2. Talyzina N. F. Upravlenie protsessom usvoeniya znaniy (psikhologicheskie osnovy). Izd-e 2-e [Control of process of knowledge acquirement (psychological basis). 2nd ed.]. Moscow: Izd-vo MGU, 1984.
3. Problemy doshkolnogo obrazovaniya XXI v.: ma-terialy nauch.-prakt. konf., posvyashch. 110-leti-yu so dnya rozhdeniya E. A. Flerinoy (Problems of preschool education in the XXI century: proceedings of research and practical conference devoted to 110th anniversary of E.A. Flerina's birth). 21 march 2000. Moscow: MPGU, 2000. 283 p.
4. Nepomnyashchaya N. I. Stanovlenie lichnosti re-benka 6—7 let (Achievement of personhood by a child of 6-7 years). Moscow, 1992.
5. Vygotskiy L. S. Psikhologiya razvitiya cheloveka (Psychology of human development). Biblioteka vsemirnoy psikhologii (Series of books on world psychology). Moscow: Smysl: Eksmo, 2005. 1136 p.
6. Smirnov S. D. Psikhologiya obraza: problema ak-tivnosti psikhicheskogo otrazheniya (Psychology of image: problem of psychic reflection activity). Moscow: Izd-vo MGU, 1985. 232 p.
7. Bogoyavlenskaya D. B. Psikhologiya tvorcheskikh sposobnostey (Psychology of creative abilities). Moscow: Akademiya, 2002. 320 p.
8. Zinchenko V. P. Psikhologicheskaya pedagogika. Ma-terialy k kursu lektsiy. Ch. I. Zhivoe Znanie (Psychological pedagogics. Materials for series of lectures. P. 1. Real knowledge). Samara, 1998. 216 p.
9. Leites N. S. Vozrastnaya odarennost shkolnikov: ucheb. posobie (Age-related endowments of schoolchildren: tutorial). Moscow: Akademiya, 2000. 320 p.
10. Zaporozhets A. V. Izbr. psikhol. tr.: v 2 t. (Psychol. selectas: in 2 vol.). Vol. 1. Moscow, 1986.
11. Bruner Dzh. Psikhologiya poznaniya: za predelami neposredstvennoy informatsii (Psychology of cognition: outside of direct information). Translated by K. I. Babitskiy, Ed. Luriya A. R. Moscow: Progress, 1977.
12. Vzaimodeystvie nauk. Teoreticheskie i prak-ticheskie aspekty (Interface between sciences. Theoretical and practical aspects). Ed. Kedrov B. M., Smirnov P. V. Moscow: Nauka, 1984. 330 p.
УДК 373 ББК 88.251
ДИАГНОСТИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
DIAGNOSTICS OF SENIOR PUPILS' COGNITIVE INTEREST AT SECONDARY COMREHENSIVE SCHOOL
Е. В. Ненахова
В статье обоснована система критериев для диагностики познавательного интереса у обучающихся старших классов, дана характеристика уровней развития познавательного интереса у старшеклассников, представлен диагностический материал для определения уровня развития познавательного интереса у старшеклассников.
Е. V. Nenakhova
The article describes the criteria system for diagnostics of senior pupils' cognitive interest and gives characteristics to levels of its development as well as provides the diagnostics material for determining this level.
Ключевые слова: познавательный интерес, критерии и уровни познавательного интереса, методы диагностики.
Keywords: cognitive interest, criteria and levels of cognitive interest, diagnostics methods.
