяснить возникшую проблему, но в действительности не может достичь цели известным ему способом. Это побуждает ученика искать новый способ объяснения.
При изучении темы «Род имён существительных» детям предлагается определить род существительных: окно, столы, дверь, книга, пенал, деревья, ребята. Когда учащиеся дойдут до слова «ребята», возникает проблемная ситуация. Как определить род? Можно ли поставить это слово в единственное число? Значит, какой вывод можем сделать? (существительные, которые употребляются только во множественном числе, рода не имеют). Познавательная потребность возникает у младшего школьника в том случае, если достичь цели с помощью известных ему способов
действительно невозможно. При формировании знаний дифференцированная работа используются в комплексе с фронтальной. Применяются дифференцированно-групповые формы работы на уроках русского языка [1]. Работа организуется следующим образом. Преподаватель сначала излагает материал всем. Затем ученикам первой (с высшими возможностями), второй групп (с высокими возможностями) предлагает работать с другими источниками знаний, а с учащимися третьей (со средними учебными возможностями), четвёртой (с низкими возможностями) групп разбирает материал вторично, уточняя отдельные моменты, ещё раз аргументируя основные положения. На этом этапе учащиеся со средними и низкими учебными возможностями, отвечая на вопросы учителя, систематизируют знания. Для них обычно воспроизводящая деятельность вместе со всеми малоэффективна. Работа же над дополнительными источниками обогащает их знания, эффективно способствует формированию умений и навыков.
С целью развития познавательной деятельности мы применяли следующие виды работ творческого характера: сочинение по картине; сочинение с грамматическим заданием; творческая работа с элементами сравнительной характеристики; сочинение-миниатюра; написание сказки. В качестве примера творческой работы приведём сочинение-миниатюру на тему «Вестник весны» учащейся В.: «Скворец - это красивая птица. Его перья переливаются на солнце разными цветами. Скворцы, как и другие птицы, вьют гнёзда. Но больше всего им нравится жизнь в скворечниках. Скворец не только красив, но и умён. Он может передразнивать собаку. Скворцы - очень полезные птицы. Они истребляют за лето большое количество вредных насекомых».
Учащаяся В. написала сочинение хорошо. Описание получилось кратким и точным, прилагательные употреблялись уместно, без излишеств, но в тексте
присутствует лексический повтор слова «скворец». Над этим нужно ещё работать. В целом ребята с заданием справились. Разновидностью творческой работы является сочинение с элементами сравнительной характеристики, с элементами описания. В ходе эксперимента были проведены такие работы. Перед написанием сочинений проводилась большая подготовительная работа. Дети наблюдали за изменениями природы весной, сравнивали описание весны в произведениях разных авторов, характеризовали с помощью прилагательных состояние природы ранней и поздней весной. Первой работой с элементами описания и сравнительной характеристикой было написание сочинения-миниатюры «Деревья весной». На экскурсиях дети рассматривали деревья, сравнивали их ранней и поздней весной. На уроках русского языка они написали сочинения. Приведём примеры некоторых работ.
Из сочинения учащегося Д.: «Ранней весной просыпаются деревья от долгого зимнего сна. Они оживают, тянутся к теплу каждой веточкой. Яркое солнце согревает их. Смолистые почки набухают. Чуть позднее появляются клейкие зелёные листочки». А это строки из сочинения учащейся Л.: «К концу весны на деревьях появились молоденькие листочки. Они нежно-зелёные, пахучие. Майские деревья стоят, словно в зелёной дымке».
При выполнении следующей работы от детей требовался ещё более творческий подход. Ребята писали сочинение на тему «Разная весна». Сравнивались ранняя и поздняя весна. Отрывок из сочинения учащейся Д.: «Сияет ласковое солнце. Оно светит так ярко, что даже слепит глаза. На дороге снег уже побурел, смешался с землёй. От солнечного тепла он начал таять и оседать. С крыш капает звонкая капель, как весёлые нотки...». Совсем другое описание у учащегося С.: «Стоят тёплые ясные дни. Показалась зелёная травка. Деревья оделись в молодую листву. Стройные
берёзки украсили свой наряд золотыми серёжками...».
Ученики точно подметили изменения в природе в разные периоды весны и описали их в своих сочинениях. Они использовали эпитеты, сравнения для построения ярких предложений. Передали с помощью выразительных средств свое отношение, эстетическое чувство, радость от прихода весны после долгой зимы.
Творческие работы служат не только цели овладения учебным материалом, но и цели повышения активности и самостоятельности учащихся, развития у них творческого подхода к решению конкретных вопросов, формированию познавательных интересов учащихся, развитию эстетической культуры. Проведённая работа по использованию на уроках творческих заданий показала, что учащиеся справились с написанием сочинения успешно. Ребята более красочно и полно описали действие картины. Они использовали эпитеты, составляли сложные предложения, замечали мелкие детали на картине. Сочинения были не перечислением изображённых художником предметов, а связным текстом. Исходя из этого, можно сказать, что использование творческих заданий укрепляет познавательный интерес школьников, создаёт базу для дальнейшего развития познавательной деятельности учащихся.