Проблема познавательного интереса привлекает к себе внимание ученых и педагогов на протяжении всего периода развития науки и существования школы. Большой вклад в развитие проблемы познавательного интереса внесли такие исследователи,
как Л. И. Божович, В. Б. Бондаревский, П. Я. Гальперин, А. К. Дусавицкий, А. Н. Леонтьев, А. К. Маркова, А. Я. Миленький, Н. Г. Морозова, С. Л. Рубинштейн, Г. И. Щукина и другие. Анализ научной литературы, теории и практики педагогической деятельности показывает, что познава-
Таблица 1
Характеристика уровней познавательного интереса обучающихся старших классов средней
общеобразовательной школы
Критерии Уровни
ниже среднего средний выше среднего
Регулятивный Обучающийся не сосредоточен, внимание рассеяно, часто отвлекается, учебный материал урока не запоминает, при затруднении бездействует Эпизодическая сосредоточенность внимания обучающегося, следит за основными этапами урока, может повторить главную мысль урока, при возникновении трудностей обращается за помощью Обучающийся сосредоточен, проявляет усилие, пытливость, стремится самостоятельно преодолеть трудности, запоминает основное содержание урока
Содержательно-деятельностный Обучающийся пассивен во время урока, отсутствует самостоятельность в выполнении заданий, проявляется эпизодический интерес к предмету, обусловленный внешней привлекательностью, необходимостью получения хорошей оценки или непосредственной связью с предметом его интереса Активность обучающегося в урочное и внеурочное время зависит от степени его включения учителем в деятельность, самостоятельно выполняет задания по известным ему образцам, накопленные знания ограничиваются рамками школьной программы, использование достижений науки в интересующей предметной области Проявляет активность и самостоятельность как во время урока, так и во внеурочное время, стремление выйти за пределы учебной программы, установление закономерностей и причинно-следственных связей, поиск новых (индивидуальных) способов решения задач, способен переносить имеющиеся знания в незнакомую ситуацию, использование достижений науки в других предметных областях
Эмоциональный Неуравновешенное эмоциональное состояние обучающегося, безразличие может сменяться негативным выплеском эмоций, редкое проявление положительных эмоций Эмоциональное состояние ровное, ситуативное проявление положительных эмоций Приподнятое настроение, яркое проявление положительных эмоций
тельный интерес - сложное многозначное явление. Наиболее общее определение познавательного интереса, на наш взгляд, разработано Г. И. Щукиной. Автор под познавательным интересом понимает «избирательную направленность личности, обращенную к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями» [1, с. 13]. Данное определение служит ориентиром в нашем исследовании.
Трудность исследования познавательного интереса определяется тем, что он имеет различную природу возникновения, характер проявления и развития. Значимым на всех этапах исследования познавательного интереса является его диагностика. Опираясь на исследования Г. И. Щукиной, под диагностикой познавательного интереса понимается совокупность различных методов, позволяющих выявить исходный уровень познавательного интереса, а также его развитие в процессе обучения.
Для диагностики познавательного интереса необходимо выделить систему критериев. Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что разными исследователями (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, Л. С. Славина, Г. И. Щукина и др.) были разработаны критерии и показатели сформированности познавательного интереса. На основе исследований, проведенных Г. И. Щукиной, в также при обобщении показателей, выделенных другими исследователями, мы выделили следующие критерии: содержательно-деятельностный, эмоциональный, регулятивный. Показателями содержательно-деятельностного критерия являются: характер задаваемых вопросов, установление закономерностей, самостоятельность в выпол-
нении заданий, поиск новых (индивидуальных) способов решения задач, участие во внеурочной деятельности, использование достижений науки в других предметных областях и повседневной деятельности. К показателям эмоционального критерия относим проявление эмоций, переживаний во время деятельности, настроение обучающихся. Регулятивный критерий подразумевает стремление завершить выполнение задания, пытливость, сосредоточенность внимания, реакция обучающихся на звонок, выбор обучающимися сложности задания.
В процессе возникновения и развития познавательного интереса выделяют несколько уровней его развития, что имеет большое значение для педагогической практики. В психолого-педагогической литературе не существует единого мнения к определению уровня развития познавательного интереса. Основываясь на исследованиях Г. И. Щукиной, нам представляется целесообразным выделить три уровня развития познавательного интереса (табл.1).
По мнению исследователей (Н. И. Болдырев, М. А. Данилов, Г. И. Щукина и др.), диагностика познавательного интереса строится на применении комплекса психолого-педагогических методов. В нашем исследовании мы определили следующую совокупность методов: анкетирование, беседа, экспериментальные задания, наблюдение. Для разного возраста обучающихся психологами разработаны различные анкеты для определения наличия и степени выраженности познавательного интереса. Для определения уровня развития познавательного интереса нами были модифицированы и адаптированы для старшеклассников разработки таких авторов, как Э. А. Барано-
Таблица 2
Обработка результатов тестирования
Вариант Баллы Максимальное количество баллов - 30 баллов
а 3 количество баллов уровень познавательного интереса
б 2 0-14 Ниже среднего
в 1 15-23 Средний
г 0 24-30 Выше среднего
ва, К. Н. Волков, Г. Н. Казанцева, В. С. Юркевич. Метод самооценки позволяет выявить ценность, которой испытуемый наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности. Приведем примеры анкет, разработанных для диагностики уровня развития познавательного интереса у обучающихся старших классов.