Одним из средств активизации познавательной деятельности является занимательный материал. Элементы занимательности вызывают у детей интерес к процессу познания, помогают им усвоить учебный материал. При использовании занимательности в процессе обучения следует учитывать степень трудности вопросов и заданий, индивидуальные особенности учащихся, их отношение к предмету, поэтому учителю нужно тщательно подходить к отбору занимательного материала.
На уроке закрепления темы «Имя прилагательное» используется схема. Школьники составили её вместе с учителем, отве-
чая на вопросы: Как вы считаете, что самое главное у дерева? (Корни). Там, где располагаются корни, мы и поместим название нашей темы. Куда поступают питательные вещества, влага корней? (В ствол). Что мы расположим вдоль ствола? (Что обозначает имя прилагательное, на какие вопросы отвечает). Как вы думаете, что можно расположить на ветках? (Как изменяется имя прилагательное). А на листочках? (Уточнения).
Далее шла работа с составленной схемой, учитель записывал примеры, которые предлагали дети, составляли вместе предложения, рассказы об имени прилагательном. Занимательный материал способствовал активизации познавательной деятельности, пробудил интерес к работе. С большим интересом выполняют ученики такие занимательные задания, как разгадывание кроссвордов. К занимательному материалу относится и дидактическая игра, которая повышает познавательное развитие школьников, они становятся более заинтересованными в процессе обучения, задают больше вопросов, пытаются на них ответить. Учащимся были предложены следующие игры: «Кто больше?» и «Найти слово». Ребята подобрали много интересных слов. Например, учащийся А. подобрал такие эпитеты к слову «улыбка»: загадочная, обворожительная, красивая. А учащаяся Е. иней увидела серебристым, сверкающим, пушистым. Игра «Найди слово»: к каждой паре слов подберите такое прилагательное, которое с одним словом употребляется в прямом значении, а с другим - в переносном. Почти все ребята справились с заданием. У некоторых учащихся вызвали затруднения слова из первого столбика. Данный занимательный материал использовался на уроках закрепления темы «Имя прилагательное». Нужно отметить, что учащиеся выполняли задания активно, с увлечением, получали удовольствие от работы.
Результаты исследования. В заключение эксперимента для определения уровня
познавательной активности мы взяли ту же методику, что на констатирующем этапе: обучающихся с высоким уровнем развития - 38 %, со средним уровнем - 50 %, с низким уровнем - 12 %. По сравнению с данными, которые были получены в начале эксперимента, наблюдался рост познавательного развития. Экспериментальная работа показала, что повышенное внимание к способам развития познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка позволяет решить многие проблемы в интеллектуальной, эмоционально-волевой деятельности детей и их развитии.
Заключение. Проведенное нами исследование по диагностике уровней развития эстетической культуры воспитанников на примере технологии проблемного обучения позволило прийти к выводу, что диагностика развития обучающихся должна включать диагностику уровней развития эстетической культуры на основе потреб-ностно-мотивационного, познавательного, эмоционально-оценочного, деятель-ностного критериев. Нами была выявлена взаимосвязь между познавательным развитием обучающихся в условиях проблемного обучения и эстетическим [5]. Дифференциация применительно к отдельным обучающимся учитывает наряду с уровнем развития познавательной сферы и уровень развития эстетической культуры. При определении уровней развития умственной сферы школьников проводится диагностика эстетического развития. Целенаправленная деятельность педагога по развитию познавательной деятельности учеников имеет эстетический аспект: применяются такие виды работ, как сочинение по картине; сочинение с грамматическим заданием; творческая работа с элементами сравнительной характеристики; сочинение-миниатюра; написание сказки. В процессе познавательной деятельности осуществляется и эстетическая деятельность: обучающиеся читают стихотворения, ис-
полняют песни, обращаются к произведениям изобразительного искусства и др. Таким образом, достигается цель гармо-
ничного развития личности с учетом эстетической составляющей.
Библиографический список
1. Мухина В. С. Феноменология развития и бытия личности. - М.: Просвещение, 2007. -640 с.
2. Петрова Г. А. Воспитание эстетической культуры будущих педагогов в условиях университетского образования: учеб.-метод. пособие. - Казань: Центр инновационных технологий, 2009. - 152 с.
3. Поселягина Л. В. Вопросы эстетического воспитания в условиях женского образования России во второй половине XIX века // Наука о человеке: гуманитарные исследования. -2015. - № 2 (20). - С. 130-136.
4. Поселягина Л. В., Маврин С. А. Эстетическая культура как категория русской национальной педагогики: монография. - Омск: Изд-во ОмГА, 2016. - 164 с.
5. Роджерс Н. Фасилитация творчества // Вопросы психологии. - 2007. - № 6. - С. 64-73.
6. Рождественский Б. П., Петрова Г. А.
Ка-
О художественном оформлении школы. зань: Изд-во Казан. ун-та, 1963. - 66 с.