Тест 1 включает 10 вопросов, в каждом из которых предложено 4 варианта ответов. Содержание вопросов отражает выбранные нами критерии проявления познавательного интереса. Тест адресован старшеклассникам для самооценки. Школьникам предлагается выбрать один вариант ответа, наиболее близкий им.
1. Учиться в школе мне:
а) интересно;
б) скорее интересно, чем неинтересно;
в) скорее неинтересно, чем интересно;
г) совсем неинтересно.
2. Я стремлюсь хорошо учиться, потому что:
а) хочу быть образованным и содержательным человеком;
б) предмет актуален;
в) нужны хорошие оценки в аттестате;
г) я учусь не очень хорошо.
3. Если с первого раза не получился верный ответ при выполнении задания, то я:
а) выполню повторно, не получится - попрошу помощи;
б) сразу попрошу помощи;
в) спишу у одноклассников;
г) откажусь от выполнения.
4. На уроках я работаю активно, потому что:
а) хочу получить знания по предмету;
б) нужно усвоить материал, потому что может пригодиться в будущем;
в) заставляют родители, необходимо исправить оценку;
г) не работаю на уроке, жду его завершения.
5. Если существует возможность самостоятельного выбора степени сложности задания, то я:
а) буду решать сложное, есть возможность подумать;
б) попробую решить сложное задание, не будет получаться - заменю на задание средней трудности;
в) сразу выберу задание средней сложности;
г) выберу самое легкое задание.
6. При выполнении домашнего задания я:
а) всегда стараюсь выполнить самостоятельно;
б) выполняю самостоятельно, но не всегда;
в) списываю у одноклассников;
г) не выполняю.
7. Дополнительные, необязательные задания, которые предлагает учитель, я:
а) всегда выполняю;
б) обычно начинаю, но могу не довести до конца;
№ Высказывание Оценки
0 1 2
1 Я жду урока информатики
2 У меня на уроке преобладает хорошее настроение
3 Я выполняю самостоятельно домашнее задание
4 Мне нравится принимать участие в конкурсах, олимпиадах по информатике
5 Я выполняю дополнительные задания по информатике в классе или дома
6 Я внимательно слушаю учителя
7 Я стараюсь решить задание до конца, даже если оно требует выполнения однотипных длительных операций
8 Я обращаюсь к учителю за консультацией
9 Я могу повторить содержание урока после его завершения
10 Я нахожу собственные способы выполнения задания
11 На уроке я слушаю вопросы учителя и стараюсь отвечать на них
12 Я посещаю с удовольствием внеклассные мероприятия по информатике
13 Мне нравится выполнять творческие задания с использованием дополнительного материала
14 Мне нравится работать самостоятельно на уроке
15 Я бы хотел изучать информатику (раздел информатики) после окончания школы, возможно не занимаясь данной наукой профессионально
Таблица 3
Пример теста для диагностики уровня развития познавательного интереса у старшеклассников
Таблица 4
Обработка результатов теста
Максимальное количество баллов - 30 баллов
Количество баллов Уровень познавательного интереса
0-14 Ниже среднего
15-23 Средний
24-30 Выше среднего
в) выполняю, если есть свободное время;
г) не выполняю.
8. Я обращаюсь к учителю с вопросами или за дополнительной консультацией:
а) да, часто;
б) да, если пропустил тему или что-то непонятно;
в) обычно перед самостоятельной работой;
г) не вижу в этом необходимости.
9. На уроке я обычно выполняю задания:
а) самостоятельно, с желанием;
б) все задания стараюсь выполнить, понимаю, что это нужно;
в) выполняю задания выборочно;
г) жду, пока кто-нибудь выполнит и переписываю.
10. Полученные знания на уроках информатики я применяю при выполнении заданий по другим предметам или в повседневной жизни:
а) да;
б) иногда;
в) нет, недостаточно знаний;
г) не знаю, как можно использовать знания и умения по информатике в других областях.
Тест 2 состоит из 15 высказываний, которые обучающимся предлагается оценить по 3-балльной шкале: 0 - нет (редко), 1 - иногда, 2 - да (часто).
В целях сравнения данных по самооценке старшеклассниками уровня развития познавательного интереса и уточнения уровня развития познавательного интереса мы использовали метод экспериментальных заданий. Обучающимся была предложена письменная работа по информатике, перед выполнением которой ребятам было сообщено, что работа будет проверена, но оценка выставляться не будет, результаты можно узнать индивидуально, задания могут быть выполнены в произвольном порядке и любом количестве. В связи с тем, что данная работа проводилась в начале учебного года, то задания содержали материал за основную школу. Работа состояла из 10 заданий, требующих от обучающихся нестандартного подхода в решении, самостоятельного поиска способа решения, проявления волевых усилий. Задания составлены с использованием и адаптацией материалов Международной игры-конкурса по информатике «Инфознайка» (Н. В. Софронова, А. А. Бельчусов), а также заданий, составленных Д. М. Златопольским «Интеллектуальные игры по информатике». Оценивание работы проводилось по следующим критериям: не приступали к решению - 0 баллов; обучающийся приступил к заданию, но решение не доведено до конца или имеются ошибки в ходе решения задания - 1 балл; в решении задания от-
мечается правильный ход решения, но имеются незначительные замечания - 2 балла; верно выполненное задание с обоснованным решением - 3 балла.
Для теста по самооценке уровня познавательного интереса и экспериментального задания была выбрана единая шкала оценивания - 30 баллов, что позволяет соотносить результаты, полученные разными методами, прослеживать в дальнейшем динамику развития познавательного интереса.
Во время выполнения заданий школьниками работы проводилось наблюдение за эмоциональным состоянием испытуемых, характером их деятельности, оценивалась глубина знаний. Во время выполнения обучающимися предложенной работы составлены их краткие характеристики. Наблюдение, на наш взгляд, является важным методом исследования познавательного интереса. Данный метод позволяет обобщить информацию, установить связи между наблюдаемыми фактами, проследить процесс развития познавательного интереса. Наблюдение, согласно выбранным критериям, осуществлялось нами не только во время проведения экспериментальных заданий, значительная информация может быть получена во время проведения уроков, внеурочных мероприятий, в естественных условиях учебного процесса. Например, во время выполнения предложенных экспериментальных заданий по информатике было отмечено, что некоторые обучающиеся переписывали задачи, которые не получились, или просили карточку домой для выполнения в дальнейшем; некоторые обучающиеся обратились к учителю после окончания работы за пояснениями способа решения задач, которая вызвала затруднения; обсуждение обучающимися между собой задач после завершения урока; напряжение и поиск способов решения задач во время выполнения работы и т. д. Таким образом, наблюдение как метод диагностики познавательного интереса позволяет систематизировать информацию и более глубоко исследовать развитие познавательного интереса.
Беседа как метод диагностики познавательного интереса позволяет получить дополнительную информацию об индивидуальных особенностях обучающихся, установить что-то общее и отличительное для обучающихся конкретного классного коллектива. Беседа проводилась со старшеклассниками и с учителями, работающими с данным классным коллективом.
Диагностика познавательного интереса включает в себя не только определение уровня развития познавательного интереса, но изучение характера познавательного интереса. Г. И. Щукина выделяет:
• аморфный, когда познавательная деятельность лишена активности, волевых усилий, радостного эмоционального тонуса, учение для таких школьников является неприятной обязанностью;
• многосторонний, широкий интерес отличается познавательной активностью, учение приобретает особый личностный смысл, но слабая дифференцированность и устойчивость может препятствовать глубокому освоению школьником определенных предметных областей;
• локальный, стержневой характер интересов сосредоточен на 1-2 смежных областях знаний, это устойчивые, глубокие интересы укрепляются в практической деятельности за пределами учебного процесса [1].
Изучение характера познавательного интереса проводилось с помощью экспериментального задания «Составь расписание» (методика Г. И. Щукиной). Мы предложили обучающимся составить расписание занятий на неделю: количество занятий и выбор предметов не ограничивались, при этом попросили обучающихся прокомментировать причину включения предмета в расписание. В целях сопоставления результатов мы предложили старшеклассникам записать предметы в порядке значимости для них (проранжировать). Анализ работ, а также наблюдение за обучающимися во время выполнения работы (осознанность, серьезность, обоснованность) позволяют
определить не только характер познавательного интереса, но и уточнить наиболее значимые для обучающихся характеристики учебных дисциплин, вызывающих у них интерес. Данная информация позволяет учителю скорректировать формы и методы, используемые на уроках, учитывать интересы и склонности обучающихся.
Таким образом, диагностика познавательного интереса как интегрального качества интеллектуальных, эмоциональных, регулятивных свойств личности представляет собой совокупность взаимообусловленных психолого-педагогических методов.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988. 208 с.
REFERENCES
1. Shchukina G. I. Pedagogicheskie problemy formirovaniya poznavatelnykh interesov uchash-chikhsya (Pedagogical problems of forming cognitive interest by pupils). Moscow: Pedagogika, 1988.208 p.