7. Таранова М. В. Технология веб-квеста в условиях одарённости школьников при обучении их математике: проблемы, новые решения // Сибирский педагогический журнал. -2015. - № 4. - С. 63-70.
8. Якобсон П. М. Психология художественного восприятия. - М.: Искусство, 1964. - 86 с.
9. Яфальян А. Ф. Эстетический образ как проект профессиональной жизни будущих педагогов // Фундаментальные исследования. -2008. - № 7. - С. 96-97.
10. Grath Mc. Simon Vocational Education and Training for Development: A Policy in Need of a Theory? [Электронный ресурс] // International Journal of Educational Development. - 2012. -Vol. 32, № 5. - P. 623-631. - URL: www.eric. ed.gov/ERICWebPortal/detail?accno (дата обращения: 05.05.2018).
Поступила в редакцию 11.08.2018
Poselyagina Larisa Vyacheslavovna
Cand. Sci. (Pedag.), Assoc. Prof. of the Department of Pedagogical Psychology and Pedagogy, Kazan Innovative University named after V. G. Timiryasov (IEML), Livnevy@mail.ru, ORCID 0000-0001-92515201, Kazan
diagnostics of levels of development of aesthetic culture of modern students
Abstract. Problem and goal. The article substantiates the conditions of aesthetic education based on the integration of historical, pedagogical and social-oriented approaches. The purpose of the article is to identify and justify the main trends in the development of aesthetic education in the modern Russian school. Methodology. The study was conducted on the basis of taking into account the positive trends of aesthetic education in integration with the social significance of the training of the younger generation. It was determined that the education of the student is a means of personal development; aesthetic ideal is a fully developed person, an active public figure; gymnasium education is humanistic orientation, humanity in relation to all subjects of the educational process; continuous development of aesthetic culture of students, parents, teacher; the organization of leisure of pupils by means of arts: fine arts, music, theater, choreography, etc.; the study of Russian, French, German, Latin, ancient Greek languages, the history of the Fatherland, literature, aesthetics should be based on the historical context, the inclusion in the aesthetic environment; the choice of methods of training and education is based on the principles of naturalness and visibility.
Criteria of level of development of cognitive universal educational actions (UUD) of younger school students are defined: differs in diligence to the doctrine; shows interest in a subject; during the lessons he is emotionally active; asks questions, seeks to answer them; interest is directed to the object of study; shows curiosity; independently performs the tasks of the teacher; shows the stability of volitional aspirations. The conditions of productive activities, problem situations at the Russian language lessons in primary school. The methods of activation of cognitive, aesthetic sphere of students are reasoned: composition on a picture; composition with a grammatical task; creative work with elements of comparative characteristic; composition-miniature; writing a fairy tale, the use of entertaining material. The identified criteria of levels of development of aesthetic culture of pupils: the requirement of motivational, cognitive, emotional and evaluative, activity. On the basis of the research the course «Development of aesthetic culture of students by means of art, work, nature, communication, environment» was developed and conducted. In conclusion, the results are presented: the dynamics of the cognitive, aesthetic sphere of students. The direct connection between the development of cognitive and aesthetic sphere is revealed.
Keywords: historical, pedagogical and social-oriented approaches, cognitive and aesthetic sphere.
References
1. Mukhina, V. S., 2007. The Phenomenology of development and being of the individual. Moscow: Education Publ., 640 p. (In Russ.)
2. Petrova, G. A., 2009. Education of aesthetic culture of future teachers in the conditions of University education: studies.-method. a manual. Kazan: Center for innovative technologies Publ., 152 p. (In Russ.)
3. Poselyagina, L. V., 2015. The problems of aesthetic education in the conditions of women's education in Russia in the second half of the XIX century. Human Science: humanitarian studies, 2 (20), pp. 130-136. (In Russ.)
4. Poselyagina, L. V., Mavrin, S. A., 2016. Aesthetic culture as a category of Russian national pedagogy: monograph. Omsk: OmSA Publ., 164 p. (In Russ.)
5. Rogers, N., 2007. Facilitation of creativity. Questions of psychology, 6, pp. 64-73. (In Russ.)
6. Rozhdestvensky, B. P., Petrova, G. A., 1963. About Christmas decorating schools. Kazan: Kazan University Publ., 66 p. (In Russ.)
7. Taranova, M. V., 2015. Technology of web quest in the conditions of gifted students in teaching them mathematics: problems, new solutions. Siberian pedagogical journal, 4, pp. 63-70. (In Russ.)
8. Yakobson, P. M., 1964. Psychology of artistic perception. Moscow: Art Publ., 86 p. (In Russ.)
9. Yavalyan, A. F., 2008. Aesthetic way of life of future educators. Fundamental research, 7, pp. 96-97. (In Russ.)
10. Mc Grath, 2012. Simon Vocational Education and Training for Development: A Policy in Need of a Theory? International Journal of Educational Development, 32, 5, pp. 623-631 [online]. Available at: www.eric.ed.gov/ERICWebPortal/ detail?accno (accessed 05.05.2018).
Submitted 11.08.2018